Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения пбу в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Новое в работе бухгалтера в 2021 году
Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.
Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.
Результаты изменения учетной политики организация отображает ретроспективно или перспективно. Установленный порядок обязательно раскрывается в первой бухотчетности, составленной с использованием нового стандарта.
Что нужно относить к запасам?
Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.
Какие объекты включены в перечень запасов в новом стандарте, а какие нет показано в таблице:
Признаются запасами | Не признаются запасами |
|
|
Единицей учета запасов способен являться номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. В соответствии с новым стандартом уже после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются дальнейшие перемены единиц их учета.
Как оценивать запасы при принятии к учету?
Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Организации, применяющие упрощенные способы учета, смогут включать в себестоимость запасов только их цену без скидок, уступок, премий и иных поощрений, не учитывая условия отсрочки (рассрочки) платежа.
Организации розничной торговли вправе оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок должна регулярно пересматриваться.
Торговые организации смогут включать в расходы на продажу затраты на заготовку и доставку товаров до центральных складов.
- Отчетность
- Бухгалтерский учет
- Документы
- Налог на прибыль
- Налог на доходы физических лиц
- Страховые взносы
- Транспортный налог
- Земельный налог
- ККТ
- Упрощенка
- Индивидуальные предприниматели
- Расчеты и банковские операции
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Электронный документооборот
- Персонал, трудовые отношения
- Другие изменения
Скачать «Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера»
Граждане России обязаны регулярно представлять в налоговый орган по месту прописки отчеты о движении средств по счетам в зарубежных банках.
ФНС подготовила рекомендуемые электронные форматы для отчетов о движении денежных средств по счетам в зарубежных банках.
Граждане сдают отчеты по формам и правилам, утвержденным правительственным постановлением от 12.12.2015 № 1365. Компании и ИП отчитываются по формам, которые утверждены постановлением от 28.12.2005 № 819.
Для того чтобы налогоплательщики смогли представлять указанные сведения в электронной форме, ФНС в своем письме от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@ приводит форматы:
- КНД 1112520 — отчет о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
- КНД 1112521 – отчет о движении средств юридического лица — резидента и индивидуального предпринимателя — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ.
Вступает в силу с 15 декабря 2020 года.
Документ: письмо ФНС от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@
ФНС утвердила новую форму уведомления о постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В частности, из него исключено указание на код ОКАТО.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документ: Приказ ФНС России от 24.11.2020 № ЕД-7-14/837@
Бухгалтерский учет
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
С 2021 года для отражения в учете запасов бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 5/2019. Этот стандарт обязателен для подавляющего большинства организаций. Его вправе не применять только бюджетники и микроорганизации на упрощенке.
Применяется с отчетности за 2020 год.
Документ: Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.
С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.
Применяется с отчетности за 2020 год.
Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.
Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.
Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.
Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.
Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.
В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.
Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.
По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:
- незавершённое производство (НЗП);
- недвижимость для продажи;
- интеллектуальную собственность для продажи.
Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.
В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).
Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.
Если на отчётную дату первая выше второй, значит, запасы обесценились — морально устарели, потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная стоимость и т. д. В этом случае нужно создавать резерв под обесценение.
Пример.
31.12.2020 организация приобрела 100 смартфонов, чтобы продавать их по 30 тыс. руб. За 2021 г. половину из них продали, 50 шт. остались на складе. Расходы на продажу одного смартфона — 3 тыс. руб.
В декабре 2021 г. вышла новая модель. Старую теперь можно продать не дороже 20 тыс. руб.
Рассчитаем чистую цену продажи, то есть из рыночной стоимости вычтем расходы на продажу:
20 000 РУБ. — 3 000 РУБ. = 17 000 РУБ.
Резерв под обесценение на один смартфон = 30 000 РУБ. — 17 000 РУБ. = 13 000 РУБ.
На 50 смартфонов: 13 000 РУБ. Х 50 ШТ. = 650 000 РУБ.
На сумму обесценения начисляем резерв: ДТ 91 КТ 14 — 650 000 РУБ.
Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.
В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.
- Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
- Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
- Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
- Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.
Хотите автоматизировать 80 % работы бухгалтера и не допускать ошибок — подключайтесь к сервису «Моё дело». Вы избавитесь от рутины и будете успевать намного больше. По сложным вопросам учёта вы сможете бесплатно получать консультации экспертов сервиса.
Убедитесь лично в функциональных возможностях сервиса
Зарегистрируйтесь прямо сейчас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода.
Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.
В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:
- неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
- дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
- кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
- доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.
По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.
Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.
Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.
В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.
В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:
- ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
- материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.
Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.
На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.
Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.
С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/17065@.
Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.
Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:
- КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
- КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.
Федеральный стандарт 5/2019 утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Бухгалтеры начнут работать на основании новых положений в обязательном порядке с 1 января 2021 года. Однако желающие могли задействовать их уже в текущем году, включив условие об этом в учетную политику.
Выполнять требования, заложенные в стандарте, придется всем организациям, ведущим бухгалтерский учет и составляющим отчетность в соответствии с отечественным законодательством. Исключение предусмотрено лишь для компаний, осуществляющих деятельность в бюджетной сфере. Малые предприятия, которым закон № 402-ФЗ разрешил вести учет по упрощенным правилам, смогут сами выбирать, применять им нормы стандарта в работе или нет.
Для того чтобы запасы были признаны в бухгалтерском учете, необходимо соблюдение двух критериев:
- все расходы, которые понесла организация на получение/приобретение запасов, в будущем должны быть компенсированы получением экономических выгод;
- сумма затрат на приобретение запасов — это определяемая величина.
Новый стандарт требует, чтобы запасы списывались в определенный момент времени. Это может быть:
- признание выручки от продажи;
- осуществление иного списания запасов;
- отсутствие перспективы экономических выгод от дальнейшего использования;
- невозможность использования в уставной деятельности — для некоммерческих организаций.
При этом в расходах должна быть отражена балансовая стоимость запасов. Для каждого из указанных случаев расходы будут учитываться отдельно.
Способы списания запасов остаются всё теми же, что действуют в настоящее время, и закреплены в ПБУ 5:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых из поступивших в организацию запасов — метод ФИФО.
Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике.
Объем информации, подлежащий раскрытию в отчетности в части запасов, велик. Кроме балансовой стоимости на начало и конец отчетного периода необходимо отразить сведения, касающиеся:
- сверки остатков МПЗ по фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за этот же период;
- причин, которые привели к восстановлению резерва;
- балансовой стоимости активов, по которым у организации имеются ограничения, например залоговых;
- способов расчета себестоимости запасов, а в случае их изменения в новом отчетном периоде необходимо раскрыть информацию о том, к каким последствиям привело подобное изменение;
- авансов и задатков, перечисленных поставщикам, перевозчикам и переработчикам запасов.
Следует отдельно отметить, насколько предлагаемые ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, правила учета аренды значимо меняют возможности заинтересованных пользователей отчетности по оценке степени зависимости организаций-арендаторов от внешних источников финансирования. Признание арендованного имущества в качестве актива требует отражения в пассиве баланса и связанных с этим обязательств компании — «обязательств по аренде» (п. 10 ФСБУ 25/2018). Таким образом, в отличие от ситуации, когда в пассиве в составе краткосрочных обязательств фигурировала только текущая задолженность компании-арендатора по арендной плате, теперь в отчетности будет виден реальный объем финансирования деятельности компаний-арендаторов со стороны арендодателя.
Если с позиций гражданского законодательства приобретение имущества в собственность и получение его в аренду представляют собой совершенно различные сделки, с экономической точки зрения они сопоставимы. Так, компания, например, получив кредит, может купить основные средства, а может взять их в финансовую аренду. В этом случае, если с позиций временной ценности денег платежи по кредиту (или единовременно уплачиваемая цена основных средств) сопоставимы с арендными платежами, эти сделки можно рассматривать как альтернативные. И здесь важно понимать, что у арендодателя при реализации договора аренды формируется такая же степень зависимости от привлеченных источников средств, как и в случае получения им кредита. Ведь арендодатель вкладывает деньги в соответствующее имущество и обеспечивает им арендатора, избавляя его от данных расходов за соответствующую плату. Более того, как у собственника имущества у арендодателя возможности лишить арендатора данного источника финансирования даже превышают соответствующие полномочия заимодавца (см. ст. 619 ГК РФ).
Таким образом, отражение в пассиве баланса организации-арендатора его обязательств по договорам аренды в полном объеме обеспечивает возможность оценки подлинных масштабов зависимости деятельности такой компании от внешних источников финансирования.
Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021
В отличие от норм ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), ФСБУ 6/2020 достаточно детально определяет основания выбора организацией способа начисления амортизации.
Согласно пункту 34 ФСБУ 6/2020, «выбранный способ начисления амортизации должен:
а) наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств;
б) применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств».
Согласно пункту 35 ФСБУ 6/2020, «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.
Начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.
Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах».
Пункт 36 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
Начисление амортизации способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) производится таким образом, чтобы распределить подлежащую амортизации стоимость объекта основных средств на весь срок полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как произведение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств на отношение показателя количества продукции (объема работ в натуральном выражении) в отчетном периоде к оставшемуся сроку полезного использования объекта основных средств».
Таким образом, у организаций, признающих основные средства частью своих активов, остается возможность применять один из трех способов исчисления сумм амортизации:
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого остатка;
-
способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».
«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».
Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».
Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».
Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».
- Запасы нужно будет учитывать по правилам нового ФСБУ 5/2019.
В 2020 году бухгалтерам приходится фактически разбираться сразу в трех новых и сложных стандартах. Бухгалтерский учет по ПБУ 18/02 технически упрощается, но требует «перестройки» сложившегося мышления в отношении разниц между данными бухгалтерского и налогового учета. Учет договоров аренды по ФСБУ 25/2018, а также учет запасов по ФСБУ 5/2019 с 2021 года значительно усложнится. Бухгалтерам придется разбираться в новых терминах, таких, например, как справедливая стоимость и процент дисконтирования, и правилах их расчета. Правила формирования показателей бухгалтерской отчетности теперь будут в еще большей степени приближены к правилам МСФО, что, вероятно, является положительным изменением для крупного бизнеса, но одновременно сильно усложнит учет и увеличит трудозатраты на него для малого и среднего бизнеса.
Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01
-
Дивиденды, полученные за рубежом, включены в состав налогооблагаемых доходов, вне зависимости от того, платили ли с данного дохода налоги за рубежом.
-
Объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не относятся к амортизируемому имуществу.
-
Метод амортизации надо выбирать на пять лет.
-
Продлено действие нормы, по которой уменьшать налоговую базу за текущий период можно на сумму убытков прошлых лет не более чем на 50%.
-
Правопреемнику запретили учитывать убытки предшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был учет убытков.
-
В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть больше расходов, в том числе расходы на создание некоторых объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.
-
Участники региональных инвестиционных контрактов смогут платить налог на прибыль по ставке 0% с учетом новых правил,, прописанных в статьях 2 и 3 Закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ. Новые правила можно будет применить к прибыли от деятельности по инвестконтракту при условии раздельного учета доходов и расходов, либо ко всей полученной прибыли, если доходы от реализации по инвестконтракту составляют не менее 90% от всех доходов без учета курсовой разницы.
- Вычеты НДС с покупок, предназначенных для создания нематериальных активов, можно применить сразу, не дожидаясь, когда нематериальный актив будет готов к использованию.
Изменения по НДС грядут для IT компаний с 2021 года
Льгота по НДС – освобождение от налогообложения реализации прав на компьютерные программы и базы данных – теперь будет распространяться только на реализацию ПО, которое включено в российский реестр программного обеспечения (однако льгота не будет распространяться на ПО, переданное для целей рекламы в интернете или поиска потенциальных клиентов). IT-компании, реализующие включенное в госреестр ПО, смогут также принять к вычету входной НДС по маркетинговым и рекламным услугам, приобретенным для реализации такого ПО.
-
Представлять декларации по этим налогам не нужно — налоговая будет сама присылать суммы для оплаты.
-
Если у организации есть право на льготы по этим налогам, она должна теперь подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении льготы.
-
Начиная с уплаты налога за 2020 год срок уплаты транспортного и земельного налога — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок закреплен на федеральном уровне и регионы больше его не устанавливают.
-
В 2020 году ИП-упрощенцы, вновь зарегистрировавшиеся в ИФНС, которые ведут деятельность в некоторых сферах, смогут уплачивать налог по нулевой ставке.
-
Введены послабления и освобождение от уплаты авансовых платежей для упрощенцев, пострадавших от коронавируса.
С 2021 года:
-
При выполнении определенных условий налоговые каникулы для ИП на УСН продлятся до 2024 года.
-
Установили повышенные ставки и новые лимиты — УСН смогут применять те, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.
-
С 2021 года ЕНВД отменяется. Снятие налогоплательщиков с налогового учета будет осуществлено автоматически.
-
Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря 2020 года (для применения УСН есть ограничения по количеству работников – не более 130 человек, и по годовому доходу — не более 200 млн руб.).
-
ИП также вправе выбрать патент. При этом годовой доход не должен превышать 60 000 000 рублей и численность работников не больше 15 человек.
-
Если налогоплательщики до конца года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то они будут переведены на общий режим налогообложения.
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
С 2021 года начинают действовать несколько новых стандартов, переход на один из которых – ФСБУ 5/2019 «Запасы» – обязателен. Он заменит ПБУ 5/01. Отметим ряд особенностей ФСБУ 5/2019:
- действие распространяется на незавершенное производство;
- может не применяться для запасов, предназначенных для управленческих нужд, по решению организации;
- не действует в отношении малоценных основных средств;
- изменяет порядок определения фактической себестоимости запасов и оценки запасов после признания.
Также приняты три новых ФСБУ, которые можно начать использовать с нового года, но не обязательно:
- 26/2020 «Капитальные вложения»;
- 6/2020 «Основные средства»;
- 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Изменения необходимо отразить в учетной политике.
С января при составлении бухгалтерской отчетности следует учитывать, что отчет о финансовых результатах подается на новом бланке. Из-за изменений в ПБУ 18/02 об учете расходов по налогу на прибыль в отчете скорректированы строки, в которых отражаются отложенные налоговые активы и обязательства. Также на отчетность могут повлиять ПБУ 13/2000 об учете госпомощи и ПБУ 16/02 о прекращаемой деятельности.
\r\n\r\n
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
\r\n\r\n
- \r\n\t
- Срок полезного использования (СПИ).
- Ликвидационная стоимость (ЛС).
- Способ начисления амортизации.
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
\r\n\r\n
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
\r\n\r\n
Это новое понятие. Формула для расчета ЛС основного средства приведена в пункте 30 ФСБУ 6/2020. Нужно найти два значения. Первое — сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта (включая материальные ценности, оставшиеся после выбытия). Второе значение — предполагаемые расходы на выбытие. Затем из первого значения следует вычесть второе.
\r\n\r\n
Далее сказано следующее, цитируем: «…причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».
\r\n\r\n
ЛС считается равной нулю, если:
\r\n\r\n
- \r\n\t
- в конце срока полезного использования не ожидается никаких поступлений от выбытия объекта;
- поступления ожидаются, но они не существенны;
- нельзя определить, какая сумма будет получена при выбытии ОС.
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
\r\n\r\n
В новом стандарте сказано, как следует определять сумму амортизации ОС за отчетный период. Делать это надо таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта равнялась его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).
\r\n\r\n
Что касается даты начала и окончания начисления амортизации, то здесь тоже есть изменения.
Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2
\r\n\r\n
В пункте 48 ФСБУ 6/2020 сказано: последствия изменения учетной политики, связанные с началом применения нового стандарта, следует отражать ретроспективно. То есть так, как будто указанный стандарт применялся с начала появления того или иного ОС.
\r\n\r\n
Можно провести корректировку балансовой стоимости объекта на начало отчетного периода, с которого используется ФСБУ 6/2020. Для этого надо взять первоначальную стоимость и отнять накопленную амортизацию. Причем первоначальная стоимость должна быть посчитана по прежним правилам, а накопленная амортизация — по нормам нового стандарта (п. 49 ФСБУ 6/2020).
ФСБУ 6/2020 тоже дает компаниям право самостоятельно определить пороговую стоимость основных средств. Но предусмотрены два существенных новшества:
- Лимит не ограничен. Он может быть любым, например, 100 000 или 150 000 руб.
- Объекты, которые стоят ниже заданного лимита, не признаются ОС. Затраты на них сразу списываются на текущие расходы.
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
- Срок полезного использования (СПИ).
- Ликвидационная стоимость (ЛС).
- Способ начисления амортизации.
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
С 2021 года бухгалтерская отчетность подается только в электронном формате. Теперь независимо от размеров предприятия и сферы предпринимательской деятельности, бумажная отчетность будет недоступна.
Организации, которые по различным причинам не могут приобрести специальную программу для сдачи отчетности, могут это сделать, используя личный кабинет на сайте налоговой.
Помощником в ведении налоговой и бухгалтерской отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас>>
Также отчет о финансовых результатах станет обязательным для каждого бухгалтера. Большая часть изменений имеет отношение к учету по форме ПБУ 18/02.
В балансе предприятия требуется указание сведений о полученной, использованной и оставшейся помощи от государства. Необходимо указание следующих данных:
- Остаток бюджетных средств, который не был использован;
- Дебиторская задолженность в отношении бюджетных средств, которые были приняты к бухгалтерскому учету;
- Кредиторская задолженность в отношении возврата бюджетных средств, которые были приняты к бухгалтерскому учету;
- Доходы будущих периодов, которые были признаны краткосрочными обязательствами.
Отсутствует необходимость сдавать отчет о среднесписочной численности. С 2021 года эти данные сдаются 1 раз в год и указываются в отчете РСВ.
Изменения коснутся и отчета СЗВ-ТД, с 1 января 2021 года поводом для получения штрафа от 300 до 500 рублей станут:
- отсутствие отчета;
- недостаточная информация;
- сведения, не соответствующие действительности.
С 2021 года будет расширен список случаев, когда предприятие освобождается от применения ПБУ 13/2000. Это относится к предприятиям, которыми была получена экономическая выгода в связи с полученной государственной помощью.
Учет запасов необходимо вести, руководствуясь ФСБУ 5/2019. Теперь использование стандарта обязательно для всех компаний, кроме бюджетных предприятий и микроорганизаций на УСН.
Бюджетные средства, за счет которых были приобретены амортизируемые внеоборотные активы, подлежат обязательному списанию на протяжении всего срока использования по мере амортизации.
В ситуациях, когда средства были предоставлены в целях финансирования капитальных затрат, возникнувших в течение прошлых отчетных периодов, они учитываются:
- как рост финансового результата за счет финансирования;
- доход будущего периода.
Ранее они учитывались как задолженность и увеличение финансовых результатов.