Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «185 приказ гибдд 2021 с коментариями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название: «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
Вводится: «Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»
В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.
Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.
Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Приказ №664, регламент МВД (ГИБДД) с 20 октября 2017 — заблуждения
Это главный миф, который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие «начитанные» водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.
Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.
233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.
Приказ №185 ГИБДД — отменили или нет?
Исключен запрет установки средств фиксации в зоне действия временных дорожных знаков.
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.
Коммерческие камеры
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.
Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.
Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях, обсудим.
Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.
Приказ 185 от 2 марта 2009 года, изданный МВД РФ, ввел в рабочую практику инспекторов ГИБДД новый административный регламент, регулирующий их поведение при остановке автомобилей и устанавливающий причины остановки, правила осмотра машин и оформления протоколов. Регламент был призван дать руководство сотрудникам ДПС и другим полицейским по правильному обеспечению безопасности на дорогах.
185 Приказ ГИБДД в последней редакции относится к 22 декабря 2014 года. Она модернизировала ряд административных регламентов, включая правила регулирования дорожного движения, порядок задержания транспортных средств и проверки состояния водителя (медицинское освидетельствование на предмет алкогольного и наркотического опьянения).
В статье мы рассмотрим основные положения приказа 185 и дадим краткую характеристику основным разделам документа.
- Убрали норму об изъятия ВУ с запретом эксплуатации ТС для проведения производства по делу об административном нарушении.
- Обозначен порядок видеофиксации действий сотрудниками ГИБДД при ДТП без участия понятых и проверку ТС об установленном и рабочем тахографе.
- Внесен порядок оформления ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД и его применение. Старый регламенте не объяснял его применение.
- Уточнили действия при оформлении ДТП работниками ГИБДД, где имеются разногласия у участников ДТП. Скорректировали правила оформления дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
- Новый Приказ №664 ГИБДД разрешает использовать для доказательства нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, сделанными третьими лицами, не участвующих в ДТП и которые не принадлежать сотрудникам полиции.
- Включает образцы документов, которые оформляют работники ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения.
Административный регламент содержит более 20 страниц, полностью регулирующих действия сотрудников дорожной службы и круг их обязанностей. Документ содержит большое количество формальной информации, включая ссылки на законодательные акты, преамбулы и объяснительные записки. Если убрать лишнее, то можно выделить более 10 основных пунктов, включающих:
- Определение участников дорожного движения;
- Требования к внешнему виду сотрудников ДПС;
- Правила проведения медицинского освидетельствования на алкоголь;
- Правила общения инспекторов с водителями и пешеходами;
- Список лиц, которые вправе контролировать правильность дорожного движения;
- Условия досмотра, осмотра и обыска;
- Правила составления протоколов и постановлений на штраф;
- Полномочия гаишников (исчерпывающий список полномочий, вплоть до задержания и ареста);
- Требования к внешнему виду сотрудников;
- Способы контроля над ДД и правила пользования техническими средствами наблюдения;
- Причины для задержания пешеходов и водителей;
- Список оснований, по которым можно требовать от водителя выхода из автомобиля.
Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ
ГИБДД Приказ 185 описывает все возможные основания в пунктах 63 – 83:
- Есть ориентировка на розыск автомобиля в связи с его угоном или совершенным на нем преступлении;
- В городе проводятся спецоперации;
- Несоответствие транспортного средства требованиям эксплуатации (неисправность некоторых частей, перегрузка и прочее);
- Опрос очевидцев дорожной аварии или помощь пострадавшим;
- Использование гражданского транспортного средства для пресечения преступных действий;
- Нарушение требований ПДД;
- Исполнение регулировочно – распорядительных требований.
Инспекторы вправе останавливать водителей с требованием обычной проверки документов только на постах ДПС.
185 Приказ ГИБДД разрешает подчиняться требованию сотрудников ДПС покинуть автомобиль можно только в указанных случаях:
- Водитель подает признаки сильного алкогольного или наркотического опьянения, болезненного состояния;
- Необходимо провести сверку VIN-номера, номера двигателя или кузова автомобиля;
- Есть необходимость провести осмотр или досмотр автомобиля на наличие запрещенных грузов, провести личный досмотр водителя;
- Нужно оказать первую помощь пострадавшим при аварии;
- Есть угроза безопасности инспектора или окружающих лиц;
- Следует устранить техническую неисправность транспортного средства.
При подозрении в алкогольном опьянении должностное лицо обязано предложить водителю пройти тест в присутствии двух свидетелей. Иногда у инспектора может не быть одноразовых тестов, тогда водителю придется проследовать в ближайшее полицейское отделение, которое располагает нужным оборудованием.
Регламент ввел четкие инструкции для инспекторов, тем самым обеспечив водителям спокойную жизнь, лишенную встреч с недобросовестными сотрудниками.
Какие положительные воздействия Приказа выделяют?
- В точности зная свои права, нет необходимости тратить лишнее время на общение с инспектором;
- Для решения конфликтных ситуаций автовладелец может затребовать телефон вышестоящего начальства;
- Установлены четкие причины остановки и правила досмотра и осмотра автомобиля;
- Разрешается ведение видео- и фотозаписи для фиксации общения с должностными лицами;
- Запрещена эвакуация автомобиля, если рядом с ним находится водитель;
- Снятие государственных номеров и лишение водительских прав возможно только на основании правильно составленного протокола.
Введение Административного регламента, как показывает статистика ГИБДД, снизило количество правонарушений сотрудников и уменьшило случаи необоснованных остановок водителей. Остановки стали использоваться в основном при нарушении ПДД.
Кроме оговоренных пунктов Приказа 185, в нем затронуто еще множество вопросов – от правил перевозки опасных грузов и составления постановлений до особых правил дорожного движения для иностранцев.
Итак, фактически, приказ МВД № 185 от 02.03.2009 включает в себя 270 статей с подпунктами. Он разъясняет права и обязанности сотрудников ГИБДД при их непосредственном взаимодействии (общении) с водителями и пешеходами при осуществлении правоохранительных функций МВД в сфере безопасности дорожного движения. Основные вопросы, которые затрагивает данный приказ:
- Даёт определение участника дорожного движения.
- Приводит перечень требований к внешнему виду сотрудника ГИБДД.
- Разъясняет, кто конкретно вправе контролировать безопасность дорожного движения.
- Даёт полный регламент полномочий сотрудников ГИБДД.
- Разъясняет порядок взаимодействия сотрудника ГИБДД и пешехода или водителя.
- Перечисляет условия, при которых возможно проведение осмотра / обыска / досмотра ТС. Порядок освидетельствования водителя на алкоголь и наркотики. Определяет причины для остановки сотрудником ГИБДД автомобиля. И определяет один из самых спорных и конфликтных моментов в общении сотрудника ГИБДД и водителя – ситуации, в которых инспектор имеет право потребовать водителя покинуть его ТС.
- Ну и также даётся определение тому, какими техническими средствами может пользоваться сотрудник ГИБДД для контроля дорожной обстановки, какие требования предъявляются к этим техническим средствам.
- Ну и немаловажный вопрос, кто контролирует деятельность сотрудников ГИБДД при исполнении своих обязанностей. Проще говоря, куда звонить и кому жаловаться на того или иного инспектора, если считаете что ваши гражданские права наглым образом нарушены.
Затронем чуть более подробно самые основные моменты. Внешний вид – сотрудник должен быть одет по установленной форме, иметь световозвращающий жилет с надписью ГИБДД / ДПС и нагрудный жетон с уникальным номером. При остановке водителя, гаишник должен представиться (назвать своё имя, фамилию, отчество и должность) приложив правую руку к головному убору (отдать честь). По требованию гражданина, полицейский должен предъявить свое служебное удостоверение (но не путайте, по требованию, а не махать «корочкой» перед всеми без исключения), не в режиме «открыл-закрыл, никто ничего не заметил», а дабы гражданин успел прочитать, а при необходимости переписать данные автоинспектора.
Рассмотрим основные положительные моменты данного документа:
- Водитель имеет право не садиться в автомобиль автоинспектора. Тем самым осуществляется борьба с коррупцией.
- Водитель имеет право осуществлять фото и видеофиксацию самого процесса общения с автоинспектором.
- Строго регламентированы причины остановки, досмотра автомобиля.
- Существует запрет эвакуации автомобиля, в случае если автолюбитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места.
- Сотруднику ГИБДД запрещено изымать госномер автомобиля без составления протокола
- У водителя при любой непонятной для него ситуации, или подозрении на противоправные действия сотрудника полиции, есть возможность связаться с его руководством. Кстати запомните, с кем вы можете связаться: местное, районное или региональное отделение ГИБДД. Номера телефонов остановивший вас сотрудник должен предоставить по первому вашему требованию.
- Адвоката для своей защиты можно привлечь с момента составления протокола.
185 приказ ГИБДД или как водителю общаться с сотрудниками ГИБДД
Изменения в новом приказе носят скорее стилистический и орфографический характер, т.е. изменены некоторые несущественные моменты. Однако есть стороны, представляющие определенный интерес. На них остановимся чуть подробнее.
- Изменения указаны в 107 пункте нового регламента. Речь идет об изменении причин проверки документов. В новом приказе слово «водителей» заменено на слово «граждан». То есть документы могут проверить также и у вашего пассажира, да и у пешехода. Также с принятием нового документа поднимался вопрос, и разгоралась жаркая дискуссия по поводу отмены ориентировок, как причины остановки и проверки документов. Однако, внимательно ознакомившись с пунктами 106 и 107, вы заметите, что ориентировка как причина для остановки и проверки документов никуда не делась. И все домыслы на эту тему и сотрясения воздуха, таковыми и остаются.
- Еще одно изменение, вызвавшее бурную дискуссию в соцсетях и метание громов и молний, касается изменений в правилах применения взысканий касаемо судей. Те самые крики о том, что пьяным судьям теперь всё можно. Тут необходимо внести некоторую ясность. Дело в том, что инспектор и ранее не мог применить к судье меры взыскания или наказания в прямом юридическом смысле. Инспектор ранее мог заставить судью продолжить движение вне транспортного средства, в том случае, если последний находился в состоянии алкогольного опьянения или же совершил преступление или правонарушение с участием ТС. Однако это ни в коем случае не наказание. Дело в том, что порядок наказания судей (ровно как и определение их виновности), лежит исключительно на судебной ветви власти. Судьи находятся в определённой законной «неприкосновенности» и порядок наказания судьи несколько отличается от порядка наказания стандартного гражданина. Неприкосновенность судьи обусловлена Конституцией РФ (основным законом нашей страны), а также Федеральным Законом «О судебной системе» и рядом иных ФЗ, а также в Кодексом судейской этики. В нашем государстве действует 2 вида нормативно-правовых актов: законы и подзаконные акты. Законы – главенствуют над подзаконными актами. То есть любой приказ МВД, хоть №185, хоть №664, хоть №3822, являясь менее значимым с юридической точки зрения НПА, не отменит действие вышеупомянутых законов и не может противоречить им. Ну а о том, как изменить Конституцию или иные законы, в случае если берет Че Гевары надевать нет желания, мы расскажем в следующий раз.
- Остальные изменения для водителей интереса не представляют и несут скорее смысловую нагрузку. Правда есть и интересный момент в плане юмора. Например, убрана норма заполнения протокола исключительно шариковой ручкой. Теперь если инспектор вручит протокол написанный гусиным пером с кровью вместо чернил или нацарапанный химическим карандашом (знаете такие были популярны во время Великой Отечественной Войны, их еще слюнявить нужно было), не удивляйтесь – всё в соответствии с буквой закона.
В данной ситуации, необходимо в первую очередь ориентироваться на то, что исходит от представителя власти: просьба или требование. С просьбой, думаю понятно, как вежливый человек – вы естественно можете согласиться, ну а можете и не согласиться. Что касается требования, то ориентируясь на 180 и 207 статьи приказа, причин для того, чтоб вы покинули свой автомобиль существует только 2: применение к вам досмотра и административного задержания (не путать с фактическим). Применение последнего, законно только в случае подозрения в совершении вами административного правонарушения или уголовного преступления.
Итак, мы рассмотрели приказ № 664, заменивший собой приказ № 185. Данный документ регламентирует взаимоотношения возникающие между автоинспектором и гражданами, в области дорожного движения.
Что хотелось бы сказать напоследок. Самый верный способ не оказаться в поле зрения сотрудника ГИБДД – это не нарушать ПДД. Ну а если Вы все же оказались в конфликтной ситуации с сотрудниками полиции, не стесняйтесь. Смело обращайтесь к профессиональной юридической помощи. Не стоит тратить нервные клетки на выяснение совсем не нужных отношений. Мы сделаем это за Вас с гораздо большим КПД. Удачи Вам на дорогах!
Каждому водителю необходимо знать свои права и обязанности, ведь шанс встретить инспектора ГИБДД есть у каждого автомобилиста. Для того, чтобы избежать неприятностей и проблем, не лишним будет ознакомиться с документом под названием «Приказ МВД № 185» (который вступил в силу в сентябре 2009 года). В нем содержится информация о том, что разрешено, а что запрещено сотрудникам ГИБДД и ДПС.
20 октября 2020 года вступает в силу новый Административный регламент ГИБДД. На этой странице можно скачать приказ 664 МВД РФ и ознакомиться с его основными положениями.
Административный регламент ГИБДД в 2020 году: нововведения с точки зрения юриста
› › Пункты «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» — приказ МВД №185 от 2 марта 2009 г., которые необходимо знать каждому водителю: 19.
Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.
Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
Документ, имеющий непосредственное отношение к делам государственной безопасности имеет и негативные стороны. К примеру, трудно определить уровень объективности сотрудника, который отправляет водителя на экспертизу, для выявления в крови следов алкоголя и наркотиков.
Кроме того, инспектор, отталкиваясь исключительно от личных соображений, может составить протокол, если заметит на автомобиле какие-либо неисправности, даже самые несущественные.
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства о основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
Приказ 185 ГИБДД является основным положением, где внесены требования по отношению к сотрудникам ГИБДД. Он достаточно объёмный, так как содержит все правила, которые были ранее прописаны в нескольких регламентах. Здесь есть правила работы сотрудника для различных жизненных ситуаций на дороге. В документ включены жесты и движения, которыми может пользоваться сотрудник при регулировке движения.
Разберем, из каких разделов состоит документ.
Как и во всех документах законодательства, есть несколько больших разделов:
- Первый раздел поясняет все обязанности и права участников движения: водителей, пешеходов, инспекторов и других лиц. Здесь же находятся основные понятия и общие сведения.
- Второй раздел обращен непосредственно к порядку работы инспекторов. Раздел содержит положения и требования к производимым действиям со стороны инспектора ко всем категориям участников движения.
- Третий раздел предлагает ознакомиться с правилами поведения во время проведения административной процедуры, описан порядок и возможные действия со стороны сотрудника ГИБДД. Здесь прописан чёткий алгоритм, который должен соблюсти инспектор в конкретной ситуации на дороге, что сказать и какие действия предпринять. Например, при досмотре автомобиля или остановке пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте.
- Четвёртый раздел предусматривает контроль вышестоящих органов за самим инспектором и порядок.
- Последний раздел содержит правила обжалования действий и решений, которые были приняты одним из должностных лиц.
В любом документе содержатся образцы заполнения различных форм, заявок и всей документации, которая может быть применена в работе должностного лица, в данном документе их изначально было 16. Часть приложений сейчас недействительны, так как закон прошёл процедуру доработки. Для инспекторов представлены такие документы как образцы протоколов, бланки для осмотра места происшествия, направление на медицинское освидетельствование, отстранение от права управления автомобилем и другие акты. В приложениях есть установленный порядок работы с оружием и правила применения силы в случае необходимости. Здесь же можно найти и описание регулировки движения.
Автовладельцу и любому другому участнику движения полезно ознакомиться со следующими данными из Приказа:
- правила проведения медицинского освидетельствование на алкогольное опьянение и употребление наркотических веществ;
- правила и регламент работы сотрудника с водителем, что он может требовать и как при этом разговаривать;
- основные причины для остановки любого транспортного средства и разрешённое место остановки;
- список полномочий инспектора;
- правила поведения, одежда, форма, документы инспектора;
- какими дополнительными методами и средствами может пользоваться инспектор при общении с окружающими;
- регламент составления протокола и его нормы;
- правила поведения водителя;
- может ли быть изъято и в какой ситуации водительское удостоверение.
Перечисленные пункты и вся информация из закона может понадобиться не только водителю, но и пешеходу. На дороге бывают разные ситуации, и надо понимать алгоритм не только своих действий, но и права и обязанности сотрудника инспекции. Это необходимо для доказательства своей невиновности и избегания противоправных действия со стороны силовых структур.
Если вы знаете, как должен выглядеть сотрудник ГИБДД, как вести себя и какие документы предъявить при остановке автомобиля, это может уберечь вас от многих проблем и обмана. Если должностное лицо не соответствует требованиям регламента, не предъявляет документов, вы имеете право заснять процесс общения на видео и доказать неправомерность действий в суде, если до этого дойдёт. Сотрудник инспекции обязан соответствовать регламенту, носить форму и значок, предъявить при обращении документы и представиться.
Пункты 30 и 19 подробно рассказывают о взаимоотношениях с участниками движения. Основные положения:
- Сотрудник соблюдает правила формального общения, обращается на «Вы», вежлив, оперирует только фактами при остановке.
- При обращении, вне зависимости от того, лично это происходит или при помощи каких-либо приспособлений, инспектор должен представиться, назвать должность и звание. После этого он уже может назвать причины остановки.
- Участники дорожного движения, как водитель, так и инспектор или пешеход, при общении могут пользоваться техническими способами записи видео, фото, но противоположная сторона должна быть предупреждена об этом и не имеет права препятствовать.
- В случае оформления протокола, водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, объясняются правила обжалования решения.
- Если, по мнению водителя, инспектор не соблюдает свои полномочия, то он может попросить предоставить контактные данные вышестоящего руководства или непосредственного начальника. Обратиться к нему за разъяснением ситуации. Инспектор обязан предоставить водителю требуемую информацию в этом случае.
Приказ 185 официально запретил ставить пометки в документах водителя. Такие действия были ранее допустимы со стороны сотрудника, они могли «пометить» платёжеспособного нарушителя.
Пункт 30 Приказа облегчил жизнь и инспекторам, теперь они имеют право в случае жёсткой необходимости воспользоваться автомобилем водителя или привлечь его для предотвращения преступления, транспортировки пострадавших или медицинских средств.
Как указано выше, Приказ 185 и приложения в конце по пунктам прописывают правила работы с оружием. Прежде всего, сотрудник обязан предупредить об этом нарушителя, но это правило может быть опущено, если окружающим или другим сотрудникам грозит опасность. В случае причинения вреда после использования оружия, сотрудники силовых структур обязаны вызвать медицинскую бригаду для оказания помощи. Если были применены силовые методы по общению с нарушителем, то вышестоящее начальство и родственники должны быть уведомлены об этом в течение суток. Случаи применения оружия ограничены, использовать его можно не всегда, только лишь для защиты собственной жизни и безопасности окружающих.
Регламент поведения и причины остановки автомобиля или любого другого участника движения регламентируются в пунктах 63 – 76. Основания могут быть следующими:
- было совершено нарушение, которое инспектор зафиксировал визуально или с помощью технических средств;
- автомобиль, водитель или пассажиры подозреваются в нарушении, которое было обозначено в ориентировках;
- требуется свидетель или понятой в медэкспертизе, ДТП или другой ситуации;
- требуется автомобиль для оказания медпомощи или других нужд сотрудника, допустимых регламентом;
- рейд по проверке документов водителя или груза;
- остановка по подозрению на алкогольное или наркотическое опьянение;
- проводятся регулирующие действия в потоке машин;
- водитель остановлен по причине проведения плановых рейдов или других мероприятий.
Для остановки автомобиля инспектор применяет соответствующий жест и показывает место остановки. Запрещённые для остановки участки дороги могут быть использованы для остановки автотранспорта только для предотвращения преступления.
Если водитель не хочет выходить из машины, он имеет полное право показать документы изнутри. Но водитель обязан покинуть автомобиль в соответствии следующим ситуациям, которые прописаны в пункте 70:
- автомобиль технически неисправен для продолжения движения или нарушены правила перевозки груза;
- есть потребность в сверке VIN номера или кузова с данными в документах;
- водитель выглядит болезненно или есть подозрение на использование психотропных веществ или алкоголя;
- необходимость участия в качестве понятого или для оказания помощи инспектору;
- требуется досмотр груза или автомобиля;
- поведение водителя опасно по отношению к инспектору и окружающим.
Иногда требуется не просто покинуть автомобиль, но и сесть в автомобиль к инспектору. Это может быть в случае составления и подписания протокола по совершённому нарушению. Если водитель не подчиняется знакам остановки, звуковым, световым сигналам со стороны сотрудников ГИБДД, то последние могут принудительными способами остановить автомобиль.
Осмотр автомобиля сопровождается проверкой документов, сверкой данных по номерам, VIN-номеру, данным кузова, шасси, двигателя и другой информации и сопоставления её относительно автомобиля и водителя. Такие действия могут производиться сотрудниками ГИБДД в случае, когда автомобиль соответствует информации с ориентировок, нарушениях или проведении рейдов. Если поступили ориентировки на конкретное лицо, а водитель очень похож, то инспектор вправе потребовать документы для проверки.
Важно знать регламент процедуры досмотра. Он может производиться, если:
- Водитель подозревается в транспортировке запрещённых веществ, таких как яд, наркотики, оружие и другое.
- Пассажир или водитель должны быть задержаны, так как подозреваются в нарушении.
- Автомобиль по обоснованным предположениям несёт на себе следы преступления или же перевозит орудие преступления.
В случае осуществления досмотра присутствовать должен именно собственник транспортного средства и как минимум 2 понятых. Может производиться фото или видеосъёмка. По окончанию осмотра составляется протокол должностным лицом. Если пассажир или водитель задерживается, то составляется протокол о задержании или об аресте имущества.
Пунктом 126 Приказа 185 перечислены причины отстранения водителя от управления:
- есть неисправности в рулевой или тормозной системе;
- водитель подозревается в употреблении алкоголя или психотропных веществ;
- документы на право управления автомобилем, СТС или ОСАГО отсутствуют;
- нет водительских прав или водитель лишён документа;
- автомобиль необходим для оказания медпомощи, преследования или иных целей сотрудника ГИБДД, которые разрешены.
При отстранении от управления должен быть составлен протокол.
Справка
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения — приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 года прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения*.
2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:
2.1. Организовать изучение и выполнение требований Административного регламента с принятием до 1 сентября 2009 года сотрудниками, исполняющими данную государственную функцию, зачетов.
2.2. Принять меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Административным регламентом, и оснащению ими строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, участковых уполномоченных милиции.
3. ДКО (В.Я. Кикотю), Департаменту ОБДД (В.Н. Кирьянову), ДРО (В.В. Шлемину) МВД России внести в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в примерные программы специального профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел с учетом требований Административного регламента.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр генерал армии |
Р. Нургалиев |
______________________________
* Далее — «Административный регламент».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2009 г.
1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения*(2) определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции*(3).
2. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(4), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации*(5); Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»*(6); федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»*(7), от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(8), от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»*(9); указами Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»*(10), от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(11); распоряжением Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 429-рп*(12); постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения»*(13), от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»*(14), от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»*(15), от 18 декабря 2003 г. N 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»*(16), от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(17); приказами МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472»*(18), от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»*(19), от 19 марта 2004 г. N 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759»*(20), от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»*(21), от 4 августа 2008 г. N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения»*(22) и иными нормативными правовыми актами МВД России.
3. Организация исполнения государственной функции осуществляется:
федеральным органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(23) (Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) — на территории Российской Федерации;
органами управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации*(24) — в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации;
Департаментом обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России*(25) — в пределах закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных объектов;
подразделениями Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям*(25), строевыми подразделениями Госавтоинспекции*(25), подразделениями Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах*(26) — в пределах зон ответственности соответствующих подразделений.
4. Исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения*(27), а также участковыми уполномоченными милиции*(28).
Сотрудники других подразделений милиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности*(29).
Составление протокола об административном правонарушении в области дорожного движения осуществляется сотрудниками других подразделений милиции в соответствии с полномочиями*(27).
В целях необходимости предотвращения и пресечения правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении при обращении граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких событий, остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63 — 81 настоящего Административного регламента) может быть осуществлена сотрудником милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени*(30). При этом последующие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники милиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан*(31) для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением (пункты 126, 128 настоящего Административного регламента) при необходимости водителей от управления этими средствами*(32).
5. Оперативное управление действиями сотрудников при исполнении ими государственной функции осуществляют дежурные части органов управления (при их наличии), дежурные части подразделений (при их наличии) или дежурные части органов внутренних дел*(33).
6. Участниками дорожного движения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства, пешехода.
7. Обязанности и права участников дорожного движения определяются Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»*(34), Кодексом*(35) и Правилами дорожного движения*(36).
Основные тезисы 185 приказа о порядке работы сотрудников ГИБДД
8. Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
9. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах дежурных частей), Интернет-адресах, адресах электронной почты федерального органа управления Госавтоинспекции, органов управления Госавтоинспекции, размещаются на Интернет-сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации*(37), а также Интернет-сайтах органов управления Госавтоинспекции*(38) со своевременным обновлением.
10. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах дежурных частей), Интернет-адресах (при их наличии), адресах электронной почты (при их наличии) подразделений размещаются на Интернет-сайтах (при их наличии) органов управления, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах со своевременным обновлением.
11. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется непосредственно в органах управления и подразделениях, а также по телефону или с использованием средств массовой информации.
12. На стендах, а также Интернет-сайтах органов управления Госавтоинспекции, Интернет-сайтах подразделений (при их наличии), размещается следующая информация:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;
извлечения из текста Административного регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте);
месторасположение, график (режим) работы, приема граждан, номера телефонов, адреса электронной почты органов управления и подразделений, осуществляющих исполнение государственной функции;
номера телефонов органов внутренних дел и подразделений, осуществляющих контроль за исполнением государственной функции, в том числе подразделений собственной безопасности МВД России;
порядок получения консультаций;
порядок обжалования решений, действий или бездействия сотрудников, исполняющих государственную функцию.
13. Консультации о порядке исполнения государственной функции проводятся по телефону или при устных обращениях:
сотрудниками органов управления и подразделений, осуществляющими личный прием граждан*(39) — в рабочее время;
сотрудниками дежурных частей — круглосуточно.
14. Текст Административного регламента должен иметься в наличии в дежурных частях, на стационарных постах дорожно-патрульной службы*(40) для ознакомления с ним, при соответствующих обращениях, участников дорожного движения.
15. Консультации по телефону даются при условии сообщения гражданином фамилии/имени, отчества.
При личном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность*(41).
16. При ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по вопросам, указанным в пункте 17 настоящего Административного регламента. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок.
При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Время разговора не должно превышать, как правило, 5 минут.
17. Консультации предоставляются по следующим вопросам:
права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего*(42);
права и обязанности сотрудников*(43);
порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции;
порядок направления в органы внутренних дел письменного обращения;
порядок уплаты административного штрафа, возврата задержанного транспортного средства;
порядок действий при предварительном оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия*(44);
порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
При обращении за консультациями, не относящимися к конкретным событиям, консультация может быть ограничена сообщением реквизитов соответствующих нормативных правовых актов.
18. Информация о местонахождении подразделения, графике приема граждан, требуемых для рассмотрения документах и иная информация может предоставляться с использованием средств автоинформирования.
Инспекторов ГИБДД разрешили снимать на камеру Что по закону имеют право делать с нами гаишники
Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2009 г.
Регистрационный N 14112
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения — приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 года прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения1.
2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:
2.1. Организовать изучение и выполнение требований Административного регламента с принятием до 1 сентября 2009 года сотрудниками, исполняющими данную государственную функцию, зачетов.
2.2. Принять меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Административным регламентом, и оснащению ими строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, участковых уполномоченных милиции.
3. ДКО (В.Я. Кикотю), Департаменту ОБДД (В.Н. Кирьянову), ДРО (В.В. Шлёмину) МВД России внести в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в примерные программы специального профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел с учетом требований Административного регламента.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
генерал армии Р. Нургалиев
1 Далее «Административный регламент».
Приложение
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения1
I. Общие положения
1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения2 определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции3.
Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции
Начиная с осени 2009 года, такая организация, как Министерство внутренних дел Российской Федерации, утвердила специальный документ, регламентирующий порядок работы дорожных инспекторов с физическими лицами, являющимися водителями транспортных средств. Данный документ был оформлен в виде приказа и имеет порядковый номер 185. Однако уже с осени 2017 года был издан альтернативный документ, а именно приказ под номером 664. Кроме процедуры общения водителей и работников государственной автомобильной службы, в документе прописаны права, а также обязанности инспекторов. Эти знания понадобятся не только работникам ГИБДД, но и водителям, для того чтобы понимать, добросовестно ли выполнил инспектор свою работу, а также не были ли нарушены права.
Административный регламент содержит более 20 страниц, полностью регулирующих действия сотрудников дорожной службы и круг их обязанностей. Документ содержит большое количество формальной информации, включая ссылки на законодательные акты, преамбулы и объяснительные записки. Если убрать лишнее, то можно выделить более 10 основных пунктов, включающих:
- Определение участников дорожного движения;
- Требования к внешнему виду сотрудников ДПС;
- Правила проведения медицинского освидетельствования на алкоголь;
- Правила общения инспекторов с водителями и пешеходами;
- Список лиц, которые вправе контролировать правильность дорожного движения;
- Условия досмотра, осмотра и обыска;
- Правила составления протоколов и постановлений на штраф;
- Полномочия гаишников (исчерпывающий список полномочий, вплоть до задержания и ареста);
- Требования к внешнему виду сотрудников;
- Способы контроля над ДД и правила пользования техническими средствами наблюдения;
- Причины для задержания пешеходов и водителей;
- Список оснований, по которым можно требовать от водителя выхода из автомобиля.
Список не полный, Приказ номер 185 устанавливает и множество и других пунктов. Важнее то, что он полезен и необходим не только для работников ГИБДД, но и для простых водителей. Знание Приказа 185 ГИБДД позволяет хорошо ориентироваться в своих правах и правильно реагировать на непрофессионализм гаишников.
Регламент указывает, что контролировать дорожное движение могут не только органы ГИБДД различного уровня, но и сотрудники МВД (полиция), если они работают на спецобъектах или в зоне проведения специальных операций. Эти лица (в основном инспекторы Госавтоинспекции) должны быть в форменной одежде, с номерными знаками на груди и при служебных удостоверениях.
Гаишники должны всегда быть вежливыми с водителями или пешеходами, по требованиям 185 Приказа допускается только обращения на «Вы». Сразу после остановки участника ДД ему следует подробно объяснить причину задержания и предъявить удостоверение (по требованию). Общение можно записывать на диктофоны или иные средства видео- и фотофиксации – как инспекторам, так и участникам движения.
При проверке документов сотрудник ДПС обязан бережно к ним относиться. Если в документе присутствуют деньги или иные бумаги, то он обязан вернуть его водителю и попросить удалить все лишние предметы. Силовое воздействие допустимо только в случае прямой угрозы жизни и здоровью инспектора или окружающих.
Наблюдение за дорожным движением разрешается:
- На патрульной машине ГИБДД – в движении или на стоянке;
- Пешим способом;
- На стационарном посту ДПС.
Важно! Нельзя осуществлять контроль за ДД с гражданских автомобилей. Наблюдение можно вести как скрыто, так и открыто, но в полном соответствии с нормативными актами ГИБДД.
ГИБДД Приказ 185 описывает все возможные основания в пунктах 63 – 83:
- Есть ориентировка на розыск автомобиля в связи с его угоном или совершенным на нем преступлении;
- В городе проводятся спецоперации;
- Несоответствие транспортного средства требованиям эксплуатации (неисправность некоторых частей, перегрузка и прочее);
- Опрос очевидцев дорожной аварии или помощь пострадавшим;
- Использование гражданского транспортного средства для пресечения преступных действий;
- Нарушение требований ПДД;
- Исполнение регулировочно – распорядительных требований.
Инспекторы вправе останавливать водителей с требованием обычной проверки документов только на постах ДПС.
185 Приказ ГИБДД разрешает подчиняться требованию сотрудников ДПС покинуть автомобиль можно только в указанных случаях:
- Водитель подает признаки сильного алкогольного или наркотического опьянения, болезненного состояния;
- Необходимо провести сверку VIN-номера, номера двигателя или кузова автомобиля;
- Есть необходимость провести осмотр или досмотр автомобиля на наличие запрещенных грузов, провести личный досмотр водителя;
- Нужно оказать первую помощь пострадавшим при аварии;
- Есть угроза безопасности инспектора или окружающих лиц;
- Следует устранить техническую неисправность транспортного средства.
При подозрении в алкогольном опьянении должностное лицо обязано предложить водителю пройти тест в присутствии двух свидетелей. Иногда у инспектора может не быть одноразовых тестов, тогда водителю придется проследовать в ближайшее полицейское отделение, которое располагает нужным оборудованием.
Важно! Автовладелец может не согласиться с результатами экспресс-теста, тогда его обязаны доставить в медицинское учреждение для подробных исследований. Если врачи подтвердят трезвость водителя, то инспектор доставит водителя к его автомобилю.
Сотрудник ДПС вправе потребовать переместить автомобиль на другое место, если его текущее положение создает помехи дорожному движению или он находится прямо на дороге (что представляет прямую угрозу жизни сотрудника).
Также инспектор может попросить водителя проследовать в патрульную машину, если в этом есть необходимость.
Регламент ввел четкие инструкции для инспекторов, тем самым обеспечив водителям спокойную жизнь, лишенную встреч с недобросовестными сотрудниками.
Какие положительные воздействия Приказа выделяют?
- В точности зная свои права, нет необходимости тратить лишнее время на общение с инспектором;
- Для решения конфликтных ситуаций автовладелец может затребовать телефон вышестоящего начальства;
- Установлены четкие причины остановки и правила досмотра и осмотра автомобиля;
- Разрешается ведение видео- и фотозаписи для фиксации общения с должностными лицами;
- Запрещена эвакуация автомобиля, если рядом с ним находится водитель;
- Снятие государственных номеров и лишение водительских прав возможно только на основании правильно составленного протокола.
Введение Административного регламента, как показывает статистика ГИБДД, снизило количество правонарушений сотрудников и уменьшило случаи необоснованных остановок водителей. Остановки стали использоваться в основном при нарушении ПДД.
Кроме оговоренных пунктов Приказа 185, в нем затронуто еще множество вопросов – от правил перевозки опасных грузов и составления постановлений до особых правил дорожного движения для иностранцев.
(1 3,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://dtp.help/185-prikaz-gibdd-ili-kak-voditelyu-obshhatsya-s-sotrudnikami-gibdd.html