Европейский суд по правам человека в страсбурге история возникновения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европейский суд по правам человека в страсбурге история возникновения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Известно, что развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. В первом проводилась разработка и принятие специальных и общих актов в области закрепления прав человека. Второе — сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека, а также контроля за их соблюдением.

Действует следующая схема подачи жалоб в ЕСПЧ. Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Пояснительная записка для заявителей и формуляр заявления могут быть получены в Секретариате Суда.
Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств Палата или Большая Палата не решит иначе. Доступ ко всем документам, переданным сторонами на хранение в Секретариат, как правило, является открытым.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы.

Дискуссия о возможном выходе из Совета Европы утихла до 2020 года, пока тему создания национального суда по правам человека не предложил обсудить президент.

Европейский суд по правам человека после 1998 года

Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский, тем не менее, заявления могут быть представлены на любом из официальных языков государств-участников. После признания дела приемлемым должен использоваться один из официальных языков Суда, если Председатель Палаты или Большой Палаты не разрешит продолжить использовать язык, на котором заявление было подано.

Историю создания Европейского суда по правам человека тесно связывают с принятием Конвенции о защите прав человека и основных свобод (помню, как мы учили в школе эту самую Европейскую конвенцию). Десять государств-членов Совета Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Франция) подписали этот документ 4 ноября 1950 г.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ; англ. European Court of Human Rights, фр. Cour europenne des droits de l’homme) — судебный орган в структуре Совета Европы (СЕ), его штаб-квартира расположена в Страсбурге (Франция).

Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения.

Идея создания Европейского суда, казалось, постоянно витала в воздухе. За нее ратовало «Европейское движение» на съезде в Брюсселе. В феврале 1949-го был подготовлен первый проект Европейской конвенции по правам человека. Он-то и стал «первой ласточкой» в создании Европейского суда и служил гарантом соблюдения прав и свобод человека.
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Однако только спустя почти три года документ по правам и основным свободам человека ратифицировал Люксембург (десятое государство). И лишь только после этого Конвенция вступила в законную силу.

Европейский суд по правам человека и основных свобод в Страсбурге.

Число судей в ЕСПЧ равно числу стран-членов Совета Европы — по одному от каждой страны. В 2020 году в ЕСПЧ 47 судей. Избираются они так: каждая страна представляет в ПАСЕ список из трёх кандидатур, а уже потом парламентская ассамблея выбирает одну из них.

Однако ЕСПЧ вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Такое решение суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало. Ответственность за выполнение судебных решений нес Комитет министров Совета Европы.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

История создания Европейского суда по правам человека тесно связана с принятием Конвенции о защите прав человека и основных свобод (известная также как Европейская конвенция по правам человека).

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский Суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria).

Решения Европейского cуда по правам человека

Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека.

Если жалоба, поданная в ЕСПЧ, не соответствует одному из этих условий, она считается неприемлемой. Согласно статистике суда, это 96% всех поданных жалоб.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству.

Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель Секции и судья, избранный от государства-ответчика.

Безусловно, на фазе становления Европейского суда не все было так просто. Как это ни покажется странным, но существовала и оппозиция со стороны некоторых государств.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х, начале 50 х годов ХХ столетия.

Концепцию национального суда как аналога ЕСПЧ раскритиковали не только правозащитники, но и некоторые лояльные власти правоведы.

От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области , как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет.

Как единый постоянно действующий орган ЕСПЧ существует с 1998 г., объединив Европейский суд по правам человека и Комиссию по правам человека. Последние процедурные изменения в деятельность ЕСПЧ были внесены 14-м протоколом к Конвенции 1950 г. (протокол подписан в мае 2004 г., ратифицирован членами СЕ в 2004-2010 гг.).

ЕСПЧ исходит из того, что каждая страна, входящая в Совет Европы, отвечает только за нарушения Конвенции и Протоколов к ней на территории, которую эффективно контролирует. Государство может не признавать часть этой территории своей, но это обстоятельство не имеет значения.

Европейский суд по правам человека: создание и компетенция

С 1964 года празднуется день (5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге. В мае 1949 г. принят устав Совета Европы.

Конвенция закрепляет основные права человека и свободы, установает механизм обеспечения данных прав, который обязаны соблюдать государства, ратифицировавшие Конвенцию. В 1954 года было создано три института: Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет Министров Совета Европы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции.

В компетенцию суда входят все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции по правам человека и ее протоколов. Жалоба предъявляется к государству-члену СЕ, признающему юрисдикцию суда, и должна быть подкреплена реальными документами, причем жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством-ответчиком.

В случае отказа правительства страны-ответчика выступить с односторонней декларацией, ЕСПЧ приступает к обычному состязательному процессу.

Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем, чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *