Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о счетчиках на отопление 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Расходы за отопление должны снизиться для собственников квартир с индивидуальным отоплением – новые квитанции придут уже в феврале.
Поправки в законодательство были внесены в конце прошлого года по решению Конституционного суда РФ. Теперь жильцы, квартиры которых отапливаются автономно, не будут платить за центральное отопление.
Данное требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2018 №1708.
Данный документ уже вступил в силу с 1 января текущего года.
Действительно, до настоящего времени собственники квартир, которые перешли на индивидуальное отопление, платили за потреблённую тепловую энергию по счётчику, ОНД (общедомовые нужды), а также несли расходы по центральному отоплению, в случае, когда многоэтажка получает тепло от котельной. Суд справедливо решил внести корректировку по данному вопросу, а правительство страны подготовило и утвердило соответствующие изменения на законодательном уровне. В частности, согласно внесённым поправкам, расходы за тепло в МКД с разделят на две части: плату за отопление квартир и отдельно за отопление общедомового имущества (лестницы, коридоры, площадки, тамбуры и т.д.).
Последнюю часть, то есть отопление на ОНД, и будут оплачивать собственники с автономным отоплением в квартирах. Те же, кто продолжит пользоваться централизованным, никаких изменений не ждёт – они оплатят оба пункта. Если в многоэтажке установлен прибор учёта тепла, то общедомовую часть рассчитают, исходя из площади помещений, относящихся к общим и показателя потреблённого ресурса.
В случае отсутствия счётчика, плата за тепло на ОДН составит 1/7 от суммы за отопление квартиры. По информации некоторых источников, перерасчёт по новой схеме произведут уже в этом месяце – в квитанциях пропишут сумму за январь и февраль.
Наша компания предлагает всем управляющим компания, ТСЖ, ЖСК сократить расходы потребления в период отопительного сезона на 35%, у нас большой опыт и цены от производителя. Мы готовы сделать и внедрить его на Вашем объекте в кротчайшие
Сколько придется заплатить? Что будет с поверкой и заменой счетчиков с 2021 года
Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.
Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.
Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ не соответствующими Конституции РФ .Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило .Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано.
А признанный не соответствующим Конституции РФ не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.
Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.С этим согласился и КС РФ, отметив , что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного
Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.
Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.
Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354. Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .
Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз.
2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.
Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.
Россиян обяжут платить за отопление по теплосчетчикам
Татьяна Малич, жительница Санкт-Петербурга, в ее лице все, кто установил у себя индивидуальные приборы учета тепла. И они основательно запутались. В этой петербургской новостройке давно пытаются экономить с помощью индивидуальных приборов учета теплоэнергии.
Списывают данные каждого счетчика и отдают в управляющую компанию. В доме три сотни квартир. И если хоть в одной из них, прибор выходил из строя, все собственники автоматически платили по среднему для всех нормативу. Платили немало. — На мою квартиру может накрутиться четыре тысячи за отопление, может, две тысячи.
Если еще и неправильные начисления, то сумма становится критическая, — рассказывает жительница Санкт-Петербурга Татьяна Малич.
Правительство пошло навстречу желающим сэкономить и с начала этого года разрешило таким индивидуумам не зависеть от соседей-транжир. К этому чиновников подтолкнуло решение Конституционного суда.
Судьи постановили: пусть тот, кто имеет внутриквартирный прибор учета, платит только за то тепло, которое сам потребил.
А заодно и вся страна будет экономить энергоресурсы для грядущих поколений. Правда, в ответ чиновники придумали такие формулы расчета, что вроде бы нововведение есть, а пользы от него никто не замечает.
— Мы вообще пытались вникнуть: из чего формируется цена отопления.
Но это очень сложно и не соответствует никакой реальности, — поясняет Людмила Малич. Более того, это нонсенс, говорит Дмитрий Бондарь, который пять последних лет активно добивался права платить по внутриквартирному счетчику.
Формулы, призванные экономить, только взвинтили стоимость платежей! — Когда я, считая по этой формуле, получил 1998 рублей.
Что-то там, на 200 рублей больше, чем, если бы счетчика вообще не было. Зачем мне? Ломать их тогда и кидать. — То есть по их формуле всегда дороже выходит?
— Да-да! — Правительство прямо не выполнило постановление Конституционного суда.
Утвердило формулу, в которой в тех помещениях, которых прибор учета вышел из строя или нет, там применяется среднее значение из других помещений.
— — Формула, по которой для них рассчитывается платежка за «общедомовое» тепло, прямо предусматривает, что если в помещении не предусмотрено приборов отопления, или согласно законно утвержденной схемы теплоснабжения используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, то объем тепла, потребленный этим помещением от общедомовой отопительной системы, равен нулю.
Владельцы квартир, проживающих в МКД, вправе разрешить ситуацию с высоким потреблением тепла, установив ИПУ вместо общедомового прибора учета. Однако это не самый экономичный способ, т. к. цена на оборудование высокая. Итоговую стоимость следует разделить на всех собственников и тогда сумма получится приемлемой.
С общего прибора учета показания снимаются ежемесячно сотрудниками управляющей компании или ТСЖ. Оплата производится в соответствии с метражом каждой жилой площади. Дополнительно действует правило субсидий и перерасчета. Последний вариант подразумевает возврат средств, если температура батарей и окружающего воздуха в квартире не соответствует нормам.
Устанавливается теплосчетчик на основании решения жильцов многоквартирного дома. Для этого инициируется собрание, где обсуждается монтаж. Дополнительно определяют, кто будет инспектировать элемент ОДИ, снимать показания, а также формировать счета на оплату.
Решение заносится в протокол, затем в УК направляется заявление о согласии установить оборудование. Основная цель монтажа общедомового прибора – низкая цена. Но в результате экономическая обоснованность может не иметь ожидаемого эффекта. Например, в старых домах недостаточная теплоизоляция, которая влечет повышенный расход ресурса.
Невыгодная экономия: новые правила учета счетчиков тепла шокировали россиян
После принятия решения установить счетчики на отопление в квартирах в доме, нужно согласовать процедуру с УК или ТСЖ. Получив разрешение, допускается приступать к монтажу.
Пошаговая инструкция:
- Письменное обращение в управляющую компанию. Организация вправе удовлетворить просьбу владельца квартиры, если к заявлению приложены копии бумаг – технический паспорт на объект, свидетельство о собственности, документы на счетчик.
- Затем УК выдвигает тех. требования, необходимые для монтажа прибора учета.
- Разработка проекта автономной системы отопления. Подготовкой документации занимается фирма, которая получила заявку на проведение работ.
- Полученные бумаги направляют на согласование с ресурсоснабжающим предприятием.
Индивидуальный счетчик отопления, как и другое измерительное оборудование, комплектуется техническим паспортом и сертификатом качества. Бумаги подтверждают первичную апробацию устройства на заводе. Характеристики наносятся на корпус в виде штампа или наклейки. Периодичность проверки и контрольное тестирование зависят от модели. Средние показатели этого срока составляют – 1 раз в 4 года.
Любое измерительное устройство следует регулярно проверять. Процедурой контролируется работоспособность счетчика отопления, а значит показания, переданные собственником, корректны. Первая поверка осуществляется производителем на заводе. Удостоверением является клеймо, расположенное в верхней части прибора. Документы визируют соответствующим штампом. После этого надзором занимается управляющая компания, ТСЖ или РСО не реже одного раза в 4 года.
Для проведения процедуры следует направить заявление в:
- лицензированную компанию;
- сервисный центр производителя счетчика на отопление;
- подразделение Ростеста.
Алгоритм снятия показаний с ИПУ идентичен с другими приборами учета. Разница между цифрами в прошлом отчетном периоде и фактическом умножается на ставку по тарифу. Итоговую сумму нужно оплатить.
К сведению: счетчики на отопление определяют расход ресурса в кВт, а подавать показания следует в Гкал. Для перевода значений нужно исходную цифру умножить на 0,0008598.
В 2020 году осуществлять расчетные операции за потребляемое тепло с ИПУ допускается, если счетчики установлены в большинстве помещений МКД. Обновленное законодательство разрешает установку приборов учета по отоплению при наличии проектной документации и ОДПУ в многоэтажке. После монтажа устройства собственник вправе самостоятельно регулировать температуру в помещениях и объем потребления. Доплачивать нужно только за обогрев общедомового имущества.
Примечательно, что в июле 2020 г. в РФ начался масштабный проект по реконструкции старых домов и возведению новых МКД. Согласно законодательству они должны оснащаться исключительно энергоэффективными счетчиками на отопление, в т. ч. ИПУ. К примеру, в Санкт-Петербурге и Казани уже производят установку индивидуальных приборов учета.
Планируется, что уже в 2021-м году общедомовые тепловые счетчики с дистанционной передачей данных в режиме онлайн будут установлены в 100% новостроек. Обладатели метров в новострое, по новому регламенту, смогут выбирать уровень тепла в своем личном пространстве и соответственно ему оплачивать расходы. Также собственники будут вносить свою лепту за тепло в местах общего пользования: отопление в подъездах и подсобках.
Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.
В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.
Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание
Многодетные семьи, инвалиды, некоторые категории пенсионеров и малообеспеченные люди могут понизить плату за услуги ЖКХ. Например, если семья тратит на коммунальные платежи более 22% доходов, ей полагается субсидия. Кстати, в некоторых регионах этот порог ещё ниже. Так, в Москве субсидию получают семьи, которые тратят на оплату услуг более 10% от доходов. Одно из условий получения льготы — отсутствие задолженности.
С 1 января для получения субсидии не нужно представлять органам соцзащиты документы об отсутствии просрочек по коммунальным платежам. Они проверят эту информацию самостоятельно.
— Если срок льготы истекает с 1 октября по 31 декабря, то её продолжат предоставлять автоматически. Субсидию начислят на следующие шесть месяцев без заявления и в том же размере. Сейчас рассматриваются варианты продления упрощённого порядка получения льгот до весны следующего года. Правда, на данный момент этот вопрос ещё не решён, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиев.
С 1 января неплательщиков снова ждут пени и штрафы. Напомним, что с 6 апреля по 31 декабря был введён мораторий на санкции для должников.
— Это говорит о том, что если у людей к 1 января 2021 года будет просрочка платежа по ЖКУ, то с этого момента начнут начислять пени. Более того, коммунальные услуги снова смогут отключать за долги. Поэтому, чтобы Новый год начать с чистого листа и не увеличить сумму долга, собственники квартир должны успеть оплатить все квитанции, — пояснила генеральный директор ЮК «Юрист» Асия Мухамедшина.
Отдельно следует пояснить порядок расчёта пеней с 2021 года. Как отметил член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров, их нельзя будет доначислить за период действия моратория. Если задолженность возникла до 6 апреля 2020 года, то расчёт пеней начнётся уже с 1 января 2021 года.
— Другое дело, если задолженность образовалась в период моратория. В этом случае пени могут начислять только с 31-го дня просрочки, — говорит Дмитрий Уваров.
С 6 апреля до 31 декабря был установлен мораторий на поверку счётчиков. С 1 января он отменяется. Первые три месяца, то есть до апреля 2021 года, плату будут рассчитывать по средним показателям счётчика за последние полгода. Затем, если жильцы так и не сделают поверку, в квитанциях начнут приходить суммы, начисленные по нормативу. Причём с учётом повышающего коэффициента 1,5.
Кстати, если срок поверки счётчика истёк до введения моратория, то временные меры на него не распространялись. Тут применяются общие правила: первые три месяца граждане платят по средним показаниям, а затем — по нормативу с полуторным коэффициентом.
— Пока что поставщики обязаны принимать показания с устройств с истекшим сроком поверки. Но следует поторопиться. Иначе придётся переплатить. Кроме того, с начала года поверка будет проходить по новым правилам. Данные о ней внесут в электронную базу единого реестра Росстандарта. Бумажные свидетельства о поверке выдадут только по желанию потребителя, но мы рекомендовали бы их всё же получить. Это позволит избежать разночтений с внесением информации в электронную базу, — пояснил Дмитрий Уваров.
Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.
Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:
- внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
- невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
- в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
1. В течение какого периода происходит оплата за отопление в конкретном регионе РФ: в течение отопительного периода или в течение календарного года, то есть 12 месяцев.
2. Наличие либо отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии на многоквартирном доме.
3. Способ оборудования жилых помещений (квартир) и нежилых помещений (если они есть в доме) индивидуальными приборами учета на тепловую энергию (отопление) — наличие или их отсутствие.
ИПУ — индивидуальный прибор учета;
ОДПУ — общедомовой (коллективный) прибор учета, установленный на многоквартирном доме;
Жилое помещение в многоквартирном доме — квартира;
Нежилое помещение в многоквартирном доме — это различные магазины, офисы, машино-места, подземные гаражи и автостоянки и так далее, расположенные в многоквартирном доме.
Методики и примеры расчета, представленные ниже, дают пояснение о порядке расчета размера платы за отопление для жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах, имеющих централизованные системы для подачи тепловой энергии — централизованную систему теплоснабжения.
Тепловые счетчики на отопление в многоквартирном доме в 2021 году
Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме не установлен ОДПУ тепловой энергии, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 2(3)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), ОДПУ в многоквартирном доме не установлен ОДПУ тепловой энергии, оплата за отопление осуществляется в течение календарного года (12 месяцев) (формула 2(4)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют во всех жилых и нежилых помещениях, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 3). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №3-1 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют во всех жилых и нежилых помещениях, оплата за отопление осуществляется равномерно в течение календарного года (12 месяцев) (формула 3). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 3(1)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №4-1Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, оплата за отопление осуществляется в течение календарного года (12 месяцев) (формула 3(1)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (формула 3(3)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
- Почему плата за отопление начисляется круглый год без учета показаний общедомового счетчика (ОДПУ)?
- Изучаем счет-квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг
- Перерасчет по счетчикам воды, если не передавались показания
- Пришла большая квартплата? Что делать если сумма в квитанции за ЖКУ значительно увеличилась?
- Обзор изменений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
- Постановления
- Письма
- Приказы и решения
- Кодексы Российской Федерации
- Федеральные законы
- Расчет отопления
- Расчет холодного водоснабжения
- Расчет горячего водоснабжения
- Расчет электроснабжения
- Расчет газоснабжения
- Карта сайта
- Онлайн калькулятор
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности
Конституционный суд разрешил платить за тепло в многоквартирном доме по счетчику
Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в связи с многочисленными обращениями потребителей и исполнителей коммунальных услуг дает разъяснения по вопросам изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила), под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Договором, заключаемым исполнителем в соответствии со статьями 137 (пункт 1 части 1), 154 (часть 3), 155 (части 5, 6, 8 и 9), 162, 164 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации и содержащим условия предоставления коммунальных услуг, могут устанавливаться повышенные требования к качеству коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях — при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
На основании пункта 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления иных условий, размера и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не допускается. При нарушении повышенных требований к качеству коммунальных услуг, установленных указанными выше договорами, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением N 1 к Правилам при применении договорных параметров качества.
Согласно пункту 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил, плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Порядок расчета изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведен на примерах в приложении к настоящему письму.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, действующих на территориях субъектов Российской Федерации, для руководства при применении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
к письму Министерства
от «__» ____ 2007 г. N ___
Порядок расчета изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
Пример 1. Изменение размера платы за холодное водоснабжение при превышении предельно допустимого перерыва подачи холодной воды при наличии приборов учета (см. подпункт 1.1) и при отсутствии приборов учета (см. подпункт 1.2).
│ Параметры │ Значения │ Ед. изм. │
норматив потребления холодной N = 250 (л на 1 чел.
Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.
Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.
Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.
Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.
Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.
Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.
Площадь квартиры (Si), не оборудованной ИПУ | 33 кв.м. |
Обращая площадь МКД (Sоб) | 5500 кв.м. |
Объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ (Vд ) | 200 Гкал |
Площадь жилых/нежилых помещений, оборудованных ИПУ (∑SiИПУ) | 2500 кв.м. |
Объем тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ во всех жилых/нежилых помещениях, оборудованных ИПУ (∑VИПУ) | 80 Гкал |
Тариф на тепловую энергию, установленный в г. Иркутске по состоянию на 1.01.2020 (Тт ) | 1392,91 руб./Гкал; |
Ситуация 1 — расчет размера платы за отопление для квартиры, не оборудованной ИПУ.
Все законы о счетчиках, действующие в 2021 году
Установкой отопительного оборудования занимаются предприятия, имеющие специальные разрешения.
Этапы для установки счетчиков:
- положительное решение установки всеми собственниками жилья;
- подбор организации, специализированной на установке;
- фиксирование установочного места и дополнительный контроль;
- получение технических актов для установки прибора;
- утверждение проектно-сметной документации;
- формирование бумаг и их согласование с поставщиком;
- приобретение оборудования;
- установка прибора учета;
- дополнительные работы по запуску и настройке оборудования.
В соответствии с п.13 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы на установку ОДПУ оплачивают собственники ресурсопоставляющей организации.
Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.
В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.
Пример: Если площадь помещения — 120 кв.м, площадь дома равна 10 000 кв.м, общее имущество (подвал, детская площадка) 2 000 кв.м., собственник оплачивает: 120 / 10 000* 2 000 = 24 кв. м.
Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.
Наличие оборудования | Пример расчета | Формула |
Только общедомовой прибор учета | Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей |
Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:
|
Общедомовые и индивидуальные приборы учета | Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. |
Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:
|
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика | Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. |
Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:
|
Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.
Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.
Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, указав на то, что предыдущий суд не учёл существенные обстоятельства дела. Спорный многоквартирный дом имеет два вида помещений: жилая часть и паркинг, каждый из которых оборудован отдельным узлом учёта. Общий прибор учёта теплоэнергии отсутствует.
УО настаивала на том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок определения объёма коммунальных услуг, когда МКД оборудован несколькими приборами учёта тепловой энергии. Исполнение предписания органа ГЖН нарушит права жильцов, которые не являются собственниками парковочных мест.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в ПП РФ № 354 нет формулы, позволяющей суммировать объём тепловой энергии при расчёте платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении МКД при наличии в доме двух ОДПУ.
При этом судья сослался на письмо Минстроя РФ от 10.07.2015 № 21519-ОД/04, в котором ведомство также отмечает, что в жилищном законодательстве не определён порядок расчётов объёма теплоэнергии, потреблённой в доме с несколькими подключениями к инженерным сетям и несколькими ОДПУ.
Рассмотрев все материалы дела, суд пришёл к выводу, что управляющая организация правомерно пользуется при расчётах платы за отопление формулу 3 из приложения № 2 ПП РФ № 354 (в редакции на момент судебного процесса) в течение отопительного периода:
Оплата за отопление летом и зимой при наличии общедомового счетчика в 2021 году
Существует гарантированный способ испортить людям настроение перед праздником. Для этого надо всего лишь вручить им платёжки за отопление.
Именно так поступили с жителями Нижнего Новгорода в последних числах апреля. Люди с удивлением увидели, что сумма к оплате увеличена на тысячи!
- Правда ли, что по закону граждане за свой счет и своими руками должны оборудовать дома домовыми счетчиками воды и тепла?
Не обязательно. Местные органы власти могут принять решение и профинансировать установку за средства местного бюджета. Но если власть не захочет платить за установку счетчика, она будет осуществляться за счет граждан. Стоимость счетчика и работ по его установке распределяется между всеми жильцами дома и может быть оплачена по частям в течение пяти лет, или иного времени, указанного в соответствующем договоре. Устанавливать счетчик по умолчанию должен поставщик услуг, предупредив граждан о стоимости прибора и работ. Жители, впрочем, могут также сами установить счетчик, или же требовать от поставщика изменения условий (например, приобретение более дешевого счетчика, который соответствует стандартам). Сегодня домовой счетчик тепла стоит 45-70 тысяч гривен.
- Должны ли граждане, проживающие в многоквартирном доме, и которые имеют в квартире автономное отопление, платить за установку счетчика домового тепла?
Да, даже если у вас автономное отопление, вы должны платить такие же взносы за установку счетчика, как и ваши соседи, пользующиеся центральным отоплением. Также они вместе с другими жителями дома будут платить взносы (абонплату) за обслуживание или замену такого счетчика.
- Согласно закону, граждане также обязаны установить квартирные счетчики как горячей и холодной воды, так и тепла. Это правда?
Действительно, закон это предусматривает. Если счетчики воды уже стали для многих обыденностью, то счетчики тепла в квартирах имеют сейчас в основном жители новостроек. Закон предусматривает, что все собственники помещений в доме должны установить у себя или узлы-распределители тепла, или приборы-распределители.
- Чем отличаются узлы-распределители от приборов-распределителей?
Узлы-распределители, то есть счетчики тепла, присоединяются непосредственно к трубам центрального отопления в месте их входа в квартиру. В то время как приборы-распределители размещаются на всех отопительных приборах (радиаторах). И в первом, и во втором случае систему отопления нужно оборудовать также автоматическими регуляторами температуры воздуха в помещении.
- Как граждане будут платить за потребленное тепло?
Показания домового счетчика будут сниматься компанией-поставщиком ежемесячно. Если все квартиры оборудованы квартирными счетчиками, граждане будут платить по их показаниям плюс за тепло, использованное в местах общего пользования. Это тепло будет рассчитано по разнице между показателями домового счетчика и суммой показателей квартирных счетчиков и распределено между жителями, соответственно площади квартир.
- Это правда, что даже установив квартирные счетчики тепла, граждане не смогут экономить по своему усмотрению?
Правда. Даже если вы очень уменьшите температуру обогрева квартиры, а значит получите минимальные показатели счетчика, вы не сможете платить меньше определенного минимума. Этот минимум определяется исходя из среднего потребления тепла в вашем доме согласно методике, разработанной исполнительной властью. И установлен для того, чтобы владельцы счетчиков не обогревали свои квартиры за счет соседей.
- Как платить за тепло гражданам, не установившим квартирный счетчик на законных основаниях (технически невозможно или экономически нецелесообразно)?
Разница в показаниях домового счетчика за исключением тепла на обогрев мест общего пользования распределяется между жильцами дома в соответствии с площадью квартир. Объем тепла, который идет в таком случае на обогрев подъездов, определяется по особой методике и распределяется между всеми жителями — теми, что имеют квартирные счетчики, и теми, которые не имеют.
- Если я установлю квартирный счетчик, я сразу же смогу экономить?
Нет. Показатели квартирного счетчика принимаются во внимание только в случае, если такими счетчиками оборудованы не менее 50% квартир. Так что пока половина ваших соседей не установит дома такие счетчики, платить вы будете за площадь, которая обогревается.
- Это правда, что если у соседа в квартире холодно, я буду платить за это дополнительно?
Не совсем так. Если у соседа температура в квартире ниже нормы (например, 15градусив, в то время, как у вас — 18) поставщик обязан повысить ее до нормы. Таким образом, из-за увеличения температуры теплоносителя у соседа будет 18 градусов, у вас — 21). И в таком случае — но исключительно, если у вас не установлен квартирный счетчик тепла — вы действительно (как и ваши соседи без счетчиков) будете оплачивать при повышении температуры в квартире. Но, собственно это будет оплата не за соседа, а за излишнее тепло в вашей личной квартире.
Кроме того, перед тем, как повышать температуру во всем доме, поставщик должен разобраться с причинами низкой температуры в отдельных квартирах. Если окажется, что причиной является несанкционированное вторжение в систему отопления (например, несанкционированное установки дополнительных радиаторов) одним из жителей, вся плата за повышение температуры в доме ляжет на его плечи. И платить он будет, доколе не приведет систему отопления в квартире в соответствие с проектной.
- Кто будет платить за поверку счетчиков?
Закон предусматривает, что периодическая поверка осуществляются за счет абонплаты граждан (взносов за обслуживание домового счетчика).
- Когда это все заработает?
О сроках установки счетчиков мы уже упомянули. Но закон требует дополнительной разработки подзаконных актов и методик правительством, профильными министерствами и ведомствами. Правительству предоставляется на это полгода. В конце концов, Нацкомиссии по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг, органам местного самоуправления нужно пересмотреть тарифы на тепло и воду с учетом требований закона. Это они должны сделать в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона.
«Народная правда» будет следить и оперативно извещать о решении по тарифам наших читателей.
Виталий Рябошапка
Начнем с того, что Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ предписывает до 01.01.2012 года всем собственникам жилья установить как общедомовые счетчики энергоресурсов, так и квартирные счетчики воды, электроэнергии, газа, а, при наличии технической возможности, — квартирные счетчики тепла.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354 (ред. от 14.02.2015 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителю дается право принимать решение об установке индивидуального общеквартирного или комнатных приборов учета тепловой энергии.
Установка квартирных счетчиков тепла, как правило, предусматривается с горизонтальной поквартирной разводкой труб — в квартиру заходит только один стояк отопления и от него запитаны все остальные радиаторы отопления в квартире по кольцу.
Законодательство запрещает установку счетчиков тепла в квартирах домов с вертикальной разводкой — в квартиру заходит несколько стояков отопления и от каждого стояка в квартире запитан только один радиатор отопления (Приказ Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. N 627).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме в 2019, 2020 и 2021 гг.
Если Вы решили перейти на оплату услуг теплоснабжения исходя из показаний счетчика тепла в квартире, необходимо выполнить следующее:
- Необходимо убедиться в возможности установки счетчика тепла. Желательно составить акт обследования, что установка прибора учета в вашей квартире технически возможна.
- При наличии возможности установки устранить все возможные источники теплопотерь: промерзающие углы, щели в окнах, плохо утепленные входные двери. Только тогда монтаж счетчика учета тепла принесет ощутимую материальную экономию.
- Обратиться в ЖЭК, ТСЖ или управляющую компанию для предоставления технических условий, в которых прописано, что необходимо для подключения счетчика в вашей квартире.
- Определиться с типом квартирного счетчика тепла: механический или ультразвуковой. Покупать счетчик тепла рекомендуется в специализированной (легальной) компании. При покупке взять кассовый и товарные чеки, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации.
- На основе полученных технических условий надо обратиться в специализированную компанию, занимающуюся проектированием, монтажом, а также обслуживанием объектов теплоснабжения для заказа «проекта на установку счетчика тепла».
- Вызвать специалиста для проведения обследования теплового ввода в квартиру и выполнения необходимых замеров.
- Разработать проект на установку квартирного счетчика тепла.
- Подготовленный проект согласовать в ЖЭК, ТСЖ или управляющей компании.
- Произвести монтаж счетчика тепла и пусконаладочные работы.
- После установки тепловой счетчик пломбируется представителем ЖЭКа, ТСЖ или управляющей компанией, и подписывается акт о его приеме и допуска в эксплуатацию.
- Далее оплату услуг теплоснабжения можно осуществлять по показаниям счетчика тепла.
Устанавливать счетчики тепла должна лицензированная компания. При выборе своего подрядчика обратите внимание на следующее:
- наличие информации о компании в ЕГРЮЛ;
- наличие всей необходимой документации (сертификаты, свидетельства, допуски СРО);
- наличие спецоборудования и квалифицированных специалистов; осуществление полного перечня монтажных работ;
- возможность выезда инженера на квартиру для осмотра коммуникаций;
- наличие гарантии на проводимые работы.
При этом, впрочем, нельзя не отметить существование правовой коллизии, которая в настоящее время серьезно затрудняет переход на оплату услуги теплоснабжения исходя из показаний квартирного прибора учета тепла.
Дело в том, что в соответствии с п. 42 (1) ПП РФ №354, которое мы уже цитировали выше, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении не оборудованным прибором учета определяется:
- исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом и нежилом помещениях определяется:
- исходя из показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета и количества тепловой энергии на общедомовые нужды приходящееся на каждое помещение, как доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.
Также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) №11362-02/04 от 23.06.2014 поясняется п. 42 (1) ПП РФ №354, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний и индивидуальных (квартирных) приборов учета возможна только при оборудовании индивидуальными приборами учета всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Получается, что в действующей редакции ПП РФ №354 размер платы за отопление по установленному счетчику тепла будете производить только в том случае, если во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома имеются коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные счетчики тепла, а иначе — исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
В тоже время в соответствии с п. 23 ПП РФ №307 от 23.05.2006 г., при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления исходя из следующего:
- ежемесячный размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление,
- ежемесячный размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Как видим, в действующем законодательстве наличиствуют несогласующиеся друг с другом нормы, регламентирующие возможность организации расчетов за услугу теплоснабжения, исходя из показаний квартирных счетчиков тепла.
Чтобы найти выход из создавшейся правовой ситуации, лучше всего обратиться в управляющую компанию или в правление ТСЖ, если предложенное решение не устроит, то следует поставить этот вопрос на голосование на общем собрании собственников жилья.
Когда действовало данное разрешение, многие достаточно активно обсуждали его отрицательные последствия. По своей сути счётчики направлены на то, чтобы коммунальные ресурсы расходовались более экономично.
В свою очередь, поверка давала возможность осуществлять контроль над достоверностью показаний счётчиков. С другой же стороны, в нынешних условиях для многих собственников жилья поверка счётчиков была очень затруднительна.
В настоящий момент времени идёт обсуждение вопроса о возможном продлении запрета о взимании пени за задолженность по ЖКУ. Однако никто не говорит о том, как именно будут обстоять дела со счётчиками. Возможно, что и запрет на пеню, и разрешение не делать поверку будут продлены и в дальнейшем.
В случае, если Правительством не будет принято такое решение, собственникам жилья со следующего года придётся делать поверки своих счётчиков. В противном случае плата за услуги ЖКХ будет взиматься по соответствующему нормативу.