Иом дошкольника образец заполнения по фгос 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иом дошкольника образец заполнения по фгос 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Образец для заключения и рекомендаций ПМПК

Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)
Воспитатели (ФИО):
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра:
Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК
Долговременные цели
Цели на текущий период (учебный год)

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Опорные принципы проектирования индивидуального плана:

  1. Развитие способностей ребёнка к обучению.
  2. Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
  3. Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
  4. Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.
  1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
  2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
  3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
  4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
  5. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.

Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:

  • дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
  • чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
  • коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
  • обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
  • произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
  • проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

  1. Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
  2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
  3. График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
  4. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
  5. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
  6. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
  7. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
  8. Рекомендации и консультативная помощь родителям.

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2017-2018 учебный год

Ф.И.О. воспитанника Гаврилов Даниил Викторович. Группа № 1. Дата рождения 05.11.2010г. Возраст 7 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2017

Воспитатели: Разуваева Л. В., Сапегина Е. С.

Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательных областях: речевое развитие;

познавательное развитие.

Начало года

Конец года

Речевое развитие

2

Познавательное развитие

2,2

Проблема ребенка:

— плохо сосредоточивается, недостаточно устойчивое внимание, поверхностное, быстро истощается, легко отвлекается, требует переключения на другой вид деятельности,

— динамика процесса заучивания не соответствует возрасту (медленно запоминает и быстро забывает), тяжело дается заучивание стихотворений;

— знания о животном и растительном мире недостаточны;

— низкий уровень развития монологической и диалогической речи; затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова;

— затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение;

— не умеет устанавливать причинно – следственные связи;

— уровень развития ниже показателей возрастной нормы.

Задачи:

— формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

— овладение порядковым прямым и обратным счетом до 20.

— показывать образование чисел в пределах 10, развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа;

— обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.

— обогащать представления о геометрических фигурах и их свойствах (углы, стороны);

— обогащать временные ориентировки, расширять представления о временах года, частях суток.

— формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей.

— развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формировать представления о природном многообразии планеты Земля;

— автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;

— учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;

Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю

Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель

Работа с родителями : беседы, консультации, рекомендации.

Речевое развитие

Дата

Название игры (упражнения)

Цель

Отчёт о работе

1

Сентябрь

05.09.17 г.

Чтение сказки «Лиса и волк».

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать.

Появился интерес к художественной литературе.

12.09.17 г.

Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»…

Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Улучшилось внимание и память.

19.09.17 г.

«Объясните, почему…»

Научить строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Улучшилось мышление, внимание и память.

26.09.17 г.

Д/и «Назови ласково».

Развитие навыков словообразования.

Выполнил верно.

2

Октябрь

03.10.17 г.

Беседа «Как я провёл выходные».

Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях.

Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.

10.10.17 г.

С/И «Закончи предложение».

Формировать связную и грамматически правильную речь.

Выполнил верно.

17.10.17 г.

«Волшебные превращения»

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Ребёнок выполнил верно.

24.10.17 г.

Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер».

Развивать память, речь.

Улучшилось внимание и память.

31.10.17 г.

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Материалы для процедуры аттестации

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Категория одаренных детей нуждается в дифференциальном обучении, которое предполагает личностный подход к каждому из них.

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное — выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в ДОУ по ФГОС

Общие данные:
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)
Воспитатели (ФИО):
Специалисты:
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Врач
Инструктор по физической культуре

Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК

Актуальность: низкий уровень освоения программы в области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития с учетом имеющегося речевого, психологического, физического здоровья.
Задачи:
• развитие игровой деятельности;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование представлений о здоровом образе жизни.

Реализация индивидуального маршрута:

Периодичность-Ежедневно.
Рекомендации, формы работы с ребенком:
Ситуативные разговоры, беседы: («Дружная семья», «Волшебные слова» — о доброжелательных отношениях между людьми и др.)
Дидактические игры по выбору, разного вида конструктор
Подвижные игры «Зайцы и морковка», «Надень колпак» и др. (способствовать проявлению инициативы брать на себя ведущую роль в играх)
Результат работы:
Наблюдается положительная динамика в развитии. Стал проявлять интерес к окружающему миру.
Появилась усидчивость. Может заниматься делом рядом со сверстниками
Чаще стал принимать участие в гимнастиках, подвижных играх.

Светлана Пархоменко
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи через использования традиционных и нетрадиционных форм работы:

Индивидуальные беседы,
Консультации по проблеме,
Анкетирование,
Наглядность- (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
открытыеиндивидуальные занятия с ребенком для родителя ( законного представителя)
совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка
слов и звуков», индивидуальные консультации с логопедом и сурдологом.

  • Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Рисование.

  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использует разные материалы и способы создания изображения.

Лепка.

  • Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений,
  • Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  • Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Аппликация.

  • Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания
  • Создает сюжетные и декоративные композиции.

Музыка.

  • Узнает мелодию Государственного гимна РФ.
  • Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
  • Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
  • Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
  • Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.


Похожие записи:

Художественная деятельность

Уч.г.

20__-20__

Уч.г.

20__-20__

Уч.г.

20__-20__

н.г.

к.г.

н.г.

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ: применение, заполнение, образцы

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развития Подразделы Пример комментария воспитателя
1 Речевая Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы Может рассказать сюжет из сказки
2 Познавательная Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет
3 Коммуникативная Социализация, труд, ОБЖ Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками
4 Творческая Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы
5 Физическая Активность, подвижность Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Изготовление книжек-малышек в ДОУ

Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут

  • Занятия с детьми
  • Консультации для воспитателей ДОУ
  • Сценарии мероприятий
  • Работа с родителями
  • Физ. развитие
  • Методические разработки
  • Документация ДОУ
  • Тематические статьи
  • Проектная деятельность в детском саду
  • Планирование в ДОУ
  • Мастер-классы
  • Методическая работа в ДОУ
  • Дополнительное образование
  • Исследовательская деятельность
  • Развивающие игры для детей
  • Предметно-развивающая среда
  • Программы в ДОУ
  • Логопеду
  • Детское творчество
  • Бланки
  • Своими руками
  • Подвижные игры
  • Презентации
  • Родителям
  • Сказки, рассказы
  • Авторские стихи
  • Видео

В последние десятилетия работа школы отмечена появлением большого разнообразия педагогических систем, концепций и теорий, которые ориентированы на саморазвитие личности ученика и учителя, а также на разнообразные способы, позволяющие поддержать это проявление. В связи с этим локально и повсеместно используемые обучающие направления корректируются в сторону индивидуализации и гуманизации. Что это означает? Под гуманизмом в образовании понимается обеспечение внешней и внутренней свободы каждого человека, а также признание его самоценности.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут школьника? Это дифференцированная, образовательная, целенаправленно проектируемая программа. Ее реализация призвана обеспечить ученику позицию субъекта выбора. Взрослый при следовании ребенка по индивидуально-образовательному маршруту призван осуществлять педагогическую поддержку самоопределения и самореализации своего воспитанника.

Какой индивидуальный образовательный маршрут может быть составлен педагогом для конкретного ученика? Выбор того или иного ИОМ будет зависеть от целого ряда факторов. Среди них:

  • Особенности, интересы и потребности в достижении образовательного результата и ученика, и его родителей.
  • Профессионализм педагога.
  • Возможности образовательного учреждения.

Самыми эффективными средствами при формировании навыков для самоопределения ребенка считаются педагогические ситуации, а также совместное планирование с детьми и их родителями программы развития ребенка, что происходит в процессе чтения, общения, игры и т.д. Подобную ситуацию и называют индивидуальным образовательным маршрутом.

Согласно новой концепции обучения, ребенок может повторять тему, изучать новый или закреплять уже изученный материал. Разработанный педагогом индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ученика непременно должен учитывать его психологические особенности, а также уровень знаний.

ИОМ разрабатываются для сильных и для слабых учеников, а также для тех детей, которые часто болеют. Однако среди учеников всегда есть такие, которым обучение дается легче, чем остальным.

Образец индивидуального образовательного маршрута для ребенка с выдающимися способностями, представленный ниже, позволяет понять, какая работа должна проводиться с одаренными учениками.

Педагогу невозможно «начертить траекторию» обучения своих воспитанников, так как процесс получения знаний всегда находится в динамике и в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут нельзя составить по единому «рецепту». Это обосновывает необходимость в корректировке элементов ИОМ. Основной задачей педагога при этом является предложение учащемуся широкого спектра возможностей, а также оказание помощи в том, чтобы тот сделал свой окончательный выбор.

Разработка ИОМ происходит с участием педагога, ученика и его родителей. Однако процесс выбора определенного маршрута должен принадлежать только ребенку.

Это документ, в котором дается описание составленного педагогом индивидуального образовательного маршрута. Он должен включать в себя описание:

  • Особенностей развития ребенка.
  • Потенциальных возможностей и способностей ученика.
  • Особенностей, характерных для образовательного процесса.
  • Ожидаемых результатов.
  • Критериев результативности.
  • Форм и способов отслеживания результатов образовательного процесса.

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду.

На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги.

Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” — воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Данные о воспитаннике и его семье — название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

Индивидуализация обучения сглаживает несоответствие между уровнем, установленным общеобразовательной программой, и объективными возможностями ребенка.

ИОМ – это управление всесторонним развитием малыша и реализация его личностного потенциала, основанная на подробном изучении внутреннего мира дошколенка и его социального окружения.

Это демонстрация эффективности партнерства педагога, воспитанника и родителей.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Принцип действия ИОМ – в адаптации педагогических технологий и методик к персональным качествам ребенка. Образовательный процесс будет успешным при условии, что учитываются трудности, которые может испытывать дошкольник, темпы овладения знаниями и навыками.

Цель индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС – создание мотивации и благоприятных условий для активности ребенка, раскрытия его интеллекта, эмоций, физического и творческого потенциала.

Задача педагогов ДОУ – квалифицированная разработка ИОМ при содействии профильных специалистов, с подбором методов обучения, соответствующих индивидуальным потребностям дошкольника, и составлением адекватных нагрузок – учебных, физических, психологических.

Основные критерии, определяющие стратегические направления ИОМ:

  • объективно установленный уровень развития дошкольника;
  • степень готовности ребенка к образовательному процессу;
  • цели и задачи индивидуальной деятельности на ближайшую перспективу.

Программу координируют с возможностями конкретного ДОУ, положениями государственного заказа, пожеланиями родителей.

Программы ИОМ разрабатывают для детей:

  • с ограничениями по здоровью – ОВЗ;
  • одаренных, с уровнем интеллектуального развития выше средних нормативных стандартов;
  • испытывающих трудности при усвоении общеобразовательной программы и нуждающихся в коррекционной поддержке специалистов.

Актуальность индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ОВЗ оправдана в формате инклюзивного обучения по ФГОС. Поскольку в процессе совместного обучения позволяет снять барьеры между воспитанниками, отнесенными к разным группам здоровья.

ИОМ дошкольника с ограничениями по здоровью составляют по результатам диагностических исследований, с учетом квалифицированных рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума). Принцип разработки образовательного маршрута при ОВЗ – поддержание сильных сторон ребенка и аргументированная компенсация дефектов развития.

При составлении учитывают:

  • пределы допустимых для ребенка нагрузок;
  • наличие в ДОУ специальных коррекционных и развивающих программ;
  • особенности индивидуально психолого-педагогической коррекции;
  • возможность корректирования действующего образовательного маршрута.

Одаренные дети также нуждается в дифференциальном обучении и личностном подходе к каждому из них.

Если обучать таких дошколят по стандартной программе, они быстро теряют интерес к образовательному процессу и, соответственно – мотивацию.

Пример индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос образец таблица

Созданию ИОМ предшествует подробное и квалифицированное диагностическое исследование с целью выявить поведенческие особенности ребенка, уровень его развития – интеллектуального, психоэмоционального, социально-коммуникативного и физического.

Результаты исследований рассматриваются на педсовете ДОУ, который дает рекомендации для дальнейшего обследования детей специалистами психолого-медико-педагогический консилиума. Консилиум, в свою очередь, составляет список дошкольников, для которых индивидуальный образовательный план является объективной необходимостью.

Подготовительная исследовательская деятельность выполняется в следующих направлениях:

  1. Составляется характеристика ребенка с указанием скорости и степени адаптации в детском сообществе и перечислением дошкольных учреждений, воспитанником которых ранее он был.
  2. Составляется характеристика семьи по результатам внимательного изучения взаимоотношений между всеми членами и особенно – между ребенком и родителями.
  3. Изучаются физические особенности малыша – осанка, походка, мимика. Определяется уровень физического развития и группа здоровья. Отмечается аппетит и характеристика сна.
  4. Определяется уровень развития мышления, памяти, внимания и речи.
  5. Выявляются склонности к определенным видам деятельности, чтобы впоследствии использовать полученные данные в учебно-воспитательном процессе.

По данным, полученным в результате подготовительных исследований, педагоги в сотрудничестве с профильными специалистами продумывают диагностический и содержательный контент ИОМ. Составляется календарный план, в котором прописаны этапы организационно-педагогической работы и педагогические технологии.

В государственной стратегии развития дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) прослеживаются два процесса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: включение детей с ограниченными возможностями в общие группы и индивидуализация образования.

Многим педагогам сложно их совместить.

Однако всегда есть возможность даже в смешанных группах детей проводить диагностику способностей и потребностей обучающихся, чтобы специалисты ДОУ занимались с детьми индивидуально, помогая им догонять в развитии сверстников и развивать таланты.

В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п.

), отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике.

В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка.

При этом стоит учитывать, что абсолютно все дети разные, и индивидуализация обучения каждого ребёнка в группе — это достижение педагога, требующее немалых усилий.

Более конкретные цели зависят от тематики занятия и возраста ребёнка.

Специалистам ДОУ желательно находить подход к каждому ребёнку и давать детям задания разного уровня сложности, даже если не требуется коррекция или развитие особых талантов.

Занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах до трёх детей со сходными проблемами. Возможно также давать небольшие индивидуальные задания таким ребятам на общих для всех занятиях и прогулках.

Например, когда воспитатель гуляет с детьми, можно давать отдельные мини-задания, нацеленные на физическое воспитание: потренироваться в длине прыжка, удержании равновесия, правильной походке и др. При этом остальные дети в это же время могут быть заняты игрой или точно такими же индивидуальными заданиями.

На занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений можно организовать работу по карточкам, содержащим задания разного уровня в зависимости от способностей детей. Причём в подготовительной группе периодически можно предоставлять детям выбор, задания какого уровня сложности взять.

Такая индивидуализация обучения позволяет не оставлять без внимания остальных детей в группе.

В первой половине дня чаще всего это занятия по познавательному развитию, а после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др.

Режимные моменты — это тоже возможность для индивидуальной работы: малыши учатся культурно-гигиеническим навыкам во время умывания и одевания, а также правильному пользованию посудой и бытовому самообслуживанию во время приёмов пищи.

Такая индивидуальная работа ситуативна, её трудно ограничить по времени и строго регламентировать.

В начале учебного года воспитатель сдаёт руководству ДОУ перспективный план, в котором должна быть также отражена индивидуальная работа с детьми и родителями на учебный год.

Поэтому перед составлением такого плана воспитателю нужно проанализировать контингент своей группы, узнать, из каких семей будут дети, какие у них есть проблемы и особенности.

Перспективное планирование индивидуальной работы можно оформить в виде отдельной таблицы.

Примеры индивидуальных маршрутов развития ребенка в доу по фгос

Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности (состояние здоровья, жизненная ситуация, возраст и т. п.), а также особенности целых категорий групп воспитанников (например, дети с общим недоразвитием речи).

И в целом стандарт активно продвигает индивидуализацию дошкольного образования. Предполагается 2 основных направления работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку в смешанной группе и индивидуальные занятия с детьми, которым они требуются.

В любом случае и те и другие занятия должны обеспечить каждому воспитаннику всестороннее развитие с коррекцией его недостатков и улучшением способностей.

Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский

Неотъемлемая часть успеха занятия — это интерес детей. Важно понимать, что ребёнок не обязан хотеть усвоить что-либо новое, оно должно завладеть его вниманием. Знания ни в коем случае не должны быть навязаны ребёнку.

В силах воспитателя сделать так, чтобы интерес появился в начале занятия и не угасал до его конца: можно создавать внешние стимулы, а можно актуализировать собственный опыт детей.

Обучающиеся хорошо воспринимают сказочные мотивы, сюрпризные моменты и элементы соревнований.

Приведу примеры из личного опыта. С обучающимся из младшей группы можно использовать игрушечную рыбу (у нас это была пластиковая золотая рыбка). Начать занятие так: «Сегодня к нам приплыла гостья, и она хочет с тобой познакомиться. Кто это? (Рыба). С кем ты будешь играть? (С рыбой). Потрогай её.

Кого ты трогаешь? (Рыбу). Какого она цвета? (Жёлтая, золотая)».С ребёнком из средней группы можно использовать игровой набор «Транспорт» для усвоения им того, какие виды транспорта как передвигаются (по воде, по воздуху, по земле).

Воспитатель достаёт из набора карточки, показывает обучающемуся, задаёт вопросы: «Что это? (Самолёт) Что он делает? (Летает). Где он летает? (В небе, в воздухе)». С остальными видами транспорта по аналогии.

Стоит отметить, что у этого набора есть разные издания, позволяющие использовать его на занятии как с ребёнком из младшей, так и из средней группы, здесь важно правильно подобрать карточки с транспортом.

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду.

На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК.

В разработке ИОМ участвовали все специалисты ДОУ и воспитатели группы.

В разработанном материале приведена поквартальная система работы педагогов, участвующих в реализации маршрута, а также предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы и контрольно-измерительные материалы.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Группа_____________ Дата рождения_________ Возраст_______ Дата составления маршрутного листа _______________

Результаты педагогической диагностики:

Начало года Середина года Конец года
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Общий балл

Периодичность индивидуальных занятий_____________________________________________________________________

Продолжительность индивидуальных занятий________________________________________________________________

Работа с родителями______________________________________________________________________________________

Дидактическая игра «Цифры заблудились»

Дата Название игры (упражнения) Цель Отчёт о работе
1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *