Учет заработной платы в бюджетных учреждениях 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет заработной платы в бюджетных учреждениях 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2021 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Учредителем — при перечислении средств субсидии с условиями учреждению, с формированием расчетов по предоставленным безвозмездным перечислениям (субсидиям текущего характера, субсидиям капитального характера) (1 206 41 000, 1 206 81 000, 1 206 73 000).

Типовые проводки бюджетного учета 2021

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Раскрытие бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, в частности, в целях мониторинга (анализа) исполнения бюджета, результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и результатов выполнения государственного (муниципального) задания; контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ.
Стандарт определяет состав отчетности, в которой должна быть раскрыта бюджетная информация, для разных субъектов (например, для бюджетного и автономного учреждения это будет бюджетная информация в отчетах по формам 0503737 (отчет об исполнении плана ФХД) и 0503738 (отчет об обязательствах), а также в отдельных приложениях Пояснительной записки к балансу (ф. 0503760)). В стандарте также закреплено:

Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2021 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций. Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

Еще с прошлого, 2021 года принципиально изменился Порядок отражения операций с субсидиями, получаемыми от учредителя. Вызвано это было, в первую очередь, вступлением в силу Стандарта «Доходы»*(1). 2021 год учреждения прожили в некотором смятении — не всегда было понятно, как именно отражать операции с субсидиями. Многие вопросы оставались неурегулированы. В частности, когда и на основании какого документа доходы будущих периодов признавать доходами текущего года. А с 2021 года еще и поменялся порядок применения КБК. В настоящее время издано системное Письмо Минфина России от 04.02.2021 № 02-06-07/6939, которое должно разрешить и пояснить спорные моменты.

1. Дебет КДБ5 4 205 31 561 Кредит КДБ5 4 401 40 131 — начисление доходов будущих периодов на выполнение госзадания в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 130, КОСГУ 131) Кредит КДБ5 4 205 31 661 — отражено получение субсидии.
3. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 205 31 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
4. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 401 10 131 — признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета о выполнении госзадания).
5. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КБК3 4 303 05 731 — закрытие по завершении года расчетов в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением госзадания на основании Извещения, Отчета о выполнении госзадания, иного документа-основания.
6. Дебет КБК3 4 303 05 831 Кредит КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат средств субсидии прошлого года в связи с невыполнением задания.

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
  • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Но данный норматив не определяет порядка отображения налоговых санкций, в том числе и пеней. Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам.

В 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Напомним, в силу п. 11.1 Порядка № 209н расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с до­оборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В бухгалтерском учете все события проводят с помощью двойных записей. Одна и та же операция отражается по дебету одного бухгалтерского счета и по кредиту другого. По одному счету отражается приход, а по другому счету та же сумма проводится как расход. В результате возникает экономическая связь, которая называется корреспонденцией. Важно правильно выбирать счета для отражения операций, чтобы не нарушить методологию учета и не исказить статьи бухгалтерской отчетности. За крупные ошибки в учете бухгалтеру придется платить административный штраф.

В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п. 25 Стандарта «Доходы»)

Согласно пункту 110 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н, «возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дебету счета 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»».

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Если ошибки обнаружены иными лицами, включая работников учреждений, используются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:

Счет аналитического учета Наименование
0 111 41 000 Права пользования жилыми помещениями
0 111 42 000 Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 111 44 000 Права пользования машинами и оборудованием
0 111 45 000 Права пользования транспортными средствами
0 111 46 000 Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
0 111 47 000 Права пользования биологическими ресурсами
0 111 48 000 Права пользования прочими основными средствами
0 111 49 000 Права пользования непроизведенными активами

Оформление операций по отражению прав пользования активами:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Признание арендатором (пользователем имущества) объекта учета операционной аренды … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» Счетов 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом»;

0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

Поступление нефинансовых активов, относящихся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с договором, отражаемое учреждением (пользователем) нефинансовых активов в сумме справедливой стоимости арендных платежей. … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» … счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования»
Прекращение права пользования активом (если договор полностью исполнен) (выбытие объекта учета) в сумме балансовой стоимости права пользования активом … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» … соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»
Прекращение права пользования активом при досрочном прекращении договора, по которому были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета) Способ «красное сторно» в сумме остаточной стоимости права пользования активом:

ДЕБЕТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

КРЕДИТ счетов

0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом»,

0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»,

0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования».

В сумме накопленной амортизации права пользования активом:

ДЕБЕТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Расходы по страхованию автомобилей отражаются бюджетным учреждением в 2021 году бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 50 226 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 27 730.
2. Учет представительских расходов (издержки обращения) в 2021 году может быть организован бюджетным учреждением с применением счета 0 109 80 296 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части иных расходов».

Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения при ведении учета руководствуются положениями:
— «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета_», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— «Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
С 08.05.2021 вступили в силу изменения в Инструкции NN 157н, 174н, подлежащие применению при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 01.01.2021 (п. 2 приказа Минфина России от 31.03.2021 N 64н, далее — Приказ N 64н; п. 2 приказа Минфина России от 31.03.2021 N 66н, далее — Приказ N 66н).
В частности, указанные изменения затронули группировку расчетов по аналитическим счетам синтетического учета счета 0 302 20 000 «Расчеты по работам, услугам». Данный счет дополнен аналитическим счетом 0 302 27 000 «Расчеты по страхованию» (смотрите, в частности, п. 256 Инструкции N 157н).
В то же время Указания, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), соответствующих изменений не претерпели. Подстатья 227 «Страхование» КОСГУ будет применяться учреждениями госсектора только с 01.01.2021 (приказ Минфина России от 29.11.2021 N 209н). Услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья в 2021 году подлежат отражению с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний N 65н). Начиная с 01.01.2021 в отношении таких расходов будет применяться подстатья 227 КОСГУ (смотрите также Сопоставительную таблицу, доведенную в Информации Минфина России от 05.03.2021).
Учитывая положения п. 302 Инструкции N 157н и п.п. 128, 160 Инструкции N 174н, в 2021 году начисление расходов в виде страхования автомобилей отражается бухгалтерской записью:
Дебет 0 401 50 226 Кредит 0 302 27 730
— расходы по страхованию автомобилей отражены в качестве расходов будущих периодов.
2. Согласно изменениям, внесенным положениями Приказов NN 64н, 66н, учреждения госсектора при ведении учета в 2021 году не применяют счет 0 109 90 000 «Издержки обращения» (смотрите, в частности, п. 138 Инструкции N 157н, п. 59 Инструкции N 174н).
До 1 января 2021 года к издержкам обращения относились затраты, произведенные в результате реализации товаров, в том числе в процессе их продвижения, в частности, представительские расходы. С 1 января 2021 года для группировки затрат при формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг, применяются аналитические счета учета счетов:
— 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
— 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
— 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».
Учитывая, что издержки обращения напрямую с изготовлением готовой продукции, работ, услуг не связаны, их учет может быть организован на аналитических счетах учета счета 109 80 «Общехозяйственные расходы». В соответствии с положениями Указаний N 65н представительские расходы подлежат отражению с применением подстатьи 296 «Иные расходы» КОСГУ.
Таким образом, учет представительских расходов (издержки обращения) в 2021 году может быть организован бюджетным учреждением с применением счета 0 109 80 296 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части иных расходов».

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Повышение зарплат в бюджетной сфере. Кому ждать наибольшей прибавки в 2021 году

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Зарплата в январе: рассчитываем правильно

С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?

Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.

Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.

Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.

Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.

«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.

В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.

Индексация зарплаты на уровень инфляции

В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).

В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.

Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.

« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.

Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.

С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.

Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.

Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

  1. В доходный КОСГУ 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» кроме штрафов добавили пени.
  2. Код 12К «Доходы от концессионной платы» не применяют для кассовых поступлений и выбытий.
  3. По КОСГУ 211 в учете отражают также единовременные выплаты к ежегодному отпуску государственных и муниципальных служащих, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении и доплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников.
  4. Из перечня расходов по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» исключили пособия за счет ФСС (по болезни, беременности и родам, пр.), так как с 2021 года все регионы переходят на прямы выплаты от фонда.
  5. К несоциальным выплатам сотрудникам в денежной и натуральной форме по КОСГУ 212 и 214 относят расходы для привлечения и сохранения кадрового потенциала, а также стимулирования занятости. По подстатье 214 также следует учитывать выплаты персоналу на личное потребление.
  6. Статьи 560/660 и 730/830 детализируют по группам лиц (контрагентам). Если в течение года контрагент переходит из одной группы в другую, КОСГУ с начала года не меняют.

1. С 2021 года в Порядок № 209н добавили новые подстатьи КОСГУ:

  • 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду будут отражать доходы от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях;
  • 422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» и 423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования». Ранее в приказе был код 422 для обесценения всех НМА. Теперь добавили КОСГУ 423 и разделили активы по срокам их использования;
  • 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования». Аналогичная ситуация с выделением НМА с разными сроками использования.

2. Также внесли правки в действующие подстатьи КОСГУ со следующего года:

  • по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
  • по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
  • в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
  • статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
  • подстатьи КОСГУ 191–199, 352353, 411412, 421423, 432, 452453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2021 года.

  • Дайджест № 56: решаем практические вопросы
  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства

Теперь правительство будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, определять компенсационные и стимулирующие выплаты, а также условия их назначения. По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, это «позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах». Ожидается, что это приведет к росту зарплат.

Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь

Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.

Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.

Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.

Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.

По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).

С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

  • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
  • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
  • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00 0000 0000000000 000
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
0.204.00 0000 0000000000 000
0.209.81 0000 0000000000 000
0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
0.304.01 0000 0000000000 000
0.401.30 0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Уже с 2020 года зарплата работников бюджетной сферы начисляется по новой тарифной схеме, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок бюджетников состоит из следующих составляющих:

  • оклада;
  • премиальных выплат, величина которых определяется в индивидуальном порядке для каждого работника, но не менее 5% от оклада;
  • доплат и надбавок, включая начисления за работу, связанную со вредными и опасными условиями труда, компенсацию за осуществление трудовой деятельности в выходные и праздничные дни, сверхурочный труд, надбавки за ученое звание/степень и другие;
  • доплат за стаж: до 5 лет — 10% от базовой ставки, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, свыше 15 лет — 30%.

Заработная плата – это не только вознаграждение за отработанное время. В нее входят и другие начисления, которые гарантированы трудовым законодательством: отпускные, оплата по среднему заработку, премии, надбавки и т.д.

Для каждой из них свой расчет. Повременная имеет фиксированный оклад, который зависит от количества отработанных дней в месяце. У сдельной тариф, зависящий от выработки. В смешанных системах добавляется премия, которая устанавливается внутренними актами.

  1. НДФЛ;
  2. Исполнительные листы по алиментам на несовершеннолетних детей, на возмещение вреда здоровью, смерти кормильца, нанесённым преступлением или моральный вред;
  3. Прочие исполнительные листы в порядке поступления (прочие обязательные удержания);
  4. Удержания по инициативе руководителя.
  • Если сумма обязательных удержаний превышает предельную (70%), то сумма удержаний распределяется пропорционально обязательным удержаниям. Остальные удержания не производятся;
  • Сумма ограничения удержаний по инициативе работодателя составляет 20%;
  • По заявлению сотрудника сумма удержаний не ограничивается.

Этот же лимит установлен и для удержаний по нескольким исполнительным документам. То есть за сотрудником нужно сохранить минимум 50 процентов его заработной платы. Однако такое ограничение не распространяется на удержания при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, а также в случаях возмещения: Все правила отражения в учете расчетов с работниками – в статьях и сервисах журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Как показала проверка, сумма переплаты в проверяемом учреждении за 10 месяцев 2021 года составила 5 927,40 руб. по одному из работников. Данные, являющиеся основанием утверждать, что бухгалтером учреждения зарплата работнику начислялась неправильно, приведены в таблице: Наименование составной части заработной платы Размер выплаты, который должен быть произведен, руб. Повышающий коэффициент к окладу по государственному учреждению в размере 15 % от оклада Надбавка за выслугу за выслугу лет в размере 15 % от оклада Стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы Компенсационная выплата за расширение зоны обслуживания в размере 92 % от оклада Сумма переплаты за месяц составила 592,74 руб.

Должностной оклад состоит из минимального должностного оклада по перечню квалификационных групп и повышающих коэффициентов.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Теперь Положение системе оплаты труда работников организации должно предусматривать фиксированные размеры окладов (базовых окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2021 г. № 216 н.

Татьяна Ивановна имеет ежемесячный оклад в 15 000 рублей. В месяце был 21 рабочий день, но так как она брала отпуск за свой счет, отработала она всего 15 дней. В связи с этим ей выплатят следующую сумму: 15 000*(15/21)=15 000*0.71= 10 714 рублей 30 копеек.

Он является единым для всех граждан и составляет 13%. На эту сумму работодатель, являясь налоговым агентом, платит в налоговую службу от имени работника, соответственно, уменьшая размер дохода к начислению на эту сумму.

Начисление оплаты труда отражается по кредиту счета 70. Корреспондирующие счета при начислении зарплаты отражают направление учета затрат в зависимости от выполняемых работником трудовых функций. Также по кредиту счета 70 отражаются начисления оплаты за время отсутствия работника по причине болезни или отпуска.

Рассмотрим на примере порядок формирования проводок по выплате вознаграждения сотрудникам. В ООО «Компания» трудятся два человека. Организация занимается оптовой торговлей и зарплата всех сотрудников относится на 44 счет. Зарплата выплачивается 10-го числа следующего месяца. В этот же день перечислены НДФЛ и алименты. Страховые взносы перечислены 14.12.2021.

Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).

Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20214610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.

КПС на счетах учета в 2021 году

  • денежные выплаты на отпуска и по временной нетрудоспособности;
  • компенсация простоя;
  • издержки, которые связаны с оплатой проезда или питания;
  • прибыль, которая была получена вне расчетного периода;
  • другие надбавки и премии, прямо не предусмотренные действующей формой оплаты труда.
  • табель учета;
  • лист нетрудоспособности;
  • приказ о назначении премии;
  • наряд на сдельную работу;
  • приказ о назначении финансовой помощи;
  • исполнительный документ;
  • заявление на налоговый вычет;
  • акт выполненных работ;
  • маршрутный лист;
  • другая документация.

Имейте в виду: отсутствие какого-либо из данных пунктов подразумевает нарушение трудового законодательства и влечет за собой последствия. Это означает, что просто составить внутренний документ – недостаточно. Нужно еще, чтобы он соответствовал имеющимся нормам. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше внимательно изучить какой-либо образец индексации заработной платы.

Заметим, что второй пункт является спорным. И в случае несогласия со штрафом наниматель может обратиться в суд. Нынешняя судебная практика показывает, что решения по такому делу может быть принято и в пользу обратившегося работодателя, и в пользу инспекторов.

Эта схема работает, когда в учреждении решено потратить имеющиеся денежные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Однако, в этом случае неизвестно, какая абсолютная сумма доплаты придется на каждого сотрудника в соответствии с тем алгоритмом расчета доплат, который используется именно для него.

В бюджетных учреждениях учет заработной платы ведется по источникам финансирования (бюджетные средства по основному виду деятельности, внебюджетные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и т.д.). Общая величина НДФЛ и страховых взносов рассчитывается по каждому сотруднику в соответствии с размером начислений по каждому источнику, а внутри источника – по каждому виду финансирования.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок. Ему также поручено определить перечни компенсационных и стимулирующих выплат и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Пока зарплаты бюджетникам определяют местные власти, нередко это полномочие делегируют самим организациям. Поэтому за одну и ту же работу медики и учителя в разных регионах получают по-разному, отмечал ранее первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Для каждой отрасли разработают свои требования, кабмин изложит их в подзаконных актах. Ожидается, что там укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты, а фракция «ЕР» настаивает, чтобы не менее 70 процентов.

Фото 121859


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *