Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф 2021 право на пенсию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 2019 года в России начался переходный период касательно возраста выхода на пенсию. Это коснулось получателей страховых и социальных пенсий по старости – то есть, большей части будущих пенсионеров. Сам закон о повышении пенсионного возраста был принят относительно быстро – от первоначальной идеи до вступления в силу новых правил прошло около полугода.
2020-й – уже второй год, когда действовали новые правила выхода на пенсию. Но, по сути, все новые пенсионеры последних 2 лет вышли на пенсию лишь на полгода позже, чем сделали бы это по старому законодательству (то есть, женщины вышли на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, мужчины – в 60 лет и 6 месяцев).
Это стало возможно, потому что еще в 2018 году президент Владимир Путин распорядился включить в законопроект о пенсионной реформе пункт о «льготе» в 6 месяцев для тех, чей возраст выхода на пенсию по старым правилам был бы достигнут в ближайшие 2 года.
Соответственно, в 2021 году на пенсию будут выходить:
- женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 июля и 31 декабря 2021 года – в соответствии с датой рождения;
- мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 июля по 31 декабря 2021 года.
Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.
Кстати, со стажем и пенсионными баллами произойдут очередные изменения – как и каждый год, их для выхода на пенсию будет нужно больше:
- минимум 12 лет страхового стажа;
- минимум 21 пенсионный коэффициент (балл).
Если для выхода на пенсию человеку не хватает баллов или стажа (и их дополнительно негде взять), то такому человеку придется ждать еще 5 лет, но и тогда он будет иметь право лишь на социальную пенсию.
Она в 2021 году будет назначаться для таких граждан:
- женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – плюс полтора года к тому, что было раньше);
- мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1955 года (в возрасте 66,5 лет – на те же полтора года позже).
Правда, для таких людей есть возможность устроиться на работу и получить необходимый стаж и пенсионные баллы – а при желании даже «докупить» их, вступив в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом.
Чуть позже выйдут на пенсию и государственные служащие – как известно, пенсионный возраст для них начали повышать еще до начала всей реформы.
И в 2021 году они будут выходить на пенсию так:
- женщины – в 58 лет;
- мужчины – в 63 года.
С другой стороны, госслужащий может уволиться, без проблем выйти на пенсию по обычным правилам, а затем снова устроиться на работу, сохранив за собой пенсию. А чтобы получать не страховую, а государственную пенсию, госслужащему к этому моменту нужно иметь минимум 17 с половиной лет выслуги на государственной службе.
Вместе с повышением пенсионного возраста для большей части россиян, для некоторых категорий граждан его оставили прежним, или даже ввели новые послабления.
Так, выйти на пенсию по прежним правилам могут такие категории:
- занятые на работах с вредными условиями труда;
- занятые на тяжелых работах – в транспорте, горных работах, спасатели, моряки, и т.д.
Остались льготы по досрочному выходу на пенсию и по ряду других профессий – например, врачи, учителя, работникb культуры могут выйти на пенсию, имея стаж в профессии в 25-30 лет. Однако с 2019 года для них вводится отсрочка – то есть, выйти на пенсию по специальному льготному стажу можно не сразу по факту его наличия, а спустя какое-то время.
В 2019-м это было полгода, в 2020-м – полтора года (учитывая «льготу» в 6 месяцев), но те, кто наберет необходимый льготный стаж в 2021 году, смогут выйти на пенсию лишь спустя 3 года. В данном случае неважно, будет ли человек работать в эти 3 года – суть именно в отсрочке.
Особые правила сохраняются для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – для них возраст выхода на пенсию поэтапно повышается на 5 лет, но все равно он на 5 лет меньше, чем для жителей остальной части России. А если человек какое-то время проработал на Крайнем Севере, его пенсионный возраст снижается на 4 месяца за каждый год работы.
А представители коренных малых народов Севера могут выйти на пенсию по старым правилам – в 50 и 55 лет.
Кроме того, были введены новые основания для досрочного выхода на пенсию:
- стаж минимум 37 лет для женщин и 42 года для мужчин сокращает пенсионный возраст на 2 года (но даже в переходный период нельзя будет выйти на пенсию раньше, чем в 55/60 лет). При этом в такой стаж не включается учеба, служба в армии и многие другие нестраховые периоды;
- женщины, воспитавшие 3 и более детей, могут выйти на пенсию раньше. Если детей трое – то на 3 года, если четверо – то на 4 года, а если детей 5 и более – то, как и раньше, в 50 лет. Для выхода на пенсию обязательно нужно иметь минимум 15 лет страхового стажа (а по уходу за детьми можно получить не более 6 лет стажа суммарно);
- предпенсионеры по-прежнему могут выйти на пенсию на 2 года раньше, если их сократили с работы, а новой работы не нашлось.
Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.
Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.
Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.
Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.
Новый пенсионный возраст и статья 55 Конституции РФ: есть ли нарушения
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-221, Апелляционная коллегия, апелляция Довод апелляционной жалобы административного истца о нарушении обжалуемым решением его права на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данная норма не определяет порядок и условия реализации права на дополнительное социальное обеспечение…
- Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС15-14045, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем судами не учтено следующее. Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом…
- Решение Верховного суда: Решение N ВКАПИ15-80, Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция Не нарушают оспариваемые административным истцом нормы ее и выгодоприобретателей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 333 и от 17 июня 2014 г. № 554 изданы в соответствии и во исполнение требований Закона и увеличивают размер страховых сумм с учетом уровня инфляции в соответствующем периоде, а также устанавливают момент, с которого они выплачиваются в повышенном размере…
Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, но стоит отметить, что до 2028 года запланирован переходный период, в рамках которого будет осуществляться плавный переход к новым показателям.
С каждым годом увеличиваются и требования, предъявляемые к размеру минимального трудового стажа гражданина. Если в 2015 для оформления страховой пенсии по старости достаточно было иметь всего лишь 6 лет страхового стажа, то в 2021 этот показатель увеличился уже до 12 лет, а к 2024 достигнет своего итогового значения – 15 лет.
Таким образом, начиная с 2024 года, получить право на получение страховой пенсии смогут лишь те граждане, чей совокупный стаж превысит отметку в 15 лет.
Еще одним основанием для досрочного выхода на пенсию стало наличие большого трудового стажа.
При наличии 37 лет стажа женщины смогут выйти на пенсию уже в 55 лет, то есть на два года раньше других, а мужчине понадобится наличие 42 лет стажа, обладая которыми, он сможет оформить пенсию в 60 лет.
Кроме страховой пенсии, размер и срок назначения которой зависит от количества трудового стажа гражданина и накопленных им пенсионных баллов, существует еще и социальная пенсия, которая назначается в тех случаях, когда требования, необходимые для назначения страховой пенсии, не соблюдены.
Право на получение этой выплаты возникает на 5 лет позже, чем для оформления страховой. Так, например, после завершения переходного периода социальную пенсию будут назначать женщинам по достижении ими 65 лет, а мужчинам – 70.
1.1. Да действует. Читайте ст. 14 п 17
ФЗ №173 в редакции. 1.01.2017 г.
и п 3. с 37 и ст 41 ФЗ№213 от 2009 г
а также ч 4. с 36 и ч 1. с 18 ФЗ №
400-ФЗ «О страх. Пенсиях.».
2.1. Указанные Вами основания не относятся к вновь открывшимся обстоятельствам.
3. К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
Ст. 392, «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
9. Вновь открывшимися обстоятельствами, указанными в пункте 1 части 3 статьи 392 ГПК РФ, являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет).
Дополнительно нормативный акт » О трудовых пенсиях в РФ» (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.
Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.
25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.
Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2021 года станут индексироваться по новым ставкам.
Цель настоящего закона – защита прав граждан на страховую пенсию, которая назначается на основании обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой или/и другой общественно-полезной деятельности граждан.
Данный Федеральный закон регламентирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» разработан в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
это стройная система законодательных актов, действующих на территории России. Кодексы и законы РФ логически представляют собой иерархическую структуру.
Главным законом в Российском Законодательстве является Конституция РФ. Это, по сути, основной закон, который имеет наивысшую юридическую силу, и которому должны соответствовать все принимаемые в РФ законодательные документы.
В случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом законодательную силу будет иметь федеральный закон, потому что по иерархии он имеет большую юридическую силу (кроме случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).
В прошлом году пенсионное назначение оформляли мужчины, родившиеся в 1959 году и женщины – в 1964. С января 2021 года выход на заслуженный отдых касается тех, кто родился в 1960 (мужчины) – 1965 (женщины) годах.
Пособие гарантировано законом. Это обозначено в ФЗ № 400 от 28.12.2013. Оформлять документы могут лица, у которых в одно время:
- подошел возраст, установленный законодательством;
- отработан страховой стаж;
- накоплены баллы, необходимые для пенсии.
С повышением возраста окончания трудовой деятельности произошло увеличение стажа и баллов. Основными показателями для назначения пенсионных выплат являются:
- возраст (женщины – 56,5 лет, мужчины – 61,5);
- страховой стаж (12 лет);
- накопление пенсионных баллов (равное 21).
Для того чтобы смягчить пенсионную реформу и ее последствия, предусматривается введение дополнительных льгот некоторым категориям гражданского населения. Сюда относят оформление пенсионного пособия раньше, за счет длительного стажа. Женщинам, отработавшим 37 лет, мужчинам – 42 года, можно выходить на заслуженный отдых.
Выйти на пенсию раньше можно:
- Осуществляя деятельность на тяжелом и вредном производстве (горячие цеха). Все специальности этой категории, закреплены законом. Такие граждане смогут оформить пенсионное пособие за 5, а иногда и за 10 лет, до возраста пенсионеров.
- Работая в условиях Крайнего Севера (раньше на 5 лет). Тяжелые и вредные условия труда гарантируют в дальнейшем двойную льготу.
- Получив инвалидность.
- Многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.
- Предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года до «официального» выхода на пенсию;
Оформить получение досрочной пенсии возможно, работая:
- водителем общественного транспорта;
- шахтером и другим специалистом горных отраслей;
- медицинским работником;
- педагогом;
- на судах, уходящих в плавание;
- творческим деятелем.
1. Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Федерации как социального государства (см. комментарий к ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления.
Статья 75 основного указа Российской Федерации содержит общие положения о состоянии социальной сферы в стране. Корректировки не только изменили статьи 70, 75, 79, 81, 93 и другие, но и добавили свежие пункты. Так официально утвердился принцип всеобщности в выплате пенсий. Также было введено понятие «солидарность», под которым предполагается обеспечение пенсионеров не за счет государства, а с помощью юного трудоспособного населения.
В точности эта часть пункта 6 статьи 75 звучит последующим образом:
«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения людей на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее действенное функционирование».
В статье 75 пункте 6 указывается информация о пересчете выплат. Были пересмотрены не только лишь условия получения социальных и страховых пенсий, но и их размер.
С 1 июля индексация будет возрастать в соответствии с экономической обстановкой по всей стране, а конкретно уровню инфляции. Но все преобразования имеют длительные сроки. Реформу планируют окончить только в 2024 году.
Положение об индексации в новенькой Конституции (основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу):
«Осуществляется индексация пенсий не реже 1-го раза в год в порядке, установленном федеральным законом».
Работающим пенсионерам такая преференция со стороны гос-ва по-прежнему не будет предоставлена. Остальные сведения в основном законе остаются не тронутыми. Пункт 2 статьи 39 о муниципальных пенсиях и их правовом регулировании сохраняется в исходном виде.
Пенсионные выплаты теперь формируются на базе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Об этом сообщается в статье 75 новой Конституции Российской Федерации. Это значит, что часть из средств пенсионного страхования молодого трудоспособного населения будет составлять размер пенсии для 1-го гражданина.
Таким образом, государство фактически переводит пожилых людей на обеспечение со стороны страховых накоплений молодого населения. На данных средствах и будут строиться пенсионные резервы.
Согласно принятым поправкам в Конституцию, индексация (или индексирование (от лат. index) могут означать: Индексация (экономика) — средство защиты от инфляции путём привязки к индексу потребительских цен) сейчас будет производиться ежегодно. В 2020 году она уже осуществлялась, но так как указ новый и вступил в силу недавно, то с 1 числа последующего месяца уже будет проводиться повторный пересчет пенсионных выплат.
Обратите внимание: под эту категорию попали только лишь те, кто получают страховую пенсию или являются опекунами и попечителями. Для работающих пожилых людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) на данный момент такой привилегии не предусмотрели.
Таким образом, корректировки в Конституцию 2020 года вносят новый порядок в социальную сферу публичной жизни. Также вводится принцип солидарности поколений и каждогодная индексация для неработающих пенсионеров. В настоящее время разрабатывается указ о пересчете для работающего населения, достигшего пенсионного возраста.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Новая Конституция защитит права пенсионеров
Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).
Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».
Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.
Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.
«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.
Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.
«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.
Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.
Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).
Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.
«Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели», — подчеркнул Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
«Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!» — отметил правовед.
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…
— Почему бюджет страны профицитный?
— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?
— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.
— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Владимир Путин также предложил закрепить в Конституции, что в России «создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда», а также «обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность», следует из проекта президентских поправок в Конституцию ко второму чтению.
Кроме того, глава государства предлагает закрепить в Основном законе, что в России гарантируются «обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат» в соответствии с федеральным законом, следует из обновленного текста.
В законе № 350-ФЗ, который вступает в силу с января 2020 г., закреплено определение предпенсионного возраста. Под ним подразумевается период трудовой деятельности продолжительностью 5 лет до момента возникновения права на назначение пенсии. Ранее этот срок составлял 2 года.
Вступая в силу с января 2020 г. закон № 350-ФЗ устанавливает новый пенсионный возраст. Изменится он не одномоментно, а будет увеличиваться поэтапно. На 2020 и 2020 гг. установлен льготный период – ежегодное повышение составит шесть месяцев. Далее, с 2021 по 2023 г., каждый год будет прибавляться по 12 месяцев.
а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными Федеральными законами.
Цель настоящего закона – защита прав граждан на страховую пенсию, которая назначается на основании обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой или/и другой общественно-полезной деятельности граждан.
Данный Федеральный закон регламентирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» разработан в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.
При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
Кому могут досрочно назначить пенсию в 2021 году
-
В 2020 г. (второе полугодие) смогут выйти на пенсию мужчины и женщины, которые:
- родились в первом полугодии 1959 и 1964 года соответственно;
- имеют как минимум 10 лет стажа и 16,2 накопленных баллов.
-
В 2020 г. (первое полугодие) возможность оформить выплаты будет у мужчин и женщин:
- родившихся во второй половине 1959 и 1964 г. соответственно;
- проработавших официально как минимум 11 лет и имеющих 18,6 ИПК.
- и т.д. по годам.
- в 2020 году его значение увеличено на 6 месяцев — т.е. 60,5 у мужчин и 55,5 у женщин;
- далее в течение нескольких лет норматив будет ежегодно повышаться, пока к 2023 году он не будет доведен до окончательных значений — 65 и 60 лет (см. таблицу пенсионного возраста по годам).
Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Изменения не затронули трудовой стаж преподавателей и медработников. В зависимости от сферы деятельности гражданам этих профессий необходимо отработать, как и прежде, от 25 до 30 лет. Однако возраст выхода на пенсию будет увеличен на 5 лет. Установление нового возрастного ценза пройдет так же с применением переходного периода.
- россияне уже вышедшие на пенсию;
- работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями, если работодатель исправно отчислял взносы в казну (шахтеры, сотрудники горячих цехов);
- занятые в горных работах, на рудниках;
- спасатели-профессионалы;
- женщины, трудящиеся на тяжелых работах (текстильная промышленность, лесозаготовки);
- пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
- летчики-испытатели.
Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил «Правмиру» профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.
Выход на пенсию старше 55 и 60 лет – прямое нарушение Конституции, что делать?
Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
– Если повышение пенсионного возраста – мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, – то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
– почему бюджет страны профицитный?
– что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же – не более 30-35%?
– кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания;
– кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
– лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
1. В статье 7 Конституции РФ предпринята попытка дать определение социального государства через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).
Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основными формами социальной защиты являются:
законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
регулирование доходов и расходов населения;
целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;
2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.
Как снизят пенсию россиянам в 2021 году
1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
7) — 12) утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 319-ФЗ;
13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста – 18 июня – по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»). Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».
Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.
– Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать, – пояснил эксперт.
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
– Если повышение пенсионного возраста – мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, – то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
Если повышение пенсионного возраста необходимо, то:
– почему бюджет страны профицитный?
– что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же – не более 30-35%?
– кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания;
– кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
– лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Такой вид обеспечения предоставляется, как правило, сотрудникам силовых ведомств. Назначается военная пенсия по выслуге лет:
- Если гражданин прослужил не менее 20 лет в пограничных войсках, Вооруженных силах Российской Федерации по контракту, в качестве сотрудника ФСБ, военной прокуратуры, в Национальной гвардии и других аналогичных структурах.
- Если гражданин достиг возраста 45 лет и прослужил (работал) в указанных ведомствах не менее 12,5 лет. При этом суммарный стаж должен быть не менее 25 лет.