Социальная Защита Граждан Пострадавших От Катастроф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная Защита Граждан Пострадавших От Катастроф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1017,93 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 678,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 135,73 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 67,88 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 678,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 169,64 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 67,88 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 271,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 203,60 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 135,73 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1357,26 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 678,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 21283,87 руб.
    • инвалидам II группы — 10641,94 руб.
    • инвалидам III группы — 4256,75 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1064,22 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 250,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 639,15 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 555,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 500,24 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 194,52 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 639,15 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 555,78 руб.

      • Ежемесячные денежные выплаты
      • Материнский семейный капитал
      • Государственные социальные пособия
      • Ежемесячные выплаты на детей
      • Государственные стипендии
      • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
      • Социальные пенсии
      • Ежемесячные доплаты к пенсии
      • Ежегодные денежные выплаты
      • Единовременные денежные выплаты
      • Социальные субсидии
      • Компенсационные выплаты
      • Государственная социальная помощь
      • Региональный материнский капитал
      • Организация отдыха и оздоровления детей
      • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
      • Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств
      • Набор социальных услуг
      • Предоставление земельного участка гражданам
      • Налоговые льготы родителям на детей
      • Социальные льготы ветеранам
      • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
      • Социальные льготы инвалидам
      • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
      • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
      • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
      • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
      • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
      • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
      • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)

      Социальная защита граждан пострадавших от катастроф 2021

      • 06.02.2021 г. Названы 6 льгот, которые может получить каждый пенсионер

        Не все пенсионеры знают о своих правах и о льготах, которыми можно воспользоваться.

      • 06.02.2021 г. Названа категория россиян, которая получит право на повышенную пенсию

        Минтруд разработал проект постановления «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Изменения касаются адвокатов, получающих военную пенсию.

      • 06.02.2021 г. В НАО детям-инвалидам будут оплачивать учебу до получения диплома

        В Ненецком автономном округе детям-инвалидам будут оплачивать учебу до получения диплома. Прежде образование оплачивалось только до совершеннолетия.

      Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

      Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

      Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

      Гражданам, ставшим на учет в Центры социального страхования и социальной защиты городов и районов после принятия Закона Приднестровской Молдавской Республики от 11 января 2021 года № 8-З-IV «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и иных радиационных или техногенных катастроф» (САЗ 10-2) все компенсационные выплаты назначаются в соответствии с вышеназванным Законом.

      В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2021 г. по 29 мая 2021 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2021 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.

      Право и пенсия человека в погонах

      Организация и обеспечение государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

      Указанным выше нетрудоспособным членам семьи может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца (по нормам ст.10,17 Федерального Закона № 166-ФЗ) и страховая пенсия по старости, или страховая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

      Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

      • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
      • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
      • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.
      • дополнительные выплаты по уходу за ребенком;
      • обеспечение детей родителей-чернобыльце местами в детских садах без учета очередности;
      • обслуживание в медучреждениях, к которым были приписаны во время прохождения службы;
      • получение льготных оздоровительных путевок.

      Внимание: инвалидам из числа пострадавших от радиации назначается пенсионное обеспечение в рамках действующего законодательства.

      Преференции для граждан данной группы описаны в указанном законе, Трудовом кодексе, региональных нормативных актах. Удостоверение дает такие права:

      • • ст. 14 — возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в части доплаты до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу (до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности), предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска (п. 4, 5 ч. 1); в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка (п. 12 ч. 1); в части ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ч. 1); в части пособия на погребение (ч. 4);
      • • ст. 15 — возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в части ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п. 3 ч. 1); ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (п. 4 ч. 1);
      • • ст. 16 — возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отчуждения в части предоставления повышенной оплаты труда, сокращенного рабочего дня и дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 16);
      • • ст. 17 — возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения в части сохранения после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка (и. 3 ст. 17); предоставления единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества (п. 4 ст. 17); единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства (п. 5 ст. 17); компенсации стоимости проезда, расходов по перевозке имущества (п. 6 ст. 17);
      • • ст. 18 — возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение в части предоставления ежемесячной денежной компенсации (и. 1 ч. 1); ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в зоне с выплатой единовременной компенсации на оздоровление (п. 2 ч. 1); ежемесячной денежной компенсации работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью (п. 3 ч. 1); выплаты дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным (абз. 4 п. 4); выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения (п. 5 ч. 1); ежемесячной выплаты на ребенка (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет) (п. 7 ч. 1); ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до трех лет (п. 8 ч. 1); ежемесячной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях, а также в случае, если ребенок с трехлетнего возраста не посещает дошкольную образовательную организацию по медицинским показаниям (п. 9
      • 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
      • 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
        • ? граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
        • ? военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
        • ? граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
        • ? граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

        В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

        Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

        Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

        • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
        • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
        • социальная или страховая пенсия.

        Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

        Категории Сумма, рублей
        — инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
        — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
        — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
        — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
        — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
        — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
        2 590,24
        — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
        — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
        — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
        — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
        — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
        — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
        — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
        — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
        — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
        2 073,51
        — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
        — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
        1 295,13
        — дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
        — получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
        — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
        649,23
        — проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
        — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
        518,37

        Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

        • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
        • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
        • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

        НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

        Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

        Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

        Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

        Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

        • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
        • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
        • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
        • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
        • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
        • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
        • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
        • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
        • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
        • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

        Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

        Субсидирование кредитов для пострадавших отраслей заложили в бюджете 2021 года

        В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

        В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

        Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

        Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

        При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

        Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.


        Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей

        Граждане; пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, и члены их семей — это не только те, кто пострадал в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но и граждане, которые пострадали в результате других радиационных или техногенных катастроф.

        Статус граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, определен Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»:, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

        Для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, законодательство предусматривает установление трех видов государственных пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

        Пенсия по старости назначается всем категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при пониженном пенсионном возрасте. Количество лет, на которое понижается пенсионный возраст, зависит от целого ряда жизненных обстоятельств, с которыми законодательство связывает право граждан на получение пенсии по старости.

        В зависимости оттого, насколько уменьшается пенсионный возраст, получателей пенсии по старости можно классифицировать на следующие группы:

        • 1. возраст уменьшается на 10 лет — 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин — гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, а также участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986— 1987 гг., инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
        • 2. уменьшается на пять лет — участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1988-1990 гг.; гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
        • 3. уменьшается на пять лет и, кроме того, дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более семи лет в общей сложности — гражданам, переселенным из зоны отселения;
        • 4. уменьшается на три года и, кроме того, дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более семи лет в общей сложности — гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;
        • 5. уменьшается на два года и, кроме того, дополнительно на один год за каждые три года проживания или работы в зоне проживания с правом на отселение, но не более пяти лет в общей сложности — гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
        • 6. уменьшается на один год и, кроме того, дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более трех лет в общей сложности — гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
        • 7. уменьшается на полгода за каждый полный год работы в зоне отселения, но не более семи лет в общей сложности — гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне).
        • Второе условие, необходимое для назначения пенсии по старости, — не менее пяти лет трудового стажа.

        Снижение пенсионного возраста предусмотрено и для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

        Размер пенсии по старости зависит от статуса пенсионера. В размере 250% базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия устанавливается гражданам:

        1. получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы,
        2. ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
        3. принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения,
        4. ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

        В размере 200% базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия назначается гражданам:

        1. занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
        2. эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения;
        3. постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение;
        4. постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
        5. постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;
        6. занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);
        7. добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

        Статус граждан, пострадавших от катастрофы на ПО «Маяк», определен в законе № 175-ФЗ от 26.11.1998. В нормативном акте перечислены категории людей и полагающиеся им преференции. Последние заключаются в оказании помощи лицам, заболевшим вследствие радиоактивного поражения, или близким умерших. Скачать для просмотра и печати:
        Федеральный закон от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 года

        Привилегии различного характера полагаются следующим группам:

        • военным, служившим на зараженной территории, в том числе откомандированным на объекты временно;
        • лицам, принимавшим участие в тушении пожара на предприятии и ликвидационных мероприятиях;
        • эвакуированным гражданским, а также выехавшим добровольно из пораженных районов, в том числе не рожденным еще отпрыскам;
        • проживающим ныне людям в населенных пунктах, где излучение достигает 1 мЗв (перечень городов и поселков определяет Правительство РФ);
        • людям, попавшим в зараженную зону в 1949-1956 годах в акватории реки Теча;
        • испытателям оборудования, получившим инвалидность вследствие облучения;
        • летному составу и пассажирам лайнеров, осуществлявших полеты в пораженную зону;
        • отпрыскам пострадавших в первом и втором поколении;
        • близким умерших жертв катастрофы, в том числе вдовам, детям, родителям.

        Кроме того, льготы детям, пострадавшим от аварии «Маяк», предусмотрены для нескольких поколений. В число получателей преференций включают:

        • малышей, находившихся во время катастрофы в утробе;
        • детей, пострадавших вместе со взрослыми;
        • второе поколение — внуков участников событий.

        Подсказка: меры соцподдержки пострадавшим на территории заражения заложены в региональные законодательные акты. Внимание: госструктуры регулярно проводят обследование территорий, попавших в зону поражения. Результаты замеров радиации влияют на назначение льгот в тех или иных населенных пунктах. Перечень районов постоянно меняется.

        Вследствие произошедшей аварии в Чернобыле в 1986 году, люди до сих пор получают определенные выплаты – компенсацию за проживание в зоне повышенной радиоактивности. Это касается и пенсий чернобыльцам, которые претерпевают постоянные изменения – производится характерные ежегодные повышения размеров. Далее подробно будут рассмотрены законодательные акты, а также размеры подобных выплат. Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

        В законе № 175-ФЗ перечислены привилегии и меры соцподдержки для пострадавших лиц, относящихся к разным группам. Каждое описание в статьях нормативного акта заканчивается отсылкой к закону о льготах чернобыльцам. Таким способом на правовом уровне льготников уравняли, что естественно. Граждане подверглись одинаковой опасности из-за разных катастроф.
        На федеральном уровне жертвам гарантируется:

        • компенсирование потери заработка по больничному листу на уровне 100% без учета стажа;
        • обеспечение инвалидов пенсией;
        • доплата до показателя среднего заработка в случае перевода на нижеоплачиваемую должность;
        • обеспечение жильем нуждающихся (определяется в рамках Жилищного кодекса),

        Кроме того, федеральный закон передал региональным властям полномочия по предоставлению пострадавшим иных привилегий. К таковым относятся:

        • снижение вполовину сумм в счетах за использование жилого помещения (квартплату);
        • 50% скидку на оплату: коммунальных услуг;
        • электроснабжения;
        • взноса на капитальный ремонт;
      • предоставление налоговых послаблений;
      • бесплатное обеспечение ежегодными оздоровительными путевками;
      • выделение транспортного средства;
      • устройство детей из семей льготников в дошкольные образовательные учреждения без соблюдения очередности;
      • участие в кооперативах вне очереди:
          земельных;
      • садоводческих;
      • строительных;
      • выплата ежемесячных пособий.
      • Внимание: для получения преференций за счет бюджета необходимо иметь льготное удостоверение.

        Документ, подтверждающий право на льготы, выдается органами соцзащиты. Заявить о желании оформить таковой претендент должен инициативно. Для этого собираются такие документы:

        • заявление по установленной форме;
        • паспорт РФ;
        • СНИЛС;
        • справки: о проживании на зараженной территории;
        • об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы;
        • о показателе накопленной организмом радиации (из медучреждения);
      • фото 3×4;
      • заключение межведомственной экспертизы о причине поражения организма;
      • справку медико-социальной экспертизы о назначении инвалидности (при наличии).
      • На основании предоставленных копий и справок госорган выписывает удостоверение льготника. Выдается документ на руки заявителю под подпись.

        Подсказка! Члены семей умершей жертвы катастрофы должны дополнительно предоставить такие документы:

        • свидетельства:
        • о смерти кормильца;
        • о заключении брака;
        • удостоверение умершего.

        Для получения субсидийных и прочих привилегий потомки участников устранения последствий катастрофы должны официально подтвердить родство с чернобыльцем. Подать заявку на назначение помощи можно в любое удобное время, поскольку срок давности в этом случае не установлен.

        • общегосударственный паспорт;
        • бумаги, свидетельствующие о признании отца (деда) участником ликвидации последствий аварии на атомной электростанции в Чернобыле;
        • доказательства родства с льготником-чернобыльцем.

        Рекомендуем прочесть: Сколько Процентов Получат Пенсионеры В Январе 2020 Года

        Лица, получившие инвалидность из-за заражения радиацией, обеспечиваются пенсией по федеральным законам. Величина пособия зависит от группы.
        Кроме того, инвалиды-чернобыльцы в рамках законодательства города Севастополя получают право на такие привилегии:

        • обеспечение жилым помещением за счет местного бюджета при условии нуждаемости;
        • снижение счетов на 50% за: жилье;
        • коммунальные услуги;
        • твердое топливо (если нет центрального обогрева);
      • ежемесячное пособие на льготника и каждого ребенка, не достигшего 14 лет, в размере 836,1 р.;
      • устройство в детские сады без очереди, доплата на питание в учреждении в размере 205,44 р.;
      • ежемесячная компенсация вреда, причиненного здоровью инвалида (размер зависит от группы);
      • ежегодное пособие на лечение;
      • использование услуг транспортных компаний города без взимания платы;
      • ежемесячная денежная выплата (оформляется в отделении ПФР).
      • Внимание: лица, оформившие инвалидность впервые, могут претендовать на единовременное пособие из бюджета.

        Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.

        Люди, которые предотвратили губительное воздействие радиационных отходов на окружающую среду и распространение опасных веществ на большие территории, заслужили определенные льготы. В перечень привилегий участникам ликвидации аварий входят следующие выплаты и льготы:

        Система социальной защиты пострадавших граждан

        Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

        Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

        Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

        Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

        Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

        1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

        3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

        Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

        4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

        5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

        Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

        из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

        на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

        на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

        Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

        зона отчуждения;

        зона отселения;

        зона проживания с правом на отселение;

        зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

        Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

        Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

        Какие льготы положены чернобыльцам

        Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

        На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

        С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

        В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

        Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

        С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

        Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

        Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        В социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, делят на 4 категории:

      1. Первая категория – лица, подвергшиеся максимальному облучению. Это привело к тому, что у пострадавшего диагностирована лучевая болезнь или инвалидность.
      2. Вторая категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий в зоне отчуждения. Период участия в ликвидации последствий – до 1 июля (вне зависимости от срока), с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и более), в 1987 году (2 недель и более).
      3. Третья категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий, находившиеся в области отчуждения с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и меньше), в 1987 году (2 недели и меньше), с 1988 до 1990 года (1 месяц и больше).
      4. Четвертая категория – люди, которые до 1993 года находились на участке постоянного радиологического контроля.

      Также ко второй категории причисляются лица, которые были вывезены и выселены из этой зоны. Ко второй категории причисляются и дети, которые на тот момент еще не родились, а после достижения 18 лет получили официальный статус чернобыльцев.

      Федеральный закон устанавливает чернобыльские выплаты:

      • финансовая компенсация ущерба, который был нанесен здоровью пострадавшего, его имуществу;
      • соцподдержка;
      • финансовая компенсация риска вследствие нахождения на территории, которая охвачена радиацией;
      • компенсация риска, который возник из-за ликвидации последствий аварии, выполнения иных задач.

      Есть и другие выплаты:

      1. если здоровье чернобыльца настолько ухудшилось, что человек вынужден перевестись на менее оплачиваемую работу, он вправе претендовать на пособие до восстановления здоровья и прежней зарплаты или до установления инвалидности;
      2. оплата листа нетрудоспособности – из 100% усредненного заработка (стаж работы не имеет значения);
      3. если с чернобыльцем живет ребенок, которому еще не исполнилось 14 лет, взрослый получает отдельное финансовое пособие, направленное на приобретение продуктов питания.

      Если человек был эвакуирован из территории отселения, он получает такие средства:

      • 260 рублей – на оздоровление организма (перечисляется каждый месяц);
      • компенсация проезда на общественном транспорте;
      • по 1120 рублей на каждого члена семьи, если она переезжает на иное место;
      • компенсации утраты урожая, жилья, имущества, сельскохозяйственных животных из-за воздействия радиации.

      Также по чернобыльским льготам установлены такие привилегии:

      Пострадавшие от чернобыльской аварии должны подготовить такой пакет документов:

      • удостоверяющий личность документ (паспорт, свидетельство о рождении);
      • удостоверение ликвидатора последствий, чернобыльца;
      • документы, устанавливающие наличие родственных связей (для членов семьи);
      • свидетельство о смерти (для тех, кто овдовел);
      • трудовая книжка;
      • справка об установлении инвалидности;
      • правоустанавливающая документация на автомобиль, квартиру, земельный надел (если заявитель планирует воспользоваться налоговыми скидками).

      Это не исчерпывающий перечень документов – в зависимости от сложившейся ситуации могут потребоваться другие справки и бумаги. Конкретный список следует уточнить у территориального отделения органов соцзащиты населения.

      Для того чтобы получить удостоверение чернобыльца, необходимо составить заявление, отразив в нем следующие сведения:

      1. информация об адресате: должность уполномоченного лица, название учреждения соцзащиты населения, адрес его нахождения;
      2. информация о заявителе: ФИО, адрес проживания, паспортные данные;
      3. просьба выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
      4. перечень прикладываемых документов, которые выступают основанием для оформления удостоверения;
      5. дата составления заявления, подпись обратившегося лица;
      6. дача согласия на обработку персональных данных (с указанием даты и подписи заявителя).

      Социальная защита граждан пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций

      Предоставляются на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»

      3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

      К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;

      Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

      Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж которых составляет менее 15 календарных лет. Закон предусматривает очередность предоставления жилищных условий, установив пять очередей.

      Важное место в системе социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации, занимает медицинское обслуживание. Им гарантируется бесплатное медицинское обслуживание, оздоровление детей и подростков (включая бесплатное оказание медицинской помощи в стационаре и амбулаторно), а также бесплатное санаторно-курортное лечение.

      В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

      2) гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, а именно занятым на эксплуатации чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы; занятым на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, — 200% размера социальной пенсии.

      Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Помимо этого, данным гражданам может назначаться и страховая пенсий, если имеется на нее право. Она может устанавливаться при достижении общеустановленного пенсионного возраста и наличия необходимого количества пенсионных баллов или в связи с утратой дееспособности (наступления инвалидности), если до этого момента гражданин работал официально (стаж не имеет значения).

      Преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

    • Ежегодная компенсация за вред здоровью;
    • Гражданам, впервые получившим удостоверение «Ветерана подразделения особого риска», выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью;
    • Ежемесячная денежная выплата, назначаемая Пенсионным Фондом РФ.
    • Пример 2. Гр-ка А., 05.01.1960 года потерявшая, рождения в 2021 г. мужа, являвшегося участником последствий ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., 20.02.обратилась 2021 с заявлением о назначении государственной пенсии по потери случаю кормильца. Государственная пенсия А. будет 2021 с 01.02.назначена в размере 3202,50 руб. (1281,00 (базовый фиксированный размер пенсии по случаю потери 2562 (кормильца,00 : 2)) x 250%).

      Итак, как мы видим, с 1 января 2021 г. размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, определяются в зависимости от размера социальной пенсии по старости. Пенсии по старости устанавливаются в процентном отношении от базовой части соответствующего вида трудовой пенсии. Пенсия по старости составляет 250 или 200% соответствующей базовой части трудовой пенсии по старости. С 1 декабря 2021 г. базовый размер трудовой пенсии установлен в размере 2460 руб. в месяц.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *