Программа импортозамещения в России до 2021 года, постановление правительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа импортозамещения в России до 2021 года, постановление правительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Правительство запускает «Импортозамещение 2.0»

  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Уходящий год стал важным в развитии политики импортозамещения: власти приняли ряд крайне важных нормативных актов и внесли соответствующие изменения в федеральные законы.

Например, весной был установлен запрет на допуск ряда промышленных товаров, происходящих из иностранных государств к закупкам для государственных и муниципальных нужд, а также нужд обороны и безопасности государства.

Как успеть за импортозамещением

Написать комментарий

      Владельцы критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны будут перейти на преимущественное использование российского софта не с 2021 г., как было установлено ранее указом Президента Владимира Путина, а с 2024 г. Дата обязательного перехода на российское оборудование также сдвигается с 2022 г. на 2025 г. Это следует из доработанного Минцифры проекта указа Президента, опубликованного на портале нормативно-правовых актов.

      Субъекты КИИ, к которым относятся госорганы, ТЭК, транспортные, телекоммуникационные, финансовые компании, предприятия здравоохранения, оборонной промышленности и другие компании, повреждение сетей связи которых может иметь серьезные последствия, обязаны провести аудит иностранного ПО и до 1 июля 2021 г. утвердить план перехода на отечественный софт.

      Напомним, что в мае 2020 г. Минцифры опубликовало проекты указа Президента и постановления Правительства России о переходе владельцев КИИ на преимущественное использование отечественного ПО с 2021 г., а российского оборудования — с 2022 г. В случае если будет утверждена текущая доработанная версия проекта указа, это даст временную передышку участникам рынка, которые выражали сильную озабоченность быстрым принудительным переходом на отечественный софт и оборудование.

      Закон о безопасности КИИ вступил в силу 1 января 2018 г. Он предусматривает подключение объектов КИИ к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Также в законе оговаривается категорирование объектов КИИ и предъявление к ним, в зависимости от категории, соответствующих требований по обеспечению информационной безопасности.

      1. Пункты 2 — 4 изложить в следующей редакции:

      «2. Субсидия предоставляется в целях осуществления организацией методологического сопровождения разработки стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием и мониторинг их реализации, а также оценки мер по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

      Переход на отечественное ПО для критически важных IT-систем отсрочен


      Правительство РФ расширило полномочия Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. К ним в т. ч. относятся:

      — анализ программ импортозамещения в указанной сфере;

      — выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению;

      — анализ закупок информационно-коммуникационных технологий;

      — организация возможности тестирования отечественного ПО для проверки его функциональных возможностей, совместимости между собой и с различными программно-аппаратными комплексами;

      — независимая оценка и согласование планов мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО.

      Скорректирован порядок субсидирования Центра.

      • «Авира» получила два знака национальной премии качества
      • ТОР «Южная Якутия» — одна из самых эффективных в России
      • Правила использования материалов
      • Konica Minolta представила Workplace Hub на Discover 2017
      • Туризм — драйвер экономики
      • Как выбрать из чего построить загородный дом
      • Сейчас
      • Вчера
      • Неделя
      • Сутки
      • Неделя
      • Месяц

      При импортозамещении государство или вытесняет, или замещает зарубежные товары на российском рынке. Такую политику ведут, чтобы повысить национальную и экономическую безопасность государства. Здесь можно сказать о двух направлениях. Это:

      • Ситуации, когда в отношении отечественных экономических отраслей вводятся импортные протекционистские барьеры для снижения конкуренции с иностранными поставщиками и создания благоприятной среды для развития импортозамещения в России;

      • Ситуации, когда к отраслям отечественного производства, которые выпускают товары импортозамещения в России и конкурируют с западными аналогами, применяют косвенные и прямые субсидии, чтобы увеличить уровень конкурентоспособности национальной продукции и добиться сокращения импорта.

      Нередко эти направления используют вместе. Например, чтобы развить машиностроительную отрасль, страна на 20 % повышает сумму таможенных пошлин на ввоз в Россию авто зарубежного производства, а также оборудования, чтобы снизить объем иностранных товаров в машиностроительной отрасли.

      Вместе с тем часто используют льготное налогообложение на определенный промежуток времени для машиностроительной отрасли, а также различные льготы для компаний, занимающихся выпуском соответствующей продукции. Такие меры приводят к снижению издержек в отечественном производстве, дают возможность вступать в борьбу с зарубежными конкурентами и достигать в ней успеха. Как правило, когда внутреннее производство растет и укрепляется, политику импортозамещения постепенно перестают вести.

      Перечень импортозамещающих товаров в сельскохозяйственной отрасли возник одним из первых в числе других сфер. Чтобы законодатель ввел ответные санкции, потребовалась пара недель. Также был опубликован достаточно большой список готовых товаров и сырья, которые мы прекратили приобретать у тех, с кем ранее сотрудничали. В страну по инициативе государства перестали завозить мясо, рыбу, молоко, фрукты и овощи из таких стран, как Австралия, Норвегия, США и Австралия. Все это открыло большие возможности для наполнения ниши данного сегмента производителей в России.

      Этот список утвердило Правительство в своем Постановлении от 19.12.2014 № 1421 об изменениях в Госпрограмму развития сельскохозяйственной отрасли импортозамещения в России и регулирования рынков сельхозпродукции, продовольствия и сырья в 2013–2020 годах.

      Россия зависит от иностранных технологий, цены на которые очень и очень высоки. Это основная проблема, из-за которой достаточно сложно повысить качество и увеличить объемы выпуска продукции. Также невозможно осуществление программы, разработанной Правительством РФ. Приведем примеры наиболее проблемных вопросов.

      Минпромторг России, оценив продукцию для импорта, пришел к выводу, что вычислительная техника и оборудование телекоммуникаций имеют высокий спрос, благодаря чему произошел стремительный рост их цен. Это говорит о положительном эффекте в деле выпуска товаров импортозамещения в России. В настоящий момент отечественные компании готовятся к разработке аналогов в сфере радиоэлектроники. Но высокая стоимость запчастей, приобретаемых в других странах, предполагает возможный низкий спрос. В этом остается надеяться только на государственный сектор.

      Нефтегазовая отрасль показывает, насколько зависима наша страна от иностранных технологий. Так как отрасль нефти и газа развивается очень медленно, из длительного создания программы реализации становится понятно, почему компании пренебрегают отечественными разработками. Поэтому мы делаем вывод, что быстрого изменения этих процессов не произойдет.

      Одной из главных проблем является также вложение средств и сил в не вполне современные технологии. Из-за этого российская экономика развивается медленнее. Использование зарубежных технологий и производств предполагает уже завершенный цикл продукта на мировом рынке. Для западных компаний лучшим способом развития своего бизнеса является приобретение производства, отвечающего всем мировым тенденциям, а не попытка инвестирования в усовершенствование предприятия. Надежность в этом отношении можно отнести к совместным предприятиям, позволяющим встраивание в мировые производственно-технологические цепочки, для которых модернизированные производства и продвижение на мировом рынке, выпуск конкурентоспособной продукции являются главными задачами.

      По мнению экспертов, основными препятствиями для экспорта, решения проблем с импортозамещением в России и для роста конкурентоспособности предприятия являются:

      • Отсутствие поддержки государства в создании проекта для экспорта за рубеж, благодаря чему стимуляция производства товаров для экспорта и импорта не производится в нужной мере, приводя к малоэффективности;

      • Трудный доступ к существующим мерам государственной поддержки и недостаточная подготовленность предприятия;

      • Неспособность продвигать продукцию для экспорта в России (сырье, материалы комплектующие, запасные части систем и т. д.);

      • Трудности кредитования в производстве и экспорте, противоречия в характере государственной политики о кредитовании реальных секторов в экономики России;

      • Отсутствие достаточного опыта для успешности в сфере внешних экономических деятельностей у большей части предприятий в отрасли машиностроения на фоне чрезмерных формальностей, разрешительных и таможенных процедур, неспособности получать информацию (о рыночных конъюнктурах, о возможных сотрудниках, об ограничении импортозамещения в России и т. д.);

      • Слабость в стимулировании предприятий, работающих в научных и инновационных сферах, неполное осознание того, как важны патент, обеспечение защиты авторских прав при экспорте продукции;

      • Пассивность в работе над увеличением числа присутствующей отечественной продукции на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки;

      • Нехватка профессионально обученных сотрудников в различных сферах, подготовка которых требует от 8 до 11 лет (с учетом получения высшего специального образования и практики в высокотехнологичных научно-производственных учреждениях).

      Государство способствует обеспечению благоприятных условий, благодаря которым отечественные производители могут реализовать себя в импортозамещении в России. Важность конкурентоспособности не уменьшается. Наоборот, предприятия обязаны обратить внимание на качество выпускаемой продукции, сообщив тем самым, что вхождение продукции на рынок должно обеспечивать не только государство, но и само предприятие.

      Читайте статью: Экспорт из России в Европу: от выбора страны до оформления поставки

      После принятия государством политики импортозамещения в России условия, которые временно создаются, должны предполагать обязательные работы по модернизации и апгрейду предприятия. Также проводятся мероприятия по увеличению качества выпускаемой продукции. Результат представленной политики должен способствовать последующему увеличению конкурентоспособности, безопасности доступности на российском экономическом рынке.

      Импортозамещение в России подразумевает положительный эффект, действие которого должно ощущаться производителем, государством и потребителем.

      Грамотность в разработке и реализации политики импортозамещения в России должна привести к следующим результатам:

      • Повышение конкурентоспособности среди предприятий одной страны;

      • Стимулирование притока вложений из других стран;

      • Создание новых рабочих мест (также и высокотехнологичных);

      • Увеличение доходов и благосостояния населения;

      • Стимулирование экономического роста;

      • Решение проблем, связанных с импортом товаров и продуктов;

      • Обеспечение экономической и продовольственной безопасности государства.

      Знания о самом проекте и о возможностях и средствах на этот проект помогут вам его успешно реализовать.

      Правительство планирует не только увеличить площадь для проведения мероприятия в текущем году до 26 тыс. м2, но и продемонстрировать потенциал по производству отечественных конкурентоспособных услуг и товаров с претензией выхода на мировой рынок. Суть программы – развитие отечественного производства, создание благоприятных условий для его развития и увеличение их доли присутствия на внутренних рынках.

      Специализированная программа создана в рамках расширения перспектив для местного производителя. Государственной помощи по строительству бизнес проектов и внедрение их на внутренний и мировой рынок. Реализация программы разработана на период с 2014 до 2020 года.

      В прошлом 2015 году провели первую презентацию. В выставке принимали участие представители из различных регионов, в т.ч. из Санкт Петербурга, Челябинской и Тюменской области, Алтайского края и пр. Планируется проведение региональных презентаций.

      Казалось бы, IT-рынок совершенно не привязан к какой-либо территории: программные решения, разработанные где-нибудь в Калифорнии, легко можно запустить в самых отдалённых регионах России. Так зачем стимулировать госкомпании – гигантские организации с колоссальной инфраструктурой – отказываться от уже давно внедрённых продуктов и переходить на отечественный софт?

      Основных причин 3:

      1. Безопасность. Если софт разработан в другой стране – компанией, которая подчиняется правительству своего государства – всегда есть шанс, что все проходящие через программу данные попадут к третьим лицам. Для госкомпаний это неприемлемо;
      2. Санкции. Сейчас Россия находится под серьёзным политическим давлением. Частью борьбы на международной арене вполне может стать блокировка программных решений, на которые завязаны ключевые процессы наших госкорпораций, и этот риск нужно снять;
      3. Поддержка отечественных разработчиков. На текущий момент большинство производителей российского ПО не пытаются конкурировать с западными компаниями (есть и исключения, Kickidler – одно из них, но в целом ситуация обстоит именно так). Причина этого заключается в том, что рынок уже сформировался и «подвинуть» закрепившихся на нём флагманов практически невозможно. Переход госкомпаний на отечественные продукты открывает новые возможности для развития программных продуктов, сделанных в РФ, укрепляет экономику и создаёт фундамент для создания цифрового будущего.

      Этого краткого списка оказалось вполне достаточно для запуска масштабных преобразований.

      • Инструкция по установке
      • Руководство пользователя
      • Системные требования
      • FAQ

      Как отметил в своем выступлении Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, импортная техника по-прежнему доминирует на наших рынках, доля российских производителей составляет около 10%. Даже на рынке госзаказа, регулируемом государством, объем которого составил, по данным Минпромторга, в 2019 году 900 млрд рублей, доля российских производителей составляет максимум 20%. Точную цифру получить невозможно, так как пока не создан механизм детального учета модулей и блоков, входящих в готовое оборудование, с точки зрения их происхождения – российского или зарубежного.

      Дело осложняется тем, что создавать готовую гражданскую продукцию только на отечественных решениях вряд ли будет возможно в обозримом будущем. По некоторым видам микросхем, в частности, памяти, продукцию выпускает всего несколько компаний в мире, и глобальное разделение труда в этой части – норма. Привычка использовать в своей работе доступную на рынке зарубежную ЭКБ привела к тому, что даже крупнейшие поставщики отечественной продукции, например, «Ростех» разрабатывают свои готовые решения, за редким исключением, на иностранной компонентной базе.

      Примерно так же обстоит дело с разработками «Росатома» для атомной промышленности, отмечает Василий Шпак и подчеркивает:

      28 сентября — буквально накануне открытия конференции – произошло два важных для отрасли события. Во-первых, на заседании президиума Госсовета под руководством президента РФ был сформирован список из пяти высокоприоритетных национальных проектов, среди которых цифровая трансформация экономики страны.

      Основной нормативный документ, вокруг которого строится регуляторная активность Минпромторга, — реестр российской радиоэлектронной продукции. Для оборудования из реестра действуют преференции «Третий лишний» в рамках 44-ФЗ, преференции о скидках по цене на 30% — для конкурсов по 223-ФЗ. Параллельно будем предъявлять расширенные требования к позициям из реестра, с точки зрения локализации ее элементов, отметил Василий Шпак.

      27 июля — в последний день весенней сессии Госдумы – были приняты сразу во втором и третьем чтениях поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ, предусматривающие введение механизма квотирования закупок. Работа над цифрами квот идет по каждой группе продукции, а конкретные параметры планируется сформировать до конца года. Как пояснил Василий Шпак, речь не идет о том, чтобы максимально увеличить квоту отечественной продукции: «Анализируем ситуацию, в первую очередь, с точки зрения того, чтобы наша промышленность могла эту квоту выполнить».

      До 1 ноября 2020 года ожидается постановление Правительства РФ о запрете закупки импортного оборудования при наличии отечественного аналога в российском реестре. Предполагается, что этим постановлением будет усилен фильтр, препятствующий попаданию в реестр зарубежной продукции под российским брендом, — на такие факты продолжают жаловаться участники рынка.

      Импортозамещение в России. Январь 2021 года

      Матрицу сквозных проектов составляют, с одной стороны, приоритетные технологические переделы: от оборудования для производства электроники до производства конечного оборудования и услуг, и, с другой стороны – приоритетные сквозные проекты: вычислительная техника, цифровая энергетика, цифровая маркировка и т.д.

      Поскольку по многим базовым технологиям электроники мы еще имеем значительное отставание, необходимо двигаться параллельно по разным уровням матрицы, уверены в Минпромторге, в связи с чем выбран фокус на комплексные (офсетные) проекты. Такой подход, считает Олег Бочаров, поможет быстро и эффективно выходить на создание готовых решений с максимальным участием отечественных поставщиков на разных уровнях локализации и обеспечивать при этом унификацию, совместимость и прочие особенности, необходимые для быстрого запуска финальной продукции в серийное производство. Для формирования таких сообществ участников разработки предлагается использовать механизм консорциумов.

      Речь идет о пересмотре действующей системы импортозамещения. В частности, в кабмине предлагают упростить существующие процедуры и унифицировать порядок подтверждения страны происхождения продукции.

      Инициативу поддерживает ФАС, указывая на то, что запрет на участие иностранцев нужно сохранить только в сферах обороны и безопасности. Также предлагается пересмотреть правило, согласно которому иностранный участник не допускается, если уже есть на рынке два конкурирующих товара от разных компаний из РФ.

      Как заявил Царьграду президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин, позиция Козака говорит о том, что существующая программа импортозамещения, спланированная кабмином, завершилась полным провалом. Дело в том, что значительное количество важных товаров в России банально не производится. Поэтому полностью обойтись без участия иностранных компаний в госзаказах невозможно.

      Так как существует прямой запрет, организаторам конкурсов приходиться изворачиваться, что создает различные проблемы коррупционного характера. Учитывая это, эксперт предлагает присмотреться повнимательнее к ответственным за программу импортозамещения чиновникам и уволить их.

      Хазина также беспокоит, что в дальнейшем из сферы госзаказов при помощи взяток иностранцы начнут выдавливать и компетентных российских производителей, которые рискуют остаться без рынка. Дело в том, что отечественные предприятия находятся под контролем со стороны государства, чего нельзя сказать о зарубежных.

      «Реальность следующая: программа импортозамещения провалена, правительство готово это как бы, ну, не признать, разумеется, признавать оно это не собирается. Но оно собирается для компенсации своего провала допустить иностранцев. В результате чего пострадают российские производители», — резюмировал эксперт.

      Программа импортозамещения в России до 2020 года

      Государственная программа включает в себя несколько этапов, среди которых есть свои плюсы и минусы. Реализация лекарственных средств российского изготовления началась уже в начале текущего года. Локализация центра импорта происходит также в самом центре столицы. Конечно, если брать в учет регионы, то там ситуация крайне тяжела. Импорт носит деструктивный характер. Самым важным решением в реализации данной проблемы, было поддержка различных предприятий, а именно внедрение особых мер, которые смогли сопутствовать поднятию российского изготовления продукции. На сегодняшний день государство активно пользуется данной программой и выводит основные подпункты, которые необходимы в первую очередь. Товары и примеры иностранных услуг давно не пользуются спросом. Это и выведет рынок РФ на качественно другой уровень. По мнению некоторых специалистов, планомерное соблюдение этапов программы в дальнейшем сможет уменьшить потребление товаров из других стран, значительно снизив зависимость.

      В результате импорт замещения в России был выведен список продуктов, которые по словам экспертов вполне могут вытеснить импортное производство:

      • 1. Мясо – свинина и говядина. За исключением птицы, данный вид продуктов питания занимает второе место среди поставок. Заменив львиную долю потребляемого продукта на отечественный продукт, страна сможет поддерживать потребительский спрос, снизив затраты на импорт их других стран
      • 2. Различные виды масел. На сегодняшний момент размер поставок из-за границы составляет около 20 процентов. Это внушительная цифра, сократив которую можно значительно снизить затраты, решения и идеи.
      • 3. Сыр и молочная продукция. К 2020 году по специальной программе прогнозируется полный отказ от импортной продукции данного вида потребления.

      Условия замещения импорта затронули и сельское хозяйство. Таким образом, увеличены отечественные поставки зерновых культур, а также планируется выводить на импорт продукции данной отрасли в расширенном объеме. Это также позволит активно снизить затраты и повысить доход. Кроме этого нельзя не заметить повышение количества рабочих мест. В перспективе замещение продукцией отечественного производства на 80 процентов.

      Если затрагивать такую область как машиностроение, здесь не все так радужно. Развитие происходит значительно медленнее, но верными и грамотными путями. В начале необходимо закупить оборудование, которое позволит производить модели улучшенного качества и коррупции. По прогнозам правительства, данное улучшение ждут нас уже к концу текущего года. После этого можно будет говорить о крупномасштабном производстве.

      • новости города
        • Новости
        • Пресс-релизы
        • Фотоленты
        • Статьи
        • Интервью
        • Инфографика
        • Фотогалерея
        • Видеогалерея
        • Пресс-служба

      Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.

      Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры».

      Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.

      Задачами программы являются:

      • повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
      • внедрение новейших технологий в производство;
      • освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.

      Обратите внимание! В документе нет определенного механизма действий, лишь указаны общие цели, задачи, критерии достижения планируемых результатов, состав комиссии и т.д., необходимые для реализации процесса замещения продукции иностранного производства отечественными аналогами. Т.е. рассмотрена исключительно правовая сторона вопроса.

      Реализация вышеуказанных целей достигается, в т.ч. за счет инвестиций в рамках Программы от 11.10.2014 г. №1044.

      С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.

      Среди продуктов питания стоит отметить:

      • мясо;
      • рыбу и морепродукты;
      • молочную продукцию;
      • большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
      • фрукты и орехи;
      • колбасные изделия.

      В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:

      • цистерны;
      • генераторы переменного тока;
      • водные и газовые турбины;
      • силовые установки;
      • авиадвигатели;
      • самолеты;
      • ракеты-носители;
      • судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.

      С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.

      Денис Мантуров: новое импортозамещение включает материалы и комплектующие

      • Производство
      • Армия и Флот
      • Авиация
      • Судостроение и судоходство
      • Фотофакты
      • Транспорт и логистика
      • Новые и модернизированные предприятия агропрома
      • Экспорт
      • Новые заводы и цеха
      • Энергетика и ТЭК
      • все блоги

      С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

      Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

      После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

      Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

      Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

      После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали данные товары производить.

      Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.

      Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

      Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

      Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

      На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

      В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

      Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

      На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

      Так в 2018 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

      Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

      Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в России.

      В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

      Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

      Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

      Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

      По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

      Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

      Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

      В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

      Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

      Подводя итоги, представленной в данной статье информации, хочется вспомнить знаменитую русскую поговорку “нет худа без добра”. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация в нашей стране, казалось бы, должна была повлечь за собой неотвратимые губительные последствия для экономики. Что же мы видим на деле? Рост производства, внедрение новых технологий. Да, есть негативные последствия, но они существовали всегда.

      Как таковой до недавнего времени программы импортозамещения в России до 2020 года не существовало. Данная сфера была лишь частью “госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.” Введенные санкции заставили наше государство значительно шире увидеть всю суть проблемы. Вопрос импортозамещения 2019 года также остается одним из самых актуальных.

      1. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В 2020 ГОДУ
      2. НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ
      3. СТАТЬЯ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 05.04.2013 № 44-ФЗ
      4. КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ В ГОСЗАКУПКАХ
      5. ТЕКСТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
      6. ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
      7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОК
      8. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ 24-02-05/26879
      9. ПРИКАЗ МИНПРОМТОРГА 1776
      10. Как по-новому работать в условиях национального режима

      На одном из последних заседаний обсуждалась ситуация в легкой промышленности. Глава правительства Дмитрий Медведев рассказал, что в легкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. «Дорожная карта» отрасли выполнена почти наполовину. По словам Медведева, в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, одежды, обуви. В магазинах стали появляться образцы современной экипировки для спортсменов, произведенной в РФ.

      По итогам 2018 года, поставки текстильных изделий, обуви из РФ в страны СНГ выросли более чем на 10%. Экспорт в другие страны мира увеличился примерно на 5%. При этом, как отмечают специалисты, работы остается еще много, поскольку доля импортной одежды и обуви на рынке РФ составляет две трети.

      В машиностроении также фиксируются достижения. Например, за 2017 год почти на 20% увеличилось производство российских автомобилей, включая машины мировых брендов. Также на 21% выросло производство отечественной сельхозтехники, которая сегодня уже занимает больше половины рынка страны. Еще почти на 20% выросло производство пищевого оборудования, то есть машин для производства молока, переработки мяса. Около трети оборудования отправляется на экспорт. Производство строительной и коммунальной техники подскочило на 27%.

      Всего по итогам минувшего года в создание российских промышленных заменителей зарубежной продукции было вложено почти 640 млрд рублей. Из этой суммы на долю государства пришлось лишь 70 млрд рублей.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *