Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таджикистан и еаэс вступление в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
И Узбекистан, и Таджикистан не справляются с демографическими вызовами. Численность трудоспособного населения растет быстрее, чем экономика и количество рабочих мест, ставя оба государства в зависимость от трудовой миграции. Причем идет она преимущественно в государства ЕАЭС: Россию и Казахстан. Переводы мигрантов, по данным последних исследований Мирового банка и Департамента статистики Евразийской экономической комиссии, составляют не менее 13,4% ВВП Узбекистана и более 31% ВВП Таджикистана.
Новая реальность ЕАЭС: затянет ли Узбекистан вслед за собой Таджикистан
Наиболее важным событием 2020 года в Таджикистане являются президентские выборы, на которых победу одержал действующий Президент Эмомали Рахмон. Эти выборы, по сути, должны были определить политический расклад в стране на последующие семь лет, то есть на следующий президентский срок. Также, в 2020 году был определён и порядок транзита власти, так как Рустами Эмомали сын действующего президента, де-факто принял на себя статус его основного преемника.
После избрания Рустама Эмомали Председателем Национального Совета (Маджлиси Милли), этот вопрос выглядит уже решённым. Во всяком случае, большинство экспертов и обозревателей сегодня считают, что личность основного политического преемника уже определена.
Таким образом, в новый 2021 год (и следующее десятилетие) Таджикистан вступает в состоянии, когда основные политические фракции достигли определённого компромисса и согласия относительно будущего политического расклада, распределения полномочий и ресурсов между собой.
Как правило, такой компромисс является определённым гарантом политической стабильности, как в верхнем эшелоне власти, так и в административной системе в целом. Конечно, это не исключает возможного обострения конкуренции за ресурсы и власть между различными номенклатурными фракциями. Однако, скорее всего, конкуренция между фракциями будет вестись в определённых границах, не ставя под угрозу имеющиеся договорённости по транзиту власти.
Это предполагает, что в наступающем году не стоит ожидать каких-либо серьёзных изменений в кадровой политике правительства. Большая часть кадровых перестановок уже была произведена вскоре после окончания президентских выборов в октябре-ноябре 2020. Как правило, в феврале-марте может последовать новая серия кадровых назначений меньшего масштаба, но и в этом случае, речь будет идти скорее о перестановке кадров внутри системы.
Скорее всего, в условиях кризиса следует ожидать некоторое ускорение процесса сближения и слияния административного аппарата, и крупных частных монополий, занимающих привилегированное положение в экономике страны. Данное явление наблюдается в стране на протяжении, как минимум, последних двадцати лет.
В таджикском контексте, это означает, что ведущие политики и лидеры номенклатурных групп становятся собственниками или основными акционерами крупных коммерческих компаний, занимающих монопольное положение в различных отраслях таджикской экономики.
Скорее всего, в наступающем году в ситуациях в сфере экономики продолжит оставаться крайне сложной. В основном, конечно, всё будет зависеть от развития ситуации на глобальном уровне. Главные вопросы – как долго продолжится пандемия Ковид-19, и связанный с ней экономический кризис, падение спроса на сырьё, спад производства, и так далее.
Для Таджикистана ключевое значение имеет состояние российского рынка труда. Если он не восстановится в следующем году, то таджикскую экономику и социальную сферу ожидают тяжёлые времена.
Однако, даже при наилучшем раскладе, карантин (социальная изоляция) в крупных российских городах, судя по всему, в том или ином виде, продолжится, по крайней мере до середины весны – начала лета. Это означает, что и восстановление таджикской экономики и доходов бюджета будет отложено на конец года. По мнению специалистов ЕБРР, возвращаться на прошлогодние показатели ВВП Таджикистан будет довольно долго, и лишь в 2022-м удастся достичь прежних 7,4%.
В 2021 году, по мнению большинства экспертов, продолжится существующий тренд на сокращение роли и влияния таджикского гражданского общества в стране. Частично, этот тренд обусловлен финансовыми причинами и недостатком средств в условиях кризиса, институты гражданского общества и частные СМИ не в состоянии покрыть свои расходы и добыть необходимое финансирование для продолжения своей деятельности.
С другой стороны, данный феномен объясняется также растущим давлением со стороны официальных надзорных и правоохранительных органов, так как таджикские власти явно видят в гражданском обществе потенциального возмутителя спокойствия в стране.
Соответственно, основной тренд на 2021 год – усиливающийся переход гражданского активизма за рубеж, в сектор таджикских национальных диаспор, количество и охват которых быстро растёт как в странах СНГ, так и дальнем зарубежье.
Это означает, что большинство независимых СМИ уйдут в социальные сети, а большая часть информационного потока в таджикском сегменте интернета будет регулироваться за рубежом представителями диаспор, находящихся вне контроля властей.
Из вышеизложенного, можно сделать следующие несколько выводов:
Первое, вне сомнения, следующий год, с точки зрения экономики и финансов, будет, как минимум, не менее трудным для Таджикистана, чем 2020. Судя по тому, как развивается ситуация с пандемией, даже при самом оптимистичном сценарии, восстановление экономики страны начнётся не ранее первой половины 2021.
Второе, наиболее опасным для страны, является сокращение среднего класса, рост числа бедных и так называемая «социальная маргинализация» значительной части населения. Как показывает опыт других стран, в перспективе это создаёт социальную базу для радикальных и экстремистских групп, таких как ИГИЛ или Хизби -Тахрир.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
– Таджикистан географически изолирован и имеет слабую транспортную сеть, что делает страну зависимой от соседних стран,
– Банковский сектор характеризуется высоким уровнем неработающих кредитов и низкой рентабельностью. Именно это стало причиной недоверия к финансовой системе РТ, которое проявляется в высоком уровне долларизации и отсутствии источников долгосрочного кредитования в национальной валюте.
– Высокое налогообложение. Согласно отчету «Уплата налогов», подготовленному PwC и Группой Всемирного банка, общая ставка налогов и взносов в Таджикистане по состоянию на 2018 год составляла 67,3% от дохода.
Это выше, чем в странах ЕАЭС, где данный показатель варьируется от 22,6% в Армении до 53,3% в Беларуси. Высокая налоговая нагрузка сдерживает процесс создания новых предприятий и расширения деятельности существующих. Высокий уровень бедности и слабое профессиональное развитие рабочей силы создают препятствия для формирования среднего класса, который мог бы стать движущей силой частного предпринимательства.
Конечно, «в случае с Кыргызстаном положительные эффекты от вступления в Союз были зафиксированы не сразу. В первые полтора года членства страны в ЕАЭС, было отмечено снижение взаимной торговли, что было вызвано переносом пограничных пунктов, постепенным согласованием с партнерами по Союзу периодов перехода на таможенное регулирование согласно Таможенному кодексу ЕАЭС в отношении некоторых особо чувствительных для экономики страны товарных групп», – отмечается в отчете.
– Торговая интеграция
Внешнеторговые отношения у Таджикистана и так в значительной степени приходятся на страны ЕАЭС. Индекс значимости взаимной торговли с ними составил в 2019 году 39%. Это выше показателей, чем у многих действующих членов Союза.
«Высокий уровень торговой интеграции с государствами ЕАЭС (в большей степени – с Россией и Казахстаном) является одной из основных предпосылок вступления Таджикистана в Союз», – отмечают авторы отчета.
– Финансовая поддержка
В целях адаптации нормативно-правовой среды и таможенной инфраструктуры к нормам и стандартам ЕАЭС, Таджикистан, вероятно, сможет рассчитывать на финансовую поддержку. Так, Кыргызстан в рамках процесса присоединения к ЕАЭС в 2014 году, получил помощь от России в размере $200 млн. на техническое оснащение пунктов пропуска на границах с третьими странами.
В качестве примера приводятся истории успеха Кыргызстана и Армении после их вступления в интеграционный союз.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к появлению готового рынка сбыта таджикских товаров, например, России.
Международный центр торговли (МЦТ) на основе данных ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), оценивает нереализованный экспортный потенциал РТ в размере $347,6 млн. При этом рынком с наибольшими перспективами для таджикского экспорта в страны ЕАЭС является Россия, исходя из разницы между фактически экспортируемыми и потенциальными объемами.
По данным МЦТ, для реализации полного экспортного потенциала, Таджикистан может увеличить объем поставок в страны ЕАЭС на $71,5 млн., в том числе примерно на $41 млн. в Россию (в первую очередь, за счет алюминия — $18 млн.) и на $15 млн. в Казахстан (за счет портландцемента — $8 млн.).
Таджикистан может производить также такие товары, как холодильное и морозильное оборудование, алюминиевые прутки и профили, керамические изделия, изделия из цемента, бетона или искусственного камня, зимнюю одежду, деревянные изделия, продукты питания, консервы и молочную продукцию.
«Страны Союза особенно заинтересованы в совместных проектах с Таджикистаном в агропромышленном комплексе и создании необходимой логистики поставок на фоне продовольственных антисанкций и необходимости решения задач по обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС», – говорится в отчете.
Безработица и поиск работы, конечно, актуальная тема для Таджикистана, особенно в 2020 году, в период пандемии.
«Таджикистан более всего выиграет от присоединения к единому рынку труда Союза. Это обусловлено главным образом, быстро увеличивающейся численностью населения Таджикистана при недостатке рабочих мест.
Занятость в неаграрных секторах растет крайне медленно или вовсе стагнирует. В настоящий момент в сельском хозяйстве занято 61% рабочей силы. Для сравнения: в Казахстане и Кыргызстане — 13% и 20% соответственно.
Другим фактором станет сохраняющаяся неблагоприятная демографическая ситуация в России, которая стимулирует спрос на труд мигрантов», – отмечают аналитики ЕАБР.
Они указывают на то, что отсутствие преференций для мигрантов из Таджикистана на территории стран ЕАЭС может негативно влиять на настроения в обществе, повышая риски социальной напряженности.
Учитывая, что уровень бедности в Таджикистане все еще остается высоким, а создание новых рабочих мест происходит медленнее, чем рост трудовой силы, проблема обеспечения наиболее благоприятных условий для таджикских граждан, работающих в странах ЕАЭС, представляется достаточно острой.
В этом контексте вступление в Союз поможет решить вопрос неравного положения мигрантов на едином рынке труда.
Эксперты ЕАБР подчеркивают, что ключевым драйвером развития Таджикистана в случае возможной интеграции с ЕАЭС будут преимущества, связанные с его участием в едином рынке труда. Ярким примером эффективности единого евразийского рынка труда является Кыргызстан.
Вступление в Союз в 2015 году за счет режима наибольшего благоприятствования трудовым мигрантам, позволило увеличить их количество и, несмотря на произошедший в том году кризис, значительно нарастить объем денежных переводов по итогам последних 5 лет. Таджикистан же, напротив, до сих пор не смог восстановиться до уровня 2014 года.
В случае присоединения республики к ЕАЭС, согласно оценкам ЕАБР, можно ожидать роста не только денежных переводов, но и увеличения заработной платы мигрантов в среднем, на 10–30%. Все эти изменения в течение 5 лет после присоединения к Союзу, обеспечат дополнительный накопленный приток денежных поступлений в страну в размере $1,3–$1,5 млрд.
Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.
К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.
С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.
«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», – отмечают в ЕАБР.
Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.
Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.
Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.
^К началу страницы
С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.
18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.
19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.
Итак, по состоянию на 2021 год Таможенный союз не пополнился новым участником. Недавно организованный форум, проведенный в Душанбе, обозначил мнение части аналитиков, которые уверены в экономических рисках для Таджикистана, но часть других аналитиков настаивает на ошибочном восприятии ситуации.
Состоится еще один визит Владимира Путина в Душанбе, и, конечно, снова речь зайдет о долгожданном торговом воссоединении стран, которые исторически были собраны воедино еще в советские времена. Президенту России пока не ясна позиция правительства государства, Таджикистан не говорит «нет» и в то же время реальных шагов к сближению не предпринимает. Вся эта эпопея длится с 2011 года, но ясности в отношениях между республикой и Россией так и не достигнуто.
Будет вам и экспорт, и работа. Таджикистану предлагают скорее вступить в ЕАЭС
Недавно проведенный опрос населения показал, что Таджикистан в 70% от всех опрошенных граждан готов вступить в Таможенный союз. Таким образом, общественная поддержка уже получена, а это хороший знак. Оставшиеся 30% хотят подождать вступления в объединение соседнего Кыргызстана, но Россия считает такую позицию зависимостью от соседнего государства, в конце концов уже сейчас можно начинать формировать таможенное законодательство, а время покажет.
Какие категории населения выступают за то, чтобы Таджикистан стал полноправным членом торгово-экономического союза?
- Представители крупного и среднего бизнеса. К бабке не ходи, ясно, что интеграция с постсоветскими странами сильно оживит торговые отношения и, самое главное, упростит, ускорит перемещение грузов. К примеру, чтобы перевезти через границу фуры с одеждой, на таможне сегодня нужно простоять не менее 10 дней, а все это потери, издержки и траты средств, возмещение которых позже возлагается на покупателей.
- В 2015 году Россия изменила процедуру въезда на территорию Российской Федерации. Теперь для перемещения между странами мигрантам необходимо иметь при себе загранпаспорт, раньше достаточно было показать внутренний паспорт.
Изменения внесены с целью контролировать миграцию, обрушившуюся на Российское государство, в последнее время ставшую бесконтрольной. Несмотря на то что чиновники старались успокоить трудящихся-мигрантов, якобы Владимир Путин дал указание как можно быстрее изготавливать для иностранцев паспорта, таджикским гражданам нововведения не по душе.
Если Таджикистан вступит в Таможенный союз, это позволит снять ограничения с мигрантов. Формирование единого рынка труда позволит работать в России совершенно легально, не скрываясь от контролирующих органов и не приступая закон. Правительство не может не прислушаться к доводам таджикистанцев, ведь в 2017 году практически 1 миллион жителей выезжает в Россию на заработки.
Российские партнеры обнародовали реальные цифры, которые позволят Таджикистану сэкономить средства и преумножить деньги в бюджете страны при вступлении в Таможенный союз:
- сразу снизятся цены на ГСМ, отчего республика выиграет 200-350 миллионов долларов;
- легализация хотя бы 1% приезжих выгодна для обеих стран – ожидаются налоговые поступления в показателе 42 миллиарда;
- уменьшится стоимость электричества;
- возрастет спрос на продукты аграрного сектора – у таджиков отлично получается выращивать отборные фрукты и овощи, фермеры смогут импортировать товар во все страны-участники ТС.
Конечно, сразу возникает вопрос: почему Россия так заинтересована в партнерстве с республикой? Трудно представить себе игру в одни ворота. На этот вопрос ответил руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов:
- Чтобы Россия была в состоянии достойно конкурировать с крупными игроками на международной арене, ей нужно расширять экономический потенциал. В Китае в 2017 году проживает более 1,3 миллиарда жителей, в Северной Америке население тоже уверенно близится к 1 миллиарду. Евросоюз объединяет полмиллиарда, 200 миллионов в России блекнут на их фоне, без надежных партнеров отечественной экономике не выжить.
- В каждой экономике существуют свои пробелы и недочеты, на которые закрыть глаза невозможно, наоборот, с ними нужно бороться и по возможности развивать в сторону «+». К таким регионам, например, относится Западная Сибирь, она как раз сможет трудиться в хорошем тандеме с Центральной Азией.
Намерений как таковых войти в Таможенный союз напрямую президент никогда не заявлял, в интервью лишь проскальзывала возможность изучения документов. Все чаще появляются мнения о том, что Таджикистану Таможенный союз, как и Евразийское объединение, невыгодны. Это объясняется тем, что государственная казна республики формируется преимущественно за счет налоговых отчислений и таможенных пошлин, исчисляемых на границе. Можно сказать, что подписание договора о вступлении государства в ТС лишает бюджет больших денег.
Хорошие результаты последние годы показывает средний бизнес, который стал понемногу развиваться и становиться на ноги. Допустив на таджикистанский рынок российских конкурентов, правительство рискует обречь местных небольших торговцев на банкротство, у последних пока не тот уровень, чтобы соревноваться с другими странами.
Точно такую же ситуацию мы сейчас можем наблюдать в Кыргызстане и Казахстане, вступившим в ЕАЭС, – пока иностранцы обогащаются, местные предприниматели массово закрывают бизнес.
Такое стремление президента обезопасить жителей страны от нищеты международные эксперты, отслеживающие ситуацию, называют лукавством. Дело в том, что Эмомали Рахмону и его семье принадлежит 70% импорта продукции в Таджикистан, большинство крупных местных предприятий находятся в его собственности, а значит, от внедрения российских конкурентов пострадает прежде всего кошелек правителя.
- сегодня
- неделя
- месяц
- 09.02.2021В 50 километрах на юго-восток от Алматы произошло землетрясение 40258В 50 километрах на юго-восток от Алматы произошло землетрясение
- 09.02.2021Экс-прокурор и банкир приговорены к 8 годам лишения свободы за групповое изнасилование 20764Экс-прокурор и банкир приговорены к 8 годам лишения свободы за групповое изнасилование
- 09.02.2021Сводка эпидситуации в Казахстане на 9 февраля 15661Сводка эпидситуации в Казахстане на 9 февраля
- 09.02.2021В Павлодаре из-за аварии на водопроводе без воды остались 10 домов 11368В Павлодаре из-за аварии на водопроводе без воды остались 10 домов
- 09.02.2021Хоргос становится важным хабом маршрута Китай — Европа 10153Хоргос становится важным хабом маршрута Китай — Европа
Узбекистан на пороге ЕАЭС: что ждет республику и подтянется ли Таджикистан?
- Интеграция Таджикистана в Евразийское пространство: проблемы и перспективы 2016 / Рыбакова Марина Владимировна
- Перспективы развития интеграционных процессов в рамках евразийского экономического союза: взгляд из Таджикистана 2015 / Асламов Абдурафи
- Евразийский экономический союз и Таджикистан: возможности взаимодействия и расширение сотрудничества 2015 / Маликов Кобилшо Куканович
- Таджикистан и ЕАЭС: векторы присоединения или уклонения? 2017 / Хопёрская Лариса Львовна, Харченко Виктор Алексеевич
- Интернационализация рынка труда в условиях рыночной экономики республики Таджикистан 2017 / Усманова Туфа Джумаевна, Азимова Мадина Турдыевна
- Первые итоги членства Кыргызстана в ЕАЭС: экономический аспект 2017 / Черевык К.А.
- Перспективы функционирования евразийского экономического союза и возможности его расширения 2015 / Володин Виктор Михайлович, Кафтулина Юлия Анатольевна, Русакова Юлия Игоревна
- Республика Таджикистан в процессах евразийской интеграции 2017 / Дадабаева З. А.
- Присоединение Киргизии к ТС: предпосылки, проблемы, перспективы 2013 / Евдокимова Ольга Михайловна
- О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза 2018 / Галузо Василий Николаевич
Несмотря на определенные успехи в сфере экономики, Ташкент в последние годы продолжает сталкиваться с серьезными социально-экономическими вызовами.
По данным официальной статистики, население республики последние десять лет растет со средней скоростью 680 тысяч человек в год. При этом средний прирост рабочих мест в этот же период — 220 тысяч рабочих мест, причем к концу 2010-х темпы развития рынка труда упали почти вдвое. То есть мы получаем прирост безработной молодежи до 460 тысяч человек в год.
Официальные власти, видимо, хорошо понимают сложившуюся ситуацию, поэтому сотрудничество с ЕАЭС прописано в стратегических документах. Например, концепция комплексного социально-экономического развития Узбекистана до 2030 года (подписана президентом в октябре 2019-го) предусматривает:
— расширение внешней торговли за счет подписания соглашений о свободной торговле с ЕАЭС и рядом других стран в 2019-2021 гг.;
— последовательное изучение вхождения страны в ЕАЭС и ВТО в течение 2022-2025 гг.
Анализ показывает, что уже в течение 2020-2021 гг. Узбекистан может присоединиться к ЕАЭС в качестве наблюдателя и подписать соглашение о создании ЗСТ с союзом.
Одновременно должна начаться работа профильных министерств, а также аналитических центров при МИД РУз и администрации президента по анализу последствий присоединения и подготовки договора, включающего условия переходного периода. Разработка последних, скорее всего, будет основываться на опыте Армении и Кыргызстана.
Евразийский экономический союз пополнится Сербией и Таджикистаном
Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2020 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2020 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
ЕАБР раскрыл плюсы и минусы вступления Таджикистана в Евразийский союз
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
- Вечерние курсы валюты в Бишкеке на 9 февраля: доллар ↘ евро ↗ рубль ↗ тенге ↗ 09.02.2021, 17:56
- Комбанки КР получат 370 млн сомов за участие в ФСХ-9 09.02.2021, 17:30
- В КР задержан экс-председатель аэропорта «Манас» 09.02.2021, 16:45
- Директор школы в Таласе присваивала зарплату своих сотрудников 09.02.2021, 16:30
В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.
С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке — Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.
- 10 октября 2000 года — в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
- 30 мая 2001 года — вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006—2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. — Армения.
- 23 февраля 2003 года — президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
- 6 октября 2007 года — в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
- 6 июля 2010 года — вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс.
- 9 декабря 2010 года — Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
- 1 июля 2011 года — заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
- 18 октября 2011 года — в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
- 18 ноября 2011 года — подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.
1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.
ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.
Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.
Таджикистан решает вопрос о вступлении в ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года — Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) — одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010—2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.
Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.
20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.
Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.
- Статья
- Обсуждение
- Читать
- Просмотр
- История
Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступать в ЕАЭС и чем это грозит
«Мы наблюдаем, как развивается и как реализуются решения, которые принимаются в рамках этого союза. Есть очень много положительного в деятельности этого союза, но у наших специалистов есть свои взгляды, они должны всесторонне рассмотреть, оценить и представить правительству страны свои предложения. Поэтому мы до сих пор изучаем этот вопрос. У нас еще нет конкретного решения по вхождению в этот союз или быть в качестве страны-наблюдателя», — сказал он журналистам, отметив, что Таджикистан имеет «очень плодотворное сотрудничество с каждой страной-членом ЕАЭС».
В прошлом месяце на международной конференции по вопросам миграции в Душанбе он сообщил, что среди всех государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) граждане Таджикистана имеют значительные преференции и по режиму пребывания в России, и по праву на труд. «Исключение составляют граждане государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, поскольку им предоставляется наибольшее количество преференций», — сказал Маркевич. Он отметил, что присоединение Таджикистана к договору о ЕАЭС обеспечит гражданам республики аналогичным перечнем прав и возможностей.
Вице-спикер Совета Федерации по международным делам Фарит Мухаметшин по итогам последней поездки российских сенаторов в Ташкент сообщил узбекским СМИ, что вопрос о возможном получении Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС может разрешиться в следующем году.
— В России работают свыше 2,2 млн. узбекских трудовых мигрантов, находятся они также в большом количестве и в Казахстане. В настоящее время наши мигранты конкурируют с ними на рынках труда на равных условиях. После же присоединения Узбекистана к этому Союзу отношение работодателей к узбекским мигрантам изменится. Наши мигранты им уже будут не конкурентами, и им придется довольствоваться наиболее невостребованными, низкооплачиваемыми рабочими местами. Это приведет к сокращению объема потока денежных переводов, которые составляют около 40% ВВП Таджикистана, а соответственно, к снижению уровня жизни в республике», — сказал «АП» экономист Зафар Носиров.
Присоединение Таджикистана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) обеспечит стране наибольший объем преференций в сфере миграции, рассказал РИА Новости глава представительства МВД РФ по миграции Владислав Маркевич.
Помимо этого граждане государства-члена ЕАЭС, при пересечении границы другой страны союза, освобождаются от отметок в миграционной карте, при условии, что их срок пребывания в стране не превышает тридцати дней.
Развитие индустрии в наших странах не в его интересах – ему незачем плодить себе конкурентов. Это означает, что наше коренные интересы на самом деле противоположны – потому что, для Таджикистана построение своей индустрии и создание рабочих мест является вопросом выживания как государства. Без промышленности не будет рабочих мест, а без рабочих мест не будет политической стабильности. Подсаживаясь на китайскую иглу, наши среднеазиатские правительства ставит под угрозу будущее всего региона.
Тем более, что де-факто такой плацдарм в Северном Афганистане уже существует. На центральноазиатских границах группировки боевиков из среднеазиатских республик, большинство из которых перебрались из Сирии и Ирака. При этом, есть основания полагать, что фокус и внимание основных джихадистких организаций постепенно переносится на Афганистан и потом на ЦА.
Руководство Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана заявляет, что Центром разработан расширенный 70-страничный документ, в котором отражены положительные и отрицательные аспекты членства страны в Союзе в миграционных, экономических, политических и геополитических вопросах. «По всем вопросам у нас выработана четко выраженная позиция, проведен анализ каждого аспекта, отражены как отрицательные, так и положительные стороны», — пояснил эксперт Центра Абдулло Рахнамо.
«Касательно миграции плюсов больше, чем минусов, поэтому это одна из сторон, где можно получить положительные результаты. Но есть другие моменты, которые вызывают настороженность, в частности в производственной сфере. Поэтому эти моменты изучаются», — сказал Кодирзода на пресс-конференции в Душанбе.
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.