Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иом дошкольника образец заполнения по фгос 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:
- п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
- п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
- п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
- п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
- п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
- п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Образец для заключения и рекомендаций ПМПК
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) |
|
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели (ФИО): | |
Специалисты: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель: Старшая медицинская сестра: |
|
Группа здоровья | |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | |
Заключение ПМПК | |
Рекомендации ПМПК | |
Долговременные цели | |
Цели на текущий период (учебный год) |
Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.
Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.
Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
- Развитие способностей ребёнка к обучению.
- Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
- Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
- Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.
- Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
- Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
- Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
- Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
- Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.
Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:
- дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
- чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
- коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
- обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
- произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
- проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ
- Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
- Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
- График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
- План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
- Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
- Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
- Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
- Рекомендации и консультативная помощь родителям.
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2017-2018 учебный год
Ф.И.О. воспитанника Гаврилов Даниил Викторович. Группа № 1. Дата рождения 05.11.2010г. Возраст 7 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2017
Воспитатели: Разуваева Л. В., Сапегина Е. С.
Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательных областях: речевое развитие;
познавательное развитие.
Начало года |
Конец года |
|
Речевое развитие |
2 |
|
Познавательное развитие |
2,2 |
Проблема ребенка:
— плохо сосредоточивается, недостаточно устойчивое внимание, поверхностное, быстро истощается, легко отвлекается, требует переключения на другой вид деятельности,
— динамика процесса заучивания не соответствует возрасту (медленно запоминает и быстро забывает), тяжело дается заучивание стихотворений;
— знания о животном и растительном мире недостаточны;
— низкий уровень развития монологической и диалогической речи; затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова;
— затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение;
— не умеет устанавливать причинно – следственные связи;
— уровень развития ниже показателей возрастной нормы.
Задачи:
— формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
— овладение порядковым прямым и обратным счетом до 20.
— показывать образование чисел в пределах 10, развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа;
— обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.
— обогащать представления о геометрических фигурах и их свойствах (углы, стороны);
— обогащать временные ориентировки, расширять представления о временах года, частях суток.
— формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей.
— развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формировать представления о природном многообразии планеты Земля;
— автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;
— учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;
Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель
Работа с родителями : беседы, консультации, рекомендации.
Речевое развитие
№ |
Дата |
Название игры (упражнения) |
Цель |
Отчёт о работе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Сентябрь 05.09.17 г. |
Чтение сказки «Лиса и волк». |
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. |
Появился интерес к художественной литературе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.09.17 г. |
Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»… |
Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. |
Улучшилось внимание и память. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.09.17 г. |
«Объясните, почему…» |
Научить строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. |
Улучшилось мышление, внимание и память. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.09.17 г. |
Д/и «Назови ласково». |
Развитие навыков словообразования. |
Выполнил верно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Октябрь 03.10.17 г. |
Беседа «Как я провёл выходные». |
Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. |
Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.10.17 г. |
С/И «Закончи предложение». |
Формировать связную и грамматически правильную речь. |
Выполнил верно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.10.17 г. |
«Волшебные превращения» |
Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами. |
Ребёнок выполнил верно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.10.17 г. |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер». |
Развивать память, речь. |
Улучшилось внимание и память. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.17 г. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития. Материалы для процедуры аттестацииКаждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии. Категория одаренных детей нуждается в дифференциальном обучении, которое предполагает личностный подход к каждому из них. Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное — выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей. Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО
|