Муниципальная программа по переселению из аварийного жилья 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальная программа по переселению из аварийного жилья 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Новый закон о расселении аварийного жилья

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Администратор муниципальной программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска

Ответственные исполнители подпрограммы муниципальной программы

не имеется

Исполнители основных мероприятий муниципальной программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска;

управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска

Наименование подпрограмм муниципальной программы

не имеется

Цель муниципальной программы

создание условий для переселения граждан города Смоленска из аварийных жилых домов

Целевые показатели реализации муниципальной программы

1. Количество расселяемых жилых помещений, в том числе:

— количество жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

— количество жилых помещений, предоставляемых гражданам по соглашению сторон;

— количество жилых помещений, собственникам которых предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения.

2. Количество переселяемых граждан.

3. Расселяемая площадь

Сроки (этапы) реализации муниципальной программы

с 1 января 2019 года до 1 сентября 2025 года.

Первый этап — с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.

Второй этап — с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Третий этап — с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Четвертый этап — с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Пятый этап — с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года.


Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы (далее — муниципальная программа) разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для предоставления финансовой поддержки Смоленской области, выполнившей установленные указанным Федеральным законом условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда, и нацелена на создание условий по обеспечению жителей доступным и качественным жильем.


Улучшение жилищных условий и повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства — важные факторы, определяющие уровень жизни населения. Особо актуальны и первостепенны проблемы переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Смоленска.


Непригодный для проживания и подлежащий сносу аварийный жилищный фонд города Смоленска создает угрозу безопасного и благоприятного проживания граждан, а также ухудшает внешний облик его территории.


Основными причинами возникновения непригодного для проживания жилья являются:


— естественное старение зданий;


— эксплуатация жилищного фонда без капитального ремонта по 40 — 50 лет;


— принятие в муниципальную собственность ведомственного жилья, введенного в эксплуатацию до 1992 года.


Аварийный жилищный фонд сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях социального найма жилье удовлетворительного качества.


Проблема аварийного жилищного фонда города Смоленска требует значительных расходов финансовых ресурсов и не может быть решена в пределах одного финансового года.


В целях обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда в городе Смоленске в разные периоды действовали следующие программы:


— муниципальная программа «Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска» на 2010 — 2016 годы, утвержденная постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2010 N 33-адм;


— муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, утвержденная постановлением Администрации города Смоленска от 08.05.2013 N 836-адм;


— ведомственная целевая программа «Переселение граждан из аварийных жилых домов блокированной застройки» на 2015 — 2017 годы, утвержденная постановлением Администрации города Смоленска от 21.11.2014 N 2028-адм;


— муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Смоленска», утвержденная постановлением Администрации города Смоленска от 18.10.2017 N 2859-адм.


В рамках реализации вышеуказанных программ за период 2015 — 2018 годов было приобретено 89 жилых помещений для переселения 231 гражданина, проживающего в 19 аварийных домах.


В рамках ведомственной целевой программы «Переселение граждан из аварийных жилых домов блокированной застройки» на 2015 — 2017 годы, утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 21.11.2014 N 2028-адм, были улучшены жилищные условия 109 граждан города Смоленска, расселено 1959,7 кв. м аварийного жилищного фонда.

Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2021 году


Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Администрации Смоленской области от 29.03.2019 N 159 «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», Стратегии социально-экономического развития города Смоленска на период до 2025 года, утвержденной постановлением Главы города Смоленска от 07.12.2016 N 143.


Стратегия развития жилищной сферы города Смоленска основывается на следующих приоритетах:


— поддержка граждан путем улучшения жилищных условий;


— развитие нормативно-правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения жилищной проблемы в городе Смоленске.


Обозначенные приоритеты муниципальной политики определяются стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития города Смоленска и направлены на достижение главной (основной) цели жилищной политики — создание комфортной среды проживания и жизнедеятельности для человека, которая не только позволяет удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.


Цель муниципальной программы — создание условий для переселения граждан города Смоленска из аварийных жилых домов.


Целевые показатели реализации муниципальной программы:


1. Количество расселяемых жилых помещений, в том числе:


— количество жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;


— количество жилых помещений, предоставляемых гражданам по соглашению сторон;


— количество жилых помещений, собственникам которых предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения.


2. Количество переселяемых граждан.


3. Расселяемая площадь.


Сведения о целевых показателях реализации муниципальной программы отражены в приложении N 1 к муниципальной программе.


Плановое значение показателей рассчитывается исходя из ведомственных, аналитических данных, результатов обследования аварийного жилищного фонда города Смоленска.


Сведения об аварийном жилищном фонде, подлежащем расселению в рамках муниципальной программы, отражены в приложении N 3 к муниципальной программе.


(в ред. постановления Администрации города Смоленска от 28.10.2019 N 2974-адм)



Основное мероприятие 1 муниципальной программы — обеспечение стандартов качества жилищных условий и создание безопасных условий проживания граждан города Смоленска. Мероприятие включает в себя: принятие решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и об изъятии жилых помещений у собственников жилых помещений путем выкупа, предоставление жилых помещений гражданам по договорам социального найма, регистрацию права муниципальной собственности на приобретенное имущество, заключение договоров мены, а также подготовку соглашений о выкупной стоимости жилого помещения.


Основное мероприятие 2 муниципальной программы — региональный проект «Обесценение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрено переселение граждан, проживающих в аварийных жилых домах, в благоустроенные жилые помещения.


(в ред. постановления Администрации города Смоленска от 02.12.2019 N 3296-адм)


План реализации муниципальной программы представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.


Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной программы планируется производить в соответствии со статьями 32, 86, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации:


— граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на возмещение за изымаемые у них жилые помещения либо по соглашению им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Способ отселения определяется собственником аварийного жилого помещения;


— граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, выселяемые в порядке, предусмотренном статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.


Гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма по норме предоставления, установленной органами местного самоуправления.


Правила и способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Смоленска приведены в приложении N 4 к муниципальной программе.


План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения; план мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, представлены в приложениях N 5 — 7 к муниципальной программе соответственно.


(в ред. постановления Администрации города Смоленска от 30.03.2020 N 661-адм)



Общая стоимость выполнения муниципальной программы на весь срок ее реализации составляет 931338587,47 рубля, в том числе за счет средств:


— Фонда — 616055141,43 рубля;


— областного бюджета — 18479749,55 рубля;


— дополнительного финансирования областного бюджета — 131846241,97 рубля;


— бюджета города Смоленска — 573678,78 рубля;


— дополнительного финансирования бюджета города Смоленска — 164383775,74 рубля.


Общая стоимость выполнения муниципальной программы на первом этапе (2019 — 2020 гг.) составляет 101665366,55 рубля, в том числе за счет средств:


— Фонда — 61429493,00 рубля;


— областного бюджета — 1898158,00 рубля;


— дополнительного финансирования областного бюджета — 30160802,55 рубля;


— бюджета города Смоленска — 1899,76 рубля;


— дополнительного финансирования бюджета города Смоленска — 8175013,24 рубля.


Общая стоимость выполнения муниципальной программы на втором этапе (2020 — 2021 гг.) составляет 139734001,85 рубля, в том числе за счет средств:


— Фонда — 52069870,66 рубля;


— областного бюджета — 1556838,27 рубля;


— дополнительного финансирования областного бюджета — 42274442,92 рубля;


— бюджета города Смоленска — 53680,28 рубля;


— дополнительного финансирования бюджета города Смоленска — 43779169,72 рубля.


Общая стоимость выполнения муниципальной программы на третьем этапе (2021 — 2022 гг.) составляет 102313848,58 рубля, в том числе за счет средств:


— Фонда — 52069870,66 рубля;


— областного бюджета — 1556838,27 рубля;


— дополнительного финансирования областного бюджета — 23564485,65 рубля;


— бюджета города Смоленска — 53680,28 рубля;


— дополнительного финансирования бюджета города Смоленска — 25068973,72 рубля.


Реализация мероприятий муниципальной программы регулируется следующими нормативными правовыми актами:


Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;


Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;


Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;


Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года»;


Стратегией социально-экономического развития города Смоленска на период до 2025 года, утвержденной постановлением Главы города Смоленска от 07.12.2016 N 143.



Приложение N 1
к муниципальной программе

(в ред. постановления Администрации города Смоленска от 30.03.2020 N 661-адм)

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Базовое значение показателей

Планируемое значение показателей (на очередной финансовый год и плановый период)

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Цель муниципальной программы: создание условий для переселения граждан города Смоленска из аварийных жилых домов

Основное мероприятие муниципальной программы: обеспечение стандартов качества жилищных условий и создание безопасных условий проживания граждан города Смоленска

1.

Количество расселяемых жилых помещений, в том числе:

ед.

54

46

Переселение из аварийного жилья после 2021 года

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


Переселение из аварийного жилья

Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

Разработаны Минстроем России в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

  • Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами 25 марта 2019 года

  • Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания с вице-премьерами 25 марта 2019 года

В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.

***

Федеральным бюджетом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Работа Правительства:

  • Расселение аварийного жилья
  • Национальный проект «Жильё и городская среда»

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
  • страница1

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

Обновленное законодательство предусматривает следующие условия расселения:

  • каждый жилец дома может быть переселен только с личного согласия;
  • наниматель квартиры по договору социального найма получает квартиру, площадь которой соответствует расселенной;
  • жилое помещение предоставляется в том же районе;
  • если нет возможности предоставить жилье в том же районе, то дополнительно нужно получить согласие гражданина на переезд в другой район;
  • если наниматель состоит на учете, как нуждающийся в увеличении жилплощади, то новая квартира может быть предоставлена с учетом дополнительной площади;
  • собственник может получить квартиру на праве собственности;
  • владелец вправе выбрать квартиру из 3 предложенных вариантов;
  • новое жилье должно соответствовать всем нормам безопасности и быть благоустроенным (водоснабжение, канализация, электричество, сантехника);
  • не предусматривается расселение в коммунальные, аварийные или ветхие квартиры;
  • закон дает на расселение 12 месяцев с момента признания дома опасным для проживания;
  • расселение осуществляется на основании договора между муниципалитетом и собственником/нанимателем (в течение 30 дней с момента заключения).

Условия переселения, действовавшие до 2019 года, претерпели значительные изменения:

  • если наниматель не дает согласие на переселение, то он будет выселен по решению суда;
  • если собственник не дает согласие на переселение, то он выселяется по судебному решению и получает компенсацию за жилье (выкуп по адресной программе проводится в размере остаточной стоимости);
  • собственник получает новую квартиру в собственность, если доплачивает дополнительные средства до полной стоимости жилплощади;
  • при отсутствии дополнительных средств, квартира предоставляется по договору соцнайма;
  • наниматель жилплощади по договору социального найма обязан не только оплачивать коммунальные услуги (свет, вода, канализация), но и арендную плату за жилье;
  • величина арендной платы по договору соцнайма не может превышать 70% от рыночной стоимости;
  • наниматель получает право на приватизацию полученной квартиры;
  • освобождаются от оплаты арендной платы пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи;
  • если гражданин имеет в собственности альтернативное жилье, то за квартиру в аварийном доме он может получить только компенсацию по остаточной стоимости.

С 2021 года на Ямале запустят новую программу переселения из «авариек»

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий.

Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки. Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий. Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы.

Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.

Кроме этого, увеличивается количество домов, которые были признаны аварийными после 2017 года и которые не вошли в нацпроект «Жилье и городская среда». Как сообщили в Фонде ЖКХ, к настоящему времени после 1 января 2017 года, по данным региональных властей, всего аварийным признано 6,47 млн кв. м жилья.

«В 2017 году в информационную систему «Реформа ЖКХ» регионами внесены данные о выявлении 2,74 млн кв. м аварийного жилья, в 2018 году — 2,27 млн кв. м. За девять месяцев 2019 года было выявлено 1,46 млн кв. м аварийного жилья», — уточнили в фонде.

Так как более трети регионов заявили о выполнении целей нацпроекта опережающими темпами, это позволит рассматривать вопрос об их дополнительном финансировании для реализации программы по расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, добавили в Фонде ЖКХ.

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

Дом не считается аварийным официально до тех пор, пока не вынесено соответствующее постановление органа местного самоуправления. Документ выносится на основании решения межведомственной комиссии.

Такая комиссия должна быть организована в каждом муниципалитете. Подать заявление можно непосредственно в Жилищный комитет при администрации, либо через МФЦ.

Заявление оформляется в письменной форме. Целесообразно сделать коллективное обращение граждан. Также можно подключить к данному вопросу управляющую компанию или ТСЖ.

№ п/п Порядок обращения в уполномоченный орган
1 Подготовка документов о техническом состоянии дома
2 Оформление заявления в уполномоченный орган
3 Проведение заседания межведомственной комиссии
4 Посещение объекта членами комиссии
5 Вынесение решения (положительного или отрицательного)

В случае вынесения отрицательного решения необходимо оспорить его в суде. Истцом в процессе может быть любой собственник квартиры из спорного дома или наниматель.

Параллельно необходимо подать жалоб в прокуратуру. Целью жалобы является привлечение к ответственности должностных лиц, которые нарушают право граждан на безопасное жилье.

Одним из актуальных видов доказательства является результат экспертизы. Специалист оценит степень износа и выдаст соответствующее заключение.

Очередность на переселение необходимо отслеживать самостоятельно. В 2020 году сведения находятся в свободном доступе на сайте Реформа ЖКХ.

На сайте необходимо найти свой регион и перейти по ссылке. После чего нужно выбрать район проживания. После чего становится доступным список аварийных домов района с указанием контрактов на переселение.

Новый закон не слишком изменил положение граждан, использовавших квартиру по договору социального найма. Как и прежде, наниматель имеет право на аналогичное по площади жилье.

В случае если семья нуждается в увеличении площади, то необходимо предварительно встать на учет, как семья, нуждающаяся в улучшении условий проживания.

Как и раньше, наниматель обязан ежемесячно оплачивать арендную плату за квартиру, если у него отсутствуют льготы.

По-старому законодательно владелец аварийной квартиры имеет право на получение на безвозмездной основе жилого помещения. Квартира должна быть полностью благоустроенной (иметь водоснабжение, канализацию, центральное отопление).

Важно! Требования к благоустройству актуальны, если в населенном пункте есть система центрального обеспечения коммунальными услугами.

Условия старой программы переселения:

  1. Обязательным условием является соответствие площади аварийной и новой квартиры. Владелец имеет право на получение жилья равнозначной площади.
  2. В случае если подходящая квартира имеет большую площадь, то собственник обязан доплатить разницу.
  3. Обеспечение новым жильем по программе переселения не является программой по улучшению жилищных условий. Поэтому требовать больше комнат или площади можно только за дополнительную плату.
  4. В случае отказа от получения жилья гражданин имеет право на компенсацию. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости жилья и переводится на личный счет собственника.
  5. Если квартира принадлежит нескольким владельцам на праве долевой собственности, то компенсация перечисляется на их личные счета, в соответствии с их долями в праве собственности.

Рассмотрим, как расселяют владельцев аварийных домов в соответствии с реформой жкх.

Реформа значительно изменила порядок получения жилья собственниками:

  1. Собственник имеет право на получение жилья.
  2. Его аварийная квартира оценивается из расчета остаточной стоимости.
  3. Эта сумма отнимается от стоимости новой квартиры
  4. Остаток он обязан доплатить самостоятельно.

Если у владельца отсутствуют денежные средства на доплату, то он получает компенсация перечислением на счет. А жилье получает по договору социального найма.

Закон устанавливает перечень граждан, которые не должны будут оплачивать арендную плату за социальный наем:

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Один из возможных выходов для владельцев ветхого жилья в рамках программы расселения — выделение денежной компенсации в размере имеющейся жилплощади по текущим рыночным ценам.

Порядок определения выкупной стоимости жилплощади установлен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и учитывает следующие факторы:

  • рыночную цену квартиры;
  • материальные затраты, понесенные собственником, по причине выкупа помещения;
  • расходы на переезд, поиск и оформление альтернативной жилплощади;
  • расходы собственника, связанные с прекращением долгосрочных обязательств, включая возмещение упущенной выгоды.

Если собственник не согласен с проведенной расценкой жилплощади, он вправе оспорить ее результаты в судебном порядке. Возможен вариант самостоятельного поиска квартиры для переезда, с возмещением стоимости данной жилплощади в рамках компенсации по старой.

Также допускается возможность долевого участия муниципалитета с составлением договора социального найма, если выделенного возмещения недостаточно для приобретения новой квартиры.

Фонд ЖКХ предлагает перераспределить деньги на переселение из аварийного жилья

Собственник, собрав пакет документов, должен обратиться в местный муниципалитет с соответствующим заявлением. Решение о причислении помещения к аварийному принимает межведомственная комиссия.

Результат обследования оформляется актом, передающимся в местные органы власти. На основании указанного акта принимается решение о включении заявителя в списки по переселению из ветхого жилья.

Если принято решение о переселении из ветхого жилья, жильцам направляется соответствующее уведомление. Закон предусматривает, что проживающие в ветхом и аварийном жилье должны предупреждаться в пятидневный срок.

Возможно продление указанного срока до года, при положительном решении государственных органов, если у собственника имеются для этого уважительные причины.

Перечень строений для расселения на ближайший пятилетний период уже сформирован. Поэтому не стоит надеяться на выделение жилплощади ранее 2024 года, если квартира не включена в списки. Возможный выход — получение денежной компенсации или предоставление льготного ипотечного кредита, при недостаточной финансовой обеспеченности местного муниципалитета в рамках указанной программы.

Переселение проводится, согласно установленной очереди. Внеочередное выделение жилплощади предусмотрено для проживающих в аварийных домах, пострадавших от стихийного бедствия или пожара, при наличии соответствующего судебного постановления.

Кандидатам на переселение предоставляется три варианта, из которых необходимо выбрать один. После этого собственник заключает договор с муниципалитетом на смену жилплощади. Процедура оформления новой квартиры и переезда занимает около полугода.

Иногда владельцы ветхого жилья отказываются от переселения в рамках программы. Это связано со следующими обстоятельствами:

  • выделением жилплощади в районах с недостаточно развитой инфраструктурой — при отсутствии магазинов, школьных и дошкольных учреждений и пр.;
  • предоставлением квартир, не соответствующих по площади или степени благоустройства старым;
  • расположением помещений на более высоких этажах. Такая причина особенно актуальна для пожилых людей, молодых матерей, граждан с физическими недостатками.

Процедура переселения из аварийного жилья

После 2019 года программа переселения из ветхого жилья претерпела важные изменения. Предусмотрена возможность доплаты с предоставлением дополнительных квадратных метров, если семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Одна из новостей по поводу расселения из ветхого жилья — появившаяся альтернатива оплате, позволяющая заключать с муниципальными властями договора о социальном найме помещения. Такое соглашение позволяет переселенцам безвозмездно пользоваться квартирой, с внесением коммунальных платежей и выкупом жилплощади в будущем. Но данные льготы предоставляются только отдельным категориям населения:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • многодетным семьям;
  • малоимущим гражданам.

Остальным придется платить за съем квартиры. Однако сумма оплаты установлена значительно ниже принятых при аренде на коммерческой основе.

Закон предусматривает возможность переселения граждан из ветхого или аварийного жилья, чтобы обеспечить населению надлежащие жилищные условия и исключить опасность обрушения домов.

  • Государственные финансы
  • Переселение из аварийного жилья
  • Регионы

Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» входит в состав национального проекта «Жилье и городская среда». Как следует из документа, к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья — 530,9 тыс. При этом в паспорте нацпроекта говорится, что эти показатели могут быть уточнены по итогам реализации программ расселения в 2019-2021 годах. Также в документе отмечено, что к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда.

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2020 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *