2021 изменить назначение земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 изменить назначение земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  1. Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  2. Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  3. Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

Документы нужны следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.

В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.

К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?

Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.

Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.

С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

На сегодняшний день разрешение на изменение целевого назначения уже не нужно. Для первого шага собственнику необходимо составить нотариально заверенное заявление на изменение целевого назначения земельного участка. Именно это заявление и будет основанием для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земли в следующем шаге.

После получения позитивных заключений в результате согласования, проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка передается на утверждение в орган местного самоуправления (поселкового, сельского, городского совета народных депутатов). Орган местного самоуправления на очередной сессии принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта землеустройства. Отказ в утверждении проекта землеустройства может быть обжалован в судебном порядке. Смотрите решение об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка в качестве образца.

Здесь стоит также указать, что утверждение проекта по земельному участку, который находится за пределами населенного пункта, осуществляется районной государственной администрацией, а не местным советом, в форме распоряжения об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка.

После получения всех необходимых согласований, подаем проект по изменению целевого назначения земельного участка государственному кадастровому регистратору с целью внесения сведений об изменении целевого назначения в Государственный земельный кадастр (ГЗК).

Дополнительно к проекту землеустройства необходимо приложить обменный файл в формате XML, который содержит определенный перечень данных, упрощающих регистратору внесение сведений о земельном участке в Государственный земельный кадастр.

Оплата за внесение в земельный кадастр ведомостей об изменении целевого назначения земельного участка отменена.

Смотрите образец выписки из кадастра.

Информация о новом целевом назначении земельного участка передается из государственного земельного кадастра в реестр вещных прав на недвижимое имущество без Вашего участия, автоматически. Иными словами, Вам не нужно совершать какие-либо дополнительные действия для регистрации измененного целевого назначения земельного участка в реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка.

Мы имеем возможность выполнять полный комплекс работ под ключ. Начиная с кадастровой съемки земельного участка, разработки непосредственно проекта и заканчивая получением выписки из кадастра.

Мы также имеем возможность провести регистрацию вещного права на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их обременений, получить соответствующую выписку.

Стоимость проекта изменения целевого назначения: от 4000 грн.
Нажмите для перехода к контактной информации

Срок выполнения: от 1 месяца
Нажмите для перехода к контактной информации

Смотрите также: проект отвода земельного участка, нормативно-денежная оценка земельного участка, техническая документация на установление границ земельного участка

Субъекты, которые смогут приобретать право собственности на сельскохозяйственные земельные участки.

Закон предусматривает, что приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:

  • граждане Украины;
  • юридические лица Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины;
  • территориальные общины;
  • государство;
  • банк (только в порядке обращения взыскания на земельные участки как на предмет залога. Такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности).

При обсуждении закона об открытии рынка земли и после его принятия, не утихают разговоры о возможности иностранными гражданами и иностранными компаниями приобретать право собственности на украинские земли. Решение этого вопроса закон возлагает на всеукраинский референдум. То есть, к проведению референдума и положительного решения по данному вопросу иностранцы не могут стать собственниками земель сельскохозяйственного назначения даже через косвенное владение через юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины.

Следовательно, при и со дня одобрения на референдуме такого решения, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:

  • юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины;
  • иностранцы, лица без гражданства и юридические лица смогут приобретать доли в уставном (складочном) капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном (складочном) капитале банков), которые являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения. Заметим, что дата проведения всеукраинского референдума еще не известна и нормативно-правового акта, который бы регулировал его проведения — не существует. Следовательно, вопрос о возможности иностранными гражданами становиться владельцами украинских земель остается открытым.

Введение изменений будет постепенным и предусматривает несколько этапов.

Однако, законодателем еще не определены конкретных дат по всех запланированных изменений.

Ниже приведены даты запланированных изменений:

— I этап: 1 июля 2021 — земли сельскохозяйственного назначения смогут приобрести только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 100 га на человека.

— II этап: 1 января 2024 — кроме физических лиц, право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут приобретать и юридические лица.

В случае если они созданы и зарегистрированы по законодательству Украины, участниками которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины, территориальные общины и государство. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 10 тыс. Га.

Обращаем ваше внимание, что законом устанавливается мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, а следовательно приобретения таких земель кем угодно кажется невозможным.

Новым законом не предусмотрено единой процедуры по отчуждению земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, закон прямо не регулирует вопросы процедуры купли-продажи земли. Законодателем только указано, что заключение гражданско-правовых соглашений, предусматривающих переход права собственности на земельные участки, а также приобретения права собственности на земельные участки по таким сделкам осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Украины с учетом требований закона.

Однако, предусмотрено три основных нововведения после вступления в силу нового закона:

  • Покупатель будет проверяться на предмет возможности приобретения им земли в определенных размерах. Порядок такой проверки должен утвердить Кабинет Министров Украины. В частности, относительно требований к получателям права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе ограничений по общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность одно лицо. Такая проверка осуществляется с использованием сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество, Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Если по результатам проверки выявлено несоответствие таким требованиям, нотариус отказывает в удостоверении сделки.
  • Расчеты, связанные с уплатой цены земельных участков сельскохозяйственного назначения по гражданско-правовым договорам, осуществляются в безналичной форме. Для этого покупателю нужно открыть счет в банковском учреждении.
  • Должны быть документально подтверждены источники происхождения средств для покупки земельного участка.

По цене продажи, то законодательство Украины не устанавливает предел цены. Это дело договоренности между покупателем и продавцом. Но важно заметить, что до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативную денежную оценку. Оценку будет проводить соответствующий Госгеокадастр, состоящей из анализа почв по различным параметрам.

Какие документы нужны:

  • Паспорт продавца и покупателя, а также их идентификационный код;
  • Отчет об экспертной денежной оценке земельного участка;
  • Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок (свидетельство о праве собственности на земельный участок, выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, или государственный акт). Важно, что в случае, если в таком документе отсутствует кадастровый номер земельного участка, то такое отчуждение невозможно. Сначала необходимо зарегистрировать земельный участок и присвоить ей кадастровый номер.
  • Извлечение из Государственного земельного кадастра относительно земельного участка.

Налоги при продаже земли:

  • Государственная пошлина в размере 1% от суммы оценки земельного участка;
  • Военный сбор — 1,5% от суммы оценки земельного участка.

Арендаторам не стоит волноваться по поводу того, что арендодатель произведет отчуждение своего земельного участка. Поскольку действие договора аренды не прекращается после продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения. За исключением случая, когда в тексте договора аренды прописана такое условие.

Более того, переоформление документов аренды с новым собственником не нужна. Как обещает законодатель, переход прав и обязанностей будет происходить автоматически в государственных реестрах и не требует дополнительных действий по стороны арендатора.

Напомним, что у арендатора есть преимущественное право на выкуп земельного участка, который находится в его пользовании. Земельный участок может быть отчужден без отказа арендатора от преимущественного права только в двух случаях: деревянные лицам 1 и 2 степени родства и обращения взыскания на предмет ипотеки банком. Кроме того, землевладелец обязан письменно уведомить арендатора о намерении продать участок, указав ее цену и условия продажи. Если на аукционе арендатор и другой участник предложите одинаковую цену, приоритет будет иметь арендатор.

Землевладелец может продать земельный участок другому лицу только в том случае, если это лицо предложит более высокую цену. Для соблюдения приоритетности выкупа земельных участков, нотариусы будут проверять, при удостоверении договоров об отчуждении земли, соблюдения преимущественного права.

Также, отметим, не допускается внесение земли в уставный капитал без согласия арендатора.

Бесспорно, открытие рынка земли является весомым изменением в жизни украинского общества. Однако, сегодня перед аграрной экономикой стоит ряд нерешенных проблем. Для примера: способны ли украинские крестьяне, в нынешних условиях, стать основными участниками земельного рынка, необходима участие иностранных граждан и их инвестиций? Нерешенным остается вопрос, кто будет осуществлять контроль за прозрачным продажей земель сельскохозяйственного назначения. А также, какой может быть дальнейшая судьба земельных участков, проданных сегодня таким образом и что принесут национальной экономике в целом такие земельные операции.

Адвокат, Управляющий партнер Адвокатского объединения «ЮниМайндс»

Марина Гаврилюк

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.

Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.

Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Ответ прост.

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Заявление подается на имя главы администрации, где расположен земельный участок. В нем следует убедительно изложить причину, по которой заявитель хочет изменить целевое использование участка, привести аргументы и доказательства повышения эффективности его использования.

В конце необходимо указать дату, поставить подпись и перечислить прилагаемые документы:

  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если у заявителя нет каких-либо регистрационных документов, их можно заказать через многофункциональный центр (МФЦ, Мои документы). Пакет документов с заявлением можно направить по почте или принести лично в администрацию.

Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

  • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
  • документы оформлены с нарушениями;
  • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
  • имеются возражения у экологов;
  • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
  • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
  • представленный пакет документов не полный.

На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:

  • занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такие земли являются ограниченными в обороте.

ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2021 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое. 01 июля 2017 года гражданин П. направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г.
п.

Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г.

п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка.

  • Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст. 9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.
  • Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст.
    10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.
  • Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст.

Понятие и нюансы изменения назначения земельного участка

К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:

  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
  1. ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст.

Еще одна часто встречаемая ситуация, когда требуется прибегнуть к переводу земли из огородничества в ИЖС — необходимость узаконивания возведенных на огородных землях жилых построек. Особенности Земли для выращивания огородных культур могут быть индивидуального и коллективного пользования. Каждый вариант землепользования имеет свои особенности. Расположение огородных наделов на той или иной категории земель определяет последовательность административных процедур по смене вида разрешенного использования:

  • Огородные земли в составе населенных пунктов — обращение с ходатайством о смене ВРИ направляется в соответствующий орган исполнительной власти.
  • Огороды на сельхозземлях — смена категории земли производится с одновременным присвоением наделу желаемого ВРИ.

Участки под ИЖС обычно располагаются на землях поселений. Тогда как участки для садоводства – на землях под сельское хозяйство. При этом в России законодателями учтена возможность перевода земель из одной категории в другую по запросу землевладельца.

В каких случаях требуется перевести из садоводства в ИЖС?

Это необходимо для получения разрешения на строительство капитального строения, пригодного для круглогодичного проживания. На садовом участке допускается строительство жилого дома, но у владельца при этом не возникает право на оформление здесь официальной регистрации.

Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Перевод участка из садоводства в ИЖС – это процедура по официальной смене категории земельного участка, которая закрепляется в реестре недвижимости.

Благодаря смене категории ЗУ изменяются виды его разрешенной эксплуатации.

Данная процедура регламентируется нормами Земельного и Градостроительного Кодексов РФ, а также законом №172-ФЗ.

Стоит отметить, что для получения статуса земли под ИЖС участок должен располагаться в пределах населенного пункта. Поэтому перевести под данную категорию можно далеко не каждый садоводческий участок.

Инициируют процедуру смены категории земельного участка его собственники. Они руководствуются тем, что при изменении категории земли с садоводства на ИЖС, владельцы земли получают целый ряд преимуществ:

  • такие участки больше ценятся, при получении землей статуса под ИЖС существенно возрастает ее рыночная цена, поэтому такой участок можно будет продать по более высокой цене;
  • в доме на ЗУ ИЖС допускается оформить прописку;
  • дом получит официальный адрес;
  • к нему будут проведены центральные коммуникации: газ, вода, электроэнергия из средств муниципалитета;
  • ответственность за расчистку подъезда к дому возьмут на себя муниципальные власти.

Оформление смены вида землепользования участка может включать следующие расходы:

  • Госпошлина – 350 рублей;
  • Заказ кадастровой выписки в МФЦ – 300 рублей;
  • Изготовление ситуационного плана – 1500-3000 рублей;
  • Организация публичных слушаний – 3000-10000 рублей.

Все расходы, связанные с проведением слушаний, должен покрывать землепользователь, подавший заявление о смене ВРИ (п. 10 ст. 39 ГрК РФ). Оплатить необходимо рассылку уведомлений, регистрацию участников слушания и аренду места их проведения. В зависимости от количества участников и региона проведения мероприятия величина затрат может сильно меняться.

Смена вида разрешенного землепользования происходит по итогам публичных слушаний на основании анализа возможных последствий такой смены экспертами. Смена деятельности на участке без официального измерения ВРИ может привести к штрафам и изъятию земельного участка у нарушителя, а грамотная аргументация землепользователя повышает вероятность положительного решения комиссии.

Если нужного вам назначения не предусмотрено правилами, вы вправе инициировать рассмотрение вопроса об их изменении.

У этого действия также существует определенный порядок.

Вы можете в уполномоченную структуру направить следующие предложения:

  • об изменении границ территориальной зоны;
  • об изменении основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов в пределах конкретной зоны;
  • установлении или изменении предельных размеров.

Услуга бесплатная, но к заявлению необходимо приложить:

  • пояснительную записку о планируемом использовании территории;
  • лист карты градостроительного зонирования с обозначением изменений;
  • ситуационный план, на котором отображаются границы территории, в которые надлежит внести новые сведения.

В итоге комиссия либо подготавливает проект на внесение изменений в ПЗиЗ, либо письмо об отклонении вашего предложения с причиной отказа. Срок рассмотрения не больше 2 месяцев. Отрицательное решение возможно обжаловать в суде.

В Москве подавать заявление на внесение изменений в ПЗиЗ можно через портал Госуслуг, подписывая его электронной подписью заявителя.

  • ВРИ для своего участка собственник может выбирать самостоятельно, но с учетом ПЗиЗ.
  • Чтобы изменить ВРИ, необходимо подать соответствующее заявление в Росреестр.
  • Условно-разрешенное назначение требуется согласовать с органами архитектуры и градостроительства.
  • Формулировки вспомогательного ВРИ применяются как дополнение к основному или условно-разрешенному ВРИ.
  • Существует процедура внесения изменений в ПЗиЗ по заявлению правообладателя.

Первым делом необходимо создать концепцию изменения назначения. Она будет центральной идеей, к которой будут приложены подкрепляющие её, документы. После того, как вы полностью определились в том, что вам это действительно необходимо, с пониманием причин и целей, начинайте действовать.

Порядок действий при изменении категории земельного участка, в целом, следующий:

  1. Соберите необходимые документы.
  2. Получите выписку из ЕГРП (при необходимости), приложите её к документам.
  3. Напишите заявление на имя главы администрации.
  4. Подайте документы и заявление, для назначения слушаний по вашему вопросу.
  5. Ожидайте решения о назначении публичных слушаний в течение 5 дней.
  6. Постарайтесь добиться разрешения на присутствие при публичных слушаниях.
  7. По окончании их проведения опубликуйте в местных СМИ результаты слушаний (при необходимости).
  8. При положительном раскладе, займитесь дальнейшим оформлением изменения назначения.

Как видно, от собственника зависит лишь техническая сторона вопроса, но если вы сможете добиться присутствия на слушаниях – у вас будет дополнительная возможность координировать происходящий процесс. Не удивляйтесь, если на вас возложат ответственность за публикацию результатов, это законное требование в адрес заинтересованного лица.

Отнеситесь как можно более ответственно к сбору документов, ведь для вас это единственный аргумент, ваша правовая основа.

Документы необходимы следующие:

  • паспорт;
  • кадастровый паспорт вашего участка;
  • свидетельство о собственности;
  • выписка из ЕГРП (см. выписка из похозяйственной книги на земельный участок);
  • заявление.

Так как речь идёт об изменении важнейшей характеристики вашего земельного участка, все представленные сведения должны быть предельно актуальными. По существу, они должны составлять адекватную картину, сложившуюся на период не позднее предшествующего года. Чтобы все представленные сведения имели правомочие при их рассмотрении на слушаниях, кадастровый паспорт должен быть получен не позднее, чем за 5 лет.

Кроме этого, может потребоваться выписка из Единого государственного реестра правообладателей. В некоторых региональных системах она представляется для рассмотрения вопроса об изменении назначения только для предпринимателей и организаций, а где-то она требуется и при рассмотрении частных вопросов.

Написать заявление, как было рассмотрено ранее, необходимо, на имя главы администрации вашего города или области, если вы проживаете в сельской местности. Его нужно принести лично, вместе с пакетом документов, но при необходимости, можно переслать Почтой России. При пересылке письмо должно быть заказным, непременно с вложенной в него описью документов, и с уведомлением о получении.

В заявлении указываются следующие сведения:

  1. На чьё имя подаётся заявление, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  2. От кого подано заявление, с указанием фамилии, инициалов и домашнего адреса.
  3. Наименование документа.
  4. Подробно опишите, что вы имеете в собственности соответствующий участок, с указанием всех его характеристик и места нахождения.
  5. Сделайте акцент на том, к какой категории земель он относится в соответствии с его целевым назначением.
  6. Выразите, заявленную просьбу, о разрешении перевода из одной категории земель в другую, с непосредственным определением её настоящего статуса и планируемого (с какой, настоящей, меняется – на какую).
  7. Перечислите все причины производимых изменений, постарайтесь довести их до сведения, как можно, более подробно и убедительно. Излагайте фразы юридически корректным языком, в деловом стиле и без лишней воды. Эта часть заявления особенно важна, на неё будет обращено основное внимание.
  8. Дайте перечень прилагаемых документов.
  9. Поставьте дату и подпись с расшифровкой фамилии.

Если вы уже подавали документы, но вам их вернули с обоснованием технических причин в части делопроизводства и вы подаёте документы повторно, здесь есть небольшой нюанс. При отказе вам был выдан документ: мотивированный отказ. Новое заявление, после указания наименования документа, нужно начинать с того, что оно подано повторно, при исправлении указанных недочётов.

Возможно, что ваше заявление прошло через процесс слушаний, но в результате вы получили отказ. Пересмотрев причины отказа, вы нашли компромиссный вариант или подкорректировали, восполнили недостающие элементы. В этом случае также уместно в начале заявления обозначить, что оно подаётся повторно, по соответствующей причине отказа, и определить, каким образом, вы её устранили.

Этот момент не стоит игнорировать, так как он может стать камнем преткновения при новом его рассмотрении на публичных слушаниях. В основном процедура рассмотрения вторично, ничем не отличается. К вопросу будет осуществлён максимально объективный подход.

После того, как вы добились поставленной цели и получили долгожданное разрешение, которое может приниматься до 45 дней, вам нужно будет его зарегистрировать. Выданное постановление без его регистрации, не сможет приобрести юридическую силу.

Регистрация проводится в местном отделении кадастра и картографии.

При обращении для проведения регистрации, вам нужно будет представить тот пакет документов, который вы представляли в администрацию при подаче заявления. К нему приложите решение административного органа о результатах слушаний, в соответствии с которыми, вы вправе сменить категорию и целевое назначение своего земельного участка. При подаче документов, нужно будет составить новое заявление, в котором вы определите просьбу о внесении изменений в записи кадастрового учёта.

Образец доступен здесь.

Как изменить целевое назначение земельного участка

Госпошлина оплачивается за услугу внесения изменений в записи кадастрового учёта и составляет 350 рублей.

После того, как вы изменили категорию земель на вашем участке, имейте в виду, что её налоговая ставка может существенно измениться в сторону уменьшения или увеличения.

Производство документов на земельный участок – процедура достаточно сложная, в принципе. Если дело касается вопроса об изменении значимых характеристик и сведений, внесённых в кадастровые записи, то оно может приобрести дополнительные сложности и затруднения.

Тем не менее, если действовать правильно, в соответствии с представленным алгоритмом – шанс на успешное завершение значительно увеличится.

Важно правильно оформить документы, сформулировать заявленные положения, провести вопрос через публичные слушания и в итоге – зарегистрировать изменения в записях кадастрового учёта. будьте предельно внимательны, потому что земли СНТ, ДНТ и ДНП имеют свои ньюансы.

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2021 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

В администрацию заявление с документами подается при необходимости:

  • проведения публичных слушаний, в результате которых будет согласовано установление нового ВРИ;
  • приведения имеющегося вида разрешения в соответствие с Классификатором.

Прикладываются следующие копии:

  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр. лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка.

Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.

Администрация самостоятельно может запросить необходимые документы:

  • кадастровый паспорт участка,
  • выписку из ЕГРН,
  • правоустанавливающие документы.

Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.

Сроки принятия решения составляют в зависимости от необходимости проведения слушаний 30-60 рабочих дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *