Страны фатф список на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны фатф список на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • СДФО
    • АРМ СФМ
    • WEB СФМ
    • Форма ФМ-1
  • Полезные ссылки для СФМ
  • Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ
    • Публичное заявление ФАТФ принятое по итогам прошедшего Пленарного заседания ФАТФ в период с 17-21 октября 2016 (03.11.2016)
  • Типологии, схемы и способы легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма
  • Подготовка и обучение субъектов финансового мониторинга
  • Заявка для прохождения тестирования на знание законодательства и оценки личных качеств
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь
  • Памятка для субъектов финансового мониторинга
  • Видеогалерея
    • ВИДЕОУРОК по регистрации и заполнению формы ФМ-1 в системе WEB СФМ
  • Методические рекомендации (руководство) по идентификации бенефициарных собственников юридических лиц для субъектов финансового мониторинга

Актуальный список стран-членов ФАТФ (по состоянию на 01.01.2019)

Если вы обладаете любой информацией о фактах нарушений Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), просьба обращаться по телефону:

+7 (7172) 70 99 57

Получение консультаций в сфере законодательства ПОД/ФТ:

+7 (7172) 74-97-49, 74-97-39, 74-92-26

По техническим ошибкам, связанных с работой системы сбора данных о финансовых операциях (СДФО) (АРУ-СФМ, ВЕБ-СФМ):

+7 (7172) 74-97-48

Телефон доверия по фактам нарушения государственными служащими Агенство Республики Казахстан по финансовому мониторингу законодательств о государственной службе и противодействию коррупции:

+7 (7172) 32 21 48

Благодарим за содействие!

Организация была создана на саммите «G7», который проходил в Париже в 1989 году. Ее главной задачей стало изучение методов отмывания денег, анализ действий принятых на национальном или международном уровне, а также определение мер необходимых для борьбы с отмыванием денег.

Уже в апреле 1990 года ФАТФ представила отчет из 40 рекомендаций, которые являли собой план действий, необходимых для применения с целью эффективного противодействия отмыванию денег.

В 2001 году на FATF возложили еще обязанность по разработке стандартов борьбы с финансированием терроризма. И уже в октябре этого года организация выпустила отчет с 8 рекомендациями, позволяющими определить подозрительные операции.

Так как методы отмывания денег постоянно усовершенствуются, то FAFT вынуждена периодически пересматривать свои рекомендации. Так в июне 2003 года последние были впервые обновлены, а в октябре 2004 года были опубликованы еще 9 специальных рекомендаций, увеличивших их совокупное количество до 49.

В феврале 2012 года ФАТФ представила новую редакцию своих рекомендаций. Они предусматривали усиление глобальных мер безопасности и защиту целостности финансовой системы. Эти рекомендации стали еще более надежным инструментом правительства стран в борьбе с финансовыми преступлениями. Они уже включали способы противодействия новым угрозам, например, распространение оружия массового уничтожения, а также создавали инструменты для более жесткой борьбы с коррупцией.

На последнем заседании, которое проводилось 19-21 февраля 2020 года, FATF представила черный и серый список стран.

Итак, в черный список FATF на 2020 год входят две юрисдикции:

  • Иран;
  • КНДР.

Эти государства несут повышенный уровень риска, они не соблюдают рекомендации по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Поэтому ФАТФ призывает международное сообщество принимать ответные меры против вышеуказанных государств, чтобы защитить финансовую систему от рисков отмывания денег и финансирования терроризма.

ФАТФ была создана в июле 1989 года в Париже с целью противодействия отмыванию денег.

Сколько в ФАТФ участников?

По состоянию на 2020 год FATF включает 37 юрисдикций и 2 региональные организации (Европейскую комиссии и Совет сотрудничества стран Персидского залива). Кроме этого, в FATF есть большое количество организаций-наблюдателей и ассоциированных членов.

Если законодательство страны имеет серьезные недоработки, формально позволяющие компаниям уклоняться от уплаты налогов или осуществлять мошеннические действия, она неизбежно попадает в черный список, и имеет право выйти из него только через 5 лет, после устранения всех недочетов и тщательной оффлайн проверки представителями FATF.

Также в черный список автоматически попадают страны, замешанные в крупных международных экономических скандалах или ситуациях, связанных с организацией и финансированием терроризма. Актуальный в 2020 году перечень неблагонадежных стран включает в себя всего 2 юрисдикции:

  • КНДР
  • Иран

Регистрировать бизнес на этих территориях не запрещено, однако у иностранных фирм, созданных в КНДР или Иране, чаще всего возникают сложности с деловой репутацией и открытием корпоративных счетов в международных банках. Не стоит путать черные списки FATF и Евросоюза, они основываются на не одинаковых критериях, а нахождение в них влечет за собой разные санкции для стран.

Так называемый, серый список состоит из стран, репутацию которых нельзя назвать плохой. Однако, по мнению FATF, их нормативная база содержит существенные недочеты, поэтому риск возникновения мошеннических действий в сфере экономики считается повышенным. Они находятся под пристальным вниманием и в любой момент могут перекочевать из серого списка в черный:

  • Албания
  • Багамские острова
  • Барбадос
  • Ботсвана
  • Камбоджа
  • Гана
  • Ямайка
  • Маврикий
  • Мьянма
  • Никарагуа
  • Пакистан
  • Панама
  • Сирия
  • Уганда
  • Йемен
  • Зимбабве
  • Исландия
  • Монголия

Покинуть серый список тоже можно. Для этого юрисдикции необходимо претворить в жизнь около 40 рекомендаций FATF, доказать это документально и попросить представителей комиссии о визите и проверке на месте. Заседания международной комиссии по предотвращению финансовых преступлений происходят не реже, чем 2 раза в год. Выбирая страну для регистрации бизнеса, стоит помнить о том, что риск не всегда оправдан.

В мире есть классические оффшорные зоны, имеющие хорошую репутацию и, в то же время, предлагающие лояльные системы налогообложения и повышенный уровень анонимности для бенефициарных владельцев. Например, Сингапур, Белиз или Маршалловы острова. Сделать окончательный выбор поможет консультация юристов компании IT-OFFSHORE. Мы расскажем о новейших изменениях в законодательстве и особенностях регулирования финансовой сферы стран-участниц черного и серого списков FATF.

22.03.2017 685

ФАТФ обновил «серый» список стран

Согласно общему определению, ФАТФ – это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию ( ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.

Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:

  • по типологиям;
  • по оцениванию и внедрению;
  • по борьбе с финансированием террористических организаций;
  • по изучению международной кооперации.

ФАТФ – это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.

Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

Государства:

  1. Австралия;
  2. Австрия;
  3. Аргентина;
  4. Бельгия;
  5. Бразилия;
  6. Великобритания;
  7. Германия;
  8. Гонконг, Китай;
  9. Греция;
  10. Дания;
  11. Ирландия;
  12. Исландия;
  13. Испания;
  14. Италия;
  15. Канада;
  16. Люксембург;
  17. Мексика;
  18. Нидерланды;
  19. Новая Зеландия;
  20. Норвегия;
  21. Португалия;
  22. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года);
  23. Сингапур;
  24. Турция;
  25. Финляндия;
  26. Франция;
  27. Швейцария;
  28. Швеция;
  29. Япония;
  30. Китай

Международные организации

  1. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива .

В настоящее время государствами-наблюдателями ФАТФ являются Индия и Республика Корея

C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу .

В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:

  • максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств;
  • взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее;
  • предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.

Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.

Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.

В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.

Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

Весь перечень ФАТФ (в частности стандартов) можно разделить на несколько групп:

  • координация и политика относительно противодействия незаконным денежным потокам;
  • отмывание денежных средств и конфискация;
  • финансирование террористических организаций;
  • ряд превентивных мер;
  • прозрачная собственность и деятельность юридических лиц;
  • международная кооперация;
  • ответственность и полномочия соответствующих органов и другие меры.

Науру, Ниуэ

  • Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермуды, Бразилия, Британские Виргинские острова, Бруней, Канада, Каймановы острова, Чили, Китай, Острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Чехия, Дания, Доминикана, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гренада, Гернси, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Ирландия, Остров Мэн, Израиль, Италия, Япония, Джерси, Южная Корея, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, Малазия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Нидерландские Антильские Острова, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Российская Федерация, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшелы, Сингапур, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Теркс и Кайкос, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Американские Виргинские острова, Вануату.

  • В мае 2009 года из этого перечня были исключены последние 3 государства – Андорра, Лихтенштейн и Монако – в свете того, что они приняли и установили график внедрения стандартов ОЭСР, касающихся открытости и эффективного обмена информацией.

  • «Черный список» юрисдикций
    Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

    1. Иран
      Северная Корея

    2. Боливия
      Куба
      Эфиопия
      Гана
      Индонезия
      Кения
      Мьянма
      Нигерия
      Пакистан
      Сан-Томе́ и При́нсипи
      Шри Ланка
      Сирия
      Танзания
      Тайланд
      Турция

    3. Черный и серый список FATF на 21 февраля 2020 года

      ФАТФ постановила не вводить для Латвии усиленный надзор. Таким образом, эта балтийская республика не будет включена в серый список государств, где выявлены существенные нарушения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Об этом в пятницу сообщило агентство LETA со ссылкой на бюро премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша.

      В ходе состоявшейся в Париже пленарной сессии ФАТФ было констатировано, что Латвия создала сильную и устойчивую систему борьбы с преступлениями, поэтому государство не будет подвергнуто усиленному надзору, то есть включено в серый список. Республика выполнила все 40 рекомендаций ФАТФ.

      Глава латвийского правительства со своей стороны заявил, что этим решением восстановлена репутация республики. «Капитальный ремонт финансового сектора прошел удачно, и достигнута выдвинутая год назад цель — привести в порядок систему борьбы с финансовыми преступлениями и восстановить репутацию страны. Это, конечно, не означает, что мы можем остановиться, нужно продолжать начатое, чтобы внедрить в жизнь принятые решения. Спасибо всем экспертам, учреждениям и организациям за проделанную работу. Работая вместе, мы можем достигать больших целей», — отметил Кариньш.

      Министр финансов страны Янис Рейрс со своей стороны подчеркнул, что большая работа по урегулированию финансового сектора, по укреплению надзора и контроля оправдала себя. «Пусть эта оценка послужит для нас мотивацией продолжать работу, направленную на развитие народного хозяйства и поддержку предпринимательства», — заметил он.

      Комитет экспертов Совета Европы по борьбе с отмыванием теневых капиталов и финансированием терроризма ранее установил для Латвии усиленный режим контроля, признав малоэффективными действия государства в двух областях — установлении истинных выгодоприобретателей и предотвращении финансирования распространения оружия массового поражения. После этого правительство республики заявило о «капитальном ремонте» всего финансового сектора и утвердило план направленных на эти цели мероприятий до 31 декабря 2019 года.

      Информационное агентство Reuters сообщает, что Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) следующим летом начнет публиковать стандарты для международного регулирования криптовалют. FATF — это межправительственное ведомство, которые было основано в 1989 году с целью разработки мер по борьбе с отмыванием денег.

      Представители FATF сообщают, что все финансовые регуляторы со всего мира должны заняться вопросом лицензирования криптовалютных бирж, а также регуляцией фирм, которые предоставляют кошельки для хранения цифровой валюты. Это необходимо для искоренения возможности использовать цифровые монеты с целью отмывания денег, финансирования терроризма и других преступлений.

      «Компании, которые предоставляют финансовые услуги для первичного размещения токенов, также должны подчиняться правилам», — добавили они.

      На этой неделе состоялось пленарное заседание по инициативе FATF с участием представителей 204 юрисдикций со всего мира. Помимо прочих вопросов обсуждалось регулирование криптовалютной сферы. Reuters сообщает, что президент FATF Маршалл Биллигсли (Marshall Billingslea) объявил сроки публикации дополнительных инструкций к своим стандартам — это июнь 2020 года.

      В июле было собрание стран G20, на котором «большая двадцатка» установила для FATF октябрь 2020 года крайним сроком для объяснения того, как её стандарты по борьбе с отмыванием денег смогут использоваться в криптовалютном пространстве. Мнения между «большой двадцаткой» и FATF расходятся, поскольку первые хотят заняться «бдительным» мониторингом криптовалют, а регулятор призывает выяснить, как можно применять их нынешние стандарты к криптовалютной сфере.

      FATF в пятницу опубликовала заявление, в котором подчеркнула срочную необходимость в разработке правовых документов с целью предотвращения возможности использования виртуальных активов в преступных и террористических целях, причем заняться этим вопросом должны все страны сообща.

      «В рамках поэтапного подхода FATF оценит риски и предоставит новые стандарты, которые предназначены для регулирования компаний, предоставляющих связанные с виртуальными активами услуги. За ними будет вестись постоянный надзор и мониторинг. Также будут представлены методологические принципы для оперативных и правоохранительных ведомств по идентификации и расследованию противоправной деятельности с использованием виртуальных активов», — отмечается в документе.

      Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

      Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

      В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:

      • максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств;
      • взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее;
      • предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.

      Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.

      Чёрно-серые списки ФАТФ: трактовка и последние обновления

      Написать комментарий

          Методология оценки системы ПОД/ФТ предполагает рассмотрение двух компонентов: технического соответствия и эффективности. Техническое соответствие — это выполнение требований 40 рекомендаций FAFT, а эффективность — это способность участников «антиотмывочной» системы достигать непосредственных результатов по ликвидации рисков ОД/ФТ.

          Российские власти и финансовые учреждения хорошо понимают существующие в стране риски ОД и ФТ, говорится в отчете FATF. При этом степень их понимания «другими подотчетными субъектами» различается, отмечено в документе.

          Большинство расследований случаев отмывания денег в России касается приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем, отмечает FATF. Эксперты организации видят у правоохранительных органов дополнительные возможности для выявления и расследования изощренных и масштабных схем отмывания денег, особенно в финансовом секторе, связанных с выводом незаконных доходов, в том числе коррупционного происхождения.

          Правовая база для борьбы с финансированием терроризма в России в значительной степени соответствует международным стандартам, сочла FATF. В среднем, в России ежегодно осуществляется около 50 судебных преследований за финансирование терроризма, с 2013 года за это осуждено более 300 человек (большинство приговорены к лишению свободы на срок от трех до восьми лет).

          Также FATF отмечает, что из-за низких пороговых сумм для направления сообщений о подозрительных операциях и автоматизации этого процесса генерируется очень большое количество сообщений. Хотя они используются финразведкой для анализа данных, в них не содержится подробных сведений либо информации, указывающей на серьезные подозрения или требующие срочного внимания операции.

          ЦБ начиная с 2013 года использует некоторые элементы риск-ориентированного подхода в своей надзорной деятельности, а ужесточенные требования к лицензированию финансовых учреждений позволяют снизить риск получения контроля над ними преступными элементами, отметила FATF. Однако в основе надзорной деятельности лежат главным образом пруденциальные факторы, и Банк России в чрезмерной мере полагается на дистанционный (камеральный) контроль, сказано в отчете. Несмотря на отзыв ряда лицензий, применяемые наказания не во всех случаях являются эффективными или сдерживающими, а суммы налагаемых денежных штрафов невелики.

          В России была усовершенствована законодательная база и оперативный подход в целях повышения прозрачности юридических лиц, что затрудняет возможность их незаконного использования, отмечает FATF. Требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юрлиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности. Юрлица хранят информацию о своих бенефициарных владельцах, и компетентные органы эффективно осуществляют надзор за соблюдением этого требования. При этом возможности проверить информацию о бенефициарах финансовых учреждений являются довольно ограниченными, констатировали эксперты FATF.

          Согласно разработанному плану, уже в 2020 году все страны должны будут использовать единые правила регулирования рынка криптовалют. За их разработку берется известная в сфере борьбы с незаконным финансовым оборотом организация. Ассоциированными членами ФАТФ являются 35 крупнейший стран мира, еще более 20 государств имеют в ней статус наблюдателя.

          До середины 2019 годы должны быть представлены первые наработки в области полной легализации криптовалют. Пока нельзя сказать, что именно будет включать в себя свод норм и правил. Однако уже можно сделать первые предположения на основании прежних рекомендаций ФАТФ. Еще в марте 2018 года к организации обратились власти некоторых стран за консультациями, и тогда она дала следующие рекомендации:

          • ввести лицензирование деятельности криптобирж, обменников и создателей кошельков;
          • создать правила проведения ICO;
          • ужесточить контроль за работой финтех компаний.

          Вероятно, единые правила в корне изменять нормы оборота криптовалют. Некоторые эксперты связывают падение их курса именно с решением G20 выбрать ФАТФ в качестве регулирующего органа. Причина заключается в банальном конфликте интересов.

          LH-CRYPTO – это онлайн сервис, созданный для крипто трейдеров. Проект предлагает любому желающему (за исключением некоторых стран и категорий, описанных в лицензионном соглашении), бесплатное программное обеспечение, позволяющее совершать конверсионные операции с CFD-контрактами на различные финансовые инструменты, номинированные в криптовалютах.

          Проект не занимается управлением средствами и не гарантирует получения дохода. Проект предлагает только сервис, позволяющий самостоятельно совершать конверсионные операции с крипто инструментами при помощи специальным образом сконфигурированного программного обеспечения.

          Данный сайт администрируется и поддерживается следующим юридическим лицом:

          LOW AND HIGH IT LTD

          Все взаиморасчеты в рамках данного проекта возможны только в криптовалютах. Конверсионные операции с инструментами осуществляются с применением маржинального плеча без прямой поставки базового актива. В соответствии с общепринятой терминологией такие операции называются операциями с внебиржевыми CFD-контрактами.

          Услуги по торговле внебиржевыми контрактами CFDs сопряжены со значительным риском. Рекомендуем вам как можно более тщательно изучить теорию и практику маржинальной торговли, прежде чем начать совершать данные операции.

          Услуги, предлагаемые данным проектом, недоступны для жителей следующих территорий: Соединенные Штаты Америки, Северная Корея, Судан, Сирия.

          Новые страны-члены ОЭСР и ФАТФ

          Государства:

          1. Австралия;
          2. Австрия;
          3. Аргентина;
          4. Бельгия;
          5. Бразилия;
          6. Великобритания;
          7. Германия;
          8. Гонконг, Китай;
          9. Греция;
          10. Дания;
          11. Ирландия;
          12. Исландия;
          13. Испания;
          14. Италия;
          15. Канада;
          16. Люксембург;
          17. Мексика;
          18. Нидерланды;
          19. Новая Зеландия;
          20. Норвегия;
          21. Португалия;
          22. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года);
          23. Сингапур;
          24. США;
          25. Турция;
          26. Финляндия;
          27. Франция;
          28. Швейцария;
          29. Швеция;
          30. ЮАР;
          31. Япония;
          32. Китай

          Международные организации

          1. Еврокомиссия;
          2. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

          В настоящее время государствами-наблюдателями ФАТФ являются Индия и Республика Корея

          C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

          ФАТФ разработала в 1990 г. сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств, которые были пересмотрены в 1996г. и 2003г. с учётом развивающихся технологий отмывания доходов, и девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма в 2001 г., адаптированные к изменившейся политической ситуации в мире в октябре 2004г. Эти документы признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

          Летом 2000 года группа включила Россию в чёрный список стран, а 11 октября 2002 году исключила её из него.

          • Юрисдикции, в отношении которых FATF призывает стран-участниц (ФАТФ) принять контрмеры:

            • Иран
          • Юрисдикции, чье законодательство не соответствует установленным международным стандартам:

            • Северная Корея
          • Юрисдикции, имеющие пробелы в стратегии борьбы с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма, но принявшие обязательство устранить их, через принятие рабочего плана, разработанного FATF:

            • Ангола
            • Антигуа и Барбуда
            • Бангладеш
            • Боливия
            • Эквадор
            • Эфиопия
            • Гана
            • Греция
            • Гондурас
            • Индонезия
            • Кения
            • Марокко
            • Мьянма
            • Непал
            • Нигерия
            • Пакистан
            • Парагвай
            • Филиппины
            • Сао-Томе и Принсипи
            • Шри Ланка
            • Судан
            • Сирия
            • анзания
            • Таиланд
            • Тринидад и Тобаго
            • Турция
            • Туркменистан
            • Венесуэла
            • Вьетнам
            • Украина
            • Йемен

          Согласно общему определению, ФАТФ — это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию (ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.

          Еще в 1989 году прошлого столетия согласно решению стран, входящих в «Большую семерку», была образована ФАТФ. Это означало, что появился международный институт, на который возложили миссию разрабатывать и внедрять международные стандарты в сфере ПОД/ФТ. Более тридцати пяти государств и две организации международного масштаба входят в состав группы. В роли наблюдателей выступают около двадцати организаций и две державы.

          Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:

          • по типологиям;
          • по оцениванию и внедрению;
          • по борьбе с финансированием террористических организаций;
          • по изучению международной кооперации.

          ФАТФ — это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.

          Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

          Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

          Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.

          В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.

          Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

          Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.

          Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется «черным». Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.

          Официально в СНГ на 2021 год входят 9 государств и 2 находятся в статусе стран, не подписавших договор. Это ассоциированный член Туркменистан и Украина, которая не подписала договор. Скорее всего Украина даже формально скоро откажется от участия в содружестве, как и Грузия в 2009 году.

          1. Азербайджан
          2. Армения
          3. Беларусь
          4. Казахстан
          5. Кыргызстан
          6. Молдова
          7. Россия
          8. Таджикистан
          9. Узбекистан

          СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права.

          Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, в том числе единой валютой.

          Обновлено в 2021 году, изменений в вышеприведенном списке пока нет.

          Президент уверяет, что Панама нуждается в «прозрачности» и полном искоренении этих проблем, поскольку они негативно влияют на достижение приемлемого уровня общего благосостояния населения.

          В последние несколько лет правительство Панамы инициировало ускорение проведения реформ, направленных на обеспечение безопасности финансовой системы государства. Закон о криминализации деятельности по уклонению от уплаты налогов стал одним из результатов таких реформ.

          За подобное действие теперь предусматривается наказание в виде штрафа, который превышает укрываемую сумму в несколько раз, от двух до десяти. Кроме того, за этим следует лишение свободы на срок от двух до пяти лет. До этого подобные нарушения относились к административным. Благодаря закону Панама была исключена из «серого списка» ЕС.

          Вместе с тем, на данный момент Панама по-прежнему фигурирует в списке налоговых убежищ Франции. Французы не удовлетворены уровнем обмена финансовой информацией о своих налогоплательщиках в Панаме.

          Таким образом, для нового правительства Панамы абсолютно очевиден тот факт, что возможное попадание страны в «серый список ФАТФ» перечеркнет все предпринятые ранее усилия по реформированию финансовой системы и борьбе за «прозрачность». Это в свою очередь станет непреодолимым препятствием для привлечения иностранных вложений в экономику страны. В то время когда Панама значилась в «чёрном списке ФАТФ», панамским банкам было отказано в возможности сотрудничать с 70 банками-корреспондентами.

          Лаурентино Кортисо уже заявил, что в июле у него запланирован первый официальный визит в США, куда он намерен отправиться для встречи с тремя десятками американских банкиров. Цель – свести к минимуму шансы Панамы попасть в «серый список» ФАТФ.

          Планируется, что в ходе поездки президент посетит от 30 до 40 банков, а также побеседует с Генеральным директором «Citibank». Администрация нового президента Панамы делает всё возможное для того, чтобы заручиться международной поддержкой и создать хорошую репутацию для панамских банков и национальной финансовой системы в целом.

          Панама на сегодняшний день – популярное направление для инвестиций и бизнеса. Оффшоры в Панаме экономически рентабельны, поскольку здесь есть все необходимые для этих целей условия. За более подробной информацией, обратитесь к нашим специалистам.

          Межправительственная организация, которая разрабатывает и продвигает политику и стандарты для борьбы с отмыванием денег. Рекомендации, созданные Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), нацелены на отмывание денег, финансирование терроризма и другие угрозы глобальной финансовой системе. FATF был создан в 1989 году по воле G7 и имеет штаб-квартиру в Париже.

          Рост мировой экономики и международной торговли увеличил как богатство, которое обычные граждане могут приобретать в результате торговли, так и в странах, испытывающих давление, когда это касается борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Целевая группа по финансовым мероприятиям создает универсально применимые рекомендации, которые призваны обеспечить равное обращение ко всем участвующим странам. Организация следит за тем, как ее члены внедряют руководящие принципы из каждой рекомендации, анализирует политику и процедуры каждого члена для борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями и стремится к принятию мер по борьбе с отмыванием денег по всему миру. Поскольку отмывание денег с течением времени меняет методы, ФАТФ должна обновлять свои рекомендации каждые пару лет.

          Республика Казахстан сравнительно недавно приступила к построению режима ПОД/ФТ. 9 марта 2010 года вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», который был подписан президентом Республики Казахстан 28 августа 2009 года. Комитет финансового мониторинга (КФМ) — уполномоченный орган, в функции которого входит сбор, обработка, анализ информации, координация деятельности государственных органов в сфере противодействия отмыванию и осуществление иных мероприятий, указанных в законе, был учрежден Министерством финансов Республики Казахстан 24 апреля 2008 года.

          Принятый закон схож с российским законом по ПОД/ФТ, в нем определяются субъекты закона, требования к идентификации клиентов, мониторингу подозрительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю, и пр. Схожи и нормы, связанные с обязательным контролем, где перечень операций, о которых в обязательном порядке информируется уполномоченный орган, во многом схож с российским перечнем и также имеются пороговые суммы — от 1 млн до 45?млн тенге (приблизительно от 200 тыс. до 9?млн рублей). Более широкие полномочия, чем в законодательстве РФ, предоставляются субъектам в части отказа в проведении операций, который возможен в случае отсутствия полных сведений о плательщике, получателе и характере деловых отношений между ними.

          Примечательно то, что субъектами закона стали также и аудиторские организации, которые в случае обнаружения в процессе аудита юридического лица фактов легализации и отмывания доходов и финансирования терроризма также обязаны проинформировать об этом уполномоченный орган.

          В июне 2009 года ЕАГ отметила значительный прогресс Республики Казахстан в развитии национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также активную работу по развитию национального законодательства в области ПОД/ФТ.

          Состояние режима ПОД/ФТ в Республике Узбекистан до последнего времени вызывало крайнюю обеспокоенность мирового финансового сообщества, несмотря на то, что формирование этого режима началось еще в 2004 году.

          Функции органа финансовой разведки Республики Узбекистан возложены на Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре, изначально образованный в 2001 году для борьбы с налоговыми преступлениями.

          Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» был принят в августе 2004 года. Однако в апреле 2007 года в Узбекистане на период до 1 января 2013 года был введен мораторий на некоторые требования антилегализационного закона. На период действия моратория были временно отменены обязательства субъектов закона по предоставлению в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, приостановлению операций и отказу в их проведении. Было заявлено, что это сделано в «целях дальнейшего повышения уровня капитализации коммерческих банков, укрепления доверия населения и хозяйствующих субъектов к банковской системе, легализации их доходов, увеличения объемов вкладов на депозитных счетах, а также сокращения внебанковского оборота наличных денежных средств».

          Вслед за этим, в феврале 2008 года ФАТФ выпустила официальное заявление, в котором обратилась к органам власти Узбекистана с призывом принять меры для исправления существующей ситуации и приведения национальной системы ПОД/ФТ в соответствие с общепринятыми международными стандартами. Также ФАТФ отметила, что не полностью функционирующий режим ПОД/ФТ Узбекистана создает дополнительные риски для глобальной финансовой системы, и рекомендовала остальным странам уделять повышенное внимание операциям с узбекскими компаниями.

          В апреле 2009 года мораторий был отменен, и была принята новая версия антилегализационного закона. Если предыдущая версия закона была схожа с российским аналогом, то в новой следует отметить ряд существенных отличий.

          Обязательному контролю стали подлежать только два типа операций: операции с лицами, причастными к экстремистской или террористической деятельности, и операции с лицами, связанными с государствами, не участвующими в международном сотрудничестве в области ПОД/ФТ. Информация об остальных операциях должна быть передана в уполномоченный государственный орган в случае, если они были признаны подозрительными в ходе осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Также нужно отметить, что ПВК для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатываются и утверждаются не самими организациями, а соответствующими контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами совместно со специальным уполномоченным органом.

          ФАТФ приветствовала восстановление режима ПОД/ФТ Узбекистана, что нашло отражение в официальных заявлениях ФАТФ, сделанных по результатам пленарных заседаний, к примеру июльского заседания в Лионе. Кроме того, в феврале 2010 года ФАТФ исключила Узбекистан из списка стран, имеющих существенные недостатки в законодательстве по ПОД/ФТ.

          С конца 2002 года правительство Украины начало приводить правовую базу и организационную практику в сфере борьбы с отмыванием денег к признанным международным сообществом стандартам и нормам. За несколько месяцев были приняты закон «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (вступил в силу 12 июня 2003 года), связанные с этим изменения к закону «О банках и банковской деятельности», закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», поправки в Административный, Криминальный и Уголовно-процессуальный кодексы.

          Это дало возможность в сжатые сроки сформировать законодательное поле, а также начать деятельность уполномоченного органа — Государственного департамента финансового мониторинга (Госфинмониторинг). Пресс-служба Госфинмониторинга Украины сообщает о достигнутых в 2009 году успехах: был наложен арест на денежные средства в размере 4,7 млрд гривен, а сумма полученных штрафов составила 33,6 млн гривен. В суд было передано 150 уголовных дел, по 119 из которых были вынесены обвинительные приговоры.

          В 2008 году в Украине проходил третий раунд оценки экспертами Специального комитета Совета Европы по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам оценки Украина была признана последовательным партнером международных организаций в области ПОД/ФТ. Подобные оценки ранее выставляли Украине и другие организации, такие как МАНИВЭЛ, ФАТФ, ЕБРР, МВФ, Всемирный банк.

          Однако существуют и серьезные проблемы. Законодательство Украины по противодействию легализации и его возможное усовершенствование служат источниками постоянных дискуссий во властных органах Украины. Так, в январе 2010 года Верховная Рада не смогла преодолеть президентское вето на изменения к антилегализационному закону. Виктор Ющенко, занимавший в тот момент пост президента Украины, ветировал закон, объяснив, что при отсутствии принципиально новых методов и механизмов борьбы с отмыванием доходов Госфинмониторингу планировалось предоставить чрезмерные права, в том числе возможность сосредотачивать неограниченный объем финансовой информации, право нарушать банковскую и коммерческую тайны. Список президентских претензий к закону занял 14 страниц.

          Тем не менее ожидается, что правительство Украины утвердит ветированный законопроект о ПОД/ФТ уже в 2010 году, чтобы избежать включения в международный «черный список». Правда, по словам экспертов, вероятнее всего, данное законодательство не будет соблюдаться в полной мере в силу множества противоречий с другими законами.

          Совершенствование законодательства стран СНГ в области ПОД/ФТ является отражением глобальной тенденции по повышению прозрачности банковских операций и усилению контроля за финансовыми потоками в целях ПОД/ФТ. Несмотря на экономический кризис и сокращение расходов кредитными организациями, законотворческая деятельность в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, продолжает динамично развиваться, и, вероятно, в не самом далеком будущем стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) будут в той или иной степени внедрены в подавляющем большинстве стран мира, а степень международного взаимодействия и сотрудничества в этой сфере будет неуклонно расти.

          Все это говорит о том, что законодательство в области ПОД/ФТ будет все более уточняться и ужесточаться, что приведет к еще большей нагрузке на банки с одновременным увеличением количества уголовных процессов и конфискуемых средств.

          ФАТФ — это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, по-английски Financial Action Task Force или FATF. Группа ФАТФ создает международные стандарты для борьбы с преступным отмыванием доходов и финансированием террористических организаций. Она же контролирует законодательство стран-участниц: оно должно быть созвучно разработанным стандартам.

          Группа учреждена большой «семеркой» стран в ходе Парижской встречи 1989 года. Сегодня в состав межправительственной организации входят 35 государств, 2 организации. В качестве наблюдателей выступают 20 организаций и одна страна. Россия входит в состав ФАТФ с 19 января 2003 года.


          Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *