Субъект среднего предпринимательства критерии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъект среднего предпринимательства критерии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Критерии малого предприятия 2021: таблица

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2020 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

  1. 1для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

      • на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 указанной части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
      • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

    Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

    По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

    Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

    Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

    Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

    Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

    • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
    • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

    Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

    С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/752@).

    Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

    Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

    С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

    Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.

    Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

    Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

    Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

    • письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@;
    • правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
    • постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
    • постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.

    К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

    1. Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
    • совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
    • отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
    • осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
    • наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
    • принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
    1. Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
    2. Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.

    Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий п. 1 ч. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:

    • для микропредприятий — 15 человек;
    • для мелких предприятий — 100 человек;
    • для средних коммерсантов — 250 человек.

    Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.

    Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:

    • не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 того же закона;
    • имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
    • имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.

    ***

    Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

    Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

    Источники:

    • Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
    • Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 № 265
    • Постановление Правительства РФ «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств…» от 22.11.2017 № 1412
    • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», для целей статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 08.12.2014 № 1335
    • Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016
    • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16
    • Письмо ФНС России «О направлении разъяснений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@

    Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2021 году

    К среднему и малому предпринимательству в целом относятся:

    • хозяйственные общества, товарищества и партнерства,
    • производственные и потребительские кооперативы,
    • крестьянские (фермерские) хозяйства,
    • индивидуальные предприниматели.

    Эти субъекты должны также соответствовать критериям по объему доходов за год и численности работников. Отметим, что доходы нужно учитывать по правилам налогового учета. То есть брать сумму поступлений от реализации и внереализационные доходы. Все показатели для различных категорий бизнеса приведем в таблице.

    Если показатели компании соответствуют разным видам бизнеса — выручка малому бизнесу, а численность персонала среднему, например, учитывайте следующее:

    • категорию субъекта бизнеса определяйте по наибольшему по значению условию,
    • для индивидуальных предпринимателей без работников категорию определяйте по величине дохода,
    • категорию хозяйственных обществ и партнерств – участников проекта “Сколково”, которые не сдавали налоговую отчетность с данными о доходах за прошлый год, определяйте по численности работников.

    Субъект среднего предпринимательства критерии 2021 предусматривают исключения для компаний легкой промышленности. К этой категории предприятия будут относиться при предельной численности не 250, а 1 000 человек.

    Для применения этого послабления деятельность по ОКВЭД может быть в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства”. Доходы от названных видов деятельности должны быть не меньше 70% от всей суммы доходов.

    Такие субъекты среднего предпринимательства кто к ним относится в 2021 году, определяет Минпромторг ежегодно не позднее 5 июля текущего года. И эти данные чиновники направляют в ФНС для внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о котором расскажем ниже.

    Пример

    Малое предприятие критерии отнесения 2021 года важно знать, чтобы оценить, имеет ли компания право на некоторые льготы и послабления. А их предусмотрено достаточно в различных отраслях:

    • малые предприятия вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и сдавать отчетность по упрощенной форме,
    • малые и микропредприятия имеют льготы для ведения кассовых операций, она вправе не устанавливать лимит остатка по кассе,
    • региональные законы могут вводить льготы для такого бизнеса — пониженную ставку налога при УСН, льготы по налогу на имущество и транспортному налогу,
    • право заключать с работниками срочные трудовые договоры, даже если для этого нет оснований, прописанных в трудовом кодексе,
    • преимущества при участии в государственных закупках. У малых предприятий госорганы-заказчики обязаны закупать не менее 15% годового объема закупок,
    • до 2021 года для этого бизнеса действовал запрет на плановые проверки неналоговых органов — Роструда, ФМС, Ростехнадзора, Госпожнадзора.

    Если по доходам или численности работников малое предприятие превысит лимиты, оно может перейти в категорию средних. Но это произойдет не сразу, а при стабильном превышении критериев в течение трех лет подряд.

    Мы рассказали, кто такие субъекты малого предпринимательства кто к ним относится в 2021 году. Но есть еще и дополнительные критерии для компаний в форме ООО и АО. Изменения затрагивают как раз эти дополнительные критерии.

    Послабления приняты относительно доли участия иностранных компаний в уставных капиталах малых предприятий. Ограничение в 49% снято при условии, что сам иностранец-учредитель является малым или средним предприятием и не зарегистрирован в оффшорах. Подтвердить соответствие иностранной компании критериям малого или среднего предприятия может аудиторское заключение.

    Все сведения об организации, вне зависимости от её «размера», вносятся в реестр.

    Формируется он каждый год 1 августа, используя все данные с прошлого года до первого числа июля, потому количество компаний, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, ежегодно меняется.

    Ознакомиться с единым реестром и узнать, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2021 году можно на сайте ФНС. А прочесть подробнее о правилах ведения списка можно в этом Федеральном законе.

    Никаких особых документов подавать не требуется — компания будет включена туда автоматически. Ранее было рассказано о критериях, которые позволяют назвать бизнес малым, и если вновь обратиться к ним, то можно понять, какая информация особенно интересует налоговую службу:

    1. Сколько дохода получает организация согласно декларациям.
    2. Данные о величине штата сотрудников.
    3. Сведения об уставном капитале — берутся из ЕГРЮЛ.

    Если фирма три года подряд нарушает критерии, которые позволяют отнести её к малому бизнесу, то она утрачивает этот статус.

    Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

    Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

    Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

    Обязательная отчетность включает в себя:

    • Баланс.
    • Отчет о финансовых показателях.
    • Приложения.

    В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

    Каковы критерии малого и среднего предприятий

    Суммарная доля участия в капитале
    Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:– государству, субъектам РФ;– муниципальным образованиям;– общественным и религиозным организациям (объединениям);– благотворительным и иным фондам

    Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности

    В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

    Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

    • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
    • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

    Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.

    Федеральным законом №356 установлены критерии, по которым компанию можно отнести к малому предпринимательству. Определенные категории для этой группы дополнительно прописаны в Федеральном законе №209.

    В соответствии с актуальным законодательством, к малому предпринимательству в 2019 году относятся:

    • хозяйственные партнерства и общества;
    • потребительские и производственные кооперативы;
    • индивидуальные предприниматели;
    • крестьянские и фермерские хозяйства.

    Малым бизнесом являются коммерческие организации, которые имеют определенный статус, ведут установленные виды деятельности и соответствуют особым условиям при регистрации в налоговой. В дополнение к этим правилам им необходимо соответствовать действующим лимитам.

    Федеральным законом установлены значения, которые относятся к количеству нанятых сотрудников субъекта малого бизнеса, позволяющие отнести предпринимателя к малому предприятию. Значение установлено за прошедший налоговый период (12 месяцев).

    В 2019 году микропредприятия были изменены в отношении их законодательного регулирования, но численность сотрудников не была затронута.

    Критерии малого предприятия 2020

    Информация об организациях и предпринимателях остается в реестре ФНС, который ежегодно оформляется 1 августа в соответствии с состоянием на 1 июля. Список доступен на сайте налоговой, правила заполнения и ведения установлены Федеральным законом №209 от 2007 года.

    В 2019 году в реестре находятся данные о статусе и капитале организаций, принадлежащих малому и среднему бизнеса. В нем открыта информация о других компаниях и их партнерах.

    При заполнении поисковой строки в Едином реестре гражданин сможет найти:

    • ИНН предпринимателя или организации;
    • наименование и ФИО бизнесмена полностью;
    • дата добавления информации в Единый реестр;
    • информация об основном и побочных видах деятельности ОКВЭД;
    • точный адрес;
    • информация о товаре;
    • если есть, то лицензии;
    • обязательства предпринимателя в партнерстве.

    Организации и ИП автоматически добавляются в реестр, если соблюдают установленные лимиты.

    Налоговая служба оформит данные в едином реестре на основании информации, которая им доступна, в том числе:

    • декларация о доходах;
    • информация о количестве работников;
    • информация из ЕГРИП об уставном капитале и партнерах.

    Предприятие потеряет статус малого бизнеса, если численность сотрудников или размер дохода превысят установленные актуальным законодательством в течение 3 налоговых периодов подряд.

    Независимо от данных организации, ее не исключат до 1 июля актуального налогового периода, а информация в реестре появится 1 августа.

    Плюсами являются:

    • во время налоговых каникул субъекты малого бизнеса не подвергаются плановым проверкам со стороны исполнительных органов. Послабление снимается, если в прошлом предприниматель привлекался к правонарушениям;
    • не существует кассового лимита. Фирмы могут действовать без определенного руководителям значения. Если есть желание, разрешено установить любой лимит на кассу;
    • упрощенная документация. Достаточно составить минимальную финансовую отчетность и сдать ее в конце года;
    • налоговые льготы, которые установлены в большинстве субъектов России. Например, налог на имущества, исчисляемого из кадастровой стоимости, уменьшается. Нюансы размера налога в регионе можно узнать в нормативных актах определенного субъекта.

    В минусы можно отнести:

    Темпы экономического роста в стране зависят от развития малого бизнеса. Поэтому государство его поддерживает путём снижения налоговой нагрузки и прочих льготных условий. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) способствуют образованию новых рабочих мест. К ним относятся юридические лица различных организационно-правовых форм, а также ИП и КФХ. Каким критериям должны они соответствовать в 2019 году, как государство ведёт их учёт и какие преимущества это им даёт? Разберём эти вопросы.

    С недавних пор для систематизации учёта всех субъектов МСП ведётся Единый реестр. Его ввели в действие во второй половине 2016 года. Все данные в этой базе постоянно актуализируются и расположены в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы России. Обновление сведений происходит в автоматическом режиме, так как этот реестр связан с другими Едиными реестрами налогоплательщиков (ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

    Любой частный бизнесмен, директор ООО или КФХ, у которого есть подтверждённая электронная подпись, может зарегистрироваться в базе и получить нужную информацию о любом субъекте. Общедоступные данные делятся на обязательный сектор и дополнительную информацию. Обязательный сектор состоит из:

    • названия организации или имя предпринимателя;
    • ИНН, КПП, ОГРН;
    • юридического адреса или места регистрации;
    • вида (микро-, малое или среднее предприятие);
    • деятельности (код ОКВЭД);
    • наличия патента или лицензии (если есть).

    В кластер с дополнительной информацией сведения загружаются по желанию самого налогоплательщика субъекта МСП. Сюда можно внести:

    • описание производимых товаров или услуг с кодами ОКП, ОКПД, ОКУН;
    • количество заключенных контрактов по программам госзакупок;
    • данные для контактов.

    В реестре субъектов МСП можно найти сведения о любом юридическом лице и ИП по ИНН или названию, в том числе данные своего собственного предприятия. Поэтому здесь удобно проверять статус представителя малого бизнеса. Если информация имеется по запросу, значит, всё в порядке, если она отсутствует – самое время подать заявление для актуализации данных.

    После запуска этого реестра, жизнь налогоплательщиков упростилась. Теперь им необязательно регулярно представлять налоговую и бухгалтерскую отчётность, чтобы сохранить статус участника программ госпомощи.

    Критерии малого предприятия в 2021 году

    Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

    1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
    2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

    Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

    Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

    I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

    1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

    а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования,
    • общественные организации,
    • религиозные организации (объединения),
    • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

    владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

    При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

    • иностранные юридические лица и (или)
    • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

    должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

    Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

    Ограничение в отношении суммарной доли участия:

    • общественных объединений инвалидов,
    • иностранных юридических лиц и (или)
    • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

    не распространяется на:

    • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
    • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

    б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

    в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

    г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

    д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

    е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

    Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

    • Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
    • Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.

    Малый средний и крупный бизнес критерии 2021

    1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:

    • на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
    • на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
    • взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.

    Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
    12 130 руб.).

    2. Льготное кредитование [8]:

    • Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
    • 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.

    3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.

    К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

    4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].

    Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.

    Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:

    a) осуществление деятельности в сфере:

    • авиаперевозок,
    • аэропортовой деятельности,
    • автоперевозок,
    • культуры,
    • организации досуга и развлечений,
    • физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
    • туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
    • гостиничного бизнеса,
    • общественного питания,
    • дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
    • организации конференций и выставок,
    • оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

    b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);

    c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).

    Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.

    5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].

    До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

    Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

    Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

    Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.

    1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:

    a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.

    b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:

    • на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
    • на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.

    c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.

    d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.

    e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:

    • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
    • за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

    2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:

    • исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
    • исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
    • исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.

      Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

      3. Кредитные каникулы [14].

      3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:

      a) на срок до 6 месяцев не допускается:

      • начисление неустойки (штрафа, пени);
      • предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
      • обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
      • обращение с требованием к поручителю (гаранту).

      b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.

      По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.

      В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.

      Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.

      4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].

      Как-то специально, особо считать критерии нет необходимости. Такой параметр, как среднесписочная численность персонала, вы и без того считаете каждый год — для представления соответствующего отчета в ИФНС.

      Напомним, в расчет численности берутся исключительно физлица, работающие в компании по трудовым договорам (кроме отдельных категорий). Подрядчиков по договорам ГПД трогать не надо.

      Сведения для расчета берите из табеля учета рабочего времени. Унифицированная форма — № Т-12.

      Полный алгоритм определения показателя приведен в указаниях из приказа Росстата от 22.11.2017 № 772.

      Чтобы определить среднесписочную численность за какой-либо период, в том числе год, рассчитайте данный показатель:

      1. на каждый день месяца;
      2. для лиц с полным рабочим днем — за каждый месяц;
      3. с неполным рабочим днем — тоже за каждый;
      4. в общем за каждый месяц периода;
      5. последний шаг — за все время.

      Важное примечание: численность сотрудников за выходные и праздники принимайте равной списочной численности сотрудников за предшествующий день.

      Доходы подтверждают обычные налоговые регистры. Состав уставного капитала — учредительные документы (устав), записи на счете 80.

      Также подтверждением будет запись в реестре малых и средних фирм. О нем мы уже упомянули выше.

      Если государство устанавливает для бизнеса те или иные льготы, преференции, то, как правило, ориентируется на размер предприятия. И зачастую ранжирует возможности / требования для малых и средних компаний. Поэтому важно вовремя вспомнить и не забывать свой льготный статус, чтобы воспользоваться конкретными послаблениями. Например, это могут быть субсидии, иные меры поддержки.

      С наличием общего по стране реестра теперь проще обозначать себя в соответствующем статусе. При необходимости подготовьте соответствующие документы-подтверждения: налоговый отчет со сведениями о численности персонала или просто справку-расчет показателя, налоговые регистры на доходы, устав ООО.

      Для малого бизнеса на территории страны действуют особые преференции, распространяющиеся на предприятия только из этого сегмента. Власти стремятся снизить нагрузку по выплатам налогов и административным процедурам на мелкий бизнес. Однако взамен они рассчитывают на рост вовлечённости граждан в открытие собственного дела и уменьшение напряжённости среди населения.

      Чтобы разобраться с определением компании малого бизнеса стоит понимать, что в этот сегмент попадают организации или ИП, получающие определённый размер прибыли от работы.

      Правила отнесения предприятий к категории средних не изменились. Как и прежде, размер определяется по трем критериям: состав учредителей, объем выручки и численность сотрудников.

      В Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что доля участия государства, муниципальных образований составе среднего или малого предприятия не должна превышать 25%, а иностранных юрлиц и крупных компаний — не больше 25%.

      ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

      Чем мы можем Вам помочь?

      Субъект малого предпринимательства — критерии 2020 года представляют собой законодательно определенные условия, при наличии которых организации и частные предприниматели могут быть причислены к данной категории. О том, каким именно критериям должны соответствовать субъекты малого или среднего предпринимательства (далее — МСП), расскажем в нашей статье.

      Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

      Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

      Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

      • письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@;
      • правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
      • постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
      • постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.

      Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:

      • постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
      • определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.

      Важная информация: узнайте о том, как проверить фирму на малое или среднее предпринимательство по ИНН.

      К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

      1. Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
      • совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
      • отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
      • осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
      • наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
      • принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
      1. Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
      2. Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *