Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о защите персональных данных 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
GDPR может применяться к российским компаниям в нескольких случаях:
- Российская компания имеет филиалы на территории Европы.
- Российская компания действует по поручению европейской компании и отвечает перед ней за обработку персональных данных.
- Российская компания работает не только на территории России, но и направлена на европейского потребителя. Например, интернет-магазин предлагает продажу товаров в Европу, при этом одновременно выполняются два условия:
- сайт доступен на языках стран ЕС;
- предусмотрены расчеты в евро.
Если одно из этих условий не выполняется, то требования GDPR на такой магазин не распространяются.
Да, нужно. Более того, передача данных в другие фирмы для ведения кадрового учета или бухгалтерского предполагает делегирование части обязанностей оператора и это требует оформление договора поручения (ч. 3 ст. 6 Закона “О персональных данных”).
В таком согласии должна быть указана конкретно одна цель, для достижения которой передаются данные сотрудника.
Центр компетенций Роскомнадзора по Южному федеральному округу разрабатывает матрицу персональных данных. Проект такой матрицы уже существует, планируется, что он будет размещен в открытом доступе в первом полугодии 2021 года.
Сбор копий документов должен осуществляться на основании согласия субъекта в соответствии с ч.1 ст. 6 Закона “О персональных данных”.
Паспорт — это носитель биометрических персональных данных. Для получения копии документа согласия, предусмотренного ч. 4 ст. 9 ФЗ № 152 не требуется. Но должно быть получено согласие, которое отвечает требованиям ч. 1 ст. 9 Закона: согласие должно быть информированным, конкретным и сознательным.
Т.е. человек должен четко понимать, какие данные он предоставляет, в каких целях, кому, какие действия будут осуществлять с данными. В течение какого срока, кто будет иметь доступ к персональным данным.
Если такие требования соблюдаются, то форма получения согласия определяется оператором: можно в электронном виде, можно на бумаге.
Такие идентификаторы как ИНН, СНИЛС, электронная почта и т.п. являются персональными данным. Роскомнадзор исходит из их уникальности: они присваиваются конкретному человеку и не могут быть отнесены к другому.
Даже без дополнительной информации идентификаторы являются персональными данными.
Вопрос о MAC- адресах устройств нужно рассматривать в контексте Закона “О связи”. Без сведений об абоненте они не относятся к персональным данным. Но когда MAC- адрес добавляется сведениями, например, о геолокации или кукис, то в совокупности эта информация является персональными данными.
Комбинация: фамилия, имя и телефон — персональные данные.
Но отдельно номер телефона – не персональные данные, т.к он относится не к пользователю, а к абонентскому устройству.
Например в мобильном приложении осуществляется сбор информации в объеме: имя, телефон, история заказов, выявление предпочтений пользователя. По мнению Роскомнадзора такой набор информации является персональными данными, поскольку на его анализе осуществляется подготовка маркетинговых предложений. И дальнейшее использование этих данных в рекламе должно осуществляться в соответствии со ст. 15 Закона “О персональных данных” и предполагает согласие на обработку персональных данных
Оценка поведений и личных качеств работников, например, при проведении психологических тестов, представляет собой некую модель профилирования физического лица на основании которой вырабатываются рекомендации: о занятости, приеме или отказе в приеме на работу, на замещение вакантной должности. Для проведения профилирования необходимо получать согласие на обработку персональных данных.
Разработан законопроект, который предусматривает совмещение нескольких целей в одной форме согласия. Как только он будет принят, РКН скорректирует свою позицию.
Пока же Роскомнадзор считает, что можно указать несколько целей в одном согласии только в некоторых случаях. Например, если происходит обработка биометрических данных, специальных категорий персональных данных, в случаях, если осуществляется трансграничная передача в страны, не обеспечивающие адекватную защиту данных.
Во всех других случаях оформления согласия в письменной форме должна быть указана одна цель.
Под личной информацией подразумевается любые данные, которые относится к человеку, как субъекту, определяемому принятым законодательством РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ (п. 1 ст. 3) от 27.07.2006 года.
Данный ФЗ не разъясняет, какие данные включаются в этот термин. К таким сведениям можно отнести:
- ФИО сотрудника.
- Дата рождения.
- Данные паспорта.
- Адрес проживания.
- ИНН.
- Номер СНИЛС.
- Образование.
- Трудовой стаж.
Это наименьшая информация о человеке, которая предоставляется при устройстве на предприятие. В процессе труда к списку прибавляется дополнительная информация:
- Обязанности по трудовому контракту.
- Информация о состоянии воинского учета.
- Наличие социальных льгот.
- Информация о наказаниях и вознаграждениях.
- Отчеты для статистических структур и т.д.
Накапливаемые данные сохраняются в личном деле работающего. Вся информация о работающем регламентируется ФЗ № 152, который обязан соблюдаться учреждением, нанимающим работников для работы с личной информацией.
Ниже приведен образец документа на согласие обработки личных сведений.
Конституция РФ обеспечивает каждому гражданину право на неразглашение личных данных. Сбор, сохранность и распространение сведений о жизни гражданина без его ведома запрещены. Тем не менее, при оформлении его на фирму от него зачастую запрашивают информацию личного характера.
Кто, при таких обстоятельствах отвечает за недопущение утечки предоставленных данных?
Личная информация может отображаться в резюме, при собеседовании, при заполнении трудового соглашения. ТК РФ в ст. 65 определяет список материалов, требуемых при подписании трудового соглашения:
- Паспорт или другое удостоверение.
- Трудовая книжка, кроме вариантов, когда человек устраивается на работу впервые или при совместительстве.
- Страховой документ пенсионной страховки.
- Воинский билет.
- Документ, подтверждающий образование, специальность, а также прочие документы, отображенные в Законе РФ.
Отвечает за утечку личных сведений учреждение, а также должностные работники:
- Отдел кадров.
- Сотрудник, назначенный приказом руководства.
- Сотрудник, заключивший трудовое соглашение об ответственности за утечку сведений.
В обязанности отдела кадров каждого учреждения входит подбор сотрудников, а также накопление, обработка, сохранность личных данных работающих в учреждении. Эта информация является конфиденциальной и обеспечивается защитой согласно Закону РФ. Поэтому, одной из задач отдела кадров является обеспечение безопасности полученных данных, их защищенность от возможных злоумышленников.
Так, УК РФ в ст. 137 определяет, что противозаконная утечка информации о частной жизнедеятельности человека без его ведома, при публичном распространении или в СМИ наказывается:
- Штрафом до 200 000 рублей.
- Размером дохода, осужденного лица до 18-ти месяцев.
- Принудительным трудом от 120-ти до 180-ти часов.
- Исправительными сроками до 1-го года.
- Арестом до 4-х месяцев.
Действия, осуществляемые работником, злоупотребляющим своими обязанностями, наказываются:
- Штрафом от 100 000 до 300 000 рублей.
- Зарплатой или прочим доходом, осужденного от 1-го до 2-х лет.
- Запретом занятия должности или занятия указанной деятельностью от 2-х до 5-ти лет.
- Арестом от 4-х до 6-ти месяцев.
Защищенность конфиденциальных сведений регламентируется ст. 13.14 КоАП РФ. Если сотрудник, имеющий доступность к таким сведениям при исполнении должностных функций, разгласил их, то на данного сотрудника накладывается штраф от 40 до 50 МРОТ.
К уголовному или административному наказанию могут подвергаться руководитель учреждения, менеджер отдела, не обеспечивающие сохранность личных данных работающего, или другой работающий, допустивший утечку личных сведений.
Сохранность личной информации обеспечивается следующими нормативными материалами:
- Конституцией РФ (ст. 23, 24).
- ТК РФ (ст. 86).
- ФЗ № 24 от 20.02.1995 года.
- ТК РФ (ст. 90, подп. «в» п. 6 ст. 81).
Новый КоАП еще не принят, но вектор внимания уже определен. Для того чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, необходимо в 2021 году провести оценку соответствия процессов обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Проводить ее необходимо не реже, чем раз в три года. Это установлено законом.
- Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных. К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
- Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
- Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
- Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным. Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
- Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
- Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
- Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных. Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
- Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
- Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
- Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже? Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
- Составить годовой план и реализовать его. Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.
Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:
- делать все самостоятельно (силами организации);
- доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.
Действующий Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 не предусматривает процедуры отзыва согласия на обработку персональных данных. После вступления в силу поправок появится возможность прекратить передачу разрешенных для распространения персональных данных в любое время по требованию их владельца. Для этого субъект персданных направит оператору заявление об отзыве согласия на обработку. Оно будет включать такую обязательную информацию:
- Ф.И.О. субъекта персданных (отчество — при наличии);
- номер телефона и электронную почту субъекта;
- почтовый адрес;
- персональные данные, обработку которых необходимо прекратить.
Форму и формат документа Роскомнадзор утвердит дополнительно до вступления поправок в силу. Прекратить обработку своих персональных данных человек теперь вправе потребовать от любого лица, которое их обрабатывает, даже при отсутствии ранее данного письменного согласия.
В случае несоблюдения новых правил субъект сможет потребовать прекратить передачу персданных принудительно и привлечь оператора к ответственности или обратиться в суд для изъятия своих данных из обработки.
В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.
В этом примере доказывать, что есть общественный интерес к персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.
В случае если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит, он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.
В случае если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных. Такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.
Речь идет о том, что если вы намудрите в своей форме согласия, то обрабатывать персональные данные можно, но только без распространения.
В случае если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, или если в предоставленном субъектом персональных данных согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с частью 9 настоящей статьи, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.
Тот же пример: намудрили непонятного в форме согласия — публиковать нельзя.
Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору:
- непосредственно;
- с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
С первым случаем все понятно, со вторым пока непонятно. Потому что Роскомнадзор еще не придумал такую систему. Когда придумает и запустит — непонятно. Если к 1 марта 2021 года не придумает, то единственным способом остается прямая передача согласия субъектом оператору. Это понятно, кэп? )
Изменились правила обработки персональных данных
Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
Роскомнадзор все придумает, напишет и нам расскажет. Когда — непонятно.
Компаниям следует подготовиться к выполнению новых требований, установленных законом, и учитывать их в дальнейшей работе, в частности:
- принять необходимые меры по обновлению локальных актов компании, регламентирующих порядок обработки ПДн, разработать новые либо скорректировать существующие формы согласий на обработку ПДн;
- если деятельность компании связана с обработкой распространяемых ПДн, организовать деятельность компании и ее работников в соответствии с новыми требованиями законодательства, в частности, при необходимости пересмотреть существующие бизнес-процессы.
Загрузить актуальный для 2021 года образец внутрикорпоративного положения об операциях с подобными данными вы можете на нашем портале. Для вас доступен источник, соответствующий структуре, рассмотренной нами выше.
Есть вопросы, какие кадровые документы должны быть оформлены в обязательном порядке, как их вести и заполнять? Задайте их на нашем форуме. Например, здесь можно узнать, чем грозит отсутствие согласия на обработку данных.
Работодатель должен внимательно подходить к разработке такого Положения, а в дальнейшем четко следовать указанному в нем порядку, ведь нарушение им законодательства о персональных данных чревато штрафами.
Так, например, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, может повлечь наложение штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на работодателя-организацию – от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ ).
Работодатель, в свою очередь, занимается обработкой персональных данных своих работников, т. е. производит сбор данных, их систематизацию, хранение, обновление, передачу, удаление и т.д. Это, к примеру, паспортные данные работников, сведения об адресе их проживания, информация об образовании или стаже работников, о заработной плате или семейном положении, о деловых качествах и даже увлечениях работников и т.д.
3.8.3. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных, полученных о нем исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения.
3.8.1. Обработка персональных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов или иных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и профессиональном продвижении, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
- наименование и адрес оператора или его представителя;
- цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
- предполагаемые пользователи персональных данных;
- установленные законами права субъекта персональных данных.
Принимая человека на работу, предприятие берет на себя функции оператора по обработке данных. Иными словами, работодатель осуществляет сбор, хранение, систематизацию, накопление и обновление информации, касающейся работников. Работа с личными данными ведется как с использованием средств автоматизации, так и без их применения. Обработка конфиденциальных сведений осуществляется не только в период сотрудничества, но и после его завершения, на стадии архивирования. Ст. 22.1 Федерального закона от 22 октября 2021 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» обязывает организации хранить личные дела работников в течение 75 лет. На всех этапах обработки личных сведений работодатель обязан предотвращать передачу их третьим лицам при отсутствии на то законных оснований. Комплекс соответствующих мер должен быть задокументирован как положение о работе с персональными данными работников.
Новое в Законе «О персональных данных»
Федеральный закон от 27.07.2021 №152-ФЗ определяет персональные данные как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к субъекту или позволяющую его идентифицировать (п.1 ст. 3). При этом законодательный акт не содержит разъяснения, какие именно сведения о физическом лице включает в себя данное понятие. В контексте трудовых отношений к ним, как правило, относятся:
1.2. Настоящее Положение определяет порядок работы (сбора, обработки, использования, хранения и т. д.) с персональными данными работников и гарантии конфиденциальности сведений о работнике, предоставленных работником работодателю.
4.3. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного поступления. Работодатель также не вправе принимать решения, затрагивающие интересы работника, основываясь на данных, допускающих двоякое толкование. В случае если на основании персональных данных работника невозможно достоверно установить какой-либо факт, работодатель предлагает работнику представить письменные разъяснения.
Во всех остальных случаях действует норма, закрепленная ст.7 закона №152-ФЗ и требующая каждый раз, когда возникает такая потребность, запрашивать у субъекта согласие на передачу его личных данных . При этом данные передаются в ограниченном объеме, необходимом для выполнения конкретной функции и не более того.
Разумеется, предложенную структуру можно корректировать по мере необходимости — объединять имеющиеся разделы и добавлять новые, включать дополнительные перечни и приложения. Но даже самое простое типовое положение о персональных данных работника представляет собой удобную стартовую заготовку, на базе которой можно разработать полноценный документ, адаптированный к условиям работы конкретного предприятия.
- При разработке документа не составляется приказ о его утверждении. При этом работодатель заблуждается в том, что разработка Положения равнозначна введению его в действие или согласию работников на сбор личной информации. На работодателя, который осуществляет обработку таких сведений без письменного согласия субъекта, может быть наложена санкция в виде штрафа в размере:
- до 70 тысяч рублей (для юридического лица);
- до 5 тысяч рублей (для ИП).
Если Положение о персональных данных не доведено до всеобщего сведения, на работодателя может быть возложена ответственность по КоАП РФ в размере до 30 тысяч рублей. При привлечении к ответственности работодатель может наказать сотрудника, отвечающего за сбор и хранение информации на рабочем месте (например, объявить выговор). При повторном нарушении соответствующий работник может быть уволен.
Приказ об утверждении положения о персональных данных – относительно новый кадровый документ, который обязан составлять работодатель во исполнение требований законодательства о защите личной информации. Этот документ позволяет обеспечить порядок в организации документооборота предприятия и осуществлять законную обработку личной информации о сотрудниках.
Кадровику нужно положение о работе с персональными данными работников: образец 2021. В соответствии с действующим законодательством работа с персданными сотрудников строго регламентирована. Компания должна определить, какие сведения и для чего она будет обрабатывать. Затем нужно получить согласие работника и запросить у него необходимые документы. Что иметь четкий алгоритм разрабатывают Положение о работе с персональными данными работников. Скачать образец 2021 можно в этой статье.
Положение о защите персональных данных
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.
5) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)
3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)
1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 123-ФЗ)
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 204-ФЗ)
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2011 N 261-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)
1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.
2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
Положение О Работе С Персональными Данными Работников 2021
1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.
Установлены особенности обработки персональных данных (ПД), разрешенных их владельцем для распространения.
Запрещено использовать ПД без согласия владельца, а он сам может потребовать от оператора прекратить распространение сведений о себе без необходимости доказывать, что это незаконно.
Прописана процедура обязательного согласования обработки ПД любым оператором данных. Нельзя получать согласие «автоматом» — по умолчанию или при бездействии субъекта ПД.
Если согласие дано, владелец данных вправе в любой момент его отозвать, после чего оператор обязан приостановить выдачу сведений.
В соглашении на обработку ПД, разрешенных для распространения, может содержаться запрет на передачу данных неограниченному кругу лиц и обработку ими этих сведений.
Каждый сайт обязан спрашивать пользователей, какие данные о них можно опубликовывать и передавать третьим лицам. Невыполнение этого требования повлечет штраф за нарушение обработки ПД.
Закон вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением нормы о предоставлении оператору согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения, через информсистему уполномоченного органа. Данное положение применяется с 1 июля 2021 г.
Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:
- цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
- перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
- описание операций с данными, практикуемых компанией;
- способы доступа к данным, используемые в фирме;
- обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
- права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
- правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.
Исходя из отмеченного перечня норм, положение об обработке персональных данных работников может быть представлено следующими ключевыми разделами:
- устанавливающим общие положения документа;
- фиксирующим критерии выделения персональных данных из массива информации, задействуемой в документообороте и на иных участках внутрикорпоративных коммуникаций;
- определяющим перечень ключевых операций с персональными данными;
- регламентирующим осуществление соответствующих операций;
- определяющим порядок доступа работников фирмы и иных лиц к данным;
- устанавливающим обязанности сотрудников, участвующих в операциях с данными;
- устанавливающим права сотрудников компании в части получения доступа к таким данным и осуществления необходимых операций с ними;
- определяющим механизмы ответственности сотрудников фирмы за нарушения локальных норм и положений законодательства РФ, регламентирующих операции с персональными данными.
Положение о внутрикорпоративных операциях с персональными данными должен заверить руководитель фирмы. С копией этого документа обязаны ознакомиться все сотрудники под расписку (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).
Каждая фирма, имеющая статус оператора персональных данных (таковыми являются все работодатели), обязана утвердить локальный правовой акт, который регламентирует операции с подобными данными. Чаще всего таким локальным актом становится положение, утверждаемое генеральным директором фирмы.
Ознакомиться с прочими аспектами кадрового документооборота вы можете в статьях:
- «Воинский учет в организации — пошаговая инструкция»;
- «Какой срок хранения документов в архиве организации?».
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
- Трудовой кодекс РФ
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
4.1. При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
4.1.1. Не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.
4.1.2. Не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.
4.1.3. Предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.
4.1.4. Осуществлять передачу персональных данных работника в пределах общеобразовательной организации в соответствии с данным Положением, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.
4.1.5. Разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
4.1.6. Не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.
4.1.7. Передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
5.1. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право:
5.1.1. Получать полную информацию о своих персональных данных и их обработке.
5.1.2. На свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копии любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Получение указанной информации о своих персональных данных возможно при личном обращении работника, – к заместителю директора, ответственному за организацию и осуществление хранения персональных данных работников.
5.1.3. На определение своих представителей для защиты своих персональных данных.
5.1.4. На доступ к медицинской документации, отражающей состояние их здоровья, с помощью медицинского работника по их выбору.
5.1.5. Требовать об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований действующего законодательства. Указанное требование должно быть оформлено письменным заявлением работника на имя директора школы. При отказе руководителя организации исключить или исправить персональные данные работника, работник имеет право заявить в письменном виде руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, о своем несогласии, с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения.
5.1.6. Требовать об извещение организацией всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях.
5.1.7. Обжаловать в суде любые неправомерные действия или бездействия организации при обработке и защите его персональных данных.
6.1. В целях обеспечения достоверности персональных данных работники обязаны:
6.1.1. При приеме на работу в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, представлять уполномоченным работникам достоверные сведения о себе в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.1.2. В случае изменения персональных данных работника: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, сведения об образовании, состоянии здоровья (вследствие выявления в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником его должностных, трудовых обязанностей и т.п.) сообщать об этом в течение 5 рабочих дней с даты их изменений.
7.1. Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
7.2. Персональная ответственность — одно из главных требований к организации функционирования системы защиты персональной информации и обязательное условие обеспечения эффективности этой системы.
7.3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
7.4. За нарушение правил хранения и использования персональных данных, повлекшее за собой материальный ущерб работодателю, работник несет материальную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством.
7.5. Материальный ущерб, нанесенный субъекту персональных данных за счет ненадлежащего хранения и использования персональных данных, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.
7.6. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
7.7. Организация вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных лишь обработку следующих персональных данных:
- относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения (работникам);
- полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- являющихся общедоступными персональными данными;
- включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию организации или в иных аналогичных целях;
- включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Во всех остальных случаях оператор (руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) уполномоченные им лица) обязан направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление.
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
В документе необходимо указать:
- цели компании при работе с конфиденциальными данными;
- сведения о сотрудниках, которые необходимы для работы;
- способы доступа к персональным данным;
- обязанности персонала компании при использовании информации о сотрудниках;
- ответственность за разглашение конфиденциальных сведений.
Предлагаем вам скачать положение о защите персональных данных работников в формате Word или PDF.
С этим шаблоном часто используют:
- Акты по ЗПД
- Акт классификации ИСПДн
- Инструкции
- Инструкция пользователя при работе с ИСПДн
- Приказы по ЗПД
Популярные документы и процедуры:
- Типовой трудовой договор
- Скачать договор аренды нежилого помещения
- Претензии
- Скачать договор подряда на электромонтажные работы
- Дилерские договоры
Разъясняется терминология, используемая в тексте, цели обработки персданных, описывается общее значение корпоративного документа.
В локальном акте допустимо расписать права и обязанности:
- работодателя — оператора ПнД;
- работника — субъекта ПД.
По закону обработка ПД заканчивается выполнением целей. Они определяются заранее, регламентируются федеральными актами. В Положение об обработке ПД конкретной компании прописывают цели, характерные для ее деятельности.
Пример
|
Не указывайте цели, не характерные для вашей вашей компании. Чтобы правильно их определить:
- проанализируйте фактическую деятельность предприятия;
- изучите устав — там указаны основные направления работы;
- отследите бизнес-процессы в ИС подразделений и процедуры в отношении определенных категорий субъектов ПД.
Вы указали в локальном акте все используемые термины, определили цели. Теперь в Положении о защите персональных данных работников закрепите перечень должностей с допуском к ПнД. Это требует ст. 86 ТК РФ и 152-ФЗ.