Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф 2021 про пенсионный возраст». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если в 2020 году россияне выходили на пенсию в 55,5 (женщины) и в 60,5 лет (мужчины), то со следующего года это будет происходить на год позже. В 2028 году для женщин пенсионный возраст будет установлен в 60 лет, для мужчин — в 65 лет. Но если человек никак не может найти работу, он сможет выйти на пенсию на два года раньше срока.
«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости», — пояснили в ПФР. К тому же важную роль играет тот факт, что человек не сам уволился с прежнего места работы, а был сокращен или потерял место в связи с ликвидацией организации или предприятия.
При этом страховой стаж оставшегося без работы предпенсионера должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
В 2021 году изменится пенсионный возраст, вырастут пенсии и налоги для богатых
В России с 1 января вводится прогрессивная шкала налогообложения вместо плоской. Это означает, что теперь не абсолютно все граждане будут платить НДФЛ по одной и той же ставке в 13%. Доходы россиян, зарабатывающих больше 5 млн рублей в год (это около 416 тысяч рублей в месяц) будут облагаться по повышенной ставке в 15%.
С предложением повысить НДФЛ для обеспеченных россиян до 15% выступил летом президент Владимир Путин. Тогда же он уточнил, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн рублей в год. Мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). По ставке 13%, как и ранее, будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения.
С 1 января распорядиться маткапиталом можно быстрее. Вступает в силу закон, согласно которому сокращены сроки рассмотрения обращений граждан.
Так, решение по заявлениям о распоряжении средствами сертификата Пенсионный фонд теперь будет принимать в течение десяти дней, а не целый месяц, как это было раньше. В отдельных случаях сроки могут продлеваться до пятнадцати и двадцати дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах. В случае принятия Пенсионным фондом положительного решения, деньги он перечислит в течение трех рабочих дней.
С 1 января вступает в силу еще одна часть списка отходов, которые запрещается захоранивать без переработки. Документ был принят правительством еще в 2017 году. Сам список состоит из трех частей: сначала вступили в силу требования, касающиеся металлолома, затем — макулатуры и пластика, теперь пришло время техники и элементов питания.
«На сегодняшний день на сортировочные мощности направляется 20% от всего объема твердых коммунальных отходов, — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко, выступая на заседании Госсовета в декабре. — К 2024 году такой показатель составит более 50%, к 2030 году — 100%. На утилизацию к 2024 году будет направлено 12% твердых коммунальных отходов, к 2030 году — 50%». Запланированное увеличение произойдет, в том числе, за счет отправляемой на переработку электроники.
Вступают в силу правила, регулирующие особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Теперь их состоянию будет уделено особое внимание.
«Все расположенные в населенных пунктах лесопарки относятся к категории защитных лесов, — объяснили в Рослесинфорге. — В них запрещено вести заготовку древесины, а рубка деревьев возможна лишь в санитарных целях».
Новый пенсионный возраст и статья 55 Конституции РФ: есть ли нарушения
Новые правила охоты, вступающие в силу с 1 января, содержат в себе несколько очень важных изменений. Одно из главных новшеств — разрешение на использования луков и арбалетов. Раньше такое бесшумное оружие было под запретом.
Еще один блок касается правил охоты в темное время суток. С одной стороны, можно будет использовать световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров. Но при этом самим охотникам надо будет облачиться в одежду со светоотражающими элементами. Это делается для уменьшения вероятности случайного ранения кого-либо из участников охоты.
С 1 января становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности. В первую очередь под нее попадает мужская, женская, детская верхняя и спортивная одежда, а также домашний текстиль всех видов. Соответствующие таможенные коды перечислены в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 года.
Согласно документу, под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.
Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.
Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.
Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.
Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году
Депутат от партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на заседании Госдумы предложил ликвидировать Пенсионный фонд России. При этом депутат также посоветовал вернуть пенсионный возраст к прежним показателям.
Объединение лево-патриотических сил, куда входят партии «Справедливая Россия», «За правду» и «Патриоты России», будет добиваться ликвидации Пенсионного фонда России и возвращения прежнего пенсионного возраста. Об этом заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
«В первую очередь, мы будем добиваться возврата прежнего пенсионного возраста, а также ликвидации Пенсионного фонда России», — рассказали в пресс-службе «Справедливой России».
Руководитель партии эсеров заявил, что необходимо «вернуться к солидарной пенсионной системе и выплачивать пенсии напрямую из бюджета».
Ранее Миронов неоднократно выступал против Пенсионного фонда РФ. По мнению политика, сейчас этот фонд тратит пенсионные деньги россиян не по прямому назначению, а больше на обслуживание себя: на огромные зарплаты топ-менеджеров, услуги пиарщиков, шикарные офисы и большой штат сотрудников.
Пенсионная реформа в нашей стране началась в 2019 году. Предполагается, что большая часть граждан после 2028 года будет работать до 60 (женщины) и 65 (мужчины) лет.
Однако с приходом в начале 2020 года известной всемирной напасти и наметившихся проблем в экономике у народа появились некоторые надежды на то, что непопулярную в народе «медведевскую реформу» отменят. Но не случилось. Летом ситуация в стране стала понемногу выпрямляться и все разговоры об отмене нововведения отошли на второй план, а потом и вообще поутихли.
Однако сегодня ситуация с пандемией снова стала набирать свои обороты и разговоры о необходимости отменить непопулярную реформу опять стали активно обсуждать в сетях на просторах интернета и на других площадках.
Большинство населения страны категорически против того, чтобы работать до 60-65 лет, после чего у людей уже просто не остается сил на дальнейшую «пенсионную» жизнь.
Конечно, есть и такие (например, некоторые депутаты с их астрономическими заработками и такими же пенсиями), которые активно поддерживают непопулярную реформу. Про таких говорят: «Сытый голодного не разумеет» и они уже давно не с народом.
Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).
Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».
Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.
Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.
«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.
Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.
«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.
Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.
Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).
Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.
«Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели», — подчеркнул Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
«Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!» — отметил правовед.
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…
— Почему бюджет страны профицитный?
— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?
— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.
— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.
Два обязательных условия для получения государственных ежемесячных пенсионных выплат – трудовой стаж и минимальное количество специальных баллов. Понятие пенсионных баллов (пенсионного коэффициента) появилось после внедрения пенсионной реформы в 2015 году.
Соответственно, накопление баллов стало возможным только после 2015 года. Минимальное их количество для выхода на заслуженный отдых составляло 6,6. Затем ежегодно к этой цифре стали прибавлять по 2,4 балла. Так, к 2020 году минимальное значение баллов составило 18,6. Без этого количества получение государственной пенсии невозможно.
Законодательством установлены четкие требования. Многие люди, находящиеся в предпенсионном возрасте, переживают, что по ряду причин одно или несколько условий выхода на пенсию могут быть ими не выполнены. Как поступить в таком случае?
Если у гражданина РФ нет минимального значения трудового сажа, но есть официальное место работы, он продолжает свою деятельность на этого работодателя до момента выработки минимального значения стажа или назначения государством социальной ежемесячной пенсии. Она положена любому гражданину Российской Федерации при достижении им возраста 65 лет (если это женщина) и 70 лет (если это мужчина).
Для отдельных категорий граждан предусмотрены индивидуальные сроки выхода на пенсию:
- Медицинские работники. Их пенсия зависит не от его календарного срока, а от выслуги лет, то есть непрерывного медицинского стажа. Для врачей, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в сельской местности, этот срок составляет 30 лет, для работников городов – 35 лет.
- Воспитатели и учителя. К 2023 году их стаж работы должен составить 30 лет.
- Работники сферы культуры – актеры театра и кино, худруки и все, кто с этим связан, также могут уйти на пенсию по выслуге лет.
- Государственные служащие. Эту категорию граждан не обошла стороной пенсионная реформа, а изменения начались в 2017 году. Мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет (с 2028 года). Для женщин реформа затянется до 2034 года, а пенсионный возраст увеличится до 63 лет.
- Лица, работающие на важных субъектах, расположенных на севере страны. Такая работа считается тяжелым физическим трудом в сложных условиях. Это диктует другие сроки выхода на пенсию. С 2021 года мужчины будут уходить в 60, а женщины – в 55 лет. А вот местных жителей, работающих на промысловых предприятиях, ни одно из нововведений не коснется, и сроки выхода на заслуженный отдых останутся прежними – 45 лет у женщин и 50 у мужчин.
- Многодетные матери. При наличии в трудовой книжке записи о 15 годах стажа мать, воспитывающая троих и более детей, имеет право выйти на пенсию на три года раньше установленного пенсионной реформой срока.
И еще одна категория – люди предпенсионного возраста, не имеющие возможности выхода на работу. Они могут стать пенсионерами на 2 года раньше.
- Жена Эрнста появилась на публике в экстремальном наряде «на грани»
- «Плата за вредность»: от зарплаты Малахова у россиян закружилась голова
- Пугачева осталась без потомков из-за прихоти супруги Преснякова
- В Сети оказалась редкая фотография Алины Кабаевой с подругой и детьми
- Стало известно, почему Муравьева не хочет говорить о своей роли в фильме «Карнавал»
- Кобзон станет маркой алкоголя
- Лолита пожаловалась на невыносимые условия
- Любовница и возможная мать ребенка Владимира Высоцкого ушла в одиночестве
- Что стало с Юдашкиным после страшной болезни
- Цискаридзе рассказал о близких отношениях с Фрейндлих
Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?
О том, что возможно возвращение к ранее существовавшим цифрам выхода на пенсию заявил лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
По мнению чиновника сейчас как никогда высоки шансы того, что может случиться возврат к прежним показателям возраста выхода на пенсию, которые были определены ещё во времена Советского Союза. Как заявил Сергей Миронов, проведение реформы в области пенсионного возраста было одобрено бывшим председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, который на сегодняшний день является заместителем главы Совета безопасности. Однако, сейчас состав правительства Российской Федерации был изменён, во главе стал Михаил Мишустин.
Сергей Миронов уверен в том, что новый Кабинет министров имеет необходимые возможности и должен исправить ранее допущенную ошибку прежнего кабмина, заключающуюся в повышении пенсионного возраста. Лидер партии призвал чиновников к тому, чтобы они поступили «по совести» и разрешили все несогласия и споры о сроках выхода на заслуженный отдых граждан в нашей стране.
Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, но стоит отметить, что до 2028 года запланирован переходный период, в рамках которого будет осуществляться плавный переход к новым показателям.
С каждым годом увеличиваются и требования, предъявляемые к размеру минимального трудового стажа гражданина. Если в 2015 для оформления страховой пенсии по старости достаточно было иметь всего лишь 6 лет страхового стажа, то в 2021 этот показатель увеличился уже до 12 лет, а к 2024 достигнет своего итогового значения – 15 лет.
Таким образом, начиная с 2024 года, получить право на получение страховой пенсии смогут лишь те граждане, чей совокупный стаж превысит отметку в 15 лет.
Еще одним основанием для досрочного выхода на пенсию стало наличие большого трудового стажа.
При наличии 37 лет стажа женщины смогут выйти на пенсию уже в 55 лет, то есть на два года раньше других, а мужчине понадобится наличие 42 лет стажа, обладая которыми, он сможет оформить пенсию в 60 лет.
Кроме страховой пенсии, размер и срок назначения которой зависит от количества трудового стажа гражданина и накопленных им пенсионных баллов, существует еще и социальная пенсия, которая назначается в тех случаях, когда требования, необходимые для назначения страховой пенсии, не соблюдены.
Право на получение этой выплаты возникает на 5 лет позже, чем для оформления страховой. Так, например, после завершения переходного периода социальную пенсию будут назначать женщинам по достижении ими 65 лет, а мужчинам – 70.
С 2019 года в законодательстве было закреплено новое понятие — предпенсионный возраст. Присвоение гражданину статуса «предпенсионер» дает ему право на определенный перечень льгот — налоговых, социальных, трудовых и так далее. В общем случае, ими считаются граждане, которым до пенсии осталось 5 и менее лет. Причем, если гражданин имеет право на досрочную пенсию, то 5 лет отсчитывается от льготного значения пенсионного возраста.
По новому закону оформить страховую пенсию женщины и мужчины могут в 60 и 65 лет, а значит предпенсионерами они будут считаться с 55 и 60. По сути, это тот самый возраст, при достижении которого уходили на пенсию по нормам старого законодательства.
В течение первых пяти лет реформы пенсионный возраст будет ниже 60/65 из-за переходных положений закона. Те, кто попадают под этот переходный период, будут становиться предпенсионерами раньше (см.таблицу по годам).
Отметим, что право на предоставление льгот предпенсионерам утверждается разными законами. Поэтому и предпенсионный возраст для определенных видов льгот устанавливается свой.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана
или позвонить по телефонам:
Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.
Благодаря сведениям Пенсионного фонда России самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация.
К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.
Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.
Количество накопленных пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов. Их платит работодатель или каждый за себя — как, например, ИП или добровольно застрахованные.
Но есть максимум, сверх которого баллы не начислят даже при очень высокой зарплате. В 2020 году можно было получить не более 9,57 балла, в 2021 и далее — не более 10.
Какой бы ни была ваша зарплата в 2021 году, вы заработаете максимум 10 баллов. А это значит, что пенсия в суммах 2021 года вырастет почти на 1000 Р в месяц: 10 баллов × 98,86 Р.
Многодетные мамы могут выходить на пенсию раньше обычного возраста:
- при рождении троих детей — в 57 лет:
- при рождении четверых — в 56 лет;
- при рождении пятерых и более — в 50 лет.
Но для них нет переходного периода, поэтому уже в 2021 году нужно иметь минимум 15 лет стажа и 21 пенсионный балл.
В 2021 году многодетные мамы впервые смогут использовать свое право на досрочную пенсию по новым основаниям — пока только если детей хотя бы четверо. В 2020 году обычный пенсионный возраст и так был ниже льготного. А вот во второй половине 2021 года мамы четверых детей могут выйти на пенсию в 56 лет — на полгода раньше остальных.
Мамы троих детей используют льготу не раньше 2023 года.
Для мам пятерых и более детей льгота была и раньше — она и сейчас работает так же. У отцов такой льготы нет.
Даже если не хватает стажа и баллов, государство все равно не оставит без пенсии: в таких случаях платят социальную. Она равна фиксированной части страховой пенсии с прибавкой в виде социальной доплаты.
Но право на такую пенсию возникает на 5 лет позже обычного. С учетом переходного периода, в 2021 году это 61 год и 6 месяцев для женщин и 66 лет и 6 месяцев для мужчин.
Для северян, учителей, врачей, артистов и госслужащих есть свои особенности назначения пенсии. О них — в другом разборе.
Госдума отказалась закрепить в Конституции «старый» пенсионный возраст
Недавно в Министерстве финансов появился молодой человек, который получил должность консультанта по вопросам назначения пенсионного пособия. Владимир Назаров лично получил от Медведева государственную награду, только его подходы к работе с пенсионерами стандартными не назовешь, и это мягко сказано.
Безусловно, строить карьеру надо жестко, но не так же, когда теряется человечность. Его прогнозы, касающиеся внедрения новой пенсионной системы, выглядят так:
- По мнению молодого «эксперта», пенсионеров нельзя «баловать» высокими пенсиями, поскольку это снижает мотивацию к труду. Риторический вопрос, зачем тогда баловать депутатов большими зарплатами?
- Буквально, но Владимир Назаров «спит и видит», что вскоре РФ откажется от социального и страхового пенсионного обеспечения, оставив только накопительную пенсию, чтобы люди сами обеспечивали себя в старости.
Может в последнем прогнозе и есть какая-то логика, но с нашей системой накопительная часть может резко упасть в цене, вследствие чего люди действительно будут работать до самой смерти.
Давайте объективно, вследствие новшества, связанного с пенсионной реформой, появляется много проблем. Люди планировали выйти на заслуженный отдых, получать пенсию и жить спокойно. Но получается, что придется еще поработать. Безусловно, вопрос того, что сил на это нет, не волнует никого. Но и это половина беды, всем известно, как относятся работодатели к пенсионерам.
Вследствие этого пенсионеру найти работу – очень сложно. У работодателя имеется много причин отказать:
- низкая производительность труда;
- пенсионер может часто уходить на больничный;
- пенсионеру сложно освоить новые технологии;
- дополнительные льготы, в ходе которых пенсионер имеет право на получении дополнительного отпуска.
На основании этих причин, Министерством труда уже разрабатывается специальная программа, которая позволит устраиваться на работу пожилым людям либо поменять уже существующую работу. Помимо этого, было обещано, что все жалобы пенсионеров, которые не могут устроиться работать, будут рассматриваться очень тщательно.
МИР – национальная платежная система. И если пенсионер хочет получать пенсионное пособие на карточку, то оформить ее нужно обязательно. Рассмотрим преимущества и недостатки этого.
Плюсы:
- Бесплатное обслуживание. Однако имеется информация, что с 2020 года обслуживание карты для пенсионера обойдется в 750 рублей.
- 3,5% кэшбэк на остаток на счету.
- Максимальная защита (со слов разработчиков системы).
Владимир Путин также предложил закрепить в Конституции, что в России «создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда», а также «обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность», следует из проекта президентских поправок в Конституцию ко второму чтению.
Кроме того, глава государства предлагает закрепить в Основном законе, что в России гарантируются «обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат» в соответствии с федеральным законом, следует из обновленного текста.
Что изменилось в пенсионной системе с 2021 года
Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.
Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.
По ст. 55 ч. 3 Конституции права лиц подвергаются ограничению:
- законодательно;
- при защите положений Конституции;
- при охране безопасности страны.
Права народа по начислению пенсий относят к социальным правам, они подвергаются ущемлению. Выполнение обязательств политики в интересах народа зависит от экономической ситуации в стране.
Владимир Мазаев: Если экономика не позволяет выполнить нормы законодательства о сроках выхода на пенсию, следует изменить правовую схему.
Возникает ряд вопросов при внедрении реформы: почему бюджет имеет профицит? Какие выгоды будущим пенсионерам от нововведений, если пропорции величины пенсий к уровню оплаты труда не изменятся? Кто и каким образом предоставит рабочие места людям, если здоровье не позволит качественно трудиться на старом рабочем месте?
В Конституции определено положение не внедрять императивы, нарушающие права или ограничивающие свободу народа. Внедрение новшеств право на назначение пенсии не отменяет и не нарушает. Изменены правила применения: увеличен срок выхода на пенсию при росте размеров пенсионного обеспечения. При изменении возрастных рамок оформления пенсии не нарушено равноправие народа для начисления пенсии.
Правительство России решило значительно увеличить возраст выхода граждан на пенсию:
- до 65 лет у мужчин;
- до 63 лет у женщин.
Соответствующий законопроект с поправками Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже внесен в Госдуму, и депутаты запланировали его рассмотрение на 19 июля 2018 года. Вокруг этой инициативы не утихпают споры и обсуждения. Поэтому, некоторые эксперты даже задумались о том, что не нарушает ли инициатива чиновников нормы Конституции РФ . До направления жалобы в Конституционный Суд пока не дошло, так как пока нет законодательного акта. Но возможно ли такое развитие событий?
Для иначала вспомним о том, что в ч.2 статьи 39 Конституции РФ сказано:
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В России все так и есть, ведь в статье 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Конституция РФ пенсионный возраст
Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:
- условий получения такого пенсионного обеспечения,
- порядка его начисления и доставки,
- расчёта отчислений из пенсионных выплат,
- непосредственно самих пенсионных сумм.
Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Реформа предполагает, что каждый год после принятия закона возраст граждан, выходящих на пенсию, будет увеличиваться сначала на 6 месяцев, затем на год. Согласно разработанному графику, в 2021 году на пенсию начнут выходить граждане, которым исполнилось 56,5 и 61,5 лет (в зависимости от пола).
Помимо этого, каждый год увеличивается количество баллов, которые нужно накопить в течение трудовой деятельности, чтобы получить право на заслуженный оплачиваемый отдых, а также растет минимально необходимый трудовой стаж.
Год рождения | Условия, которые необходимо соблюсти | Дата выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
Возраст | Пенсионные баллы | Трудовой стаж | ||
1960 (Первое полугодие) | 61,5 | 21 | 12 | 2021 год (2 полугодие) |
1960 (Второе полугодие | 61,5 | 23,4 | 13 | 2022 год (1 полугодие) |
Граждане, которые надеялись на возврат пенсионного возраста, должны забыть о подобной перспективе: пересмотра не будет, Россия вступила на путь реформирования системы окончательно и бесповоротно. Остается только узнавать последние новости о событиях и пытаться найти плюсы, которые все же имеются наряду с явными минусами.
Плюсы реформы касаются государства в целом: новая система позволит уменьшить давление на бюджет, снизит государственные расходы, поможет перекинуть освободившиеся средства на другие сферы. Обещается также, что размеры пенсий после нововведения возрастут.
Минусы реформы связаны с низкой продолжительностью жизни россиян, ухудшением состояния здоровья уже после 50-ти лет. Граждан преклонного возраста стараются не брать на работу. Но самое серьезное – то, что по всем статистическим данным, большинство граждан не доживают до возраста, на котором правительство желает установить минимальную планку выхода на пенсию.
Пенсионный возраст в России в 2021 году увеличится всего на 1,5 года в сравнении с прежними стандартами. Это не так уж и много, если учесть, что в обозримом будущем уходить на заслуженный отдых будут гораздо позже.
1. Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Федерации как социального государства (см. комментарий к ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления.
Выход на пенсию старше 55 и 60 лет – прямое нарушение Конституции, что делать?
Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил «Правмиру» профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.
Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.
– Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать, – пояснил эксперт.
Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.
Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации – «Правмир»). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).
Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность – они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.
Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.
– Если повышение пенсионного возраста – мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, – то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.
– почему бюджет страны профицитный?
– что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же – не более 30-35%?
– кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания;
– кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?
– лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?
Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.