Проблемы опеки и попечительства 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы опеки и попечительства 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В следующем году гражданам, которые взяли на себя заботу о детях недееспособных или ограничено дееспособных взрослых, не нужно будет предоставлять справку о праве опеки, чтобы оформить меры поддержки, сообщила журналистам замминистра труда и соцзащиты РФ Ольга Баталина во время визита в Пензенскую область 26 августа. Госорганы смогут сами проверить, кто является опекуном гражданина в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). В течение этого года должны успеть собрать полную базу опекунов и попечителей.

Оформляя опеку или попечительство, человек принимает на себя целый ряд обязанностей — он разбирается за подопечного с бытовыми вопросами, общается за него с госорганами, защищает его права в суде, распоряжается его имуществом и деньгами, чтобы он был обеспечен всем необходимым. Делать всё это он должен под зорким наблюдением органов опеки и исключительно в интересах подопечного. А если речь идёт об опеке над ребёнком, опекун заботится о его воспитании, обучении, всестороннем развитии.

Чтобы упростить опекунам жизнь, для них предусмотрен ряд преференций, в том числе денежные выплаты, психологическая помощь и бесплатное проживание в квартире подопечного.

Опека устанавливается над детьми, оставшимся без родителей. После установления опеки над ребенком опекун получит единовременную выплату.

Ее размер утвержден Законом № 81-ФЗ, составляет с учетом индексации в 2021 году:

• 18 004.12 руб. — на каждого ребенка в возрасте до 7 лет, взятого под опеку;
• 137 566.14 руб. — на каждого ребенка старше 7 лет или на ребенка-инвалида;
• 137 566.14 руб. — при опеке детей, которые являются братьями и сестрами (выплата положена на каждого ребенка).

Размер единовременной выплаты опекунам индексируется ежегодно. Выплата осуществляется через органы соц. защиты по месту жительства. Основным документом для назначения выплаты является постановление местной администрации о назначении гражданина опекуном. Единовременная выплата полагается только одному опекуну.

Опека устанавливается на детей в возрасте до 14 лет. На весь период опеки будет выплачиваться ежемесячное пособие, однако опекун может заменить выплату на доходы от управления имуществом ребенка. Размер ежемесячного пособия утверждается нормативными актами субъектов РФ.

Например, в Москве ежемесячная выплата составляет:

• на детей в возрасте до 12 лет — 16 500 руб. в месяц;
• на детей старше 12 лет — 22 000 руб. в месяц;
• на детей-инвалидов — 27 500 руб. в месяц.

Если под опеку одновременно принимается три и более ребенка, размер выплат будет больше. Пособие назначается и выплачивается через органы соц. защиты по месту жительства.

Регионы могут устанавливать дополнительные компенсационные выплаты для поддержки опекунов и детей. Это может быть регулярная компенсация на продукты питания или на приобретение детских товаров, разовая материальная помощь. О мерах поддержки, введенных в вашем регионе, нужно уточнять в органах соц. защиты.

Граждане, взявшие детей-сирот под временную опеку на период пандемии коронавируса, могут получить специальное ежемесячное пособие. Его размер составляет 12 130 руб. на каждого ребенка, если подтвержден факт совместного проживания опекуна и подопечного. Для получения выплаты нужно подать заявление в ПФР, через МФЦ, либо через сервис Госуслуг.

С 2021 года опекунам инвалидов I группы предлагают выплачивать 10 тысяч в месяц.

Сенаторы подготовили законопроект, который предусматривает ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей гражданам, ухаживающим за инвалидами первой группы.

На сегодняшний день компенсационная выплата для граждан, занятых уходом за больным родственником с первой группой инвалидность, равна всего лишь 1 200 рублям. И эта сумма не индексировалась. Это если речь идет о взрослых пациентах. Ежемесячные пособия по уходу за детьми — 10 тысяч рублей.

Законопроектом также предусматривается ежегодная индексация этой суммы. Если закон будет принят, то его действие начнется уже 1 января 2021 года.

Выплаты будут положены только тем опекунам, кто не имеет иного постоянного дохода и занятости.

Запись прямого эфира: Отчет опекуна 2021

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В.Е. Чаптыкова, студент

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11225

Аннотация. В данной статье дается краткая характеристика института опеки и попечительства в Российской Федерации, приводятся статистические данные отдела опеки и попечительства Министерства просвещения РФ. На сегодняшний день в законодательстве России не существует единого подхода к толкованию статуса, полномочий опекунов и попечителей, а также подопечных, этот вопрос в различных нормативно-правовых актах решается по-разному. Проводится анализ проблем в данной сфере, и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: закон, норма права, опека, попечительство, дети-сироты, лишение родительских прав, семья, воспитание.

Российская Федерация, являясь социальным государством, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, берет на себя обязанность обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны и заботиться о благосостоянии каждого члена общества [1]. Причем особое внимание государству необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным. Тема опеки и попечительства вызывает резонанс и является актуальной на сегодняшний день в связи с широким кругом социально незащищенных лиц, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в указанной форме правовой защиты.

Опека и попечительство представляет собой комплексный институт, поскольку урегулирован нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Семейного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также рядом норм административного характера. Однако некоторые правоведы придерживаются мнения, что опека и попечительство является институтом гражданского права, выделяя семейное право в самостоятельную отрасль права. Такого рода теоретическое противоречие возникает в результате недостаточно точного разграни-

чения сферы правового регулирования между гражданским и семейным законодательством.

Решить данную проблему можно путем четкого определения правовой природы опеки и попечительства, закрепив это в качестве комплексного или же самостоятельного института с дальнейшим внесением изменений в Гражданский кодекс или Семейный кодекс. Гражданам, не обладающим дееспособностью либо обладающим ей не в полном объеме, опека и попечительство назначается для восполнения недостающей дееспособности. Но когда подопечными выступают малолетние несовершеннолетние дети, первостепенную роль играет воспитание ребенка [2, с. 123].

Поэтому необходимо точно и полно определить права и обязанности опекунов и попечителей, что исключит различные подходы к толкованию этого вопроса в нормативно-правовых актах, что, безусловно, положительно отразится на практической стороне применения норм. Объем полномочий ограниченно дееспособного лица существенно разнится с правами и возможностями недееспособных граждан. Российское законодательство не имеет единого подхода к толкованию объема полномочий дееспособных граждан.

Если обратиться к ст. 30 Гражданского кодекса, можно определить ряд правомо-

чий ограниченно дееспособных, например: самостоятельное совершение мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, распоряжение своей стипендией, заработком, иными доходами. В свою очередь, Гражданский Процессуальный кодекс не содержит положений о вышеуказанной категории граждан [3].

Считаем необходимым восполнить данный пробел, дабы лица, не обладающие дееспособностью или ограниченные в дееспособности, четко понимали круг предоставленных им полномочий и могли их реализовать в полной мере. Еще одним противоречием выступает способ толкования статуса опекуна и попечителя. В Гражданском кодексе и ФЗ «Об опеке и попечительстве» он не является идентичным и имеет несколько иное значение. Необходимо привести положения норм к общему единообразию, что поможет избежать путаницы в толковании и правоприменительной практике, а также четко разграничить полномочия опекуна и попечителя и объем прав и обязанностей подопечных.

Также одной из существенных проблем в области опеки и попечительства является проблема системности и последовательности норм в обозначенной сфере.

Решить данную проблему можно путем изменения и внесения дополнений в ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Семейный кодекс. Например, в ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об опеке и попечительстве» ограничить круг отношений, урегулированный настоящим федеральным законом, то есть обозначить, что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, не урегулированные гражданским законодательством».

За год до трагедии в Озерах опека из-за халатности не предотвратила трагедию в поселке Заиграево в Бурятии. Пятилетнюю дочь местной жительницы соседи часто видели на улице одну: девочка ходила в грязной одежде не по сезону, попрошайничала, искала еду в мусорных баках. Соседи позвонили в полицию и инспектору по делам несовершеннолетних, ребенка забрали, но позже вернули матери. Инспектор отправил разбираться местные органы опеки. Главный специалист отдела опеки Наталья Сергеева по приезду отметила, что снаружи дома «грязно, неопрятно, неухоженно», но поскольку внутри никого не оказалось, в доме она не побывала. Больше в ту семью она не приезжала и на учет не поставила. Летом 2015 года у местной водонапорной башни нашли тело пятилетней девочки. Как выяснило следствие, находившегося без надзора ребенка изнасиловал и убил житель того же поселка. Сергеева признала свою вину, в январе 2016 года местный суд осудил ее за халатность и назначил наказание — штраф в 20 тысяч рублей.

Подобных случаев в России немало, правда, никакой статистики о халатности органов опеки не существует. По данным «Проекта», до судов доходит как минимум несколько случаев каждый год.

Вдобавок к небольшой зарплате, опасностям, таблицам, которые нужно заполнять вместо выхода в семьи, и рутинным обязанностям иногда опеке приходится отрабатывать «политические заказы» — особенно непростым выдалось лето 2019 года.

Петр и Елена Хомские, как и многие жители Москвы, 3 августа были в центре города: там проходила акция с требованием зарегистрировать независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму. Супруги взяли с собой трех дочерей — на тот момент им было 10 лет, 3 года и 3 месяца. Хомские попали на видео, которое в тот же день разместил на своей странице телеканал РЕН ТВ. Телевизионщики озаглавили новость так: «Пара едва не перевернула коляски с детьми на митинге в Москве». Вскоре ролик разошелся по соцсетям, и в детский сад и школу, куда ходят дочери, а также к родителям Петра пришли органы опеки и полиция. Прокуратура потребовала лишить Хомских родительских прав. В ту же ситуацию попали Дмитрий и Ольга Проказовы, вышедшие на акцию 27 июля со своим годовалым сыном. История закончилась благополучно: суд оставил детей в семьях, а органы опеки просто потратили время.

Тяжелым оказалось лето и для семьи активистки из Перми Людмилы Ёлтышевой, главы организации «За права многодетных Пермского края». Она выступала против переноса одной из важных железнодорожных веток в Перми, которая связывает центр города с окраинами. Ёлтышева даже записала по этому поводу обращение к президенту и отправила видео на ежегодную «прямую линию» Путина. Именно из-за этого, как считает сама активистка, на нее написали донос в городскую опеку в июне 2019 года.

«Людмила Анатольевна решила сосредоточиться не на семье и детях, а на общественно-политической деятельности. C этого момента собственные дети для гражданки Ёлтышевой и ее супруга отошли на второй план», говорилось в письме. Восемь человек, назвавшие себя в письме соседями Ёлтышевых, попросили опеку обратить внимание на семью. «Соседи» писали, что на младших детях пяти и семи лет они видят синяки и «царапинки», дети часто остаются с «нянями, подругами, родственниками», что, по их мнению, равно оставлению детей в опасности. Упомянули обеспокоенные судьбой детей жильцы и о том, что Ёлтышева выходила на митинги против пенсионной реформы и действующего губернатора. Опека приняла письмо и меньше чем через неделю появилась на пороге квартиры Ёлтышевых, но Людмила не пустила пришедшую сотрудницу. Активистка обратилась в полицию, и ей пришел ответ: люди, представившиеся ее соседями, в Перми вообще не проживают. Потрепав Ёлтышевым нервы, опека к ним больше не приходила.

5 февраля 2021 года

Своевременная помощь: как в Центре им. Л.И. Швецовой помогают малышам

5 февраля 2021 года

Что делать, если вы столкнулись с неуважением со стороны подростка: советы психолога для родителей

4 февраля 2021 года

Что делать, если ребенок отдалился от родителей: мнение специалиста

3 февраля 2021 года

Как занятия аппликацией помогают развить мелкую моторику у ребенка с инвалидностью

1 февраля 2021 года

Болезненная привязанность ребенка к матери: возможные сложности

1 февраля 2021 года

При оформлении опеки над ребенком из детдома процедура будет иметь несколько этапов:

  1. Гражданин направляет заявление в школу опекунов.
  2. После обучения проводится медицинское обследование, чтобы подтвердить отсутствие проблем со здоровьем. При их наличии в опекунстве могут отказать.
  3. Гражданин собирает необходимые документы и подает заявление в отдел опеки по месту жительства.
  4. Специалисты ООиП проверяют соответствие условий проживания гражданина требованиям.
  5. При соблюдении всех условий специалист органов опеки выдает заключение о возможности стать опекуном.
  6. Гражданин выбирает ребенка из детского дома. Данные о воспитанниках предоставляются органами опеки. Также они сформированы на специализированных сайтах.
  7. Организуется встреча заявителя с ребенком на территории детского дома. В момент общения присутствует специалист детского дома. После встречи оформляется акт.
  8. На несовершеннолетнего предоставляются все документы. Обязательно должна быть передана справка об имеющихся заболеваниях. Полный комплект направляется руководителю ООиП. Он принимает решение об опекунстве заявителя над конкретным ребенком.

Решение об опеке принимается с учетом мнения детей старше 10 лет. Ребенок должен дать согласие на опекунство.

Дом малютки – медицинская организация. Поэтому он контролируется региональным министерством здравоохранения. Руководит учреждением главный врач.

В дом малютки попадают дети с рождения и до 3 лет при нормальном состоянии здоровья, до 4 лет – если ему требуется медицинский контроль.

Оформление опекунства производится в ООиП по месту расположения дома малютки. Гражданин составляет заявление для получения статуса. Если все документы в порядке, составляется приказ о назначении опекунства. Он действует с момента подписания и до достижения ребенком возраста 18 лет. Заявитель получает полномочия законного представителя в отношении ребенка.

После назначения опеки дело ребенка направляется в ООиП. Специалисты регулярно контролируют действия гражданина.

С этой целью они вправе:

  • посещать место проживания семьи каждый квартал в течение первого года, далее – дважды год;
  • запрашивать отчет о сохранности детского имущества (сведения подаются ежегодно до 1 февраля).

Если детские права будут нарушены, учреждение может отстранить опекуна от исполнения обязанностей.

При лишении родительских прав ребенка передают под опеку. Выступить с инициативой может близкий родственник или посторонний человек. Но можно оформить опеку и в том случае, если родители не лишены родительских прав. До 14 лет назначается опекунство, а после – попечительство.

Временный статус оформляется на срок не более полгода. Но в отдельных случаях его действие продлевается еще на 2 месяца.

Опека и попечительство – форма устройства несовершеннолетних детей в семью, если их биологические родители умерли, либо лишены или ограничены в своих правах, до достижения ребенком совершеннолетия, либо до истечения срока, указанного в договоре опеки или попечительства. Опека оформляется на малолетних детей, которые на момент устройства не достигли 14 лет, при достижении 14-летнего возраста оформляется попечительство.

Важно!Если на момент оформления документов, ребенок достиг возраста 10 лет, то служащие при оформлении документов учитывают его мнение по поводу опекунства. При отказе ребенка переходить в конкретную семью, в удовлетворении прошения об опеке над ребенком будет отказано.

Кандидаты в опекуны обязаны пройти специальное обучение, соответствовать требованиям государства и иметь физическую возможность заниматься воспитанием несовершеннолетних детей. Общие требования к будущим опекунам гораздо ниже, чем к потенциальным усыновителям, так как усыновители приобретают исключительные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего ребенка, сопоставимые с биологическим родством.

Репортаж о том, почему органы опеки не справляются со своими обязанностями

Перечень документов, необходимых для подачи заявления на оформление опеки или попечительства, всегда указывается на сайте органов опеки или на информационном стенде внутри учреждения. Подать документы можно лично, либо через государственный портал Госуслуги (в некоторых регионах допускается подача документов через региональные порталы) с последующим предоставлением оригиналов для ознакомления служащими.

К необходимым документам для оформления опеки на несовершеннолетних детей относятся:

  • Копия паспорта или любого другого документа, относящегося к удостоверениям личности, если предоставление паспорта является временно невозможным;
  • Автобиография, в которой обычно отражается образование, семейные связи, научные труды, работа и увлечения при наличии;
  • Справка с последнего места работы с указанием занимаемой должности и зарплаты за последний год (в случае исполнения работы менее одного года справка предоставляется за отработанные месяцы), в случае самозанятости предоставляется выписка из налоговой об оплате налогов, а при отсутствии трудовой деятельности не предоставляется ничего;
  • Копия лицевого счета квартиры для подтверждения отсутствия задолженности по счетам за оказание услуг ЖКХ;
  • Выписка из домовой книги для удостоверения количества проживающих в квартире лиц, в случае если некоторые члены семьи проживают отдельно, дополнительно предоставляется копия временной регистрации по месту пребывания отдельных членов семьи;
  • Свидетельство о праве собственности или приватизации на жилое помещение, если оно является собственностью, а в случае найма жилого помещения – договор социального найма или договор найма жилого помещения с владельцем недвижимости;
  • Справка об отсутствии судимости или о наличии погашенных или снятых судимостей;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны, которое действительно в течение трех месяцев со дня его выдачи;
  • Копия свидетельства о заключении брака при его наличии;
  • Согласие всех совершеннолетних родственников на принятие ребенка в семью, проживающих совместно с кандидатом, выраженное в письменном виде (с обязательным указанием мнения детей, достигших возраста 10 лет);
  • Справки о соответствии жилого помещения сантехническим нормам из БТИ и СЭС.

Если кандидат не является биологическим родственником или, например, мачехой (отчимом), то дополнительно потребуется предоставить документ о прохождении подготовки гражданина к роли фактического опекуна.

Оформление опеки над несовершеннолетними проводится в рамках четко установленных процедур, за исключением случаев экстренной опеки ребенка родственниками в случае смерти родителя или родителей. При возникновении случаев экстренной опеки чаще всего ребенок не изымается из семьи, а остается на попечении ближайших родственников – сестер, братьев, бабушек или дедушек. Документы оформляются позже – часто после похорон и психологической помощи ребенку.

Процедура оформления опекунства включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка и сбор необходимых документов.
  • Оформление заявления через портал Госуслуги или лично в отделении органов опеки и попечительства по месту постоянного или временного проживания заявителя.
  • Рассмотрение заявления.
  • Опрос ребенка для подтверждения его согласия на переход в семью, если ему исполнилось 10 лет.
  • Вынесение решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления. Срок рассмотрения обращения не может превышать 10 дней с момента подачи документов кандидатом в опекуны.
  • Оформление договора опеки (попечительства) в отношении конкретного ребенка или детей.

В случае отказа в удовлетворении заявления органы опеки и попечительства дают полное объяснение о причинах отказа. Если отказ вызван мнением ребенка, то в дальнейшем заявитель может подать документы в отношении другого несовершеннолетнего. Если же причиной отказа послужили неблагоприятные жилищные условия, отсутствие заработка или неблагонадежность кандидата, то потребуется полное устранение всех причин отказа. После этого документы можно подать снова.

Опекунам и попечителям законодательно полагаются пособия и льготы за осуществление ухода и воспитание несовершеннолетнего ребенка. Выплаты подразделяются на периодические – выплачиваемые систематически до достижения ребенком определенного возраста, и на единоразовые – выплачиваемые на основании какого-либо события.

К единоразовым выплатам относят:

  • Единоразовую выплату опекуну при оформлении договора опеки. Сумма выплат с учетом коэффициента повышения составляет 18 004 рубля на одного ребенка до семи лет без каких-либо отклонений в развитии и инвалидности.
  • Единоразовую выплату в размере 137 566 рублей на ребенка-инвалида, на ребенка старше семи лет, а также при установлении опекунства в отношении родных братьев и сестер (выплаты осуществляются на каждого такого ребенка).

Особняком стоят временные выплаты, которые были введены для поддержки населения в период самоизоляции. С апреля по июнь 2020 выплачивались 5000 рублей ежемесячно на детей до трех лет, в октябре 2020 опекунам выплачивались 10 000 рублей на детей с 3 до 16, в Новый год – 5000 рублей на детей до семи лет. Последнюю выплату можно получить до апреля 2021 года.

Периодические выплаты подразделяются на:

  • Ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет. Размер пособия варьируется от 6752 до 27 984 рублей в зависимости от наличия или отсутствия трудоустройства, наличия отчислений в ФСС за опекуна в течение срока опеки и другое.
  • Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего-призывника до трех лет, если мать ребенка умерла, находится на принудительном психиатрическом лечении, недееспособна или лишена родительских прав. Опекун получает в таком случае 12 219 рублей.
  • Ежемесячные выплаты опекуну, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом без трудоустройства – 10 000 рублей.
  • Ежемесячные выплаты на детей, проживающих в зонах, пострадавших от взрыва на ЧАС – 3481 рубль на ребенка до полутора лет, 6963 рубля на ребенка до трех лет.
  • Ежемесячное пособие на ребенка от полутора до семи лет. Сумма выплат варьируется в зависимости от региона проживания опекуна, в больших городах сумма будет выше, в небольших населенных пунктах в разы ниже. В среднем по России сумма варьируется от 12 до 15 000 рублей.
  • Ежемесячное пособие на ребенка старше семи и до 18 лет. Варьируется в зависимости от региона и может составлять, в среднем от 12 до 18 000 рублей.

Получить информацию о точной сумме вознаграждения за опеку над несовершеннолетним ребенком можно на официальных сайтах муниципального образования, где проживает опекун. Сумма выплат зависит от различных надбавок и повышающих коэффициентов.

Проверка жилищных условий осуществляется до непосредственного оформления договора об опеке, однако органы опеки вправе в соответствующие сроки осуществлять проверку не только жилища, но и состояние здоровья ребенка, его успеваемость, обучаемость, навыки и соблюдение потребностей.

Проверки осуществляются в следующем режиме:

  • После переезда ребенка в семью – один раз в течение месяца с момента передачи несовершеннолетнего под опеку;
  • В следующий год – каждые 4 месяца (всего три раза за год);
  • В последующие годы – 1 раз каждые 6 месяцев.

Допускаются внеплановые проверки условий жизни и здоровья ребенка, если в органы опеки поступают жалобы на опекунов за несоблюдение адекватных условий жизни ребенка. Поводом для внеплановой проверки могут послужить – ночные вечеринки в доме с опекаемым ребенком, неподобающее поведение опекуна или членов его семьи, жалобы ребенка на недостаточное питание, побои, излишнюю строгость, лишение питания или гигиенических средств, включая средства женской интимной гигиены для девочек, или иное неадекватное отношение к ребенку.

Опекуны обязаны ежегодно предоставлять отчет о расходах на ребенка, поэтому требуется сохранять если не все чеки с расходами, то большинство из них. В противном случае опекуна могут обвинить в неправомерном расходовании средств на ребенка, что грозит неприятными последствиями вплоть до обязанности вернуть полученные средства и лишения права на опеку.

У 48 000 сирот, про которых говорится в статистике, родители тоже живы, у 90%. То есть в основном это «социальные сироты» – там родители уже лишены родительских прав или ограничены в них. Эти дети могут быть устроены в семью – они могут быть либо усыновлены, либо переданы под опеку.

Государство призвано защищать права несовершеннолетних граждан. Наиболее действенный инструмент – профилактика появления социальных сирот. Она включает предоставление семьям разнообразно помощи, устранение риска неблагополучия. Виды профилактики:

В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2021 год демонстрирует сокращение их количества в БД. В марте их было 56 994 человек.

Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно. При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества. Только 10% выходцев из детских домов способно самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей. Поэтому меры господдержки нацелены на повышение социализации детей сирот.

Опекун (попечитель) не назначается, если воспитание ребёнка осуществляется полностью детским учреждением (например, школой-интернатом) или если нуждающийся в посторонней помощи совершеннолетний дееспособный гражданин помещён, например, в дом инвалидов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Когда мать и отец не подходят под эти критерии, но не могут исполнять свои обязанности, устанавливается опека или попечительство по их согласию. В последующем решается вопрос об определении со статусом (лишением или ограничением в правах). Пока их действия не ограничены законом, считается, что они обязаны содержать своих детей, поэтому выплаты опекунам не предусмотрены.

Отчет опекуна позволяет ООиП контролировать правомерность распоряжения имуществом опекаемого. Согласно ст. 37 ГК РФ, представитель вправе пользоваться средствами опекаемого, но исключительно в его интересах. Если отменить отчетность, случаи незаконной траты денег значительно увеличатся.

Какие здесь есть особенности:

  • Алименты, пенсии, пособия зачисляются на особый номинальный счет. Опекун вправе пользоваться ими без предварительного согласия ООиП. Впоследствии о тратах предоставляется отчет;
  • Сделки по отчуждению или сдаче в аренду жилья опекаемого без предварительного согласия ООиП запрещены;
  • Распоряжение имуществом недееспособного производится с учетом его мнения. Если его невозможно получить, опекун должен ориентироваться на информацию о предпочтениях, полученную от родственников и иных близких лиц.

Отчет позволяет полностью контролировать все траты: сколько зачислено и израсходовано сумму пособий, сколько денег получено от сдачи жилья в аренду и потрачено впоследствии, и т.д. Для подтверждения трат опекун прикладывает к отчетности чеки. Суммы, указанные в чеках, должны соответствовать суммам из отчета.

Опекун предоставляет отчет до 1 февраля, затем утверждение выглядит следующим образом:

  1. Ответственный специалист ООиП проверяет наличие необходимых документов, заверяет представленные копии, проверяет представленные чеки и производит полную сверку.
  2. Документ передается на подпись руководителю ООиП в течение 30 дней после предоставления при отсутствии замечаний. Если отчет не соответствует, в течение 3 дней подготавливается проект акта внеплановой проверки, все отдается на подпись руководителю.
  3. После утверждения отчет помещается в личное дело подопечного.

Возможна ли внеплановая проверка при предоставлении недостоверных сведений в отчете?

Да, возможна. Проверка организуется в течение 3 дней после оформления акта руководителем ООиП. В ходе нее проверяется сохранность имущества, законность расходования его денег. При выявлении нарушений опекуна освобождают от обязательств.

Какие траты могут быть отражены в расписке?

Любые, за которые опекун обязан отчитываться. Это могут быть затраты на образование, лечение, посещение музеев, покупка учебников и канцтоваров, и т.д.

Нужно ли родителю-опекуну недееспособного совершеннолетнего ребенка-инвалида с детства предоставлять отчет о тратах с номинального счета?

Нет. Согласно ч.2 ст. 25 ФЗ №48, отчитываться о таких затратах не нужно.

Куда подавать отчет?

В ООиП по месту заключения договора опеки.

Можно ли оставлять в отчете незаполненные графы?

Нет. Если траты не производились и нет информации по другим пунктам, в документе указывается «нет» или «не имеет». Пустых строк быть не должно.

В связи с возникающими у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, вопросами об осуществлении органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), их устройству, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организации деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), в условиях применения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения единообразного применения законодательства, а также в дополнение к совместному письму Минтруда России (Котяков А.О., письмо от 6 апреля 2020 г. N 12-3/10/В-2638), Минпросвещения России (Кравцов С.С., письмо от 6 апреля 2020 г. N СК-253/07), Минздрава России (Мурашко М.А., письмо от 6 апреля 2020 г. N 30-0/И/2-4128), Роспотребнадзора (Попова А.Ю., письмо от 6 апреля 2020 г. N 02/6140-2020-24) об организации работы стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот Минпросвещения России направляет следующие рекомендации по осуществлению деятельности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ), а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 г. N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30 марта 2020 г. N 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, включая приостановление деятельности отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений Указа и определение численности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности. Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей, включая ограничение и лишение родительских прав родителей, судами в настоящее время не осуществляется.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, устройству их в семью на воспитание или помещению под надзор в организацию для детей-сирот, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организация деятельности организаций для детей-сирот должны осуществляться в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, а также принятых ограничительных мер.

1. По вопросу о передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан.

Дети, которые находятся в организациях для детей-сирот по заявлению их родителей или опекунов (попечителей), могут быть переданы законным представителям на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации. Для принятия решения организации для детей-сирот достаточно заявления законных представителей, а также заявление ребенка (учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен).

Если организацией для детей-сирот рассматривается вопрос о временной передаче детей, оставшихся без попечения родителей, законным представителем которых выступает организация для детей-сирот, в семьи граждан, проживающих на территории Российской Федерации, то в этих случаях применяются установленные постановлением Правительством Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее — Правила). Согласно указанным Правилам гражданин представляет в организацию для детей-сирот заключение органа опеки и попечительства, выданное гражданину по его месту жительства. Также организация для детей-сирот вправе информировать граждан, имеющих заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), уже установивших личный контакт с ребенком, о возможности временной передачи детей в их семьи.

Проблемы института опеки и попечительства и пути их решения


Минпросвещения обращает внимание, что деятельность органов опеки и попечительства должна осуществляться в зависимости от сложившейся эпидситуации в конкретном регионе, а также от принятых ограничительных мер.

Прописаны основные действия по защите прав и интересов детей, родители или иные законные представители которых в связи с заболеванием COVID-19 помещены в стационары. Рассмотрен вопрос о передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Вне зависимости от вида опеки порядок оформления опекунства является идентичным. Гражданин должен подготовить документы и подать заявление в отдел опеки. Опека назначается по постановлению органа местного самоуправления.

В 2019 году виды опеки можно подразделить:

  • в зависимости от возраста подопечного;
  • в зависимости от статуса подопечного;
  • в зависимости от оплаты опекуну;
  • в зависимости от численности субъектов.

Так ли бессильны органы опеки и попечительства?

При назначении опеки над несовершеннолетним ребенком имеет значение его статус.

В 2019 году выделяются следующие варианты:

  • родительский ребенок;
  • выявленный несовершеннолетний,
  • ребенок, наделенный статусом оставшегося без родительского попечения.

В зависимости от статуса различается порядок оформления опекунства и перечень документации, который необходимо представить в уполномоченный орган.

Кто несет ответственность за ребенка до назначения опеки?

В течение 30 дней с момента получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, полномочия возлагаются на районный отдел опеки. Через 30 дней назначается опекун. В случае отсутствия подходящей кандидатуры, несовершеннолетний передается в детский дом. С этого момента полномочия опекуна возлагаются на руководителя учреждения.

Может ли гражданин вернуть дееспособность?

Гражданский процессуальный кодекс предполагает возможность восстановления дееспособности в судебном порядке. Инициатором может выступать гражданин или его опекун.

Получает ли пособие опекун ребенка несовершеннолетнего родителя?

Вопрос назначения пособия регулируется законодательством регионов. Поэтому, если субъект РФ предусматривает такую возможность, то выплата осуществляется по заявлению опекуна.

Сколько может длиться опека по заявлению родителей?

Закон не устанавливает точный срок. Он определяется индивидуально в зависимости от ситуации. Как правило, он не должен превышать 1 года.

Какие основания для продления срока предварительной опеки?

Предварительная опека назначается на 6 месяцев. Но может быть продлена до 8 месяцев. Это возможно в исключительных случаях. Если опекун за 6 месяцев не успел собрать все необходимые документы. Ситуации рассматриваются индивидуально. Например, у опекуна умер близкий родственник в другой стране и нужно было ехать на похороны, а срок действия медицинского заключения истек.

  • Журнал Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5 (часть 2) – С. 236-244
  • Дата публикации 07.08.2018
  • Раздел Обществознание
  • Страницы 236–244
1
  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература

Однако в нарушение этого положения законодательство разрешает передачу полномочий органов опеки и попечи­тельства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (в том числе детей, оставших­ся без попечения родителей), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных семейным законодательством формах, иным организациям: образовательным учреждениям, медицинским организаци­ям, организациям, оказывающим социальные услуги, орга­низациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. В системе устройства их можно обозначить как организации, содействующие органам опеки в их деятель­ности.

Органы опеки и попечительства в соответствии со свои­ми полномочиями, установленными Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вправе также оспорить сделку купли-продажи недвижимости, по результа­там которой нарушены права несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства в целях представления законных интересов несовершеннолет­них детей вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Федеральное законодательство при предоставлении жи­лья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а так-же возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Со­гласно ст. 34 К РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разреше­нии) при совершении действий, связанных с интересами ре­бенка. Например, на установление отцовства лицом, не состо­ящим в браке с отсутствующей матерью, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого со­гласия — суда (п. 3 ст. 48 СК). Поскольку речь идет об уважи­тельных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и по­печительства.

  • Многоплодная беременность
  • Защита прав детей-сирот и детей
  • Брачный договор
  • Решение суда о возвращении ребёнка
  • Без попечения родителей
  • Защита детей-беженцев
  • Первая жалоба в Комитете ООН по правам ребенка
  • Интересы ребенка в международном и российском праве
  • Демографические тенденции повышения рождаемости
  • Прекращение брачных отношений
  • Насилие в семье
  • Алименты на совершеннолетнего ребенка
  • Определение места жительства ребенка при разводе
  • Материальная помощь и социальные выплаты
  • Брак как форма контракта
  • Как платить алименты на ребенка
  • Комитет ООН по правам ребенка
  • Проблема детского травматизма
  • Роль органов опеки и попечительства
  • Неимущественные отношения в семейном праве

При расторжении брака родители могут самостоятельно определить права и обязанности, которыми они обладают в отношении собственного малыша. Таким образом можно избежать негативных последствий для психоэмоционального состояния ребенка, возникновение которых обусловлено разводом матери и отца. Важно учитывать, что в законодательстве нет термина «совместная опека». Под данным определением нужно понимать обозначение прав матери и отца на участие в жизни детей.

Оформление опеки над ребенком после развода в России, если сравнивать с другими странами, зачастую осложняется массивным бюрократическим механизмом. Сбор документов, проверка бумаг, взаимодействие с органами опеки и попечительства – все это требует большого количества времени и желания. Не редкость, когда человек, намеревающийся получить право заботиться о ребенке, к концу процедуры оформления утрачивает всякое стремление и дальше добиваться своей цели.

Еще одна российская проблема – отсутствия в законодательстве термина «совместная опека родителей». Сейчас под данным определением следует понимать равноправное участие отца и матери в жизни детей. Однако подобное упущение, связанное с отсутствием в нормативных актах поясняющих положений и регламентирующих позиций, затрудняет оформление совместной опеки при расторжении брака.

Разрешение опеки на продажу квартиры с несовершеннолетним составляется на отдельном бланке территориального органа и подписывается уполномоченным должностным лицом. Разрешение обязательно имеет порядковый номер и дату, которая определяет момент начала действия разрешения.

Текст согласия содержит:

  • наименование органа;
  • ФИО несовершеннолетнего, ФИО законного представителя (опекуна);
  • факт дачи разрешения;
  • условия продажи;
  • действия, которые заявителю надлежит предпринять после продажи;
  • служебная информация для соответствующих департаментов.

Пример разрешения можно посмотреть ниже.

Закон предусматривает особый порядок получения. Как получить разрешение на продажу квартиры?

Опекуну или родителю следует выполнить ряд действий:

  1. Собрать документы, перечисленные выше, за исключением заявления.
  2. Выяснить, когда можно подойти к инспектору для подачи документов, записаться заранее.
  3. Заполнить заявление в присутствии инспектора, подписать, приложить документы.
  4. Передать сформированный пакет бумаг сотрудникам опеки.
  5. Подождать решения чиновников, по итогам – забрать разрешение либо отказ.
  6. После получения разрешения можно проводить сделку купли-продажи.

К инспектору необходимо прийти обоим родителям лично с ребенком (если он старше 14 лет), иначе заявление не примут. Если явка одного из родителей объективно невозможна (он осужден к заключению, недееспособен, пропал без вести или находится за границей), понадобятся соответствующие документы.

Обратите внимание. Иногда специалисты органов опеки идут навстречу родителям, в ходе предварительной консультации обрисовывают перспективы заявления – выдадут разрешение или нет.

Закон не содержит ограничений на переезд семьи из одного города в другой. Можно продать квартиру в одном городе, затем купить в другом, предоставив опеке по предыдущему месту жительства аналогичный комплект документов, что и при переезде в переделах одного населенного пункта.

Если населенные пункты значительно удалены друг от друга, то совершить сделки продажи старой и покупки новой квартиры одновременно не получится. Тогда родители открывают ребенку временный банковский счет, на который переводят вырученные от продажи квартиры средства. Реквизиты счета, выписку о перечислении денег нужно будет представить сотрудникам опеки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *