Внеплановая проверка роспотребнадзора в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановая проверка роспотребнадзора в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение: организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2021 года, то законодатели, в конце 2021, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2021 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Проверки, как плановые, так и внеплановые, проводятся удаленно, с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Непосредственное посещение организации допустимо только при проведении внеплановой проверки, если:

  • выезд согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо проверка выполнения ранее выданных предписаний;
  • возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок.

По общему правилу, о проведении внеплановой проверки Роспотребнадзор обязан информировать не менее, чем за сутки любым доступным способом, поэтому организации необходимо контролировать все средства связи, в том числе электронную почту, если она указана в ЕГРЮЛ либо ранее использовалась при контактах с Роспотребнадзором.

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Служба намерена снять с себя бремя плановых проверок

Если в результате проведения проверки будут обнаружены проблемы, руководство о них извещается. Всегда дается время на их устранение, в зависимости от вида нарушений, работа может приостанавливаться, если Роспотребнадзор считает невозможным быстрое и безопасное для окружающих решение. Кроме того, от работы может отстраняться часть персонала или блокироваться часть оборудования. Например, при отсутствии санитарных книжек или журналов дезинфекции транспорта.

Всегда указывается срок, по истечении которого будет проведена повторная инспекция. В этом случае инспектор чаще всего проверяет проблемные места и выдает разрешение для дальнейшей работы. При невыполнении выданных предписаний и рекомендаций Роспотребнадзор имеет право требовать административных взысканий, а также препятствовать рабочему процессу, если тот представляет угрозу здоровью потребителя.

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Плановые проверки по федеральному государственному надзору в рамках выполнения защиты прав потребителей будут приостановлены на 2018 год, благодаря чему продолжит снижаться нагрузка административного характера для бизнеса. Однако на этом взаимодействие организации с участниками предпринимательской деятельности не заканчивается. И далее организация будет заниматься профилактическими мероприятиями совместно с представителями бизнеса, опираясь на план проверок на 2021 год СЭС, контролировать без постановки в известность юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей. Планируется проводить меньше проверок, тем самым воплощая в жизнь метод риск-ориентированного подхода. Проведение реформы осуществляется, как было задумано Правительство сформировало специальную аттестационную комиссию, в рамках которой предусмотрено отслеживание работы, в том числе проверки СЭС, в руководстве, возглавляющем надзорные ведомства. Это было сказано премьер-министром Медведевым Дмитрием Анатольевичем. Также министр Михаил Абызов предоставил данные, подтверждающие выполнение программы проведения контроля и надзора но нормам графика.

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы (ИНН, Устав);
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Роспотребнадзор внепланово проверяет лаборатории, работающие с COVID-19

Роспотребнадзор обязан проверять предприятия на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей и правил продажи некоторых товаров.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза за три года (раз в два года для предприятий, связанных с медициной).

Конечно же, новому предприятию проверки не избежать, в остальном же график проверок на текущий год должен быть выложен на сайте контролирующего органа. Так, в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» Роспотребнадзор обязан до 31.12.2015 года разместить на своем сайте план проверок на следующий год.

Органы Роспотребнадзора обязаны предупредить предпринимателя о намечающейся проверке не позднее, чем за три дня до нее (так как производить проверку в отсутствие руководящего лица просто не имеют права).

Внеплановая проверка производится чаще всего в ответ на жалобы граждан о нарушении их потребительских прав. Также внеплановые проверки могут проводиться по обращениям органов местного самоуправления или государственной власти.

Кроме того, проверка ИП Роспотребнадзором внепланово может производиться, если есть жалобы на плохую продукцию, заболевания и отравления, а также с целью проверить устранение полученных ранее замечаний. Но даже в случае внеплановой проверки предпринимателя обязательно должны предупредить за сутки до планируемого действия.

Правда, если есть подозрение о возникновении опасной болезни или отравления, о проверке могут и не предупредить.

Многие предприниматели, опасаясь проверки государственного органа, идут на хитрость: раз в три года накануне планового посещения ликвидируют бизнес, чтобы потом открыть его заново на том же самом месте. Мера, конечно, безотказная, но затратная и совершенно излишняя.

Некоторые предприниматели заранее обращаются в Роспотребнадзор за санитарно-эпидемиологической экспертизой. Но даже если вы не относитесь ни к первым, ни ко вторым, бояться совершенно нечего, подготовиться к проверке контролирующего органа не так уж и сложно.

Помимо ознакомления с вышеперечисленными документами, проверяющие проводят визуальный осмотр всех площадей предприятия, а также прилегающих территорий.

При визуальном осмотре проверяют следующие параметры:

  • соответствие нормам общего метража помещений, а также ширины и высоты дверных и оконных проемов;
  • соответствие состояния помещений и прилегающих территорий санитарным нормам;
  • проверяется также достаточность освещения.

Сотрудники Роспотребнадзора проверят также качество товара (включая соблюдение сроков годности и целостность упаковки) и качество предоставляемых потребителю услуг. Нередко для проверки этих параметров проводятся контрольные закупки.

По результатам проверки могут быть выписаны предписания об устранении нарушений или же штрафы. За нарушение санитарных норм и невыполнение соответствующих мероприятий индивидуальным предпринимателям может быть выписан штраф от 0,5 до 10 минимальных заработных плат (в отдельных случаях могут выписать постановление о приостановлении предпринимательской деятельности до устранения нарушения – на срок до девяноста суток).

В случае несоблюдения норм эксплуатации помещений штраф может составить от десяти до двадцати минимальных заработных плат (или же аналогичное постановление). В случае обнаружения угрозы распространения инфекционного заболевания дело может ограничиться не только штрафом, но и лишением свободы для предпринимателя по решению суда.

Иногда может потребоваться объяснительная в Роспотребнадзор – в случае если государственный орган получил жалобу на продукцию или услуги предпринимателя.

Объяснительная составляется на бланке (при его наличии), пояснения по ситуации даются подробно, но лаконично, с приложением пояснительных документов (при необходимости).

Главное, запомните: если мы готовимся к проверке Роспотребнадзора, начинать нужно не за день до проверки, а лучше стараться соблюдать все предписанные нормы по возможности сразу. Иначе во время проверки могут возникнуть неприятные казусы на пустом месте – хотя бы просто потому, что сотрудники не привыкли к другому режиму работы.

В заключение стоит добавить, что для тех, кто готовится к проверке Роспотребнадзора и переживает, что не справится самостоятельно, существует множество фирм-посредников, которые подготовят полный пакет необходимых документов и проконсультируют, к чему нужно быть готовым и как в случае замечаний ликвидировать нарушения.

В новом году стартует обещанная реформа правительства, которая предусматривает сокращение количества министерств с 21 до 15. В число потенциальных ведомств на упразднение попал и Роспотребнадзор, который планируют объединить с Россельхознадзором. Ожидается, что на полноценное слияние служб и организацию работы нового ведомства достаточно будет одного года. В связи с этим возможно изменение регламентов и правил проверок бизнеса Роспотребнадзором.

Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:

  1. В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
  2. В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
  3. Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
  • выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
  • налагает на организацию штраф; или
  • приостанавливает деятельность организации на определенный срок.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году делятся:

  • на документарные;
  • выездные.

Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:

  • проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
  • установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.

Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей

Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).

Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю

План проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2021 год скачать

Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:

  • Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
  • Соблюдение требований закона о правах клиента;
  • Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
  • Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
  • Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
  • Статистическую отчетность.

Плановая проверка Роспотребнадзора проводится один раз в три года по графику, который формируется на год. Публикуется план проверок Роспотребнадзора на официальном сайте ведомства. Ознакомившись с графиком, можно получить детальную информацию о времени, месте и назначении ревизии. За три дня до проведения инспекции, субъект предпринимательской деятельности оповещается об инспекции. Подобное сообщение передается предпринимателю лично или отправляется почтой.

На протяжении 2019-2020 годов в соответствии с федеральным законом №294-ФЗ не проводятся плановые ревизии предприятий малого бизнеса, кроме медицинских учреждений, учебных заведений и организаций, осуществляющих массовые мероприятия.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора: все что вам нужно знать

Внеплановые проверки Роспотребнадзора могут быть результатом реагирования на жалобы граждан по защите прав потребителей или устранения недостатков, выявленных предыдущей ревизий. Основанием для инспекции может быть только обращение с указанием фактов нарушения, реквизитов заявителя и предпринимателя. На внеплановую проверку необходимо получить санкцию прокурора.

О проведении внеплановой инспекции предприниматель уведомляется за день до ее проведения. Без предупреждения могут быть проинспектированы учреждения, связанные с изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов, а также любые организации при возникновении угрозы жизни или здоровью людей.

Учитывая сферу деятельности Роспотребнадзора, стать кандидатом на проверку может любое предприятие, оказывающее услуги или реализовывающее товары для населения. Например, образовательные, медицинские или торговые учреждения.

Другими словами, Роспотребнадзор имеет право проинспектировать любую деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам.

Что проверяет Роспотребнадзор? Плановые ревизии инспекции направлены на надзор за:

  • Соблюдением закона о защите прав клиентов;
  • Санитарно-эпидемиологическими нормативами;
  • Проведением аттестации сотрудников общепита;
  • Выполнением законодательства в сфере энергосбережения.

Инспекция в результате рассмотрения обращения гражданина изучает:

  • Законность трудовых отношений;
  • Соответствие квалификационного уровня сотрудников;
  • Своевременное прохождение медосмотра, наличие санитарных книжек;
  • Наличие сертификатов качества продукции;
  • Работу контрольно-кассовой аппаратуры;
  • Соответствие качества товара заявленному качеству (пробы);
  • Визуальный осмотр и замеры строения – для подтверждения соответствия нормам.

Многих предпринимателей интересует вопрос, какие документы проверяет Роспотребнадзор? По закону, предприниматель обязан предоставить для проверки:

  • Статут, устав;
  • Заполненные санкнижки;
  • Документация контроля санитарных норм;
  • Лицензии на предоставление услуг;
  • Доски объявлений;
  • Книжки жалоб и заявлений;
  • Меню или прейскурант;
  • Документы, на основании которых арендовано или приобретено помещение;
  • Контракты с третьими лицами (на вывоз мусора, проведение дезинфекции);
  • Журналы проведения санитарных ревизий;
  • Журнал регистрации дезинфицирующих препаратов.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2012 г. N 25357

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 16 июля 2012 г. N 764

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 571; N 52, ст. 6441; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2011, N 14, ст. 1935; N 43, ст. 6079; 2012, N 27, ст. 3729) и от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утвержден

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере защиты

прав потребителей

и благополучия человека

от 16 июля 2012 г. N 764

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

2. Исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее — государственная функция) осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении следующих категорий лиц:

1) юридические лица (далее также — проверяемые юридические лица);

2) индивидуальные предприниматели (далее также — проверяемые индивидуальные предприниматели);

3) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (далее также — проверяемые граждане).

3. Должностными лицами Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию (далее — должностные лица Роспотребнадзора), являются:

1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его заместители;

2) начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;

3) начальники отделов в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;

4) советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Кроме того, постановлением предусматривается возможность проведения выездных проверок в 2021 году с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. аудио- или видеосвязи. Также будет возможность заменены плановой выездной проверки, которая включена в ежегодный план проверок на 2021 год, инспекционным визитом и ограничение продолжительности плановой проверки 10 рабочими днями.

В начале этого года действовал «мягкий мораторий», ограничивающий проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства по видам контроля, по которым риск-ориентированный подход не был введен. По данным Минэкономразвития, в план проверок на 2020 год включили 376,2 тыс. проверок.

После того, как ввели весенние «антиковидные» меры, прекратили все плановые проверки субъектов МСП, а также ввели для внеплановых проверок серьезные ограничения. Промежуточные итоги за первого полугодие 2020 года показали, что по сравнению с первым полугодием 2019 года число проверок снизилось на 45,7% — с 612 до 332,3 тыс. проверок.

В рамках своей деятельности Роспотребнадзор строго следит за соблюдением требований действующего законодательства. При этом основными нормативными документами, которыми он руководствуется при выполнении текущих рабочих задач, становятся:

  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, посвященный вопросам защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в ходе взаимодействия с государственными органами в рамках организации контрольно-надзорных операций;
  • постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, определяющее принципы работы Роспотребнадзора, его основные полномочия, права и обязанности;
  • специализированный приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, который выступает в роли административного регламента, определяющего порядок взаимодействия ведомства с подконтрольными организациями при выполнении надзорных и иных операций;
  • приказ Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860, которым вводятся специализированные бланки проверочных листов для проведения контролирующих операций с учетом обязательных принципов риск-ориентированного подхода;
  • другие нормативные документы.

Это основные правовые акты, которые регулируют порядок работы Роспотребнадзора в рамках одной из ключевых сфер своей работы – выполнения контрольно-надзорных операций. При этом другие направления его работы регулируются дополнительными нормативными документами.

Согласно разделу 6 этого нормативного документа в рамках выполнения своей текущей работы в 2021 году ведомство обладает следующими полномочиями:

  • организация необходимых исследований, экспериментов, испытаний и других процедур, которые требуются для определения качества изделий или услуг;
  • предоставление заинтересованным гражданам и компаниям разъяснений о порядке работы ведомства, а также по другим вопросам, входящим в полномочия службы;
  • направление запросов на получение информации, необходимой для работы государственного органа;
  • вовлечение компетентных организаций для осуществления своих полномочий, включая научные, исследовательские, общественные и другие объединения. Одним из разрешенных способов вовлечения таких организаций в деятельность Роспотребнадзора становится формирование совещательных органов для обсуждения текущих вопросов и принятия решений по ним;
  • пресечение фактов нарушений действующего законодательства в области работы ведомства, а также использование предусмотренных законом мер ограничительного воздействия по отношению к нарушителям;
  • выполнение контроля за работой территориальных подразделений ведомства;
  • дополнительные полномочия, связанные с разработкой и внедрением форменной одежды, специализированных знаков отличий и проч.

Согласно разделу 5 приказа № 322 выполнение контрольно-надзорной работы расценивается как одно из наиболее значимых направлений работы ведомства.

Приказ № 764 устанавливает, что в целях выполнения своей основной работы по организации контролирующих операций Роспотребназдор в 2021 году вправе проводить два базовых типа проверок:

  • плановые, которые проводятся по заранее утвержденному графику согласно нормативам, зафиксированным в действующем законодательстве;
  • внеплановые, которые организуются в случае поступления в ведомство информации о появлении достаточно веских причин для проведения такой проверки. Например, в список таких оснований согласно пункту 26 приказа № 764 относятся невыполнение проверяемой организацией ранее выданного предписания о ликвидации нарушений, поступление данных о появлении угрозы жизни и здоровью покупателей либо нарушении их законных прав, распоряжение прокурора и другие причины.

Оба вида проверок могут проводиться в документарном и выездном формате. В первой ситуации проверка выполнения контролируемой организацией обязательных требований производится на основании сведений, содержащихся в пакете документации, предоставленной ею на проверку. Во второй ситуации контроль производится в ходе личного визита инспекторов службы на проверяемое предприятие.

Основные ограничения в отношении сроков выполнения проверочных операций для подконтрольных организаций Роспотребнадзора в 2021 году определены положениями приказа № 764. Рассматриваемый нормативный документ в этой части полностью гармонизирован с требованиями федерального закона № 294-ФЗ, который устанавливает общие ограничения при реализации контрольно-надзорной работы государственными органами. Согласно нормативам, зафиксированным в рассматриваемых правовых актах, при организации плановых проверок Федеральная служба принимает во внимание обязательные временные ограничения:

  • для большей части контролируемых организации плановые проверки проводятся раз в три года;
  • для отдельных организаций, работа которых при нарушении действующих нормативов может причинить серьезный вред здоровью или даже жизни покупателей, может быть установлена более частая периодичность выполнения плановых проверок. Список направлений работы, для которых предусмотрены более частые проверки, определен постановлением Правительства от 23 ноября 2009 г. N 944;
  • максимальная длительность выездной и документарной проверки для большей части компаний составляет двадцать дней. При этом наибольшая разрешенная длительность выездной проверки для малого предприятия составляет 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.

В особых случаях, и только при обязательном предоставлении мотивированного обоснования, составленного уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора, срок выполнения плановой проверки для обычной организации может быть увеличен еще на двадцать дней, для малого или микропредприятия – еще на 15 часов в год. В список таких особых случаев входит потребность в организации дополнительных исследовательских процедур для определения степени опасности конкретного продукта или иного объекта – например, специализированных экспертиз, исследований, испытаний и проч. При этом если ведомство пришло к выводу о потребности в их организации, эти процедуры, как и другие составляющие плановой проверки, выполняются за счет бюджетных средств. Взимание платы за их реализацию с компании, выступающей в роли объекта контроля, запрещается.

Принимая во внимание приведенные требования к организации согласования графика плановых проверок, понятно, что такой план на 2021 год уже утвержден. Этот документ действительно уже опубликован и на портале Генеральной прокуратуры, и на сайте Роспотребнадзора. При этом компаниям, которые поднадзорны этому контролирующему ведомству, удобнее отслеживать свое попадание в список проверок на его сайте. Это обусловлено тем, что на портале Генпрокуратуры размещается сводная информация обо всех планируемых проверочных процедурах, так что проводить поиск придется по большему массиву данных.

Как понятно из сведений, опубликованных на сайте Федеральной службы, в общей сложности в 2021 году ведомство собирается провести более 85 тысяч плановых проверок почти во всех регионах страны. Если судить по информации, предоставленной в плане, можно заметить, что в текущем году государственный орган отдает преимущество выездной форме контроля, то есть собирается проверять соблюдение требований действующего законодательства при помощи личного визита инспекторов в проверяемую компанию. Запланированные сроки выполнения проверочных операций определены согласно действующему законодательству.

Чтобы облегчить компаниям, попавшим в план, подготовку к визиту проверяющих, к опубликованному реестру проверок присоединен удобный инструмент поиска необходимых сведений. Организация, которая предполагает, что она может стать объектом контроля со стороны Роспотребнадзора в 2021 году, может найти себя в графике, используя один или несколько критериев поиска, включая:

  • название организации или фамилия индивидуального предпринимателя, поскольку согласно действующему законодательству Роспотребнадзор имеет право выполнять плановые проверки как в отношении юрлиц, так и в отношении ИП;
  • основной номер, применяемый для государственной регистрации организации (ОГРН);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • регион, в котором зарегистрирована компания.

Аналогичные сведения указываются в специализированной карточке, которая оформлена на сайте для каждого запланированной проверочной процедуры. В дополнение к ним в этой карточке зафиксирован предмет осуществления проверки, то есть конкретный нормативный документ или документы, на соответствие которым проверяется деятельность компании.

Кроме этого, в карточке приводятся форма выполнения проверки, ее срок и месяц, в котором она будет организована. Если мероприятие собираются провести в сотрудничестве с другим государственным контролирующим органом, в карточку также вносится его название. Однако анализ опубликованного графика ясно демонстрирует, что большую часть проверок в 2021 году Роспотребнадзор будет выполнять своими силами. Ссылка на план-график проверок помещена прямо на главной странице сайта ведомства, чтобы посетители, заходящие на портал для получения этой информации, могли быстро найти нужные данные.

Схожий инструмент поиска опубликован также на сайте Генеральной прокуратуры. Однако в дополнение к перечисленным полям он также дает возможность провести поиск по месяцу выполнения проверки. Если по результатам поиска на том или другом сайте Вы не обнаружили данных о Вашей организации, это значит, что она не включена в график плановых проверок Роспотребнадзора в 2021 году.

Поскольку проверки, внесенные в график, входят в категорию плановых, в 2021 году действующее законодательство предусматривает право объектов контроля на предварительное получение информации о готовящемся визите инспекторов. Основной способ информирования, предусмотренный для этой ситуации положениями пункта 41 приказа № 764, — заказное почтовое отправление с уведомлением о его вручении адресату. Такое уведомление должно содержать копию официального приказа о выполнении проверки в отношении конкретной организации или ИП. При этом юрлицо или предпринимателя необходимо предупредить о запланированной проверке приведенным способом не позже, чем за три дня до ее начала.

Нужно учитывать, что на сайте Роспотребнадзора можно найти информацию о графике осуществления плановых проверок в предыдущие годы. Эти сведения могут быть полезными, если при изучении плана на 2021 год Вы выяснили, что Вашу организацию включили в него неправомерно. Например, это может произойти, если в компании уже проводилась плановая проверка менее трех лет назад, и при этом она не входит в список, приведенный в постановлении Правительства от 23 ноября 2009 г. N 944. В этой ситуации, опираясь на данные из графиков предыдущих лет, нужно составить жалобу, которую необходимо направить в прокуратуру или судебные органы. Жалобу также можно составить, если в отношении Вашей компании были нарушены установленные правила выполнения проверочных процедур.

В 2021 году в Российской Федерации продолжается активное внедрение принципов риск-ориентированного подхода в работу контролирующих и надзорных органов. Согласно положениям постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 рассматриваемый подход ориентирован на оптимизацию порядка выполнения контрольно-надзорных функций путем смещения фокуса наибольшей активности на предприятия, характеризующиеся максимальной степенью риска отрицательных последствий своей работы.

Согласно этому подходу, все предприятия делятся по этому критерию на несколько ключевых категорий – от наименьшей к наибольшей степени риска. Организации, которые принадлежат к категории максимального риска, требуют проведения проверок с наибольшей частотой. Компании же, которые отнесены к наименее рисковой категории, полностью освобождаются от участия в плановых проверках. Однако стоит иметь в виду, что при возникновении установленных законом оснований внеплановые проверки для них проводятся в обычном порядке.

Согласно постановлению № 806 Роспотребнадзор входит в список государственных органов, которые участвуют в процессе внедрения риск-ориентированного подхода к выполнению контрольно-надзорной работы. В этой связи проверки планового характера ведомством в 2021 году проводятся с использованием так называемых чек-листов. Каждый из них — это список контрольных вопросов, ответы на которые дают наглядное понимание того, соблюдает ли конкретная организация требования действующего законодательства в профильной сфере.

Сейчас ведомством утверждены несколько основных форм проверочных листов для тех областей работы, которые чаще всего подлежат плановому контролю. Они приведены в приложении к приказу Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860. В рассматриваемом приложении содержатся чек-листы для таких сфер как:

  • общественное питание;
  • торговля;
  • сфера красоты, включая работу парикмахерских, салонов красоты и соляриев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *