Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пбу 13 2000 последняя редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения, в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме: субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств). Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98 (утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считаются прочими формами государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье “Доходы будущих периодов” либо обособленно в разделе “Краткосрочные обязательства”.
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаютсяна счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году; назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
ПБУ 13/2000 установлен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов, подлежащих амортизации, со счета учета целевого финансирования.
Согласно новой редакции ПБУ 13/2000, эти бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов при вводе соответствующих объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Далее в течение срока полезного использования указанных объектов по мере начисления амортизации по ним суммы, относящиеся к этим объектам, зачисляют в финансовые результаты организации.
Приказом № 248н установлен порядок отражения в бухучете бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды.
Отметим, что ранее такие бюджетные средства подлежали отражению путем принятия к учету суммы задолженности по ним в корреспонденции с финансовым результатом.
В итоге, организация отражает полученные бюджетные средства:
в сумме, равной начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет такого финансирования – как увеличение финансового результата организации;
в оставшейся сумме – в качестве доходов будущих периодов.
В обновлённой последней редакции ПБУ 13/2000 установлен новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией госпомощи.
Отметим, что ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
В итоге, с учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе теперь приводят:
неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной госпомощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств.
Доходы будущих периодов, связанные с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражают в отчетности одним из следующих способов:
Бухгалтерский баланс
Отчет о финансовых результатах
Доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат
Доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капзатрат и отнесенные в отчетном периоде на финансовый результат деятельности организации
1-й способ
Обособленная статья долгосрочных обязательств
Отдельная статья доходов
2-й способ
Регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов
Величина, уменьшающая расходы по амортизации
Доходы организации, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражают в отчете о финансовых результатах одним из следующих способов:
В качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности).
В качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
Приказом № 248н уточнен ряд норм ПБУ 13/2000. А именно:
в пункте 4 исключено упоминание такой формы предоставления госпомощи, как субвенция;
пункт 5 дополнен указанием на то, что моментом принятия бюджетных средств к бухучету может быть фактическое получение этих средств (таким образом, данный пункт приведен в соответствие с п. 7);
исключен п. 11, содержавший отсылку на порядок отражения условных обязательств и условных активов, связанных с признанными в бухучете и отчетности бюджетными средствами;
из п. 19 исключено упоминание пояснительной записки в составе бухотчетности;
исключены указания на виды доходов и расходов, включаемых в финансовый результат деятельности организации (прочие доходы, прочие расходы, т. п.).
Также внесены следующие уточнения в терминологию:
«государственные (муниципальные) учреждения» заменили на «организации государственного сектора»;
термин «на финансирование капитальных расходов» заменен термином «на финансирование капитальных затрат»;
«материально-производственные запасы» заменили на «запасы».
Источник: информационное сообщение Минфина России от 4 февраля 2019 года № ИС-учет-16.
ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н, установлены правила отражения в бухучете госпомощи, полученной и использованной российскими коммерческими организациями.
В комментируемом письме финансисты обратили внимание на один из случаев, когда данное Положение не применяют. Речь о госпомощи (признаваемой экономической выгодой юрлица), связанной с возмещением из бюджета недополученных фирмой доходов или финансовым обеспечением трат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.
Эта норма появилась в пункте 3 ПБУ 13/2000 совсем недавно – она введена Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н, который привел правила бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20. Предприятия обязаны применять новшества, предусмотренные Приказом № 248н, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако фирмам не запрещено так поступить и раньше. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом финансового ведомства от 06.10.2008 № 106н) данное решение необходимо раскрыть в бухотчетности за год, в котором впервые применены изменения (см. Информационное сообщение Минфина от 04.02.2019 № ИС-учет-16).
В пункте 3 ПБУ 13/2000 содержится закрытый перечень ситуаций, когда это Положение не задействуется. Помимо вышеупомянутой, речь идет о случаях получения госпомощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной:
с государственным регулированием цен и тарифов;
с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление фискальных льгот, отсрочки или рассрочки, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
с участием РФ, российских субъектов и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах компаний, уставных фондах ГУП и МУП, в том числе передачей бюджетных средств в связи с таким участием.
Отметим, что последняя норма скорректирована тем же Приказом Минфина России № 248н. Раньше в ней говорилось лишь о российском участии в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.
Таким образом, данный перечень исключений с недавних пор несколько расширен. Перечисленные в нем поступления не рассматриваются в качестве госпомощи, подпадающей под действие 13-го бухгалтерского стандарта. Суммы, получаемые из бюджетов различных уровней на подобные цели, следует учитывать в общем порядке, оговоренном ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Наглядный пример – предусмотренные договором компенсации за счет бюджетных средств в связи с государственным регулированием тарифов. Специалисты главного финансового ведомства не раз обращали внимание, что их включают в доходы по обычным видам деятельности согласно пункту 5 ПБУ 9/99 наряду с полученной (подлежащей получению) платой по установленному тарифу. Такую выручку отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (см. письмо от 04.07.2018 № 07-01-09/46266, приложение к письму от 21.01.2019 № 07-04-09/2654).