Закон о вывозе тбо 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о вывозе тбо 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.

В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.

В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:

  • где будет складироваться мусор;
  • по каким тарифам работает поставщик услуги;
  • график вывоза отбросов.

Закон о «Мусорной реформе» с 1 января 2021 года

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Субъект РФ Для многоквартирных домов Для жителей частного сектора
Тюменская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Московская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Ленинградская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Новгородская обл. 57,39 руб/чел 39,86 руб/чел
Воронежская обл. 165,02 руб/чел 157,64 руб/чел
Республика Алтай 53,68 руб/чел 61,73 руб/чел
Краснодарский край 121,69 руб/чел 139,6 руб/чел
Брянская область 91,65 руб/чел 70,76 руб/чел
Курганская обл. (отложена, применяется старая схема) (отложена, прим. старая схема)
Пермский край действует плата за кв. м. 71,70 руб/чел
Астраханская обл. 96,46 руб/чел 63,12 руб/чел

Написать открытое письмо президенту

Следует заметить, что при вывозе ТБО может применяться льгота. К льготным категориям относят:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды или родители детей-инвалидов;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ветераны труда, в частности на местном уровне в регионах;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • пенсионеры.

Размер компенсационных выплат устанавливается отдельно в каждых округах и зависит от категории льготников. К примеру, в Ямало-Ненецком АО часть скидки компенсируется из местного бюджета, а каждая квартира получает платежку с фиксированной платой в 150 рублей. Ветераны смогут минимизировать плату за транспортировку отходов на 50%, многодетные родители на 30%, а пенсионеры на 30-100% в зависимости от возраста.

Малоимущие семьи могут воспользоваться субсидией, которая полагается в случае превышения оплаты за услуги 22% семейного бюджета.

Для получения льготы или субсидии обращаются в местный центр социальной поддержки или орган социальной защиты.

Мусорная реформа по Калужски. Или что случается, когда власть начинает заниматься бизнесом.

Сверх тарифы за вывоз ТБО в Самарской области

Мусорная реформа Томск

Коллективная Жалоба жителей НГО СО

Не справедливость «Мусорной реформы»

Мы в шоке , как чиновники претворяют в жизнь мусорную реформу

Мусорная реформа в частном доме

С 1 января 2021 года в России начнут действовать Единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Сейчас подобные требования регулируются множеством нормативных актов. На их основе и был составлен единый свод, в который также вошли несколько новых норм..

Например, в документе указано, что захоронение и сжигание отходов возможно только в тех случаях, когда они непригодны для переработки. Кроме того, приоритет при сортировке мусора должен отдаваться автоматизированному труду. Это позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.

Несколько пунктов требований регулируют вопросы закрытия полигонов. Такие объекты должны быть выведены из эксплуатации, если они заполнены до проектной вместимости или не отвечают требованиям экологической безопасности.

В целом мусорным предприятиям необходимо максимально снижать негативное воздействие на окружающую среду, применяя при этом наилучшие доступные технологии.

Заводы и полигоны, которые были спроектированы или построены до 2021 года, должны соответствовать этим требованиям к 1 января 2026 года. А новые объекты нужно будет проектировать с учётом принятых правил.

Работа Правительства:

  • Экологическая безопасность. Обращение с отходами

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей.
В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.
Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации. Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.
Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.
Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.
Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы.
Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами.
Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным.
Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны.
Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:

  1. Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
  2. Переработка – второй.
  3. Утилизация – третий.

Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт.
Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины.
Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование.
И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.

Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.

Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.

А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.

Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.

До введения изменений жители многоквартирных домов платили определенную сумму за сбор ТКО, исходя из метража занимаемых ими квартир. При этом норматив накопления отходов на один квадратный метр зависел от ряда факторов, среди них:

  • благоустроенность жилья;
  • возможность сортировки отходов;
  • наличие зеленых насаждений;
  • климатические условия.

Норматив определялся местными органами самоуправления, поэтому узнать его можно было только у региональных операторов ТКО.

Введение налога по площади объяснялось отсутствием возможности отслеживания реального количества человек, проживающих в одной квартире. Ведь сплошь и рядом бывает такое, что прописан только один человек, а живет два или три. Размеры квартиры же скрыть нельзя.

Однако такое нововведение вызвало возмущение у людей. Ведь одинокие люди, живущие в больших квартирах, не накапливают так много мусора, чтобы платить за него огромные суммы.

В этом году власти решили пересмотреть свое отношение к начислению налога на мусор. Теперь жильцы многоквартирных домов будут платить не за квадратные метры, а за каждого проживающего в квартире. Таким образом, оплата будет более справедливой, ведь мусор производят не квадратные метры, а жильцы.

Поменялся и норматив накопления мусора. Теперь он составляет 165 кг на одного человека в год. А сумма оплаты вывоза тонны мусора равна 5299,25 рублей.

Исходя из этих данных, можно рассчитать плату за вывоз и утилизацию отходов на одного человека: 0,165/12*5299,25=72,86 руб. Для жителей частного сектора эта цифра составляет 65,8 рублей.

Соответственно, изменится внешний вид квитанции на оплату налога. В месте, где содержатся данные об объекте и собственности появится строка о количестве проживающих. Важно указать в этой графе правильные данные, так как это повлияет на размер начисления. Если в квартире никто не зарегистрирован, за мусор будет платить ее владелец, как за одного проживающего.

Если Вы не относитесь к территории Московской области, оплатить услугу через интернет Вы все равно сможете. Проще всего это сделать через мобильный банк – Сбербанк онлайн.

Кроме оплаты вывоза мусора с помощью приложения можно оплатить любые коммунальные услуги и социальные платежи. Для этого можно воспользоваться как личным кабинетом через компьютер владельца, так и мобильной версией приложения.

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.

Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы. Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования. К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами». В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах. Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2021 года?

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

  • По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
  • Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.

После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома. В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору. В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.

Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.

До вступления в законную силу изменений в каждом регионе России работало по нескольку операторов, занимающихся вывозом мусора, место которых теперь займет единый региональный оператор. Он берет на себя обязательства по вывозу и переработке твердых коммунальных отходов. Каждый жилец по новым правилам обязан заключить договор с этим оператором, выбор которого будет производиться на конкурсной основе.

Данное изменение касается не только жителей многоквартирных домов и руководителей предприятий (организаций), теперь за вывоз твердых коммунальных отходов будут платить даже дачники и садоводы. До января 2019-го они просто могли отказаться от заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов, теперь, согласно положениям ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» платить придется всем.

Теперь вывозить мусор в ближайшую лесополосу не будет смысла, а экология от этого только выиграет. Владельцы разного рода «времянок» выказали свое недовольство, но закон суров, а согласно новым его положениям мусорят все, поэтому и платить должны все, другой вопрос, сколько.

Новый закон о мусоре в России: в чем его суть, и что он регулирует

Если даже необходимость обязательного заключения договора на вывоз мусора, введенная в январе 2019г. не охладила пыл любителей организовывать незаконные свалки, помочь в этом могут новые штрафы за вывоз мусора в неустановленное место. Отвечать за появление незаконных свалок будут собственники участков или руководители муниципалитетов, если земля, на которой обнаружен мусор, находится в государственной собственности.

Подводя кратко итоги, хотелось бы сказать о том, кто выиграет от внедрения новых правил вывоза мусора. Это касается, в первую очередь, одиноких жильцов, а они точно будут в выигрыше, так как платить придется уже не за квадратный метр площади объекта, а за количество прописанных жильцов. А вот дачники от этого точно не выиграют, так как они за вывоз и утилизацию ТКО теперь вынуждены платить в обязательном порядке, к тому же они не смогут самостоятельно выбирать оператора. Что касается стоимости услуги, то она в целом по России, скорее всего, подорожает, но это не означает, что за вывоз мусора будут платить больше все, а зависеть все будет от расчетов, установленных региональными операторами.

Согласно действующему законодательству, отходы бытового происхождения вывозятся на основании договора регионального оператора с клиентом (заказчиком). Вывозить мусор разрешено в промежуток времени с 7:00 до 23:00, что обеспечивает жителям шумовой комфорт. Работники компании, перевозящей мусор, обязаны соблюдать чистоту, и если мусор просыпался из контейнера — должны его убрать. Также они следят за тем, чтобы не было потери отходов на пути следования к полигону или мусороперерабатывающему предприятию.

Если при перевозке требуется перегрузка, она должна быть проведена с соблюдением техники безопасности, ухудшение окружающей среды недопустимо. Контролировать процесс должен водитель транспортного средства. Он не должен допускать перемещения мусоровоза с находящимся в исходном положении кузовом или неуложенной стрелой, с людьми на платформе.

После завершения работ транспортные средства должны быть очищены и возвращены в гараж. О возникших неисправностях водитель обязан немедленно доложить руководству.

Несоблюдение перевозчиком этих правил является нарушением закона, что влечет за собой административное наказание.

В своем письме МВД России дает пояснения гражданам, обратившимся по вопросу необходимости маркировки автомобиля, перевозящего опасные отходы. В тексте указано, что классификация опасности отходов, регламентируемая ст. 4.1 от 24.06.1998 № 89-ФЗ не совпадает с классификацией грузов по ДОПОГ, поэтому предъявлять к автомобилям, перевозящим эти грузы, одинаковые требования, нецелесообразно. ТКО, КГО (крупногабаритные отходы), перевозимые мусоровозами или бункеровозами, не являются опасными грузами, а потому транспорт может не иметь специальной маркировки. Также для них не требуется оформлять какие-либо свидетельства, предусмотренные международным соглашением ДОПОГ.

Правила перевозки ТКО в данном случае аналогичны правилам перевозки обычных грузов. Их необходимо фиксировать, накрывать тентом и т. д.

Однако перевозить опасные грузы под видом отходов I–IV классов опасности строго запрещено.

Похожие разъяснения дает и Минтранс, но со ссылкой на другие законы, регламентирующие правила обращения с ТКО.

.

Перевозка опасных грузов с помощью автотранспорта должна соответствовать требованиям приложений А и В ДОПОГ, содержащих перечисление и характеристики опасных грузов. Также требования части 9 приложения В ДОПОГ касаются конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов. Для их перемещения действительно необходимо получать специальный допуск, проводить техосмотр транспортного средства (ТС), получать декларацию о соответствии требованиям ДОПОГ.

Росприроднадзор ведет свой классификационный каталог отходов, однако он не предусматривает указание опасных свойств этих отходов. Что, собственно, и является камнем преткновения. Единой системы соответствия класса опасности грузов и отходов нет. В законе № 89-ФЗ предусмотрено 5 классов опасности отходов, а ДОПОГ этих классов опасности 9. Поэтому и требования Росприроднадзора в отождествлении этих двух категорий избыточны. Если применять требования ДОПОГ, то только пункты А и В. Каждое перевозимое вещество обязано быть идентифицировано. Для этого и нужен паспорт отходов, который составляется природопользователем на основе свойств мусора и оценки его опасности.

Для отнесения отходов к категории опасных в соответствии с положениями ДОПОГ, необходимо проведение испытаний, предусмотренных требованиями международного соглашения. По результатам испытаний ТКО могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОПОГ с уче­том степени опасности.

Комментируя сложившуюся обстановку, сотрудники центрального аппарата Росприроднадзора направляют организациям разъяснения о необходимости предоставления документов для выдачи лицензии, и вместе с тем — Методические рекомендации по порядку лицензирования деятельности по транспортировке отходов I–IV классов опасности, где сказано, что предоставлять такие документы необязательно.

Как видим, пояснения Минтранса и МВД касательно необходимости маркировки транспортных средств, перевозящих отходы I–IV классов опасности, практически совпадают. Ведомства, опираясь на разные законодательные акты, пришли к единому мнению. Что касается Росприроднадзора, с учетом вышеизложенного, очевидно, что рассмотрение вопросов, связанных с перевозкой опасных отходов, к компетенции этой федеральной службы не относится. Сотрудники Росприроднадзора не вправе запрашивать документы для проверки, а тем более отказывать на этом основании в выдаче лицензии перевозчикам. Более того, отсутствие специальной маркировки на транспорт­ных средствах при перевозке отхо­дов I–V классов опасности, не может рассматриваться как административное правонарушение в области обращения с отходами.

С учетом вышеизложенных пояснений компетентных органов, понятно, что законодательство не требует наличия у водителя свидетельства о перевозке опасных грузов, если он намерен транспортировать отходы от места сбора до пункта захоронения или переработки.

Необходимо рассмотреть практику судебных решений, чтобы понять, на чьей стороне истина. Могут ли природопользователи успешно отстаивать свои позиции в судебных спорах с федеральным ведомством, в частности — Росприроднадзором.

Появилось понятие нормативов накопления мусора. И пусть это для каждого региона — свое значение, для его расчета применяется единая формула. При определении тарифа учитываются виды деятельности юридических лиц, сезонность, климатические особенности региона, проводятся опытные измерения. Каждые 5 лет планируется пересматривать показатели.

В новом законе фигурируют два понятия:

  1. ТБО включают отходы, образованные от повседневной жизнедеятельности человека:
    • испорченные продукты питания;
    • макулатура;
    • пластик, упаковка, старые бытовые вещи;
    • бой, стеклотара;
    • металлолом.
  2. ТКО включают отходы из жилых помещений, образованные в результате потребления их жильцами:
    • мусор от ремонта, уборки;
    • непригодная для дальнейшего использования мебель, техника;
    • отходы растительного происхождения (старые ветки, трава).

Обращение с ТКО 2021: коротко о новых требованиях

Отвечает за обращение с ТКО в каждом регионе один (или несколько), выбранный по конкурсу сроком на 10 лет, региональный оператор. Он занимается сбором, транспортировкой и размещением ТКО на полигоне. Платит за вред, нанесенный окружающей среде при хранении отходов.

Такая монополия обоснована тем, что его будет легче контролировать, и уменьшится количество несанкционированных свалок, но с другой стороны, у потребителей нет выбора. Хотят они или нет, договор с этой организацией заключить обязаны. И договор в силе, даже если лично вы ничего не подписывали. Публичная оферта появляется на сайте регионального оператора, и через 16 рабочих дней договор считается заключенным. А далее этот мусорный монополист может поднимать тарифы хоть каждые полгода.

Затраты, включенные в тариф:

  • транспортные, в том числе, и на вывоз строительного мусора
  • обработка и захоронение ТКО
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • заключение и ведение договоров с собственниками отходов

На начало 2021 года определены региональные операторы по обращению с ТКО в 59 регионах РФ. Еще 26 должны определиться в течение года.

Расчеты делают региональные министерства природных ресурсов с управлениями ЖКХ и тарифными регуляторами. Затем на заседании правительства цифры утверждаются, и назначается предельный тариф. Оператор предоставляет свои расчеты, их могут одобрить или урезать. По закону тарифы не должны превышать предельных. Понятно, что все расчеты приблизительны, ведь никто не измерял в кубических метрах, сколько отходов производит среднестатистическая семья, а сколько одинокая бабушка, например. А платят все по единым региональным тарифам. И с 1 июля эти тарифы во многих областях нашей страны вырастут.

Хочется думать, что все средства, таким образом получаемые от населения и юрлиц, пойдут не только в прибыль операторам, но и на строительство мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов. И мусора на родных просторах станет меньше. Надежда есть, как считаете?

Новые тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО уже действуют в большинстве регионов России с 1 января 2021 года. Размер оплаты для жителей многоквартирных и частных домов устанавливается на региональном уровне: наши с вами щедрые платежи призваны повысить качество и эффективность данной услуги.

Мусорная реформа уже запущена и приносит первые плоды. Её цель — навести порядок во всей нише обращения с отходами в России. Реформа также должна определить ответственных и предпринять реальные шаги по утилизации отходов.

Расчет тарифов должен основываться на конкретных исходных данных, определяемых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

  • число жильцов в доме, квартире;
  • общая жилплощадь;
  • общая площадь многоквартирного дома;
  • норматив накопления отходов для данного района;
  • статистика вывоза мусора с данной территории (количество контейнеров, общий объем).

В окончательном виде тариф учитывает расходы на сбор, вывоз и утилизацию мусора; экологические налоги; затраты на развитие мусороперерабатывающей системы.

В качестве примера можно привести порядок расчета, принятый в Московской области. Используется формула: С=SxT (No+Nг), где

  • С — стоимость вывоза мусора;
  • S – общая жилая площадь;
  • T – утвержденный тариф;
  • No – норма накопления бытовых отходов;
  • Nг – норма накопления крупногабаритных отходов.

При этом на 2021 год Т устанавливается Постановлением Минэкологии Московской области от 02.10.2019 №607-РМ; Nо установлен в размере 0,087 м 3 /м 2 , а Nг – 0,027 м 3 /м 2 .

В разных регионах страны изменение стоимости вывоза мусора и обращения с ТКО различно. Это связано, прежде всего, с готовностью региона к переходу на новую систему. Изменения не столь существенны там, где уже создана соответствующая инфраструктура и не требуются большие инвестиции. В ряде областей нет таких условий, а потому необходимы дополнительные вложения, в т.ч. из регионального бюджета. Кроме того, в некоторых регионах ощущается отсутствие местных регуляторов, способных исполнить задуманное, и муниципалитеты вынуждены брать эту роль на себя.

«Мусорная реформа» должна решить проблему с мусором, но она приводит к неминуемому росту тарифов. В большинстве регионов увеличение составит 10-20%. В некоторых областях стоимость услуги подскакивает в несколько раз. Среди лидеров – Воронежская, Тульская, Тамбовская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий округ. Конкретные изменения приведены в таблице.

Особенности закона о вывозе мусора

Регион Многоквартирный дом (с 1 человека в рублях) Частное владение (с 1 человека в рублях)
Якутия 131,1 138,9
Мурманская область 133,5 133,5
Архангельская область 66,4 68,8
Калининградская область 72,3-85 72,3-127,7
Новгородская область 57,4 39,9
Свердловская область 117,7 132,5
Красноярский край 83,4 131,1
Новосибирская область 92,4 92,4
Дагестан 16-40 16-40
Тульская область 119,2 137,3
Воронежская область 165 157,6
Челябинская область 67,6 52,2
Краснодарский край 121,7 139,6
Волгоградская область 114,9 113,2
Ростовская область 95,6 96,8
Ульяновская область 87 88
Самарская область 117,1 140
Башкирия 58,9 35
Татарстан 71 76,5
Астраханская область 96,5 63,1
Чувашия 75,7 80,2

В некоторых регионах пока оставлена система расчета с 1 кв.м площади – Московская, Ленинградская, Тюменская, Амурская, Иркутская, Калужская области, Пермский край, города Москва и Санкт-Петербург. В Забайкалье, Хабаровском крае, Курганской и Омской областях предусмотрена отсрочка введения изменений.

Поскольку мы постоянно слышим новости о повышении тарифных планов, то значения в таблице с течением времени могут меняться.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

Абзац третий — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 272-ФЗ)

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)

установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;

определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац 18. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

установление перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

установление нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее также — норматив утилизации); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *