Регистрация ао в 2021 году уставной капитал ао

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация ао в 2021 году уставной капитал ао». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации АО нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о директоре (иных лицах, осуществляющих его функции), о кодах ОКВЭД, лист о держателе реестра акционеров акционерного общества — регистраторе и со сведениями о заявителе.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации АО?

Титульный лист заявления по форме Р11001
На титульном листе обязательно заполните первые три раздела. При заполнении титульного листа укажите:

  • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование АО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (акционерное общество), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в уставе
  • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес директора (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. При открытии фирмы АО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
  • разд. 3 (Сведения о размере капитала (фонда)). Нужно выбрать из предложенных вариантов вид капитала/фонда (зависит от организационно-правовой формы юр лица) и вписать его размер.
  • разд. 4 не заполняется в отношении АО

Сведения об учредителях
Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • учредитель является публичным образованием: РФ, субъект РФ, муниципальное образование — лист Г
  • учредитель является паевым инвестиционным фондом — лист Д

Сведения о директоре (иных лицах, осуществляющих его функции)
В отношении сведений о директоре в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа:

  • физическое лицо — лист Е. Если директоров будет несколько, то на каждого из них необходимо заполнить этот лист
  • управляющая организация — лист Ж
  • управляющий (ИП) — лист З

Основные виды экономической деятельности (ОКВЭД)
Для сведений о кодах ОКВЭД в форме предусмотрен лист И. Укажите в нем не менее 4-х цифр кода ОКВЭД в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Если вам нужно указать большое количество кодов ОКВЭД, то заполните несколько листов И. На втором и последующих листах, в разд. 1 «Код основного вида деятельности», писать ничего не нужно.

Сведения о держателе реестра акционеров-регистраторе (лист К)

Сведения о заявителе
Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании АО являются все его учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель АО-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация АО-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий АО-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4

Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

Заявление о регистрации АО предварительно подписывать не нужно. При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.

Размер госпошлины за регистрацию АО при создании — 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина не уплачивается, если документы для госрегистрации АО подаются в форме электронных документов, однако для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Какие документы нужно подать в налоговую для открытия и регистрации (оформления) фирмы в форме АО?

В настоящий момент список документов, подаваемых на регистрацию, при открытии АО с одним, двумя и более учредителями, не отличается.

Список необходимых документов, которые представляются на государственную регистрацию АО при открытии:

  • заявление по форме № Р11001
  • решение (протокол) о создании АО
  • устав (2 экз.)
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель АО — иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного АО
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы на регистрацию АО подаются по доверенности (возможна только подача документов на регистрацию АО по доверенности, заявление на регистрацию подписывают только учредители)
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)

Перечень документов, подаваемых на регистрацию АО в налоговую, является закрытым, налоговая не вправе требовать дополнительные документы.

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения АО. Заявителями являются все учредители АО или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации АО — населенный пункт, в пределах которого находится юрлицо (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения АО определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации АО): налоговая инспекция, на которую возложены функции по государственной регистрации (например, в г. Москве для регистрации АО необходимо обращаться в МИФНС № 46 (по-другому ее называют ИФНС 46, 46 налоговая); для регистрации АО в Подмосковье необходимо обратиться в соответствующую территориальную или межрайонную ИФНС, определить регистрирующий орган можно на сайте ФНС, воспользовавшись сервисом “Узнай ИФНС”, укажите сведения о месте нахождения АО и обратите внимание на информацию об ИФНС, на которую возложены именно функции по регистрации.

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Изменения, касающиеся регистрации юридических лиц

Процедура создания АО включает в себя два этапа, то есть регистрацию компании и выпуск акций. В 2021 году порядок открытия акционерного общества изменился и включает в себя следующие действия:

  1. Выбор регистратора.
  2. Согласование условий создания акционерного общества учредителями (оценка имущества, в случае его вхождения в уставный капитал АО).
  3. Выбор наименования компании (полное, сокращенное).
  4. Определение юридического адреса для АО (собственный офис, аренда помещения), на который будет поступать вся почтовая корреспонденция.
  5. Выбор видов экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД.
  6. Подготовка проекта Устава АО (с указанием информации о наименовании юридического лица, адресе, правах и обязанностях учредителей, сведения об уставном капитале, акциях, полномочиях общего собрания и другое).
  7. Принятие решения о создании АО. Составляется протокол на общем собрании учредителей юрлица. Если учредитель один, то принимается решение этим лицом единолично. В данном документе отражается информация об утверждении Устава, денежной оценки ценных бумаг, имущественных прав, условий размещения акций при учреждении АО.
  8. Принимается решение о выпуске ценных бумаг.
  9. Оформляется заявление о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при учреждении АО.
  10. Заполнение заявления на регистрацию АО по форме Р11001.
  11. Составляется договор о создании АО в соответствии со ст. 98 ГК РФ.
  12. Уплата государственной пошлины за регистрацию АО в размере 4 000 рублей. Зарегистрировать компанию можно бесплатно, если направить документы через сайт ФНС России или портал государственных услуг при наличии ЭЦП, а также специального программного обеспечения.
  13. Обращение в налоговый орган (лично заявителем, через МФЦ, нотариуса или посредством электронных сервисов).
  14. Получение документов, подтверждающих внесение записи об АО в Единый государственный реестр юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ, Устав с отметкой о регистрации). Внесение записи в ЕГРЮЛ будет совершено только после регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация акционерных обществ осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными Федеральным законом № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом № 208 «Об акционерных обществах». Так, для создания АО в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме Р11001;
  • решение об учреждении акционерного общества;
  • договор о создании акционерного общества;
  • отчет об оценке имущества;
  • в двух экземплярах Устав АО;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей (за исключением случаев обращения на регистрацию через электронные сервисы);
  • документ, подтверждающий статус учредителя, если им является иностранное юридическое лицо;
  • подтверждение юридического адреса (письмо от арендодателя или документ на собственность, по которому находится юридический адрес);
  • доверенность, если обращается представитель.

С сентября 2014 года открытое акционерное общество стало называться публичным. Акции ПАО размещаются на рынке ценных бумаг, где могут свободно продаваться и приобретаться заинтересованными лицами. Процесс создания такого юридического лица представляет собой следующие действия:

  • создается название компании с учетом организационно-правовой формы (недопустимо использование нецензурных выражений и слов, запрещенных действующему законодательству);
  • выбор юридического адреса ПАО;
  • определение регистрирующего органа по месту нахождения ПАО;
  • подготовка пакета документов для регистрации (заявление по форме Р11001, Устав, решение и договор о создании ПАО, квитанция об уплате госпошлины);
  • обращение в налоговый орган лично или через электронные сервисы (во втором случае оплачивать госпошлину не нужно);
  • получение документов о регистрации ПАО.

Закрытое акционерное общество отличается от открытого установленным пределом количества учредителей, в нем может быть не более 50 человек. С 1 сентября 2014 года зарегистрировать ЗАО невозможно. Вместо закрытых акционерных обществ сегодня возможно создать непубличные АО. Критерий по лимиту акционеров в нем исчез. Непубличные АО отличаются от публичных тем, что нет публичного размещения и свободного оборота акций. Процедура создания непубличного акционерного общества практически не отличается от ПАО и включает в себя несколько этапов:

  • выбрать регистратора;
  • организационные вопросы (придумать название, найти помещение для регистрации юридического адреса, выбрать систему налогообложения, подобрать коды экономической деятельности ОКВЭД, назначить руководителя и главного бухгалтера);
  • проведение учредительного собрания (принятие решения о создании непубличного АО, составление проекта Устава и договора об учреждении компании);
  • сбор документов и обращение в ИФНС по месту создания компании;
  • запись в ЕГРЮЛ о созданном АО будет внесена после регистрации выпуска акций.

Как зарегистрировать акционерное общество

Учитывая, что в ряде случаев требуется нотариальное удостоверение решения общего собрания акционеров/участников и состава акционеров/участников, присутствовавших при принятии данного решения, законопроектом предлагается предоставить нотариусам полномочия такого удостоверения с использованием цифровых технологий нотариата в случае проведения онлайн-собраний.

В целях снижения внереализационных расходов АО им предлагается разрешить при соблюдении определенных условий отказаться от выплаты дивидендов путем почтового перевода денежных средств, а также от направления почтовой связью документов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общих собраний, акционерам, о которых нет полных и точных адресных сведений.

Вместе с тем, предлагается увеличить установленный законом срок, в течение которого акционер может обратиться за невостребованными дивидендами с 3 до 5 лет.

Законопроект предусматривает продление пакета временных антикризисных мер, принятых в 2020 году на фоне пандемии коронавируса, на 2021 год. В частности, предлагается:

  • установить возможность проведения в 2021 году общих собраний акционеров в форме заочного голосования по ряду вопросов (избрание совета директоров, утверждение аудитора, годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и т. д.);
  • установить возможность проведения в 2021 году общих собраний участников ООО путем проведения заочного голосования по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов на основании решения единоличного исполнительного органа;
  • продлить сроки проведения годовых общих собраний ООО и АО в 2021 году до 30 сентября 2021 года включительно;
  • не учитывать снижение стоимости чистых активов АО и ООО ниже размера их уставного капитала по итогам 2021 года в целях решения вопросов о применении последствий, предусмотренных корпоративным законодательством.

При подаче документов на госрегистрацию вы должны предоставить квитанцию об осуществлении банковского перевода на оплату государственных услуг. Стоимость услуги, независимо от расположения субъекта, составляет 4 тыс. рублей, а реквизиты для оплаты можно узнать на официальном сайте или в офисе налогового органа. Возможна электронная оплата услуг, и в этом случае отсутствие квитанции не может стать поводом для отказа в регистрации.

Исчерпывающее понятие публичного акционерного общества в законодательстве не содержится. Однако признаки, предусмотренные ст. 96 ГК и ст. 7 закона «Об АО», послужат основой для его определения.

Особенности ПАО

Публичное акционерное общество обладает всеми признаками, присущими АО, вне зависимости от типа.

Лишь небольшое количество крупных компаний в современном мире не имеют статус публичности.

Такое распространение объясняют основные преимущества, связанные с простотой привлечения финансовых ресурсов на биржах и других площадках.

Другие плюсы заключаются в более охотном кредитовании этих предприятий банками. В качестве залога они зачастую принимают акции ПАО.

Недостатки такой формы проявляются в случаях с некрупными предприятиями. Жесткое правовое регулирование и часто сдаваемая отчетность требуют траты значительных финансовых ресурсов, которыми малый и средний бизнес не всегда могут обладать.

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее – ПАО) – это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество – это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.

Как уже было отмечено – акции публичных акционерных обществ должны быть размещены и далее обращаться в открытом доступе (согласно ст. 66.3 ГК РФ). Таким образом, если руководство АО закрытого типа принимает решение стать открытым, тогда ему придется изменить политику работы с ценными бумагами и внести в название общества слово «публичное». Что же касается ЗАО (которые остались в прежней форме) будет применяться положения ФЗ № 208.

Номинальная стоимость любых обыкновенных акций АО – одинакова. В момент же учреждения общества абсолютно все акции, являющиеся именными, должны распределятся между всеми учредителями (ст. 25 ФЗ № 208).

В ПАО акционер не имеет лимита на общее количество принадлежащих ему акций. Также нет ограничений их суммарной номинальной стоимости и максимальному числу голосов, которые предоставляются отдельно взятому акционеру (ст. 97 ГК РФ). Устав АО не может содержать пункт о необходимости в согласии для отчуждения акций общества. Также никто не имеет преимуществ на возможное приобретение акций ПАО, это возможно лишь в качестве исключения (п. 3 ст. 100 ГК РФ).

Общество вправе размещать обыкновенные и привилегированные акции (как одного, так и нескольких типов). Но в тоже время номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций не может быть выше 25% от уставного капитала акционерного общества (ст. 25 ФЗ № 208).

Начиная с 1.10.2014 г. реестр акционеров каждого АО должен вестись исключительно специализирующимися регистраторами, которые имеют на то лицензию (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.). Если вспомнить, то ранее общества, имеющих до 50-ти акционеров реестр можно было вести самостоятельно. Сейчас же нет никаких исключений. Более того, каждому АО, которое не передало реестр стороннему реестродержателю, грозит штраф, размером до 1 млн. рублей.

Имущественные фонды публичного АО, прежде всего, формируются за счет оборота ценных бумаг и акций организации. В тот же момент, чистая прибыль, полученная в перспективе во время ведения организацией своей деятельности, может включаться в состав имущественного фонда. Действующее законодательство этого не запрещает.

Публичное акционерное общество (ПАО) это форма организации публичной компании начиная с 1 сентября 2014 года, представляет собой акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность открытых акционерных обществ регулируется федеральным законом №208 «Об акционерных обществах» и статьей №97 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации.

Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

  • По правилам п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным;
  • информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
  • ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
  • данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.
  • Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму — акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке — также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке — полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО» (п. 1 ст. 4 Закона об акционерных обществах).

Статья 66.3 ГК РФ предусматривает три самостоятельных критерия отнесения акционерного общества к публичным компаниям:

  1. публичное размещение акций;
  2. публичное обращение акций;
  3. позиционирование компании как публичной (путем указания этого в учредительном документе и фирменном наименовании).

Размер уставного капитала акционерного общества

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) были изменены положения о юридических лицах, в том числе и об акционерных обществах.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ к открытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) об акционерных обществах.

Для некоторых видов АО минимальный размер капитала установлен специальными законами (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

В частности, увеличенный размер минимального УК установлен:

  • для банков и иных кредитных организаций в силу требований ст. 11 закона «О банках…» от 02.12.1990 № 395-1 (от 90 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей в зависимости от типа кредитной организации);
  • страховых организаций в силу требований п. 3 ст. 25 закона «Об организации страхового…» от 27.11.1992 № 34015-1 (от 120 миллионов рублей до 480 миллионов рублей, в зависимости от установленных в законе коэффициентов для различных объектов страхования);
  • производителей водки в силу требований п. 2.2 ст. 11 закона «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (80 миллионов рублей).

Все акции АО являются бездокументарными. Это означает, что сведения о собственниках акций отражаются в реестрах либо в записях по счету депо. Акции необязательно должны быть целыми. В силу п. 3 ст. 25 ФЗ № 208 они могут дробиться.

Дробные акции также участвуют в обороте публичного АО или внутри непубличного АО. Если акционер имеет, например, 2 дробные акции, размер каждой из которых составляет ½ от целой, то считается, что он владеет целой акцией.

Капитал АО может увеличиваться 2 способами:

  • Путем увеличения стоимости уже существующих акций. Решение об этом принимается на общем собрании акционеров. Увеличить стоимость имеющихся акций можно, когда у АО есть имущество, которое может покрыть увеличение стоимости.
  • Путем эмиссии новых акций. Решение об этом принимает либо общее собрание, либо совет директоров, если такие полномочия переданы ему согласно уставу АО. Как правило, эмиссия осуществляется при необходимости привлечения новых акционеров. Возможно увеличение капитала как за счет имущества АО, так и иными способами, например путем привлечения средств новых акционеров.

Для увеличения уставного капитала акционерного общества все члены общего собрания должны проголосовать за единогласно. Новые акции, которые появляются за счет имущества АО, распределяются между акционерами пропорционально их количеству. Необходимо отметить, что количество акций не может превышать указанное в уставе АО.

Капитал АО можно не только увеличить, но и уменьшить. При этом предусмотрены случаи, когда сделать это необходимо в обязательном порядке, например, когда к одному АО присоединяется другое (п. 4.1 ст. 17 ФЗ № 208) или акции АО не были оплачены и перешли обществу, которое должно их реализовать (п. 1 ст. 34 ФЗ № 208).

ВАЖНО! Капитал не может уменьшаться, если в результате его снижения размер УК будет менее 100 000 рублей для публичных АО либо менее 10 000 рублей для непубличных.

Уменьшение производится 2 способами:

  • Путем снижения стоимости каждой акции одного типа (например, всех обыкновенных акций). Решение может быть принято общим собранием, а предложение об этом выдвигает совет директоров.
  • Путем уменьшения общего числа акций. Решение должно приниматься на общем собрании.

ВАЖНО! Уменьшение уставного капитала акционерного общества возможно только тогда, когда это прописано в уставе. В противном случае потребуется вносить в него изменения.

Нельзя уменьшать капитал через снижение стоимости акций, если (п. 4 ст. 29 ФЗ № 208):

  • они не оплачены;
  • они не выкуплены АО в порядке ст. 75 ФЗ № 208;
  • АО отвечает признакам банкротства;
  • уменьшение капитала приведет к банкротству;
  • стоимость активов меньше совокупного размера как УК, так и резервного фонда, а также стоимости привилегированных акций;
  • стоимость активов после того, как цена акций будет понижена, станет меньше совокупного размера УК, резервного фонда, а также стоимости привилегированных акций;
  • дивиденды были объявлены, но их выплата не производилась;
  • АО является специализированным (ст. 15.2 ФЗ «О рынке…» от 22.04.1996 № 39).

1. В наименовании слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества».

2. Абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества;».

3. Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2005 г. N 806
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2352)

10. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не позднее 1 февраля представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за отчетный год, предусмотренный приложением N 1 к указанным Правилам, вместе с корректировкой предусмотренных программой приватизации федерального имущества прогнозных показателей поступлений от приватизации федерального имущества с учетом стоимости имущества, продажа которого завершена, изменений, внесенных в программу приватизации федерального имущества за отчетный период, а также принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений по отчуждению пакетов акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15 февраля представляет в Правительство Российской Федерации доклад об итогах исполнения программы приватизации федерального имущества в отчетном году, включая перечни федерального имущества, не приватизированного в отчетном году.

11. Не позднее 1 апреля Министерство финансов Российской Федерации дает Федеральному агентству по управлению государственным имуществом задание на разработку проекта программы приватизации федерального имущества на плановый период, подготовленное с учетом итогов приватизации федерального имущества за отчетный год, а также основных направлений приватизации федерального имущества на плановый период.

12. При подготовке проекта программы приватизации федерального имущества учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и обществ с ограниченной ответственностью, доля в уставных капиталах которых находится в федеральной собственности, иных юридических лиц и граждан, поступившие в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не позднее 1 мая.

13. Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом, и в иные выполняющие указанные функции федеральные органы исполнительной власти перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, подлежащих включению в проект программы приватизации федерального имущества (кроме имущества, включение которого в проект программы является обязательным в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации), для согласования в установленном порядке.

Предложения о включении в проект программы приватизации федерального имущества, приватизация которого обязательна в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в том числе имущества, приватизация которого не завершена в предыдущем плановом периоде, согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не подлежат.

14. Не позднее 10 июня согласованные перечни представляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При наличии разногласий по проекту программы приватизации федерального имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не позднее 20 июня проводит с заинтересованными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласительные совещания с участием представителя Министерства финансов Российской Федерации.

15. Предложения об исключении федерального имущества из проекта программы приватизации федерального имущества представляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти:

в отношении подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий — по форме согласно приложению N 2;

в отношении акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, — по форме согласно приложению N 3;

в отношении долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, — по форме согласно приложению N 4.

Предложения, представленные без соблюдения указанных требований, к рассмотрению не принимаются.

16. Не позднее 30 июня согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект программы приватизации федерального имущества представляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Министерство финансов Российской Федерации с приложением заверенных копий уставов, выписок из реестра акционеров, единого государственного реестра недвижимости и реестра федерального имущества, а также иных документов в соответствии с заданием на разработку проекта программы приватизации федерального имущества на плановый период.

В случае наличия неурегулированных разногласий проект программы приватизации федерального имущества представляется с разногласиями вместе с протоколами согласительных совещаний и заверенными копиями замечаний, подписанных руководителями соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

17. По неурегулированным разногласиям Министерство финансов Российской Федерации проводит в установленном порядке согласительные совещания.

Российская Федерация, наименование субъекта Российской Федерации Реквизиты программы приватизации2 (номер, дата, кем утверждена) Плановые показатели (в соответствии с программой приватизации по состоянию на 31 декабря отчетного года) Фактические показатели
хозяйственные общества, единиц унитарные предприятия, единиц иное имущество казны (недвижимое и движимое имущество), единиц поступления в бюджет от приватизации всего, тыс. рублей количество хозяйственных обществ, в отношении которых в отчетном году проводились торги, единиц приватизировано хозяйственных обществ (пакетов акций (долей в уставных капиталах), в том числе общее количество хозяйственных обществ, исключенных из программы приватизации3, единиц приватизировано унитарных предприятий, единиц общее количество унитарных предприятий, исключенных из программы приватизации3, единиц
на аукционе при реализации преимущественно го права посредством публичного предложения без объявления цены на конкурсе внесено в уставный капитал
всего, единиц сумма начальных цен, тыс. рублей сумма цен продажи, тыс. рублей всего, единиц сумма цен продажи, тыс. рублей всего, единиц сумма начальных цен, тыс. рублей сумма цен продажи, тыс. рублей всего, единиц сумма цен продажи, тыс. рублей всего, единиц сумма начальных цен, тыс. рублей сумма цен продажи, тыс. рублей всего, единиц общая стоимость внесенного имущества, тыс. рублей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
В соответствии с программой приватизации на отчетный год

1. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится

предприятие _____________________________________________________________

2. Сокращенное наименование предприятия _________________________________

3. ИНН __________________________________________________________________

4. Код ОКПО _____________________________________________________________

5. Место нахождения _____________________________________________________

6. Сведения о государственной регистрации:

наименование регистрирующего органа _____________________________________

дата регистрации ________________________________________________________

регистрационный номер ___________________________________________________

7. Сведения об учете в реестре федерального имущества:

дата выдачи свидетельства _______________________________________________

реестровый номер ________________________________________________________

8. Отрасль (код ОКВЭД 2) ________________________________________________

9. Основной вид деятельности ____________________________________________

10. Стоимость основных средств на 1 января 20__ г. _______ тыс. рублей

11. Финансовые показатели предприятия за 20__ год*

(тыс. рублей)
Наименование показателя Утвержденный в составе программы деятельности Фактически достигнутый

1. Выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг) (за

вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных

платежей)

2. Чистая прибыль (убыток)

3. Чистые активы

4. Часть прибыли, перечисленная в федеральный бюджет

_________________________________________________________________________

Регистрация АО: пошаговая инструкция

1. Отрасль (код ОКВЭД 2) ________________________________________________

2. Сокращенное наименование общества ____________________________________

3. ИНН __________________________________________________________________

4. Код ОКПО _____________________________________________________________

5. Место нахождения _____________________________________________________

6. Сведения о государственной регистрации:

наименование регистрирующего органа _____________________________________

дата регистрации ________________________________________________________

регистрационный номер ___________________________________________________

7. Сведения об учете в реестре федерального имущества долей в уставном

капитале общества:

дата выдачи свидетельства _______________________________________________

реестровый номер ________________________________________________________

8. Основной вид деятельности ____________________________________________

9. Величина уставного капитала на 1 января 20__ г. _______ тыс. рублей

10. Стоимость основных средств на 1 января 20__ г. ________ тыс. рублей

11. Перечень организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля

участия общества превышает 25 процентов на 1 января 20__ г.

(тыс. рублей)
Доля (процентов) Стоимость (тыс. рублей)
1.
2.
3.

12. Финансовые показатели общества за последние 2 года

(тыс. рублей)

20__ год 20__ год

1. Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС,

акцизов и других обязательных платежей)

2. Балансовая прибыль (убыток)

3. Чистая прибыль (убыток)

_________________________________________________________________________

13. Основные показатели баланса общества по состоянию на 1 января 20__ г.

Акционерным обществом управляют не непосредственно акционеры, а органы. В АО обязательно образуется два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган. Наряду с ними в непубличном АО по решению акционеров может создаваться совет директоров, а в ПАО совет директоров обязателен. Каждый орган обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам.

Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.

Первый — принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

Второй — утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.

Третий — государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляют в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

Четвертый — размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.

Пятый — государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.

Считать, что в АО есть распределение прибыли, ошибочно. Оно есть только в ООО. В АО выплачивают только дивиденды, если оно получило прибыль. Дивиденды — это часть чистой прибыли АО, которую акционеры получают по приобретенным акциям. Дивиденды могут быть выплачены как по окончании года, так и по окончании квартала.

Чтобы выплатить дивиденды, АО должно принять решение о такой выплате. Принять такое решение в определенных случаях может совет директоров, в других — общее собрание акционеров. В таком решении определяются размер дивиденда, порядок и сроки выплаты, а также дата, на которую определяются лица, имеющие право на дивиденд.

Обзор изменений корпоративного законодательства в первом полугодии 2021 года

Многие российские эксперты и политики уверены в том, что арсенал антироссийских мер в Вашингтоне уже исчерпан. Экономические санкции не смогли существенно поколебать российскую экономику, несмотря на победную реляцию 2015 года Барака Обамы о разрыве ее в клочья. На самом деле дополнительное торможение российского ВВП, по разным оценкам, не превышало 0,2–0,3% годовых.

При этом перечень ограничительных мер США, ЕС и ряда других стран (начиная с 2014 года) достиг сотен. Только персональные рестрикции, а также санкции против отдельных российских компаний превышают 500 позиций. Особо опасными оказались секторальные санкции, направленные на запрет кредитования российского финансового сектора, а также поставок современных технологий в ТЭК и ВПК.

По крайней мере пришлось существенно ограничить освоение нефтегазовых месторождений на шельфе. Многие высокотехнологичные проекты даже в гражданской сфере забуксовали из-за запретов закупать комплектующие в США.

На первый взгляд американские санкции оказались не слишком разрушительными, если не считать торможения минимум на год строительства газопровода «Северный поток – 2». И объяснить это можно в том числе и довольно ограниченными экономическими связями двух стран.

Так, внешнеторговый оборот США с Россией достиг своего максимума в 2014 году, когда он оценивался более чем в $29 млрд. Интересно, что по сравнению с предыдущим годом он, несмотря на первые американские санкции, не сократился, а даже немного вырос. Это вызвало ехидный комментарий бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, подчеркнувшего, что Вашингтон ударил не по американо-российской торговле, а по связям с ЕС (торговый оборот с Европой тогда действительно уменьшился). Но в 2015 году все стало на свои места – торговля с США рухнула сразу на 30%. Потом, правда, ситуация немного выровнялась. В 2019 году товарооборот с США превысил $26 млрд. В прошлом году он вновь сократился, впрочем, именно из-за пандемии. Но все равно двусторонний товарооборот никогда не превышал во внешней торговле России 4–5%. По существу, американская экономика всерьез нуждается только в российском алюминии. И особенно в титане.

Однако не стоит забывать, что санкции вслед за США нам объявил и главный торговый партнер – ЕС. А самое главное то, что американские рестрикции несут, как правило, и вторичный характер. Поэтому даже китайские банки зачастую осторожничают в финансовых операциях с Россией.

Но все-таки сейчас в Кремле всерьез обеспокоены готовящимися в США и ЕС антироссийскими шагами. Посмотрим для начала на возможность введения новых экономических санкций. Казалось бы, все уже испробовано с недостаточным при этом эффектом. Однако напомним, что еще администрация Дональда Трампа в ноябре 2018 года рассматривала в качестве так называемых химических рестрикций (в ответ на отравление Скрипалей) еще один масштабный ограничительный пакет. Предлагалось, например, запретить всем российским госбанкам использовать при любых расчетах доллары, вообще закрыть все импортно-экспортные операции с Россией (кроме продовольствия и лекарств), запретить «Аэрофлоту» полеты в США. Наконец, еще более существенно понизить уровень дипломатических отношений. Кстати, еще весной 2018 года из США из-за дела Скрипалей были высланы 66 российских дипломатов и закрыто генконсульство в Сан-Франциско.

Напомним также на постоянные угрозы отключить российские банки от платежной системы SWIFT и вообще закрыть Интернет.

Тогда Трамп не решился на столь радикальные меры. На санкции против России он шел под давлением демократического большинства в палате представителей конгресса. Сейчас же в Вашингтоне сложился правящий демократический консенсус. Так что опасность новых санкций только возросла.

Впрочем, пока вроде бы можно расслабиться. В конгресс несколько дней назад был внесен одновременно и демократами, и республиканцами законопроект о введении только индивидуальных санкций. Списки, как утверждают американские СМИ, уже подготовлены, но не афишируются. Спор идет о том, выносить ли рестрикции общим списком одновременно или растянуть «удовольствие» на несколько месяцев.

Кстати, персональные ограничительные не так уж и безобидны. Конечно, у провинившихся перед Вашингтоном российских силовиков вряд ли остались счета и вообще любые активы в США. Было время их переместить в защищенные гавани. Но если удар будет нанесен по крупным бизнесменам, то возможный урон трудно прогнозировать. Так, миллиардер Виктор Вексельберг (более $16 млрд активов) отмечал недавно, что только в европейских банках у него заморожено более $1,5 млрд.

Есть и совсем фантастическая на первый взгляд версия удара Вашингтона по Москве. Выступая на заседании Дискуссионного клуба «Финансовой газеты», генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков нарисовал вообще апокалиптическую картину. Ссылаясь на свои закрытые, но надежные источники, он заявил, что в октябре этого года США предпримут атаки на российские дипломатические представительства, включая посольства в ряде стран – союзников Америки. Цели – захват и опубликование секретной документации. При этом дипломатическая неприкосновенность будет попросту ликвидирована.

Если такое произойдет, то это шаг к настоящей, а не гибридной войне, которую ведут друг с другом обе страны. Так что такой сценарий выглядит просто провокационным. Правда, в 1979 году иранские студенты захватили американское посольство в Тегеране. И ничего. Войны пока не случилось.

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ.

1_1. Пункт дополнительно включен со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ, утратил силу с 1 июля 2016 года — Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ. — См. предыдущую реакцию.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями), а также прав и обязанностей акционеров таких акционерных обществ определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.

4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ.

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ

1. Акционерным обществом (далее — общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом в отношении непубличных обществ.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (пункт дополнительно включен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ).

____________________________________________________________________

Пункты 2-6 предыдущей редакции с 1 января 2002 года считаются соответственно пунктами 3-7 настоящей редакции — Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ.

____________________________________________________________________

3. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества (абзац дополнительно включен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ).

4. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

5. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и(или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.

4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Комментарий к статье 3

Уставной капитал при регистрации ООО


Общество может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 5

1. Непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.

Общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.

Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.

2. Решение о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров — владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов. Одновременно с указанным решением общим собранием акционеров могут быть приняты решение о внесении в устав общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, и (или) решение о размещении посредством открытой подписки дополнительных акций общества.

Если одновременно с решением о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается решение о внесении в устав непубличного общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, первое решение вступает в силу со дня государственной регистрации изменений в устав непубличного общества в части его приведения в соответствие с требованиями к публичному обществу. В этом случае указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров — владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов, а при наличии привилегированных акций, указанных в пункте 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, также единогласно всеми акционерами — владельцами таких привилегированных акций.

3. Регистрация проспекта акций при приобретении обществом публичного статуса может осуществляться одновременно с государственной регистрацией их выпуска (дополнительного выпуска).

Документы для регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) акций, также документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. В этом случае решение о регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) акций, также решение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций принимаются Банком России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных настоящим пунктом, и вступают в силу со дня внесения соответствующих сведений в указанный реестр.

4. Дополнительными основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса являются:

1) несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций общества, положений устава, а также состава и структуры органов общества требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для публичного общества;

1. Публичный статус общества прекращается путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным. Публичный статус общества прекращается со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, не содержащем указание на то, что общество является публичным.

2. Прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;

2) Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

3. Решение о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным, принимается одновременно с решением об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и решением об обращении с заявлением о делистинге всех акций и всех эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров. Решения по вопросу повестки дня, предусмотренному настоящим пунктом, принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2018 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ.

4. Акционеры публичного общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу, указанному в пункте 3 настоящей статьи, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии с правилами, установленными статьями 75 и 76 настоящего Федерального закона.

Решения по вопросу, указанному в пункте 3 настоящей статьи, вступают в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного пунктом 5 статьи 76 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ)

Комментарий к статье 7_2

С 1 января 2021 года вновь создаваемые путем учреждения непубличные АО смогут выпускать акции в виде цифровых финансовых активов. Соответствующая возможность должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Внести такое положение в устав АО при его создании путем реорганизации нельзя. Также запрещается исключать это положение, внесенное при учреждении общества, из его устава. Акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, не может выпускать эмиссионные бумаги, за исключением акций, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, в том числе эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции такого непубличного АО.

Регистрация выпусков акций непубличного АО, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Регистрация в соответствии с правилами информационной системы. Учет прав на акции непубличного АО, выпущенные в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы, в которой зарегистрирован выпуск акций. При этом оператор должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра.

Публичные АО выпускать акции в виде цифровых финансовых активов не могут (п. 7 ст. 12, абз. второй п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ч. 14 ст. 5, ч. 3 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Проще всего доверить оформление документов какой-нибудь хорошей юридической фирме – у профессиональных юристов уже набита рука на работу с «канцелярщиной», и они отчётливо понимают, как зарегистрировать непубличную компанию с первой попытки.

  • договор об учреждении АО;
  • Устав непубличного АО (в двух экземплярах – один из них вам впоследствии вернут);
  • квитанция об оплате госпошлины (размер пошлины – 4 тыс. рублей);
  • заявление по форме Р11001 (основной акт, на основании которого и принимается решение о регистрации нового юр. лица – вашего НАО);
  • документы на адрес компании – например, гарантийное письмо (законодатель не требует предоставлять документы такого рода в обязательном порядке, но всё же лучше подстраховаться и приложить их к заявлению).

В окончание процедуры регистрации реестр акционеров передается реестродержателю. Этот этап осуществляется до регистрации акций АО. Документы, которые сдаются на этом этапе, должны соответствовать требованиям определенного регистратора. В том случае, если не произошла оплата акций акционерами, то акции указываются как обременительные.

АО отличается от других форм организации тем, что доли вкладов и получения прибыли в нем предусматриваются определенным количеством акций. Именно их наличие говорит о прямом отношении акционера к данной компании. Стоит отметить, что общества бывают открытыми и закрытыми, теперь они называются публичными и не публичными.

Регистрация акционерного общества / Регистрация АО СПБ

Организационно-правовая форма бизнеса в виде акционерного общества имеет широкое распространение, поэтому неудивительно, что многие учредители желают зарегистрировать свой предпринимательский объект именно в этой форме. Регистрация требует знаний в этой сфере, так как при недостаточности информации есть высокий риск получить отказ. Во избежание подобных неприятностей в данной статье мы рассматриваем порядок регистрации АО.

Реорганизация выделением юридического лица, предполагает решение многих корпоративных вопросов, от уже упомянутого распределения долей в уставном капитале до избрания единоличного исполнительного органа. Данные вопросы решаются только общим собранием участников в порядке, предусмотренном законами «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. На принятые решения распространяются все требования, которые есть в законодательстве для решений общих собраний юридических лиц.

Нужно ли увольнять работников? Поскольку деятельность фирмы фактически не прерывается, этого можно не делать. Однако работодатель должен предупредить персонал об изменениях, которые готовятся на фирме. Каждый сотрудник имеет право уволиться. Трудовые отношения с остальными продолжаются на тех же условиях.

• заявление;
• устав и прочие документы фирмы;
• ИНН;
• подтверждение оплаты обязательной государственной пошлины;
• подтверждение публикации информации в «Вестнике»;
• решение о реорганизации;
• ОГРН;
• документ о неимении задолженности перед пенсионным фондом;
• запрос на предоставление уставных документов;
• код статистики.

Налоговым периодом по НДС является квартал. Поэтому для НДС установлены отдельные правила. ФНС РФ в своих письмах № ГД-4-3/8319@ № 24-15/04265@ рассмотрела случай преобразования ЗАО в ООО и разъяснила, что сдача правопредшественником (ЗАО) декларации НДС за последний налоговый период возможна только с предварительного письменного согласия территориальной ИФНС. В этом случае ЗАО сдает декларацию за период до даты регистрации преобразования. Правопреемник (ООО) в свою очередь сдает декларацию за период после даты преобразования.

Многие регистраторы выделяют сверку с Пенфондом РФ в отдельную стадию. На самом деле, в подобной процедуре уже нет нужды. С 01 января 2021 года администратором пенсионных взносов является ФНС РФ, а не ПФР. Поэтому с Пенфондом просто нечего сверять. Все платежи отслеживаются налоговыми органами. Однако при реорганизации юрлица в Пенсионный Фонд по — прежнему необходимо отправлять информацию о застрахованных субъектах. Это персональные сведения о сотрудниках, даты приема и увольнения работников и так далее. Данная информация направляется в течении месяца с даты утверждения передаточного акта, но не позднее момента подачи в уполномоченную ИФНС заявления о регистрации нового юрлица (п.3. ст.11 Федерального закона 27 — ФЗ от 01.04.1996 года).

Акционеры голосуют по каждому из вопросов в отдельности. По результатам собрания составляется сразу два Протокола. Первый- это Протокол об итогах голосования. Он визируется счетной комиссией либо регистратором. Данный документ оформляется не позднее 3 дней после окончания собрания. Кроме того, составляется ещё и Протокол самого собрания. Его подписывают Председатель собрания и Секретарь. Он также должен быть подготовлен за период не более 3 дней по окончании мероприятия.

Как правило, ответственные лица направляют участникам компании заказные письма о намерении провести собрание, либо через курьеров вручают им извещения под роспись. Впрочем, Устав может предусматривать иные способы информирования. Например, рассылка SMS, направление электронных писем или публикация в СМИ. Уточним — извещение «просто по телефону» не считается надлежащим. В этом случае судья признает решение собрания недействительным (постановление Шестнадцатого ААС по делу №А77 — 16/2021 от 22.04.2021 года).

Суды также придерживаются позиции, что оплатить долю в уставном капитале учредитель может через кого-то. Если есть квитанция об оплате доли, неважно каким именно образом провели платеж. Но в документе обязательно должно быть назначение платежа и имя учредителя. В противном случае участник общества не сможет подтвердить, что именно он полностью оплатил свою долю.

Новым организациям стало проще пополнять уставный капитал. До 2021 года правила были значительно жестче: участникам общества требовалось внести вклад в капитал еще до того, как организацию регистрировала инспекция. В 2021 году это можно сделать, когда общество уже начнет работать.

Возможна ситуация, когда участник общества по каким-то причинам не может сам оплатить свою долю в уставном капитале. Закон не запрещает делать это за него посторонним. Единственное условие – нельзя освободить учредителя от обязанности оплатить долю в уставном капитале (п. 1 ст. 16 Закона № 14-ФЗ).

Увеличение капитала ООО и Акционерного общества осуществляется по одной или нескольким из вышеуказанных причин. Количество собственников при этом роли не играет – единственным учредителем соблюдаются те же правила.

Уставным капиталом называют средства учредителей, внесенные ими для запуска бизнеса. Это может быть взнос одного участника или доли нескольких. Его размер определяет меру ответственности компании по обязательствам – чем больше сумма УК, тем выше степень доверия партнеров и клиентов. Минимальный порог на 2021г. составляет 10 000 руб. для ООО и 100 000 руб. для АО (в соответствии с ФЗ-14 от 1998 г. и ФЗ-208 от 195 г.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *