Зарплата учителя в москве в 2021 форум

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплата учителя в москве в 2021 форум». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

А правда, что учителя в Москве столько зарабатывают?

В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.

Таким образом, в 2021 году ожидаемое повышение заработной платы учителей по сравнению с сентябрем 2020 года (когда начался учебный 2020/2021 год) должно составлять минимум 6%.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Достичь такого повышения планируется изменением соотношения окладной части и стимулирующих надбавок.

Сегодня такое соотношение выглядит следующим образом:

  • 30% от заработной платы приходится на окладную часть;
  • 70% – это стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство).

Если изменения в Трудовой кодекс и подчиняющиеся ему подзаконные акты будут применены, то соотношение частей заработной платы должно поменяться и выглядеть следующим образом:

  • не менее 70% – размер окладной части, зависящей от ставки педагога;
  • и оставшиеся 30 или чуть более процентов – стимулирующие выплаты и надбавки.

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Доплаты за внеурочную деятельность, разработку программ обучения, соответствующих федеральным стандартам образования, сегодня рассчитываются в виде процентного соотношения к окладу учителя.

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

Зарплата учителей в 2021 году в России

Чиновники рассчитывают на то, что система таким образом будет отныне единой для всех российских регионов, а самое главное, она станет более прозрачной.

Благодаря новому механизму парламентарии надеются выйти на заметное сокращение того колоссального разрыва, который наблюдается в настоящее время в доходах столичных и петербуржских учителей, и педагогов, работающих в других субъектах нашей страны.

На практике же изменения предполагают следующие моменты: если в Екатеринбурге или Самаре зарплата учителя достигала ранее 25 000 рублей, и ему можно было рассчитывать на получение ежемесячной доплаты не более двух-трех тысяч рублей, то с 2021 года суммарный доход педагога за месяц может увеличиться до уровня от 40 до 50 тысяч.

В минувшем 2020-м зарплаты педагогов проиндексировали 1 октября. Оклады российских учителей выросли тогда на три процента.

В 2021-м индексация заработных плат педагогов состоится 1 февраля, и выплаты увеличатся на 4,5 процента.

Уточним, что в 2012 году президент России инициировал программу, ориентированную на повышение престижа сотрудников образовательной сферы. Она предполагает, что до 2025 года доходы педагогов вырастут до отметки среднего заработка по государству.

Для начала надо понять, от чего зависит оклад учителя:

  1. Стаж. Чем он больше, тем больше платят.
  2. Регион. Зарплата в центре и на территориях с суровым климатом выше, чем на юге и в северо-западных округах.
  3. Классное руководство.
  4. Регулярное повышение квалификационного уровня.

Доход учителя можно поделить на 4 составляющие:

  1. Основная составляющая. Начисляют за ведение уроков, проверку домашних и контрольных работ.
  2. Стимулирующая составляющая. Играет роль хорошая успеваемость учеников.
  3. Компенсационная составляющая. Оплачивается вредная работа (химические вещества) и особые условия (коррекционный класс).
  4. Премиальная составляющая.

Оплата труда учителей зависит от региона проживания. Отличия внушительные и правительство не способно изменить ситуацию по причине имеющегося дисбаланса в экономической сфере отдельных регионов. Например, учитель, работающий на Сахалине, получает более 80 тыс. руб., а учитель в Алтайском крае всего лишь 20 тыс. руб.

В последнее время появились изменения, которые будут оказывать влияние на сумму оклада. Величина зарплаты будет зависеть от введения в действие новой системы должностей. Плюс влияние окажет коэффициент разброса. Планируется, что оклад рядового учителя и директора будет отличаться в пропорции 1 к 4. Правда пока не понятно, как будут считать зарплаты остального педагогического состава.

Сумма заработка преподавателей в Москве и по региону точно также зависит от квалификационного уровня, специализации и территориальной принадлежности школы. Например, самый высокий заработок у преподавателей, работающих в Москве и Химках, причем преподаватели по экономике (60 тыс. руб.) и иностранным языкам (66 500 руб.) получают больше остальных.

К 2021 году московским учителям пообещали средние зарплаты в 117,2 тысяч рублей

Преподаватели высказывают сомнения, что в ближайшее время ситуация поменяется и зарплаты повысятся существенно. Преподавательский состав предполагает, что из-за ввода новых званий получить доплаты и премии станет сложнее, нежели ранее. Учителей пенсионного возраста напугал законопроект о независимом оценивании, они боятся лишиться работы.

Зарплата учителей в 2021 году однозначно вырастет. Правительство распорядилось с 01.01.2021 г. и по итогам I квартала с 01.04.2021 г. провести поэтапные повышения зарплат работникам бюджетной сферы. В первую очередь финансирование направят в медицинскую и образовательную сферу.

К сожалению, по статистике образование стабильно остается в лидерах низкооплачиваемых работ. Оклад преподавателей как был, так и остается болезненной темой, почему-то так выходит, что растет заработная плата больше на бумаге, чем на практике, да еще и вместе с нагрузкой.

Возраст: 24 года.
Город: Москва.
Семья: замужем почти год, детей пока нет. Мужа зовут С., ему 26 лет.
Работа: два года работаю учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе.
Зарплата: 85 000 Р после вычета налогов. Из них 10 000 Р — ежемесячная премия за использование электронных ресурсов, еще 10 000 Р — доплата за подготовку детей к олимпиадам и большим московским конкурсам. Зарплата зависит от количества часов, то есть уроков в неделю. В 2019—2020 учебном году у меня был 21 час, но я вела еще три кружка и занятия для детей, которые по состоянию здоровья учатся на дому. Всего выходило 40 часов. С сентября часы и зарплата изменятся — и будут такими до следующего августа.
Премии: в прошлом августе школа выиграла грант и все учителя разово получили по 40 000 Р. Еще по 5000 Р нам платят на День учителя, Новый год и 8 Марта.
Зарплата мужа: 50 000—60 000 Р после вычета налогов. Он бортпроводник, и его доход зависит от количества рабочих часов. До пандемии он 4—5 раз в месяц улетал на 4—6 дней и зарабатывал 80 000—90 000 Р. Сейчас границы закрыты и его отправляют только в грузовые рейсы. Работа тяжелая: приходится носить аппараты ИВЛ и контейнеры с масками, а ночевать прямо в самолете на ящиках. Поэтому на рейсы его вызывают всего два раза в месяц. Мы почти всегда дома вместе, но научились не мешать друг другу.
Сбережения: 100 000 Р, лежат на вкладе под 4% годовых. Это мои личные деньги, но если С. срочно что-то понадобится, я помогу.
Сколько откладываю: 30 000—40 000 Р в месяц.
Собственность: мы живем в Новой Москве в однокомнатной квартире мужа, он выплачивает за нее ипотеку. Я тоже выплачиваю ипотеку — за другую московскую однокомнатную квартиру, ее я сейчас сдаю.
Дополнительный доход: 21 000 Р от сдачи моей ипотечной квартиры в Москве.

У нас с мужем раздельный бюджет. Мы живем в его квартире, он за нее платит. Я плачу ипотеку за свою квартиру. Еще я покупаю продукты и хозяйственные мелочи. На ремонт, технику и мебель мы скидываемся поровну.

Заграничные путешествия мы оплачиваем по очереди — в этом году на мне была поездка в Австралию, но из-за пандемии ее пришлось отменить. Отложенные на эти цели деньги я вложила в частичное погашение ипотеки, теперь коплю на лето 2021 года. А в прошлом году С. подарил мне две недели рая на Кубе.

Остаток денег каждый тратит как хочет. Я откладываю на счет, досрочно гашу свою ипотеку и не отказываю себе в путешествиях. По России выезжаю в основном сама, а с мужем — только раз в год. С. тратит остаток своего дохода на досрочное погашение ипотеки и помогает родителям.

Траты за день: 3978 Р

7:00. Подъем. Обычно в июле и августе я в отпуске, но из-за пандемии всех отправили отдыхать раньше — 15 мая. Так что 56 дней отпуска закончились посреди лета и я хожу на работу.

7:30. Завтракаю творогом с молоком и пью кофе с орехами. Есть творог по утрам — давняя деревенская привычка: когда я была маленькой, у нас были коровы и козы.

8:10. Иду на автобусную остановку. Как я рада, что мне не надо трястись в темных подземельях метро: пользуюсь им только изредка, когда нужно в центр Москвы. Доезжаю до школы за 20 минут. До пандемии тратила 30—40 из-за пробок.

8:40. Звоню на пост охраны. Школьные ворота заперты, детей пока не пускают. Сегодня охранники — девушки. Им самим приходится открывать эти тяжелые двери.

9:00. Прекрасно начинать рабочий день в это время. В сентябре придется снова приезжать к восьми утра, а вставать в пять — из-за забитого транспорта. Но и жить рядом со школой я бы не хотела: ежедневно за мной следят тысячи глаз. Невозможно сходить в кино или купить что-то в местном ТЦ, не встретив знакомых. Многих учителей не волнуют такие мелочи, но мне важен покой вне школы.

9:20. Помогаю библиотекарю с инвентаризацией — записываю каждую книгу в инвентарный журнал. Для меня это даже полезно: буду знать, что в наличии и что рекомендовать детям. Грущу, что старые экземпляры затерты до дыр, а издания после 2007 года никто не открывал. Современным ученикам книги не нужны. Беру домой томик Горького — освежить память.

Помощь в библиотеке — часть моей обязательной летней работы. Еще приходится красить кабинеты, собирать макулатуру и заниматься документами.

11:00. Встречаюсь с детьми в онлайн-программе «Тимс» — вроде «Зума». Готовлю любознательных шестиклассников к осенней олимпиаде, разбираем типичные олимпиадные задания из книжек. Попросили сами: говорят, дома скучно. Я очень ценю такие порывы и никогда не отказываю.

Эти занятия мне не оплачивают: их нет в плане. В обычной школьной жизни такие вольности не прощаются. Но тем милее мне наше творческое плавание.

13:00. Заканчиваю занятие и покупаю авиабилеты в Петербург на августовские выходные. Билеты стоят 4300 Р, но мне обходятся бесплатно: я постоянный клиент авиакомпании и накопила там мили, а когда предыдущие рейсы переносились, мне возвращали деньги ваучерами на следующие полеты. Эти ваучеры и мили я сегодня и потратила.

13:20. Собираюсь домой. Летом и в каникулы рабочий день у меня до 15:00, но обычно отпускают пораньше. Зато во время учебного года приходится трудиться с семи утра до восьми вечера, а потом еще и готовиться к урокам дома. Я перечитываю произведения, придумываю интересные вопросы, готовлю раздаточный материал.

14:00. Приезжаю домой. Сейчас С. мало летает и сам занимается хозяйством, готовкой и уборкой. Сегодня ждет меня с салатом и нашими самодельными пельмешками. Мы любим кулинарить вдвоем и часто делаем такие заготовки.

Траты за день: 300 Р

7:12. Подъем. Поливаю цветы на подоконнике и варю кофе. Параллельно выпиваю утреннюю норму воды — два стакана перед едой. Стараюсь пить по режиму: за 20 минут до еды и мелкими глотками в течение дня.

7:30. Завтракаю творогом, кофе и орехами.

8:20. Выхожу на работу. Грех опаздывать, когда трудовой день и без того маленький.

9:00. Звоню на пост охраны с просьбой открыть ворота. В кабинете привожу в порядок свои записи о русском фольклоре: обещала детям лекцию.

10:00. Помогаю в библиотеке с карточками, книгами и номерами.

12:00. Начинаю онлайн-занятие с олимпиадниками. Сегодня у нас немного жуткая лекция о русском фольклоре. Разбираем следы язычества в привычных праздниках, например сжигание чучела на Масленицу. Знакомимся с полной версией «Курочки Рябы», и я рассказываю, почему в древних колыбельных ребенку желали смерти. Все это я узнала из лекций Софьи Залмановны Агранович на «Ютубе».

14:00. Выхожу с работы. Вспоминаю, что С. просил купить губки для мытья посуды. Захожу в «Фикс-прайс» и покупаю еще зубную пасту, бумажные салфетки и несколько баночек паштета «Рузком». Мы любим его за тонкий вкус и натуральный состав. Рекомендовать еду из «Фикс-прайса» не принято, но вкуснее, чем здесь, мы не находили. −300 Р

14:20. По дороге любуюсь цветами и поспевающим шиповником.

В 2021 году учителям Москвы повысят зарплату

Траты за день: 500 Р

7:00. Встаю по будильнику и болтаю с цветами, пока их поливаю. Перед завтраком пью стакан лимонной воды. Мне нравится.

Вспоминаю, что вчера доела творог. Магазинный не люблю — всегда покупаем на рынке. Я с детства жила с коровами и легко отличаю натуральный от химии.

На этой неделе почему-то все закончилось быстрее обычного — нужно ехать за продуктами. Вздыхаю, предчувствуя большие траты. Мы привыкли встречать гостей с размахом, такое уж воспитание. Гости в родительском доме бывали часто, и даже в голодные времена мама находила что-то особенное для стола.

7:15. Готовлю омлет с морковью и неизменный кофе с орехами. Пока ем, думаю, что сегодня в доме опять появится тонна сладостей, а мы только слезли с сахарной иглы. Когда начались проблемы со здоровьем и весом, мы выбросили все кремовое, сахарное и приторное. Вместо этого теперь едим фрукты и орехи. По деньгам получается так же.

8:00. Сажусь в автобус до работы.

8:20. Выхожу на пару остановок раньше, иду пешком. Ночью был дождь, а сейчас все красиво усыпано росой. Свежесть, ветер, небольшие лужицы на асфальте. Хорошо…

8:30. Звоню на пост охраны, чтобы зайти в школу. Сегодня пришла пораньше: хочу заняться документами. Заполняю журналы, формирую папки с заданиями для олимпиадников, разрываю старые рабочие тетради на чистые листы и макулатуру. Я люблю творчество и работу с детьми, но без бюрократии в школе никуда.

10:00. Библиотекарь снова просила помочь, но сегодня у меня много своих срочных дел. Летом дергать учителей для помощи — это нормально, но основная работа все же в приоритете. Готовлю продолжение лекции про сказочный фольклор.

11:00. Связываюсь в «Тимс» с летними должниками — это товарищи с двойками за четверть. Принимаю зачет по литературе.

12:00. Занимаюсь с олимпиадниками. Сегодня разбираем подноготную героев русских сказок. Рассказываю, что в древности детей лечили в прогретой печи на деревянной лопате. И что на Севере людей хоронили в домиках на двух опорах без окон и дверей — оттуда и избушка на курьих ножках.

14:00. Выхожу домой. Свекровь попросила купить шампанское к ее приезду. Понимаю ее: почти сутки в дороге — вечером только выпить и ложиться спать.

Мой муж часто привозит хороший алкоголь из других стран: ликеры, ром, джин, текилу. Мы сами это не пьем, угощаем гостей. Но вин у нас нет, так что я покупаю шампанское по дороге. −500 Р

15:00. Захожу домой и замечаю, что С. вымыл полы и постирал постельное белье и полотенца. Еще меня ждет его фирменный борщ. За него можно и жизнь отдать, настолько вкусный. Как муж его готовит, никто не знает, но гости всегда проглатывают языки. Жаль только, что С. редко его варит: считает вредным из-за картошки и жира. Ем и наслаждаюсь последними часами покоя и тишины.

16:00. Еще раз осматриваем дом и убираем лишние вещи. Включаем «Яндекс-радио»: на волне латиноамериканские песни. Танцуем в опустевшей комнате. Даже эхо появляется — здорово.

17:00. Обнимаемся с мужем, это семейный ритуал. Выделяем целый час и молча лежим.

Муж получил зарплату, 45 000 Р, и дарит мне два билета на мартовский концерт группы Pain. Раз в месяц мы балуем друг друга: дарим билеты в театр, в кино в IMAX 3D, бронируем баньку недалеко от дома, возим друг друга в аквапарк или в ресторан. Наше любимое место — испанская сидрерия недалеко от Третьяковской галереи. Там небогатое меню, но божественный сидр и сырное мороженое.

18:00. Наслаждаемся чтением. Заканчиваю свои лекции про импрессионистов, а муж дочитывает Фрая.

20:00. Пропустили время ужина, но все же приготовили и съели привычный овощной салат. Звонили гости: встали в пробке — приедут поздно.

21:00. А вот и гости. Дом наполняется сумками, тазами и корзинами — шумно, тесно, зато весело.

21:30. Угощаем гостей борщом, зерновым хлебом и ароматным чаем. Сами пьем чай «с таком», то есть просто так, без закусок и сахара. Родители смертельно устали с дороги, но за столом все равно взрывы смеха.

00:10. Дожидаемся, пока все искупаются и вымоют ребенка, и ложимся на жестком кухонном диване. Но засыпаем спокойно.

Траты за день: 1000 Р

8:30. Просыпаюсь. Я не умею спать до 10—11 часов и в выходные встаю не позже девяти. К этому времени весь дом уже на ногах. Пью утреннюю порцию воды.

9:00. С. идет в магазин за молоком для каши и овсяными хлопьями. Раз это для его родных, покупает на свои деньги. Сколько тратит, не спрашиваю. Сестра мужа панически боится поправиться и может жить на одних йогуртах. Варим для нее пустую овсянку без соли, а для всех — рисовую молочную кашу.

10:00. Братик С. остается дома с отцом, а мы вчетвером выезжаем на рынок. С. платит за такси 400 Р.

11:00. С. сказал, что сегодня продукты купит он, так как это для его гостей. За творог, овощи, зелень, сыр сулугуни и брынзу отдает 2000 Р. За орехи и черешню я плачу еще 1000 Р. −1000 Р

11:40. У сестры С. в среду день рождения. Свекровь сама покупает продукты к праздничному столу: лосося, помидоры черри для салата и домашнюю колбасу. Все обходится в 1900 Р, но нам платить не дают.

12:00. Едем домой на такси. Снова 400 Р платит С.

12:30. Разбираем покупки. Я мою зелень, кладу в тазик с холодной водой и ставлю в холодильник. По моему опыту, это лучший способ сохранить ее на всю неделю. Лосося очищаю от чешуи и режу на стейки. Получается аж 12 штук. Овощи кладу в тканевые мешки и убираю в холодильник.

13:00. Едим вчерашний борщ со сметаной и зеленью.

14:00. Муж уезжает с сестрой в магазин за ингредиентами для торта. Сколько тратит, не спрашиваю: это его личное дело. Я считаю его волшебником по части заварного крема. Сейчас решил удивить свою семью. Эх, пропала наша жизнь без сахара!

14:20. Брат С. засыпает, дома тихо. Родители смотрят телеканал через интернет. Можно почитать. Я наконец добралась до «Простого правильного детства» Николая Козлова. Удивительная книга для работы!

16:00. Возвращаются муж и его сестра. Он идет колдовать над тортом. Коржи купил на рынке, в крем добавил кокосовую стружку. Украсил ягодами и дольками апельсина. Торт получился красивый — жаль, не успела сфотографировать.

18:00. Ставлю запекать три стейка из лосося. Сестра С. есть отказывается и перебивается йогуртом. Муж помогает с овощами, а я делаю большой таз салата.

19:00. Ужинаем. Мы с мужем берем себе только салат: что-то потяжелее есть уже поздно. А родителям и ребенку кладем еще стейки. Все пробуют торт, хотя он еще мягкий. Даже я и С. съедаем один маленький кусочек на двоих. Эх, завтра будем об этом жалеть. Родителям ужин и десерт очень нравятся. Муж слушает похвалы и смущается.

20:00. Еще светло, я одеваюсь и иду в небольшой лес. С. меня не удерживает, а гости реагируют спокойно: знают, что мне нужен простор. От дома до леса 20 минут неспешным шагом. Там вкусно пахнет хвоей — приятно иметь такой оазис в каменном городе. Обычно мы ходим сюда с мужем и обсуждаем привычные дела. Сейчас я просто дышу.

Траты за день: 10 600 Р

8:00. Встаем по будильнику. Сегодня у всех большие планы: родители едут в гости к другим московским родственникам, а муж с сестрой — за обновками для нее. Я с ними не собираюсь: не люблю магазины, лучше посвящу время себе.

8:30. Греем остатки супа для родителей, делаем им омлет с колбасой и режем пропитавшийся торт. Себе готовим творожный смузи с сухой овсянкой и бананом и делаем бутерброды без хлеба: на помидор мажем паштет, сверху кладем листик сулугуни и веточку укропа. Райское сочетание! К тесноте потихоньку привыкаем.

10:00. Наконец-то я одна, какое счастье! Дверь закрываю с облегчением. Звоню маме, разговариваем почти два часа. Она желает мне терпения и выдержки с гостями. Мама очень любит С. и атмосферу в нашей семье. Переживает за наши отношения больше, чем за свои. Хотя я уверена, что мне с ним повезло. Мы никогда не были приторно-романтичными, но всегда заботились друг о друге. Думаю, это очень важно.

Говорю маме, что ее подруга из Петербурга, к которой я еду, зовет в гости и маму. Даже отпуск взяла, чтобы посмотреть с нами город. Ее аргументы: улицы без туристов, подешевевший транспорт, персональный экскурсовод и билеты в Мариинку по 500 Р. Мама сдается и соглашается ехать.

Я благодарна маме за то, что в самые трудные, голодные времена она организовывала для нас путешествия. Она была сельским учителем и зарабатывала 9500 Р в месяц. Но мы бывали в Одессе, на Кавказе, в Санкт-Петербурге, ездили по Золотому кольцу. Теперь моя очередь ее возить — покупаю ей билеты на самолет из Башкирии в Санкт-Петербург и обратно. −10 600 Р

12:00. Наконец-то разобрала шкаф. Сложила в мешок старое постельное белье и вещи, которые не буду носить. Сдам это в контейнер. Просто неактуальное отправила на антресоли до осени. Аж дышать стало легче.

Я люблю расхламляться: украшения раздаю детям, посуду и текстиль — соседям. Во мне уживаются две крайности: стремление к простору и любовь к мелочам и ерунде. В доме много милой канцелярии, игрушечных совушек, открыток и светильников.

14:00. Обедаю в гордом одиночестве. Муж обещал привезти вечером какой-нибудь фастфуд, поэтому сейчас ем только салат с клубникой, руколой, лимоном и медовой заправкой. Это одно из моих любимых сочетаний. Раньше мы часто питались фастфудом, а сейчас рыба с салатом милее любых гамбургеров.

15:00. Убираю дом. В нашей семье нет мужской и женской работы: кто посвободнее, тот и делает. Я обычно чищу кухню, а муж — все остальное. Вообще, мы наводим порядок раз в неделю, но сейчас не хочу, чтобы заболел братик мужа. Стираю пыль, отмываю с зеркал жирные отпечатки детских пальцев.

16:00. Иду на озеро наблюдать за цаплями. Это мое любимое место в окрестностях: еще не всю красоту поглотила Москва. Дорога занимает 40 минут. В голове играет последний разученный романс. Провожу у озера около получаса и иду домой.

Почему недавно возник публичный разговор о том, что московские учителя получают огромные деньги?

– Информационный повод был в том, что начальник управления экономического анализа Департамента образования города Москвы Александр Муратов заявил, что средняя зарплата московских учителей за девять месяцев этого года достигла 105 тысяч рублей. Это был формальный повод, и он совпал с тем, что недавно проведены были несколько мониторингов, в том числе мониторинг зарплат ОНФ, и выяснилось, что в регионах учителя своими зарплатами очень недовольны.

И все это совпадает с тем, что сейчас разворачивается серьезное противостояние московских образовательных властей и Министерства просвещения России по вопросу о том, какой будет система аттестации учителей: министерство предлагает свою, а в Москве уже есть своя. Я думаю, что сейчас образовался целый комплекс причин, по которым московское начальство захотело громко сказать о том, какие большие зарплаты у московских учителей.

В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.

Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».

У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».

Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.

Новая система оплаты труда учителей в 2021 году. Все изменения

Какие специфические проблемы у учителей в регионах? Во-первых, какая зарплата?

– От 15 до 30 000, но 30 – если он готов работать на две ставки. Для большинства учителей сумма 20 000 за восемнадцать часов – это недостижимый идеал. У моих знакомых в разных регионах 23, 25, 26 часов, и за это они в среднем получают 25 000, максимум 30 000. В регионах нагрузка приближается уже к двум ставкам, особенно в маленьких городах, в Москве средняя официальная нагрузка – 1,4.

И объявление о том, что московские учителя получают такие бешеные деньги, безусловно, вызывает в регионах озлобление. Наверное, так же, как при советской власти ненавидели «зажравшихся» москвичей, потому что в Москве была колбаса и даже мандарины. А есть еще, например, такой выдающийся регион, как Алтайский край, в котором ставка без всяких доплат стоит меньше 7 000. То есть там с надбавками месячная зарплата – 12 000-16 000. Причем уровень зарплаты в этих регионах распределяется необъяснимым для меня образом: например, в Курской области вдруг платят почти как в Питере – чуть ли не 500 рублей за урок.

Насколько я понимаю, в следующем году предполагается увеличение бюджета на образование?

– Эксперты РАНХиГС недавно сделали прогноз на 2019-2021 годы. Согласно их выводам, в 2019 году ожидается большой рост в федеральном бюджете расходов на образование, в 2020-м и 2021-м – постепенное снижение, но эти деньги пойдут не на оплату труда учителей, а на инвестиционные проекты: строительство, компьютеризацию и так далее.

И один из выводов, который они сделали, что вполне может быть ситуация, когда в городе будет стоять новенькая современная школа и при этом в ней некому будет учить, потому что финансируют оплату труда по-прежнему региональные бюджеты, которые не становятся богаче. И в результате окажется, что все эти большие миллиарды, которые угроханы на здание, на спортивные сооружения и электронные доски, потрачены зря.

Но многие исследователи считают главной проблемой современного школьного образования – уровень износа зданий: более половины школьных зданий в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

– Конечно, логично направлять деньги на строительство зданий – еще бы понимать, что нужно строить здания, не сверкающие стеклом и бетоном, а такие, в которых можно было бы просто учиться, а вот деньги все-таки направить на оплату труда тех, кто будет учить. Я понимаю, что с точки зрения капиталовложений очень выгодно вкладывать деньги в строительство: там есть откаты и так далее, с зарплатой так не поманипулируешь.

Все время говорят, что у нас плохие учителя, они плохо учат, у них низкий уровень образования. Но вместо того, чтобы говорить о том, как учителям надо развиваться, лучше бы сделали хорошее педагогическое образование и выделили бы на это большие деньги.

В общем, учителям нужна правильная, достойная зарплата и заявленные в Конституции и законе «Об образовании» академические свободы.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

  1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
  2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
  3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
  4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2020-2021 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2021 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2021-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2021-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2021-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2021-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2020-го года.

Размеры окладов труда педагогов в России сильно различаются в разных регионах. И даже в пределах столицы существует довольно значительная разница, так как заработки зависят от территориального расположения общеобразовательного учреждения.

В таблице ниже рассмотрены средние нынешние зарплаты обычных учителей для разных населённых пунктов столичной области:

Название населённого пункта

Средние размеры заработков (в тысячах рублей)

Долгопрудный

25

Ногинск

30

Железнодорожный

20

Юбилейный

30

Белая

33,5

Химки

70

Пушкино

50

Каменское

38

Свердловский

37,5

Привокзальный

25

Москва

70

Звенигород

50

Успенское

60

Как видно, разница порой очень большая. Заработок зависит не только от территориального расположения учебного заведения, но ещё и от специализации педагога. Так, меньше всего получают учителя младших классов (в среднем 40 тысяч по Москве). Чуть больше имеют преподаватели математики и информатики, а также дефектологи (42,5-43,7 тыс.). Среднемесячный доход учителей физики и химии – 45-46,2 тысячи рублей. Преподаватель иностранного языка может получать от 50 до 66 тыс. Заработок московского учителя экономики – в среднем 60 тысяч.

Точных данных о заработках московских учителей в 2020-2021 учебном году пока нет, но совершенно точно к ним будут применяться все запланированные на будущий период повышения. Это индексация с учётом реальной инфляции, некоторые корректировки системы расчётов и оплаты, прочие доплаты.

Самые высокие и низкие зарплаты учителей в разных уголках России рассматриваются в таблице:

Субъект

Средняя зарплата (в тысячах рублей)

Ивановская область

24,8

Мордовия

24,7

Чукотский АО

105

Ингушетия

22,9

Москва

97

Ненецкий АО

73,9

Сахалинская область

89,8

Магаданская область

81,7

Северная Осетия – Алания

24,8

Кабардино-Балкария

23,2

Карачаево-Черкессия

23

Будет ли повышение заработков учителей? Да, увеличение ожидается, также грядут изменения в системе оплаты педагогического труда. Но вряд ли зарплаты возрастут значительно в будущем 2021-ом году.

Теперь правительство будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, определять компенсационные и стимулирующие выплаты, а также условия их назначения. По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, это «позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах». Ожидается, что это приведет к росту зарплат.

Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.

Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.

Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.

Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.

По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Российским учителям пересмотрят зарплату в 2021 году

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

В Минпросвещении заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату.

Как заявил Виктор Басюк, до конца года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах будут введены уже в 2021 году.

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей.

Иркутские учителя в среднем получают на руки 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей.

Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

В 2021 году оплата труда учителя будет зависеть от нижеперечисленных факторов:

  1. Как утверждают последние новости, увеличение произойдет, но только в рамках оклада. На сегодняшний день известно, что оклад учителя возрастет примерно на 6,8%. Разумеется, эти цифры отличаются от тех, которые обещали в правительстве, но учителей уверяют, что 6,8% достаточно, чтобы покрыть инфляцию и компенсировать расходы на коммунальные услуги. То есть, если в 2020 заработная плата учителя составляла 18 000, то в 2021 году при той же нагрузке он получит на руки на 6,8% больше, то есть на 1224 рубля больше. При этом нужно принять во внимание, что индексации подлежит лишь оклад. То есть в тех субъектах РФ, где базовая ставка низкая, существенного увеличения заработной платы ждать нет смысла.
  2. Также, с 1 сентября 2020 года учителя, ведущие классное руководство, начали получать ежемесячное вознаграждение в размере 5 000 рублей. Учителя имеют право вести классное руководство не более, чем в 2 классах одновременно. Эта доплата будет приниматься во внимание при расчете размера среднего заработка, оказывающего влияние на размер отпускных и иных социальных выплат.
  3. Будет введена новая система аттестации. Ее апробация планируется к проведению уже с 1 сентября 2021 года. С этого момента появятся новые квалификационные категории от простого учителя до старшего (методиста) и наставника. Переход от учителя к методисту возможен минимум через 5 лет работы в школе, от методиста к наставнику минимум через 10 лет. С 2021 года повышение в должности будет сказываться на зарплате учителя.

Как будет работать новая система начисления зарплат бюджетникам?

  • Микрозайм
  • Потребительский кредит
  • Кредитные карты
  • Кредит для бизнеса
  • Ипотека
  • Вклады
  • Автокредит
  • Товарные кредиты
  • Кредит Webmoney
  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.

Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.

Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.

В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).

Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).

Зарплата учителей в России в 2021 году: последние новости

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

Столичных школ много. Очень востребованы хорошие специалисты. В государственных учебных заведениях столицы жалование преподавателей составляет на данный момент тысяч 58-59.

По заверению Молоткова, главы администрации города в области образования, стоимость труда столичных педагогов к концу 2020 года составит порядка тысяч 117. Это было объявлено на заседании 16 ноября комиссией Московской Городской Думы.

Уровень доходов педагогов сохранился, несмотря на прогнозы о том, что он будет падать. Месячная заработная плата педагогов, которые ведут занятия, в среднем составляет 98 тыс. рублей. Работники образования к концу 2020 будут получать 117 тысяч. По утверждению А. Молоткова, высокого результата московские школьники добиваются благодаря работе учителей.

Выплата жалованья в системе образовательных кадров будет проиндексирована на 3 %, как отмечает «Интерфакс».

Дополнительно будут отпущены средства на вознаграждение учителей. Они получат их за особые успехи в образовательной деятельности.

Несмотря на сложные эпидемиологические условия, по словам мэра столицы, будет сохранена заработная плата бюджетникам, хотя бюджет страны был снижен. Будут продолжать работу главные проекты страны, а также строительство школ и детских садов.

Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *