Паспорта отходов 2021 кто должен иметь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорта отходов 2021 кто должен иметь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К сожалению в статью 8.2. КоАП РФ были внесены изменения, теперь ответственность за отсутствие паспортов отходов (для отходов 1-4 класса опасности) и результатов биотестирования (для отходов 5 класса опасности) предусмотрена частью 9 статьи 8.2. КоАП РФ, согласно которой административный штраф уже составляет для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для ИП от 40 до 60 тысяч рублей, для юридического лица от 200 до 350 тысяч рублей.

  • если у вас есть полтора- два месяца до начала проверки, то делаем оперативно паспорта, материалы отнесения отхода к классу опасности предоставляем в территориальный орган Росприроднадзора! В этом случае нарушения вы избежали!
  • если времени уже нет, то вариант остается только один: не предоставлять в ходе проверки никаких документов, подтверждающих образование в проверяемом периоде отходов!

    Это будет уже другим нарушением, но и с другим штрафом ( примерно в половину меньшими ).

Работаем с 2012 годав топ 10 входят компании которые мы сопровождаемболее 15 млн
сэкономили на штрафахЛучшие экологи города

с 1 января 2021 года Приказом Минприроды РФ №1026 от 08 декабря 2020 была введена новая форма паспортизации отходов с 1-4 класс опасности.
Также вступил в силу новый порядок подтверждения отходов к I — IV классам опасности — Приказ Минприроды РФ 1027 от 08 декабря 2020 г.

Что нового в паспорте отхода 2021 года?

Теперь паспортизации подлежат все виды отходов в ФККО, даже если код отхода заканчивается на 0. Ранее паспортизировались только отходы с 1-4 класс опасности подтвержденные в ФККО. Процедура для отходов с 0 (ноль) на конце теперь следующая:

  1. Проведение лабораторных исследований;
  2. Расчет класса опасности;
  3. Разработка паспорт опасного отхода
  4. Подача комплекта документа в территориальный Росприроднадзор

    После присвоения кода отхода по ФККО необходимо разработать новый паспорт уже с новым кодом ФККО

Для работы с мусором предусмотрено множество методов, способов и технологий. Их выбор для конкретных веществ должен быть экономически и экологически оптимальным.

Достигается выполнение этого условия путем классификации отходов. Каждому из пяти существующих на территории России классов соответствуют свои установленные мероприятия, правила.

Если знать, к какому классу опасности относится вырабатываемый тип отходов, то можно правильно регламентировать и выполнять работу с ними.

Паспортизация отходов. Новый порядок

Хотя хозяйственный субъект, производящий или владеющий опасным мусором, обязан иметь на него паспорт, законодательно не важно, кто именно его разрабатывает.

Процедурные действия по разработке и согласованию паспорта отходов 1-4 классов предполагают знание узконаправленных документов.

Учитывая этот нюанс, а также то, что паспортизация нужна для каждого из видов отходов, оптимально поручить составление паспортов посредникам — организациям, специализирующимся на предоставлении таких услуг.

Работа посредников включает стандартные действия:

  • консультация;
  • согласование с клиентом перечня опасных веществ;
  • идентификация в ФККО полученных от заказчика данных о виде мусора;
  • количественный лабораторный химанализ — при необходимости;
  • заполнение типовой формы,
  • согласование и устранение замечаний со стороны Росприроднадзора;
  • окончательное оформление паспорта;
  • предоставление его копии с заявлением от имени заказчика в Росприроднадзор.

Если в штате организации есть юристы или собственник мусора разбирается в экологическом законодательстве, то можно сделать паспорт отходов самостоятельно, без посредников.

Действующий порядок паспортизации мусора I-IV классов не содержит подробных указаний по ее проведению. Также в нем нет пояснений по заполнению установленной формы. Поэтому рекомендуется, по возможности, формировать паспорт совместно с терорганом Росприроднадзора по месту образования мусора, по его рекомендациям.

В этом случае вероятность при дальнейших проверках получить штрафные санкции за неправильно составленный документ будет минимальной.

Выделяются следующие основные этапы паспортизации:

  1. Анализируется мусор по классификационным признакам. Данные берутся из документации на продукцию (техрегламент, ТУ, стандарт). Если нужных сведений нет или невозможно определить компоненты, из которых состоят отходы, то заказывается в аккредитованной спецлаборатории исследование образца на его химический, компонентный состав.
  2. Сравниваются установленные характеристики мусора с данными ФККО. При обнаружении полного соответствия имеющемуся в каталоге веществу, мусор кодируется с указанием класса.
  3. Если аналогичного вещества в ФККО нет, то собственник нового мусора инициирует процедуру присвоения ему названия, кода, классности согласно порядку, установленному приказом МПР РФ от 05.12.2014 № 541. В этом случае процедура оформления паспорта откладывается до получения из Росприроднадзора извещения о присвоении этому виду отходов кода.
  4. Заполняется бланк паспорта. При этом использование формы, отличной от установленной, запрещается.
  5. Копия готового паспорта вместе с копиями материалов, на основании которых присвоена степень опасности вещества, направляются в учреждение Росприроднадзора по месту нахождения источника мусора. Сделать это лучше способом, подтверждающим получение бумаг — лично с регистрацией бумаг или заказным пакетом с уведомлением.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Паспортизация отходов: новый порядок с 2021 года

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Разработка паспортов отходов регламентирована законодательно. Опираться при этом следует на статью 14 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. В ней говорится, что все юридические лица или индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны присвоить всем наименованиям отходов, образовавшимся в производственных процессах, определенный класс опасности.

К таким организациям можно отнести почти всех: школы, детские сады, администрации, муниципалитеты, коммерческие и государственные организации и предприятия.

Необходимо отметить, что не нужны паспорта всем медицинским организациям (медицинский ОКВЭД), в том числе аптекам и санаториям.

Присвоение всем наименованиям отходов происходит в процесс разработки паспортов опасных отходов. Касается данное требование предприятий, территориально расположенных в Российской Федерации, отходы от функционирования которых относятся к опасным отходам 1-4 классов опасности.

На 5 класс опасности вместо паспортов разрабатываются сведения об отходах. Основанием служит протокол лабораторного анализа этого отхода.

Разработка паспортов и сведений на отходы должна быть произведена не позднее трех месяцев с момента образования вида отходов на предприятии.

Если разбираться подробно, то отходы образуются практически при любом виде деятельности. И это не обязательно должны быть отходы производства. Мы ежедневно сталкиваемся с отходами потребления, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека. Такие отходы образуются и в обычных офисах, и в крупных производственных компаниях. Наиболее часто встречающиеся виды отходов, образующиеся практически повсеместно и требующие разработки паспортов:

  • это люминесцентные лампы (1 класс),
  • строительный мусор (4 класс),
  • твердые бытовые (4 класс),
  • пищевые отходы (4 или 5 класс).

В целом, перечень отходов, требующих наличия паспортов, в первую очередь определяется направлением деятельности организации.

Кроме того, без разработанного паспорта неправомерными будут такие операции с отходами, как их транспортировка, обезвреживание или дальнейшая утилизация. Ведь именно в паспорте прописаны наименованием отходов. При отсутствии паспорта на отходы у предприятия не будет возможности передать их для дальнейшего оборота в спецорганизацию.

Не требуют обязательной разработки паспортов лишь те отходы, которые были отнесены к пятому классу. Для их идентификации достаточно протокола о проведении биотестирования и/или КХА.

Обычно предприятия, образующие отходы, разделяют на три основные группы. Это управляющие компании, арендаторы и арендодатели.

Управляющие компании – это такие организации, которые на договорной основе обеспечивают функционирование других компаний, либо зданий, сооружений или помещений. В роли таких компаний могут выступать бизнес-центры, торговые центры, отдельные предприятия. Обычно ими самостоятельно организуются процессы по управлению отходами, например, организует их накопление. Они самостоятельно заключают и договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз накопленных отходов. Соответственно, отчетность в Росприроднадзор также сдается управляющими компаниями.

При оформлении договора аренды на помещение с управляющей компанией сразу же стоит обратить внимание на пункт по ответственности за образующиеся отходы. Необходимо прописать непосредственное обращение с отходами соответствующим образом, чтобы в дальнейшем у контролирующих организаций не было к арендаторам никаких претензий.

То же правило касается и арендодателей, так как именно они в первую очередь несут ответственность за накопление отходов арендаторов. Исключение в данном вопросе составляют лишь объекты общественного питания, которыми самостоятельно организуются процессы накопления и вывоза отходов. Соответственно, паспорта отходов должны разрабатываться арендодателями самостоятельно, что также прописывается в договорах аренды помещений.

Еще одним исключением может стать случай с наличием единственного арендатора помещения, ведущего хозяйственную деятельность с образованием отходов. Если арендодатель в данном случае не связан с другими процессами, следствием которых является образование отходов, паспорта разрабатываются арендатором. При этом арендодателю желательно иметь в наличии паспорт на отходы, образующиеся в ходе деятельности, осуществляемой по его фактическому адресу.

В целом, арендаторы разрабатывают паспорта в зависимости от вида сдаваемого в аренду помещения. Это могут быть паспорта на отходы с территории или парковки, отходы арендаторов или хозяйственной деятельности самого арендодателя.

Арендаторы также не освобождаются от ответственности по разработке паспортов. Если в ходе их деятельности образуются отходов, то, согласно все той же статьи 14 Закона №89-ФЗ, они должны присвоить им класс опасности, для чего становится необходимой разработка паспортов.

Вовремя разработанный паспорт обезопасит предприятие от получения крупных штрафов за несоблюдение требований по управлению отходами. Плюсом паспортизации является и тот момент, что срок действия разработанного паспорта не ограничен. Единственным основанием к его повторной разработке может стать лишь смена названия или реквизитов предприятия, либо изменения в технологическом процессе, когда идентифицированный ранее отход приобретает свойства, по которым происходит его отнесение к иному классу опасности.

Кроме того, разработанные паспорта не требуют согласования с контролирующей организацией Они отправляются в уведомительном порядке, а значит не требуется и дополнительных затрат со стороны предприятия.

В случаях, когда управление отходами на предприятии осуществляется без разработанных паспортов, к нему могут быть применены штрафные санкции, определяемые главой 8 пунктом 8.2 «Кодекса об административных правонарушениях».

Штраф для юрлица составляет до 250 тысяч рублей при неверном обращении с отходами. Должностным лицам отсутствие паспорта на предприятии обойдется в сумму до 30 тысяч, а фирмам, не являющимся юридическими лицами – до 50 тысяч рублей. Кроме того, деятельность объекта может быть остановлена по решению контролирующей организации на срок до трех месяцев.

Утверждён новый порядок проведения паспортизации отходов

Следует знать, какие санкции предусмотрены для предприятий и их руководителей в случае обнаружения отсутствия паспорта отходов при проверке:

  • руководителя штрафуют на сумму от 10 000.00 до 30 000.00 рублей;
  • компания штрафуется на 100 000.00 – 250 000.00 рублей;
  • индивидуальное предприятие платит за нарушение до 50 000.00 рублей.

По закону, при обнаружении нарушения контролирующий орган имеет право приостановить действие компании сроком на 3 месяца.

Паспорт отходов – мера, призванная остановить ухудшение экологической ситуации и повернуть его вспять. На сегодняшний день как предприятия России, так и рядовые граждане участвуют в загрязнении окружающей среды.

Опасный мусор может производиться не только организациями, но и частными лицами. В ТКО (твёрдых бытовых отходах) можно найти ртутные термометры и лампы, батарейки и другие материалы, оказывающие негативное влияние на окружающую среду. От граждан не требуется составления паспорта на выбрасываемые отходы. Важно, чтобы каждый осознавал свою ответственность за будущее планеты.

Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 года за номером 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности», вступившее в силу в начале августа 2014 года, описывает, каким должен быть единый паспорт отхода. Оно предписывает оставлять его на основе единого госкадастра, в котором описывается, к какому конкретному классу опасности для окружающей среды принадлежит тот или иной мусор, который вывозится на свалку.

Любая форма паспорта промышленных и бытовых отходов, относящихся к опасным, составляется с учетом действующих законодательных актов: ФЗ № 89 и правительственного постановления № 712 от 16 августа 2013 года «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

Эти законы не распространяют паспортизацию на отходы следующих видов:

  • радиоактивные;
  • медицинские;
  • биологические;
  • разрушающие озоновый слой;
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • сбросы загрязнений в водные объекты.

На эти остатки предусмотрены особые бланки для утилизации, которые находятся в ведомстве федеральной службы по надзору в сфере экологической безопасности.

Оформляя паспорт для отходов 1-4 класса опасности, компании и предприниматели должны соблюдать действующий порядок составления утвержденных бумаг. Он предполагает использование федерального классификатора, утвержденного приказом Минприроды России, в котором определены критерии отнесения утиля к классам 1-4 опасности различных остатков производственной и бытовой деятельности. Само оформление должно проходить в несколько этапов:

  1. Проводится анализ материала и состава утиля.
  2. Присваивается класс опасности на основании действующего классификатора и критериев классификации. Если их нет в действующем ФККО, то на основании правительственного 712 приказа, территориальный орган Росприроднадзора выбирает критерии с помощью специального модуля и расчетов.
  3. Паспорт, для которого критерии опасности мусора рассчитываются отдельно, оформляется в особой форме, которая указана в Приложении к постановлению №712.
  4. Копия, заверенная нотариально, отправляется в местное ФСНП, которому предприятие подотчетно.
  5. Для мусора, не включенного в федеральный каталог, предусмотрено 90 дней для определения класса опасности и включения в ФККО. Срок отведенного периода начинается с момента появления первых отходов на промышленном объекте. Для присвоения класса опасности нужно написать заявление и собрать результаты анализов и исследований, позволяющих судить о характере происхождения и составе такого утиля.
  6. После присвоения нужного класса и включения критериев в федеральный классификатор организации, выдается паспорт, оформленный согласно Правилам, указанным в правительственном постановлении № 712.

Сам процесс и разработка ПНООЛР унифицированы. В ходе оформления предполагается использовать в обязательном порядке специальные бланки. В свободной форме разрабатывать паспорт отходов недопустимо. Это является нарушением действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Установленная правительственным Постановлением № 712 форма действительна для паспортизации всех видов отходов 1-4 класса опасности. Другую форму паспорта можно использовать только для мусора 5 класса опасности, который, по существу, является безопасным.

Экологическая отчетность 2021

Вопрос о том, кому обязательно нужен паспорт отходов подробно рассматривает ФЗ №89 постановление №712. Согласно этим нормативным актам, оформлять паспорт единого образца на отходы 1-4 класса опасности должны все юридические лица и зарегистрированные индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых такой мусор образуется.

Срок действия

Если паспорта на отходы сразу оформляются по действующему классификатору, то заполненный и согласованный бланк выдаются в бессрочное пользование. В том случае, если ФККО не содержит информации о таком опасном материале, то паспорт будет действовать на весь период регистрации отходов в классификаторе.

Чтобы получить самому паспорт отходов, потребуется потратить много сил и времени на оформление. Такая работа требует глубоких знаний в различных областях права, экологии и химии.

Самостоятельно получить информацию о компонентном составе отходов 1-4 класса опасности невозможно. Следует доверить эту работу лицензированным компаниям, которые точно сделают расчеты и составят паспорт по установленному образцу.

Подготавливать сопроводительный паспорт для перевозки отходов на место их утилизации нужно для большого количества изделий, вышедших из употребления. К ним может принадлежать загрязненная полиэтиленовая тара от пищевых и непищевых жидких и сыпучих продуктов, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, батарейки, остатки химических соединений, производственный брак.

Санитарные паспорта на опасные отходы согласовывают с Росприроднадзором, подготовив для контролирующей организации пакет бумаг и приложив копии паспорта.

Действующие законы предусматривают возвращение на доработку и исправление допущенных ошибок исследования. На это отводится 25 дней. Большое количество критериев и требований не позволяет исправить самостоятельно ошибки, тогда при повторной подаче территориальный Роспирироднадзор вторично отправляет результаты исследований с копиями паспортов.

Переписка занимает много времени. При обнаружении расхождений и неточностей ведомство присылает уведомления.

При отсутствии ошибок Росприроднадзор не присылает уведомлений. Согласовывают и рассматривают бумаги 5 рабочих дней.

Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:

  1. Подготовка документов. Нужно подготовить бумаги, касающиеся класса опасности, происхождения утиля, его химических качеств, мест хранения, метода утилизации и переработки.
  2. Отправка документов на рассмотрение. Бумаги направляются в Росприроднадзор. После того как пакет документов рассмотрен, выдается бумага, подтверждающая соответствие утиля классификации.
  3. Составление. Паспорт составляется самой компанией. Требования к оформлению содержатся в ГОСТ 30774-2001. Информацию о происхождении и правилах обращения с утилем можно найти в техническом регламенте фирмы. Для установления химического состава мусора нужно обратиться в лабораторию, заказать анализ и получить заключение эксперта. Обращаться нужно только в ту лабораторию, у которой есть аккредитация.
  4. Согласование паспорта. Составленный документ нужно утвердить в Ростехнадзоре. Достоверность сведений, указанных в паспорте, подтверждается в ходе регистрации документа.

Срок действия документа неограничен. Менять паспорт нужно только при наличии изменений в этих сферах деятельности компании:

  • Технологический процесс.
  • Область деятельности.
  • Фактический адрес.

Если ничего не меняется, то и паспорт менять не требуется.

За отсутствие паспорта на утиль 1-4 класса накладывается ответственность на основании статьи 8.2 КоАП РФ. Эта статья регулирует несоблюдение экологических норм при действиях с отходами. Рассмотрим меры ответственности:

  • Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
  • Для ЮЛ – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или остановка работы до 90 суток.

Это довольно внушительные размеры штрафов. Объясняется это тем, что отсутствие паспорта увеличивает риски того, что предприятие нанесет вред окружающей среде.

Оформляют паспорт не только для того, чтобы избежать штрафа. Этот документ нужен и в экономических целях. Он нужен для формирования положительной репутации. Рассмотрим все выгоды от наличия паспорта:

  • Документ нужен при заключении сделки со специализированной фирмой на вывоз утиля.
  • Формирование проекта нормативов формирования утиля и лимитов на его размещение.
  • Оформление лицензии на обращение с утилем 1-4 класса опасности.
  • Прохождение контрольных мероприятий, которые проводятся или природоохранной прокуратурой, или Росприроднадзором.

Наличие паспорта легализует одно из направлений деятельности фирмы. Документ позволит проходить проверки различного уровня.

Документ заполняется на формализованном бланке. В него вписываются:

  1. Юридическое название организации (согласно данным ЕГРЮЛ) или паспортные данные индивидуального предпринимателя;
  2. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  3. Коды деятельности согласно ОКВЭД;
  4. Юридический адрес;

Эти сведения касаются личных данных оформителя. Далее нужно заполнить строки на лицевой стороне документа. Здесь указываются:

  1. Виды отходов на основании ФККО, их класс опасности;
  2. Технологические процесс образования мусора;
  3. Сведения о химическом, компонентном составе, а также агрегатном состоянии производимых отходов.

Если мусор отнесен к 5 классу опасности, проводится его биотестирование. Лабораторные анализы, а также другие документы, подтверждающие обоснованность данных, внесенных в паспорт, вместе с ним и составленным заявлением направляются в Росприроднадзор. Дополнительно направляются и заверенные копии этих документов (по 1 экземпляру). Обязательно заверяются подписью руководителя предприятия.

Наибольшую трудность для того, кем осуществляется паспортизация опасных отходов, представляет определения их вида. Ошибка может стать причиной наложения штрафа по результатам проверки инспекции.

Чтобы предупредить неверную классификацию, необходимо проводить биотестирование отходов, установить его компонентный и химический состав. Для этого необходимо обращаться с заявлением в специальные лаборатории, у которых есть аккредитация на исследование мусора.

Для справки! Наибольший риск – неверная классификация, на какие отходы составляется паспорт опасного отхода.

На основании заявки предварительно обговариваются условия выполнения работ, их стоимость, сроки проведения. После предоставления чека об оплате лаборатория проводит исследование, на основании которого дает заключение. Это официальный документ, оспорить который можно только на основании других лабораторных исследований и через суд.

Ошибки в оформлении паспорта отходов приводят к существенным финансовым потерям. Специалисты юридических фирм оформляют его за 4-7 т.р., избавляя руководство организации от бюрократических хлопот, предотвращают ошибки. Стоимость зависит от региона, в столице традиционно дороже.

Над подготовкой документации должна задуматься любая организация (некоммерческая тоже), представители частного бизнеса, юридических офисов, образующих мусор с I по IV класс.

Паспорт отхода, экопаспорт – официальный документ для ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов размещения). Поэтому производство, арендодатели, управляющие компании, предприниматели, арендующие помещения оформляют паспорта.

Проверяющие органы особенно внимательно относятся к организациям, размещенным на нижних этажах жилого здания.

Проведение паспортизации I-IV класса отходов регламентируется нормативами правовых актов:

  • законом №89, принятым 24.06.98 г., касающимся остаточного сырья производства и потребления, где в ст. 14 содержатся сведения о базовых положениях паспортизации;
  • Федеральным постановлением Правительства России №712, внесенным 16.08.13 г. о правилах паспортизации отходов I-IV класса, содержащие инструкцию, как сделать паспорт опасных отходов.

Одним из важных этапов разработки и оформления паспорта опасных отходов считают процедуру, которая подтверждает степень токсичности. Это проводят с помощью нормативов ФККО, принятых 18.07.14 года и приказа российского Министерства природы №541 от 05.12.14г.

Каждый источник оформляет паспорт регулирующий работу с утилем, несущим угрозу экологии и человеку. На безопасные мусорные накопления паспорта не получают.

Паспортизацией производства можно заниматься самостоятельно. Для подготовки документа руководитель должен провести следующие действия:

  • Инвентаризацию мусора. Организовать тщательный сбор сведений о характере произведенного утиля, его количество, качество, информацию о вреде.
  • Анализы мусора. Заключается договор с лабораторией, куда сдают пробы в нужном количестве.
  • Получить заключение о компонентном составе.
  • Рассчитать степень токсичности самостоятельно или при помощи введенных программ.
  • Внести сведения в паспорт на основании сверки с кодами ФККО.
  • Направить собранную документацию в территориальные органы контроля.

Неверное оформление, ошибочное определение степени опасности, незнание законодательства ведет к потере времени и сил.


Внимание!
При выявлении ошибок Росприроднадзор присылает «Уведомление об устранении недостатков». После получения извещения необходимо исправить недочеты.

Для быстрого получения документации целесообразно доверить работу специализированным организациям. Для этого нужно узнать, кем осуществляется паспортизация образованных опасных отходов.

Порядок паспортизации любых отходов определен Постановлением Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г. На основании ГОСТа 30774-2001 документ содержит строго обязательные разделы:

  1. Наименование утильсырья.
  2. Название, реквизиты производителя.
  3. Точное количество мусора.
  4. Характеристика опасных свойств.
  5. Источник происхождения.
  6. Компонентный состав и класс токсичности.
  7. Способы утилизации.
  8. Риск пожара или взрыва.
  9. Возможность коррозийной активности.
  10. Меры предосторожности.
  11. Условия транспортировки.
  12. Примечания, дополнения, особые условия.

Документ заверяется подписью руководителя, печатью организации и утверждается органами Росприроднадзора.

Под каждый отдельный вид утиля составляется форма, где наименование вещества указывается на основании Федерального классификатора.

Информацию берут из протоколов, подготовленных аккредитованной лабораторией. Указывается первоначальный состав сырья, превратившегося в мусор.

Внимание! Документ обязательно должен содержать сведения о производственном процессе, в результате которого сырье стало отходами.

Собранную документацию можно подать и получить паспорт через портал паспортизации, который открылся на сайте Росприроднадзора.

Как и где получить паспорт на отходы

Контролирующие органы Росприроднадзора при проверках требуют паспорт. Грубейшим нарушением считается отсутствие документа, которое несет наказание.

По статье 8.2 КОАП РФ №195-83 от 30.12.2001 года за нарушение правил сбора, хранения, транспортировки, утилизации мусора накладывается взыскание:

  • физические лица – от 1до 2 тыс. рублей;
  • руководители предприятий – от 25 до 40 тыс.;
  • индивидуальные предприниматели – от 30 до 50 тыс. или прекращение деятельности сроком на 3 месяца;
  • юрлица – от 200 до 350 тыс. или приостанавливается работа организации сроком до 90 дней.

Чтобы избежать административного наказания или крупного штрафа перед началом работы требуется оформление паспорта будущих отходов.

Разработка паспортов входит в обязанности всех, кто производит утильсырье в процессе производственных работ. Паспортизация требуется мусору, входящему в первые четыре класса опасности. Документ можно составить самостоятельно или доверить сторонней организации. Отсутствие паспорта грозит ограничением деятельности и крупными материальными потерями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2015, N 1, ст. 11), и подпунктом 5.2.65 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить:

порядок паспортизации отходов I — IV классов опасности согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

типовые формы паспортов отходов I — IV классов опасности согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

1. Порядок паспортизации отходов I — IV классов опасности (далее — Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I — IV классов опасности.

Паспорт отходов I — IV классов опасности (далее — паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

2. Порядок не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

3. Паспортизация отходов I — IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности (далее — индивидуальные предприниматели и юридические лица).

При паспортизации отходов I — IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее — ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован Минюстом России 08.06.2017, регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказами Росприроднадзора от 20.07.2017 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 01.09.2017, регистрационный N 48070), от 28.11.2017 N 566 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2018, регистрационный N 49762), от 02.11.2018 N 451 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2018, регистрационный N 52788).

4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2015, N 1, ст. 11).

5. Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 .

Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» (зарегистрирован Минюстом России 16.11.2011, регистрационный N 22313)

Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I — IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

6. Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I — IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

7. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I — IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

8. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.

9. Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в следующих случаях:

Что такое паспорт опасных отходов: назначение, особенности и алгоритм оформления

С учетом норм действующего законодательства паспорт опасного отхода необходим для всехсубъектов предпринимательской деятельности. При одном условии: если в производствеобразуется мусор I-V класса опасности. При этом не имеет значения используемые формысобственности. Различия определяются с учетом прав собственности лица к недвижимости:

  • владельцы, сдающие недвижимость третьим лицам в аренду. Собственникам придется поставить на документальный учет не только свои отходы. Они несут ответственности и за поступающие в рамках деятельности арендаторов. Если же арендодатель не принимает участие в жизни объекта, он освобождается от данной необходимости;
  • арендаторы. За ними закрепляется обязанность по постановке на учет опасного мусора, если они образуются в ходе их деятельности;
  • управляющие компании, которые обеспечивают деятельность объектов недвижимости. Для них паспортизация обязательна. Как и дальнейшее оформление договора на вывоз мусора.

Нормативно-правовая база паспортизации выражается в таких актах:

  • Постановление Правительства РФ № 712 от 2013 года об утверждении нового паспорта опасного отхода;
  • Приказ Минприроды РФ № 792 от 2011 года, где прописан порядок ведения госкадастра отходов;
  • Приказ Росприроднадзора № 445 от 2014 года, утверждающий новый ФККО (каталог).

В дополнении важно учитывать разъяснительные письма Минприроды РФ, с помощью которыхразрешаются осложнения в процедуре паспортизации.

Своевременно оформленный паспорт опасного отхода позволит избежать крупных штрафов занеисполнение требований экологического законодательства. Поэтому лицам, для которыхналичие данного документа обязательно, важно изучить регламент его получения.Паспорт допускается получить самостоятельно, но нужно быть готовым к актуальным сложностям процесса оформления:

  • уточнение компонентного состава мусора. Если тип отхода отсутствует в классификаторе, организации придется обосновать в Росприроднадзоре необходимость его включения. Для этого нужно провести лабораторные исследования для уточнения состава. Это требует специфических знаний и оборудования или привлечения сторонних компаний;
  • важность уточнения свойств отработок. Паспортизация реализуется с учетом результатов анализа, что позволяет оценить степень влияния на экологию;
  • соответствие нового отхода типу, включенному в классификатор. Имеются сложности не только с сопоставлением признаков. Проблемы существуют и с правильным оформлением результативного раздела исследований.

Есть и трудности с заполнением документа в связи с отсутствием конкретной инструкции внесения сведений в типовой бланк.

Разработка паспортизации включает в себя следующие процедуры:

  1. Оформление подробного перечня мусора, для которого требуется паспорт.
  2. Уточнение применяемых способов исследований, необходимых для получения документа.
  3. Сбор образцов мусора в соответствии с утвержденными нормативными требованиями.
  4. Проведение исследований отходов в лаборатории, которая обладает соответствующей лицензией.

Цена услуг определяется с учетом ряда факторов:

  • объем отходов;
  • состав мусора;
  • региона обращения;
  • списка реализованных услуг.

За разработку паспорта и его согласование по отходам, входящим в классификатор, возьмут от 3,5тысяч до 4 тысяч рублей. Для оформления документа по мусору, не включенном в ФККО, ценникможет быть увеличен в 2-3 раза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *