Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как распределяется по бюджетам НДФЛ в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Новый принцип уплаты налогов и сборов вступил в силу с 1 января 2023 года: бизнес перечислял деньги на специальный счет, откуда государство самостоятельно распределяло средства по счетам в рамках уплаты того или иного налога.
Как ЕНП работал раньше
Однако недовольными оказались региональные власти: новая система привела к дефициту основного источника поступления доходов в местные бюджеты – платежей в рамках НДФЛ. Проще говоря, деньги с единого налогового счета (ЕНС), предназначенные для уплаты НДФЛ, тратились на уплату других налогов и взносов.
В первом квартале местные власти даже обратились в ФНС с просьбой о выводе НДФЛ из состава ЕНП. Идею поддержал и Минфин. Однако позже законодатели предложили другой вариант: НДФЛ оставляют в составе ЕНП, но Госдума вносит правки в ст. 45 и 78 НК, по которым с ЕНС деньги сначала будут перечисляться в региональные бюджеты, а затем – во все остальные. Объясняем, как именно меняется очередность списаний.
В отношении большей части доходов резидентов с 2021 года применяется прогрессивная шкала ставок при обложении НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ). Напомним, предусмотрены следующие ставки НДФЛ:
-
13 % — с суммы доходов в пределах 5 млн руб. за налоговый период (год);
-
15 % — с суммы доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период (год).
Эти ставки применяются, в частности, к следующим доходам резидентов:
-
доходы от долевого участия (исчисляются с учетом вычетов по пп. 2.5 п. 2 ст. 220 НК РФ);
-
доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей (с учетом ст. 214.7 НК РФ);
-
доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете (с учетом статьи 214.9 НК РФ и инвестиционных вычетов по статье 219.1 НК РФ);
-
доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
-
иные доходы резидентов, включая доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, облагаемые по ставке 13 (15) %. Эти доходы названы основной налоговой базой. При ее расчете учитываются стандартные по статье 218 НК РФ, социальные по статье 219 НК РФ, имущественные по статье 220 НК РФ и профессиональные вычеты по статье 221 НК РФ, на которые налогоплательщик имеет право, и др.
С 01.01.2024 будет уточнен порядок исчисления взносов в отдельных случаях. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Настоящий комментарий распространяется только на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС).
С 01.01.2024 появится новый вид освобождаемых от взносов выплат. Это возмещение дистанционным работникам расходов, связанных с использованием в работе их собственных или арендованных (пп. «а» п. 123 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона № 389-ФЗ): оборудования; программно-технических средств; средств защиты информации; иных средств. Такое возмещение не облагается взносами:
-
в том размере, в котором оно предусмотрено для сотрудников трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору либо иным локальным нормативным актом (необлагаемая величина ограничена 35 руб. за каждый день дистанционной работы);
-
либо в размере документально подтвержденных сотрудником затрат.
Таблица налогов с заработной платы в 2024 году. Из нее можно узнать, сколько работодатель перечисляет каждый месяц, какие минимальные и максимальные суммы, и сколько, в конечном итоге, идет в региональный и федеральный бюджет.
Название | Тариф |
НДФЛ | 13% – до 5 млн. в год;
15% – от 5 млн. в год; 30% – для нерезидентов |
Взносы в ПФР | 22% до максимальной суммы;
10% выше лимита |
ОМС | 5,1% |
Страховые взносы | 2,9% – до лимита;
1,8% – после лимита |
Новости и дополнительная информация
Россия вышла из налогового соглашения с 38 странами. Это почти все Европейские партнеры и США. Теперь за ценные бумаги, продажу активов, морские перевозки и другие бизнес-процессы придется полностью оплатить и в месте, где получен доход, и в месте, где зарегистрирована фирма.
Физических лиц и их доходов эта новость пока не касается, но есть повод задуматься. Если другие страны примут ответные меры по аналогии с Латвией, тогда люди, которые получают зарплату будучи нерезидентами России, сильно потеряют в деньгах. Придется заплатить и в РФ и в фактическом месте жительства.
В 2022 году в Госдуме начали всерьез говорить о повышении ставок для релокантов. Если человек переехал за границу, он должен платить больше. При этом, в законодательстве уже давно есть такой пункт: если человек прожил меньше 183 дней в России, он считается нерезидентом и платит повышенную ставку с зарплаты – 30%.
Чиновники до сих пор планируют ужесточения политики. По словам депутатов, они хотят признать всех уехавших нерезидентами и заставить их платить 30%.
Последние новости говорят, что заявления депутатов в очередной раз изменились. Уже обсуждают законопроект, по которому уравняют резидентов и нерезидентов. Все будут обязаны платить 13-15% НДФЛ. Это выгодно для тех, кто живет в России менее 183 дней в год.
Удаленщики в такой системе будут самыми пострадавшими. Раньше можно было платить только по месту жительства, а теперь наоборот, придется оформить платежи не только в стране пребывания, но еще и отправлять деньги на родину. По прогнозам, доходы релокантов упадут на 10-15%.
Роль НДФЛ в консолидированном бюджете РФ
В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет большую роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов.
В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.
Происходящие изменения в налоговом законодательстве после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ положительно повлияли на объем налоговых платежей, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему Российской Федерации при уплате налога на доходы физических лиц, и повысили его роль.
Удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов федерации с 2008 по 2010 гг. значителен: в 2008 г. – 21% и 38,1% соответственно, в 2009 г. – 26,5% и 44%, в 2010 г. – 23,3% и 39,9%.
Таким образом, НДФЛ является одним из бюджетообразующих налогов наравне с налогом на добычу полезных ископаемых (концентрируется в федеральном бюджете), налогом на добавленную стоимость (характеризуется высоким уровнем возмещения) налогом на прибыль организаций (хотя его поступления в бюджеты после кризиса 2008 г. значительно снизились).
Промышленные регионы и города имеют более благоприятные условия для развития торговли и финансовой сферы, где заработная плата традиционно выше.
Поэтому по субъектам Российской Федерации отмечается различный объем поступлений по налогу на доходы физических лиц.
Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:
Ситуация |
Порядок уплаты |
На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме |
Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения |
На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб. |
Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:
|
Процедура перечисления налога в бюджет
Для того, чтобы перечислить налог, его нужно сформировать. Итак, в Российской Федерации (ст.224 НК РФ) принят единый налог на заработную плату налоговых резидентов и составляет 13% (в данной статье не рассматриваются иные ставки НДФЛ):
- Исчислить налог 13% от дохода работника.
- Определить налоговый вычет:
- стандартный – в соответствии со ст.218 НК РФ
- социальный – в соответствие со ст. 219 НК РФ
- имущественный – в соответствие со ст. 220 НК РФ
- Удержать налог при фактической выплате заработной платы.
- Перечислить удержанный налог в бюджет не позднее дня, следующего за днём выплаты заработной платы.
Пример 2. В ООО «АБВ» сотрудникам заработная плата выплачивается 2 раза в месяц – 10 и 25 числа. Зарплата за февраль была выплачена 25 февраля и 10 марта. Налог в бюджет необходимо перечислить не позднее 11 марта., т.к. уплата налога на доходы физических лиц производится за тот календарный месяц, за который была выплачена заработная плата.
Куда идут налоги с зарплаты
В соответствии со ст.58 и ст.61 Бюджетного Кодекса РФ:
- 85% налогов с зарплаты идут в бюджет республики, области, края, автономного округа или автономной области пребывания налогоплательщика;
- 15% налогов отчисляются муниципальному образованию, т.е. уходят в городской бюджет.
Таким образом, налог, уплаченный с заработной платы работника, уходит в бюджеты двух уровней.
Каждый год планируется распределение бюджета, т.е. расходы, где отражены все важнейшие сферы жизнедеятельности субъекта РФ и муниципального образования такие, как:
- образование;
- социальная политика;
- здравоохранение;
- ЖКХ;
- национальная безопасность;
- культура;
- физкультура и спорт и т.д.
Структура налоговых доходов бюджета 2020-2022 гг.
Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.
Правила начисления и уплаты подоходного налога отражены в гл. 23 НК РФ. Налоговые агенты уплачивают НДФЛ за работников не позднее дня, следующего за днем фактического получения ими доходов в виде зарплаты, и не позже последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия по нетрудоспособности (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Подробнее об этих сроках читайте в статье «Когда перечислять подоходный налог с зарплаты?».
Оплата налога индивидуальными предпринимателями и прочими физлицами производится в срок до 15 июля года, следующего за отчетным.
Большая часть поступлений подоходного налога пополняет бюджеты субъектов РФ, оставшаяся доля относится к доходам местных бюджетов (ст. 56 и 61 БК РФ).
Подоходный налог уплачивается единым платежом по соответствующему КБК. Далее казначейство на основании ОКТМО самостоятельно направляет суммы отчислений в соответствующие бюджеты.
КБК для уплаты НДФЛ в 2019 году:
- 18210102010011000110 — НДФЛ с доходов, выплаченных налоговым агентом.
- 18210102020011000110 — НДФЛ с доходов ИП, нотариусов, адвокатов.
- 18210102030011000110 — НДФЛ с доходов лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
- 18210102040011000110 — НДФЛ иностранных физических лиц, использующих патент в трудовой деятельности.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Итоги 2019 – 2020 годов
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Госдума утвердила бюджет РФ на 2022-2024 годы
С 1 января 2020 года налоговая отчетность по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 год, при условии численности работников свыше 10 человек, должна представляться по новым правилам, то есть в электронном виде.
Таким образом, в случае если количество работников превышает 10, то право представлять налоговую отчетность и сведения о доходах физлица на бумаге у налогового агента нет. В противном случае за неправильный способ составления документа будут применяться санкции.
Аналогичные изменения внесены в положения п. 10 ст.
431 НК РФ, предусматривающие право плательщиков страховых взносов и вновь созданных организаций (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физлиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, представлять расчеты, указанные в п. 7 ст. 431 НК РФ, в электронной форме.
Правительство подготовило нормативы распределения налога на высокие доходы
Уплатить положенный казне сбор можно единым платежом согласно актуальному коду бюджетной классификации (КБК). Эти коды необходимо знать каждому работодателю, предпринимателю или простому гражданину, отчисляющим денежные средства в казну страны.
Итак, далее в таблице мы отразили актуальные на сегодняшний день кодировки.
Таблица 1. КБК для уплаты подоходного сбора
18210102010011000110 | Для организаций-работодателей, перечисляющих в казну сбор с доходов сотрудников. |
18210102021011000110 | Код, использующийся при отчислении средств с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами. |
18210102030011000110 | Кодировки, использующиеся для отчислений с доходов, полученных согласно 228 статье Налогового Кодекса. |
18210102040011000110 | Последовательность цифр, которая используется для перечисления НДФЛ в казну лицами, являющимися иностранцами, использующими патент в трудовой деятельности. |
Обновления для сотрудников
С 2024 года повысятся суммы некоторых социальных налоговых вычетов и упростится порядок их использования. Сотрудники смогут применять у работодателя или в ИФНС налоговые вычеты по затратам на обучение детей в размере 110 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб. (с 01.01.2024 г.). Кроме того, сумма вычета по затратам на лечение, фитнес, свое обучение, страхование и негосударственное пенсионное обеспечение будет 150 тыс. руб. вместо 120 тыс. руб. (п. 1 ст. 1 Закона от 28.04.2023 г. № 159-ФЗ).
Когда сотрудники будут получать информацию по вычетам в ИФНС, планируется, что они не будут подавать подтверждающую документацию (справки об оплате медуслуг, чеки об оплате обучения и т.д.). Соцвычеты (исключение — вычеты на лекарства) будут предоставлять на основании информации, которую будут подавать в ИФНС соответствующие структуры (п. 31, 34 ст. 2 Закона от 31.07.2023 г. № 389-ФЗ) — медучреждения, образовательные организации, страховые компании, НПФ и компании, которые оказывают услуги фитнеса.
С 2024 года освободят от НДФЛ доходы в виде единовременных выплат (п. 77.1 ст. 217 НК в ред. от 01.01.2024 г., п. 3 ст. 1 Закона от 14.11.2023 г. № 533-ФЗ) — лицам, которые награждены орденом «Родительская слава», и женщинам, которые получили звание «Мать-героиня».
Кроме того, с будущего года не будет рассчитываться налог с доходов в виде грантов, премий, призов, подарков в денежной или натуральной форме при участии в соревнованиях, конкурсах и других мероприятиях, в виде полученных бюджетных средств — оплата проезда туда-обратно к месту проведения мероприятия, питание в сумме не больше 700 руб., предоставление помещения во временное пользование.
Список таких мероприятий утверждается высшим исполнительным органом региона либо решением представительного органа муниципалитета (п. 6.4 ст. 217 НК в ред. с 01.01.2024 г., п. 2 ст. 1 Закона от 14.11.2023 г. № 533-ФЗ).