Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почасовая оплата труда в украине 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Точность. Один рабочий час имеет одинаковую продолжительность для всех, в отличие от одного рабочего дня. Фиксированная оплата позволит корректно рассчитать сумму за месяц с учетом прогулов.
- Гибкость. Почасовая оплата труда регулирует начисления для персонала с неполным рабочим днем, гибким графиком и совмещением различных видов занятости.
- Экономия. Руководство платит только за продуктивные часы и контролирует эффективность персонала.
- Дополнительные кадры. При наличии большого количества сотрудников, придется нанять человека для ведения учета рабочих часов, расчета зарплаты для каждого отдельного случая.
- Главное участие. Персонал может специально растягивать время, пытаясь «накрутить» себе количество часов.
Сегодня каждый из «минусов» почасовой оплаты труда можно устранить благодаря программному обеспечению Yaware.TimeTracker. Программа учета рабочего времени решает несколько проблем руководителей компании:
-
Исчезает необходимость в дополнительных кадрах.
Yaware.TimeTracker ведет учет рабочего времени и подсчитывает фактическое количество отработанных часов у каждого сотрудника.
За працівника, який працює на мінімальній зарплаті:
З 1 січня 2021:
Ставка – 6000 грн
ПДФО – 6000 х 18% = 1080 грн
ВЗ – 6000 х 1,5% = 90 грн
ЄСВ – 6000 х 22% = 1320 грн
Утримання: 1170 грн (ПДФО + ВЗ)
Тобто на одного працівника: ставка 6000 грн (із них ПДФО (1080 грн) + військовий збір (90 грн)) + ЄСВ 1320 грн = 7320 грн
До виплати«на руки» працівнику: 4830 грн/місяць, оскільки ПДФО і ВС утримуються з його ставки, а роботодавець вносить ЄСВ.
З 1 грудня 2021:
Ставка – 6500 грн
ПДФО – 6500 х 18% = 1170 грн
ВЗ – 6500 х 1,5% = 97,5 грн
ЄСВ – 6500 х 22% = 1430 грн
Утримання: 1267,5 грн (ПДФО + ВЗ)
Тобто на одного працівника: ставка 6500 грн (із них ПДФО (1170 грн) + військовий збір (97,5 грн)) + ЄСВ 1430 грн = 7930 грн
До виплати«на руки» працівнику: 5232,5 грн/місяць.
Сроки утверждения законопроекта не являются постоянными. Причиной тому является экономический кризис и пандемия коронавирусной инфекции, которые нанесли стране непоправимый ущерб.
Изучая последние изменения в трудовом законодательстве Украины эксперты выделили ключевые пункты кардинального характера, благодаря которым старый Трудовой Кодекс претерпел грандиозные изменения. К ним относятся:
Трудовой кодекс повлияет на жизнь HR-специалистов и наемных работников. Первые материалы были посвящены коллективному и трудовому договорам, а также надомному труду. На некоторые нормы следует обратить особое внимание.
Согласно проекту Трудового кодекса, принятому ВР в первом чтении, условия оплаты труда обязательно должны указываться в трудовом договоре. Напомним, что он должен будет заключаться исключительно в письменной форме.
В проекте Трудового кодекса поясняется: не может уменьшаться тарифная ставка, оклад, должностной оклад, подлежащие выплате работнику при почасовой форме оплаты труда, из-за неполного выполнения норм труда (должностных обязанностей).
То есть работодатель должен выплатить работнику должностной оклад, установленный в трудовом договоре, с соблюдением гарантий, определенных коллективным договором, даже если тот не справляется со своими должностными обязанностями. В то же время работник может лишиться дополнительной зарплаты и других поощрительных и компенсационных выплат.
Также изменены некоторые размеры оплаты труда:
- работу в ночное время надо будет оплачивать в повышенном размере – не ниже, чем на 30% тарифной ставки (оклада) за каждый час (в настоящее время Кзот предусматривает увеличение зарплаты на 20%);
- если рабочий день поделен на части, почасовая и / или тарифная оплата повышается на 20% (Кзот такая оплата не регламентирована);
- при выявлении брака не по вине работника, работу оплатят полностью (согласно КЗоТ такая работа оплачивается в размере 2/3);
- если в течение года работником отработано сверхурочно более 120 часов, оплата за отработанные сверх этой нормы часы будут проводить уже не в двойном, а в тройном размере не позднее 15 января следующего года.
Трудовой кодекс прописывает и условия оплаты труда в случае выполнения работ различной квалификации, перевод работника на нижеоплачиваемую работу, при совмещении профессий (должностей), освоении нового производства (новых видов продукции).
- Карта сайта
- Правила использования
- Редакционная политика
- Реклама
- Прайсы
- Медиакит EtCetera
Оценка тарифной сетки происходит в зависимости от квалификации специалиста, сложности должностных обязанностей и срока выполнения поставленных целей.
При разработке и составление схемы тарифной сетки перед расчетом зарплаты вместе с руководителями подразделений учитываются нюансы следующего характера: количество квалификационных уровней, которые полагаются для определенного вида профессии или специальности; зарплатный коэффициент для определенного вида разряда; равномерность или прогрессивность роста промежуточных показателей.
В конце концов формируется единая тарифная ставка на 2021 год в Украине бюджетной сферы в таблице, которая позволяет оценивать и проводить тарификацию работы специалистов в зависимости от возложенных на них обязанностей, отразить правильность зарплаты в данной компании или государственном учреждении.
Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением.
Простыми словами, представители высших министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.
Структура оплаты труда бюджетников соответствует единым требованиям.
Законодательно утвержденная в 2021 году минималка составит:
- ежемесячная: с 01.01.2020-6,0 тыс. грн., с 01.07.2020-6,5 тыс. грн.;
- в почасовом эквиваленте: с 01.01.2020-36,11 грн.. с 01.07.2020-39,12. грн.
В отношении бюджетников зарплата изменится не слишком. Работники не воспримут увеличение должным образом. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущем периоде.
В Украине выросла минимальная заработная плата
Анализируя таблицу тарифных разрядов 2020 года заметно, ситуация досадная и удручающая. У работников с тарифными разрядами 1-12 должностные оклады по ЕТС на 2021 год в Украине могут составить ниже уровня минималки.
Чтобы не нарушать нормы действующего законодательства при начислении зарплаты меньше уровня минималки работодателю придется доводить выплаты до установленной на законодательном уровне цифре. В конце концов работники выше указанных разрядов в 2021 году будут получать «голый оклад».
Повышение тарифных ставок по ЕТС на сегодняшний день проблематично. Пандемия коронавиирусной инфекции, сложная экономическая ситуация, проблемы в малом и среднем бизнесе привели к отсутствию денег в казне. Чтобы заполнить бюджет правительство во главе с президентом придется пересматривать Налоговый кодекс с целью увеличения уровня налогов.
Если же будет принято решение о пересмотре ЕТС, законодатели столкнутся с такими проблемами:
- срочном пересмотре должностных окладов в расписании бюджетных организаций;
- внесение изменений на законодательном уровне и их утверждение.
Штатные росписи бюджетными организациями утверждаются в течение месяца с начала года. Другими словами, если изменения будут, они должны быть проведены до 01.01.2021 года.
В грядущем году тарифная сетка для работников образования и других бюджетников может перетерпеть изменения. Причинами тому являются нищенские зарплаты бюджетников.
Изменения минималки приведет к тому, что работники и руководители бюджетных организаций с учетом надбавок могут получать голый оклад. Мало кто из депутатского корпуса осознает проблему. Она даст о себе знать в январе 2021 года после повышения минималки. Этот период станет главным для бюджетников, поскольку возможные изменения могут произойти именно в феврале.
Для начала стоит отметить большой плюс единого социального РІР·РЅРѕСЃР° (ЕСВ) – РѕРЅ РЅРµ только упростил сам процесс расчетов, РЅРѕ Рё избавил РѕС‚ необходимости отчитываться перед несколькими фондами, задачей которых было защитить каждого РёР· нас РѕС‚ безработицы, потери трудоспособности, травм РЅР° производстве Рё снабдить соцобеспечением РІ РІРёРґРµ пенсии РЅР° старости лет. Ставка отчисления для всех наемных сотрудников РѕРґРЅР° Рё составляет 22% РѕС‚ фонда оплаты труда Рё подлежит оплате Р·Р° счет работодателя. Удержание ЕСВ РёР· зарплаты сотрудника отменено
Размер налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц (НДФЛ) изменился Рё составляет единый размер — 18%.
Важно отметить, что начиная СЃ августа 2014 РіРѕРґР° вступил РІ силу Р—РЈ «Рћ внесении изменений РІ Налоговый Кодекс Украины Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ законодательные акты Украины», которым был введен военный СЃР±РѕСЂ, Р° Госбюджетом РЅР° 2021 РіРѕРґ действие СЃР±РѕСЂР° продлено РЅР° «РїРµСЂРёРѕРґ реформирования Вооруженных СЃРёР» Украины». РџРѕРґ налогобложение СЃР±РѕСЂРѕРј попадает Рё заработная плата. Ставка военного СЃР±РѕСЂР° составляет 1,5%.
Таким образом, для получения суммы, подлежащей выплате сотруднику на руки, необходимо:
- определили СЃСѓРјРјСѓ начисленной зарплаты («РіСЂСЏР·РЅР°СЏ» СЃСѓРјРјР°, С‚.Рµ. РґРѕ вычитания всех налогов)
- далее полученную в абзаце 1 сумму умножаем на 18% НДФЛ
- затем необходимо помножить сумму из абзаца 1 на 1,5% ВС
- итак, отнимаем размер НДФЛ (18%) Рё Р’РЎ (1,5%) РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ абзаца 1 Рё получаем ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ – сколько же РІСЃРµ таки необходимо выдать денег сотруднику РЅР° СЂСѓРєРё
- не забываем отдельно от выплаты зарплаты оплатить ЕСВ с фонда оплаты труда (читать про единый социальный взнос ЕСВ)
Конкретный пример расчета заработной платы в Украине:
Расчетный период – апрель 2021 РіРѕРґР°
Размер зарплаты – 6000 РіСЂРЅ.
Общее количество рабочих дней РІ месяце – 22
Количество рабочих дней РІ первой половине месяца (СЃ 01 РїРѕ 15 число) – 11
Количество рабочих дней РІРѕ второй половине месяца (СЃ 16 РїРѕ 30 число) – 11
Расчет заработной платы за ПЕРВУЮ половину месяца:
- 6000 / 22 РґРЅСЏ = 272,73 РіСЂРЅ. – Р—Рџ Р·Р° день
- 272,73 * 11 дней = 3000,03 РіСЂРЅ. – начислено Р·Р° первую половину месяца (учитываем обязанность выплаты Р·Рї РґРІР° раза РІ месяц).
- 3000,03 * 0,18 = 540,01 РіСЂРЅ. – размер НДФЛ (18%)
- 3000,03 * 0,015 = 45 РіСЂРЅ. – размер Р’РЎ (1,5%)
- 3000,03 – 540,01 – 45 = 2415,02 РіСЂРЅ. – подлежит выдаче «РЅР° СЂСѓРєРё».
Следует обратить внимание, что при выплате зарплаты в наличном виде, возникнет проблема выплаты копеек, поскольку с 2019 года прекращено обращение некоторых номиналов копеек.
Расчет ЕСВ с фонда оплаты труда (выплата за первую половину месяца):
Что касается начислений РЅР° заработную плату (ЕСВ РѕС‚ фонда оплаты труда) РЅРµ забываем, что фонд оплаты труда — это СЃСѓРјРјР° зарплаты РґРѕ вычитания всех налогов.
Рассмотрим пример:
- 3000,03 * 0,22 = 660,01 РіСЂРЅ — СЃСѓРјРјР° ЕСВ, подлежащая уплате государству отдельно РїСЂРё выплате зарплаты.
Відповідно до ч. 5 ст. 6 Закону про оплату праці1 та ст. 96 КЗпП схеми посадових окладів (тарифних ставок) працівників установ, закладів і організацій, які фінансуються з бюджету, формуються на основі:
1 Закон України «Про оплату праці» від 24.03.95 р. № 108/95-ВР.
- мінімального посадового окладу (тарифної ставки), встановленого КМУ;
- міжпосадових (міжкваліфікаційних) співвідношень розмірів посадових окладів (тарифних ставок) і тарифних коефіцієнтів.
При цьому мінімальний посадовий оклад (тарифна ставка) встановлюється у розмірі, не меншому за прожитковий мінімум для працездатних осіб (ПМПО) на 1 січня календарного року (ч. 6 ст. 6 Закону про оплату праці). Станом на 01.01.2021 р. цей показник дорівнює 2270 грн (див. статтю «Мінзарплата та прожитмінімум: version 2.0.2.1» цього номера).
У свою чергу, в абз. 3 примітки 1 додатка 1 до постанови № 12982 встановлено, що посадові оклади працівників, оплата праці яких базується на ЄТС (працівники закладів освіти, соцзахисту, спорту, культури тощо), з 01.01.2017 р. розраховуються виходячи з розміру посадового окладу (тарифної ставки) працівника 1-го тарифного розряду за ЄТС, установленого в розмірі ПМПО на 1 січня календарного року.
2 Постанова КМУ «Про оплату праці на основі Єдиної тарифної сітки розрядів і коефіцієнтів з оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери» від 30.08.2002 р. № 1298.
Отже, за загальними правилами оклад працівника 1-го тарифного розряду за ЄТС з 01.01.2021 р. мав би становити 2270 грн. Що, звичайно, у порівнянні з останнім підвищенням, яке відбулося у вересні 2020 року згідно з постановою № 7503, дуже мало. Адже різниця по відношенню до вересневого підвищення складає усього 45 грн (2270 грн — 2225 грн). Тому Мінекономіки вирішило виправити цю ситуацію та направило на розгляд Уряду відповідний проєкт постанови4.
3 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці працівників установ, закладів та організацій бюджетної сфери» від 26.08.2020 р. № 750.
4 Проєкт постанови КМУ «Деякі питання оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери».
У п. 2 проєкту постанови приписано керівникам установ, закладів і організацій окремих галузей бюджетної сфери не допустити «зрівнялівку» в оплаті праці працівників, які отримують зарплату на рівні «мінімалки».
Для цього керівників бюджетних установ зобов’язали у межах затвердженого фонду оплати праці забезпечити диференціацію зарплати працівників з оплатою на рівні МЗП за рахунок установлення доплат, надбавок, премій залежно від:
• складності, відповідальності та умов виконуваної роботи;
• кваліфікації працівника;
• результатів роботи працівника.
Зауважимо, що ця умова не нова, адже на сьогодні продовжує діяти постанова № 10375, яка фактично містить аналогічну норму щодо забезпечення диференціації зарплати та дотримання міжкваліфікаційних співвідношень.
5 Постанова КМУ «Про оплату праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери» від 28.12.2016 р. № 1037.
Отже, враховуючи різні рівні складності роботи, кваліфікацію таких працівників, як, наприклад, сторож та інженер, керівник установи повинен диференціювати зарплату таких працівників. Фактично він може це зробити шляхом встановлення інженеру, наприклад, надбавки за складність та напруженість у роботі (в розмірі до 50 % окладу) та виробничої премії в підвищеному розмірі.
На жаль, у 2021 році нові «оплатні» умови для педагогічних працівників так і не почнуть діяти.
Адже Уряд вже другий рік поспіль призупиняє дію постанови № 8226.
6 Постанова КМУ «Про оплату праці педагогічних, науково-педагогічних та наукових працівників закладів і установ освіти і науки» від 10.07.2019 р. № 822.
Цьогоріч на заваді стала постанова № 11497, яка призупинила дію постанови № 822 на 2021 рік. Відповідно нові схеми посадових окладів педагогів будуть введені у дію лише з 1 січня 2022 року (але це не точно ☹).
7 Постанова КМУ «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 10 липня 2019 р. № 822 та зупинення її дії» від 23.11.2020 р. № 1149.
Пояснення те ж саме, що й минулого року: у Держбюджеті відсутні кошти на реалізацію постанови № 822 (ср. 025069200).
ВАЖЛИВО!
Впровадження нових «оплатних» умов для педагогічних працівників перенесено на 2022 рік.
Отже, у 2021 році посадові оклади для педпрацівників визначаються за ЄТС.
Що ж стосується інших «оплатних» умов для педагогів, то у 2021 році доведеться керуватись нормативкою, яка діє вже не перший рік, а саме наказом № 5578 та Інструкцією № 1029. До того ж протягом усього 2021 року продовжують діяти постанови, які встановлюють підвищення посадових окладів для:
8 Наказ МОН «Про впорядкування умов оплати праці та затвердження схем тарифних розрядів працівників навчальних закладів, установ освіти та наукових установ» від 26.09.2005 р. № 557.
9 Інструкція про порядок обчислення заробітної плати працівників освіти, затверджена наказом Міносвіти від 15.04.93 р. № 102.
• педагогічних працівників, оплата праці яких здійснюється за рахунок освітньої субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на 10 % (постанова № 2210);
10 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці педагогічних працівників» від 11.01.2018 р. № 22.
• педагогічних працівників, які отримують зарплату за рахунок коштів державного та місцевих бюджетів на 10 % (постанова № 69511);
• педагогічних працівників спеціалізованих мистецьких шкіл (шкіл-інтернатів), які перебувають у сфері управління Мінкультури і оплата праці яких здійснюється за рахунок коштів держбюджету на 10 % (постанова № 110012);
11 Постанова КМУ «Про внесення зміни до постанови Кабінету Міністрів України від 11 січня 2018 р. № 22» від 10.07.2019 р. № 695.
12 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці педагогічних працівників спеціалізованих мистецьких шкіл (шкіл-інтернатів)» від 07.11.2018 р. № 1100.
• науково-педагогічних працівників на 11 % (постанова № 3613).
13 Постанова КМУ «Про підвищення посадових окладів науково-педагогічних працівників» від 23.01.2019 р. № 36.
Оплата праці працівників ДЮСШ також проводиться на основі ЄТС. Оплатні умови для них закріплені у наказі № 209714. Якихось кардинальних змін у порядку встановлення посадових окладів для зазначених працівників у 2021 році не відбулося.
14 Наказ Мінсім’ямолодьспорту «Про впорядкування умов оплати праці працівників бюджетних установ, закладів та організацій сфери фізичної культури і спорту» від 23.09.2005 р. № 2097.
При цьому не слід забувати, що минулого року запрацювала постанова № 75515, яка встановила, що при визначенні граничних розмірів посадових окладів директорів, інструкторів-методистів та тренерів-викладачів ДЮСШ слід застосовувати додаткові коефіцієнти підвищення (детальніше про це читайте в журналі «Бюджетна бухгалтерія», 2020, № 1-2, с. 7).
15 Постанова КМУ «Деякі питання оплати праці працівників дитячо-юнацьких спортивних шкіл» від 14.08.2019 р. № 755.
У поточному році зазначена постанова продовжує діяти, адже в її тексті не встановлено обмеження щодо терміну її дії та й навряд чи Кабмін щороку буде оновлювати текст зазначеного нормативного документу.
То ж, як у 2020-му, так і цьогоріч при визначенні граничних розмірів окладів працівників ДЮСШ застосовуємо підвищуючі коефіцієнти.
Далі в табл. 2 наведемо граничні розміри посадових окладів працівників ДЮСШ у 2021 році.
Граничні розміри посадових окладів працівників ДЮСШ у 2021 році (проєкт)
Таблиця 2
Посада |
Кваліфікаційна категорія /категорія ДЮСШ |
Тарифний розряд |
Посадовий оклад за ЄТС, грн |
Коефіцієнт (граничний розмір) |
Граничний розмір окладу з урахуванням коеф., грн |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
з 1 січня |
з 1 грудня |
з 1 січня |
з 1 грудня Відповідно до абз. 1 і 2 п. 5 Порядку № 107816 у місяці підвищення посадового окладу індекс споживчих цін (ІСЦ) приймають за 1 або 100 %. Для подальшої індексації ІСЦ обчислюють наростаючим підсумком з наступного місяця після місяця такого підвищення. 16 Порядок проведення індексації грошових доходів населення, затверджений постановою КМУ від 17.07.2003 р. № 1078. УВАГА! «Базовим» місяцем для індексації зарплати буде місяць, в якому підвищили оклад (тарифну ставку) за посадою. Право на індексацію у працівників виникне, коли ІСЦ наростаючим підсумком перевищить установлений поріг індексації (103 %). У місяці підвищення посадового окладу індексація не нараховується, якщо розмір підвищення зарплати виявиться більшим за суму можливої індексації в такому місяці. У разі, коли сума підвищення не перекриває суми можливої індексації, визначають різницю між сумою можливої індексації і сумою підвищення, так звану індексацію-різницю (абз. 3 і 4 п. 5 Порядку № 1078). Нагадаємо, що востаннє посадові оклади працівників з оплатою праці за ЄТС підвищувалися з 1 вересня 2020 року. А це означає, що для цілей проведення індексації для зазначеної категорії працівників «базовим» залишався вересень 2020 року. І з жовтня 2020 року обчислювали приріст ІСЦ. У січні 2021 року цей показник не перевищив установлений поріг індексації (103 %): 1,010жовтень х 1,013листопад х 100 = 102,3 % А тому працівники-ЄТСники не мали права на поточну індексацію від «базового» вересня-2020. Але оскільки посадові оклади для них мають бути підвищені у січні 2021 року згідно з проєктом постанови, то цей місяць стане новим «базовим», а відлік приросту ІСЦ розпочнеться з лютого 2021 року. Відповідно індексувати зарплату працівників з оплатою праці за ЄТС у січні 2021 року не потрібно.
Время — деньги: кому в Украине выгодна почасовая оплата труда?Индексация зарплаты в Украине проводится каждый месяц. Индексация — это необходимый процесс, позволяющий урегулировать обесценивание национальной валюты. Благодаря использованию индекса потребительских цен правительство может повышать социальные выплаты, заработную плату работникам. Если сказать другими словами, то индексация — это процент инфляции (обесценивания денег). Заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации и максимальным размером не ограничивается. Вопросы государственного и договорного регулирования оплаты труда, прав работников на оплату труда и их защиты определяются Кодексом Законов о труде, Законом Украины «Об оплате труда» и другими нормативно-правовыми актами. Минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата устанавливается одновременно в месячном и почасовом размерах. Размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда» и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, по любой системе оплаты труда. Размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы. При исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам. Если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, выплачиваемой ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы. Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минимальной заработной платы, производится доплата до уровня минимальной заработной платы. В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной норме труда. Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и у физических лиц, использующих наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда. Основная заработная плата. Это — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих. Дополнительная заработная плата. Это — вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций. Другие поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, выплаты в рамках грантов, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм. Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу. Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере часовой ставки. По сдельной системе оплаты труда за работу в сверхурочное время выплачивается доплата в размере 100 процентов тарифной ставки работника соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы. В случае суммированного учета рабочего времени оплачиваются как сверхурочные все часы, отработанные сверх установленного рабочего времени в учетном периоде. Компенсация сверхурочных работ путем предоставления отгула не допускается. Работа в праздничный и нерабочий день оплачивается в двойном размере: 1) сдельщикам — по двойным сдельным расценкам; 2) работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, — в размере двойной часовой или дневной ставки; 3) работникам, получающим месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячную норму. Оплата в указанном размере производится за часы, фактически отработанные в праздничный и нерабочий день. По желанию работника, работавшего в праздничный и нерабочий день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Размеры минимальной заработной платы на 2021 год утверждены Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г. N 1082-IX. Минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) (Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. N 108/95-ВР). Согласно пп. 8 п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса Украины размер минимальной заработной платы определяется в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год. Если рассматривать значение МРОТ в долларовом эквиваленте, рост этого показателя не так однозначен. Несмотря на регулярное повышение уровня минималки в гривнах, в некоторые временные периоды ее значение резко опускается. Связано это с колебаниями курса доллара США к гривне. Из таблицы видно, что пик колебаний приходится на экономический кризис 2008 года, а также на период политической нестабильности в стране.
Значение почасовой оплаты, выраженное в долларовом эквиваленте, проседает в те же периоды, в которые снижается уровень помесячной минимальной платы.
Введенное федеральным законом значение МРОТ оказывает влияние не только на окончательный объем заработных плат официально трудоустроенного населения. От него зависят и другие важные экономические показатели:
Уровень минимальной зарплаты имеет большое значение для экономики страны и, в том числе, для благосостояния и социальной защищенности ее граждан. Независимо от того, работает ли специалист в Киеве, Харькове или Одессе, он вправе рассчитывать на доход, не ниже установленного законом МРОТ. Этот принцип определения оклада должен соблюдаться даже в том случае, если он выполняет простой труд на позиции неквалифицированного работника. Индекс Кейтца показывает соотношение минимальной и средней зарплаты. Его иногда используют как показатель по борьбе с бедностью. Международная организация труда рекомендует, чтобы этот показатель был на уровне 50%, для ЕС ориентиром является показатель в 60%. Сейчас в Украине индекс Кейтца составляет 42%, что ниже желаемого ориентира. Но финансовый эксперт Василий Матий считает, что этот индекс не отражает настоящей ситуации в Украине. Я думаю, что у нас просто высокий уровень тенизации экономики, с которой надо бороться. А реальная минимальная зарплата не отличается настолько сильно от средней, Прожиточный минимум в 2021 году тоже будет повышаться дважды: летом и зимой. По состоянию на 1 января он составляет 2189 гривен. Запланированы повышения прожиточного минимума:
Для разных групп населения этот показатель, как обычно, будет разным: Для детей до 6 лет:
Для детей от 6 до 18 лет:
Для трудоспособных лиц:
Для лиц, утративших трудоспособность:
Из-за роста прожиточного минимума изменится и социальные выплаты, которые к нему «привязаны». Так, размер минимального декретного пособия для безработных составит:
С 16 января начинает действовать статья 30 закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Она обязывает всех поставщиков услуг в Украине обслуживать клиентов исключительно на украинском языке (кроме случаев, когда клиент попросит перейти на другой). «В супермаркете и в интернет-магазине, в кафе, банке, на АЗС, в аптеке или библиотеке, где бы ты ни был — обслуживание должно быть на украинском. Только по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке», — напомнил языковой омбудсмен Тарас Кремень. В случае нарушения закона он призвал украинцев обращаться в офис уполномоченного по защите государственного языка. Главные нормы закона об украинском языке:
В 2021 году Министерство цифровой трансформации собирается расширить возможности приложения «Дія». К сентябрю 2021 года планируют полностью отказаться от бумажных справок и документов. Такую цель осенью 2020 года озвучил профильный вице-премьер Михаил Федоров. «Мы хотим с помощью Дії, чтобы с сентября 2021 года вообще нельзя было требовать бумажные документы — заставить государство и государственные органы скорее наладить взаимодействие», — заявлял Федоров. Для этого в законодательство Украины нужно внести изменения. Зарплата работников является объектом налогообложения как для самого предпринимателя, так и для наемных работников. Для предпринимателя зарплата, начисленная и выплаченная наемным работникам, является составляющей его фактических расходов. В состав расходов включаются и начисления единого социального взноса (ЕСВ) на зарплату, которые уплачиваются за счет собственных средств предпринимателя. При начислении зарплаты удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 18% и военный сбор 1,5%. Работодатели обязаны уплачивать ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса, который исчисляется как произведение МЗП и ставки ЕСВ (22%). А для предпринимателей, у которых трудятся лица с инвалидностью, ставка ЕСВ установлена в размере 8,41% базы начисления ЕСВ для работающих лиц с инвалидностью (ч. 13 ст. 8 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»). Если работнику за месяц начислена зарплата в размере 6 000 грн, на руки он получит 4 830 грн. Из начисленной суммы удерживается:
Всего удержано – 1 170 грн. За счет своих средств работодатель начисляет ЕСВ в сумме 1 320 грн (6 000 грн х 22%). При начислении зарплаты база налогообложения НДФЛ может быть уменьшена на сумму налоговой социальной льготы (далее – НСЛ). НСЛ может применяться только к начисленному месячному доходу в виде зарплаты и только по одному месту ее начисления, если ее размер не превышает размера месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. По состоянию на 1 января 2021 года размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц составляет 2 270 грн, поэтому порог для применения НСЛ в 2021 году – 3 180 грн. Следовательно, применять НСЛ можно только к доходам, которые ниже установленного порога 3 180 грн, а такой размер дохода возможен преимущественно у работников с неполной занятостью. Работники, имеющие двоих и более детей в возрасте до 18 лет, также смогут воспользоваться правом на применение НСЛ, поскольку для них установлена возможность увеличения предельного порога кратно количеству детей (абз. 2 пп. 169.4.1 ст. 169 НКУ). Важно, чтобы сумма месячного дохода работника не превышала установленный для него предельный размер дохода. Доходы в виде зарплаты за время отпуска или за период временной нетрудоспособности при определении граничной суммы дохода, дающего право на применение НСЛ, необходимо относить к соответствующим налоговым периодам их начисления. НДФЛ и военный сбор уплачиваются (перечисляются) при выплате зарплаты (как за первую, так и за вторую половину месяца). Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление налога и сбора в бюджет. То есть налог уплачивается в бюджет в день получения средств в банке на выплату зарплаты. Если зарплата выплачивается из выручки или в неденежной форме, НДФЛ и сбор уплачиваются (перечисляются) в бюджет в течение трех банковских дней, следующих за днем такого начисления (выплаты, предоставления). Если работодатель начислил зарплату работнику, но не выплатил ее, то НДФЛ и военный сбор следует уплатить в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, за который начислена, но не выплачена зарплата. Если предприниматель не начислит, не удержит и/или не уплатит НДФЛ до или во время выплаты доходов своим работникам, к нему может быть применен штраф, установленный ст. 127 НКУ. За первое нарушение его размер составляет 25% суммы налога, подлежащего перечислению; за второе на протяжении 1 095 дней – 50% суммы налога; за третье и более в течение 1 095 дней – 75%. В этом году планируется два повышения минимальной заработной платы. Минимальная зарплата за месяц вырастет до следующих значений:
Почасовая минимальная зарплата в 2021 году:
В конце каждого года украинским парламентом утверждается бюджет страны на новый год, с выводом минимальной ставки государственных служащих. Исходя из принятого документа, ежемесячный заработок трудоустроенных специалистов изменяется практически каждый год. Схема тарифной сетки приводит суммы окладов, на которые вправе рассчитывать специалисты, вместе с тарифными коэффициентами по каждому разряду:
Средняя заработная плата – это средний показатель величины зарплаты за определенный период на предприятии, в географическом или административном регионе, отрасли или стране. Средняя заработная плата является не только показателем роста благосостояния населения, но и важной составляющей при:
Средняя заработная плата используется аналитиками при составлении прогнозов развития экономики в целом и отдельных ее отраслей. С 1 января вступает в силу принятый в конце прошлого года государственный бюджет Украины. Согласно ему, с начала года уровень минимальной заработной платы в стране повышается. 4 723 грн – минимум, который должен получать работающий человек за один месяц. Таким образом, размер минимальной зарплаты с 2021 года увеличился на 500 грн. В часовом эквиваленте один час работы должен оплачиваться суммой не меньше 28,31 грн. Однако, в госбюджете не заложено повышение данного показателя в течение этого года – минимальная зарплата будет составлять 4 723 грн на протяжении всего 2021 года. В Украине введена минимальная почасовая зарплатаЧто означает «минимальная заработная плата в Украине» с точки зрения работающего гражданина? Это означает то, что размер его заработка за полностью выработанную норму труда за месяц не может быть ниже установленного законодательством минимума. При начислении зарплаты учитываются некоторые особенности:
Для справки:
Наверняка всем известны понятия реальной и номинальной заработной платы. То, что перед нами в виде сухих цифр – это и есть номинальная заработная плата. Под термином «реальная заработная плата» подразумевается ее «значительность и весомость» в условиях действующих цен и налогов. Иными словами, – сколько товаров или услуг можно приобрести на эти деньги. Официальная статистика говорит о том, что темпы роста номинальной зарплаты опережают темпы прироста реальной зарплаты. В 2021-2021 годах реальная зарплата увеличивалась медленнее номинальной, что означает некоторое снижение ее покупательной «ценности».
Для сравнения, средняя зарплата украинцев в сентябре 2021 года составила 10 687 гривен. Какие зарплаты сейчас в Украине? На Украине самой востребованной специальностью является инженер или программист. Люди, обладающие данной профессией, получают от 350 до 400 долларов в месяц. Но также в стране спросом пользуются менеджеры по продажам. Их месячный оклад варьируется от 200 до 600 долларов в месяц. Востребованы у работодателей юристы и экономисты. Заработная плата у начинающего юриста варьируется от 300 до 400 долларов в месяц, а экономист получает от 400 до 500 долларов ежемесячно. Другие необходимые специальности на Украине:
Похожие записи: |