Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о физической культуре и спорте в российской федерации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) вид программы — спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования;
1.1) антидопинговое обеспечение — проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; (в ред. Федерального закона от 07.05.2010 N 82-ФЗ)
1.2) базовые виды спорта — виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях. Перечень базовых видов спорта утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), в установленном им по согласованию с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России порядке; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 257-ФЗ)
2) вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;
2.1) Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее также — комплекс ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности; (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 274-ФЗ)
3) военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта-виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее — лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
3.1) добровольцы (волонтеры) — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность; (в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 257-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ)
3.1-1) детско-юношеский спорт — часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками; (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 153-ФЗ)
3.2) животные, участвующие в спортивных соревнованиях, — животные, участвующие в соответствии с правилами вида спорта в спортивных соревнованиях по данному виду спорта; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 257-ФЗ)
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 198-ФЗ)
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями; (в ред. Федеральных законов от 07.05.2010 N 82-ФЗ, от 25.12.2012 N 257-ФЗ)
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 384-ФЗ)
Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, фитнес-центры, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные лиги, студенческие спортивные лиги, школьные спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; (в ред. Федеральных законов от 22.11.2016 N 396-ФЗ, от 02.08.2019 N 303-ФЗ, от 31.07.2020 N 273-ФЗ)
1-1) спортивные федерации; (в ред. Федерального закона от 23.02.2011 N 20-ФЗ)
2) образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
8.1) Российский студенческий спортивный союз; (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 384-ФЗ)
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
13) спортивные агенты. (в ред. Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ)
К полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
2) участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях, в том числе путем предоставления общероссийским спортивным федерациям финансовой и иной поддержки; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
2.1) утверждение программ развития видов спорта в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
2.2) обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта требованиями; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
3) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
4) организация и проведение международных, всероссийских и межрегиональных официальных спортивных мероприятий, не связанных с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
4.1) присвоение спортивных званий и квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
4.2) присвоение квалификационных категорий тренеров, квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта (далее — квалификационные категории специалистов в области физической культуры и спорта) в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 147-ФЗ)
5) участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, Всемирных универсиад, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями; (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 384-ФЗ)
6) организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
7) государственная аккредитация общероссийских спортивных федераций; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 172-ФЗ)
8) организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров в области физической культуры и спорта; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
8.1) установление порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных категорий специалистов в области физической культуры и спорта, а также квалификационных требований к присвоению данных категорий; (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 147-ФЗ)
1. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
1.1) участие в подготовке программ развития видов спорта в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
2.1) государственная аккредитация региональных спортивных федераций; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 172-ФЗ)
3) организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:
а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО; (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 274-ФЗ)
в) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3.1) наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО; (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 274-ФЗ)
4) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно:
а) наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;
б) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 373-ФЗ)
в) обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
4.1) развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
4.2) содействие развитию массового спорта, спорта высших достижений; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1
Подпункт 30 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133; N 53, ст. 8424, 8454; 2019, N 6, ст. 461; N 12, ст. 1226; N 42, ст. 5801; N 52, ст. 7765) изложить в следующей редакции:
«30) организации развития национальных видов спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, развития детско-юношеского спорта, реализации мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, создания региональных центров спортивной подготовки и обеспечения их деятельности, присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий тренеров, квалификационных категорий специалистов в области физической культуры и спорта, квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственной аккредитации региональных спортивных федераций;».
Статья 2
ФЗ о физической культуре и спорте
Основные положения ФЗ 329 о спортивной деятельности и физкультуре в России определяют следующие моменты:
- предмет регулирования данного закона, его назначение;
- основные понятия и определения, используемые в документе;
- принципы законодательства, правовая основа регулирования и задачи;
- субъекты физической культуры и спорта в РФ, их организация;
- полномочия государства и субъектов РФ;
- полномочия и права органов местного самоуправления.
Определяемые первой главой положения являются базовыми не только для ФЗ 329, но и для законодательства по физической культуре и спорту в целом.
В общих положениях ФЗ 329 в новой редакции написано, что закон регулирует отношения, процессы и мероприятия, возникающие в области экономической, социальной, организационной и правовой деятельности для развития физ. культуры и спорта в РФ.
Согласно первой главе, законодательство регулирует описываемую область по следующим принятым положениям:
- Закон обеспечивает и гарантирует каждому лицу право на занятия спортом и физической культурой в рамках развития и поддержания здоровья;
- Закон содействует развитию школьного, детско-юношеского и студенческого спорта, учитывая их особенности;
- Единая система прав и нормативов по всей территории России;
- Для граждан разных возрастов физическая культура непрерывна и преемственна;
- Область физ. культуры и спорта регулируется не только государством, но и субъектами РФ;
- Совместная деятельность органов гос. власти, субъектов РФ, учреждений местного самоуправления со спортивными федерациями;
- Гарантии на соблюдение прав граждан в области физической культуры;
- Помощь и поддержка в осуществлении мер и развитии культуры спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- Ограничения и запреты в дискриминации лиц или неправомерных действиях во время соревнований или при подведении итогов;
- Закон соблюдает все принятые Российской Федерацией международные договоры;
- Закон обеспечивает сохранность жизни, здоровья и безопасность всем участникам соревнований, спортсменам и зрителям.
К субъектам физ. культуры и спорта относятся:
Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.
Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.
В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».
Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.
В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации».
Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.
Федеральный закон 329 регулирует и регламентирует все мероприятия, процедуры и меры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Гражданам, желающим заняться спортом или участвовать в соревнованиях от имени государства, рекомендуется изучить описываемый закон.
Скачать Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
После
распада СССР и обретением Российской
Федерацией своей государственности
возникла необходимость в создании
качественной правовой базы в сфере
физической культуры и спорта, в которой
бы нашли свое воплощение все те изменения,
которые произошли в физкультурно-спортивной
и других областях жизнедеятельности
общества — в экономике, политике,
идеологии, а также в образе мыслей
граждан нашей страны. Основным
источником правового регулирования в
сфере физической культуры и спорта (ФК
и С) является Конституция РФ. Статья
41 гарантирует
право на охрану здоровья
и медицинскую помощь, а также констатирует,
что «поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья
человека, развитию физической культуры
и спорта». Исходя из федеративного
устройства России, в Конституции
определено, что общие вопросы физической
культуры и спорта находятся в совместном
ведении Российской Федерации и ее
субъектов – республик, краев и областей
(п. «е» ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной
сфере возникают отношения двух видов:
между государственными и муниципальными
органами власти и гражданами, реализующими
конституционное право на занятия
физической культурой и спортом, а также
отношения между юридическими и физическими
лицами, связанные с удовлетворением
потребностей в занятиях физической
культурой и спортом. Необходимая
правовая база в виде Основ законодательства
Российской Федерации о физической
культуре и спорте была разработана и
принята Верховным Советом РФ 27 апреля
1993 г. (Федеральный закон «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства
о физической культуре и спорте стали
важнейшей вехой в создании правовой
базы физкультурно-спортивной отрасли.
Значимость Основ связана с тем, что
многие принципиально важные положения
впервые были закреплены юридически.
Так, в Основах юридически закреплялась
компетенция Российской Федерации,
республик, краев и органов местного
самоуправления в сфере физической
культуры и спорта (ст.4-6), вводились
понятия «Система физической культуры»
и «Спорт» с постатейной их расшифровкой
(ст.11-24), законодательно определялись
источники финансирования физической
культуры и спорта (ст.25-26). Однако после
принятия Основ законодательства в
течение последующих лет стали вскрываться
некоторые его пробелы и недочеты. Общая
концепция физкультурно-спортивного
законодательства давалась неконкретной
и размытой. По-видимому, на тот момент
создать четко структурированный и
реально работающий Закон о ФиС не
представлялось возможным, так как не
вполне было ясно, по какому пути пойдет
наша страна, какую модель физической
культуры и спорта выберет. Поэтому была
избрана форма Основ законодательства,
которые очерчивали общий подход депутатов
Государственной Думы и спортивных
экспертов к проблеме законодательного
регламентирования физкультурно-спортивной
отрасли. Накопившиеся за несколько
лет рыночного развития замечания и
новые реалии российской физической
культуры и спорта заставили законодателей
существенным образом переработать и
уточнить существующие правовые нормы,
создать новый закон «О физической
культуре и спорте», который был призван
заменить принятые ранее Основы
законодательства о ФиС. Федеральный
закон РФ «О физической культуре и спорте»
был принят Государственной Думой 13
января 1999 г., одобрен Советом Федерации
27 января и подписан Президентом страны
29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон
вступил с момента его опубликования,
то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что
вновь принятый закон все же не смог в
полной мере устранить те пробелы, которые
были свойственны Основам законодательства
о ФКиС. Закон получился таким же
декларативным и необязательным для
исполнения, как и принятые до него
Основы. Просуществовав восемь лет,
Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым
законом, который был призван не только
устранить декларативность предыдущего
правового акта, но и привнести в него
новый дух конкретики и самодостаточности.
Следует отметить, что российские
законодатели не стали совершенствовать
существующий закон от 1999 г. Было принято
решение о создании нового закона, который
бы, с одной стороны, устранял недостатки
и изъяны ранее действующего правового
акта, с другой — создавал бы обновленное
правовое поле для регулирования
физкультурно-спортивных отношений. Качественно
обновленный Федеральный закон Российской
Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации» был опубликован 8 декабря
2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь
принятый Закон РФ «О физической культуре
и спорте», действующий в настоящее
время, устанавливает правовые,
организационные, экономические и
социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций,
определяет принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта в Р Ф и олимпийского движения
России. Структура Закона представлена
на рис.2.
Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.
Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.
В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».
Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.
В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации». Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.
(с изменениями от 23 июля, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 18 июля, 25 ноября, 17 декабря 2009 г., 7 мая, 27 июля, 29 ноября, 13 декабря 2010 г., 23 февраля, 21 апреля 2011 г.)
Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года
Статья 10. Физкультурно-спортивные организации
1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.
2. Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
3. Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.
Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России
1. Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
2. Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России — общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и на основе признания Международным олимпийским комитетом, а также в соответствии со своим уставом. Государство признает и поддерживает олимпийское движение России, оказывая всемерное содействие Олимпийскому комитету России в реализации его уставных целей.
3. Олимпийский комитет России:
1) пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;
2) представляет в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;
3) утверждает состав олимпийской делегации Российской Федерации и направляет ее для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;
4) обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;
5) утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федерации;
6) участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;
7) определяет город Российской Федерации, который вправе подать в Международный олимпийский комитет заявку на проведение Олимпийских игр;
7.1) содействует предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, а также противодействию проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;
8) осуществляет иные права в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом, в том числе право на участие в обеспечении подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
4. Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 (в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта) и пунктом 6 части 3 настоящей статьи, осуществляется во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общероссийскими спортивными федерациями.
5. Олимпийскому комитету России принадлежит исключительное право использования собственного наименования и официального наименования «Олимпийская команда России». Использование третьими лицами в коммерческих и рекламных целях указанных наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется на основании соглашений, заключенных в письменной форме с Олимпийским комитетом России, за исключением случаев использования этих наименований и образованн��х на их основе слов и словосочетаний в целях информационного обеспечения или в связи с осуществлением указанного права третьими лицами, являющимися приобретателями права на освещение в средствах массовой информации Олимпийских игр и других международных спортивных мероприятий, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
Статья 35. Спортивные сборные команды Российской Федерации
1. Спортивные сборные команды Российской Федерации могут состоять из основного и резервного составов.
2. Перечень специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта.
3. Материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 36. Формирование спортивных сборных команд Российской Федерации
1. Списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта ежегодно формируются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
2. Общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, порядок утверждения этих списков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
3. Спортивные сборные команды Российской Федерации для подготовки к участию и участия в международных спортивных соревнованиях формируются общероссийскими спортивными федерациями из числа лиц, включенных в соответствующий список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта.
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры Российской Федерации.
3. На территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом.
4. В состав органов международных физкультурно-спортивных организаций и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, могут входить лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Статья 41. Заключительные положения
1. Аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Федерального закона общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по соответствующим видам спорта считаются приобретшими статус общероссийских спортивных федераций в день вступления в силу настоящего Федерального закона и включаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в реестр общероссийских спортивных федераций без представления каких-либо дополнительных сведений и документов.
2. В течение четырех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона для сохранения статуса общероссийских спортивных федераций учредительные документы аккредитованных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Федерального закона общероссийских физкультурно-спортивных общественных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по соответствующим видам спорта должны быть приведены в соответствие с установленными настоящим Федеральным законом требованиями к общероссийским спортивным федерациям. Наряду с этими требованиями указанные общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по различным видам спорта в течение срока, установленного настоящей частью, обязаны выполнить предусмотренные частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона требования к своим официальным наименованиям и членству в общероссийских спортивных федерациях.
3. До выполнения аккредитованным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Федерального закона общероссийским физкультурно-спортивным общественным объединением (федерацией, союзом, ассоциацией) по соответствующему виду спорта требований, установленных частью 2 настоящей статьи, к такому общественному объединению не применяются требования, установленные частью 9 статьи 14 настоящего Федерального закона.
4. До выполнения аккредитованным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Федерального закона общероссийским физкультурно-спортивным общественным объединением (федерацией, союзом, ассоциацией) по соответствующему виду спорта требований, установленных частью 2 настоящей статьи, прием в члены такого общественного объединения юридических лиц, не являющихся общественными объединениями, не допускается.
5. По истечении срока, указанного в части 2 настоящей статьи, общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по различным видам спорта, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, предъявляемыми к общероссийским спортивным федерациям, или не выполнили предусмотренные частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона требования к своим официальным наименованиям и членству в общероссийских спортивных федерациях, лишаются статуса общероссийских спортивных федераций и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях на основании устава, который применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
6. В срок до 1 июля 2008 года Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона, и приводит в соответствие с ним свои нормативные правовые акты.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ и состоит из комментируемого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
В связи с принятием нового Закона значительно расширились принципы законодательства о физической культуре и спорте (ст. 3 Федерального закона N 329-ФЗ). Перечислим некоторые из них:
- единство нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
- содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп населения.
К субъектам физической культуры и спорта добавлены:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты и Специальная олимпиада России;
- профсоюзы в области физической культуры и спорта;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Таким образом, перечисленные субъекты получили законодательную базу для своей деятельности.
Статьей 23.1 прежнего Закона с 01.01.2007 было введено понятие «спортивный паспорт». Новый Закон приостановил введение спортивного паспорта до 01.01.2009. Порядок ведения, выдачи, замены спортивных паспортов, а также порядок функционирования единой системы их учета устанавливаются положением о спортивном паспорте, утвержденным в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ст. 27 Федерального закона N 329-ФЗ). В настоящее время это положение не разработано. Обязанность финансирования оформления и ведения спортивных паспортов возложена на федеральный орган исполнительной власти (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ).
За образовательными учреждениями сохранено право самостоятельно определять программы занятий физической культурой, основываясь на государственных образовательных стандартах и нормативах физической подготовки.
В п. 2 ст. 28 Федерального закона N 329-ФЗ перечислены обязательные условия, которые должны соблюдать образовательные учреждения при организации физического воспитания.
Исходя из положений ст. 31 Федерального закона N 329-ФЗ адаптивная физическая культура (спорт инвалидов) — вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, представляющий собой комплекс эффективных средств их физической реабилитации. Физическая реабилитация и социальная адаптация реализуются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивно-адаптивных школах, организованных федеральным органом, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Кроме того, образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
В принятом Законе он регламентирован отдельной главой. Рассмотрим его подробнее. Статьей 32 Федерального закона N 329-ФЗ определен перечень этапов многолетней подготовки спортсменов:
- спортивно-оздоровительный этап;
- этап начальной подготовки;
- учебно-тренировочный этап;
- этап совершенствования спортивного мастерства;
- этап высшего спортивного мастерства.
Перечисленные этапы должны определяться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов создаются и ведут свою деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса.
Организация учебно-тренировочного процесса включает:
- проведение учебно-тренировочных и других спортивных мероприятий;
- обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием;
- организацию питания на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и спортивные соревнования.
Согласно ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ к указанным физкультурно-спортивным организациям относятся центры спортивной подготовки и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
Образовательными учреждениями, осуществляющими вышеназванные задачи, являются:
- образовательные учреждения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта;
- образовательные учреждения среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, которые будут осуществлять такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Например, при средней общеобразовательной школе может быть организован специализированный спортивный класс по волейболу. В настоящее время организация деятельности таких классов по видам спорта и углубленным учебно-тренировочным процесса регламентирована Письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 N СК-02-10/3685.
– Поскольку наша беседа касается профессионального спорта, хотелось бы сразу уточнить, предусмотрена ли в новом законе какая-то формулировка или критерии определения профессионального вида спорта.
– Да, конечно. Самый главный критерий профессионального спорта – это получение дохода. Профессиональным спортом люди занимаются не для собственного удовольствия, не для того, чтобы построить красивое тело или избавиться от вредных привычек, а для того, чтобы получить доход. Новые поправки в закон о спорте дают определение профессионального спорта как части спорта, которая направлена на организацию и проведение спортивных соревнований и на получение организаторами и участниками соревнований дохода. То есть организуются соревнований, в которых и участники (скажем, футболисты) и организаторы (РФС или РФПЛ) получают доход. Это и есть определение профессионального спорта – здесь всё очень просто.
– С критерием всё понятно. Но всё-таки где проходит граница между профессионалами и любителями? Например, могут ли профессиональные федерации проводить официальные турниры среди любителей? Могут ли профессионалы и любители принимать участие в одних и тех же турнирах?
– Здесь нет какого-то универсального правила. Всё зависит от организатора. Если организатором соревнований является профессиональная лига (например, РФПЛ), то она не будет проводить соревнования между любителями, поскольку в неё входят
И профессионалы, и любители вполне могут принимать участие в одном и том же соревновании – такие случаи бывали.
профессиональные команды, которые нацелены на получение прибыли. А РФС может быть организатором подобных соревнований – той же любительской лиги, например. Здесь нет никаких запретов. Ещё раз скажу, что главное отличие профессионалов от любителей – это заработная плата. И профессионалы, и любители вполне могут принимать участие в одном и том же соревновании – такие случаи бывали. Всё зависит от организатора и тех правил, которые он устанавливает.
– Есть ли в связи с этим какие-то особенности у международных лиг, таких как КХЛ или Лига ВТБ, где играют не только российские клубы, но и иностранные, на которые соответственно действие закона не распространяется.
– А почему не будет? Новые поправки как раз на это и направлены. Они дают определение профессиональной спортивной лиги и в том числе говорят о том, как могут быть организованы международные спортивные лиги вроде КХЛ. Закон написан достаточно подробно и понятно, и в нём сказано, что профессиональные лиги, которые организуют международные соревнования, должны получить разрешение от соответствующей федерации, а иностранные участники должны предоставить разрешения от своих федераций. Например, финская федерация хоккея должна подтвердить, что разрешает тому же «Йокериту» участвовать в этом соревновании. Более того, есть интересный момент, взятый, видимо, из баскетбола. Результаты соревнований в таких лигах могут засчитываться как чемпионат России. То есть российская команда, занявшая наивысшее место, может получить титул чемпиона России.
– То есть выходит, что федерация делегирует этой лиге право на проведение чемпионата России. В данном случае, понятное дело, требуется разрешение федерации. Но если чемпионат страны не проводится в рамках этого международного объединения, то всё равно нужно решение национальной федерации?
– Да, всё равно. На самом деле, это всё и сейчас нужно – это правило не новое, просто его сформулировали более конкретно. Если ты на территории России проводишь любое международное соревнование, то должен получить разрешение от федерации по соответствующему виду спорта.
– А как профессиональные клубы, лиги и федерации могут оперативно выбирать и утверждать своих руководителей?
– Это зависит от их организационно-правовой формы и устава, который эти вопросы регулирует. Я не могу назвать вам какой-то универсальный рецепт. Насколько я понимаю, это не регулируется законом. Все делают это по-разному. Повторюсь: это зависит от организационно-правовой формы. Есть некоммерческое партнёрство, есть муниципальное учреждение, ЗАО, ОАО, ООО – везде выборы проходят по-разному. Лиги тоже могут быть организованы по-разному. Это
Клубам, которые финансируются из госбюджета, установлен запрет на выплаты агентам, на выплату трансферных сумм и выплату компенсаций за расторжение договоров.
достаточно расплывчатый вопрос.
Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации с изменениями
– Обратимся к особенностям финансовой деятельности. Насколько известно, на некоторые расходы клубам будет запрещено тратить бюджетные средства. В частности, на оплату деятельности агентов, компенсации за досрочное прекращение трудовых договоров, переходы из клуба в клуб. Каких ещё расходов это касается и с чем связана подобная необходимость?
– Я не знаю, с чем связана подобная необходимость. На протяжении последних лет у нас была довольно обширная общественная дискуссия о том, корректно или нет тратить государственные деньги, например, на выплаты агентам. В этом поле неоднократно возникали злоупотребления: менеджеры клубов использовали этот канал выплат как способ вывода денег. Видимо, законодатель посчитал эти опасения обоснованными. Редакция закона содержит три категории клубов. Клубы, которые получают ассигнования из государственного бюджета, клубы, которые получают деньги по спонсорским контрактам от компаний госаппарата, а также все остальные клубы. Ко всем остальным клубам вопросов нет – они сами зарабатывают и сами тратят. А клубам, которые финансируются из госбюджета, установлен запрет на выплаты агентам, на выплату трансферных сумм и выплату компенсаций за расторжение договоров. На самом деле и сейчас в клубах, которые финансируются из региональных бюджетов, есть указания на целевое финансирование – куда эти деньги могут быть потрачены. Это есть не всегда, но во многих случаях. А сейчас это закрепляется на законодательном уровне. На мой взгляд, это не может не вызывать положительных эмоций, поскольку и трансферы, и агентские выплаты, и компенсационные выплаты – это такие вещи, в которые заложена возможность потенциального злоупотребления. А государственные деньги должны идти на детско-юношеский спорт или заработную плату. То же самое касается и государственных корпораций. Если ты получил спонсорский контракт с какой-то корпорацией, где государственное участие более 25 процентов, то ты не можешь тратить их на эти цели.
– А что касается внебюджетных средств, которые сам клуб нашёл после привлечения спонсоров. Понятно, что он может расходовать их на эти нужды. Но в то же время правительство может устанавливать определённый годовой лимит, который нельзя превышать.
– Если я всё верно помню, то там всё не совсем так. По-моему, этот лимит установлен не для клубов, а для госкорпораций. В законе есть фраза: ограничения по поводу госкорпораций не применяются в случае, если профессиональным спортивным клубам предоставляются их бенефициарными владельцами денежные средства, полученные таким владельцем из внебюджетных средств. То есть даже если клубом владеет госкорпорация, но она получила средства из внебюджетных источников, то она может направлять их без ограничений на любые цели.
– Получается следующая система: бюджетные средства на это расходовать на указанные цели нельзя, а средства госкорпораций – в ограниченном объёме.
– Нет, средства госкорпораций тоже нельзя. Можно лишь в том случае, если госкорпорация, владеющая клубом, получила деньги из внебюджетных источниках. Такие средства, направленные в клуб, можно использовать как угодно. Но объём этих выплат дополнительно будет определяться правительством. Правительство должно будет издать дополнительный нормативный акт.
Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.
2. Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
3. Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.
Путин поручил кабмину внести в Госдуму закон о спорте и физкультуре
1. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России — части соответственно международного паралимпийского движения, международного сурдлимпийского движения, международной специальной олимпиады, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.
2. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России возглавляются соответственно Паралимпийским комитетом России, Сурдлимпийским комитетом России, Специальной олимпиадой России — общероссийскими общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, уставами соответствующих международных спортивных организаций и на основе признания международными спортивными организациями, а также в соответствии со своими уставами.
3. Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России представляют спортивные сборные команды Российской Федерации соответственно на Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх, других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета, Международного сурдлимпийского комитета и Международной специальной олимпиады.
4. Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России реализуют выполнение стоящих перед ними уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.
1. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Официальные наименования местной и региональной спортивных федераций должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму спортивной федерации (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (местная, региональная), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Местная и региональная спортивные федерации вправе использовать в своих наименованиях слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму.
3. Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
4. Региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта Российской Федерации.
5. По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.
1. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Олимпийского комитета России. С момента указанной государственной аккредитации общественной организации она приобретает статус общероссийской спортивной федерации. При этом указанная государственная аккредитация осуществляется на четырехлетний срок.
3. Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация наряду с соблюдением требований, установленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должна соответствовать следующим условиям:
1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;
2) в числе членов организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации региональные спортивные федерации, аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются ее структурные подразделения и (или) являющиеся ее членами аккредитованные региональные спортивные федерации.
4. В связи со сложностью видов спорта, развитие которых осуществляется, и с другими особенностями в порядке, определенном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Олимпийского комитета России, возможны получение государственной аккредитации и приобретение статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.
5. Использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание «общероссийская спортивная федерация» вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Общероссийская спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слово «союз» или слово «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.
6. В случаях отзыва государственной аккредитации и лишения статуса общероссийской общественной организации, или приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации, или отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта по заявлению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации на определенный срок вправе наделить ее правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, по которым отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация, до дня аккредитации общероссийской спортивной федерации по данному виду или видам спорта либо в случае приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации до дня возобновления ее деятельности.
7. Уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство в ней физических лиц.
8. В члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их уставами могут быть приняты спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения, осуществляющие свою деятельность преимущественно в соответствующем виде или видах спорта. Перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений, указанных в настоящей части, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения Олимпийского комитета России.
9. Не менее семидесяти пяти процентов голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации должно принадлежать членам такой федерации — аккредитованным региональным спортивным федерациям.
10. Не могут создаваться и действовать общероссийские спортивные федерации по национальным видам спорта.
11. Общероссийские спортивные федерации открыты для вступления в них новых членов.
Номер документа: | 198-ФЗ |
Дата принятия: | 23/07/2013 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 21/01/2014 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
1.
В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся:1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;1.1) развитие школьного спорта и массового спорта;1.2) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО;5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных
Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ
1.
Организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований). Обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В 2017 году изменения в Федеральный закон 329 вносились дважды — 28 марта и 17 апреля. Обе редакции ввели дополнительные положения в отдельные статьи:
- в ст 19.1 ФЗ 329 об особенностях регулирования деятельности в области профессионального спорта были добавлены части 8 и 9, указывающие на использование символики организаторов спортивных мероприятий букмекерскими конторами, а также на порядок распределения средств, полученных от организации спортивных мероприятий — 20% таковых идет на развитие детско-юношеского спорта и 80% — на развитие профессионального;
- статья 20 ФЗ 329 в новой редакции закона о физической культуре дополнена частью 14.1, предписывающей запрет на въезд в страну лиц с иностранным гражданством или без такового вообще, если имеется информация о нарушениях данным лицом общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий.
Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
2. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности;
физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека;
спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям;
система физической культуры и спорта — совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации;
физкультурное (физкультурно-спортивное) движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта;
олимпийское движение России — составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества;
физкультурно-спортивное объединение — общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей;
всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье» — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации;
Единая всероссийская спортивная классификация — программно-нормативный документ, устанавливающий нормы, требования, условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий;
любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;
профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей;
спортсмен — лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях;
спортсмен-любитель (физкультурник) — спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
спортсмен высокого класса — спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «Мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации;
спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них;
физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий;
спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее — предприятия спортивной промышленности).
Всероссийская федерация танцевального и акробатического рок-н-ролла 28 Сентября — 2 Октября Открытые областные соревнования в дисциплинах для начинающих спортсменов Открытый краевой турнир «Золотая осень — 2021» Чемпионат и Первенство Краснодарского края по акробатическому рок-н-роллу Чемпионат и Первенство Калужской области
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г
. N 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями) Кроме того, в законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Федеральный закон вступает в силу с 30 марта 2008 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. .
«Чемпионат» пообщался с известным спортивным юристом, партнёром юридической фирмы Legal Sport Михаилом Прокопцом , который подробно разобрал основные нюансы планирующихся изменений в закон о «Главный критерий профессионального спорта – получение дохода» – Поскольку наша беседа касается профессионального, хотелось бы сразу уточнить, предусмотрена ли в новом законе какая-то формулировка или критерии определения профессионального вида. – Здесь нет какого-то универсального правила.