Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения для тсж в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
- О проекте
- Новости
- Законодательство
- Услуги
- Друзья,партнеры,клиенты
- Информация. Арбитражная практика
- Публикации
- ФЗ от 27.10. 2020 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований»
- Разберемся, почему собственники помещений МКД получили ЕПД с начислением за отопление за декабрь много больше, чем обычно, и что с этим делать?
- Споры с региональным оператором: Арбитражный суд Московской области отказал Рузскому региональному оператору в исковых требованиях
- Арбитражные споры с МОЭК: Кассационный Суд согласился с судом первой и второй инстанции и оставил судебные акты без изменения ( ненадлежащее качество ресурса)
- Арбитражные споры с МОЭК: Апелляционный суд согласился с Судом первой инстанции, отказав в удовлетворении жалобы
Порядок создания товарищества собственников жилья предусмотрен статьей 136 ЖК РФ. Что же нужно для создания ТСЖ в МКД? В общих чертах, этапы оформления выглядят следующим образом:
- Проводится собрание собственников жилья в многоквартирном доме по рассматриваемому вопросу.
- В случае положительного решения — избирается актив ТСЖ и утверждается устав товарищества.
- Юридическое лицо проходит регистрацию в соответствующих государственных органах.
- Заключаются договора с участниками ТСЖ.
Рассмотрим подробнее пошаговую инструкцию, «Как организовать и открыть ТСЖ в многоквартирном доме в 2021 году».
- Инициатором создания товарищества и проведения собрания может быть любой человек (или группа людей), имеющий квартиру на праве частной собственности в конкретном доме. Желательно, чтобы он пользовался уважением и доверием среди соседей.
- Перед началом организаторской деятельности лучше взвесить все «за» и «против», трезво рассчитать свои силы и возможности, убедиться в наличии свободного времени для занятия такой деятельностью. Кроме того, необходимо изучить действующее законодательство, регулирующее данные вопросы, получить консультацию юриста о том, как правильно все сделать.
- Согласно вышеуказанной норме закона, решение о передаче управления домом ТСЖ принимают сами жильцы на общем собрании. Оно может быть проведено как в очной, так и в заочной форме — путем тайного голосования. Как показывает практика, именно заочная форма — единственная возможность цивилизованно решить вопрос управления домом. Для участия в голосовании все собственники должны иметь при себе свидетельство о праве собственности и паспорт. Протокол подписывается всеми жильцами, высказавшимися положительно.
- Если «за» высказалось более половины голосовавших, вопрос считается решенным положительно. Если же положенное количество голосов не набралось, собрание можно повторить не ранее, чем через месяц. Для повышения шансов на получение согласия собственников можно объединить несколько домов в одно ТСЖ.
После решения вопроса о создании ТСЖ выбирается актив организации: председатель товарищества, члены правления и ревизионной комиссии.
Председатель действует от имени товарищества без какой-либо доверенности. Он уполномочен представлять интересы собственников жилья и принимать необходимые в процессе деятельности решения. Все должностные лица товарищества должны их выполнять.
Председатель ТСЖ избирается на определенный срок, установленный уставом товарищества. При неудовлетворительной оценке его деятельности, полномочия могут быть досрочно прекращены только решением общего собрания собственников.
Правление товарищества планирует все необходимые работы для улучшения жилищных условий, нанимает специальный персонал. Руководит этим процессом председатель товарищества. Глобальные изменения возможно только с согласия собственников.
Средства на все необходимые работы, а также на выплату зарплаты председателя и членов правления выделяются из ежемесячных взносов членов товарищества. Жильцы дома вправе знать, на что тратятся их деньги, знакомиться с документацией, подтверждающей оплату работ и услуг. Для контроля над правильным распределением поступающих насчет юридического лица денежных средств создается ревизионная комиссия. В случае несогласия участников ТСЖ с расходами они вправе требовать объяснений от правления на общем собрании.
Перед созданием ТСЖ необходимо продумать все нюансы, взвесить преимущества и недостатки. Помните, что такая модель управления подходит для больших многоквартирных домов или группе из нескольких маленьких. Не сложно создать ТСЖ, сложно им управлять.
Создание ТСЖ в многоквартирном доме в 2021 году
НК РФ? И почему понадобилась такая поправка? Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили специалиста Минфина. Определение доли доходов от основного вида деятельности — В новой редакции НК закреплена позиция, которую Минфин ранее высказывал в своих письмах.
А ТСЖ, ЖСК, СНТ существуют в основном за счет взносов участников этих товариществ (вступительных, членских, целевых).
Необходимо отметить, что поскольку для существования ТСЖ необходимо, чтобы в таком ТСЖ состояло такое количество собственников помещений, которые владеют более 50% площади помещений в доме, а размер платы за «управление МКД» пропорционален площади помещений, то более 50% платы за управление вносят члены ТСЖ.
Учитывая то обстоятельство, что члены ТСЖ вносят плату на основании Устава ТСЖ, а собственники, не являющиеся членами ТСЖ, вносят плату на основании договоров, несложно определить, что объем получаемых ТСЖ средств именно на основании договоров не превышает 50%. Поскольку менее 70% дохода по основному виду деятельности (ОКВЭД 68.
32) ТСЖ получает не на договорной основе, право использования пониженной ставки страховых взносов при использовании УСН у ТСЖ утрачивается.
Отмена пониженных тарифов по страховых взносов в 2021 году при УСН влечет за собой изменение списка видов деятельности по ОКВЭД, по которым можно применять льготные тарифы. Однако пониженные льготные тарифы в 2021 году, все же, сохранились для некоторых видов деятельности.
Так, для социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций, применяющих УСН, остается тарифная ставка в размере 20%. Ее применять можно до 2024 года (Федеральный закон от 03.08.2021 № 303-ФЗ).
Какие льготы по тарифам страховых взносов будут действовать в 2021 году для упролщенки по ОКВЭД – указано в таблице.
Истекает срок льгот по страховым взносам для УО/ТСЖ/ЖСК, применяющих УСН.
31 декабря 2021 года заканчивается срок применения пониженных тарифов страховых взносов для ряда организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2021 году действующим законодательством не предусмотрено. В настоящей статье разберем, какой же размер страховых взносов установлен с 01.01.
2021 для УО/ТСЖ/ЖСК, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН).
Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)
До конца 2021 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2021 года Федеральным законом от 03 августа 2021 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2021 г. мы не можем.
Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2021 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:
«1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;
Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.
Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).
На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.
Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:
1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),
2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:
— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,
— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).
Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Изменения законодательства для жителей многоэтажек в 2021 году
Закон № 72-ФЗ имел определенную сферу регулирования. Она распространялся на отношения, связанные с собственностью в жилом массиве, которая принадлежала двум и более владельцам, ТСЖ и ЖСК. Им регулировалось взаимодействие, возникавшее на территории страны, с участием отечественных и иностранных физических и юридических лиц.
Закон № 72-ФЗ был принят в 1996 году. Это было связано с необходимостью систематизировать и упорядочить правоотношения, между собственниками недвижимости. До принятия указанного нормативного акта, только в некоторых законах было указано, что владельцы жилья вправе создавать товарищества. Однако более конкретной информации нигде не содержалось. А поскольку деятельность ТСЖ имеет свою специфику, то необходим был отдельный нормативный правовой акт, который бы регулировал вопросы такого характера. По этой причине и был принят Закон № 72-ФЗ.
Федеральный закон № 72-ФЗ в настоящее время не применяется, поскольку он утратил силу.
Произошло это в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Официальной датой отмены Закона № 72-ФЗ является первое марта 2005 года. Именно с этого числа начала действовать новая редакция ЖК РФ. Отмена произошла в связи с тем, что в Жилищный кодекс был введен целый раздел, касающийся деятельности ТСЖ. По этой причине Закон № 72-ФЗ утратил свою актуальность.
После создания организации собственники самостоятельно определяют круг обязанностей ТСЖ согласно ст.137 Жилищного кодекса:
- Подписание договоров с обслуживающими организациями и поставщиками коммунальных ресурсов для обеспечения комфортной и безопасной жизни жильцов.
- Проведение ряда работ с привлечением наемных работников и организаций для уборки и вывоза мусора.
- Составление смет и контроля расходов на проведение ремонтных работ с привлечением компаний-подрядчиков.
- Формирование финансового резерва для успешного ведения деятельности.
- Оплата счетов сервисных служб, выполняющих поручения ТСЖ в интересах собственников дома.
- Привлечение заемных средств в рамках предусмотренного законом порядка.
- Распоряжение общедомовым имуществом от имени и в интересах жильцов (аренда, передача в собственность другим владельцам, заключение договоров мены), иные юридически значимые действия с недвижимостью, входящей в состав общедомового имущества).
- Финансовый контроль и расчеты квитанций по квартплате.
- Принятие средств по квитанциях в счет оплаты коммунальных услуг.
- Работа с должниками, просрочившими ежемесячные платежи, в пределах разрешенных законодательством мероприятий.
- Обязанности председателя ТСЖ и его права
Каждый участник вправе ознакомиться с полным перечнем дел, которые обязаны организовать члены правления ТСЖ и председатель организации. При желании, участники вправе ставить на голосование предложения по усовершенствованию обслуживания, благоустройству территории и оптимизации расходов товарищества.
В процессе осуществления деятельности организация занимается выполнением текущих работ. Для контроля за качеством работы и законностью действий назначают комиссию, состоящую из лиц, не вошедших в число участников товарищества.
Если для выполнения комплекса работ по дому ТСЖ потребовалось обеспечить доступ в квартиру, вопрос необходимо согласовывать с собственниками. Члены ТСЖ получают доступ в помещения и на площади общедомового имущества. Без согласия владельца квартиры войти в нее можно только по решению суда, если требуется взыскать долг по квартплате. Принудительные меры в отношении должника осуществляет не ТСЖ, а судебные приставы.
Жильцы, прописанные на территории МКД, вправе рассчитывать на документационное сопровождение в виде оформления основных справок.
В текущем режиме правление дома ТСЖ по запросу готовит следующие справки:
- о составе семьи;
- поквартирные выписки со всеми зарегистрированными на территории конкретной квартиры жильцами;
- подготовка техдокументации и заключений;
- фиксация фактов затопления, иных повреждений имущества через составление специальных актов;
- состоянии конструктивных элементов дома.
Важно помнить, что невыполнение обязанностей по своевременной оплате ЖКХ не является поводом отказывать в выдаче документов, поскольку это ущемляет гражданские права жильцов, нуждающихся в справках для обращения в государственные органы и судебные инстанции.
Важно: с 2021 года меняются правила оплаты коммунальных услуг
- Членство в ТСЖ: что важно знать
Товарищество собственников жилья обязано принимать новых членов в свои ряды, согласно ст. 143 ЖК РФ. Основанием станет полученное от жильца заявление, без дополнительных договоров и иных документов.
После покупки квартиры новому собственнику предстоит обратиться в ТСЖ написать заявление, поскольку автоматическое членство в нем не предусмотрено. Право на обслуживание в ТСЖ не передается вместе с собственностью, а переоформляется после смены собственника.
Вся информация об участниках товарищества хранится в специальном реестре, который ведет ТСЖ.
Скачайте Заявление о вступлении в ТСЖ (бланк) (25,5 KiB, 177 hits)
Образец договора с ТСЖ на обслуживание (109,5 KiB, 231 hits)
Хотя компания обязана следить за своевременностью платежей, при вывешивании списков должников возникают сомнения в легитимности действий. С одной стороны, такая мера может квалифицироваться как публичное порицание. С другой стороны, закон не допускает публикации сведений об имени, фамилии должника (закон № 152-ФЗ о защите персональных данных).
Чтобы правление могло выполнять действия по контролю своевременного внесения платы, выходом станет обнародование списков с указанием номеров квартир и суммы задолженности, без указания имени владельца.
С 1 января 2021 г. перестает действовать мораторий на начисление пени и отключение коммунальных услуг за несвоевременную оплату (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424). Управляющие компании и исполнители коммунальных услуг снова получат право начислять пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 31-го дня несвоевременной оплаты и 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 91-го дня.
Понятно, что финансовое положение не всем позволяет единовременно рассчитаться с накопившимися долгами. А учитывая, что с апреля (с момента введения моратория на пени) сумма долга могла накопиться более чем солидная, не стоит забывать о том, что с управляющей компанией или исполнителем коммунальной услуги можно заключить соглашение о погашении задолженности. Это позволит исключить не только отключение коммунальных услуг, но и судебное принудительное взыскание задолженности. Также нужно отметить, что наличие соглашения о погашении задолженности позволит претендовать на получение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые при наличии задолженности не предоставляются. А при наличии соглашения и выполнения ряда других условий – вы сохраните право на получение субсидии.
Также с 1 июля 2020 года вступило в силу важное изменение, касающееся приборов учета электроэнергии. За приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах теперь отвечают гарантирующие поставщики (Энергосбыты). Это означает, что их установка, поверка, замена теперь полностью проводится и, что самое важное, оплачивается за счет средств гарантирующего поставщика (Энергосбыта). Собственники помещений теперь за это не платят. Введено это было Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ.
Но при этом собственники все также обязаны передавать показания счетчиков электроэнергии каждый месяц до 25 числа.
Что касается правил получения субсидий, то тут тоже произошли изменения. Как мы знаем, при наличии задолженности по оплате ЖКУ в предоставлении субсидии отказывают. Если раньше в пакете документов требовалось среди прочего приложить справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, или соглашение о реструктуризации задолженности, теперь эта обязанность исключена. Вся информация о долгах должна быть внесена в систему ГИС ЖКХ и именно оттуда её должны брать органы соцзащиты. Более того, долгом при первичной подаче документов теперь считается только задолженность, подтвержденная вступившим в силу решением суда.
Работать это правило начнет с 1 июля 2021 г, а введено оно было Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ).
Интересно, что период, по которому считают доход обратившегося за субсидией гражданина теперь определяется несколько иначе. Если раньше это были полгода предшествующие дате обращения, то теперь это полгода предшествующие полугодовому периоду, предшествующему дате обращения. Таким образом, если гражданин обратится за получением субсидии 11 января 2021 года, то считать ваш доход будут за период с января по июль 2020 года. Введено это было Постановлением Правительства РФ от 29.04.2020 N 604.
Какие изменения в ЖКХ ждут россиян с 2021 года
Заметно изменились правила пожарной безопасности в многоквартирных домах.
Теперь запрещено демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир. Ответственность за сохранность общего имущества и исполнение требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации. Штрафовать за нарушение, таким образом, тоже будут их. Именно управляющие обязаны будут взаимодействовать с гражданами если люки заварили/зашили, а лестницу демонтировали.
За отсутствие подъездных или тамбурных дверей, а также за неработающие доводчики на них также своими деньгами будет отвечать управляющая организация.
Новшества есть и более радикальные. Они касаются шлагбаумов, откатных ворот, бетонных блоков на проездах во дворах. Теперь к ним предъявляются требования повышенной строгости. В частности, открываться они теперь должны незамедлительно по приезду пожарных. Требуется обеспечить либо круглосуточного вахтера возле шлагбаума, либо домофон, по сигналу с которого 24-часа в сутки была бы возможность ворота открыть. А вот вариант с номером телефона на воротах исходя из требований законодательства больше не работает.
Новые противопожарные правила были введены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
30 декабря 2020 г. президентом был подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
Закон очень объемный (118 страниц), очень спорный и вызывает существенные нарекания большого количества экспертов. Фактически речь идет о введении «реновации» в регионах, в интересах застройщиков.
Его обзор мы напишем чуть позже.
С 1 января 2021 года в России отменят несколько льгот и введут новые на оплату услуг ЖКХ, изменятся правила проверки счетчиков и вернутся штрафы за неуплату долгов. Об изменениях в системе ЖКУ рассказали эксперты, пишет Topspb.tv.
С начала года плату за коммунальные услуги могут понизить многодетным семьям, инвалидам, некоторым категориям пенсионеров и малообеспеченным людям. Льготу они получат только при отсутствии задолженности, пишет Life. К тому же тем, кто получает субсидии, больше не нужно будет предоставлять документы об отсутствии просрочек по платежам, органы соцзащиты проверят информацию сами.
Должникам снова начнут начислять пени и штрафы, а также отключать коммунальные услуги. Если задолженность появилась у человека до моратория, введенного с 6 апреля по 31 декабря, то пени насчитают с начала года. А в случае появления просрочек в период моратория, штрафы могут применить только с 31-го дня появления задолженности.
С наступлением нового года вернутся к проверке счетчиков. До апреля 2021 плату будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода, после — по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5. Кроме того, данные о проверке будут вносить в электронную базу единого реестра Росстандарта. Бумажные свидетельства выдадут только по желанию потребителя.
Условно выделяют две группы причин ликвидации товарищества:
- инициатива (добровольное решение) членов ТСЖ;
- вынужденные обстоятельства.
В первом случае собственники жилья желают выйти из товарищества, к примеру, вследствие неудовлетворенной работы товарищества. Это приводит к тому, что членами ТСЖ остаются менее 50% участников от общего количества тех людей, каждый из которых обладает правами на квартиру многоквартирного дома. Вследствие такого правового фактора законодательство РФ обязывает ТСЖ прекратить свое функционирование.
Во втором случае обстоятельства могут быть следующими:
- закончился срок, на который создавалось товарищество;
- достигнуты цели;
- отсутствует стабильное финансирование;
- нарушены законодательные нормы;
- нарушаются права собственников;
- в суде признаются незаконными действия товарищества и прочее.
Ликвидация товарищества собственников жилья проходит на основании статьи 141 ЖК РФ. А также в Гражданском кодексе РФ ст. 61 предусмотрены основания, вследствие которых ТСЖ может быть ликвидировано. При добровольном закрытии собирается общее собрание членов товарищества в соответствии со ст. 145 ЖК РФ, а также в порядке, который прописан в Уставе, и решается вопрос относительно закрытия товарищества. Для того чтобы упразднить структуру, должно быть подано более двух третьих голосов «За» ликвидацию.
При принудительном закрытии нужно направить иск в суд (ст. 131-133 ГК РФ). Это могут сделать жилищная инспекция, муниципальные органы, члена товарищества и др.
Есть ли ограничения на общие собрания собственников в 2021 году?
Суд имеет законное право вынести постановление о прекращение деятельности ТСЖ в следующих случаях:
- систематически нарушается законодательство членами ТСЖ;
- в процессе деятельности товарищества допущены существенные ошибки;
- при регистрации нарушено законодательство;
- присутствует задолженность перед обслуживающими организациями и прочее.
- На общем собрании принимается решение о закрытии структуры.
- Составляется протокол.
- Назначается ликвидационная комиссия.
- Оповещаются органы регистрации о желании прекратить деятельность.
- В специализированном журнале публикуется информация о ликвидации, а также обозначаются в этом сообщении сроки предъявления требований кредиторами.
- Составляется промежуточный ЛБ.
- Производится расчет с лицами, перед которыми ТСЖ было в долгу.
- Составляется окончательный ликвидационный баланс, после чего подается пакет документов в орган регистрации.
- После проведение общего собрания членов ТСН принимается решение об упразднении структуры, а также назначается специальная комиссия.
- В трехдневный срок уведомляется регистрирующий орган о закрытии товарищества собственников недвижимости. Используется форма Р15001.
- Информация о начале процедуры, а также о сроках предъявления всевозможных претензий со стороны контрагентов публикуется новостью в специальном журнале.
- Уведомляются лично в письменном виде кредиторы.
- Составляется ликвидационной комиссией промежуточный ЛБ.
- Погашается задолженность.
- Составляется итоговый ЛБ.
- Подаются документы в регистрирующий орган (заявление по форме Р16001, квитанция об уплате госпошлины), после чего проходит государственная регистрация ликвидации ТСН.
Правовые основания формирования и особенности деятельности ТСЖ установлены в разделе № 6 ЖК РФ, в который входят гл. 13, 14.
Процедура ликвидации организации производится согласно ст. 141 Жилищного Кодекса. В соответствии с ней товарищество наделяется правами юридического лица, в результате чего в ходе его упразднения государственные органы руководствуются статьей 61 ГК РФ.
Новое в блогах
В соответствии со статьей 150 Жилищного Кодекса, ревизионная комиссия является надзорным органом, который формируется из членов товарищества, на срок не более 2х лет. Глава ревизионной комиссии выбирается из состава членов объединения. В обязанности комиссии входят:
- Контроль финансовой и бухгалтерской отчетности, как минимум ежегодно. Ревизоры передают собранию владельцев квартир результаты проверки налоговой отчетности и заключения по ее итогам.
- Инспектирование смет расходов и доходов на будущий год перед членами ТСЖ.
- Уведомление жильцов о результатах финансовой деятельности организации и расчет обязательных взносов и платежей.
- Необходимость отчитаться перед собранием членов объединения об итогах собственной работы.
В состав ревизионной комиссии может войти любое лицо, кому доверяют владельцы помещений дома. Членами комиссии не могут стать члены правления товарищества собственников жилья.
На основании ст. 141 ЖК РФ определен порядок упразднения организации. ТСЖ проходит те же этапы ликвидации, как и другие юридические лица в России. В указанной процедуре можно выделить два основных этапа.
Этап подготовки заключается в следующих шагах:
- Инициатива со стороны членов товарищества. В конкретном объединении проводится разъяснительная работа в необходимости его упразднения.
- Вынесение на повестку дня общего собрания вопроса о ликвидации ТСЖ.
- Проведение общего собрания и непосредственное голосование. Для принятия решения требуется более половины голосов собственников квартир, подписавших соответствующий протокол.
Важно знать, что отсутствие на общем собрании председателя товарищества или других органов его руководства не приводит к незаконности принятого решения. Основным требованием является организация голосования в соответствии с положениями законодательных актов и Устава.
Основной этап аннулирования ТСЖ:
- Создание ликвидационной комиссии.
- Составление заявления в налоговую службу.
- Направление уведомления всем жильцам о намерении упразднить товарищество.
- Публикация решения о ликвидации через местную газету. Как правило, сведения публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (в нем публикуется информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ).
- Подготовка финансовой отчетности, выявление долгов перед обслуживающими организациями, подрядчиками, государственными учреждениями, а также их погашение.
- Утверждение ликвидационного баланса.
- Подача документов в ФНС.
Комиссией проверяется точность составления оформленной документации, правильность бухгалтерских расчетов. Она несет ответственность за соблюдение норм законодательства. Кроме того, к ее обязанностям относится выполнение инвентаризации.
Чтобы ликвидировать ТСЖ потребуется комплект следующих необходимых бумаг:
- Заявление по форме Р16001, заверенное в нотариальном порядке;
- Документ, подтверждающий уплату госпошлины за процедуру;
- протокол общего собрания собственников жилья или вступившее в законную силу решение суда об упразднении товарищества;
- информация о ликвидационном балансе некоммерческой организации с отметкой налоговой службы;
- уведомление в Пенсионный Фонд РФ, если в штате товарищества были застрахованные работники.
Вышеназванные документы нужно предоставить в отделение налоговой инспекции по юридическому адресу ликвидируемой организации.
Документы подаются в налоговую службу одним из следующих способов:
- на личном приеме руководителем ликвидационной комиссии;
- с помощью представителя по доверенности, заверенной нотариально;
- почтой России (заказным письмом с уведомлением о вручении);
- в электронной форме посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию».
ФНС принимает бумаги и выдает заявителю расписку в получении.
Согласно гражданскому законодательству ТСЖ обладает правовым статусом юридического лица. Это означает, основания для завершения деятельности товарищества владельцев квартир регламентируются ГК РФ.
Согласно положениям статьи 51 Гражданского Кодекса РФ, по решению суда товарищество ликвидируется по следующим основаниям:
- В случае признания местной администрацией при проверке документации товарищества регистрации организации незаконной, в связи с чем был подан иск в суд. Сюда можно причислить серьезные нарушения законодательных норм в совершении регистрации – если они не могут быть исправлены.
- Если обнаружено, что ТСЖ осуществляет незаконную деятельность в отсутствии необходимой лицензии на ведение соответствующей деятельности.
- В случае выявления государственным органом или муниципальными органами существенных нарушений норм гражданского или жилищного законодательства.
- При регулярном осуществлении деятельности, которая не соответствует целям, установленным в Уставе объединения.
- Если невозможны достижение установленных перед товариществом задач, для реализации которых оно было создано.
- В случае невозможности продолжения работы ТСЖ в результате различных причин.
В каждом из вышеуказанных случаев государственные органы или иные заинтересованные лица должны подготовить и подать иск в суд.
На основании судебного решения члены товарищества могут быть принуждены к совершению процедуры его ликвидации.
Если решение суда не исполняется правлением ТСЖ, то процедура осуществляется конкурсным управляющим за счет средств организации. Если на счете товарищества отсутствуют денежные средства, то расходы несут его члены.
При наличии у некоммерческой организации задолженности перед кредиторами, она должна выплатить ее в полном объеме или инициировать процедуру банкротства.
В соответствии с Законом о банкротстве РФ, организация признается банкротом, если она не может уплатить кредиторам долги после 3х месяцев с момента, определенного ими как крайний срок уплаты задолженности.
Для признания ТСЖ несостоятельным необходима общая сумма долгов перед кредиторами более 300 тыс. руб.
Уплата задолженности также совершается в соответствии с установленным порядком.
Платежи в ходе ликвидации товарищества собственников жилья производятся только вслед за составлением промежуточного баланса. Окончательный ликвидационный баланс определяется после выплаты всех долгов организации.
Минфину предложили снизить страховые взносы для ТСЖ
Согласно новому Жилищному кодексу РФ собственники квартир и нежилых помещений будут именоваться собственниками недвижимости. Соответственно, и само товарищество меняет наименование – с ТСЖ на ТСН.
С 1 сентября 2014 года все ТСЖ должны пройти регистрацию в качестве ТСН. Но перерегистрации уже действующих товариществ не требуется.
16 Сентябрь 2019
Это статья от людей, которые помогли создать сотни ТСЖ (ТСН) в разных домах в России. Пошагово описываем порядок, юридические моменты, риски и подводные камни. Мы будем рады помочь Вам и ответить на все интересующие вопросы, если они останутся после прочтения этой статьи.
В двух словах: чтобы создать ТСЖ, необходимо провести общее собрание собственников помещений, принять на нем решение о создании ТСЖ и определиться с вопросами, связанными с созданием товарищества, оформить итоги собрания, зарегистрировать товарищество в налоговом органе, уведомить о создании ТСЖ заинтересованных лиц.
В 2019 году к нам стали все чаще поступать запросы на проведение собраний по созданию ТСЖ. Много вопросов касается не только самих собраний, но и в целом подробной процедуры по организации нового способа управления домом.
- Мы изучили инструкции, размещенные в свободном доступе, и поняли, почему на практике возникает столько вопросов: информация в интернете носит либо устаревший характер, либо в статьях содержатся только общие сведения без какой-либо конкретики и даже ссылок на закон, чтобы читатели могли проверить актуальность информации.
- Поэтому было решено написать пошаговый алгоритм для создания товарищества собственников жилья.
- Ранее мы уже публиковали ответы на популярные вопросы при создании ТСЖ, рекомендуем также ознакомиться.
- Если Вы не пошли по ссылке выше, то ответим здесь на первый вопрос, возникающий у большинства клиентов:
- Как правильно, что лучше – ТСН или ТСЖ?
Статья 54 Гражданского кодекса РФ требует указания в наименовании юридического лица организационно-правовой формы, а если закон предусматривает существование разных видов такой формы, то надо указывать только вид.
В нашем случае ТСН – это форма, а ТСЖ –вид (это следует из последних редакций ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). Однако ст. 123.
12 Гражданского кодекса требует указывать слова «товарищество собственников недвижимости».
Мы своим клиентам чаще всего пишем именно «ТСЖ», потому что ФНС России в письме от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752 разъяснила указанное выше: ТСЖ создается как вид ТСН, в связи с чем в наименовании стоит указывать вид – товарищество собственников жилья. Информацию об организационно-правовой форме – ТСН – необходимо прописать в уставе.
Таким образом, некорректно сравнивать ТСН и ТСЖ и думать, что у кого-то из них больше полномочий или меньше сложностей. При наименовании товарищества ориентируйтесь на практику своей ИФНС, посмотрите, что регистрируется в последнее время в вашем муниципальном образовании, наверняка, там будут и ТСЖ.
Чем регламентируется создание ТСЖ?
Требования к созданию установлены в ст. 136 Жилищного кодекса РФ.
Для начала нужно создать инициативную группу из собственников или жильцов дома, которая будет заниматься организацией ТСЖ (или некоторыми ее этапами).
Члены инициативной группы необязательно должны быть выбраны на каком-либо собрании собственников.
Желательно, чтобы члены инициативной группы имели юридическую, бухгалтерскую специальность или обладали знаниями в управлении в области жилищно-коммунального хозяйства, пользовались доверием и авторитетом среди жильцов, т.к. часто члены инициативной группы в будущем становятся членами правления будущего ТСЖ.