Привлечение к административной ответственности управляющей компании 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение к административной ответственности управляющей компании 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Итак, собственники МКД (многоквартирного дома) решили провести в МКД собрание. Начать, конечно, нужно с получения реестра собственников. По запросу инициативной группы УК не ответила на ваш запрос о предоставлении реестра собственников? Что делать? Выход есть!

Если такое случилось, то УК нарушила лицензионные требования к своей деятельности, т. е. ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП, что влечет административную ответственность в виде штрафа «на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей».

Нередко встречаются случаи, в том числе об этом не раз говорилось в ваших комментариях к моим ранним публикациям, когда УК просто игнорирует сообщения жителей МКД. Данное бездействие также квалифицируется как административное нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и влекущее «наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».

Привлечь управляющую компанию к административной ответственности может каждый

И это не проект и не предложение. Президиум ВС РФ 5 июня 2019 года сформулировал свою правовую позицию в вопросе «о разграничении составов административных правонарушений при привлечении управляющей организации к административной ответственности».

В обоснование вынесенного постановления легли следующие обстоятельства:

  • все владельцы как жилых, так и нежилых помещений МКД имеют право на обращение в УК по вопросам в части исполнения УК своих как лицензионных требований, так и иных;
  • обращения должны быть приняты и рассмотрены в установленном порядке и соответствующие сроки, они могут быть различны в зависимости от категории обращения;
  • согласно ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса инициатор общего собрания собственников при обращении письменно или путем подачи электронного заявления на сайт ГИС ЖКХ должен получить от УК реестр собственников помещений в МКД. Нужно учитывать, что данное требование является лицензионным и должно расцениваться как часть требований по исполнению обязанности по договору управления МКД. Таким образом, бездействие УК будет образовывать объективную сторону состава админнарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ;
  • в то же время требования, предусмотренные в разделе VII и п. 34 раздела VIII Правил управления МКД, не относятся к лицензионным. Поэтому при их нарушении УК необходимо привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Итак, если вы считаете, что ваши права на законные требования о предоставлении информации нарушены, необходимо написать заявление в прокуратуру, Госжилинспекцию или Роспотребнадзор.

В заявлении необходимо указать на все нарушения УК, также вам придется приложить документальное подтверждение вашего обращения, либо письменное подтверждение в исполнении выдвинутых вами законных требований. Помните, к заявлению прикладываются только копии документов, оригиналы должны всегда находиться у вас.

После проверки в случае подтверждения нарушений, допущенных УК, будет уплачен штраф в соответствии с санкциями.

Административная ответственность управляющей компании

В КоАП РФ уже есть норма, устанавливающая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — это ст. 14.1. Тем не менее законодатель посчитал необходимым ввести норму, касающуюся именно безлицензионной деятельности по управлению МКД, — ст. 14.1.3. Объяснить это можно в первую очередь высокой социальной значимостью деятельности, а значит, повышенной ответственностью организаций и предпринимателей. Неудивительно, что санкции по ст. 14.1.3 гораздо строже.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, обязаны получить соответствующую лицензию до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года ведение данной деятельности без лицензии не допускается. Таким образом, лицензия будет обязательной только с этого момента, значит, и к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, можно привлечь только с указанной даты. Кроме того, лицензия не нужна в ситуации, когда УК, потерявшая ее, обязана продолжать управлять домом до реализации нового способа управления. В этот период оштрафовать УК по ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ нельзя.

Когда УК осуществляет деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований, она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Если обратиться к перечню лицензионных требований, представленному в ст. 193 ЖК РФ, то можно понять, что штраф по ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП РФ будет наложен только в двух случаях:

— при отсутствии у должностного лица УК квалификационного аттестата (либо в случае, если имеющийся аттестат был аннулирован);

— при наличии у должностного лица лицензиата неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести и тяжкие преступления.

Другие лицензионные требования вряд ли образуют состав рассматриваемого правонарушения. К примеру, такое требование, как регистрация лицензиата в качестве юридического лица или ИП на территории РФ, проверяется при первичной выдаче лицензии. Еще одно лицензионное требование — отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату (информация хранится три года). Если лицензия аннулируется, ее действие прекращается со дня внесения соответствующих записей в реестр (ч. 3 ст. 199 ЖК РФ). Поэтому управление МКД, притом что действие лицензии прекращено, следует расценивать как другое правонарушение — осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, если такая лицензия обязательна, то есть предусмотренное ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Таким образом, говорить о нарушении лицензионных требований можно при условии, что лицензия действует. Здесь возникает вопрос: обязана ли УК, действие лицензии которой прекращено и которая управляет домом до выбора и реализации нового способа управления, соблюдать лицензионные требования? По мнению автора, обязана, несмотря на то что лицензионные требования актуальны только для лицензиатов. Как мы разобрались выше, в этот период права собственников помещений должны быть защищены, а несоблюдение лицензионных требований — это дополнительный риск. Впрочем, могут последовать дополнительные разъяснения уполномоченных органов на этот счет.

Последнее лицензионное требование — соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, — специально вынесено из ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Ответственность за нарушение требований к раскрытию информации УК установлена отдельной статьей — ст. 7.23.1 КоАП РФ.

Обратим внимание, что не предусмотрена ответственность УК, имеющей действующую лицензию, за управление конкретным домом, сведения о котором были исключены из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ), несмотря на то что это обстоятельство является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению данным домом.

В заключение добавим, что ИП несут ответственность по ст. 14.1.3 КоАП РФ как юридические лица. Поскольку штрафы дифференцированы для них законодателем, это утверждение влияет только на порядок доказывания вины ИП.

Рассматриваемые правонарушения следует отнести к длящимся, так как они заключаются в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законом обязанности (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5) о необходимости получения лицензии и соблюдения лицензионных требований. Сроки привлечения к ответственности исчисляются с момента выявления правонарушения.

Орган государственного жилищного надзора сам не принимает решения о выдаче УК лицензии. Он действует на основании решения специальной лицензионной комиссии, статус которой обозначен в ст. 201 ЖК РФ. Если комиссия примет решение о выдаче лицензии, надзорный орган издаст соответствующий приказ и оформит лицензию. Если же лицензионная комиссия примет решение об отказе в выдаче лицензии, УК не получит ее. Чтобы мотивировать членов лицензионной комиссии действовать в строгом соответствии с законом и не лоббировать ничьи интересы, была принята ст. 19.6.2 КоАП РФ, предусматривающая наказание исключительно для членов лицензионной комиссии за необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Все рассмотренные в настоящей статье новые нормы КоАП РФ предусматривают существенные штрафы, к примеру, для юридических лиц «ценник» начинается от 150 000 руб. С 1 января 2015 года практически за все незаконные действия УК последует административное наказание. При этом к должностным лицам и ИП будет часто применяться дисквалификация, что повлечет занесение их в реестр дисквалифицированных лиц, а это повод для аннулирования квалификационного аттестата, что указывает на несоблюдение лицензионных требований, что, в свою очередь, рассматривается как административное правонарушение. Вот такой получился замкнутый круг. Цель законодателя — предупредить злоупотребления в сфере управления МКД. Но чтобы реализовать ее, штат надзорных органов придется увеличить.

Статья КоАП РФ

Диспозиция

Санкция

Примечание

Статья 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД»

1. Нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД

Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

За административные правонарушения, предусмотренные настоящими статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица

Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб.

2. Невыполнение указанными в ч. 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению МКД

Административный штраф на должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на ИП — от 150 000 до 500 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 500 000 руб.

Статья 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии»

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна

Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на ИП — от 150 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего кодекса

Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на ИП — от 250 000 до 300 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Административный штраф на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 руб.

Статья 19.5

24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, об устранении нарушений лицензионных требований

Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей нормой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ)

Согласно статье 7.23.3 КоАП РФ, в случае выявления факта невыполнения своих договоренностей, или недобросовестного выполнения обязательств управляющей компанией, у вас есть право на обращение в соответствующий орган для составления жалобы и требования привлечь УК к административной ответственности. Для этого вам следует составить заявление в такие органы, как прокуратура, Госжилинспекция или Роспотребнадзор. В обращении необходимо перечислить все нарушения УК, заверив их документальными доказательствами. После получения такой жалобы, надзорные органы обязаны провести проверку, и в случае обнаружения нарушений, привлечь управляющую компанию к административной ответственности, обязав ее выплатить штраф.

Привлечь управляющую компанию к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований можно в том случае, если в вашем доме не производится периодический вывоз мусора и уборка подъезда, подвальные помещения находятся в плохом состоянии, было замечено наличие крыс или блох, из вашего крана течет ржавая вода, либо иные доказательства. Для того чтобы зафиксировать данные нарушения, немедленно вызывайте Санэпидемстанцию или орган Роспотребнадзора, которые должны составить акт. В случае подтверждения нарушений, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности и выплате штрафа на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

Еще одно веское основание на привлечение управляющей компании к административной ответственности – это постоянные нарушения в предоставление жильцам горячей или холодной воды, отключение газа и электроэнергии, перебои с отоплением. В этом случае управляющей компании может быть назначен штраф в размере 500 – 1000 рублей.

Если обнаруживается факт того, что общедомовое имущество находится в неподобающем и неисправном состоянии, то штраф составляет до 50 тысяч рублей, а при невыполнении требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь собственников квартир, управляющая компания может быть оштрафована на сумму до 200 тысяч рублей.

В том случае, если УК отказывается вам предоставлять информацию о финансовой или о хозяйственной деятельности за прошедший год, не информирует о своих дальнейших планах по ремонту вашего дома, или же не показывает отчеты о собраниях жильцов, то штрафы за данные нарушения устанавливаются от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц, и от 250 до 300 тысяч рублей для юридических лиц.

Кроме всего вышеперечисленного, привлечь к административной ответственности управляющую компанию можно в случае не устранения свои нарушения, которые были выявлены надзорными органами, например, прокуратурой, жилищной или пожарной инспекциями. Последствиями будет привлечение к административной ответственности и обязательству по выплате штрафа на сумму до 300 тысяч рублей.

Когда бездействует управляющая компания…

Должностное лицо – это гражданин, который временно или постоянно выполняет функции представителя компании. В эту категорию попадают государственные служащие, наделенные определенными полномочиями, или руководство юридического лица.

Список должностных лиц:

  • Начальники и сотрудники фирм, которые наделены определенными полномочиями
  • Лицо, назначенное арбитражным судом, для проведения процедуры банкротства
  • Участники совета директоров и учредители организаций
  • Бизнесмены, нанимающие работников или ведущие деятельность без наемных сотрудников

За нарушение жилищного законодательства предусмотрены следующие виды ответственности: предупреждение, штраф или увольнение. Выбранная мера зависит от характера и сложности правонарушения. Особенности наказания должностных лиц прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Какие положения регламентируют ответственность управляющей компании:

  • Статья 2.1 – за административное нарушение ответственность несет не только должностное лицо, но и компания
  • Статья 2.2 – разновидности вины
  • Статья 2.4 часть 1 – развернутое обозначение противоправных действий
  • Статья 2.5 – особенности несения ответственности
  • Статья 2.8 – ответственность лиц, совершенных нарушение в невменяемом состоянии
  • Статья 2.9 КоАП РФ – освобождение от наказания при незначительном правонарушении

Привлечение должностных лиц проводится в соответствии с регламентами. Существует установленный законом порядок, который требуется соблюдать.

Последовательности привлечения к ответственности за нарушение жилищного законодательства:

  • Возбуждение дела по административному нарушению. Список причин для судебного разбирательства детально прописан в статье 28.1 КоАП. В процессе возбуждения дела составляется протокол об административном правонарушении (исключение составляют случаи, когда разбирательство инициируется прокурором или при отсутствии опасности для окружающих)
  • Уведомление должностного лица. Ему разъясняются все права, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и обжаловать его
  • Штраф за административное нарушение можно обжаловать в суде. По результату вынесенное решения о привлечении должностного лица к административной ответственности подтверждается или прекращается судебным разбирательством
  • Оплата штрафа. П.3 не является обязательным условием

В статье 30.2 КоАП прописано, что сотрудник УК имеет право обжаловать решение суда. Для этого на протяжении 10 дней после вынесения приговора требуется подать жалобу в орган, который рассматривал дело. Обжаловать решение разрешается позже при наличии весомых оснований путем восстановления сроков через суд.

Административная ответственность управляющей компании наступает вследствие того, что последняя нарушает права и интересы собственников жилых помещений, игнорируя действующее законодательство. Закон же хоть и беспристрастен, но по большей части он защищает права жильцов. Под правами понимается достойный уровень проживания, а если УК не может обеспечить это требования, то на нее можно пожаловаться и привлечь к административной ответственности. Статья 162 ЖК РФ гласит, что собственники жилых помещений и некая фирма заключают между собой контракт, по которому последняя обязуется обслуживать конкретный многоквартирный дом в сфере жилищно — коммунального хозяйства. На фирму накладываются права и обязанности, поэтому за ненадлежащее исполнение своих обязательств перед жильцами её можно и нужно привлекать к административной ответственности. Если же неоднократное привлечение не имеет никаких последствий, то требуется просто расторгать договор с нерадивой фирмой и подбирать другую, но об этом поговорим в другой статье. Любая фирма, обслуживающая многоквартирные дома в сфере ЖКХ обязана:

  • Сотрудничать с поставщиками энергоресурсов (вода, электричество, отопление) и их поставщиками для бесперебойной подачи в обслуживаемый дом.
  • В случае необходимости, своевременно нанимать специализированную технику или сторонний обслуживающий персонал (для очистки двора при непрерывном снегопаде, например).
  • Сохранять всю домовую техническую документацию.
  • Периодически проводить мероприятия, которые выявляют нерадивых домочадцев (не оплата услуг ЖКХ, воровство электроэнергии).
  • Обеспечивать своих клиентов самой подробной информацией о тарифных изменениях на ресурсы, и оказываемые виды услуг самой УК.
  • Периодически проводить плановые и внеплановые собрания собственников жилых помещений с целью обсуждения текущих проблем, приема предложений, голосования и т.д.
  • По необходимости заниматься вывозом бытовых отходов жизнедеятельности жильцов.
  • Быть готовой к началу отопительного сезона.
  • Иметь резервные источники доведения ресурсов до жильцов, в случае ЧП (подгонять машину с питьевой водой, периодически включать генератор или направлять дом на другую подстанцию в случае отключения электроэнергии).
  • Поддерживать пожаробезопасность на должном уровне.
  • Производить периодический ремонт, уборку и обслуживание общедомового имущества.

Основываясь на статье 59 ГК РФ, владельцы жилых помещений должны получать компенсацию ущерба, который они приобрели из-за нерадивой УК: не предоставление информации, недобросовестное обслуживание и прочие нарушения. Жаловаться на УК не только можно, но и необходимо, ведь они получают деньги за обслуживание многоквартирных домов, так пусть это делают надлежащим образом. Рядовые граждане, недовольные работой своей УК могут обратиться:

  • Лично к начальству УК с требованием выполнять свою работу надлежащим образом в порядке досудебного урегулирования конфликта.
  • Жилищную инспекцию.
  • Роспотребнадзор.
  • Прокуратуру.
  • Суд.

Очень редко управляющие компании выполняют свои обязанности надлежащим образом и без нареканий от жильцов. Чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. Нарушения правил пожарной безопасности.
  2. Некачественное исполнение и игнорирование санитарно-гигиенических норм.
  3. Вред для здоровья жителей многоквартирного дома.
  4. Угроза для жизни постояльцев.
  5. Предоставление ложной информации или её скрытие. О порядке раскрытия информации управляющими компаниями читайте здесь.
  6. Взыскание долгов с жильцов незаконными и неправомерными способами.

Управленцы имеют право применять только законные методы борьбы с неплательщиками.

Обязательным условием для УК являются досудебные переговоры. Если в определённой ситуации УК перекрыли подачу электроэнергии полностью во всём доме – это является незаконным действием. Меры могут наказания могут применяться лишь к конкретным должникам и никак не должны затрагивать добропорядочных жителей.

В случае с конкретными должниками УК также должна действовать корректно на основании закона. Изначально представители компании должны уведомить неплательщиков о долгах и предложить способы решения проблемы. Для этого должнику отправляется письмо с уведомлением, которое передаётся ему в руки под личную подпись.

Любая УК должна выполнять свои обязанности в полном объёме, опираясь на законы РФ и ЖК РФ. Если этого не происходит, то управленцы могут быть привлечены к административному наказанию с наложением штрафа.

Наказание может последовать в связи:

  1. Неправильным начислением суммы за коммунальные услуги.
  2. Нанесением морального вреда.
  3. Нарушением норм по предоставлению услуг.
  4. Нанесением вреда общедомовому имуществу (в связи с халатными действиями или бездействиями УК).

Важно! величина штрафных санкций за вышеперечисленные нарушения устанавливает суд на основании КоАП РФ.

Статья 7.22 КоАП регламентирует о штрафах в отношении лиц, допустивших ненадлежащее состояние общедомового имущества. Штраф составит до 40000 рублей. Данная категория нарушений включает в себя и нарушение правил эксплуатации дома, а также выявление технических неисправностей.

Общедомовое хозяйство включает в себя:

  • Лестницы.
  • Кровлю.
  • Внутренние коммуникационные сети.
  • Несущие конструкции.

Внимание! Если нарушены нормы пожарной безопасности, то управляющей организации будет наложен штраф в размере до 200000 рублей.

Каждая квартира должна хорошо обогреваться и быть пригодной для жилья. И это даже не требования жителей – это регламентирует закон. Следовательно, в каждую квартиру должна непрерывно подаваться горячая и холодная вода, а также отопление (для поддержания приемлемой для жизни температуры воздуха).

Температурные нормы устанавливает районная администрация каждого города. Единой нормы показателя температуры не существует.

На критерии по установке норм оказывают влияние несколько факторов:

  • Климат конкретной местности.
  • Данные температуры за месяц и год.
  • Сезонные показатели.

Справка! Для угловых комнат в квартире критерии по установке температуры определяются отдельно.

Подачу воды могут остановить на срок не более двух недель. Температура воды не может быть ниже 60 градусов. Если воду отключили на срок более 14 календарных дней, можно смело требовать снижение оплаты на 0,15% от тарифа за каждый дополнительный час.

Если вода холоднее 60 градусов, то требуйте снижение тарифа на 0,1% на каждые 3 градуса. Если возникла проблема, связанная с подачей воды плохого качества (ржавая вода, с неприятным резким запахом и т. д.), то за неё можно и вовсе не платить до момента устранения аварии.

Если подача тёплой воды прекращена и приходится мыться у родственников и друзей, то житель имеет полное право привлечь компанию к ответственности. Для этого нужно:

  1. Оформить соответствующий акт о некачественном предоставлении услуг.
  2. Попросить устранить все неполадки и аварии в системе.
  3. Затребовать перерасчёт.
  4. Обратиться в судебные органы.

Скачать бланк акта о некачественном предоставлении услуг по горячему водоснабжению, отоплению

Чтобы исковое заявление было рассмотрено судом, необходимо прикрепить к нему акты осмотров квартиры, а также доказательства попытки урегулировать проблему до суда.

Скачать бланк искового заявления о предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества

Для успешного завершения судебного разбирательства необходимо обратиться к грамотному юристу или адвокату. Управляющая компания – сильный противник в сфере ЖКХ, который, как правило, имеет в своём штате опытных профессионалов в юридических вопросах.

Административная ответственность управляющей компании в 2020 году

Помимо малозначительности совершенного проступка, основанием для отказа в привлечении к административной ответственности управляющего может стать истечение срока давности.

Тенденциями последних лет стало не только ужесточение наказания для арбитражного управляющего за нарушение закона о банкротстве, но и расширение сроков давности для привлечения к ответственности.

По новым правилам сроки давности для привлечения арбитражного управляющего к наказанию составляют три года.

Таким образом, злоупотребление арбитражными и конкурсными управляющими своими полномочиями может негативно отразиться на интересах кредиторов. Среди механизмов, которые стимулируют управляющего к соблюдению норм закона, можно выделить административную ответственность. Она наступает на основании положений ст. 14.13 КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа в размере 25-50 тыс. р. или предупреждения. При повторном проступке управляющего могут дисквалифицировать на период 6 месяцев-3 года по нормам п. 3.1 ст. 14.13 КоАП. При этом судебная практика показывает, что такое наказание, как дисквалификация, применяется редко.

Относительно субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в статье Кодекса лишь указано, что это могут быть должностные и юридические лица. Обратимся к жилищному законодательству. В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Следовательно, отвечать за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами должны все те же ТСЖ (ЖК, ЖСК или иные кооперативы) и управляющие организации. Ответственность собственников помещений в данном случае исключается в силу того, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возложена на исполнителей коммунальных услуг. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Привлекая к ответственности управляющие организации, суды исходят из следующего. В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги в необходимом для потребителя объеме и надлежащего качества. В п. 75 названных Правил предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (Постановления ФАС ВВО от 05.05.2008 N А43-29386/2007-16-133, ФАС МО от 30.08.2007 N КА-А40-А41/8321-07, ФАС ЗСО от 24.06.2008 N Ф04-3768/2008(6975-А81-6), ФАС ЦО от 08.04.2008 N А35-2303/07-С9).

Также лицо, управляющее многоквартирным домом, несет ответственность при нарушении порядка прекращения предоставления коммунальных услуг, предусмотренного разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг. Например, Постановлением ФАС СЗО от 24.04.2008 N А13-10495/2007 подтверждена правомерность наложения штрафа на ТСЖ, отключившее электроснабжение в квартире и не уведомившее проживающего там гражданина (который хоть и не является собственником, но признается потребителем коммунальных услуг).

В сфере административных правоотношений приоритет имеют нормы публичного права (нормативные правовые акты), а не гражданско-правовые нормы (договор). Как было отмечено ранее, законом определен круг лиц, ответственных за совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ. Это собственники, их объединения и управляющие организации. Соответственно, публично-правовую (административную) ответственность перед государством несут именно эти лица. Однако в полной мере к собственникам помещений в многоквартирном доме это положение не относится. До внесения соответствующих изменений в законодательство ответственность физических лиц — собственников помещения представляет собой норму-декларацию, не имеющую эффективного механизма реализации. Единственное, что можно предложить ТСЖ и управляющим организациям, привлекаемым к ответственности по вине собственников, — отстаивать свои интересы в суде путем предъявления исков о возмещении задолженности по жилищно-коммунальным платежам. Таким образом, ответственность собственников сводится к покрытию расходов по уплате штрафов за совершение административного правонарушения. Нужно ли отдельно говорить о том, что собственники могут даже не знать о целевом назначении уплаченных ими средств.

Должностное лицо – это гражданин, который временно или постоянно выполняет функции представителя компании. В эту категорию попадают государственные служащие, наделенные определенными полномочиями, или руководство юридического лица.

Список должностных лиц:

  • Начальники и сотрудники фирм, которые наделены определенными полномочиями
  • Лицо, назначенное арбитражным судом, для проведения процедуры банкротства
  • Участники совета директоров и учредители организаций
  • Бизнесмены, нанимающие работников или ведущие деятельность без наемных сотрудников

Получить профессию в сфере ЖКХ можно в вузах, колледжах или техникумах. Министерство образования и науки РФ для профессии мастер ЖКХ выпустило приказ от 28 февраля 2020 г. № 140 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии Мастер жилищно-коммунального хозяйства”, Срок обучения составляет 2-3 года. Помимо дневного и вечернего обучения получить профессию можно дистанционно в онлайн учебных центрах по строительной или коммунальной специальности.

Если нет строительной специализации, соискателю придется пройти переподготовку на курсах мастеров строительно-монтажного участка.

Привлечение должностных лиц проводится в соответствии с регламентами. Существует установленный законом порядок, который требуется соблюдать.

Последовательности привлечения к ответственности за нарушение жилищного законодательства:

  • Возбуждение дела по административному нарушению. Список причин для судебного разбирательства детально прописан в статье 28.1 КоАП. В процессе возбуждения дела составляется протокол об административном правонарушении (исключение составляют случаи, когда разбирательство инициируется прокурором или при отсутствии опасности для окружающих)
  • Уведомление должностного лица. Ему разъясняются все права, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и обжаловать его
  • Штраф за административное нарушение можно обжаловать в суде. По результату вынесенное решения о привлечении должностного лица к административной ответственности подтверждается или прекращается судебным разбирательством
  • Оплата штрафа. П.3 не является обязательным условием

В статье 30.2 КоАП прописано, что сотрудник УК имеет право обжаловать решение суда. Для этого на протяжении 10 дней после вынесения приговора требуется подать жалобу в орган, который рассматривал дело. Обжаловать решение разрешается позже при наличии весомых оснований путем восстановления сроков через суд.

Рассматривая платные услуги ЖЭКа, их необходимость или целесообразность, необходимо обратиться в букве Закона.

Основными регламентирующими деятельность управляющих компаний документами на сегодня являются:

  • Жилищный Кодекс (ЖК) Российской Федерации. Основной правоустанавливающий документ;
  • Свод Федеральных Законов, регулирующих порядок установления (изменения, повышения);
  • Серия Постановлений Правительства Российской Федерации в части порядка обеспечения коммунальными ресурсами (время включения отопления, установки коллективных приборов учета и другие вопросы).

Ответственность ЖЭКов регламентируется по большей части Жилищным Кодексом, согласно которому контролируется деятельность профильных компаний на договорной основе. В течение срока действия договора на оказание коммунальных услуг обязанности ЖКХа перед жильцами должны исполняться надлежащим образом.

Если потребители услуг четко представляют, какие обязанности возложены на коммунальщиков, а какие – нет, у них реже будут возникать вопросы вроде того, кто должен ремонтировать домофон, обеспечивать охрану территории и так далее.

Как правило, в договоре прописываются дополнительные обязанности УК. Если соответствующих пунктов нет, фирма не проводит некоторые мероприятия по уходу за придомовой территорией:

  • обрезку деревьев;
  • обустройство клумб и газонов;
  • ремонт дорожек.

Также УК не предоставляет услуги типа работы консьержа, охраны парковки, установки на территории МКД камер видеонаблюдения.

Управление МКД — административная ответственность

Многоквартирные дома эксплуатируются предприятиями, созданными товариществами собственников жилья (ТСЖ), или организациями, которым владельцы делегировали полномочия.

В обиходе и в законодательстве эти предприятия называют управляющими компаниями (УК).

К функциональным обязанностям УК относятся:

  • эксплуатация дома;
  • организация поставок энергоносителей;
  • контроль и исполнение комплекса услуг ЖКХ и другое.

Ответственность управляющих компаний за ненадлежащее оказание услуг предусмотрена законодательными нормативными актами и договорами с собственниками помещений.

В соответствии со статьей 162 Жилищного Кодекса (ЖК) Российской Федерации каждый собственник помещения заключает с УК договор на предоставление услуг ЖКХ, ведение хозяйства и необходимый ремонт.

Документ составляется в двух экземплярах. Условия договора одинаковы для всех владельцев жилья многоквартирного дома. Кроме соглашения обязательства сторон определены действующим законодательством.

Если на собрании не установлены отдельные тарифы на услуги, то в соответствии со статьей 158 ЖК РФ, действующими считаются муниципальные ставки.

В таком случае УК несет ответственность за поставку услуг и ремонтные работы, независимо от недостающих сумм для оплаты.

Ущерб, причиненный лицам, проживающим в квартирах или пользующихся помещениями в МКД, подлежит возмещению управляющей компанией на основании решения суда, если выявленные нарушения относятся к ее компетенции.

Как составить заявление в управляющую компанию? Читайте здесь.

Интересуют обязанности управляющей компании многоквартирных домов? Подробности в этой статье.

Требовать возмещения убытков, связанных с нарушением норм по предоставлению услуг, имеет право каждый потерпевший, включая граждан, не состоявших в договорных отношениях с УК.

В соответствии с главой 59 ГК РФ владельцы и жильцы многоквартирных домов получают возмещение ущерба, причиненного имуществу или здоровью, вследствие поставки некачественных услуг или недостоверной информации.

Для компенсации ущерба необходимо судебное решение.

Основанием для подачи иска являются документы, подтверждающие факт нарушения законодательства, экспертная оценка, показания свидетелей и другие.

Кроме того, более детально правила обслуживания многоквартирных домов управляющими компаниями могут быть изложены в решениях местных органов власти.

Основным законом для УК является Жилищный кодекс. Документ имеет высшую юридическую силу. Распоряжения или действия, противоречащие ему, можно обжаловать в надзорных органах или оспорить в суде.

Управляющая организация ЖКХ обладает определенными обязанностями, которые следует неуклонно соблюдать. Как свидетельствует законодательство, к ним следует отнести:

  1. Подготовку дома к очередному сезону.
  2. Предоставление коммунальных услуг, их тарификацию.
  3. Ремонт, замену коммуникаций, счётчиков, систем электросетей и так далее.
  4. Капитальный, косметический сезонный ремонт.
  5. Благоустройство дворовой территории, подъездов, лифтов, уборку участка.
  6. Предоставление отчётности жильцам, выставление счетов за коммунальные услуги.

Данный перечень далеко не исчерпывающий. Конкретизация обязанностей осуществляется в договоре между УК и потребителями.

У управляющей организации есть не только обязанности. Она, например, имеет право:

  1. Требовать от владельцев жилья своевременной, полной оплаты предоставленных ЖКУ, а при выявлении нарушений сроков платежей – выставлять должникам пени.
  2. В заранее обговоренное время получать доступ в квартиру для проведения осмотра, проверки коммуникаций, проведения их ремонта.
  3. Проверять не реже раз в полгода корректность и достоверность передаваемых жильцами показаний счётчиков.
  4. Заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, воды, газа.
  5. Если это не противоречит законодательству, ограничивать потребителей в коммунальных услугах.
  6. Информировать о незаконных способах эксплуатации жилья, общих нежилых площадей.
  7. Использовать резервные средства для выполнения ремонтных работ.
  8. Требовать возмещения убытков, которые возникли по вине жильцов или исполнителей работ.
  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Предшествующий директор может быть привлечён к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности. Субъектом налоговой ответственности является организация.

При этом не имеет значения, кто исполнял обязанности генерального директора на момент совершения соответствующего правонарушения. Ответственность бывшего директора компании или ее собственника при увольнении или продаже доли в уставном капитале, не заканчивается.

Например, если фирма обнаружила в уже сданной декларации по налогу на прибыль ошибки или неточности, она обязана внести изменения и представить в инспекцию уточненку. Но что делать, если прошлая декларация подписана директором, который уже не работает? Именно такую ситуацию разбирали специалисты ФНС России в своем Письме от 15 октября 2013 года № ЕД-4-3/18440.

Сразу же оговоримся, что разъяснения давались акционерному обществу. Однако они актуальны и для других организационно-правовых форм.

В чем суть данного письма? Сначала налоговики указали на то, что правильное исчисление налога на прибыль организаций за налоговый период (то есть календарный год) – обязанность налогоплательщика. Чтобы ее исполнить, организации необходимо использовать информацию из регистров налогового и бухгалтерского учета.

Согласно п.1 ст.54 Налогового кодекса РФ, организации-налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе:

  • данных регистров бухгалтерского учета;
  • иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним.

В свою очередь ст. 313 Налогового кодекса РФ требует, чтобы организации определяли базу по налогу на прибыль по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе показателей налогового учета, то есть данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Если организация в уже сданной в ИФНС декларации обнаружит ошибки, которые привели к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, эта организация обязана выполнить ряд действий:

  • пересчитать налоговую базу и сумму налога за период, в котором были совершены искажения;
  • внести необходимые изменения в налоговую декларацию;
  • представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Сделать все это нужно и в том случае, если произошла смена директора. Обязательства перед бюджетом данного налогоплательщика никак не связаны с тем, кто именно возглавляет организацию.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) организацию и должностных лиц будет ждать наказание. Причем тут может возникать сразу несколько видов ответственности: административная, налоговая и уголовная.

Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью (ООО) является его единоличным исполнительным органом (п. 1 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – закон №14-ФЗ).

Согласно п. 1 ст.

53.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) генеральный директор обязан возместить ООО убытки, понесенные организацией по его вине. Необходимым условием при этом является то, что юрлицо или его учредители, требующие возмещения названных убытков, должны представить доказательства недобросовестности и/или неразумности действий гендиректора при реализации им своих прав и обязанностей в рамках занимаемой должности.

Важно! Следует учитывать, что факт возникновения негативных последствий для юрлица в тот период, когда конкретное физическое лицо занимало должность гендиректора организации, сам по себе еще не свидетельствует о недобросовестности и неразумности его действий, т. к.

Обратите внимание! При оценке действий руководителя организации как добросовестных и разумных суды ориентируются на то, насколько были необходимы и достаточны принятые им меры для достижения целей, для которых создавалась названная организация (п. 4 постановления № 62).

Оценивая действия руководителя организации в части кадровой политики, организации работы сотрудников, суды опираются на обычаи деловой практики, масштабы деятельности юрлица и т. д. (п. 5 постановления № 62):

Ситуации, когда судебными органами признается доказанной недобросовестность и неразумность проводимой директором юрлица деятельности, подробно описываются в пп. 2 и 3 постановления № 62 соответственно.

Гендиректор ООО как руководитель юрлица может быть привлечен к полной матответственности за нанесенный им прямой действительный ущерб своей организации-работодателю (ч. 1 ст. 277 Трудового кодекса РФ).

На возможность взыскания с гендиректора также и причиненных им убытков (в т. ч. на основании ст. 53.1 ГК РФ) указывает ч. 2 ст. 277 ТК РФ.

Важно! Работодатель правомочен требовать от гендиректора ООО возмещения ущерба независимо от того, заключен с последним договор о полной матответственности или соответствующий пункт включен непосредственно в трудовой договор (п. 9 постановления пленума ВС РФ «О применении судами…» от 16.11.2006 № 52), т.

к. в рассматриваемой ситуации полная матответственность возникает в силу закона.

Согласно комментариям пленума ВС РФ вопрос о пределах возмещения ущерба руководителем организации должен разрешаться в соответствии с тем законом, в котором определяется основание для возникновения такой ответственности. В рассматриваемой ситуации могут быть применены положения ст.

277 ТК РФ, п. 3 ст.

53, ст. 53.1 ГК РФ, пп.

2–4 ст. 44 закона № 14-ФЗ.

При этом требование о возмещении убытков, возникших вследствие действий (или бездействия) гендиректора ООО, должно быть рассмотрено в соответствии с п. 3 ст.

53 ч. 1 ГК РФ, даже если при обосновании своих требований стороны иска ссылаются на положения ст.

277 ТК РФ. Такие споры относятся к корпоративным и должны быть рассмотрены арбитражными судами (п.

9 постановления № 62).

Факт назначения административного наказания юрлицу не подразумевает освобождение от административной ответственности за данное правонарушение виновного физлица (в т. ч. должностного) и наоборот (п. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом в случае установления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, возможно привлечение к рассматриваемому виду ответственности по одному и тому же основанию как юрлица, так и названных должностных лиц (п. 15 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5).

Важно! Таким образом, КоАП предоставляет возможность выбора лица, привлекаемого к рассматриваемому виду ответственности (в т. ч. возможность привлечения организации и должностного лица одновременно).

Судья правомочен назначить названным лицам любую меру наказания в границах санкции соответствующей нормы, в т. ч.

максимальную, с учетом всевозможных обстоятельств, имеющих влияние на степень ответственности как организации, так и ее должностного лица (см. также п.

21 постановления № 5 о назначении наказания при установлении малозначительности правонарушения).

О том, как разграничить административную ответственность руководителя ООО и главного бухгалтера, читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Как привлечь к административной ответственности управляющую компанию?

Гендиректора (в т. ч.

бывшего — см. п.

1 ст. 61.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее – закон №127-ФЗ) можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам ООО в рамках дела о банкротстве юрлица если будет признано, что банкротство было вызвано деяниями такого руководителя.

Подробнее о субсидиарной ответственности читайте в статье Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве.

Вина руководителя ООО в банкротстве лица презюмируется при наличии минимум одного из перечисленных условий в п. 2 ст. 61.11 закона № 127-ФЗ:

  • гендиректором (или с его одобрения) были совершены сделки, в результате которых были задеты имущественные права кредиторов ООО-должника;
  • документация, содержащая бухотчетность, обязанность по ведению которой утверждена законом, повреждена или ее данные искажены, вследствие чего затруднено проведение предусмотренных законодательством о банкротстве процедур и т.д.

Важно! Ст. 61.19 закона № 127-ФЗ дает право привлечь директора к субсидиарной ответственности за пределами процедуры банкротства.

Основанием для привлечения гендиректора к субсидиарной ответственности также является нарушение сроков представления заявления о несостоятельности (п. 1 ст. 61.12 закона № 127-ФЗ).

Обратите внимание! Руководитель, направивший в судебный орган необоснованное заявление о признании ООО банкротом, будет привлечен к ответственности за убытки, нанесенные кредиторам ООО в связи с возбуждением дела о несостоятельности (п. 2 ст. 61.13 закона № 127-ФЗ).

В соответствии со статьей 162 Жилищного Кодекса (ЖК) Российской Федерации каждый собственник помещения заключает с УК договор на предоставление услуг ЖКХ, ведение хозяйства и необходимый ремонт.

Документ составляется в двух экземплярах. Условия договора одинаковы для всех владельцев жилья многоквартирного дома. Кроме соглашения обязательства сторон определены действующим законодательством.

Здесь представлен образец договора с управляющей компанией.

Обязанности УК при эксплуатации и ремонте многоквартирных домов включают мероприятия:

направленные на безопасность проживания и сохранение архитектуры здания;

  • по контролю состояния имущества, включая готовность к отопительному сезону, на случай ЧП;
  • по обеспечению работоспособности внутридомовых сетей, посредством которых поставляются энергоносители, вода;
  • поддержание в надлежащем состоянии водостоков и канализации;
  • обеспечение соблюдения Правил пожарной безопасности;
  • вывоз бытовых и твердых отходов;
  • уборка лифтов, придомовой территории, подъездов, межэтажных площадок и лестничных маршей;
  • контроль работоспособности общедомовых приборов учета;
  • по согласованию с соответствующими инстанциями внедрение энергосберегающих технологий.

УК при обслуживании многоквартирных домов принимает на себя обязанности по организации:

  • взаимодействия с поставщиками энергоресурсов, включая аккумулирование оплаты за потребляемые жильцами услуги, расчеты с генерирующими компаниями и подобное;
  • договорных отношений и контроля качества предоставляемых услуг сторонними организациями;
  • хранения технических документов на домостроение;
  • мероприятий направленных на выявление недобросовестных потребителей (расхитители, неплательщики);
  • оформления прописки (временной или постоянной регистрации места жительства);
  • информационного пространства, посредством которого жильцы оповещаются о тарифах, предстоящих ремонтных работах и прочем;
  • по проведению плановых и внеплановых общих собраний собственников помещений и жильцов многоквартирного дома, отчетное собрание управляющая компания обязана проводить не реже одного раза в календарном году.

Обязанности УК определены в рамках действующих законов, но отдельные полномочия, ответственность и прочие функции могут быть делегированы собственниками жилья по договору.

В документе указываются источники финансирования, как основных видов деятельности, так и дополнительных.

В Российской Федерации взаимоотношения владельцев помещений в многоквартирных домах и организациями, которые уполномочены осуществлять их эксплуатацию, регулируются следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс (ЖК);
  • новая редакция Гражданского Кодекса (ГК);
  • Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП);
  • в сфере качества коммунальных услуг – Федеральный Закон (ФЗ) «О защите прав потребителей»;
  • Постановление Правительства РФ (ПП) №491 (придомовая территория);
  • Правила осуществления хозяйственной деятельности по управлению МКД (ПП №416);
  • ФЗ № 255 (о лицензировании);
  • Правила предоставления услуг ЖКХ и другие.

Каждый документ направлен на обеспечение правого поля, фиксирование недостатков в работе, идентификацию нарушений и применение мер по ответственности сторон.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП Российской Федерации, лица, допустившие ненадлежащее состояние общего имущества многоквартирного дома облагаются штрафом до 40 тысяч рублей.

К этой категории нарушений относится нарушение правил эксплуатации дома и выявление технических неисправностей.

К общедомовому хозяйству относят:

  • внутренние коммуникационные сети;
  • несущие конструкции;
  • лестничные марши;
  • кровлю и прочее.

Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности УК может нести ответственность в виде финансовых санкций в размере до 200 тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *