Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа по совместительству с 1 апреля 2021 оплата труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Трудовой кодекс не устанавливает размер оплаты за совмещение. Он определяется соглашением между работником и работодателем и фиксируется в кадровых документах (соглашении к договору, приказе).
Размер оплаты может быть установлен как в виде фиксированной суммы, так и в процентах от оклада. Причем проценты могут быть как к ставке по совмещаемой должности, так и к ставке по основной работе.
По общему правилу сумма доплаты за совмещение не должна превышать полную ставку по совмещаемой должности (такое правило было установлено еще в СССР, и эти нормативы действуют в настоящее время на условиях ст. 423 ТК РФ).
- Совмещать одну должность могут несколько работников. Тогда сумма всех доплат не должна превышать 100% ставки для этой должности по штатному расписанию.
Подробнее об окладах в штатном расписании смотрите в статье «Унифицированная форма № Т-3 — штатное расписание (бланк»)».
- Один работник может совмещать несколько должностей. Этот аспект вызывает много споров, однако ТК РФ в ст. 276 запрещает совмещать работу во внутренних надзорных структурах той же организации только руководителю (например, в качестве ревизора). Иных ограничений нет. Нормирования доплат за несколько совмещений тоже нет. Действительной будет сумма, установленная по соглашению между работником и работодателем.
- Руководящий состав может совмещать (и замещать) должности и получать за это компенсацию.
Чтобы исключить спорные ситуации как с работниками, так и с проверяющими органами (например, доплата за совмещение сверх 100% тарифной ставки может вызвать вопросы налоговиков при включении в расходы), организации следует установить порядок доплаты за совмещение должностей. Данные нормы включаются в положение о заработной плате и/или коллективный или трудовой договор.
Можно ли тарифицировать учителя внешнего совместителя со 2 апреля 2021 года
Какими нормативными актами следует руководствоваться при оформлении трудовых отношений с совместителями? Какова максимальная продолжительность рабочего времени совместителя в день? Как осуществляется оплата труда работника-совместителя? На получение каких пособий и компенсаций имеют право внешние совместители? Каков порядок предоставления им очередных оплачиваемых отпусков?
Рассмотрим пример по начислению заработной платы работнику-совместителю. Пример 1. Внешний совместитель Л. Иванова, работающая санитаркой с должностным окладом в размере 5 руб. Трудовым договором предусмотрено, что оплата труда данного работника производится пропорционально отработанному им времени ст. Выплаты произведены за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Оплата фактически отработанных Л.
7) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
В ч. 1 ст. 282 ТК РФ дается легальное определение понятия «совместительство», позволяющее выделить его как особый вид трудового договора. Характерными чертами совместительства являются: работа по другому (помимо основного) трудовому договору; работа за пределами рабочего времени, установленного по основному месту работы. Исключение из общего правила устанавливается Постановлением Минтруда России от 30 июня 2021 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Согласно подп. «в» п. 1 педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Не считаются совместительством и не требуют заключения оформления трудового договора следующие виды работ:. Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» — «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя. При приеме на работу по совместительству не нужно предъявлять трудовую книжку, а работодатель не вправе ее требовать. По желанию работника запись о работе по совместительству может быть внесена в трудовую книжку, в этом случае работник должен принести на основное место работы соответствующую справку.
При работе по совместительству между сотрудником и работодателем заключается обычный трудовой договор, который гарантирует работнику выполнение всех обязательств со стороны работодателя, в том числе и предоставление отпуска. Внешнее совместительство позволяет работнику осуществлять свои обязанности у другого работодателя, имея при этом основное место работы.
Наиболее распространенные основания для прекращения действия трудового договора, перечисленные в статье 77 Трудового кодекса Российской Федерации, с полным правом могут быть применены и к работникам по совместительству. Вместе с тем, в данном случае возможно применение еще одного основания, которое зафиксировано в ст. 288 ТК РФ. Речь идет о приеме на работу сотрудника, для которого рассматриваемое место работы будет основным. Тем не менее, работодатель вправе самостоятельно выбирать основания для расставания со своим сотрудником, наиболее соответствующие сложившейся ситуации.
Для воспитателей действующим российским законодательством установлена недельная часовая норма продолжительностью 36 часов. Если воспитатель работает сверх нее по своей же должности в том же учреждении, то такие обязанности нужно оформить на условиях совмещения. Трудоустройство к стороннему работодателю требует заключения обособленного трудового соглашения.
Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени. Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ. При этом не имеет значения, оформлена ли подработка в качестве совместительства либо совмещения.
Работа по совместительству педагогам не запрещена, но имеет свою специфику. Не все виды педагогической деятельности признаются совместительством, некоторые из них сотрудник может выполнять за дополнительную плату, но без оформления совмещения. Трудовой договор на совместителей-педагогов заключается лишь при трудоустройстве у другого работодателя.
Для того чтобы допустить совместителя к работе, необходимо подписать с ним трудовой договор. Для этого сотрудник должен принести на предприятие копию паспортных данных, копию документов об образовании – если того требуют условия работы, и написать заявление о приеме на работу по совместительству. Порядок приема на работу одинаков и для внешних совместителей, и для внутренних – разве что у внутреннего совместителя необходимые документы уже могут храниться в отделе кадров предприятия.
Нарушение вышеописанного порядка уведомления и процедуры увольнения педагогов совместителей дает право работникам обращаться с жалобой на работодателя в прокуратуру и (или) трудовую инспекцию по нарушению своих трудовых прав, а также требовать по суду восстановления на прежней работе. Елена (05.06.2016 в 00:11:38) Понимаю, что прокуратура — это следующая инстанция.
Положение об оплате труда работников государственных учреждений утверждается локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Также примерные коэффициенты отражаются в региональных актах: постановлениях правительства региона об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении министерства здравоохранения региона.
Чтобы получить бюллетень, сотруднику потребуется обратиться к лечащему врачу, который оформит документ, а затем поставить листок на учет в регистратуре и заверить печатью.
Как соотносятся между собой ч. 2 ст. 15 ТК РФ и постановление от 30.06.2003 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», разрешающее не заключать трудовые договоры с такими работниками? Что выбрать? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)»).
В соответствии с положениями ст. ст. 92, 333 ТК РФ это означает, что для воспитателей норма часов педагогической работы в неделю равняется максимальной продолжительности рабочего времени педагогических работников за это же время.
Согласно Приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. N 113 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году» для работы в лагерях с дневным пребыванием детей педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
Условия оплаты труда, включая размер должностного оклада (ставки заработной платы), повышающие коэффициенты к должностным окладам (ставкам заработной платы), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, включаются в трудовой договор работника (дополнительное соглашение к трудовому договору).
Каким образом производится оплата труда учителей, которые осуществляют обучение больных детей на дому, — по тарификации или почасовая?
Тамбовская область в нашей районной больнице снизили стимулирующие выплаты среднему медперсрналу со 100% до 42%, в итоге раньше выплаты были 7200, теперь 617 рублей.
Следует отметить, что по каждому месту занятости представляется отдельная справка и у каждого больничного должен быть индивидуальный номер.
Оплата работы Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени. Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ.
Все сообщения ИА «Башинформ» предназначены для пользователей старше 18 лет. При перепечатке или цитировании ссылка на ИА «Башинформ» обязательна. Для интернет-изданий и социальных сетей прямая активная гиперссылка обязательна. Использование логотипа ИА «Башинформ» в целях, не связанных с ссылкой на агентство при перепечатке или цитировании, допускается только с письменного разрешения АО ИА «Башинформ». Свидетельство о регистрации СМИ № ТУ 02-01609 от 25.09.2017 г., выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан. Исторически мужчины всегда занимают более престижные сферы общественной жизни, и, если в школе мало мужчин, это показатель, что ей есть куда расти. Школу нужно сделать престижным институтом, как это было в дореволюционной России. Хотя я помню и советских учителей, которыми мы тогда искренне восхищались, а они вопреки нашему восхищению скрывали заплаты на локтях. Образование требует больших вложений, но они обязательно окупятся», – из интервью писателя, доктора филологических наук Евгения Водолазкина.
На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.
Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.
Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.
Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.
Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.
По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.
Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:
- учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
- старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
- ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.
Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).
В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.
Таким образом, в 2021 году ожидаемое повышение заработной платы учителей по сравнению с сентябрем 2020 года (когда начался учебный 2020/2021 год) должно составлять минимум 6%.
В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.
Достичь такого повышения планируется изменением соотношения окладной части и стимулирующих надбавок.
Сегодня такое соотношение выглядит следующим образом:
- 30% от заработной платы приходится на окладную часть;
- 70% – это стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство).
Если изменения в Трудовой кодекс и подчиняющиеся ему подзаконные акты будут применены, то соотношение частей заработной платы должно поменяться и выглядеть следующим образом:
- не менее 70% – размер окладной части, зависящей от ставки педагога;
- и оставшиеся 30 или чуть более процентов – стимулирующие выплаты и надбавки.
Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:
- оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
- надбавка за стаж и выслугу лет;
- надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
- доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
- региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).
Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.
В данную сумму входят следующие виды выплат:
На основании ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии. Поскольку педагогическая работа, безусловно, требует специальных знаний, такой документ соискатель соответствующей должности будет обязан предъявить. Никаких других документов, справок, разрешений с основного места работы в соответствии с нормами Трудового кодекса не требуется.
Хочется напомнить, что к внешнему совместителю, как и к основному работнику, претендующему на замещение должности, связанной с образованием и воспитанием детей, предъявляется ряд дополнительных требований. Так, согласно ст. 331 ТК РФ к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пунктом 1 ст. 46 данного Закона установлено, что этой деятельностью могут заниматься лица:
- имеющие соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее);
- отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Несоответствие соискателя приведенным условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
При приеме на работу педагога руководителю учреждения и кадровому работнику необходимо иметь под рукой Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» названного справочника указывает на то, что квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.
Исходя из данного документа учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении), без предъявления требований к стажу работы.
Вопросы оплаты труда лиц, работающих по совместительству, регулируются ст. 285 ТК РФ. В соответствии с этой статьей оплата производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом таких коэффициентов и надбавок.
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск преподавателю, работающему по совместительству, гарантирован ст. 286 ТК РФ. Он должен предоставляться одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.
Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.
Помимо общих оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого данная работа будет являться основной, о чем работодатель обязан предупредить указанное лицо в письменной форме не менее чем за две недели до прекращения трудового договора (ст. 288 ТК РФ).
При этом не следует забывать, что на основании ст. 127 ТК РФ увольняемому работнику полагается выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Расчет отпускных производится в общеустановленном порядке.
Все записи нумеруются по порядку, вне зависимости от того, основная это работа или совместительство. Нумерация сквозная.
В следующую колонку после порядкового номера вносится дата трудоустройства (ни в коем случае не дата внесения информации).
В графу «Сведения о работе» заносится полное и сокращенное наименование компании и наименование должности.
В последней графе указываются номер и дата документа, на основании которого произведено трудоустройство: образец записи в трудовой книжке о работе по совместительству у одного нанимателя содержит 2 приказа — о приеме на основную должность и в качестве совместителя.
Если вносится информация о другой компании, в поле документа, на основании которого она с��елана, указываются не только реквизиты приказа, но и наименование организации.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
Ст 151 ТК РФ совмещение должностей в редакции 2021 года
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Для того чтобы допустить совместителя к работе, необходимо подписать с ним трудовой договор. Для этого сотрудник должен принести на предприятие копию паспортных данных, копию документов об образовании – если того требуют условия работы, и написать заявление о приеме на работу по совместительству. Порядок приема на работу одинаков и для внешних совместителей, и для внутренних – разве что у внутреннего совместителя необходимые документы уже могут храниться в отделе кадров предприятия.
После приема документов работодатель и совместитель подписывают трудовой договор. Он должен содержать:
- официальные реквизиты документа (название, дата составления, адреса и подписи сторон);
- ссылку на то, что работа является совместительством;
- пункты о правах, обязанностях и ответственности сторон (работника и работодателя);
- пункт о сроке действия договора и порядке его расторжения;
- пункты о режиме труда и отдыха работника;
- пункты об оплате работы по совместительству.
Договор работы по совместительству может быть составлен на основе типового трудового договора, который используется на предприятии. Необходимо лишь переписать некоторые пункты с учетом особенности труда совместителя.
Необходимо четко различать понятия совместительства и совмещения, поскольку это две разные категории, которые по-разному оформляются и по-разному оплачиваются. Совместитель – это всегда работник, который выполняет иные обязанности в свое свободное время, и такая работа может быть бессрочной.
Работник по совмещению – это человек, который в свое рабочее время совмещает выполнение своих основных обязанностей и дополнительных. Такая работа всегда временна и не может выполняться без письменного согласия работника.
Оплата труда совместителей и работающих по совмещению происходит на разных основаниях и по-разному начисляется. Первым – на основании положений трудового договора, вторым – по соглашению сторон. Обычно это процент от заработной платы или строго оговоренная сумма.
Кроме того, эти две категории работников оформляются разными документами и по-разному учитываются при заполнении документов для налоговой службы. Эти две категории работников – совмещающих и совместителей – во избежание штрафов необходимо правильно учитывать и правильно оформлять на предприятии.
Кроме того, существует определенный круг лиц, которые не могут выполнять работы по совместительству:
- руководители предприятий и организаций;
- несовершеннолетние;
выполняющие работы с вредными и тяжелыми условиями труда, если работа по совместительству подразумевает такие же условия.
Главное, что необходимо помнить при начислении оплаты труда по совместительству, совместитель – такой же работник, как и все остальные, просто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, в зависимости от своего рабочего графика.
Оплата труда совместителю начисляется на общих основаниях с учетом всех доплат, премий, коэффициентов и надбавок, которые положены основным работникам.
Например, выполняющим работы на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах положена надбавка за условия труда – эта надбавка распространяется и на совместителя.
Поскольку совместитель обладает всеми правами и социальными гарантиями обычного работника, в его отношении действует и положение о минимальной заработной плате (МРОТ) – согласно Трудовому кодексу, ниже этой суммы работник получать не может. При этом в законодательстве оговаривается, что минимальная заработная плата устанавливается при условии полностью отработанного рабочего времени, соответственно, совместитель, который за расчетный период отработал половину установленного рабочего времени, получает половину МРОТ для совместителей.
Если совместитель отработал четверть установленной нормы рабочего времени, он получает четверть минимального заработка, и так далее. При этом при расчете заработной платы с учетом всех надбавок и коэффициентов может получиться сумма меньшая, чем минимальная оплата труда.
Например, с первого января 2018 года минимальная оплата труда в месяц составляет 9849 рублей. Ваш совместитель работает на четверть ставки, четверть от 9849 рублей составляет 2462 руб. После произведения всех расчетов сумма, которую вы должны выплатить совместителю, составляет 2187 рублей – то есть получается ниже установленного минимума. Как быть в таком случае? Законом предусмотрена доплата до МРОТ совместителям. То есть работодатель доплачивает совместителю из приведенного выше примера 275 руб, чтобы получилась минимальная заработная плата.
1. В ст. 151 ТК РФ предусмотрен ряд случаев выполнения работником наряду с основным также и дополнительного объема работы:
— совмещение профессий (должностей);
— расширение зоны обслуживания;
— увеличение объема работы;
— исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
2. Под совмещением профессий следует понимать выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). При этом в отношении рабочих речь идет о другой профессии, а в отношении служащих — о другой должности.
3. Под расширением зоны и увеличением объема работы следует понимать выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по той же профессии или должности.
4. Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).
От выполнения обязанностей временно отсутствующего работника следует отличать так называемое временное заместительство, при котором работник исполняет обязанности по должности временно отсутствующего работника с освобождением на это время от основной работы. Порядок оплаты временного заместительства, установленный разъяснением Госкомтруда СССР N 30 и Секретариата ВЦСПС N 39 от 29 декабря 1965 г.
(с изм. от 11 марта 2003 г.), предусматривает выплату замещающему работнику разницы между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника.
Определением Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. подп.
«а» абз. 3 и абз.
4 п. 1 указанного Порядка признаны не действующими в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.
5. Во всех указанных случаях изменяется трудовая функция работника, поэтому в соответствии со ст.
72 ТК РФ на это требуется письменное согласие работника. Порядок введения совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника определен ст.
60.2 ТК РФ. При совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы работнику устанавливается доплата, размер которой определяется соглашением сторон трудового договора.
В большинстве организаций возникает вопрос, связанный с расширением количества филиалов, либо общим ростом объемов работы. Не всегда при этом необходимо привлекать дополнительный персонал, во многих случаях компании справляются своими силами.
При этом действующие сотрудники параллельно выполняют другую работу, если к этому располагает профессия либо текущие обязанности.
Такой формат работы именуется совмещением и его допускает 151 статья Трудового Кодекса Российской Федерации. Каких либо специальных условий она не предусматривает, но работодатель обязан выплатить задействованному специалисту доплату. Очень часто этот тип трудовых взаимоотношений возникает, когда один из сотрудников временно отсутствует.
Дополнительное время работы обязательно оплачивается.
151 статьёй Трудового Кодекса предусматривается дополнительная оплата «лишнего труда». Здесь интересы рабочего расходятся с интересами нанимателя.
Труженик желает получить достойную зарплату за излишнее напряжение. Интересы администрации сводятся к экономии.
Сотруднику нужно знать, как правильно оформляются дополнительные виды труда. Это поможет ему соблюсти свои интересы и избежать трений.
Наёмный рабочий следит за оформлением дополнительного труда и не приступает к нему, пока не убедится в правильности этого действия. Иначе дальше доказать свои права ему будет очень сложно.
Не следует забывать, что все три описанных выше вида деятельности должны осуществляться в основное рабочее время. Если работа делается после смены, то это другой вид совместительства. Он регулируется в статье 60.
Сотрудник всегда должен помнить о следующих важный моментах:
- Совмещение и замещение – это разные термины. Замещается вакансия, а совмещается деятельность временно отсутствующего коллеги;
- Совмещаемая работа делается единовременно с основной. Любая трудовая деятельность, осуществляемая после работ, определенных договором, – это совместительство. Эти виды сверхурочного труда нельзя путать. Оплачиваются они по-разному;
- Совмещаемые трудовые операции должны быть посильными. Работник не уверен, что сможет справиться с новыми обязанностями? Он имеет право отказаться. Например, уборщице предлагается вместо 100 метров убирать 150 и делать это во время своей смены. Но она физически не в состоянии это осилить. В таком случае человек имеет право отказаться. Свой отказ сотрудник должен оформить письменно и предоставить руководству за трое суток до начала новой деятельности;
- Если совмещение связано с материальной ответственностью, то это оговаривается дополнительно. Например, не несущему материальной ответственности методисту предлагают временно взять на себя обязанности завхоза. Наниматель должен заключить договор о новых обязательствах работника, оформив его письменно. Если такой договор отсутствует, то никакой ответственности совмещающий сотрудник не несёт;
- Любые дополнительные обязанности вменяются сотруднику только с его согласия. Консенсус оформляется письменным заявлением сотрудника. Другой формой оформления согласия является письменное предложение нанимателя, которое подписывается сотрудником.
На этом требования к документальному проведению сверхурочной занятости сотрудников не заканчиваются. Добавочные трудовые обязательства, возлагаемые на сотрудника, требуют от администратора составления нового трудового контракта.
В этом документе чётко описываются виды деятельности, их объём, длительность новых трудовых отношений, размер вознаграждения. Один экземпляр документа остаётся у администрации, второй передаётся сотруднику.
Далее наниматель обязан издать приказ, в котором перечисляются моменты, оговоренные в соглашении.
Только после этого сотрудник спокойно приступает к исполнению новых обязанностей – его интересы юридически защищены.
Ст. 151 ТК РФ устанавливает механизмы оплаты труда специалистам, которые наряду со своей основной работой в фирме добровольно берут на себя какие-либо дополнительные обязанности.
Поскольку в кризис число таких добровольцев возрастает, что актуально для сегодняшнего дня, в статье будет рассмотрено, на какие основные аспекты им следует обратить внимание, прежде чем решиться на дополнительную трудовую нагрузку.
Статья 151 Трудового кодекса РФ
В каком размере и на основании какого документа оплачивается принятие работником добровольно дополнительной нагрузки?
Что делать, если размер доплаты не прописан в соглашении?
Выплачивается ли выходное пособие по совмещаемой должности при увольнении специалиста?
Замещение отсутствующего: нужно ли выполнять весь трудовой функционал вместо него?
Можно ли требовать доплату за замещение отсутствующего специалиста без письменного оформления такой трудовой нагрузки?
Оплата труда при совмещении в одной организации по ТК РФ в 2021 году
Некоторые категории граждан не подходят для совмещения.
Совмещение и совместительство – термины разные. Совмещать реализацию другого вида деятельности человек должен по месту своей работы. Совместительство предполагает занятия иными видами деятельности после первой работы.
Например, учитель пения может совмещать уроки рисования. Если он сначала ведёт пение, а потом рисование, то это совместительство.
Более того, уроки рисования он может вести в другой школе. Воспитатель, выполняющий функции няни, совмещает другой вид деятельности, потому что весь процесс происходит в одно и то же время и на одном месте.
Совмещать различные виды деятельности может каждый сотрудник предприятия. В законе нет никаких ограничений для граждан по возможности совмещения.
К совместительству отношение иное. Совместительство недопустимо для несовершеннолетних граждан, сотрудников прокуратуры, госслужащих, членов Советов директоров, судей.
Кроме хорового преподавания по жанру фольклор являюсь концертмейстером своего коллектива на протяжении 20 лет.
Занятия, выступления, концерты сопровождаю игрой на народном инструменте -гармонь,что является колоритной особенностью народного жанра.
За свой труд получаю зарплату педагога дополнительного образования 18 часов по трудовому договору заключённого с работадателем и 12 часов за совмещение как концертмейстер коллектива (осуществляю музыкальное сопровождение творческого процесса) Работа по совмещению одинаковых профильных должностей происходит в одно и тоже рабочее время.
Плата осуществляется за фактически отработанное время.
Каждый предприниматель может сам разработать тарифную сетку на своём предприятии. Если он не в состоянии сделать это сам, то привлекаются третьи лица, юристы и экономисты, которые делают это за него.
В разработке системы отплаты могут принимать участие рабочие и служащие предприятия в лице своих избранных представителей.
Тарифная сетка не рождается из фантазии нанимателя. Она опирается на уже существующие нормативы оплаты, но учитывает особые условия данного предприятия.
На размер тарифов влияет сезонность работ, востребованность занятых сотрудников на рынке труда, квалификация рабочих и даже скорость исполнения заказа.
Статьёй 135 Кодекса о труде предусматривается согласование тарифной сетки с представителями трудового коллектива. Выбранные представители знакомятся с нормативами, изучают их, при необходимости консультируются со специалистами. После этого они выражают своё согласие подписанием коллективного двустороннего договора.
Одной стороной выступает администрация предприятия, другая сторона – трудовой коллектив.
Может показаться, что труженики предприятия противопоставляются администрации. Но это не так. Хороший хозяин всегда заинтересован в результатах работы своего предприятия.
А они напрямую связаны с атмосферой в трудовом коллективе. Все конфликты негативно сказываются на работе. Такой договор исключает взаимное недовольство.
Оплата совмещения также опирается на внутренние тарифы и регулируется двусторонним соглашением с трудовым коллективом, хотя и является результатом соглашения хозяина и труженика.
В законе не указан ни максимум, ни минимум оплаты сверхурочной деятельности. Но есть указания, что плата может быть процентом от основного оклада.
Заработная плата работника — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включает в себя, как оклад, так и стимулирующие (премии, доплаты, надбавки) и компенсационные выплаты (за сверхурочную работу, работу в ночное время, за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТа (ст. 133 ТК РФ).
Оклад — это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ). Т.е. если в трудовом договоре работника указан оклад 10 000 рублей, то именно эту сумму денег (за вычетом 13% налога) должен получить работник за полностью отработанный месяц, исходя из своего режима работы и времени отдыха. Чаще всего, оплата труда совместителя или работника, принятого на неполное рабочее время, производится пропорционально отработанному времени.
По вопросу, какой именно размер оклада указывать в трудовом договоре совместителя (полный или пропорциональный) выделяется несколько позиций:
1. В трудовом договоре указывается полный оклад согласно штатному расписанию. Также прописывается, что оплата труда работника производится пропорционально отработанному времени.
2. В трудовом договоре указывается часть оклада, исходя из занимаемой ставки работника. Например, если принимается совместитель на 0,5 ставки, то указывается половина оклада.
3. Как и во втором случае, в трудовом договоре совместителя указывается часть оклада, исходя из занимаемой ставки работника. Но с примечанием, что это 50% от такого-то оклада по должности с полной занятостью. Это как бы серединный вариант, исключающий всякую двусмысленность. Как говориться, и «волки сыты и овцы целы».
Во всех случаях, помимо условий оплаты труда, в трудовом договоре необходимо также подробно прописывать режим рабочего времени и времени отдыха совместителя или работника, принятого на неполное рабочее время. Давайте остановимся на каждом варианте более подробно.
Оклад совместителя в трудовом договоре
Оплата труда совместителя, работающего в этой же компании и по основному месту работы, не отличается от правил, описанных выше. Его оплата зависит от установленной системы оплаты труда и, соответственно, времени, потраченного на труд (при повременной системе), или объёма выполненных работ (при сдельной оплате). Оплата труда внешних совместителей – работников, пришедших подработать из другой компании, также регулируется вышеописанными правилами.
Совместители работают по отдельному трудовому договору. Труд таких граждан оплачивается пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях.
Что касается оплаты совместителю периода простоя, то здесь Минтруд рекомендует применять общие правила. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается.
Средний заработок для оплаты простоя исчисляется исходя из фактически начисленной гражданину зарплаты и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого сохраняется средняя зарплата.
Сотрудник заключает трудовые договоры о выполнении такой работы в свободное от основной работы время.
Трудиться сверх установленного времени работник может на той же фирме, но по другому трудовому договору. Устроиться на работу по совместительству сотрудник может и в другую фирму.
Это значит, что он будет иметь два трудовых договора с разными компаниями.
Чтобы работать по совместительству, согласия руководителя с основного места работы не требуется.
Нельзя допускать к работе по совместительству:
- работников, не достигших 18 лет;
- на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями;
- в других случаях, установленных федеральными законами.
Работа по совместительству не должна превышать 4 часов в день. Однако в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
При этом в течение месяца продолжительность рабочего времени по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени за учетный период, установленной для этого работника.
Это ограничение не применяют, если по основному месту работы сотрудник приостановил работу:
- по причине задержки ему заработной платы (ст. 142 ТК РФ);
- по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ).
Прием на работу по совместительству оформляют приказом по форме № Т-1 – если принимают одного работника или № Т-1а – если принимают нескольких работников.
Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Обратите внимание
Совместители имеют право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков.
Отпуск предоставляют одновременно с отпуском на основной работе.
Если на работе по совместительству сотрудник не отработал шести месяцев, отпуск предоставляется авансом.
Заработная плата работникам, работающим по совместительству, начисляется в том же порядке, что и остальным работникам организации.
Если в организации нет возможности соблюдать ежедневную норму рабочего времени для совместителей (4 часа), то организация может вести суммированный учет их рабочего времени.
Минтруд России в письме от 13.05.2019 № 14-1/В-345 отметил, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым договором (на основании системы оплаты труда в организации), пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях.
Чиновники также напомнили, что время простоя по вине работника не оплачивается. Если же виноват работодатель, простой оплачивают в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивают в размере не ниже 2/3 часовой (дневной) ставки или месячного оклада работника.
Пример. Как рассчитать заработную плату совместителя
Работник ООО “Альфа” С. С. Иванов работает по совместительству. Часовая ставка заработной платы по профессии, которую он совмещает, составляет 85 руб./ч. В мае 2019 года Иванов отработал 60 часов. Заявление на вычет он подал на основной работе. Иванов является налоговым резидентом.
Заработная плата Иванова за май 2019 года составит:
85 руб./ч × 60 ч = 5100 руб.
Сумма налога на доходы, которую следует удержать из заработной платы Иванова, составит:
5100 руб. × 13% = 663 руб.
Иванову должна быть выдана заработная плата в сумме: 5100 руб. – 663 руб. = 4437 руб.
Обратите внимание
При расчете НДФЛ совместители тоже имеют право на стандартные вычеты. Это возможно, если по основному месту работы вычеты ими не используются.
Совместители имеют право и на получение ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков. Отпуск предоставляется одновременно с отпуском на основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал 6 месяцев, отпуск можно предоставить авансом.
Эксперт “НА” Е.В. Натырова
Работа по совместительству: оплата труда
Подписка на электронный журнал
«Главный Бухгалтер. Зарплата»
Подписка на печатный журнал
«Главный Бухгалтер. Зарплата»
Часть работников уже начали получать больше. С 1 января 2021 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь МРОТ составляет 12 792 рубля (вместо 12 130 рублей). Если сотрудники получают больше, то им могут повысить выплаты с 1 февраля.
— Согласно свежепринятым поправкам в Конституцию РФ все работодатели обязаны индексировать зарплату сотрудников на уровень роста потребительских цен. В этом году зарплаты должны быть повышены на 4,9%, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Как правило, работодатели проводят индексацию с 1 февраля. Просто потому, что к этому времени становится понятен размер инфляции за прошлый год. В январе его определяет Росстат. Соответственно, с этой даты отсчитывают индексацию многих социальных выплат, а также окладов. В то же время прибавка зарплаты именно с 1 февраля не является обязательной.
— На данный момент трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации зарплаты. Так что говорить об обязательной индексации с 1 февраля некорректно, — пояснил юрист «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиев.
Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что компании вправе самостоятельно устанавливать, какие именно выплаты будут увеличены: только зарплата или ещё и премии, а также другие виды поощрений.
— Также обязательно проиндексируют все выплаты, которые начисляются в процентном соотношении от оклада. Например, доплаты за работу в неурочное время, — пояснил Петр Гусятников.
В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.
— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.
По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.
Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.
— При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.
В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.
— Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят «приказ» о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства «Одинград» Елена Одинцова.
Совместительство и совмещение: как оформить и оплатить?
В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.
Индексация зарплаты на уровень инфляции
В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).
В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.
Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.
« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.
Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.
С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.
Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.
Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.
Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.
Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.
Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.
Как уже было отмечено, работа по совместительству осуществляется в свободное от основной занятости время. Казалось бы, вопрос о том, может ли совместитель занимать целую ставку, имеет однозначный ответ – нет. Тем не менее, в этом вопросе не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Работа совместителя возможна на полную ставку в следующих случаях:
- Если по основному месту работы свободный день. Такой день может появиться, если работнику положены отгулы или выходные. Сотрудник может уйти в отпуск по основному месту работы, а по совместительству продолжать трудиться. Даже заявление о днях за свой счет может позволить спокойно трудиться на неосновной работе. В рассматриваемой ситуации речь идет о целых рабочих днях
- Второй вариант касается ситуаций, когда можно не считаться с нормой времени на основной работе. Происходит это обычно в следующих ситуациях:
– если работник является медиком или педагогом (Постановление Минтруда №41 от 30.06.2003 года)
– если работник не допущен к работе по состоянию здоровья и этому ест подтверждение (статья 73 ТК РФ)
– если по причине невыплат зарплаты работник перестал работать и есть решение о приостановлении в письменном виде (статья 142 ТК РФ)
В общем случае алгоритм трудоустройства совместителей ничем не отличается от трудоустройства основного работника. Предоставляется стандартный набор документов. Разница заключается лишь в том, что работа по совместительству не отражается в трудовой книжке.
Как правило, совместитель уже работает, а необходимость его перевода на полную ставку возникает позднее. Для того чтобы все оформит правильно, необходимо предпринять следующие шаги:
Документ | Пояснение |
Медицинское заключение/ приказ об отстранении от работы/ документ, подтверждающий приостановку работы | Каждый из этих документов будет служить доказательством того, что у сотрудника высвободилось некоторое время по основному месту работы и по совместительству он может трудиться дольше |
Заявление | После того, как доказательства наличия свободного времени представлены, работник должен написать заявление, где указать, что хотел бы работать на полной ставке |
Приказ | Работодатель принимает комплект документов и издает приказ с указанием увеличить продолжительность работы. В приказе прописывается в течение какого периода времени работник будет работать на таких условиях и величина вознаграждения за его труд |
После этого сотрудник может трудиться оговоренный срок на полной ставке.
Такое оформление изменений позволит избежать вопросов со стороны контролирующих органов и избежать штрафов.
В вопросе оплаты труда совместителя у работодателя есть некоторая свобода выбора.
По общему правилу, если сотрудник работает на половину ставки, то и заработная плата должна составлять половину целого оклада.
Тем не менее, работодатель может измерять заработок сотрудника не только как часть оклада. Если работник действительно ценный, то возможно выплачивать оклад в полном объеме, а также устанавливать возможность премирования за определенные показатели.
Также возможны два варианта расчета заработка:
- Согласно тому объему работы, который выполняет сотрудник
- В зависимости от количества рабочих часов. При этом нужно обязательно знать часовую ставку по рассматриваемой должности
Каким образом будет оплачиваться труд совместителя, решает работодатель. Главное в этом вопросе не ущемлять права работников.
Как такового термина «неполный рабочий день» не существует. Это обывательское название сокращенного времени труда. Выделяют следующие типы неполного рабочего времени:
- Неполный день. Это ситуация, когда сотрудник по каким – либо причинам работает меньшее количество часов, чем положено по нормативу
- Сокращенная рабочая неделя. В организации может быть установлено, что рабочий процесс длится 4 дня в неделю. Кстати, подобная инициатива как раз активно обсуждается в последнее время
- Смешанный тип. Работодатель может принять решение работать неполный день и не всю неделю
Следует также отметить, что в Трудовом кодексе нет четкого норматива сокращенного времени. В соответствии с этим, при режиме неполного рабочего времени, работник может трудиться 39 часов, а может 20 часов. Этот вопрос регулируется работодателем.