Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения внесены в 44 фз 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 16.01.2017 — Как обеспечить исполнение контракта по 223-ФЗ
- 11.01.2017 — Банковские гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ
- 20.12.2016 — Обеспечение заявок по 44-ФЗ
- 01.11.2016 — Что такое закупки госкорпораций и госкомпаний
Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.
п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.
Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!
Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года
В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:
- Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
- Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
- Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
- Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
- Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.
Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.
- Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
- Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
- Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
- Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
- Риски демпинга и антидемпинговые меры
- Приказ Минфина РФ № 126н: особенности применения
Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок. Так, для лифтов размер доли составляет 90%.
Санкций за несоблюдение квоты пока не предусмотрено, административная ответственность будет введена с 2022 г.
Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г. Однако, если новый закон будет принят после октября, то изменения вступят в силу через год.
Его необходимо использовать при строительстве:
- объектов связи, телевидения и радиовещания;
- объектов водоснабжения и канализации;
- улиц, автомагистралей, транспортных развязок, туннелей;
- заводов по переработке отходов и иных объектов.
Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году
В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Так, за недостоверную информацию о товаре при подаче заявки должностных лиц и предпринимателей оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. руб., юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб.
Например, направить жалобу на этапе подачи заявок смогут только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».
Другой информации пока нет, в том числе нет планов ввести плату на жалобы.
Постановление правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар, среди них инструменты, вычислительная техника, различные категории медицинского оборудования, лифты, мебель и многое другое. Объем доли российского товара в среднем составляет 50-60%.
Собрали в таблицу основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Дата вступления изменений в силу | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.04.2021 | Серьезно изменится порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какой порядок утвердили законодатели:
Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заказчики перестанут пролонгировать процедуру, они будут сразу подписывать госконтракт с едпоставщиком. |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 |
Разрешат проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
|
Федеральный закон №249-ФЗ от 31.07.2020 |
|
Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. | Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020 | |
Изменят п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки. |
Федеральный закон №436-ФЗ от 22.12.2020 |
Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.07.2021 |
Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:
Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
Изменится порядок внесения информации в РНП. |
Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020 |
Основные изменения в законодательстве о госзакупках в 2021 г.
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.11.2020 в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменение вступило в силу | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
13.11.2020 |
Направляют меньше сведений в реестр контрактов по отдельным строительным закупкам. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
27.11.2020 |
Уточнили правила использования КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции. |
Постановление правительства №1909 от 24.11.2020 |
27.11.2020 | Применяется новое положение о контрактной службе. Подробнее: «Разрабатываем новое положение о контрактной службе с 27.11.2020». | Приказ Минфина №158н от 31.07.2020 |
30.11.2020 | Вступили в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов. |
Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020 |
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.10.2020 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменения вступили в силу | Суть изменений | Нормативно-правовой акт | Скачать |
---|---|---|---|
01.10.2020 |
Изменили правила согласования с ФАС сделок с единственным поставщиком по итогам закупок, которые не состоялись. Подробнее об этом — в статье «Как согласовать закупку с ФАС». |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 | Скачать |
Определили единственных поставщиков в закупках школьных автобусов в 2020 году. |
Распоряжение правительства №2525-р от 01.10.2020 |
Скачать | |
Заработала новая редакция приказа Минфин №126 от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
Скачать | |
08.10.2020 | Вступили в силу новые правила контроля в госзакупках. | Постановление правительства №1576 от 01.10.2020 | Скачать |
22.10.2020 | Утвердили правила рассмотрения обращений госзаказчиков об определении едпоставщика для госнужд по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. | Постановление правительства №1649 от 10.10.2020 | Скачать |
24.10.2020 | Обновили порядок формирования и направления информации в закрытый реестр банковских гарантий и направления казначейством выписок и протоколов. | Приказ Минфина №118н от 22.06.2020 | Скачать |
Собрали в таблице изменения в 44-ФЗ с 1 сентября 2020 года с комментариями.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.09.2020 |
Из аукционного перечня по распоряжению правительства №471-р от 21.03.2016 исключили ОКПД2, связанные со строительной сферой. Это означает, что госзаказчики могут заказывать такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. А для этих конкурсов разработали специальные правила. |
Постановление правительства №921 от 25.06.2020 |
05.09.2020 | В обязательном порядке применяется типовой контракт на оказание охранных услуг. | Приказ Росгвардии №149 от 01.06.2020 |
08.09.2020 | Утвердили список промышленных товаров, для госзакупок которых в 2020 году устанавливают авансирование не меньше 80%. | Постановление правительства №1289 от 26.08.2020 |
11.09.2020 | Поправили список товаров по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска зарубежной продукции к госзакупкам. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
17.09.2020 | Изменили положение о примерных условиях госконтрактов по гособоронзаказу. С этой даты расчет цены серийного производства — условие контракта на создание оружия и спецтехники. |
Постановление правительства №1366 от 07.09.2020 |
Собрали последние изменения в 44-ФЗ с 01.08.2020 в табличной форме.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
05.08.2020 | Изменили постановление правительства №616 от 30.04.2020 о запретах допуска зарубежной промышленной продукции. Начали страну происхождения для некоторых товаров подтверждать по-другому. |
Постановление правительства №1178 от 04.08.2020 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.08.2020 | Уточнили правила госзакупок иностранных кабелей и проводов волоконно-оптических, электронных и электрических. |
Постановление правительства №1116 от 25.07.2020
Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 годуЗаместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1 В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года. Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги. Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки». Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей). Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются. Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей. Закупка будет проходить в следующем порядке. Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать. Предварительное предложение должно будет содержать в себе:
Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки. Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя. В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен. Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах. С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ. Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок. Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:
Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года. Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3
|