100 предоплата по 44 фз 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «100 предоплата по 44 фз 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До конца 2021 года действуют два постановления:

  • Постановление правительства от 30.04.2020 № 630 разрешает заказчикам устанавливать аванс до 50 % от НМЦ. Это не обязанность, а именно право.
  • Постановление от 26.08.2020 № 1289 обязывает давать аванс не меньше 80 % от НМЦ в закупках станков, ручного инструмента и других товаров.

Предельные размеры авансов в других случаях зависят от предмета контракта. Оформили все правила в таблице.

Федеральные заказчики

Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д.

До 100%

В любой закупке с казначейским сопровождением аванса.

До 90%

НИОКР для импортозамещения технологической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения.

До 80%

До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др.

Обязательный аванс не меньше 80%

До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капремонт.

До 50%

Региональные и муниципальные заказчики

Строительство, реконструкция и капремонт государственной или муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета.

Обязательный аванс не меньше 50%

Если в закупке есть аванс, то обеспечение контракта равно авансу. Например, в контракте на аренду гостиницы со 100%-ым авансированием исполнителю нужно получить банковскую гарантию на НМЦ или перечислить эту сумму заказчику.

Новые правила по авансу на 2020 год: товаров стало больше

В закупках товаров массового потребления

В распоряжении правительства от 16.01.2018 № 21-р есть перечень товаров массового потребления, в закупках которых запрещено платить аванс. В него, например, попали:

  • мебель, ковры, постельное белье и предметы домашнего обихода,
  • канцтовары и бумага,
  • легковые автомобили,
  • ноутбуки,
  • ремонт компьютеров, коммуникационного оборудования и др.

В закупках со снижением цены 25 % и ниже

Аванс не получат победители закупки, которые снизили цену больше, чем на четверть. Эта антидемпинговая мера поможет застраховать заказчиков от недобросовестных поставщиков и фирм-однодневок.

Да. ч. 65 ст. 112 44-ФЗ дает заказчикам право а изменить сумму аванса в уже заключенном контракте. Правило действует при соблюдении четырех условий:

  1. В закупке изначально был предусмотрен аванс.

  2. Аванс увеличивают из-за последствий пандемии.

  3. Размер нового аванса не превышает лимитов бюджетных обязательств.

  4. Если аванс увеличили, поставщик должен предоставить обеспечение контракта на большую сумму.

Заказчики неохотно используют возможность установить аванс. Напомним, какие еще меры поддержки действуют в госзакупках.

Для малого бизнеса:

  1. До конца 2021 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса. А если требуют, то рассчитывают по постоянному правилу: от итоговой цены контракта, а не НМЦ.

  2. Возможность вместо денег предоставить в качестве обеспечения контракта три исполненных контракта.

Для всех:

  1. Спишут неустойки, начисленные в 2020-2021 году, если условия контракта нарушены из-за пандемии.

  2. Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии.

Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44-ФЗ:

  1. Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
  2. Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в Письме Казначейства №07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу №К-67/15 от 28.01.2015.
  3. Если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Это указано в п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

А вот примеры формулировок:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Решение проводить тендеры с авансом и предоплатой имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Тендеры с авансированием: когда возможно и как установить

В ч. 13 ст. 37 44-ФЗ указано, что не выплачивают аванс участнику, к которому применили антидемпинговые меры. Даже если его изначально предусмотрели в закупочной документации.

Если госконтракт исполняется поэтапно, то в отдельных случаях, которые прописаны в п. 19 Постановления правительства №1496, не предусматривают выплату аванса на последнем этапе.

Для организаций — получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение правительства №21-р от 16.01.2018).

ВАЖНО! С 11.05.2020 в рамках постановления правительства № 630 от 30.04.2020 у заказчиков появилось право предусматривать аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг. Запрет на закупку таких товаров по распоряжению 21-р приостановлен до конца 2020 года.

Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

ВАЖНО! 30.09.2019 вступило в силу Распоряжение правительства №2259-р от 30.09.2019, которое изменило Распоряжение №21-р. Новые правила прописали для авансов в закупках портативных компьютеров массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника по коду ОКПД2 26.20.11.

Теперь авансирование предусматривают в госзакупках планшетных компьютеров, которые закупаются на основании госконтрактов Росстата для проведения Всероссийской переписи населения 2020 года.

Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Преимущества Недостатки
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,

закупить расходные материалы,

привлечь к исполнению желаемого субподрядчика

Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, хотя имеет и существенные отличия от него, о которых мы расскажем далее. Сделка регулируется § 3 гл. 30 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), хотя к ней применяются и общие нормы о купле-продаже.

Сторонами договора являются поставщик и покупатель, которыми могут быть как физические лица, так и юридические. При этом поставщиком всегда выступает лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (ст. 506 ГК РФ), в отличие от договора купли-продажи, где продавцом может быть любой субъект.

Кроме того, товар, передаваемый по рассматриваемой сделке, приобретается только для предпринимательства, т. е. не для личных целей (ст. 506 ГК РФ), в отличие от обычной купли-продажи, когда вещь покупается для любых законных потребностей.

Условие о предоплате означает, что покупатель перечисляет деньги до момента передачи товара. Такая позиция более всего выгодна поставщику, т. к.:

  • предварительный расчет снижает его риски;
  • он может потратить предоплату на приобретение поставляемой продукции.

Покупатель же в случае с предоплатой становится менее защищенной стороной, т. к. поставщик может нарушить условия договора, что грозит потерей и времени, и денег. Предварительная оплата имеет смысл для приобретающей стороны только в том случае, если речь идет о товаре, цена на который неустойчива и может быстро подрасти.

С 01.07.2020 вступил в силу 124-ФЗ от 24.04.2020 об изменении 44-ФЗ. Новые правила работы с авансами заключаются в том, что при казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для субъектов малого предпринимательства по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.
Разрешили изменять существенные условия контракта в части авансирования по 44 ФЗ в 2021 году. Минфин в Письме №09-04-05/41434 от 19.05.2020 перечислил условия, при одновременном соблюдении которых это возможно:

  • новый аванс не превышает предельного размера, который установлен законодательством для контракта. Например, авансирование по контракту на строительство региональных и муниципальных объектов (если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета) не больше 50% его суммы;
  • выплата аванса прописана в госконтракте;
  • изменение вносится по соглашению сторон по инициативе поставщика;
  • обстоятельства, которые не позволили выполнить контракт на предусмотренных им условиях, возникли из-за коронавируса.

Новые правила по авансу на 2021 год: товаров стало больше

Срок расчетов в договоре поставки с предоплатой устанавливается либо определенной датой, либо временным промежутком, но всегда наступает до поставки товара. Если предоплата оговорена в сделке, но срок ее не определен, то:

  • Оплачивать продукцию необходимо в течение 7 дней с момента выставления подобного требования поставщиком (ч. 2 ст. 314 ГК РФ).
  • Неустойка за просрочку платежа может быть насчитана только со дня поставки товара (пост. ФАС Поволжского округа от 17.11.2011 по делу № А12-2943/2011).
  • При отгрузке продукции до предоплаты покупатель обязан рассчитаться в день поставки или сразу же после нее (п. 1 ст. 486 ГК РФ). В противном случае на сумму будут начислены проценты по ст. 395 ГК РФ, срок при этом отсчитывается с момента отгрузки плюс от 2 до 5 операционных дней, необходимых для банковского перевода (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18).

Кроме того, п. 4 ст. 487 ГК РФ позволяет установить в договоре поставки с предоплатой обязанность продавца платить процент с суммы предоплаты как плату за пользование коммерческим кредитом (п. 13 пост. Пленума Верховного суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998). Если сделкой не определены размер и порядок выплаты процентов, то первое условие исчисляется в соответствии со ставкой рефинансирования (п. 2 ст. 823, п. 1 ст. 809 ГК РФ), а перечисление процентов осуществляется ежемесячно (п. 2 ст. 809 ГК РФ).

При смешанной предоплате рекомендуется в интересах покупателя оговорить в тексте договора, что на вторую половину оплаты, в соответствии с п. 1 ст. 317.1 ГК РФ, не начисляются проценты за пользование суммой отсрочки. Также целесообразно при частичной предоплате или поставке товара партиями определить, какая часть продукции оплачивается авансом, если стороны сделки являются плательщиками НДС.

Вы можете договора по ссылке ниже.

Во-первых, сайт и вся компания должны производить впечатление надежного партнера. Мало кто захочет перевести деньги на счет, написанный на единственной страничке простейшего сайта с обещанием пусть самых дешевых или, наоборот, самых эксклюзивных услуг или товаров.
Во-вторых, необходимо сделать все так, чтобы и покупателю было удобно и безопасно оплачивать заказ, и с обработкой заказов и выводом денег из системы проблем не возникало. Иначе говоря, нужно выбрать надежного посредника — сервис по приему денежных средств.

Кого же выбрать? Вот самые известные, проверенные и надежные:

  1. «Интеркасса»;
  2. PayOnline System;
  3. Z-Payment;
  4. Sprypa;
  5. RBK Money;
  6. Assist;
  7. Robokassa;
  8. Cyber Plat;
  9. «Единая касса W1»;
  10. «Qiwi кошелек».

Практически все они принимают платежи через многие системы электронных денег, терминалы и банкоматы, но на сегодняшний день большинство людей предпочитают оплачивать покупки в интернете пластиковыми картами, поэтому необходимо выбрать сервис, работающий с банковскими картами.

Второй критерий выбора — простота и удобство вывода денег из системы.

Большая часть платежных систем может перевести деньги на другие платежные системы (Webmoney, «Яндекс.Деньги» и т д.), но при многократном переводе денег теряются проценты. Хотя небольшие суммы можно сразу тратить в интернете — на оплату хостинга, продление регистрации домена, рекламу, покупку лицензий на софт. Для того чтобы получить деньги на руки, необходимо иметь расчетный счет в банке.

При оформлении договоров важно не путать аванс и задаток. Аванс — это частичная предоплата, которая в случае отказа от покупки всегда возвращается покупателю за вычетом издержек продавца, если это прописано в договоре купли-продажи. Задаток же имеет четкое юридическое определение и играет роль гаранта заключения сделки (акта купли-продажи), отказ от которой может приводить к потери задатка.

Обычно задаток используют при изготовлении партии товара под заказ, с такими характеристиками, которые исключают его продажу другим покупателям. Например, серия значков и монет для гостей к юбилею свадьбы. При отказе покупателя фирма-производитель понесет убытки, задаток же должен их компенсировать.

Итак, аванс и полную предоплату необходимо вернуть покупателю при расторжении договора купли-продажи. Если в договоре не было указано иное, сумма возвращается полностью и все убытки по оплате услуг банка ложатся на продавца. Для минимизации расходов деньги возвращаются тем же способом, что и были получены, то есть наличные — наличными, денежные переводы — денежными переводами.

Получение и, самое главное, возврат предоплаты необходимо отразить в бухгалтерском учете. Прежде всего после получения аванса не позднее пяти календарных дней со дня получения денежных средств нужно выставить покупателю счет-фактуру на сумму предоплаты. В день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в счет которых был получен аванс, НДС, начисленный ранее с предварительной оплаты, организация вправе принять к вычету.

В случае изменения условий или расторжения договора купли-продажи и возврата авансовых платежей можно применить вычет налога, ранее начисленного и уплаченного в бюджет с сумм предоплаты за товары, но только после того, как в учете будут отражены операции по изменениям в связи с отказом от товаров (работ, услуг). Факт возврата авансовых платежей должен быть отражен в бухгалтерском учете и подтвержден документально, то есть платежными поручениями. Вычетом можно воспользоваться не позднее одного года с момента такого отказа.

Предоплата имеет свои плюсы и свои минусы для обеих сторон сделки.

Плюсы и минусы для продавца

+ Предоплата дает гарантии того, что покупатель действительно заинтересован в покупке и вряд ли от нее откажется.

+ Получив деньги по предоплате, можно спокойно доставлять товар, не усложняя логистику передачей денег (особенно крупных сумм) через курьера.

+ Продавец, получивший предоплату, может сразу же пустить деньги в оборот.

— Существует много способов предоплаты, но поначалу все они кажутся сложнее, чем получение денег непосредственно при передаче товара.

— Нужно доказать покупателю свою надежность, завоевать его доверие.

— В случае проблем с доставкой или иной ситуации, когда невозможно доставить товар, продавец обязан вернуть предоплату, что связано с некоторыми трудностями (трудозатратами, вернее) и тратой денег на услуги банка или платежной системы за перевод.

Плюсы и минусы для покупателя

+ Делая предоплату, проще планировать свои траты по времени.

+ Предоплата всегда подразумевает определенную сумму, в то время как оплата товара наложенным платежом, например, может включать в себя гуляющую стоимость пересылки.

Размер аванса по 44 фз с единственным поставщиком

Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Размер может превышать 30 % начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта при этом повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказывается ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об осуществлении авансирования, ему следует внести данное условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определить при этом размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты может быть признано нарушением.

Решение проводить тендеры с авансированием имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Авансированием он дает реальную возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель также может закупить сопутствующие расходные материалы и произвести оплату желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик может получить аванс, но не выполнить предусмотренные договором обязанности. В этом случае именно размер выплаты может повлиять на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1551. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях в 2021 году на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Центрального банка и при достоверном обосновании;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте)— при условии перечисления аванса на счета Центрального банка для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса;
  • до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписку на печатные издания, повышение квалификации, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний, проведение проверки сметной стоимости объектов капстроительства, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, проведение мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК до 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
  • от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

При согласовании выплаты аванса заказчику необходимо предусмотреть условие о том, что последующая оплата по договору (госконтракту) производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме произведенных авансовых платежей.

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства.
До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство.

Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям. Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту.


Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров.

Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ.Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

БК РФ получателями бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) являются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку ни бюджетное, ни автономное учреждение спорта не считается получателем бюджетных средств, положения Постановления № 1456 на них не распространяются.

Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта.

В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

Для поставщика наличие предварительной оплаты в проекте контракта является несомненным плюсом. Особенно это справедливо для небольших организаций и предпринимателей. Такая оплата дает возможность закупить необходимые материалы, товары или произвести оплату исполнителям, не используя собственные средства.

Однако для Заказчика авансирование это всегда риск. Риск того, что поставщик может получить аванс и не выполнить взятые на себя обязательства. Но, как было сказано выше, этот риск перекрывает обеспечение исполнения контракта, размер которого должен быть не менее размера аванса.

Помимо обеспечения исполнения контракта у Заказчика есть и другие защитные механизмы — штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за просрочку таких обязательств.

Если же контракт исполнен вовремя и без нарушений, Заказчик производит окончательный расчет с учетом ранее выплаченного аванса.

Также, как и 44-ФЗ, Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит положений об авансировании. Поэтому Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны руководствоваться только действующим гражданским законодательством. Чаще всего, Заказчики прописывают порядок авансирования в своем Положении о закупках и проекте контракта.

Иногда в конкурсах по 223-ФЗ размер аванса может использоваться в качестве одного из критериев оценки. В этом случае участник, который согласится на выполнение обязательств по контракту без предварительной оплаты, набирает по данному критерию максимальное количество баллов.

Для того, чтобы быстро найти информацию о выплате аванса в документации, можно воспользоваться инструментом быстрого поиска по тексту. Для этого необходимо открыть документ, нажать комбинацию клавиш CTRL+F (или СMD+F, если у вас MAC OS) и в появившемся окошке написать слово “аванс”.

Итак, авансирование — это право, а не обязанность Заказчика. Поэтому большая часть закупок в настоящее время проводится без авансирования. Если аванс Заказчиком предусмотрен, то это обязательно должно быть указано в проекте контракта. Также должен быть указан размер предварительной оплаты и срок такой выплаты. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ взаимосвязан с размером аванса и не может быть меньше, чем аванс. Есть определенные виды товаров и услуг, по которым авансирование не предусмотрено.

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, что статья была для вас полезной. Встретимся в следующих выпусках.

Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.

В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:

  • Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
  • Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
  • Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
  • Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
  • Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.

Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.

☎ Связаться с нами!

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.

Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.

Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.

Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.

Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.

Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

Имеется распоряжение правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р, утвердившее список товаров, при закупках которых не устанавливается аванс. В него входят:

  • ковровые изделия
  • принадлежности канцелярские
  • моющие средства
  • приёмники телевизионные
  • грузовой автотранспорт и т.п.

В 2020 году казенные учреждения, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг авансовые платежи (предоплату) в размерах, установленных п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496.

Казенные учреждения, финансируемые из бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета, при определении размера авансов руководствуются нормативными актами соответствующего уровня (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Обратите внимание: авансовые платежи не могут быть более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до казенных учреждений в установленном порядке на определенные цели.

Как сказано в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 630, с 11.05.2020 и до 31.12.2020 включительно приостановлено действие абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права получателей средств федерального бюджета устанавливать в договорах (госконтрактах) предоплату не более 30% суммы договора (госконтракта).

Одновременно с этим названным постановлением внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым утверждено право указанных участников бюджетного процесса устанавливать в заключаемых ими в 2020 году договорах (госконтрактах) авансы в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта), если больший размер аванса не установлен федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (введен новый п. 5(1)).

Кроме того, авансовый платеж не более 50% можно предусмотреть и в договорах (государственных (муниципальных) контрактах) на строительство, реконструкцию или капремонт региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета, если больший размер аванса не установлен нормативными правовыми актами Правительства РФ (новый п. 5(2) Постановления Правительства РФ № 1803).

С учетом указанных новшеств в зависимости от предмета договора (контракта) могут быть установлены следующие размеры авансов.

Размер аванса

Условия договора (контакта)

Возможность включения условия о выплате аванса в государственный контракт предусмотрена законодательством о госзакупках (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

Предусматривая авансирование по контракту, Заказчик указывает в проекте контракта и в документации условия предоставления аванса – размер, сроки и порядок выплаты. Размер аванса определяется в процентах от цены контракта. Если контракт разбит на этапы, то размер аванса указывается в процентах от цены каждого этапа отдельно.

Если Заказчик планирует предусмотреть выплату аванса, то он должен включить в проект контракта и документацию условие об ограничении выплаты аванса в случае применения антидемпинговых мер (ст. 37 Закона 44-ФЗ).

Аванс не выплачивается, если участник закупки, с которым будет заключаться контракт, снизил НМЦК или цену за единицу товара или услуги на 25 процентов и более.

Отсутствие условий о порядке выплаты аванса в документации будет являться административным правонарушением (ч 4.2. статьи 7.30 КоАП). Ответственность за его совершение – штраф в размере 3000 рублей.

Более серьезные меры административной ответственности применяются в случае невыплаты аванса – штраф от 30 000 до 50 000 рублей при первом правонарушении и дисквалификация на 1-2 года при повторном (ст. 7.32.5 КоАП).

Субъектом административного правонарушения в обоих случаях будет должностное лицо.

Подзаконные акты достаточно гибко регулируют размер пороговых значений аванса в зависимости от характера закупки и цены контракта.

Основным документом, который устанавливает предельные размеры аванса для получателей средств федерального бюджета, является Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496.

Софинансирование контрактов по строительству и капремонту

Еще одна мера, призванная поддержать подрядчиков и исполнителей по государственным контрактам в связи с ситуацией, сложившейся из-за пандемии – предоставление субсидии для софинансирования расходов на оплату контрактов по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства при условии, что заказчик обяжется установить в контракте условие об авансе не выше 50% от цены контракта.

Таким образом, как на законодательном уровне, так и на уровне принятия подзаконных актов в сфере госзакупок меры, направленные на поддержку участников рынка госзакупок, были приняты достаточно оперативно.

С 08 сентября действуют новые правила при государственных закупках некоторых товаров для нужд промышленности (Постановление Правительства РФ №1289 от 26.08.2020г.)

В перечень товаров, утвержденных Постановлением №1289 вошли станки (в том числе токарные, для обработки металла лазером, обработки камня, дерева, машины для сварки и пайки), ручной инструмент, сменные инструменты для станков или ручного инструмента (ОКПД2 товаров: 25.73.30, 25.73.40, 27.90.31.110, 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3, 28.49.1).

При закупке товаров с данными ОКПД2 для государственных нужд, для нужд обороны и безопасности страны аванс должен составлять не менее 80% цены договора (государственного контракта), но не превышать лимиты бюджетных обязательств.

Существует перечень товаров (утв. распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 г. № 21-р), при закупках которых осуществление авансовых платежей запрещено. В основном это товары и услуги широкого массового потребления – моющие средства, белье, одежда, средства телефонной и видео связи, телевизоры, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, компьютеров, мебели.

Данный перечень постоянно корректируется. Последний раз уточнения в него были внесены в марте 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 761-р), перечень товаров, услуг, которые можно приобрести в результате госзакупок по 44-ФЗ на условиях авансирования расширен.

Теперь можно предусмотреть выплату аванса для определенных товаров, в том числе портативных компьютеров (вес которых не более 10 кг), радиотелефонной и радиотелеграфной аппаратуры, аппаратов видеосвязи, телевизоров.

Необходимым условием для этого является наличие данных товаров в реестре российской радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Профессиональная переподготовка

Государственные, муниципальные и корпоративные закупки

От 7 300 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

От 4 300 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

От 7 500 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

От 3 900 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

От 4 900 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

От 4 700 руб Подробнее

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Авансирование по госконтрактам в 2020 году

Понятие договора поставки дано в ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно указанной норме данный договор заключается между поставщиком (продавцом), который является предпринимателем, и покупателем, который будет использовать поставляемое имущество для извлечения прибыли или в иных целях, не связанных с личными нуждами. При этом:

  • договор обязывает поставщика передать имущество в определенный срок или сроки;
  • имущество может быть произведено поставщиком или закуплено у третьих лиц.

Под предоплатой в доктрине понимается внесение до поставки товара частичной оплаты в счет общей суммы оплаты, что гарантирует поставщику, что оплата за товар будет произведена. В РФ заключение соглашений о поставке, предусматривающих предоплату, является достаточно распространенным. При этом размер предоплаты доходит до нескольких десятков процентов, а иногда и полного размера стоимости товара.

Образец договора поставки товара с предоплатой 50/100 процентов можно скачать по ссылке: Договор поставки товара с предоплатой — образец .

Предварительной оплате товара посвящена ст. 487 ГК РФ, относящаяся к общим положениям о соглашениях купли-продажи и применяемая к отношениям по поставке в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ.

Договор поставки может предусматривать:

  1. Постоплату: денежные средства перечисляются после передачи имущества.
  2. Предоплату:
    • полная (100%) предоплата;
    • частичная (50% или иной процент) предоплата.

При этом необходимо учитывать, что:

  • срок внесения предоплаты подлежит определению в договоре, а если он не определен, то предоплата вносится в течение 7 дней с даты предъявления требований о ее внесении, если не установлено иное (п. 2 ст. 314, п. 1 ст. 487 ГК РФ);
  • если покупатель не внесет предоплату, то поставщик может приостановить поставку либо отказаться от нее (п. 2 ст. 328, п. 2 ст. 487 ГК РФ);
  • если покупатель произвел предоплату, а поставщик не поставил товар, то покупатель может требовать совершения поставки или возврата внесенных денег (п. 3 ст. 487 ГК РФ);
  • на сумму предоплаты, товар по которой не поставлен, начисляются проценты по ст. 395 ГК РФ:
    • по общему правилу с даты, когда поставка должна была состояться, до фактической поставки или возврата денег;
    • если это установлено соглашением, срок начисления процентов может быть определен с даты внесения предоплаты (п. 4 ст. 487 ГК РФ).

Заключение договора поставки с предоплатой предполагает принятие на себя определенных правовых рисков в налоговой сфере, в частности необходимость отслеживания практики по вопросам учета в составе расходов предоплаты налогоплательщиком, применяющим кассовый метод. Сложность заключается в том, что встречное обязательство не является прекращенным.

На необходимость включения внесенной суммы предоплаты в состав доходов указано в п. 8 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (приложение к информационному письму президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

В процессе согласования предоплаты стороны должны определиться с необходимым отражением результатов согласования в проекте соглашения с такими вопросами, как:

  • дата внесения предварительной оплаты (помимо установления определенной даты, стороны могут определить срок внесения оплаты в виде какого-то периода);
  • необходимость взимания процентов с суммы предоплаты (плата за кредит коммерческого характера) и определение размера таких процентов;
  • определение части суммы товара, за которую засчитывается предварительно вносимая денежная сумма;
  • необходимость взимания неустойки за просрочку предоплаты и определение размера такой неустойки.

О различных последствиях недопоставки товара подробнее читайте в нашей статье по ссылке: Недопоставка товара по договору поставки — ответственность . В настоящем разделе статьи более подробно будет рассмотрен возврат предоплаты по договору поставки.

В случае судебного спора для возврата предоплаты необходимо доказать:

  • факт внесения денежных средств;
  • неисполнение контрагентом условий о предоставлении имущества;
  • невозврат контрагентом внесенной предоплаты.

Если в требовании о возврате предоплаты покупатель также заявляет о расторжении договора, то в отношении процентов, начисляемых на сумму предоплаты при удовлетворении заявления покупателя о возврате аванса, суды исходят из следующего:

  1. До даты уведомления о расторжении начисляются проценты по договору.
  2. После даты уведомления о расторжении производится расчет процентов за пользование чужими денежными средствами (определение ВС РФ от 15.09.2016 № 304-ЭС16-11524 по делу № А45-22305/2015).

Итак, для составления соглашения о поставке с условиями предоплаты, под которой понимается полное или частичное внесение денег еще до того момента, как товар будет передан покупателю, может быть использован образец договора поставки с предоплатой, который можно бесплатно скачать по ссылке, приведенной в настоящей статье.

В процессе согласования условий важно определить размер предоплаты, срок ее внесения, возможность начисления процентов на данную сумму в качестве коммерческого кредита и размер таких процентов, определение части стоимости товара, в счет которой вносится предоплата, а также возможность взыскания неустойки в случае невнесения или несвоевременного внесения предоплаты.

Нам, специалистам, работающим в сфере государственных закупок, часто приходится слышать вопрос о том, можно ли потребовать отчет по авансированию по 44-ФЗ. Сам закон, в его нынешней редакции, не предполагает подобного механизма. Комитет государственных закупок мурманской области Решение интересное. Но по страхованию, как мне кажется, немного отдельная песня… Было разъяснение МЭРа (Письмо Минэкономразвития России от 23.11.2016 № Д28и-3102 «Об обеспечении исполнения контракта при выплате страховой премии»), в котором говорилось, что премии по договору страхования авансом считать не нужно (правда, как такого обоснования этой точке зрения в письме не приводилось, даже у ПАО СК «Росгосстрах» в приведенном Вами решении оно более развернутое).В связи с этим письмом МЭРа решение ФАСа в этой части представляется сомнительным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *