Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет негативного воздействия на окружающую среду 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
-
срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ); - плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Плата за НВОС в 2021 году
Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:
- квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
- итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
- Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
- Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году
Что сдавать | Когда сдавать | Кто сдает (категория) |
---|---|---|
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года | До 20.04.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года | До 20.07.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года | До 20.10.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Ставки платы за НВОС в 2021 году
Экологические платежи / 13:46 25 октября 2019
Размер вреда, причиненного объектами НВОС, будут исчислять по специальной методике
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Величину ставок, применяемых для расчета в 2021 году платы за НВОС за 2020 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).
Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:
- стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
- осуществляющих сбросы в водные объекты;
- дающих отходы производства и потребления.
Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.
Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2020 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).
Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, которая возмещает затраты на компенсацию ущерба и стимулирует снижение и/или поддержание данного ущерба в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.
Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.
ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.
Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.
Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 в 2021
Согласно бюджетной системы РФ денежные средства перечисляемые Росприроднадзору за оплату негативного воздействия в 2016 году распределяются в следующем порядке. 5% в федеральный бюджет, 40% в бюджеты субъектов РФ, 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Исключение составляют города федерального назначения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь): 5% в федеральный бюджет, 95% в городской бюджет.
Необходимо вносить плату, если предприятие оказывает на окружающий воздух негативные воздействия следующих видов:
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов на полигоне;
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
При определении размера платы Природопользователь должен использовать платежную базу. Это общее понятие, поэтому не всегда Природопользователи понимают, что имеет в виду законодатель под этим термином. Платежная база составляется из сведений об объеме или массе выбросов, загрязняющих веществ, а также данных о том, сколько было размещено отходов производства и потребления за отчетный период. То есть даже если до платежа остается целых 12 месяцев, нужно уже начинать проводить некоторые работы, чтобы впоследствии можно было без проблем рассчитать размер платы.
Каждое предприятие и ИП самостоятельно ведет работы по составлению платежной базы, необходимой для определения размера платы. Нужно проводить лабораторные исследования, осуществлять производственный экологический контроль и другие работы на каждом объекте и вести документооборот отдельно по каждому источнику выброса или загрязнения окружающей среды.
Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются в отношении каждого загрязняющего вещества по классу его опасности. Так как государство поставило задачу по стимулированию предприятий и ИП к активному проведению мероприятий и работ по снижению НВОС, то с 1 января 2020 года для определения размера платы будут применяться коэффициенты 0, 1, 25, 100. Из суммы платы можно вычитать те расходы, которые понесло предприятие (или ИП) при реализации мероприятий по снижению НВОС. Если они фактически проведены лицами, обязанными вносить плату, и имеются подтверждающие документы, то в этом случае сумма платы может быть меньше.
Не стоит рассчитывать на то, что при определении размера плат можно внести данные, не соответствующие действительности или исказить информацию по плате. В установленном порядке указано, что если с 1 января 2020 года не подтвердится снижение объема или массы выбросов, возникающих в процессе деятельности объекта, мероприятия, проводимые с целью повышения экологической эффективности, не приведут к уменьшению сбросов загрязняющих веществ, то в этом случае будет осуществлен пересчет размеров плат с применением коэффициента 100. Сегодня государство достаточно жестко ведет себя в отношении нарушителей, осуществляется строгий контроль предприятий и ИП, чья деятельность приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
При расчете экологической платы необходимо учитывать целый ряд параметров, то есть нет фиксированной и единой платы для всех организаций. Предприятие выполняет расчет и представляет в Росприроднадзор соответствующие документы, на основании которых проводились экологические расчеты. Стоит учитывать, что размер платы должен быть обоснован: за недовнесение экоплатежей предусмотрены штрафные санкции, поэтому так важно, чтобы расчет экологического платежа был осуществлен точно. Если экологические платежи вносятся позже установленных сроков, за каждый календарный день просрочки начисляются пени.
Стоит учитывать, что расчет платы зависит не только от категории объекта, но и от объема или массы выбросов, сбросов отходов. Вообще есть несколько нюансов, которые следует иметь в виду, определяя размер плат. Несмотря на то, что объекты делятся на категории, все равно каждый источник выбросов уникален, и нужно индивидуально рассматривать его особенности.
Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.
Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов. Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).
При проведении расчетных работ осуществляется анализ различной экологической нормативной документации. Это необходимо для получения достоверных данных по объему образуемых в процессе производства или потребления отходов, количеству сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу. Для проведения работ по расчету экоплатежа необходимы:
- разрешение на проект НДС,
- разрешение на проект ПДВ,
- ДВОС,
- ПЭК и отчет по ПЭК,
- лимиты на проект ПНООЛР и другая документация.
Проанализировав данные документы, можно определить срок проведения расчета экоплатежа и стоимость услуги.
Перечень документов, необходимых для расчета экологических платежей:
- реквизиты ИП или ЮЛ (телефон, адрес, ФИО генерального директора и главного бухгалтера, электронная почта и др.);
- копии учредительных документов: ИНН, ОГРН, Устава, КПП, справки из Госкомстата;
- копии расчетов платы за выбросы за предыдущий год (при наличии);
- копии расчетов платы за сбросы за предыдущий год (при наличии);
- лимит на размещение отходов;
- разрешение на выбросы;
- данные о ТС, находящихся на балансе предприятия;
- договор передачи отходов лицензированным организациям, специализирующихся на сборе и утилизации отходов;
- акты передачи отходов, справки за текущий и предыдущий годы;
- копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за НВОС за текущий и предыдущий годы;
- Отчет по ПЭК.
С 1 января 2016 года действуют изменения, связанные с порядком исчисления и взимания платы за НВОС, а также пересмотрен перечь лиц, обязанных вносить экоплатежи. Согласно ФЗ №219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” теперь из суммы платы можно вычитать затраты, понесенные ЮЛ или ИП при проведении природоохранных мероприятий.
С 1 января 2020 года будут применяться различные понижающие и повышающие коэффициенты. Это сделано для того, чтобы ИП и ЮЛ проводили больше мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на экологию и делали выбор в пользу передовых технологий (к примеру, использовали более совершенные системы очистки).
Согласование платы
Если брать в расчет г. Москву и Московскую область, то ИП и ЮЛ согласовывают плату в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Межрегиональном управлении Росприроднадзора по г. Москове и Калужской области, в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Все организации и предприниматели, которые негативно влияют на окружающую среду, должны сдавать в Росприроднадзор:
- декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- форму 2-ТП (отходы);
- декларацию о готовых товарах;
- отчетность о выполнении нормативов утилизации;
- отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов;
- форму 2-ТП рекультивация.
Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив снова позицию по данному вопросу.
О новом порядке представления в Росприроднадзор декларации о плате за НВОС
- ставки платы за НВОС на уровне тарифов 2018 года (утвержденные постановлением правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913), проиндексированных с учетом коэффициента 1,08;
Такой же коэффициент применяется и к тарифам платы «за грязь» в 2020 году!
- в отношении каменного угля ставка платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками составит 61 руб. за тонну.
Напомним, что в 2020 году применяются аналогичные ставки.
Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору — в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях — в органы исполнительной власти субъектов РФ.
Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.
Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.
Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:
• Ключевые технологические процессы предприятия;
• Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.
Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.
Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:
- Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
- Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
- Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Дата подачи ДВОС ограничивается сроком действия вышеуказанных разрешений.
Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I — III категорий.
Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.
Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.
В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.
С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности — ежегодно до 25 марта текущего года.
В отчет необходимо включить следующую информацию:
- Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
- Об организации экологических служб на объектах;
- О технологиях, используемых на предприятии;
- О результатах проведенного ПЭК за год.
В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.
Отчетность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух на самом деле не является отдельным документом, а включает в себя два отчета:
- Отчет о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух). Сроки подачи — до 22 января 2021. Подать документ можно через «Личный кабинет природопользователя»;
- Отчет об организации и о результатах осуществления производственного ПЭК, срок подачи — до 25 марта 2021 года. Документ подается также в Росприроднадзор Санкт-Петербурга.
Такую отчетность необходимо представлять компаниям с объектами III категории НВОС в территориальный орган Росприродназдора Санкт-Петербурга.
Других отчетов для объектов III категории по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу законами не предусмотрено.
Введена новая форма декларации о плате за НВОС
Как указано в самом начале, это должны делать субъекты хозяйственной деятельности, которые в результате эксплуатации каких-то объектов наносят вред окружающей среде. Это распространяется как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
При этом форма собственности эксплуатируемых объектов значения не имеет:
- Если они переданы компании по договору аренды, платить за причиненный вред придется компании;
- Если отношения между субъектом хозяйственной деятельности и владельцем объекта не урегулированы договором, обязанность вносить оплату лежит на собственнике.
То есть, если владелец не заключил договор, например, на передачу в аренду оборудования, эксплуатация которого причиняет вред окружающей среде, плата за негативное воздействие на нее взымается именно с него.
Эта обязанность у субъектов возникает в тех случаях, если их деятельность:
- Приводит к вредным выбросам в атмосферу, из-за чего загрязняется воздух;
- Связаны со стоками в водоемы, которые из-за этого наполняются опасными для живых организмов веществами;
- Непосредственно приводит к размещению отходов.
Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:
- сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
- сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.
Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.
Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.
Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.
Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.
Ошибка №1. Компании прибегают к ошибочному действию в виде суммирования НВОС не отдельно в зависимости от веществ, а в целом. Этот подход в корне неправильный, так как закон оговаривает разделение всех исчислений по каждому веществу согласно перечню. Также расчет проводится за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности для природы.
Ошибка №2. Утверждаются такие ставки не органами местной власти, как ошибочно принято считать а правительство РФ вместе со всеми дополнительными коэффициентами.
Компании за исключением предпринимателей платят взнос за вредность четыре раза за год:
- Квартальные перечисления.
- Конечный годовой.
Крайней датой принято считать 20-е число месяца, идущего после завершения квартала, то есть ориентируйтесь на такие крайние даты, как 20 апреля, 20 июля и 20 октября. Последний платеж к перечислению стоит уплатить до 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Исключение из данной формулировки составляют предприниматели, которые авансируют годовой взнос в срок до 1 марта. Можно платить частями поквартально в размере четверти от общей суммы к перечислению в казну. Сумма отсчитывается на основании платы прошлого года.
Экологический сбор регламентируется федеральным законодательством.
Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации, то есть по сути экосбор – это плата за то, что организация не занимается переработкой, за невыполнение норматива утилизации отходов от использования производимых или импортируемых товаров и упаковки, указанных в распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. №2970-р
Еще раз напомним, что существуют утвержденный Правительством РФ перечень товаров (и упаковки), которые необходимо утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и перешли в категорию отходы.
Обеспечить утилизацию отходов обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые производят и импортируют товары (и упаковку) из этого перечня.
Резюмируем: экологический сбор должны платить и сдавать отчеты:
- производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации;
- импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации.
Экосбор не нужно уплачивать в следующих случаях:
- предприятие утилизирует отходы за пределами страны;
- предприятие утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если юр.лицо утилизирует часть отходов и не дотягивает до принятых нормативов, то платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
ВАЖНО! Не путайте расчет платы за НВОС (экологические платежи) с отчетностью по экологическому сбору!
Рассмотрим примеры:
- Деревообрабатывающий цех по производству столярной продукции, который выпускает изделия деревянные строительные и столярные. Данный объект использует деревянную тару, которая входит в перечень утилизации, за которую необходимо уплачивать экологический сбор.
- Хлебокомбинат для упаковки хлебопекарной продукции использует мешки, коробки, ящики пластмассовые, а также упаковку из бумаги и картона, которые также попадают под экосбор.
- Швейное предприятие упаковывает готовую продукцию в мешки, использует бумажную и картонную упаковку, а также деревянные поддоны для транспортировки больших партий. Данные виды упаковки также попадают под экосбор. Помимо упаковки в отчете необходимо отразить данные по производимому товару, например, одежде трикотажной.
Плательщики экологического сбора обязаны готовить и предоставлять в Росприроднадзор следующие виды отчетных документов:
- До 1 апреля:
- декларацию о товарах (выпущенных на территории России или импортированных), которые подлежат утилизации — в соответствии с Положением о декларировании по постановлению Правительства России от 24.12.2015 № 1417;
- отчет об исполнении нормативов утилизации — в соответствии с Правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
- До 15 апреля года, следующего за отчетным, — форму расчета сбора по приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, к которой прилагаются:
- квитанции о перечислении сбора в бюджет;
- если форма расчета предоставляется представителем — доверенность на него.
Изучим, для каких хозяйствующих субъектов установлена обязанность отчитываться по указанным формам.
Указанные отчетные документы составляют плательщики экологического сбора. А именно ИП и юрлица, которые производят в России товары, указанные в распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, либо импортируют такие товары.
При этом сбор не платится за товары, которые:
- утилизированы в порядке, предусмотренном законодательством, после утраты потребительских свойств;
- не подлежат продаже или перепродаже как готовая продукция (то есть используются производителем или импортером на собственные нужды);
- вывезены за рубеж.
Важный нюанс: имеет значение то, для каких целей товар продан или перепродан. Если он продан в целях реализации конечному потребителю в неизменном виде, экологический сбор платится производителем (или импортером). Если товар продан в целях дальнейшей переработки покупателем (для производства других товаров), то экологический сбор за него платит уже покупатель.
Ознакомьтесь со сроками и реквизитами для уплаты экологического сбора.
Стоит отметить, что декларация о товарах подается в Росприроднадзор, даже если производитель либо импортер и не предполагают утилизировать соответствующие товары на практике. Цель предоставления документа — проинформировать ведомство о том, что хозяйствующий субъект произвел или импортировал на территорию РФ некоторое изделие, в потенциале способное нанести вред экологии и потому подлежащее утилизации (самим хозяйствующим субъектом либо другими — на те деньги, которые производитель или импортер переведут в бюджет в порядке уплаты экологического сбора).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
– наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
– вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
– информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
– декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
– информация о программе производственного экологического контроля.
пункт 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
пункт 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
пункт 8 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Рассмотрим по порядку все изменения.
1.Титульный лист
На титульном листе заполняются стандартные данные природпользователя: наименование, адрес, ИНН, КПП, руководитель.
Главное изменение произошло в конце 2021 года, а именно реорганизация Росприроднадзора, поменялось название органа. Например, смоленский Росприроднадзор объединился с московским и называется Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям.
В Брянской области — Приокское межрегиоальное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора).
В Севастополе — Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора).
Обязательство подачи декларации о негативном воздействии на окружающую среду накладывается на юридических лиц и предпринимателей, в собственности или ведении которых есть производственные площадки с I по III категорию негативного воздействия. Эти требования вводит федеральный закон 7-ФЗ в статье 16.3 в редакции от 27.12.2021. Перечень таких объектов определен в Приказе 1029, подписанным Правительством РФ в сентябре 2015 года.
Вид собственности значения не имеет. Важно, кто использует объект. Например, если организация арендует стационарный источник загрязнения I-III категорий, то также должна сдавать по нему декларацию.
Объекты, которые относятся к IV категории, не требуют сдачи по ним декларации НВОС. Со следующими оговорками:
- Такие предприятия все равно должны самостоятельно учитывать объем выбросов. Такая норма закреплена в экологическом законодательстве.
- Предприятие полностью освобождено от уплаты, если все его площадки отнесены к IV категории. В этом случае нулевая декларация НВОС также не подается, что было указано в разъяснениях контролирующего органа.
Срок сдачи заполненной и подписанной ЭП декларации оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год — до 10 марта 2021 года. Ее можно подать и в бумажном виде. Но электронный формат рассматривается как основной.
За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
часть 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС»*
Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик — региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:
- объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
- объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
- объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
- объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).
Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:
Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности (вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).