Ответственность с 2021 года за наличку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность с 2021 года за наличку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поводов для снятия наличных у организаций не очень много. И любое снятие наличности должно быть оформлено документами.

Цели для снятия наличных Обоснование для ИФНС Документы организации
Закупка у физических лиц материалов, товаров, услуг Организация с целью организации производства собственных товаров закупок у физических лиц материалы, сырье, услуги и т. п. Накладные передачи-приемки товаров. Акт приемки услуг.
Выдача наличных под отчет Организация выдает деньги работникам для поездки в командировку: покупку билетов, оплату жилья, оплату транспорта и т. д. Организация выдает работникам наличные денежные средства для закупки хозтоваров и т. п. Авансовый отчет. Чеки.
Расчеты с партнерами Организация расплачивается наличными денежными средствами с партнерами за поставки товаров, материалов, сырья и т.п. Способ оплаты предусмотрен условиями договора и экономически выгоден. Договор. Расходный ордер. Накладные.
Выплата заработной платы работникам Организация выплачивает заработную плату работникам, которые отказались получать деньги на банковские карты и написали заявление с просьбой выдавать им зарплату наличными. Расходные ордера. Зарплатная ведомость.
Выплата детских пособий Организация выплачивает детские пособия работникам, которые отказались получать деньги на банковские карты и написали заявление с просьбой выдавать им зарплату наличными или не оформили карты Мир. Расходные ордера.

Ужесточение контроля за операциями с наличностью

В целом тем, у кого зарплата белая, волноваться не стоит, а вот получающим её в конверте придётся задуматься, смогут ли они в случае проверки указать источник происхождения средств, отметил Магомедов.

Кроме того, с 2021 года в сферу контроля будут попадать все сделки с недвижимостью с расчётами как в наличной, так и в безналичной форме, если они проводятся на сумму не менее трёх миллионов рублей. Это коснётся не только тех сделок, где происходит передача прав собственности (купля-продажа или мена), но и тех, где права не отчуждаются (например, аренда).

Причём сообщать в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью обязаны будут не только банки, но и нотариусы. Кстати, в фискальных органах утверждена и новая методика контроля, в которой среди прочего отдельно говорится о необходимости внимания к сделкам, где цена, указанная в договоре, явно ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Также у Росфинмониторинга могут возникнуть вопросы, если приобретатель недвижимости выкладывает за неё крупную сумму наличными, не имея при этом декларируемых источников дохода.

Теперь формально по каждому расчёту по сделкам с недвижимостью, если сумма более трёх миллионов рублей, банк будет запрашивать пояснения и документы по договору, копии будут храниться в деле клиента, а в Росфинмониторинг отправится справка о наличии или отсутствии признаков сомнительности сделки. Таким признаком может быть её необычный характер или отсутствие явного экономического смысла договора. Например, если юридическое лицо приобретает за крупную сумму объект недвижимости, никак не связанный с его деятельностью, или если физическое лицо дарит юридическому недвижимость и т.д.

Это очень актуальная тема, поскольку у многих граждан есть депозитные счета, вклады и т. д.

«Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее».

Такое изменение поставило в ступор многих россиян, так как они решили, что абсолютно все операции по лизингу должны проходить обязательный контроль. Это не так. Требование касается лишь операций, сумма по которым превышает 600 тысяч рублей.

«В соответствии с п.1.7 208-ФЗ обязательному контролю будут подлежать суммы почтовых переводов от 100 тыс. руб. и выше».

То есть, когда вы отправляете перевод, сотрудники почты могут запросить источник формирования вашего дохода.

  1. Контроль за возвратом средств с телефонного счета.

Сейчас популярна схема обнала, когда нарушители отправляют деньги на счет телефона, далее переводят их на дебетовую карту и снимают. Теперь контроль за такими махинациями усилят:

«В соответствии с п.1.8 208-ФЗ перевод неиспользованного аванса за телефонные услуги будет подлежать обязательному контролю при сумме 100 тыс. руб. и выше».

Можно подумать, что при переводе до 100 тысяч рублей на вас не будут обращать внимание.

  1. Правила контроля за наличностью, которые «заработали» с 2021 года

    Больше нет обязательного срока для сдачи в бухгалтерию авансового отчёта и подтверждающих документов. Раньше работник должен был отчитаться в течение трёх рабочих дней:

    • либо со дня выхода на работу,
    • либо со дня, следующего за истечением срока, на который выданы деньги.

    Теперь руководители сами решают, когда работникам отчитываться. Новый срок надо прописать в локальных документах или указывать в каждом приказе о выдаче денег под отчёт.

    ОП теперь могут не вести кассовую книгу, если не хранят наличные и после каждой смены передают их в кассу юрлица.

    До поправок все ОП, которые принимали и выдавали наличные, должны были вести кассовую книгу. Если расчётного счёта не было, обязанность тоже сохранялась. За отсутствие своей книги налоговики штрафовали компании на 50 тыс. рублей, а руководителей на 5 тыс. рублей.

    В КоАП как такового штрафа за отсутствие онлайн-кассы нет. Там есть санкция для тех, кто использует кассу, не соответствующую требованиям закона № 54-ФЗ. Штраф в этом случае составит минимум 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

    Работать без кассы могут компании, чьи виды деятельности перечислены в статье 2 закона № 54-ФЗ. Подробнее можно узнать здесь.

    За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

    • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
    • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

    ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

    Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

    • Должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.
    • Деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

    При этом компаниям и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, могут заменить штраф на предупреждение. Это можно сделать, если нарушение допустили в первый раз, и не было угрозы жизни и здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций, имущественного ущерба и других условий по ч. 2 ст. 3.4 КоАП.

    Что делать, чтобы избежать штрафа за непробитый чек, неприменение ККТ, невыдачу покупателю чека и другие нарушения, указано в примечании к ст. 14.5 КоАП говорится:

    • Добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой могут оштрафовать. При этом сделать это нужно до решения налоговой по нарушению.
    • Пробить чек коррекции. Правила формирования чека коррекции есть в Методических рекомендациях ФНС от 6.08.2018 года №ЕД-4-20/15240@. При этом с июля 2020 года уведомлять налоговую о нарушении в течение трех дней больше не надо.

    ФНС рассказала, что в 2019 году чаще всего штрафовали по ч.2 ст.14.5 КоАП — неприменение ККТ, и по ч.4 ст.14.5 КоАП — применение кассы с нарушениями. Так, за первое полугодие 2019 года ФНС только в Москве провела больше 4,5 тысяч проверок. Организации и ИП оштрафовали на 30+ млн рублей.

    Штраф за неправильную СНО в чеке могут назначить по ч. 4 статьи 14.5 КоАП:

    • для должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей,
    • для юрлиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

    Штраф за отсутствие кассы онлайн у ИП — 25-50% утаенных денег, но не менее 10 000 рублей. При повторном нарушении могут приостановить деятельность на 90 дней.

    Не использовать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года могут только ИП, оказывающие услуги и выпускающие товары собственного производства у которых нет работников с заключенными трудовыми договорами. Как только предприниматель заключает договор, он должен поставить кассу в течение 30 дней.

    Для начала определимся с терминами. Под участниками наличных расчетов понимаются юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП) (п. 1 Указания N 5348-У). Т.е. если далее мы будем упоминать «участников наличных расчетов», значит речь будет идти о расчетах между ЮЛ, между ЮЛ и ИП, расчетов между ИП.

    Предел расчета наличными деньгами между этими участниками расчетов остался неизменным: 100 тыс. рублей по одному договору, либо эквивалент 100 тыс. рублей в иностранной валюте по официальному курсу этой валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на дату проведения наличных расчетов (п. 4 Указания N 5348-У).

    В «стотысячную сумму» включаются не только платежи наличными деньгами в период его действия, но и платежи после окончания срока его действия, включая все виды платежей по нему, в том числе пени, штрафы, премии, бонусы и т.д. (абз. 2 пункта 4 Указания N 5348-У, Письмо Банка России от 02.06.2020 N 44-14/1282).

    Обычные физические лица (не ИП) могут рассчитываться наличными без ограничений даже с участниками расчетов. Это прямо установлено п.1 ст.861 ГК РФ. Видимо поэтому Центробанк не стал цитировать нормы ГК РФ в новых Правилах.

    Обратите внимание! Плательщики налога на профессиональны доход (так называемые самозанятые), не зарегистрированные в качестве ИП, рассматриваются как физические лица (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.2020 N 20-21/093682@). Отсюда вывод — ограничение предельного размера расчетов наличными на таких самозанятых не распространяется.

    В Указании N 5348-У перечислены разрешенные цели расходования наличной выручки, они в целом, совпадают с прежними Правилами:

    • выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
    • выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
    • выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
    • оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
    • выдача наличных денег работникам под отчет;
    • возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

    Итак, наличная выручка из кассы организации может быть израсходована без ее зачисления на банковский счет на перечисленные выше цели, с соблюдением предельного расчета наличными деньгами между участниками расчетов. ИП имеет право без ограничений брать из кассы выручку на свои личные нужды. Без ограничений можно рассчитываться деньгами из наличной выручки с физическими лицами, не являющимися ИП.

    Наличные под прицелом: как в 2021 году будут искать серые доходы

    Да, налогоплательщик может применять такую кассу. Если компания стала применять ОСНО, то не нужно корректировать настройки ККТ. Данный момент связан с тем, что в части применения спецрежимов, в т.ч. и вмененки, налогоплательщики используют фискальные накопители, у которых период эксплуатации 36 мес., а в части применения ОСНО – 12 мес. За бывшими вмененщиками сохраняется право применять ранее использовавшиеся финансовые накопители – для этого есть специальное исключительное положение в части достоверного отражения в чеках режима налогообложения.

    При переходе на ОСНО компания может не приобретать новый фискальный накопитель и имеет право печатать кассовые чеки с указанием режима налогообложения – ЕНВД до момента окончания срока эксплуатации накопителя. Это не является нарушением, и налоговики не будут выписывать штраф за неверное оформление чеков. Об этом они указали в Письме от 03.12.2020 г. № АБ-4-20/19907@.

    ТСЖ, а также ГСК, ТНС и т.д. имеют право и в 2021, и в следующих годах не работать с ККТ при данных обстоятельствах. На основании п. 13 ст. 2 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ эти налогоплательщики не работают с кассой, если проводят расчетные операции со своими членами в рамках уставной деятельности, а также принимают платежи за жилье или коммунальные услуги.

    Однако право не работать с ККТ можно использовать только в том случае, если платежи проводятся в безналичном формате. Если при расчетных операциях используются наличные деньги или банковская карта с ее предъявлением, налогоплательщик должен применять кассу.

    Может, но только до 01.07.2021 г. на основании ст. 2 Закона от 06.06.2019 г. № 129-ФЗ.

    При этом должно соблюдаться условие – ИП самостоятельно оказывает услуги или изготавливает товары, не привлекая наемных работников. Если он заключит трудовой договор с сотрудником, то должен в течение 30 дней с момента его оформления купить ККТ и произвести ее регистрацию в ИФНС.

    Нет, этого делать не нужно. Согласно п. 14 Закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ самозанятые освобождаются от работы с онлайн-кассой. Они создают чеки через мобильное приложение «Мой налог», а затем передают их покупателю – в момент произведения расчета наличкой или электронными средствами платежа.

    Если используются другие формы расчетов в безналичном формате, чек направляется покупателю не позже 9-го числа месяца, идущего за расчетным месяцем. Если реализуются товары, работы, услуги в интересах самого самозанятого на основании договора поручения или комиссии, у него нет обязанности передавать чек.

    Да, чек оформлять нужно. При расчетах в безналичном формате между юрлицами и ИП онлайн-кассы не используются, однако есть исключение. Оно основано на п. 9 ст. 2 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ – ККТ применяется, если оплата проводится банковской картой с ее предъявлением.

    Если оплата осуществляется в безналичном виде физическим лицом, не являющимся подотчетным сотрудником, или директором компании, правило о безналичных расчетах между юрлицами уже не применяется. В этом случае применяются правила, которые установлены для безналичных расчетов между юрлицами и физлицами.

    На основании п. 4 ст. 4 Закона от 03.07.2018 г. № 192-ФЗ юрлица и ИП, осуществляющие расчеты с физлицами (не ИП), должны с 1 июля 2019 г. применять онлайн-кассу. Соответственно, в рассматриваемом случае компания должна оформить чек физлицу.

    Для того чтобы не использовать онлайн-кассу и не оформлять чек физлицу, оплачивающему товары в безналичной форме за компанию, покупатель должен идентифицироваться именно как юрлицо, а не как физлицо. Для этого нужно оформить доверенность на проведение операций от имени компании.

    Если доверенность оформлена, расчет в безналичной форме является совершенным между компаниями. В этом случае не нужно применять онлайн-кассу и выдавать чек. В случае, если продавец не может достоверно установить статус физлица, он должен оформить кассовый чек по общеустановленным правилам. Об этом налоговики указали в Письме от 10.08.2018 г. № АС-4-20/15566@.

    Все ООО вне зависимости от системы налогообложения должны соблюдать кассовую дисциплину: оформлять ПКО и РКО и вести кассовую книгу.

    За нарушение кассовой дисциплины грозит штраф:

    • От 40 000 до 50 000 рублей на ООО.
    • От 4 000 до 5 000 рублей на руководителя или бухгалтера.
    1. Выписывать приходные и расходные кассовые ордера (ПКО и РКО) на каждые поступление или расход наличных денег.
      ПКО оформляется, когда вы получаете наличные. Например, в конце дня кассир магазина сдаёт выручку и нужно создать ПКО на общую сумму.
      РКО оформляется, когда деньги берут из кассы. Например, вы отправляете сотрудника купить бумагу для принтера. Выдаёте ему 1 000 рублей и на эту сумму выписываете РКО.
    2. Вести кассовую книгу. На каждый ПКО и РКО нужно вносить запись в кассовую книгу. В те дни, когда деньги не поступали и не расходовались, кассовую книгу не заполняйте. В Эльбе автоматически формируются ПКО и РКО и заполняется кассовая книга.

    Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

    Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

    Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

    Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

    Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году

    Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

    • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
    • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
    • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

    Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

    • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

      Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

    • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

      Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

      В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

    Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

    Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

    Для начала обозначим разницу между кассовым аппаратом и кассой.

    Контрольно-кассовый аппарат представляет собой устройство для работы с денежными средствами, по которому оформляются отчетные документы. А операционная касса (иначе касса предприятия) – это комплекс любых действий с наличными: хранение, осуществление расходов, поступление выручки, сдача инкассаторам для перевозки в банк.

    О помещении кассы в требованиях законодательства ничего не сказано. Способ хранения наличных индивидуальному предпринимателю или директору ООО предоставляется определить самостоятельно. В роли кассы может выступить отдельное помещение, а может сейф или ящик стола.

    Работа с наличными деньгами при применении ККТ осуществляется по определенному набору правил. Это и есть кассовая дисциплина.

    После расчета лимита остатка, организации надо издать приказ об утверждении его суммы. При желании, в приказе можно указать срок действия лимита, но закон этого не требует. Поэтому, если срок не прописан, утвержденная сумма лимита будет действовать до того момента, пока не будет издан другой приказ.

    Установление лимита кассы – дело серьезное. Неустановленный лимит приравнивается к нулю, поэтому любое количество налички в кассе в конце смены будет превышать лимит. А это уже нарушение кассовой дисциплины, за которую привлекают к административной ответственности и штрафу.

    Для выдачи финансовых средств на командировки, хозяйственные нужды и другие расходы требуется заявление от работника, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем, либо приказ самого руководителя (также в произвольной форме).

    В заявлении или приказе обязательно указываются: Ф.И.О. подотчетного лица, цель, сумма, срок. О произведенных расходах сотрудник предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагает документы, доказывающие расходы (кассовые и товарные чеки, распечатанные электронные чеки и др.). Это необходимо для уменьшения НДФЛ, уплачиваемого организацией.

    Соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности – одно из важных правил кассовой дисциплины. Сегодня эта сумма составляет 100 тысяч рублей (за один договор). Ограничение не действует при взаиморасчетах с физическими лицами.

    Наличкой нельзя гасить займы, платить дивиденды и вносить плату за аренду недвижимости.

    Для ИП существует приятная поблажка – возможность в любой момент снять с расчетного счета или взять из кассы любую сумму наличных, разумеется, оформив необходимые документы, и потратить на личные нужды. В отличие от ИП ООО такого права не имеет.

    Налоговая проверка кассовой дисциплины

    С 2012 года вместо банков контроль над соблюдением правил кассовой дисциплины выполняют представители ФНС. Проверка кассовой дисциплины, в соответствии с приказом Минфина от 17.10.2011 № 132н, 133н, начинается с даты предъявления поручения и длится максимально 20 дней.

    Налоговые инспекторы вправе проверить, как ведется учет наличности в кассе, выдаются ли клиентам кассовые чеки, распечатки из фискальной памяти ККТ, правильность оформления кассовых документов. Будут смотреть, нет ли путаницы в номерах документов, не делали ли вы что-то задним числом, нет ли исправлений. Любые ошибки и недочеты вызовут подозрение у налоговой проверки и приведут к штрафам.

    Несоблюдение правил кассовой дисциплины штрафуется по статье 15.1 КоАП РФ:

    • От 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и ИП;

    • От 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц (организаций).

    Также согласно статье 14.5 КоАП РФ предусматривается ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ:

    • для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;

    • для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

    • Sputnik
    • twitter
    • акции
    • Байден — голубь мира
    • боливар
    • вакцина
    • Венесуэла
    • ВТБ
    • ВТБ forex
    • ВТБ брокер
    • выходные дни
    • Газпром
    • грабёж
    • деньги
    • доллар
    • доллар рубль валюта кризис
    • жкх
    • золото
    • инфляция
    • ММВБ Акции
    • Навальный
    • наличные
    • налоги
    • налоги вклады
    • налоговая
    • налоговая делкрация
    • населние
    • недвижимость
    • переводы
    • Путин
    • рубль
    • Северный поток-2
    • сша
    • финмониторнг
    • ФНС
    • фондовый рынок
    • ЦБ России

    10 января 2021 года вступают в силу поправки, подготовленные федеральным законом № 208-ФЗ от 13 июля 2020 года, который направлен на борьбу с отмыванием доходов. Итак, какие же лазейки для ведения двойной бухгалтерии будут устранены?

    Будет максимально расширен перечень операций и расчетов на сумму свыше 600 000 рублей, за которыми осуществляется наблюдение. Кроме того, контролю будут подлежать почтовые переводы и снятие наличных средств с баланса мобильного телефона на сумму свыше 100 000 рублей.

    Сделки с недвижимостью будут контролироваться как при наличной, так и при безналичной оплате, если речь идет о сумме более 3 000 000 рублей.

    Ужесточится контроль за организаторами лотерей и азартных игр, а именно за крупными ставками и крупными же выигрышами, выплачиваемыми физическим лицам.

    Словом, основные изменения будут состоять в том, чтобы усложнить жизнь недобросовестным предпринимателям и юрлицам при помощи более пристального внимания к цепочкам по отмыванию доходов и конторам по обналу.

    Основная аудитория моих читателей состоит не из коммерсантов и бухгалтеров, поэтому многие, наверное, подумали: если взять простого законопослушного гражданина, который никаких махинаций не проводит, денежных запасов не имеет, крупные ставки в азартных играх не делает, то его данные изменения никак не коснутся.

    Безусловно, по закону и логике это так, а борьба с отмыванием доходов крайне важна. Но из-за тех же недобросовестных предпринимателей и юрлиц может быть вероятность, что вступление в силу изменений почувствуют на себе и рядовые граждане, далекие от коммерции.

    Мне кажется, что, потеряв возможность отмывать доходы при помощи старых цепочек, некоторые недобросовестные предприниматели начнут налаживать другие, более сложные и затратные лазейки или обеспечивать частичное возмещение прежнего дохода за счет работников и потребителей. То есть за счет урезания затрат на зарплаты сотрудников и взносы на них, а также повышения цен на свои товары и услуги.

    Надеюсь, что шаги к недопущению такой ситуации предусмотрены и новые меры по борьбе с отмыванием доходов принесет только пользу.

    А что по этому поводу думаете вы? Приглашаю обсудить тему в комментариях. Спасибо за внимание.

    Мне очень важны ваши оценки: если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».

    Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

    Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

    К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

    • зарплаты сотрудникам;

    • страховых возмещений по договорам страхования;

    • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

    • подотчетных средств;

    • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

    В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

    Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

    Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

    Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

    Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

    Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

    Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

    Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

    • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

    • монета имеет мелкие механические повреждения.

    Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.

    Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.

    Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):

    • загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;

    • посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;

    • посторонний рисунок, оттиск штампа;

    • контрастное пятно диаметром 5 мм и более;

    • разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

    • сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;

    • нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.

    Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.

    И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

    В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).

    Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.

    Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).

    В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.

    В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.

    Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.

    В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

    Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.

    Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

    Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.

    Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.

    Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).

    Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.

    Штрафы за нарушения при использовании ККТ увеличат с 2021 года

    Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.

    За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

    • для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;

    • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

    Нарушениями в данном случае считаются:

    1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;

    2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

    3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

    4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

    При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.

    При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).

    Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.

    По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

    В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.

    Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.


    [1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).

    [2] Такое заявление составляется в произвольной форме.

    Начало 2021 года принесло не только надежды на будущее, но и изменения в организации и проведении контроля за денежными операциями.

    Установлен полный контроль за операциями с наличными: банки теперь контролируют все операции с наличными в сумме 600 000 руб. и более (до 2021 г. – только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью).

    Дополнен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Например, это лизинговые платежи на сумму 600 000 руб. и более.

    Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

    • Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП. Последняя редакция указания, вступившая в действие с 30.11.2020, внесла ряд изменений.

    Подробнее об этом документе читайте в статье «Нюансы положения о порядке ведения кассовых операций».

    • Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.
    • Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.
    • Законом РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ.

    Подробнее о законе № 290-ФЗ и последствиях его вступления в силу читайте в материалах:

    • «Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года?»;
    • «Последние изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»».

    В отношении операционной кассы основные правила таковы:

    • Назначается лицо, выполняющее функции кассира, с которым обязательно заключается договор о полной матответственности. Исключением будут ситуации, когда кассу ведет сам руководитель юрлица или ИП, работающий в одиночестве.
    • Деньги и кассовые документы хранятся в условиях, обеспечивающих их сохранность.
    • Операции, проводимые по кассе, оформляются документами установленной формы с соблюдением определенного порядка их заполнения. Оформление документов производится непосредственно при совершении операции, а по оприходованию наличной выручки, полученной вне операционной кассы, — ежедневно в конце рабочего дня. Кассовая дисциплина в 2020–2021 годах для ИП, которые ведут упрощенный учет своих операций, допускает, что документы по кассе можно не оформлять.

    Подробнее о видах кассовых операций читайте в статье «Понятие и виды кассовых операций (правовое регулирование)».

    • Если в операционную кассу поступает наличная выручка, то должен присутствовать кассовый аппарат. Выдача кассового чека при получении наличной выручки обязательна (ст. 5 закона № 54-ФЗ).
    • Деньги, принимаемые кассиром, проверяются на подлинность. Соблюдается определенный порядок проверки их количества и качества при приеме и выдаче, поименованный в указании ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У действующий с 30.11.2020:

    Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

    Проверку кассовой дисциплины в 2020–2021 годах, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I).

    Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

    • неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
    • превышения лимита расчетов наличными;
    • превышения лимита остатка кассы;
    • использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
    • невыдачи кассовых чеков или БСО;
    • несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
    • выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

    Проверка кассовой дисциплины в 2020–2021 годах проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

    • Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
    • Отчеты фискальной памяти.
    • Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
    • Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.
    • Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
    • Приказ на лимит кассового остатка.
    • Авансовые отчеты.

    При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

    При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

    Сейчас банки сообщают в Росфинмониторинг об операциях с наличными, если те не связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателей. Под понятие «хозяйственная деятельность» подпадает основная масса платежей и переводов бизнесменов: от зарплат сотрудникам компании до внесения выручки на счёт.

    13 июля президент страны Владимир Путин подписал изменения в «антиотмывочный закон». Эти поправки кардинально поменяют условия игры: под колпаком окажутся все снятия и зачисления предпринимателей на сумму от 600 000 рублей независимо от их целевого назначения.

    Я уверен, что, как только закон заработает, стоит ждать резкого роста блокировок банковских счетов. В первое время регулятор будет награждать «чёрными метками» все хотя бы немного подозрительные операции. А подозрительным может показаться и слишком большой перевод на выплату отпускных, и резко возросшая прибыль организации. Угадать заранее, почему кто-то окажется в black list, невозможно.

    Позже, когда работа по просеиванию клиентов хоть как-то автоматизируется, блокировать счета начнут диджитал-системы — из-за слишком строгой или несовершенной схемы отбора данных. Как и все новые продукты, работать идеально с первого дня они не будут, а пока станут надёжнее — пройдёт время.

    Что же будет происходить до этого момента? Ответ очевиден: уход предпринимателей в тень. Конечно, рынок и сейчас не выглядит совершенным, но закручивание гаек даст обратный эффект — бизнес не станет прозрачнее.

    Больше всего это повлияет на сферы, где изначально большой круговорот наличных — например, на аграрный сектор, а также на магазины, особенно в регионах, где далеко не все пользуются банковскими картами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *