Таджикистан и еаэс вступление в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таджикистан и еаэс вступление в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

И Узбекистан, и Таджикистан не справляются с демографическими вызовами. Численность трудоспособного населения растет быстрее, чем экономика и количество рабочих мест, ставя оба государства в зависимость от трудовой миграции. Причем идет она преимущественно в государства ЕАЭС: Россию и Казахстан. Переводы мигрантов, по данным последних исследований Мирового банка и Департамента статистики Евразийской экономической комиссии, составляют не менее 13,4% ВВП Узбекистана и более 31% ВВП Таджикистана.

Новая реальность ЕАЭС: затянет ли Узбекистан вслед за собой Таджикистан

Наиболее важным событием 2020 года в Таджикистане являются президентские выборы, на которых победу одержал действующий Президент Эмомали Рахмон. Эти выборы, по сути, должны были определить политический расклад в стране на последующие семь лет, то есть на следующий президентский срок. Также, в 2020 году был определён и порядок транзита власти, так как Рустами Эмомали сын действующего президента, де-факто принял на себя статус его основного преемника.

После избрания Рустама Эмомали Председателем Национального Совета (Маджлиси Милли), этот вопрос выглядит уже решённым. Во всяком случае, большинство экспертов и обозревателей сегодня считают, что личность основного политического преемника уже определена.

Таким образом, в новый 2021 год (и следующее десятилетие) Таджикистан вступает в состоянии, когда основные политические фракции достигли определённого компромисса и согласия относительно будущего политического расклада, распределения полномочий и ресурсов между собой.

Как правило, такой компромисс является определённым гарантом политической стабильности, как в верхнем эшелоне власти, так и в административной системе в целом. Конечно, это не исключает возможного обострения конкуренции за ресурсы и власть между различными номенклатурными фракциями. Однако, скорее всего, конкуренция между фракциями будет вестись в определённых границах, не ставя под угрозу имеющиеся договорённости по транзиту власти.

Это предполагает, что в наступающем году не стоит ожидать каких-либо серьёзных изменений в кадровой политике правительства. Большая часть кадровых перестановок уже была произведена вскоре после окончания президентских выборов в октябре-ноябре 2020. Как правило, в феврале-марте может последовать новая серия кадровых назначений меньшего масштаба, но и в этом случае, речь будет идти скорее о перестановке кадров внутри системы.

Скорее всего, в условиях кризиса следует ожидать некоторое ускорение процесса сближения и слияния административного аппарата, и крупных частных монополий, занимающих привилегированное положение в экономике страны. Данное явление наблюдается в стране на протяжении, как минимум, последних двадцати лет.

В таджикском контексте, это означает, что ведущие политики и лидеры номенклатурных групп становятся собственниками или основными акционерами крупных коммерческих компаний, занимающих монопольное положение в различных отраслях таджикской экономики.

Скорее всего, в наступающем году в ситуациях в сфере экономики продолжит оставаться крайне сложной. В основном, конечно, всё будет зависеть от развития ситуации на глобальном уровне. Главные вопросы – как долго продолжится пандемия Ковид-19, и связанный с ней экономический кризис, падение спроса на сырьё, спад производства, и так далее.

Для Таджикистана ключевое значение имеет состояние российского рынка труда. Если он не восстановится в следующем году, то таджикскую экономику и социальную сферу ожидают тяжёлые времена.

Однако, даже при наилучшем раскладе, карантин (социальная изоляция) в крупных российских городах, судя по всему, в том или ином виде, продолжится, по крайней мере до середины весны – начала лета. Это означает, что и восстановление таджикской экономики и доходов бюджета будет отложено на конец года. По мнению специалистов ЕБРР, возвращаться на прошлогодние показатели ВВП Таджикистан будет довольно долго, и лишь в 2022-м удастся достичь прежних 7,4%.

В 2021 году, по мнению большинства экспертов, продолжится существующий тренд на сокращение роли и влияния таджикского гражданского общества в стране. Частично, этот тренд обусловлен финансовыми причинами и недостатком средств в условиях кризиса, институты гражданского общества и частные СМИ не в состоянии покрыть свои расходы и добыть необходимое финансирование для продолжения своей деятельности.

С другой стороны, данный феномен объясняется также растущим давлением со стороны официальных надзорных и правоохранительных органов, так как таджикские власти явно видят в гражданском обществе потенциального возмутителя спокойствия в стране.

Соответственно, основной тренд на 2021 год – усиливающийся переход гражданского активизма за рубеж, в сектор таджикских национальных диаспор, количество и охват которых быстро растёт как в странах СНГ, так и дальнем зарубежье.

Это означает, что большинство независимых СМИ уйдут в социальные сети, а большая часть информационного потока в таджикском сегменте интернета будет регулироваться за рубежом представителями диаспор, находящихся вне контроля властей.

Из вышеизложенного, можно сделать следующие несколько выводов:

Первое, вне сомнения, следующий год, с точки зрения экономики и финансов, будет, как минимум, не менее трудным для Таджикистана, чем 2020. Судя по тому, как развивается ситуация с пандемией, даже при самом оптимистичном сценарии, восстановление экономики страны начнётся не ранее первой половины 2021.

Второе, наиболее опасным для страны, является сокращение среднего класса, рост числа бедных и так называемая «социальная маргинализация» значительной части населения. Как показывает опыт других стран, в перспективе это создаёт социальную базу для радикальных и экстремистских групп, таких как ИГИЛ или Хизби -Тахрир.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

– Таджикистан географически изолирован и имеет слабую транспортную сеть, что делает страну зависимой от соседних стран,

– Банковский сектор характеризуется высоким уровнем неработающих кредитов и низкой рентабельностью. Именно это стало причиной недоверия к финансовой системе РТ, которое проявляется в высоком уровне долларизации и отсутствии источников долгосрочного кредитования в национальной валюте.

– Высокое налогообложение. Согласно отчету «Уплата налогов», подготовленному PwC и Группой Всемирного банка, общая ставка налогов и взносов в Таджикистане по состоянию на 2018 год составляла 67,3% от дохода.

Это выше, чем в странах ЕАЭС, где данный показатель варьируется от 22,6% в Армении до 53,3% в Беларуси. Высокая налоговая нагрузка сдерживает процесс создания новых предприятий и расширения деятельности существующих. Высокий уровень бедности и слабое профессиональное развитие рабочей силы создают препятствия для формирования среднего класса, который мог бы стать движущей силой частного предпринимательства.

Конечно, «в случае с Кыргызстаном положительные эффекты от вступления в Союз были зафиксированы не сразу. В первые полтора года членства страны в ЕАЭС, было отмечено снижение взаимной торговли, что было вызвано переносом пограничных пунктов, постепенным согласованием с партнерами по Союзу периодов перехода на таможенное регулирование согласно Таможенному кодексу ЕАЭС в отношении некоторых особо чувствительных для экономики страны товарных групп», – отмечается в отчете.

– Торговая интеграция

Внешнеторговые отношения у Таджикистана и так в значительной степени приходятся на страны ЕАЭС. Индекс значимости взаимной торговли с ними составил в 2019 году 39%. Это выше показателей, чем у многих действующих членов Союза.

«Высокий уровень торговой интеграции с государствами ЕАЭС (в большей степени – с Россией и Казахстаном) является одной из основных предпосылок вступления Таджикистана в Союз», – отмечают авторы отчета.

– Финансовая поддержка

В целях адаптации нормативно-правовой среды и таможенной инфраструктуры к нормам и стандартам ЕАЭС, Таджикистан, вероятно, сможет рассчитывать на финансовую поддержку. Так, Кыргызстан в рамках процесса присоединения к ЕАЭС в 2014 году, получил помощь от России в размере $200 млн. на техническое оснащение пунктов пропуска на границах с третьими странами.

В качестве примера приводятся истории успеха Кыргызстана и Армении после их вступления в интеграционный союз.

Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к появлению готового рынка сбыта таджикских товаров, например, России.

Международный центр торговли (МЦТ) на основе данных ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), оценивает нереализованный экспортный потенциал РТ в размере $347,6 млн. При этом рынком с наибольшими перспективами для таджикского экспорта в страны ЕАЭС является Россия, исходя из разницы между фактически экспортируемыми и потенциальными объемами.

По данным МЦТ, для реализации полного экспортного потенциала, Таджикистан может увеличить объем поставок в страны ЕАЭС на $71,5 млн., в том числе примерно на $41 млн. в Россию (в первую очередь, за счет алюминия — $18 млн.) и на $15 млн. в Казахстан (за счет портландцемента — $8 млн.).

Таджикистан может производить также такие товары, как холодильное и морозильное оборудование, алюминиевые прутки и профили, керамические изделия, изделия из цемента, бетона или искусственного камня, зимнюю одежду, деревянные изделия, продукты питания, консервы и молочную продукцию.

«Страны Союза особенно заинтересованы в совместных проектах с Таджикистаном в агропромышленном комплексе и создании необходимой логистики поставок на фоне продовольственных антисанкций и необходимости решения задач по обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС», – говорится в отчете.

Безработица и поиск работы, конечно, актуальная тема для Таджикистана, особенно в 2020 году, в период пандемии.

«Таджикистан более всего выиграет от присоединения к единому рынку труда Союза. Это обусловлено главным образом, быстро увеличивающейся численностью населения Таджикистана при недостатке рабочих мест.

Занятость в неаграрных секторах растет крайне медленно или вовсе стагнирует. В настоящий момент в сельском хозяйстве занято 61% рабочей силы. Для сравнения: в Казахстане и Кыргызстане — 13% и 20% соответственно.

Другим фактором станет сохраняющаяся неблагоприятная демографическая ситуация в России, которая стимулирует спрос на труд мигрантов», – отмечают аналитики ЕАБР.

Они указывают на то, что отсутствие преференций для мигрантов из Таджикистана на территории стран ЕАЭС может негативно влиять на настроения в обществе, повышая риски социальной напряженности.

Учитывая, что уровень бедности в Таджикистане все еще остается высоким, а создание новых рабочих мест происходит медленнее, чем рост трудовой силы, проблема обеспечения наиболее благоприятных условий для таджикских граждан, работающих в странах ЕАЭС, представляется достаточно острой.

В этом контексте вступление в Союз поможет решить вопрос неравного положения мигрантов на едином рынке труда.

Эксперты ЕАБР подчеркивают, что ключевым драйвером развития Таджикистана в случае возможной интеграции с ЕАЭС будут преимущества, связанные с его участием в едином рынке труда. Ярким примером эффективности единого евразийского рынка труда является Кыргызстан.

Вступление в Союз в 2015 году за счет режима наибольшего благоприятствования трудовым мигрантам, позволило увеличить их количество и, несмотря на произошедший в том году кризис, значительно нарастить объем денежных переводов по итогам последних 5 лет. Таджикистан же, напротив, до сих пор не смог восстановиться до уровня 2014 года.

В случае присоединения республики к ЕАЭС, согласно оценкам ЕАБР, можно ожидать роста не только денежных переводов, но и увеличения заработной платы мигрантов в среднем, на 10–30%. Все эти изменения в течение 5 лет после присоединения к Союзу, обеспечат дополнительный накопленный приток денежных поступлений в страну в размере $1,3–$1,5 млрд.

Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.

К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.

С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.

«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», – отмечают в ЕАБР.

Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.

Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.

Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.

^К началу страницы

С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.

18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.

19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.

Итак, по состоянию на 2021 год Таможенный союз не пополнился новым участником. Недавно организованный форум, проведенный в Душанбе, обозначил мнение части аналитиков, которые уверены в экономических рисках для Таджикистана, но часть других аналитиков настаивает на ошибочном восприятии ситуации.

Состоится еще один визит Владимира Путина в Душанбе, и, конечно, снова речь зайдет о долгожданном торговом воссоединении стран, которые исторически были собраны воедино еще в советские времена. Президенту России пока не ясна позиция правительства государства, Таджикистан не говорит «нет» и в то же время реальных шагов к сближению не предпринимает. Вся эта эпопея длится с 2011 года, но ясности в отношениях между республикой и Россией так и не достигнуто.

Будет вам и экспорт, и работа. Таджикистану предлагают скорее вступить в ЕАЭС

Недавно проведенный опрос населения показал, что Таджикистан в 70% от всех опрошенных граждан готов вступить в Таможенный союз. Таким образом, общественная поддержка уже получена, а это хороший знак. Оставшиеся 30% хотят подождать вступления в объединение соседнего Кыргызстана, но Россия считает такую позицию зависимостью от соседнего государства, в конце концов уже сейчас можно начинать формировать таможенное законодательство, а время покажет.

Какие категории населения выступают за то, чтобы Таджикистан стал полноправным членом торгово-экономического союза?

  1. Представители крупного и среднего бизнеса. К бабке не ходи, ясно, что интеграция с постсоветскими странами сильно оживит торговые отношения и, самое главное, упростит, ускорит перемещение грузов. К примеру, чтобы перевезти через границу фуры с одеждой, на таможне сегодня нужно простоять не менее 10 дней, а все это потери, издержки и траты средств, возмещение которых позже возлагается на покупателей.
  2. В 2015 году Россия изменила процедуру въезда на территорию Российской Федерации. Теперь для перемещения между странами мигрантам необходимо иметь при себе загранпаспорт, раньше достаточно было показать внутренний паспорт.

Изменения внесены с целью контролировать миграцию, обрушившуюся на Российское государство, в последнее время ставшую бесконтрольной. Несмотря на то что чиновники старались успокоить трудящихся-мигрантов, якобы Владимир Путин дал указание как можно быстрее изготавливать для иностранцев паспорта, таджикским гражданам нововведения не по душе.

Если Таджикистан вступит в Таможенный союз, это позволит снять ограничения с мигрантов. Формирование единого рынка труда позволит работать в России совершенно легально, не скрываясь от контролирующих органов и не приступая закон. Правительство не может не прислушаться к доводам таджикистанцев, ведь в 2017 году практически 1 миллион жителей выезжает в Россию на заработки.

Российские партнеры обнародовали реальные цифры, которые позволят Таджикистану сэкономить средства и преумножить деньги в бюджете страны при вступлении в Таможенный союз:

  • сразу снизятся цены на ГСМ, отчего республика выиграет 200-350 миллионов долларов;
  • легализация хотя бы 1% приезжих выгодна для обеих стран – ожидаются налоговые поступления в показателе 42 миллиарда;
  • уменьшится стоимость электричества;
  • возрастет спрос на продукты аграрного сектора – у таджиков отлично получается выращивать отборные фрукты и овощи, фермеры смогут импортировать товар во все страны-участники ТС.

Конечно, сразу возникает вопрос: почему Россия так заинтересована в партнерстве с республикой? Трудно представить себе игру в одни ворота. На этот вопрос ответил руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов:

  1. Чтобы Россия была в состоянии достойно конкурировать с крупными игроками на международной арене, ей нужно расширять экономический потенциал. В Китае в 2017 году проживает более 1,3 миллиарда жителей, в Северной Америке население тоже уверенно близится к 1 миллиарду. Евросоюз объединяет полмиллиарда, 200 миллионов в России блекнут на их фоне, без надежных партнеров отечественной экономике не выжить.
  2. В каждой экономике существуют свои пробелы и недочеты, на которые закрыть глаза невозможно, наоборот, с ними нужно бороться и по возможности развивать в сторону «+». К таким регионам, например, относится Западная Сибирь, она как раз сможет трудиться в хорошем тандеме с Центральной Азией.

Намерений как таковых войти в Таможенный союз напрямую президент никогда не заявлял, в интервью лишь проскальзывала возможность изучения документов. Все чаще появляются мнения о том, что Таджикистану Таможенный союз, как и Евразийское объединение, невыгодны. Это объясняется тем, что государственная казна республики формируется преимущественно за счет налоговых отчислений и таможенных пошлин, исчисляемых на границе. Можно сказать, что подписание договора о вступлении государства в ТС лишает бюджет больших денег.

Хорошие результаты последние годы показывает средний бизнес, который стал понемногу развиваться и становиться на ноги. Допустив на таджикистанский рынок российских конкурентов, правительство рискует обречь местных небольших торговцев на банкротство, у последних пока не тот уровень, чтобы соревноваться с другими странами.

Точно такую же ситуацию мы сейчас можем наблюдать в Кыргызстане и Казахстане, вступившим в ЕАЭС, – пока иностранцы обогащаются, местные предприниматели массово закрывают бизнес.

Такое стремление президента обезопасить жителей страны от нищеты международные эксперты, отслеживающие ситуацию, называют лукавством. Дело в том, что Эмомали Рахмону и его семье принадлежит 70% импорта продукции в Таджикистан, большинство крупных местных предприятий находятся в его собственности, а значит, от внедрения российских конкурентов пострадает прежде всего кошелек правителя.

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

Узбекистан на пороге ЕАЭС: что ждет республику и подтянется ли Таджикистан?

Несмотря на определенные успехи в сфере экономики, Ташкент в последние годы продолжает сталкиваться с серьезными социально-экономическими вызовами.

По данным официальной статистики, население республики последние десять лет растет со средней скоростью 680 тысяч человек в год. При этом средний прирост рабочих мест в этот же период — 220 тысяч рабочих мест, причем к концу 2010-х темпы развития рынка труда упали почти вдвое. То есть мы получаем прирост безработной молодежи до 460 тысяч человек в год.

Официальные власти, видимо, хорошо понимают сложившуюся ситуацию, поэтому сотрудничество с ЕАЭС прописано в стратегических документах. Например, концепция комплексного социально-экономического развития Узбекистана до 2030 года (подписана президентом в октябре 2019-го) предусматривает:

— расширение внешней торговли за счет подписания соглашений о свободной торговле с ЕАЭС и рядом других стран в 2019-2021 гг.;

— последовательное изучение вхождения страны в ЕАЭС и ВТО в течение 2022-2025 гг.

Анализ показывает, что уже в течение 2020-2021 гг. Узбекистан может присоединиться к ЕАЭС в качестве наблюдателя и подписать соглашение о создании ЗСТ с союзом.

Одновременно должна начаться работа профильных министерств, а также аналитических центров при МИД РУз и администрации президента по анализу последствий присоединения и подготовки договора, включающего условия переходного периода. Разработка последних, скорее всего, будет основываться на опыте Армении и Кыргызстана.

Евразийский экономический союз пополнится Сербией и Таджикистаном

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2020 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2020 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

ЕАБР раскрыл плюсы и минусы вступления Таджикистана в Евразийский союз

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
  • Вечерние курсы валюты в Бишкеке на 9 февраля: доллар ↘ евро ↗ рубль ↗ тенге ↗ 09.02.2021, 17:56
  • Комбанки КР получат 370 млн сомов за участие в ФСХ-9 09.02.2021, 17:30
  • В КР задержан экс-председатель аэропорта «Манас» 09.02.2021, 16:45
  • Директор школы в Таласе присваивала зарплату своих сотрудников 09.02.2021, 16:30

В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.

С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке — Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.

  • 10 октября 2000 года — в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
  • 30 мая 2001 года — вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006—2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. — Армения.
  • 23 февраля 2003 года — президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
  • 6 октября 2007 года — в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
  • 6 июля 2010 года — вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс.
  • 9 декабря 2010 года — Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
  • 1 июля 2011 года — заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
  • 18 октября 2011 года — в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
  • 18 ноября 2011 года — подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.

1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.

ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.

Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.

Таджикистан решает вопрос о вступлении в ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года — Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) — одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010—2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.

20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.

Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр
  • История

Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступать в ЕАЭС и чем это грозит

«Мы наблюдаем, как развивается и как реализуются решения, которые принимаются в рамках этого союза. Есть очень много положительного в деятельности этого союза, но у наших специалистов есть свои взгляды, они должны всесторонне рассмотреть, оценить и представить правительству страны свои предложения. Поэтому мы до сих пор изучаем этот вопрос. У нас еще нет конкретного решения по вхождению в этот союз или быть в качестве страны-наблюдателя», — сказал он журналистам, отметив, что Таджикистан имеет «очень плодотворное сотрудничество с каждой страной-членом ЕАЭС».

В прошлом месяце на международной конференции по вопросам миграции в Душанбе он сообщил, что среди всех государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) граждане Таджикистана имеют значительные преференции и по режиму пребывания в России, и по праву на труд. «Исключение составляют граждане государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, поскольку им предоставляется наибольшее количество преференций», — сказал Маркевич. Он отметил, что присоединение Таджикистана к договору о ЕАЭС обеспечит гражданам республики аналогичным перечнем прав и возможностей.

Вице-спикер Совета Федерации по международным делам Фарит Мухаметшин по итогам последней поездки российских сенаторов в Ташкент сообщил узбекским СМИ, что вопрос о возможном получении Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС может разрешиться в следующем году.

— В России работают свыше 2,2 млн. узбекских трудовых мигрантов, находятся они также в большом количестве и в Казахстане. В настоящее время наши мигранты конкурируют с ними на рынках труда на равных условиях. После же присоединения Узбекистана к этому Союзу отношение работодателей к узбекским мигрантам изменится. Наши мигранты им уже будут не конкурентами, и им придется довольствоваться наиболее невостребованными, низкооплачиваемыми рабочими местами. Это приведет к сокращению объема потока денежных переводов, которые составляют около 40% ВВП Таджикистана, а соответственно, к снижению уровня жизни в республике», — сказал «АП» экономист Зафар Носиров.

Присоединение Таджикистана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) обеспечит стране наибольший объем преференций в сфере миграции, рассказал РИА Новости глава представительства МВД РФ по миграции Владислав Маркевич.

Помимо этого граждане государства-члена ЕАЭС, при пересечении границы другой страны союза, освобождаются от отметок в миграционной карте, при условии, что их срок пребывания в стране не превышает тридцати дней.

Развитие индустрии в наших странах не в его интересах – ему незачем плодить себе конкурентов. Это означает, что наше коренные интересы на самом деле противоположны – потому что, для Таджикистана построение своей индустрии и создание рабочих мест является вопросом выживания как государства. Без промышленности не будет рабочих мест, а без рабочих мест не будет политической стабильности. Подсаживаясь на китайскую иглу, наши среднеазиатские правительства ставит под угрозу будущее всего региона.

Тем более, что де-факто такой плацдарм в Северном Афганистане уже существует. На центральноазиатских границах группировки боевиков из среднеазиатских республик, большинство из которых перебрались из Сирии и Ирака. При этом, есть основания полагать, что фокус и внимание основных джихадистких организаций постепенно переносится на Афганистан и потом на ЦА.

Руководство Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана заявляет, что Центром разработан расширенный 70-страничный документ, в котором отражены положительные и отрицательные аспекты членства страны в Союзе в миграционных, экономических, политических и геополитических вопросах. «По всем вопросам у нас выработана четко выраженная позиция, проведен анализ каждого аспекта, отражены как отрицательные, так и положительные стороны», — пояснил эксперт Центра Абдулло Рахнамо.

«Касательно миграции плюсов больше, чем минусов, поэтому это одна из сторон, где можно получить положительные результаты. Но есть другие моменты, которые вызывают настороженность, в частности в производственной сфере. Поэтому эти моменты изучаются», — сказал Кодирзода на пресс-конференции в Душанбе.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *