Работающие Пенсионеры В Беларуси В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работающие Пенсионеры В Беларуси В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Считаем, как изменятся пенсии и пособия с 1 февраля

Министерство труда и социальной защиты рассматривает изменения, касающиеся декретного отпуска и семейного капитала в Беларуси.

Глава министерства Ирина Костевич ранее сообщала, что правительство может оставить лишь 2 декретных года для всех, а 3 – для многодетных, либо останутся 3 года для всех, но оплачивать будут только 2 года.

Власти в 2021 году будут создавать проект документа, когда он будет принят, неизвестно.

В 2021 году пенсионный возраст в Беларуси продолжит увеличиваться.

Напомним, в 2017 году правительство приняло закон, согласно которому каждые полгода пенсионный возраст в стране будет увеличиться.

В 2022 году возраст выхода на пенсию должен составить 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В будущем же году он составит 57 лет 6 месяцев для женщин и 62 года 6 месяцев для мужчин.

С 1 января 2021 года в Беларуси увеличится минимальный страховой стаж – он составит 18 лет вместо 17,5 лет.

В последующем страховой стаж будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно. Таким образом в 2025 году нужно иметь 20 лет стажа, чтобы претендовать на трудовую пенсию.

Напомним, страховой стаж – это срок, в течение которого работодатель отчисляет взносы в Фонд социальной защиты.

Если человек не успел наработать страховой стаж, то он будет получать социальную пенсию, а не трудовую. Размер социальной пенсии сейчас составляет чуть более 129 рублей.

С 1 января 2021 года при назначении пенсии будет иначе рассчитываться трудовой стаж для многодетных матерей.

С начала следующего года женщинам, имеющим четверых и более детей, в общий стаж может быть включено дополнительно еще три года. В общей сложности получится 12 лет.

Бесплатное ЭКО можно будет сделать в РНПЦ «Мать и дитя», 2-м роддоме в Минске и Гомельском областном диагностическом медико-генетическом центре с консультацией «Брак и семья».

Закон вступит в силу после 1 января 2021 года, тогда и можно будет ознакомиться со всеми условиями предоставления этой процедуры.

Известно, что сделать ЭКО смогут только замужние женщины возрастом до 40 лет.

Бесплатно будет предоставляться только одна попытка после медицинского обследования при наличии показаний.

В Беларуси трудовые пенсии в 2021 году вырастут на 10 %

С 1 января 2021 года белорусы будут оплачивать зарядку электромобилей на специализированных электрозарядных станциях Malanka.

Стоимость 1 кВт на быстрых ЭЗС составит 39 копеек, на медленных – 29 копеек.

К примеру, чтобы проехать 100 километров, придется заплатить 6 рублей. Это намного дешевле, чем платить за бензин.

В стране с января 2021 года пластика станет меньше.

МАРТ запретит объектам общественного питания продавать пищу и напитки в пластиковых стаканах, посуде, контейнерах.

Пластиковые палочки для размешивания напитков в будущем году также окажутся под запретом.

Пластиковые вилки, ножи и ложки больше нельзя будет встретить в кафе и магазинах.

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Какие изменения ждут белорусов с 1 января 2021 года

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Показатель среднего пенсионного обеспечения составлял 37,80% по стране. Однако некоторые области уже переступили 40% порог, в их число вошли Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилевская области. Но столичная область и сам Минск недотягивают до показателя на 5-10%. Исходя их этого, можно заметить, что чем ниже уровень средней зарплаты, тем выше пенсия.

Максимальная сумма обеспечения по возрасту равнялась 674 рубля, исключая различные надбавки, минимальная же исчислялась 217 рублями. Самые высокое пенсионное вознаграждение получали летчики гражданской авиации, бывшие ликвидаторы Чернобыльской аварии, их иждивенцы. Но президент Лукашенко в послании народу заявил, что среднее пенсионное пособие должно быть не менее половины суммы от среднемесячного заработка. Исходя из расчетов Министерства финансов, повышение пенсий в РБ до этого показателя, принесло бы пенсионерам 537 рублей.

С августа 2020 года увеличился бюджет прожиточного минимума, что повлекло за собой перерасчет социальных и пенсий по возрасту, добавок и повышений, дополнительных выплат пенсионерам старше 75 лет. В третьем квартале бюджет минимума в среднем на одного человека приравнивался к 256 белорусским рублям, поэтому увеличилось и пенсионное вспоможение:

  • социальные пенсии;
  • добавки пенсионерам старше 75 лет, получающим пособие в учреждениях по труду, социальной защиты населения и занятости;
  • добавки к обеспечению и увеличение самих пенсий некоторым категориям граждан пенсионного возраста;
  • социальные пособия по уходу за лицами, имеющие признаки инвалидности 1 группы либо за человеком старше 80 лет.

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

В Беларуси назревает пенсионная реформа

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Всего же в 2020 году на выплату вспомоществования было направлено свыше 13 млрд рублей.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.

Мы сформируем статью в соответствии с Вашими желаниями и согласуем ее с Вами перед публикацией.

Телефон для связи с редакцией:

+375 (25) 640-22-40

Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Беларусь занимает #66 место среди лучших стран для пенсии и #72 место среди лучших стран для жизни.

С 1 января 2017 года пенсионный возраст повышается ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. Было 60 и 55. Пенсионерами в Беларуси мужчины раньше становились в 60 лет, а женщины – в 55 лет.

Количество лиц пожилого возраста с каждым годом становится все больше. В 2017 году количество пенсионеров (без учета военных пенсионеров в Беларуси) составляло 2,6 млн. человек.

Пенсионером считается тот человек, который достиг установленного законодательством пенсионного возраста и кому положены пенсионные выплаты.

До недавнего времени составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но пару лет назад в закон были внесены поправки, и теперь мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, а женщины в 58 лет. То есть пенсионный возраст был повышен на три года.

Стоит отметить, что переход был сделан плавно, и люди предпенсионного возраста смогли выйти на пенсию не по достижению этого возраста, а раньше.

В Беларуси средний уровень пенсионных выплат по старости с 1.11.2021 – 394 руб., трудовой – 388 руб. Минимальная пенсия по возрасту – 207 руб. Самая высокая пенсия у граждан, проживающих в столице, самая низкая – в Брестской области. Причина кроется в разном уровне оплаты труда, на основании которого рассчитывается пенсионное пособие.

В 2021 году размер пенсии приблизится к 40% от средней заработной платы.

Пенсионерам старше 75 лет полагается надбавка к пенсии за уход.

На конец 2017 года размер пенсии в Белоруссии в среднем составлял 314 рублей, причем пенсионные выплаты несколько разнятся в зависимости от региона. Самые большие пенсии получают в столице — 316 белорусских рублей, а самые низкие в Брестской области — 299 рублей. В остальных областях средняя пенсия колеблется в пределах этих сумм.

Отметим, что средняя пенсия в стране превышает примерно в 2,1 раза тот прожиточный минимум, который установлен законодательством для пенсионеров. Но на практике часто получается по другому, когда реальной пенсии хватает только на самое необходимое. Впрочем, данная проблема характерна для многих стран СНГ!

Что касается социальных пенсий, то они, опять же, выше всего в Минске и составляют в среднем 217 рублей, а самые низкие социальные пенсии получают в Гомельской области — 174 рубля.

Если провести сравнительный анализ по уровню дохода и Беларуси, то последние заметно проигрывают в этом. Так, средняя пенсия в РФ в пересчете на белорусские рубли равна 430 рублям, и это значительно выше, чем получают белорусы. Хотя также стоит принять во внимание разницу по регионам, во многих уголках России пенсионные выплаты сопоставимы с пенсиями в Белоруссии.

А вот в сравнении с Украиной доходы белорусских пенсионеров выглядят позитивно — там средняя пенсия в переводе на белорусскую валюту составляет 140 рублей. Ну а в сравнении с Россией доходы украинских пенсионеров выглядят совсем мизерными.

Если сравнить пенсии с пенсиями в Западной Европе или США, то все три страны сильно проигрывают.

Важная составляющая системы соцзащиты в Республике Беларусь – пенсионное обеспечение. На выплаты от государства может рассчитывать каждый нетрудоспособный гражданин. С 2017 года происходит постепенное увеличение пенсионного возраста. Размер пенсионных пособий зависит от стажа работы, места и занимаемой должности. Система обеспечения в стране действует на распределительной основе. На выплату пособий уходят взносы работающего населения. Из нашего обзора, вы узнаете, как изменился размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси за последние годы.

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

Правила и порядок начисления пенсии по возрасту в Беларуси регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При определении размера пенсии учитываются два основных фактора: общий трудовой стаж и размер заработной платы, из которой наниматель производит отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

При стаже работы 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин минимальная пенсия по возрасту составляет 216,71 рублей. Таким образом, если женщина проработала 20 лет, то пенсия будет в размере 55% от ее среднемесячной заработной платы, но не ниже 216,71 рублей. Так же начисляется пенсия мужчине, который имеет 25 лет трудового стажа.

Если мужчина имеет более 25 лет трудового стажа, либо проработал сверх 10 лет на работе с особыми условиями труда, то за каждый полный год стажа пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент среднего заработка. Если женщина проработала более 20 лет, либо более 7 лет и 6 месяцев на работе с особыми условиями труда, то порядок увеличения пенсии будет таким же. Следует учитывать, что такое начисление производится не более чем на 20% от минимального размера пенсии, установленного законодательством.

Всякий раз, заглядывая в зарплатный расчетник, мы видим в нем графу «отчисления в пенсионный фонд». Правда, по этим, как правило, небольшим цифрам, сложно сказать, сколько денег будет на руках каждый месяц, когда вы закончите работать. Специально для тех, кто задумывается о старости заранее, F INANCE . TUT . BY вместе со страховой компанией «ПриорЛайф» подготовил шпаргалку будущего пенсионера.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *