Жилищный кодекс с последними изменениями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищный кодекс с последними изменениями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Жилищный кодекс РФ

1 ЖК РФ статья: 1 — 14

2 ЖК РФ статья: 15 — 21

3 ЖК РФ статья: 22 — 24

4 ЖК РФ статья: 25 — 29

5 ЖК РФ статья: 30 — 35

6 ЖК РФ статья: 36 — 48

7 ЖК РФ статья: 49 — 59

8 ЖК РФ статья: 60 — 91

8.1 ЖК РФ статья: 91.1 — 91.12

8.2 ЖК РФ статья: 91.13 — 91.15

III.2 ЖК РФ статья: 91.16 — 91.20

9 ЖК РФ статья: 92 — 98.1

10 ЖК РФ статья: 99 — 109.1

11 ЖК РФ статья: 110 — 123.2

12 ЖК РФ статья: 124 — 134

13 ЖК РФ статья: 135 — 142

14 ЖК РФ статья: 143 — 152

VII ЖК РФ статья: 153 — 160

VIII ЖК РФ статья: 161 — 165

15 ЖК РФ статья: 166 — 174

16 ЖК РФ статья: 175 — 177

17 ЖК РФ статья: 178 — 188

18 ЖК РФ статья: 189 — 191

19 ЖК РФ статья: 192 — 202

СКАЧАТЬ ЖК РФ 2021

Изменение Жилищного кодекса РФ с 1 января 2021 года

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 5. Жилищное законодательство
Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Статья 11. Защита жилищных прав
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15. Объекты жилищных прав
Статья 16. Виды жилых помещений
Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
Статья 19. Жилищный фонд
Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Статья 21. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Изменения законодательства для жителей многоэтажек в 2021 году

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда

Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Современная трактовка юристов по жилищному праву имеет две точки зрения:

  • жилищное право следует включать в свод гражданского права;
  • жилищное право – самостоятельная область закона.

Скачать кодекс

Базовые положения или иначе – принципы жилищного законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять строительство всеми доступными способами.

Жилищный Кодекс охватывает не такой объемный сегмент, как, например, уголовный или гражданский кодексы. Однако его регулятивную роль трудно переоценить, учитывая, что он призван защищать одну из базовых потребностей человека – потребность в жилище.

Нормы, прописанные в жилищном законодательстве защищают граждан от недобросовестности застройщиков, от незаконного выселения, от преступных действий, нацеленных на захват жилища и лишение владельца законных прав.

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так, предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей, находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось приблизительно 4 м2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше: ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г., утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный Кодекс Российской Федерации.

В настоящее время складировать различные вещи, в том числе и мебель, запрещается на чердаках многоквартирных домов, а также на технических этажах. Но с наступлением нового года этот запрет будет расширен. Теперь хранить вещи, мебель и даже овощи будет запрещено на цокольном этаже и даже в подвале.

Этот момент очень важно учесть, так как многие граждане хранят овощи, выращенные на даче, в подвале многоквартирного дома. Но с 1 января 2021 года за это придется платить штраф.

Использование открытого огня на лоджиях и балконах многоквартирных домой было запрещено еще с прошлых новогодних праздников. Необходимые изменения тогда были внесены в Правила пожарной безопасности.

Теперь же новое Постановление Правительства расширит эти правила, в результате чего, будет запрещено оставлять без присмотра любые источники открытого огня не только на балконах и лоджиях, но и в квартирах.

Здесь изменения касаются в первую очередь решеток на приямках и окнах подвальных этажей. Они должны будут быть открывающимися, особенно в том случае, если они обозначены в качестве аварийного выхода на плане эвакуации. Конечно же, переоборудование таких решеток потребует значительных дополнительных расходов.

В отношении решеток, находящихся на окнах квартир, в новом постановлении ничего не сказано. Однако многие эксперты уже сейчас говорят о том, что противопожарные службы вполне могут заинтересоваться и такими решетками, найдя немало претензий.

ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления

Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры

Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья

Договор социального найма и последующая приватизация

Приватизация земельного участка: необходимая документация

Приватизация комнаты в общежитии

Как написать отказ от приватизации

Как приватизировать землю под домом

Отказ в приватизации квартиры

Обмен приватизированной квартиры

Как продать долю в приватизированной квартире

Оспаривание незаконной приватизации

Расприватизация квартиры и нежилых помещений

Приватизация земельных участков

Сроки приватизации квартиры

Приватизация квартиры военнослужащим

Документы для приватизации квартиры

Доверенность на приватизацию квартиры

Приватизация квартиры — плюсы и минусы

Приватизация квартиры через суд

Приватизация комнаты в коммунальной квартире

Приватизация квартиры с чего начать…

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом

Технический паспорт на дачный дом

Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ

О принудительном изъятии земли

Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

Как получить жилищный сертификат молодым семьям

Государственный жилищный надзор

Жилищные нормы

Закон о прописке и регистрации

Индивидуальное жилищное строительство

Временная регистрация по месту пребывания

Государственный жилищный сертификат

Жилищные программы

Имущественный налоговый вычет

Регистрация по месту жительства

Долевое участие в строительстве

Жилищный накопительный кооператив

Правила пользования жилыми помещениями

Ипотечное жилищное кредитование

Жилищный отдел

Налог на недвижимость

Продажа квартиры, полученной по наследству

Жилищный кодекс (ЖК РФ)

ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация земельного участка: необходимая документация

Договор социального найма и последующая приватизация

Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья

Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры

Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления

Приватизация комнаты в общежитии

Как написать отказ от приватизации

Как приватизировать землю под домом

Отказ в приватизации квартиры

Обмен приватизированной квартиры

Как продать долю в приватизированной квартире

Оспаривание незаконной приватизации

Расприватизация квартиры и нежилых помещений

Приватизация земельных участков

Сроки приватизации квартиры

Доверенность на приватизацию квартиры

Приватизация квартиры военнослужащим

Документы для приватизации квартиры

Приватизация квартиры — плюсы и минусы

Приватизация квартиры с чего начать…

Приватизация квартиры через суд

Приватизация комнаты в коммунальной квартире

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом

Технический паспорт на дачный дом

Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ

О принудительном изъятии земли

Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

Как получить жилищный сертификат молодым семьям

Государственный жилищный надзор

Жилищные нормы

Закон о прописке и регистрации

Индивидуальное жилищное строительство

Временная регистрация по месту пребывания

Государственный жилищный сертификат

Жилищные программы

Имущественный налоговый вычет

Регистрация по месту жительства

Долевое участие в строительстве

Жилищный накопительный кооператив

Правила пользования жилыми помещениями

Ипотечное жилищное кредитование

Жилищный отдел

Налог на недвижимость

Продажа квартиры, полученной по наследству

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Основные положения. жилищное законодательство
    • Глава 2. Объекты жилищных прав. жилищный фонд
    • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
    • Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
  • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
    • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
    • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. общее собрание таких собственников
  • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
    • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
    • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
  • Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
    • Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Раздел III.2. Наемные дома
  • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
    • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
    • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
  • Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
    • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
    • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
  • Раздел VI. Товарищество собственников жилья
    • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
    • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
  • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
  • Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
    • Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
    • Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
    • Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
    • Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
  • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
    • Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.


Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

Изменения в Жилищный кодекс РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.


1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.


1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.


1. Налог на имущество необходимо будет платить без учёта понижающих коэффициентов. Данное правило теперь касается всей территории Российской Федерации (кроме города федерального значения Севастополь). За 2020 год собственники получат квитанции с полной суммой налога.

До 2020 года действовал переходный период, в соответствии с которым, при расчёте налога на имущество учитывались понижающие коэффициенты. Сделано это было для того, чтобы собственники недвижимости резко не ощущали увеличение налоговой нагрузки.

Ранее налог на имущество рассчитывался на основании инвентаризационной стоимости, которая была в разы меньше рыночной. Сейчас исчисление идёт исходя из кадастровой, которая иногда превышает рыночную.

Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

2. Налогооблагаемую базу при продаже недвижимости можно будет уменьшить теперь за счёт вычета за оплату учёбы и вычета на лечение.

Данная возможность — это новелла в Налоговом кодексе РФ. Уменьшить размер налога можно будет в пределах соответствующего предоставляемого вычета. Это означает, например, что к не облагаемому 1 млн. рублей при продаже недвижимости, прибавляется сумма недополученного социального вычета.

Соответствующее правило вводится подпунктом «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».

3. Следующее дополнение Налогового кодекса РФ связано с началом исчисления срока владения жилым помещением приобретённым по договору участия в долевом строительстве (ДУДС), договору участия в ЖСК или уступки прав по ДУДС, в целях налогообложения.

В случае продажи жилого помещения, по истечении пяти лет с момента полной оплаты по вышеуказанным договорам, налог на доход полученный от продажи оплачивать не нужно. До этого приходилось ждать пять лет с момента оформления собственности на квартиру. Правило коснётся налогов подлежащих уплате начиная с 2019 года.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняет пункт 2 статьи 217.1 НК РФ новым абзацем.

4. Увеличивается перечень контролируемых сделок с недвижимостью в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Изменения в антиотмывочный закон коснуться сделок с недвижимостью. Если раньше подотчётные Росфинмониторингу (банки, нотариусы, риэлторы, и т.д.), должны были сообщать о сделке с недвижимостью, совершенной на сумму более 3 млн. рублей, то с января 2021 года под отчёт попадут операции с денежными средствами, наличные и безналичные, проводимые в рамках сделок с недвижимостью.

С одной стороны, в список контролируемых операций добавляется аренда, найм, ипотека. С другой стороны, если исходить из буквальной трактовки изменений, контролировать банки будут и расчёт через сейфовые ячейки по сделкам с недвижимостью. А значит, чтобы банк отчитался в Росфинмониторинг, банку должна быть известна сумма передаваемая наличными через ячейку.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля”, вносит изменение, в том числе, в пункт 1.1. статьи 6 ФЗ №115.

5. Заключать сделки с недвижимостью можно будет дистанционно, через нотариусов находящийся в разных регионах. В такой сделке нужно, чтобы один из нотариусов находился в регионе местонахождения недвижимости.

Стороны подписывают договор с использованием цифровой подписи. Дополнительно, нотариус просит участника сделки расписаться на бумажном экземпляре для хранения в своё архиве.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирует данный порядок.

6. Увеличиваются взносы на капитальный ремонт. Тарифы вырастет во многих регионах. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны платить взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Рост взносов в регионах будет неравномерным, в целом он не превысит 5% процентов. В Москве, например, увеличение составит 66 копеек.

В Москве размер взноса увеличится на основании Постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2020 года № 2066-ПП.

7. Изменения жилищного законодательства коснутся собственников квартир в многоквартирных домах. Речь идёт о новых правилах противопожарного режима.

В частности, запрещается следующее: устраивать хранение в цокольных этажах и подполье; устанавливать глухие решётки в местах аварийного выхода; запрещается хранение в тамбурах возле пожарных выходов и пожарных лестниц; запрещается пользоваться всем газовым оборудованием (в том числе плитой), при отсутствии технического обслуживания; запрещается оставлять источники огня без присмотра, это требование также относится к курильщикам.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

8. Субсидии, по оплате коммунальных платежей, обязаны будут предоставлять даже при наличии задолженности. Единственный случай для отказа -наличие судебного акта о взыскании долга.

Итак, начиная с 1 января 2021 года жильцы многоквартирных домов больше не смогут пользоваться чердаками, подвалами и цокольными этажами как камерой хранения своих личных вещей.

Использовать с такой целью можно только собственные квадратные метры. Точно также запрещается любая организация деятельности на общей территории.

Такие новшества направлены на соблюдение правил противопожарной безопасности и сохранения законности планировок жилья.

Уходит эпоха привычного внешнего вида большинства российских многоэтажек — стоящие решетки на окнах на первых этажах.

С января 2021 года владельцам квартир и УК запретят устанавливать такие решетки.

Это нововведение связано с тем, что в случае пожара глухие решетки не должны препятствовать аварийному выходу из помещений.

Парковку во дворах нельзя будет полностью занимать. Запрет на оставление своего автомобиля теперь будет распространяться не только на специальные зоны для пожарной техники, но и на те участки, которые предназначены для вывода пожарной техники. Также нельзя будет заслонять своим автомобилем крышки колодца пожарного гидранта.

К уже имеющимся запретам остеклять балконы, ведущие к лестничным клеткам, с 2021 года присоединяется запрет на закрытие балконов жалюзи. Также на балконах общего пользования нельзя оставлять источники открытого огня, к которым относятся: непотушенная сигарета, свечи и керосиновые лампы.

С января 2021 года на территориях частных домов вводится запрет на разведение костров. Делать это можно будет только в специально отведенных и оборудованных местах. Также на собственном участке нельзя будет жечь любой мусор, листву и другие отходы.

Кстати! Санкции за вышеперечисленные нарушения будут составлять от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, если не повлекут за собой более тяжкие последствия.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Страны: Беларусь

Темы: Новостройки, долевое строительство; Законодательство; Городские новости; Общество; Новости

Согласно новому кодексу на место в общежитии в первую очередь могут претендовать не только бывшие воспитанники детских домов и интернатов, совершеннолетние дети родителей, живущих в домах престарелых, инвалидов или ветеранов, но и те, кто служил в армии и имеет положительные рекомендации.

Спецсчета на капремонт

У счетов, на которых аккумулируется плата за капитальный ремонт, появился статус «спецсчетов». Он не позволит списывать с них накопленные деньги в бесспорном порядке по исполнительным и иным документам. На спецсчета не будет налагаться арест, нельзя будет приостанавливать операции по ним. Исключение – случаи, связанные с предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем.

На законодательном уровне прописана обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения с безбарьерной средой людям с инвалидностью, которые пользуются госжилфондом.

Если приспособить выделенное жилье для проживания людей с инвалидностью технически невозможно, им должны предоставить другое, обустроенное жилье на условиях ранее заключенного договора найма.

«Если что-то и меняется, то не в лучшую сторону»

Андрей Хмель:
Я как министр должен критически относиться к любым начинаниям и к их продолжению. И, конечно, я в полной мере сегодня недоволен работой службы 115. Как вы сказали, это очень хороший инструмент для связи населения непосредственно с исполнителями работами, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Но суть в том, что сегодня нужно грамотно наладить обратную связь с населением.

Андрей Хмель:
Да, эту марку мы держим. И это одно из поручений главы государства, чтобы тарифная политика выстраивалась так, чтобы не подымались тарифы на жилищно-коммунальные услуги выше 5 долларов в год. Нужно сказать, что где-то 4,5 % от своих доходов семья платит за жилищно-коммунальные услуги – средняя белорусская семья. При этом Украина, Россия – 12-15, Литва – 20. Мы тут можем говорить, что от доходов. Мы не говорим о суммах, а о доходах.

Сегодня платежи за коммунальные услуги достаточно подъемные для белорусского населения, больших проблем с их оплатой не существует. Если даже семья малообеспеченная, то у нас есть субсидии, которые выплачиваются в случае, когда семье не хватает на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эта система работает, и это радует.

Андрей Хмель:
Аналитику мы делаем, конечно же, каждый месяц во время оплаты жилищно-коммунальных услуг. Мы на сегодняшний день какой-то реакции населения на эти призывы не видим. Да, это могут быть десятые доли процента, но невозможно сказать, что это из-за призывов, как вы говорите, оппозиции. Вопрос в другом, что эти призывы крайне деструктивны и неправильны, потому что, наверное, только человек, который не думает о своей семье сегодня, не будет платить за жилищно-коммунальные услуги, потому что рано или поздно в случае неоплаты он просто окажется без них.

Игорь Позняк:
По сути, ведь это преступление. Точно так же, как и, к примеру, схватить палку колбасы в магазине и убежать, не оплатив.

1. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире определяется исходя из того, что указанная доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащей собственнику комнаты в данной квартире. При этом в общую площадь комнаты, принадлежащей собственнику, не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас (см. ч. 5 ст. 15 Кодекса).

Если в коммунальной квартире собственнику принадлежат две (или более) комнаты, то следует полагать, что это обстоятельство само по себе не должно учитываться при определении размера его доли в праве общей собственности, так как решающее значение в этом случае имеет не количество жилых комнат, а их общая площадь.

Таким образом, доли участников общей собственности в коммунальной квартире не являются равными. Поэтому в данном случае применяются правила гражданского законодательства о долевой, а не о совместной собственности. В связи с этим целесообразно иметь в виду, что доля участника долевой собственности может быть увеличена по правилам первого абзаца п. 3 ст. 245 ГК РФ, если этот участник осуществил за свой счет неотделимые улучшения общего имущества.

2. Собственнику комнаты в коммунальной квартире, помимо права на долю в праве собственности на общее имущество в этой квартире, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Она пропорциональна сумме: а) размера общей площади указанной комнаты и б) определенного в соответствии с долей данного собственника в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире размера площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

3. В соответствии с принципом, заложенным в основу ч. 2 ст. 37 Кодекса, в ч. 3 ст. 42 содержится императивное правило о следовании доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты судьбе права собственности на комнату, принадлежащую этому собственнику. В случае, когда собственник комнаты в коммунальной квартире отчуждает свою комнату иному лицу (продает, дарит, меняет и т.п.), к новому собственнику (приобретателю) переходит не только право собственности на указанную комнату, но и право собственности на принадлежавшую прежнему собственнику долю в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

4. В случаях, когда право собственности на комнату в коммунальной квартире переходит к другому лицу на основании сделки или в порядке наследования, доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире в неизменном виде переходит к новому собственнику.

5. Императивные нормы ч. 5 ст. 42 Кодекса запрещают собственнику комнаты в коммунальной квартире совершать действия, нарушающие принцип следования доли в праве общей собственности собственника комнаты в коммунальной квартире судьбе права собственности на указанную комнату (см. ч. 3 ст. 42 Кодекса). См. также комментарий к ст. 38 Кодекса.

1. Доля собственника комнаты (комнат) в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры определяется пропорционально общей площади комнаты (комнат). Расчет общей площади комнаты: площадь вспомогательных помещений делится на число комнат в коммунальной квартире. Приходящаяся на комнату часть вспомогательных помещений и жилая площадь комнаты дает (в сумме) общую площадь комнаты. Эта площадь — основа определения доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире — пропорционально общей площади комнаты.

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире является неотъемлемой частью комнаты и всегда следует судьбе права собственности на нее. При смене собственника комнаты доля нового собственника в праве общей собственности равна доле предшествующего собственника.

Собственник комнаты в коммунальной квартире лишен возможности выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры и ее отчуждения отдельно от отчуждения комнаты.

3. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат имеют преимущественное право покупки этой комнаты в порядке и на условиях, установленных Гражданским кодексом РФ.

Порядок продажи доли таков: продавец обязан письменно известить собственников всех остальных комнат в этой квартире о намерении продать свою комнату, указав цену и другие условия, на которых она продается. Любой из остальных собственников вправе купить ее на этих условиях в течение месяца; в противном случае собственник вправе продать свою комнату любому лицу (ст. 250 ГК РФ).

Если продавец нарушает преимущественное право собственников других комнат, любой из них может в течение 3 месяцев требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя. Для этого необходимо обратиться в суд.

1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *