П 1ст 61 14фз о банкротстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «П 1ст 61 14фз о банкротстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Мораторий продлен и на 2021 год.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

П 1ст 61 14фз о банкротстве 2021

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Осенью 2020 у россиян появилась бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

1.

Правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным и настоящего Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.2. Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, обладают конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники либо бывшие работники должника или уполномоченные органы, обязательства перед которыми предусмотрены настоящего Федерального закона, либо арбитражный управляющий по своей инициативе от имени должника в интересах указанных лиц.3.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона, после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, обладают кредиторы по текущим обязательствам, кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов, и кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, либо уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом. 4. Правом на подачу заявления

1.

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.2.

Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего

1. Правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.

13 настоящего Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.2.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.

(с изменениями на 3 июля 2021 года) (редакция, действующая с 1 октября 2021 года) Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года 1.

В соответствии с настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов .

Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.

11 настоящего Федерального закона, после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, обладают кредиторы по текущим обязательствам, кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов, и кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, либо уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом.4.

В деле о банкротстве, кредиторы определяют порядок реализации имущества должника, что гарантирует соблюдение интересов кредиторов В отличии от исполнительного производства, процедура банкротства имеет ограниченные сроки.

Реализация имущества вводится на срок в 6 месяцев.

В течении этого времени будет реализовано всё имущество должника и распределено между кредиторами.

Важно знать, что сторона, которая инициирует процедуру банкротства (должник, кредитор), определяет кандидатуру арбитражного управляющего. Управляющий ведет процедуру, обладая всеми полномочиями.

От его мнения и его решений будет зависеть результат.

Заполните форму, и мы свяжемся с вами ровно через 5 минут Ваше имя Ваш телефон Я согласен с обработкой персональных данных Начать банкротство *Финансовые управляющие, которые ведут дела наших клиентов, входят в , лучших управляющих России, по версии газеты «Комерсантъ» мы самостоятельно: 1.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 3 статьи 61.14 (в редакции Федерального закона от 29.07.

В практике арбитражных судов можно встретить ситуации, когда кредиторы, подавая заявления с задолженностью свыше 300 тысяч рублей, получают от должника или третьих лиц частичное исполнение обязательства до суммы ниже пороговой. В таком случае формально у суда появляется право прекратить производство по делу.

Однако, несмотря на такое право, в последнее время суды все реже отказывают в признании организации банкротом, если усматривают признаки злоупотребления правом со стороны должника или третьих лиц.

Как с помощью Excel оценить вероятность банкротства дебитора

Скачать расчетную модель в Excel

Рассмотрим подробнее такую ситуацию на примере.

ООО “Должник” должно ООО “Кредитор 1” и ООО “Кредитор 2” по договорам поставки по 900 тысяч рублей основного долга и по 250 тысяч рублей неустойки каждому. ООО “Кредитор 1” и ООО “Кредитор 2” подали в арбитражный суд заявления о признании ООО “Должник” банкротом.

Срок исковой давности привлечения к субсидиарной ответственности

Продолжая цикл публикаций по теме различных аспектов банкротства, здесь я рассмотрю вопрос сроков исковой давности по привлечению контролирующего должника лица (далее – КДЛ) к субсидиарной ответственности. Тем, кто занимается защитой от субсидиарной ответственности или, наоборот, представляет интересы заявителей по подобным спорам, должен ясно понимать, как работают сроки исковой давности при привлечении к субсидиарной ответственности. Тут необходимо знать, какую редакцию ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует применять в зависимости от обстоятельств спора, а также с какого момента начинает течь срок исковой давности. В публикации я постараюсь ответить на данные важные вопросы.

Вопросы, связанные с банкротством физического лица в РФ, регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем прописаны основания для признания должника банкротом, порядок этой процедуры, а также реализация определенных механизмов для предотвращения несостоятельности. При признании должника банкротом законом регулируются процессы расчетов между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания задолженности.

Если в арбитражном суде удалось доказать неплатежеспособность должника, то суд может признать банкротом физическое лицо. Судебное признание несостоятельности должника возможно при условии, что сумма долга превышает 500 тысяч рублей, а задержка выполнения обязательств длится более трех месяцев. Признание несостоятельности происходит не чаще 1 раза в 5 лет. Исковое заявление может быть подано и со стороны должника, и со стороны кредиторов.

Правовые презумпции при привлечении к субсидиарной ответственности

Федеральный закон № 127-ФЗ был принят Государственной думой 27.09.2002, и позже одобрен Советом Федерации 16.10.2002. Но описанный в нем порядок был применим только к юридическим лицам, а также ИП. Позднее, 1 октября 2015 года, были введены новые нормы закона, определяющие возможность для признания банкротом физического лица и порядок применяемых к нему действий.

В декабре 2018 года ФЗ был обновлен. Основой изменений Закона стали исправления, внесенные в Федеральные законы № 391-ФЗ, № 322-ФЗ, и № 473-ФЗ.

Основные изменения закона, вступающие в силу 1 января 2019 года:

  • минимальный компенсационный фонд СРО увеличен до 50 млн рублей;
  • компенсационная выплата из фонда СР арбитражных управляющих в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязанностей арбитражного управляющего не может превысить 50% от размера фонда (ранее данная выплата не могла быть более 5 млн р.);
  • потребуется дополнительно указывать сведения о величине страховых резервов по договорам страхования, виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, их стоимость и размер недостающей части;
  • выводы о восстановлении платежеспособности страховой компании теперь должны учитывать анализ применения мер по предупреждению банкротства, установленных в законе;
  • передача страхового портфеля возможна нескольким управляющим страховым организациям.

В перспективе можно ожидать изменение закона по нескольким основным направлениям:

  1. Введение упрощенного порядка процедуры для физических лиц, сумма долга которых не превышает 900 тыс. рублей, количество кредиторов не более 10, а место жительства не менялось 4 месяца. Инициация процедуры возможна только со стороны должника, а ее срок не превысит 4 месяца. Это позволит снизить затраты, необходимые для процесса.
  2. Законодательно закрепить за должником возможность получения бесплатной консультации в МФЦ по этой теме.
  3. Пересмотр неприкосновенности единственного жилья банкрота. Возможно, что жилье смогут изымать для реализации, но обязательным пунктом станет покупка взамен другого, более скромного. На данный момент такое предложение имеет ряд спорных и неясных моментов.
  4. Наиболее вероятным изменением можно считать передачу управляющим соответствующие полномочия для установки требований кредиторов к должнику. Новый порядок рассмотрения требований позволит снизить нагрузку на арбитражные суды, 40% дел, в которых посвящены банкротству. С данной инициативой Верховный Суд выступил в ноябре 2018 года.

Определения банкротства прописаны также в Гражданском кодексе:

  • статья 25 посвящена несостоятельности гражданина;
  • статья 65 − несостоятельности юридического лица.

Относительно порядка действий в обоих случаях статьи ссылаются на Федеральный закон № 127-ФЗ.

Опубликован обзор практики суда округа по оспариванию сделок в банкротстве

[Закон О несостоятельности (банкротстве)] [Глава III.1] [Статья 61.1]

1. Сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.

2. Для целей настоящего Федерального закона сделка, совершаемая под условием, считается совершенной в момент наступления соответствующего условия.

3. Правила настоящей главы могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, в том числе к оспариванию соглашений или приказов об увеличении размера заработной платы, о выплате премий или об осуществлении иных выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и к оспариванию самих таких выплат. К действиям, совершенным во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти, применяются правила, предусмотренные настоящей главой.

4. Сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим — не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.

Написать комментарий

      Прежде всего, субсидиарная ответственность — это ответственность дополнительная (в том смысле, что это ответственность дополнительных лиц, помимо прямого должника). Кроме того, она имущественная (привлеченное лицо отвечает не только деньгами, но и всем своим имуществом). Применение субсидиарной ответственности возможно только в том случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора, оказался неспособным его удовлетворить либо кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование1.

      Теперь, когда мы с вами знаем, что такое субсидиарная ответственность и в каких случаях она применяется, осталось определить, угрожает ли она руководителям и рядовым сотрудникам отделов делопроизводства и архива. Прежде всего зададим себе вопрос, почему вдруг возникли сомнения на этот счет? Ведь всегда считалось, что при банкротстве отвечает за содеянное только тот, кто принимает решения, которые и привели компанию к краху. Ответ кроется в последних изменениях ФЗ «О банкротстве». Чтобы понять, о чем речь, внимательно прочитайте данный фрагмент:

      Фрагмент документа Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
      Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

      Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
      Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

      1. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

      2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

      …2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

      …4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

      …4. Положения подпункта 2 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности:

      1) организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника;

      2) ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

      …6. Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами…

      Как мы видим, почвой для беспокойства о своей судьбе может стать, во-первых, слово «хранение» (в подп. 2 и 4 п. 2 и подп. 2 и 4 п. 4 ст. 61.11), а во-вторых, указание на то, что ответственность может применяться не только к генеральному директору, но и к иным лицам, на которых возложена обязанность по «составлению и хранению документов» (п. 6 ст. 61.11).

      Так угрожают ли эти формулировки спокойствию вашей должности? На мой взгляд — нет. Никакой угрозы руководителям делопроизводственной службы и архива, рядовым сотрудникам этих подразделений или рядовому бухгалтеру эти изменения не несут! Такую уверенность дает нам детальный анализ ст. 61.11 ФЗ «О банкротстве»: для того, чтобы быть привлеченным к субсидиарной ответственности, необходимо быть контролирующим должника лицом (и не важно, как формально звучит должность).

      Стоит заметить, что понятие «контролирующего должника лица» одно из самых сложных в законодательстве о банкротстве. Его определение дает п. 1 ст. 61.10 ФЗ «О банкротстве» — им может быть физическое или юридическое лицо, имевшее возможность в течение 3 лет до появления признаков банкротства организации давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.

      Теперь давайте разберемся с бухгалтерскими документами, которыми может заниматься делопроизводственная служба и которые хранятся в архиве организации.

      Пункт 4 статьи 61.11 ФЗ «О банкротстве» устанавливает возможность привлечения к ответственности лиц, которые осуществляют организацию, ведение бухгалтерского учета и (обратите пристальное внимание на этот соединительный союз) хранение документов. Кто эти лица и почему среди их числа нет тех, кто в силу своих должностных обязанностей организует хранение первичных бухгалтерских документов и отчетности? Союз «и» неразрывно связывает «организацию» / «ведение» бухгалтерского учета и «хранение» документов. Этот союз говорит нам, что человек, который может быть привлечен к ответственности, не может выступать только хранителем документов бухгалтерского учета. Кроме хранения он в обязательном порядке еще должен либо вести бухгалтерский учет, либо его организовывать.

      Значит, ни руководители, ни рядовые сотрудники служб, ответственных только за документационное обеспечение управления / архив, не попадают в категорию ответственных по долгам обанкротившейся организации из-за проблем с бухгалтерскими документами (по п. 4 ст. 61.11 ФЗ «О банкротстве»)!

      • Свежие
      • Посещаемые

      В первом пункте сказано, что при обжаловании руководствоваться следует не только АПК, но и комментируемой статьей. Очевидно, что отсылка делается на второй пункт, в котором речь идет об особенностях подготовки материалов дела перед процедурой оспаривания определения в вышестоящей инстанции.

      Во втором пункте говорится о необходимости передачи в вышестоящую инстанцию только тех документов, что непосредственно касаются спорной ситуации между кредитором и должником. В соответствии с законом, при наличии нескольких кредиторов сами материалы должны формироваться особенным образом. Для каждого кредитора следует составлять отдельный том, в котором будут собраны документы, касающиеся размера предъявляемых требований и очередности их выполнения.

      Спорный момент возникает в ситуации, когда суд апелляционной инстанции удовлетворяет жалобу на определение арбитражного суда, касающуюся вопроса о размерах требований. Один из кредиторов (в случае положительного результата по поданной жалобе) вправе подать заявление, в котором будет требовать признания недействительным итогового решения собрания кредиторов. В этом случае будет наблюдаться нарушение в отношении добросовестных кредиторов. Выходом из спорной ситуации может стать практика, согласно которой решение собрания кредиторов остается действительным, несмотря на факт состоявшегося оспаривания определения суда.

      Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

      Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

      Новые правила субсидиарной ответственности при банкротстве

      Кредитор может подать заявление о банкротстве гражданина наличии следующих признаков:

      • задолженность не менее 500 тысяч рублей;
      • неуплата долга более 3-х месяцев;
      • вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности.

      Согласно п. 2 ст. 213.3, п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве, если кредитором является государство или банк, то решение суда не требуется. Должник-гражданин также имеет право подать заявление о банкротстве. Для подачи заявления о банкротстве должнику необходимо предоставить достаточно большой список документов (п. 3 ст. 213.4, п. 6 ст. 213.5 Закона о банкротстве): список его должников и кредиторов с указанием размера задолженности каждого; опись имущества; сведения о сделках с имуществом за последние 3 года; сведения о доходах и уплаченных налогах; справки из банков о наличии счетов, вкладов и остатков по ним. При подаче заявления самим должником наличие задолженности более 500 тыс. рублей для этого необязательно. Однако, при просрочке погашения задолженности более чем на 3 месяца, подача заявления о банкротстве становится обязанностью должника (п. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве). Несоблюдение данной обязанности грозит штрафом 1-3 тыс. рублей (ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ), а задолженность должника по результатам процедуры банкротства списана не будет (абз. 2 п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

      Списание задолженности — основная цель банкротства граждан. Пункт 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве предусматривает, что после реализации имущества и расчетов с кредиторами, должник может рассчитывать на освобождение от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Не подлежат списанию задолженность:

      • возникшая после принятия заявления о банкротстве;
      • по алиментам;
      • по возмещению морального вреда, а также вреда, причиненного жизни и здоровью;
      • по иным требованиям, связанным с личностью кредитора;
      • по возмещению вреда, умышленно или в грубой форме причиненного имуществу;
      • по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности (ст.10 Закона о банкротстве);
      • по убыткам, причиненным юридическому лицу, участником или членом коллегиального исполнительного органа которого был гражданин (ст. 53, ст. 53.1 ГК РФ);
      • причиненная в грубой форме либо умышленно гражданином как арбитражным управляющим;
      • в связи с признанием сделок, оспоренных по ст. 61.2, ст. 61.3 Закона о банкротстве, недействительными;
      • по требованиям, о которых при завершении процедуры банкротства кредиторы не знали или не могли знать.

      Вся задолженность гражданина не подлежит списанию в случае:

      • привлечения гражданина в рамках дела о банкротстве к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ) либо к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство (ст. 195-197 УК РФ);
      • предоставления должником неполных или заведомо недостоверных сведений финансовому управляющему или суду;
      • незаконных действий гражданина во время возникновения или исполнения обязательств перед кредитором (п. 3-6 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

      Последствия признания гражданина банкротом содержатся в ст. 213.30 Закона о банкротстве:

      • обязанность гражданина указывать на факт своего банкротства при получении кредитов на протяжении 5 лет после завершения процедуры;
      • гражданин не имеет право повторно подавать заявление о банкротстве в течение 5 лет после завершения процедуры. В случае подачи в данный промежуток времени заявления кредиторами гражданина, задолженность списана не будет;
      • запрет на 3 года занимать руководящие должности юридического лица и каким-либо образом участвовать в управлении юридическим лицом (запрета занимать государственные или муниципальные должности в закон не содержит);
      • на 5 лет с момента завершения процедуры банкротства гражданин утрачивает имеющийся статус индивидуального предпринимателя, а также имеющиеся лицензии и право заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 216 Закона о банкротстве).

      1. Сделки, совершаемые на организованных торгах на основании хотя бы одной заявки, адресованной неограниченному кругу участников торгов, а также действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих из таких сделок, не могут быть оспорены на основании статей 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона.

      2. Сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, не могут быть оспорены на основании пункта 1 статьи 61.2 и статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.

      3. Сделки должника, направленные на исполнение обязательств, по которым должник получил равноценное встречное исполнение обязательств непосредственно после заключения договора, могут быть оспорены только на основании пункта 2 статьи 61.2 настоящего Федерального закона.

      4. Сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора, иных денежных обязательств, вступивших в силу, и исполнение обязательства, вытекающего из кредитного договора, не отличалось по срокам и размеру платежей от определенного в кредитном договоре обязательства.

      ВАС РФ защитил добросовестных контрагентов банкрота от отмены сделок

      При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.

      Согласно пункту 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов в форме совместного присутствия по месту рассмотрения дела о банкротстве должника (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия).

      В случае проведения собрания кредиторов в форме совместного присутствия его участников выбор места проведения собрания должен осуществляться арбитражным управляющим таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность лицам, имеющим право принимать участие в собрании, реализовать это право (доступность), обеспечив максимальную экономию средств должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

      В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Указанный десятидневный срок исчисляется по правилам главы 11 ГК РФ.

      Проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами (статья 213.15 Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (пункт 2 статьи 213.12 и пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).

      Информация о кредиторах и об их адресах может быть получена от должника или из документов, которые должны быть приложены к заявлению должника о признании его банкротом или к отзыву должника (пункт 9 статьи 213.9 и абзац четвертый пункта 3 статьи 213.4 Закона).

      В случае предложения плана кредитором или уполномоченным органом к нему прилагается заявление должника об одобрении плана или его возражения против плана (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве).

      Финансовый управляющий представляет полученный им проект (проекты) плана реструктуризации долгов на рассмотрение первого собрания кредиторов (пункты 3 и 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

      Направление проекта плана реструктуризации долгов с пропуском десятидневного срока, указанного в пункте 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве, не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов, если названный проект направлен и получен до дня проведения собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление заинтересованных лиц с планом и подготовку финансовым управляющим возражений и (или) предложений по нему (абзац второй пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

      Исковая давность в редакции ст. 10 ФЗ о банкротстве

      Суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.

      Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

      Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.

      • Start up проекты
      • Корпоративные отношения
        • Реструктуризация бизнеса
        • Структурирование организаций
        • Сопровождение отношений с бизнес партнером
      • Корпоративные конфликты
        • Внесудебное разрешение корпоративных конфликтов
        • Судебное разрешение корпоративных конфликтов
      • Недвижимость и строительство
      • Суд и арбитраж
      • Защита интеллектуальной собственности

      Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов (статья 61.11 Закона о банкротстве) следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.

      Суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством.

      1. Статья 61 посвящена общим вопросам ликвидации — юридической процедуре, направленной на прекращение ЮЛ без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1). Под отсутствием правопреемства закон имеет в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, так как процедура ликвидации сама по себе отнюдь не исключает сингулярное правопреемство (переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого ЮЛ к другим лицам). Так, права ликвидируемого ЮЛ могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними, учредители (участники) также в целом ряде случаев могут приобрести как его права (получая имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, — так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Отсюда отсутствие именно универсального правопреемства отличает ликвидацию от всякой реорганизации.

      2. Юридическое лицо может быть ликвидировано в обычном или в судебном порядке. Обычно ЮЛ ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа ЮЛ, уполномоченного на решение такого вопроса учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация) (абз. 2 п. 2 ст. 61). В судебном порядке ЮЛ ликвидируется по требованию уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления (ср. с абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК, в котором решение о разделении и выделении принимают только уполномоченные госорганы или сам суд).

      Уполномоченными на ликвидацию, в частности, могут быть различные публичные органы: а) регистрирующие (налоговые) органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991. N 15. Ст. 492)); б) ЦБ РФ (ст. 23.1 Закона о банках); в) орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела); г) прокурор (ч. 2 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 2 ст. 24 Закона о противодействии терроризму, п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

      Поводы для судебной ликвидации ЮЛ: а) грубые и неустранимые нарушения закона, допущенные при создании ЮЛ; б) осуществление ЮЛ деятельности без лицензии; в) осуществление ЮЛ запрещенной законом деятельности; г) осуществление ЮЛ деятельности с нарушением Конституции; д) осуществление ЮЛ деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; е) систематическое осуществление некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям; ж) другие предусмотренные ГК случаи (см., например, ст. ст. 81, 86, п. 2 ст. 119 ГК). Поскольку последние предусматривает только ГК, нарушение иных законов — основание для судебной ликвидации ЮЛ, только если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

      В зависимости от решения суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) ЮЛ или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора) (абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению суда обязанности по ликвидации возложены на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные его учредительными документами органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд назначает ликвидатора и уже ему поручает осуществить ликвидацию ЮЛ. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК, п. 24 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

      3. Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы — абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица — абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.

      Так, если ЮЛ в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству РФ о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) и в течение 3 дней с момента принятия такого решения публикует соответствующую информацию, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем тем лицам, чьи права и законные интересы могут быть при этом затронуты (включая само недействующее ЮЛ и возможных его кредиторов). При отсутствии заявлений в течение 3 месяцев с момента опубликования этих сведений ЮЛ исключается из ЕГРЮЛ, в противном случае (при наличии заявлений) решение о его исключении из ЕГРЮЛ не принимается, а само ЮЛ может быть ликвидировано только в обычном порядке (т.е. с соблюдением правил ст. ст. 62 — 64 ГК).

      Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 303-ЭС18-23092 по делу N А59-166/2017

      Установив, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве, отдел по управлению муниципальной собственностью находился в стадии ликвидации, сведений о прекращении его деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не имелось, суды, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), статьями 49, 57, 61, 64, 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), не усмотрели оснований для удовлетворения заявления общества.

      Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2019 N 303-ЭС18-23092 по делу N А59-166/2017

      Исследовав и оценив представленные в обоснование произошедшей реорганизации должника доказательства, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), статьями 49, 57, 61, 64, 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления общества.

      Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 303-ЭС19-4647(2) по делу N А51-15274/2017

      Прекращая производство по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 61 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», исходил из того, что на момент принятия апелляционной жалобы общества к производству и назначения даты судебного заседания в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации должника, что является объективным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

      Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 925-О

      1. Гражданка В.И. Денисенко оспаривает конституционность примененных в деле с ее участием положений пункта 5 статьи 61 ГК Российской Федерации и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

      1. Сделка, совершённая должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Неравноценным встречным исполнением обязательств будет признаваться, в частности, любая передача имущества или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определённую с учётом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств.

      Первая часть ст. 60 закона о банкротстве устанавливает положения о порядке и сроках рассмотрения заявлений и жалоб от кредиторов, законные права которых были нарушены. В процессе производства о финансовой несостоятельности арбитражный суд рассматривает споры как между управляющим и кредиторами, так и между управляющим и должником. Сюда же входят ходатайства о снятии кандидатуры управляющего с должности и назначении нового.

      Все поступающие заявления, согласно последней редакции статьи 60 закона о банкротстве в 2020 году, суд обязан рассмотреть в течение месяца с момента их подачи. При этом законодательно этот срок может быть изменен.

      По результату рассмотрения поступивших жалоб суд выносит свое решение, которое подлежит обжалованию. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 закона № 127-ФЗ, определение касательно жалоб можно оспорить в течение 14 дней от даты их вынесения.

      Второй пункт ст. 60 федерального закона о банкротстве № 127-ФЗ указывает на то, что разногласия между управляющим и гражданином, в пользу которого суд вынес решение, рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и в первом пункте. Под гражданином, в пользу которого вынесено решение, здесь имеется ввиду физическое лицо, подавшее требования на взыскание ущерба здоровью и жизни.

      В аналогичном порядке арбитражный суд рассматривает жалобы от сотрудников ответчика, связанные с задолженностью по заработной плате.

      Если кредиторы, уполномоченные органы, управляющий и должник в деле о банкротстве являются основными сторонами, то указанные выше граждане и работники должника вправе подавать ходатайства на правах заинтересованных, пострадавших лиц. Заявления от граждан, которые не входят ни в одну из перечисленных категорий, судом не принимаются.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *