Программа Переселения Аварийного Жилья 2021 Пенза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа Переселения Аварийного Жилья 2021 Пенза». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

Наименование Программы

региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 — 2025 годах» (далее — Программа)

Основание

для разработки Программы

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями) (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ)

Государственный заказчик Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области

Разработчик Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области

Цель Программы

финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Пензенской области

Задачи Программы

Переселение из аварийного жилищного фонда.


Программа реализуется в 2019 — 2025 годах. Планируемая дата окончания переселения граждан из каждого многоквартирного дома указана в приложении N 1 к настоящей Программе. Очередность переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Пензенской области, определяется в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ.


Этапы региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.


(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2020 N 154-пП)



Механизм реализации Программы включает в себя механизм взаимодействия государственного заказчика Программы, исполнителей Программы и граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с настоящей Программой. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Размер этапа текущего года программы переселения определяется в размере не менее частного от деления суммы средств Фонда, направляемых в текущем году на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки для Пензенской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, средств бюджета Пензенской области и (или) местных бюджетов, рассчитанных с учетом доли софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 2468-р (с последующими изменениями), на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Пензенской области, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (далее — нормативная стоимость квадратного метра). Подлежит уточнению при формировании заявки Пензенской области.


Размеры последующих этапов Программы определены прогнозно и подлежат актуализации при уточнении суммы средств Фонда, направляемых на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки для Пензенской области.


В реализации Программы участвуют муниципальные образования, на территории которых расположен аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2017 года и включенный в реестр АЖФ, — город Пенза, город Кузнецк, город Каменка Каменского района, город Белинский Белинского района, город Сердобск Сердобского района, город Спасск Спасского района, город Сурск Городищенского района, Канаевский сельсовет Городищенского района, рабочий поселок Исса Иссинского района, рабочий поселок Пачелма Пачелмского района, Титовский сельсовет Пачелмского района, рабочий поселок Золотаревка Пензенского района, Леонидовский сельсовет Пензенского района, рабочий поселок Шемышейка Шемышейского района.


Муниципальные образования — исполнители Программы:


1) разрабатывают и принимают муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Муниципальные программы, разработанные в рамках реализации настоящей Программы, могут предусматривать план действий органов местного самоуправления муниципальных образований, порядок переселения граждан, обоснование объема средств Фонда, средств бюджета Пензенской области и (или) средств местного бюджета на цели переселения граждан с указанием способа переселения.


Формирование приложений к Программе и муниципальным программам осуществляется в автоматизированной информационной системе Фонда «Реформа ЖКХ» в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 4 — N 7 к Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года»;


2) принимают участие в формировании заявок Пензенской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда путем направления в адрес государственного заказчика Программы заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств бюджета Пензенской области с приложением заверенной копии муниципальной программы в срок, установленный государственным заказчиком Программы в уведомлении о начале формирования заявки Пензенской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на текущий год до ее одобрения Фондом.


(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 19.09.2019 N 578-пП)



Источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы являются:


— средства Фонда;


— средства бюджета Пензенской области;


— средства бюджетов муниципальных образований;


— внебюджетные средства.


Оценка потребности в финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется исходя из площади аварийного жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.


Лимиты предоставления финансовой поддержки для Пензенской области за счет средств Фонда устанавливаются решением правления Фонда в соответствии с частью 1.1 статьи 5 Федерального закона N 185-ФЗ и пунктами 3, 5, 6 и 6(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278 «О порядке предоставления в 2019 — 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» (с последующими изменениями).


(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 01.12.2020 N 834-пП)


Размер финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда рассчитывается как произведение частного от деления общего объема средств, выделенных Фондом и средств бюджета Пензенской области, рассчитанных с учетом доли софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. N 2468-р (с последующими изменениями), на соответствующий этап, на общую площадь аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Пензенской области, включенного в соответствующий этап, и общей площади такого аварийного жилищного фонда, расположенного на территории отдельно взятого муниципального образования. Предоставляемая финансовая поддержка рассчитывается на расселяемую площадь, включенную в соответствующий этап.


(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2020 N 154-пП)


Представительным органом муниципального образования Пензенской области, уполномоченным на формирование и принятие бюджета муниципального образования, может быть принято решение о выделении средств бюджета муниципального образования на цели реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации настоящей Программы и установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, переселяемых из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями). При отсутствии такой необходимости на расселение используются средства финансовой поддержки.


Прогнозная стоимость затрат подлежит корректировке в случае изменения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, устанавливаемой приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на этапе формирования начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов, уменьшения общей площади аварийного жилищного фонда, а также в случае уточнения Фондом лимитов предоставления финансовой поддержки Пензенской области на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда.


(введен Постановлением Правительства Пензенской обл.

от 19.09.2019 N 578-пП)



1. Настоящий Порядок определяет правила распределения и предоставления субсидий из бюджета Пензенской области, в том числе, полученные за счет средств Фонда, бюджетам муниципальных образований — поселений и городских округов Пензенской области (далее — муниципальные образования), претендующим в соответствии с заявками Пензенской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.


2. Объем долевого финансирования за счет средств Фонда, бюджета Пензенской области, рассчитывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. N 2468-р (с последующими изменениями), на весь период действия Программы в разбивке по ее этапам.


(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2020 N 154-пП)


3. Финансовая поддержка из бюджета Пензенской области, в том числе за счет поступающих в бюджет Пензенской области средств Фонда, предоставляется бюджетам муниципальных образований в форме субсидий (далее — субсидии).


4. Размер субсидии для каждого муниципального образования определяется в соответствии с абзацем восьмым раздела 4 «Обоснование прогнозного объема средств, необходимых на реализацию Программы, и источники ее финансирования» Программы.


(п. 4 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 20.01.2020 N 10-пП)


5. Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с реализацией мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, установлен в муниципальных адресных программах по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее — муниципальная программа), и предусмотрен настоящей Программой.


6. Критериями отбора муниципальных образований в целях предоставления им финансовой поддержки являются:


1) наличие на территории муниципального образования многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;


2) наличие муниципальной программы.


7. Наличие на территории муниципального образования многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации подтверждается наличием сведений о таких многоквартирных домах, внесенных в систему АИС «Реформа ЖКХ» в реестр АЖФ.


Контроль за ходом реализации Программы возлагается на государственного заказчика Программы и осуществляется в форме мониторинга реализации Программы на основе сбора и анализа отчетности о ходе реализации Программы.


Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют государственному заказчику Программы информацию о ходе реализации Программы в рамках заключенных соглашений по форме и в сроки, установленные государственным заказчиком Программы.


Ответственность за реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, достоверность и полноту представляемой государственному заказчику Программы информации возлагается на руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (главу администрации).


Органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, направленных на выполнение данной Программы, ее реализацию, а также по обязательствам и правоотношениям, возникающим в ходе реализации Программы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В Пензенской области в 2021 году из ветхого жилья переселят еще 380 человек

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Новый закон о расселении аварийного жилья

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Ст. 16 Федерального закона № 185 регулирует очерёдность отселения граждан в новое жильё:

  • жильцы дома, в отношении которого есть судебный акт о незамедлительном расселении;
  • граждане, чей дом получил статус аварийного ранее других МКД в рамках отдельно взятого квартала или района в Пензе.

Реестр аварийного фонда составляется исходя из даты признания здания аварийным. При распределении жилья действует норма о равноценности и равнозначности квартир.

Переселение жителей из аварийного и ветхого жилья происходит в несколько этапов:

  1. Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
  2. Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
  3. Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
  4. Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
  5. Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
  6. Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.

Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.

До конца 2018 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2019 года начало происходить по новой программе.

Если аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается денежная компенсация по договору выкупа или другая жилая площадь с зачетом ее стоимости в выкупную цену. Расходы, связанные с переездом (транспортные услуги, временное проживание на съемной квартире, оформление документов и т.д), также подлежат компенсации.

Если дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается другое жилое помещение с той же площадью в том же населенном пункте.

Взамен помещения, проживание в котором проходило до выселения на основании договора социального найма, предоставляется аналогичное по площади жилое помещение. Составляется новый договор найма.

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.

Подробнее


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2019 года N 561


Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 — 2025 годы»

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

(в ред. Постановлений Администрации г. Пензы от 16.04.2019 N 689/4, от 17.07.2019 N 1302/1, от 17.09.2019 N 1793/1, от 10.10.2019 N 1959, от 01.11.2019 N 2106/1, от 17.01.2020 N 45/1, от 09.04.2020 N 491/4, от 25.05.2020 N 682/1, от 19.08.2020 N 1151/3, от 08.12.2020 N 1734/1, с изм., внесенными Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 04.09.2019 N 2а-1399/19)




В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 31, 33 Устава города Пензы, Администрация города Пензы постановляет:


1. Утвердить муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 — 2025 годы» согласно приложению, к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования постановления.


3. Информационно-аналитическому отделу администрации города Пензы опубликовать настоящее постановление в муниципальной газете «Пенза» и разместить на официальном сайте администрации города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству, начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.



Глава администрации города
В.Н.КУВАЙЦЕВ

Ответственный исполнитель Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.

Соисполнители Программы

Управление муниципального имущества администрации города Пензы, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Пензы, администрация города Пензы.

Участники Программы

МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы»

Подпрограммы программы

Разделение программы на подпрограммы не предусмотрено.

Программно-целевые инструменты Программы

1. Бюджетный кодекс РФ;

2. Градостроительный кодекс РФ;

3. Жилищный кодекс РФ;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5. Постановление администрации города Пензы от 19.12.2013 N 1527 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Пензы»;

6. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями) (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ).

7. Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 — 2025 годах».

Цели Программы

Обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции

Задачи Программы


Муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 — 2025 годы» (далее — Программа) предусматривает реализацию мероприятий по расселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ.


Основной целью мероприятий по расселению аварийных многоквартирных домов, создающих угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан, является обеспечение жильем граждан, проживающих в аварийном многоквартирном жилищном фонде.


Реализация мероприятий по расселению аварийных многоквартирных домов, признанных после 01.01.2012 до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, создающих угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан, на территории города Пензы рассчитана на период с 01.01.2019 по 01.09.2025.


Проживание граждан в аварийном многоквартирном жилищном фонде постоянно сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, аварийные строения ухудшают внешний облик и благоустройство города, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность города.


Комплексное решение проблемы ускорит расселение из аварийного жилищного фонда, окажет положительный эффект на социальное благополучие в обществе, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Пензы.

Переселение из аварийного жилья после 2021 года


Реализация Программы рассчитана на 2019 — 2025 годы. Планируемая дата окончания переселения граждан из каждого многоквартирного дома указана в приложении N 1 к настоящей Программе.


Этапы Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом содействия реформированию ЖКХ решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее, чем 1 сентября 2025 года.

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 09.04.2020 N 491/4)



Настоящая муниципальная Программа содержит следующие мероприятия:


1. Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.


Мероприятие направлено на замену аварийного жилья на новое в пределах занимаемой общей площади жилого помещения.


2. Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории города Пензы.


Мероприятие направлено на предотвращение угрозы жизни и безопасности граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Пензы.


Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ.


Гражданам, переселяемым из жилых помещений аварийного жилищного фонда, занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или в границах другого населенного пункта Пензенской области, с письменного согласия граждан в соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.


Предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения осуществляется с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом размер возмещения за жилое помещение формируется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании отчета об оценке объекта оценки в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Расходы, связанные с проведением оценки, осуществляются за счет средств бюджета города Пензы.


План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2017 аварийным, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.


Мероприятия Программы реализуются с 2019 по 2025 годы и предусматривают проведение комплекса мер по сносу и переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, приведены в приложениях NN 3, 15 к настоящей Программе.


Формирование приложений к Программе осуществляется в автоматизированной информационной системе Фонда «Реформа ЖКХ» в соответствии с формами приведенными в приложениях N 4 — 7 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года».


Достижение целевого индикатора «Количество расселенных помещений» осуществляется путем расселения 1677 жилых помещений нарастающим итогом к концу 2025 года.


Достижение целевого индикатора «Количество переселенных граждан» осуществляется путем переселения 3448 граждан нарастающим итогом к концу 2025 года.


Достижение целевого индикатора «Расселяемая площадь» осуществляется путем расселения 52087,9 кв. м. жилых площадей нарастающим итогом к концу 2025 года.


Достижение целевого индикатора «Количество снесенных многоквартирных домов» осуществляется путем сноса 86 МКД нарастающим итогом к концу 2025 года.


Приобретение (строительство) жилой площади планируется по действующим ценам на соответствующий период реализации Программы. При формировании отчета по данным индикаторам необходимо учитывать действующие цены за 1 кв. м. приобретаемого жилья на момент составления отчетности.


Для расчета оценки плановой эффективности базовым считается 2017 год.


Перечень плановых показателей (индикаторов) муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 — 2025 годы», приведен в приложении N 4 к Программе.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

Переселение из аварийного и ветхого жилья в Пензе в 2021

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Как поясняется в письме за подписью председателя правительства региона Николая Симонова, поступившем в Законодательное собрание, власти Пензы выбрали в качестве способа переселения граждан из аварийного жилья строительство многоквартирного дома, а в Сурске планируется в 2021 году приобрести квартиры с их оплатой в 2021-м.

В проект хотят внести изменения для урегулирования вопроса расселения в экстренных ситуациях. Есть дома, из которых жильцов необходимо переселять в максимально сжатые сроки. Для этого должны создать маневренные жилищные фонды в муниципалитетах, которые будут состоять из квартир для временного переселения россиян из аварийного жилья в экстренной ситуации.

  • объект недвижимости расположен недалеко от места техногенной катастрофы и может в любой момент обрушиться;
  • фундамент и стены дома деформированы и на них есть крупные трещины, несущие стены изношены;
  • если здание пострадало от различных аварий (землетрясения, пожара и т.д.) и его невозможно реконструировать;
  • объект недвижимости находится на территории, которая представляет собой экологическую угрозу (высокий уровень шума и вибрация, выше нормы, большая концентрация вредных веществ в почве и воздухе);
  • дом расположен в месте, где есть повышенный риск для природных катастроф;
  • дом расположен на территории, которая выделена под производство, инженерную и транспортную инфраструктуру.

Переселенческий скандал. Как оформить собственность и стать бомжем

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
  • срок заключения основного договора;
  • вид компенсации (в денежной или натуральной форме);
  • информацию о членах семьи, имеющих право на проживание с собственником;
  • порядок переселения;
  • форма основного договора.
  • проверить документацию на дом и правильность ее оформления;
  • назначить комиссию, которая проверит состояние жилья;
  • будет проведена оценка работы межведомственной комиссии;
  • создание заключительного акта и заключения межведомственной комиссии;
  • если члены комиссии приняли и одобрили заявления, то объект недвижимости внесут в список непригодного для проживания.
  • объект недвижимости расположен недалеко от места техногенной катастрофы и может в любой момент обрушиться;
  • фундамент и стены дома деформированы и на них есть крупные трещины, несущие стены изношены;
  • если здание пострадало от различных аварий (землетрясения, пожара и т.д.) и его невозможно реконструировать;
  • объект недвижимости находится на территории, которая представляет собой экологическую угрозу (высокий уровень шума и вибрация, выше нормы, большая концентрация вредных веществ в почве и воздухе);
  • дом расположен в месте, где есть повышенный риск для природных катастроф;
  • дом расположен на территории, которая выделена под производство, инженерную и транспортную инфраструктуру.

Также в программу переселения из аварийного жилья в 2021 году были внесены определенные изменения. А именно, изменилась процедура финансирования данного проекта. Раньше оно поровну распределялось между региональным и федеральным бюджетом. По новым правилам, регионы имеют право получить до 80% помощи. Для регионов такое новшество является очень перспективным и выгодным. Есть основания полагать, что в них реализация условий программы по переселению начнет продвигаться быстрее.

В Пензе возвели две многоэтажки для расселения аварийного жилья

  1. Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
  2. Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
  3. Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
  4. Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
  5. Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
  6. Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.
  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.
  • Жилищный кодекс Российской Федерации, где утвержден порядок расселения людей из жилого фонда, признанного неподходящим для проживания;
  • ФЗ № 185, определяющий требования к выполнению госпрограмм ЖКХ;
  • программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в ходе национального проекта Правительства Российской Федерации «Жильё и городская среда».

Напомним, что расселение граждан из аварийного жилфонда осуществляется в рамках национального проекта “Жилье и городская среда” и Федерального закона № 185-ФЗ. Переселение осуществляется по региональным программам с софинансированием из федерального бюджета.

Расселение аварийного жилья в 2021 году будет вестись по той же схеме, что и раньше. Но при этом в течение года должны появиться новые механизмы, позволяющие сокращать непригодный для проживания жилой фонд.

«Я с 2021 года хожу по инстанциям, тогда здесь установили первый маяк, тогда трещины были 1 сантиметр, в 2021 — уже 4, а сейчас и все 10», — тоже почти кричит в микрофон столичных журналистов известная пензенцам своими снежными ванными Мария Фролкова. Ее муж ежедневно следит за трещинами в стенах.

Все многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после 2021 года будут включены в муниципальную программу и будут расселяться в срок, установленный этой программой.Новая программа с указанием срока расселения многоквартирных домов и соответствующее законодательство по ее реализации будут размещены на сайте администрации г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *