Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индекс дефлятор на 2021 2021 год минэкономразвития». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.
Отрасли | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 103,1 | 103,8 | 104,1 | 104,2 |
Добыча нефти и газа | 102,7 | 103,5 | 103,7 | 103,9 |
Обрабатывающие производства | 103,3 | 104,1 | 104,2 | 104,3 |
Промышленность | 103,4 | 104,0 | 104,1 | 104,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Строительство | 104,1 | 105,1 | 104,3 | 104,4 |
Сельское хозяйство | 103,1 | 103,9 | 103,9 | 104,2 |
Транспорт | 104,1 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 103,7 | 103,7 | 103,8 | 103,8 |
Оборот розничной торговли | 103,5 | 104,3 | 103,9 | 104,0 |
Платные услуги населению | 104,2 | 103,9 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.
Индекс-дефлятор – коэффициент, применяемый для прогнозирования цен на товары разных категорий и услуги в будущих периодах. Применив такой показатель, можно выяснить предполагаемую и ожидаемую стоимость чего-либо спустя некоторое время.
К сведению! Индекс-дефлятор многие путают с другим не менее важным экономическим показателем – индексом потребительских цен (ИПЦ). Но два этих коэффициента существенно различаются. Дефлятор применяется для прогнозирования, а ИПЦ – для измерения инфляции и средних уровней изменений цен на разные услуги и товары в течение отчётного периода.
Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в I квартале 2021 года
Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в IV квартале 2020 года
Как применять индекс-дефлятор в закупках: изменения на 2021 год
Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.
Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.
Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.
Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.
Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2021 гг.
- Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.
Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.
Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.
Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.
Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.
Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.
Данные индексы часто воспринимают как одно и то же, однако в прогнозе, разработанном Минэкономразвития, эти коэффициенты дифференцированы. Стоит принимать во внимание, что они имеют различные значения.
В частности, ИПЦ используется для того, чтобы указать цену на конкретный товар за выбранный промежуток времени. Дефлятор применяют для отражения стоимости целой группы товаров либо услуг. Это значение используется для составления прогнозов в экономической сфере, для регулирования закупок, проводимых государственными органами. Кроме того, формируются сметные документы и устанавливаются нормы для обложения налогами.
Индекс-дефлятор на 2021 год: Минэкономразвития утвердило показатели
Вопросы, связанные с закупками государственного и муниципального типа, предусматривают соблюдение положений соответствующего закона, разработанного на федеральном уровне.
В данном акте указывается на то, что на заказчика и подрядчика возлагается обязанность по учету динамики стоимости, руководствоваться при этом следует показателями отраслевого типа. Это нужно для того, чтобы стоимость по закупке в полной мере отвечала реальным ценам, не была выше или ниже нормального значения.
Правильность расчетов позволит избежать необоснованных трат в будущем.
Производить расчеты нужно до того, как происходит оформление соглашения. Иначе возникают претензии со стороны ведомств, которые реализуют контрольную деятельность. Изначальная стоимость по закупкам может меняться при инфляции и повышении цен на товары. Для определения новых цен необходимо использовать индексы.
Закупки в данной отрасли имеют отличия в сравнении с привычной схемой, разработанной для оценки приобретения товаров. На заказчика возложена обязанность по установлению стоимости работ. Для этого он пользуется документацией проектно-сметного типа. Требования применимы к таким направлениям:
- строительные работы;
- капительный ремонт;
- обновления объекта с целью его соответствия современным критериям;
- реконструкция.
Проектно-сметный метод основывается на нормировании смет. Нормативы, которые используются для формирования сметы, нужно рассчитывать за год. Установление стоимости производится с учетом дефляторов.
Прогнозы, формируемые Минэкономразвития в оборонной промышленности, нужны для планирования стоимости создания проектов. Также эти показатели используются для изготовления и сервисного обслуживания, ремонта продукции по оборонному заказу.
Коэффициенты расчетов применяются для установления цен на заказы, сделанные государством. Эти заказы связаны с утилизацией и предоставлением иных услуг, прописанных в перечне закупок.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375) установить на 2021 год:
коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,864;
коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,032;
коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,637;
коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,420.
Министр | М.Г. Решетников |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2020 г.
Регистрационный № 60913
Минэкономразвития установило на 2021 г. коэффициенты-дефляторы, которые применяются при исчислении отдельных налогов.
Размер фиксированных авансов по НДФЛ, которые уплачивают работающие в России по патенту иностранцы, проиндексируют на коэффициент 1,864.
Величина предельного размера дохода, ограничивающая право на переход на УСН, будет проиндексирована на коэффициент 1,032.
Максимально возможный годовой доход ИП, находящегося на ПСН, проиндексируют на коэффициент 1,637.
Ставку торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков проиндексируют на коэффициент 1,420.
Индекс-дефлятор от Минэкономразвития на 2021 год: прогнозы
В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:
- Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
- Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
- Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.
Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.
Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:
- Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
- Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
- Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
- Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
- Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.
Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.
Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:
- Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
- Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
- Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
- Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.
Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.
Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:
- Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
- «Жесткая посадка» китайской экономики.
- Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
- Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
- Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
- Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.
Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.
Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.
С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:
- товары потребительского назначения — 104,4;
- товары промышленного сектора — 104,1;
- оптовые цены на газ — 103,8;
- коэффициент стоимости угля — 103,9;
- ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
- прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
- коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
- индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
- плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.
Индексы-дефляторы на 2021 год от Минэкономразвития
На предстоящий 2021 год специалистами Министерства экономики и развития был предложен сценарий, согласно которому:
- ожидается увеличение стоимости потребительских товаров на 4,3%;
- увеличение цены на газ до 3,6%;
- цены на мазут и угольное топливо – увеличение до 1,9 и 3,5 процента соответственно;
- резкого повышения цен на электрическую энергию стоит ожидать в предстоящем 2021 году, уровень инфляции может составить 8,6%;
- стоимость на тепло- и водоснабжение может повыситься на 4,2%;
- цены на услуги грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом увеличатся на 4,5%.
\r\n\r\n
Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.
\r\n\r\n
\r\n\t\t\t
Режим налогообложения \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
2020 год \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
2021 год \r\n\t\t\t |
---|---|---|
\r\n\t\t\t
НДФЛ \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,810 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,864 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
УСН \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,032 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
ПСН \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,589 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,637 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
Торговый сбор \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,379 \r\n\t\t\t |
\r\n\t\t\t
1,420 \r\n\t\t\t |
\r\n\r\n
Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.
Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.
Режим налогообложения |
2020 год |
2021 год |
---|---|---|
НДФЛ |
1,810 |
1,864 |
УСН |
1 |
1,032 |
ПСН |
1,589 |
1,637 |
Торговый сбор |
1,379 |
1,420 |
Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.
Порядок применения индексов-дефляторов на 2021-й и последующие годы разработан Министерством экономического развития по каждому направлению и утвержден соответствующим приказом.
В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.
Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.
Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.
Что такое индекс-дефлятор и как его использовать
Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.
При определении начальной стоимости контракта на строительство здания детского сада заказчик обязан:
- Подготовить проектно-сметную документацию.
- Составить смету затрат на строительство.
- Ценовые показатели сметы просчитать под индекс-дефлятор на 2019 год Минэкономразвития строительство на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
- Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
- Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.
Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.
Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.
Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.
Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.
Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.
Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.
Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. № 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», изданного взамен приказа от 29 января 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
---|---|---|---|---|---|---|
прогноз | ||||||
Индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, г/г, в % | 103,6 | 99,9 | 100,2 | 101,2 | 102,5 | 102,5 |
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
* Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины
** С учетом дополнительных мер социальной поддержки нуждающихся
Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до
2024 г.
(по полному кругу предприятий без НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки), в % г/г
(базовый вариант)
Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020 года был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.
Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.
Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).
Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.
В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям Правительства РФ, дефлятор ВВП также можно рассчитать по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Утверждены коэффициенты‑дефляторы на 2021 год
Валовый внутренний продукт (ВВП) – это макроэкономический показатель. Он обозначает стоимостную характеристику товаров, созданных в территориальных пределах страны за определенный отрезок времени. Дефлятор ВВП называют еще косвенным ценовым дефлятором. Он показывает отношение суммарной цены набора товаров потребления (услуг) данного года к суммарной стоимости этого же набора в базовом году. Показатель демонстрирует, насколько уменьшение или увеличение ВВП в базовых ценах года произошло из-за изменения уровня цен в экономике.
В целях применения норм налогообложения индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020 год утверждены в приказе от 21.10.2019 № 684, ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично должен индексироваться и лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На 2020 год чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
К преимуществам индекса дефлятора относят то, что он учитывает:
- актуальные цены текущего периода;
- цены на импортные потребляемые населением товары;
- только произведенные товары и услуги, необходимые для расчета валового продукта конкретной страны.
Недостатки дефлятора следующие:
- Динамика реальных цен оказывается чересчур высокой при снижении дефлятора, а при повышении потребительских цен – чересчур низкой. Дефлятор не может продемонстрировать доходный эффект при рассмотрении изменения цен корзины потребителя, потому что он включает индекс Пааше.
- Он основан и на индексе Лайспереса, рассчитанному на базисе потребительских цен. Он не вникает в изменения корзины потребления вследствие корректировки цен. Он показывает эффект дохода, однако не учитывает замещающий эффект.
В таблице приведены данные по дефлятору ВВП в РФ, которые были подсчитаны за период с 2009 до 2020 года:
Год | Индекс-дефлятор ВВП |
2009 | 102,0 |
2010 | 114,2 |
2011 | 115,9 |
2012 | 109,1 |
2013 | 105,4 |
2014 | 107,5 |
2015 | 107,2 |
2016 | 102,7 |
2017 | 105,4 |
2018 | 110,8 |
2019 | 103,4 |
Западноевропейские страны подсчитывают этот показатель по каждому кварталу отдельно.
Утвердили коэффициенты-дефляторы на 2021 год
Экономический дефлятор рассчитывает Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент-дефлятор по годам подлежит официальному опубликованию на сайте Минэкономразвития РФ в следующем порядке. Значения показателя публикуются вместе с расчетом валового внутреннего продукта и дублируются трижды:
- предварительный расчет;
- данные просмотра и анализа;
- окончательные данные.
Индекс демонстрирует уровень инфляции или дефляции по отношению к определенному расчетному периоду. Существует несколько индексов, измеряющих обесценивание денег:
- дефлятора;
- потребительских цен.
С помощью специальных показателей можно измерить инфляционный уровень (обесценивания денежной массы), получить возможность контролировать и влиять на изменение уровня текущей цены, действующей на рынке на данный момент и базовой цены. Дефлятор это и показывает. С помощью расчетных данных показателя можно проконтролировать, сделать оценку изменениям в прибыли или любых иных экономических показателях.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) или западный аналог Consumer Price Index (CPI) – это показатель, который показывает, на сколько процентов за какой-то период времени (месяц или год) изменилась стоимость потребительской корзины для среднестатистической семьи.
Для лучшего понимания надо разобрать еще одно понятие – “потребительская корзина”. Это минимальный набор продуктов и услуг, который необходим человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. В России в него входит 156 наименований. Для сравнения в США – 300, Германии – 475, Великобритании – 350.
В составе корзины 3 категории товаров и услуг:
- продукты питания;
- непродовольственные товары (обувь, одежда, лекарства, бытовая техника и пр.) – 50 % от стоимости продуктов питания;
- услуги (ЖКХ, транспорт, культурно-развлекательные мероприятия, медицина и пр.) – 50 % от стоимости продуктов питания.
По закону от 2012 года структуру корзины должны пересматривать 1 раз в 5 лет. Однако с 2013 года она остается без изменений. Так будет до начала 2021 года. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что за 7 лет в потреблении россиян очень многое изменилось. Поэтому актуальность продуктового и не продуктового набора все больше вызывает сомнения у многих экспертов. Но пока имеем то, что имеем.
Например, существующий список продуктов и его структура не нравится медикам. По нормам, которые были ими рассчитаны для рационального и здорового питания, россиянин должен на 30 кг меньше потреблять хлеба и хлебобулочных изделий, на 10 кг меньше картофеля. Но значительно больше установленных в законе норм мы должны есть фруктов, овощей, мяса, рыбы.
Кроме деления на 3 категории товаров и услуг, корзина имеет разную структуру для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Например, пенсионеры должны потреблять меньше работающего населения продуктов всех наименований. А дети почти в 2 раза должны есть больше фруктов (118 кг по сравнению с 60 кг взрослых) и на 70 кг больше молочных продуктов.
В рамках нашей статьи интерес представляет стоимость корзины. Ее по каждому региону рассчитывают территориальные органы государственной статистики по минимальным розничным ценам на тот или иной продукт, услугу. Потом данные со всех регионов собирают в единую базу, и Федеральная служба государственной статистики (Госстат) рассчитывает среднестатистическую стоимость потребительской корзины.
До сих пор «чёрное золото» правит балл в российской экономике, что подстёгивается ещё и немалым рыночным предложением. Поэтому не стоит удивляться 20% снижению в течение следующих шести месяцев. Подобное положение дел совсем не способствует стремительному убавлению темпов повышения стоимости. Потому что «деревянный» тут же обесценится, составив 75 единиц за 1 доллар и став причиной повсеместного удорожания.
Основание
Коэффициент-дефлятор
Год приме-нения
Европейской части Российской Федерации
Западной и Восточной Сибири
районах Дальнего Востока
районах Крайнего Севера
Приказ Росземкадастра от 10.01.2003 г. № НК/25
2003
4,22
4,42
4,61
4,8
Приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2003 г. N 337
1,133
2004