Закон о запрете телефонов в школе 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о запрете телефонов в школе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Основная статья: Вред от мобильного телефона
  • Зависимость от гаджетов
  • Эргономика и гигиена рабочего места за компьютером
  • Wi-Fi — Убийца-невидимка

Школы не смогут использовать мобильные телефоны для обучения

В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения. Дело в том, что вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648-20, которые будут действовать до 1 января 2027 года. Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

В конце декабря 2019 года Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах. Закон вступит в силу со следующего учебного года (2020–21 гг.).

До сих пор в Мадриде, как и почти во всех автономных регионах, закон давал право школам устанавливать свои правила, однако теперь мобильные телефоны, смартфоны и планшеты полностью запрещены во всех учебных классах региона. Мадридские ученики больше не смогут пользоваться смартфонами, за исключением тех случаев, когда преподаватель считает, что телефон необходим для учебного процесса.

К середине декабря 2019 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».

Роспотребнадзор: использовать телефоны как средство обучения детей нельзя

В декабре 2017 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов во французских школах. Речь идет об ужесточении принятого несколькими годами ране закона, согласно которому ученикам не разрешено пользоваться сотовыми аппаратами во время занятий. Прежде чем войти в класс, они должны были их выключать.

Однако, как заявил председатель профсоюза руководителей учебных заведений Франции Филипп Турнье, от 30 до 40% школьников постоянно пользуются «мобильниками» во время уроков: украдкой читают и отправляют SMS-сообщения, фотографируют друг друга и используют гаджеты для поиска в интернете ответов на учебные задания.

  • Частоты в российской связи
  • Сотовые телефоны (мировой рынок)
  • Запрет мобильных телефонов в школах, Вред от мобильного телефона, Зависимость от гаджетов
  • Сотовые телефоны (рынок России)
  • Сотовые телефоны (рынок Украины)
  • Роуминг, Роуминг в России
  • Оборудование связи (рынок России)
  • Оборудование связи (мировой рынок)
  • Сотовая (мобильная) связь (мировой рынок)
  • Сотовая связь (рынок России)
  • Сотовые ритейлеры (рынок России)
  • Сотовая связь (рынок Белоруссии)
  • Сотовая связь (рынок Таджикистана)
  • Сотовая связь (рынок Узбекистана)
  • Сотовая связь (рынок Украины)
  • Сотовая связь (рынок Кубы)

1 января 2021 г. вступил в действие новый документ СП 2.4. 3648-20, который пришел на смену старым санпинам и был утвержден главным государственным санитарным врачом России Анной Поповой в конце 2020 г.

В частности, теперь школам не рекомендовано использовать мобильные телефоны в образовательных целях. А администрация школ должна будет закупать компьютеры и планшеты с прописанным в правилах размером диагонали. Новые нормы будут действовать до 1 января 2027 г.

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», — говорится в документе. В Роспотребнадзоре эту норму «Российской газете» объяснили тем, что мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому их нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета.

Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.

Прежде всего, в новых правилах указаны теперь требуемые размеры диагонали мониторов. Так минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см (15 дюймов), планшета — 26,6 см (около 10,5 дюймов). Таким образом, санпин вводит автоматический запрет на самую массовую разновидность макбуков, обладающих 13-дюймовой диагональю экрана. Таким экраном обладает вся линейка MacBook Air и большая часть выпускаемых сейчас MacBook Pro. Одновременно из учебного процесса будет исключен целый класс ПК — ультрабуки, которые характеризуются компактностью и невысокой производительностью.

Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях запрещено.

Зрительная дистанция до экрана должна составлять не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30o.

Ученики начальной школы могут теперь заниматься на ноутбуках при наличии дополнительной клавиатуры. Также под запретом одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО, например, интерактивной доски и персонального компьютера (или планшета).

Школам рекомендовано распечатать и выдавать ученикам памятку, которую они должны прочитать сами и передать родителям. Памятка направлена на информирование о неблагоприятных факторах воздействия телефонов на детей и подростков и советует:

  • исключить ношение мобильных телефонов на шнурках на шее, сумках на поясе, в карманах одежды. Телефон рекомендуют убирать в портфель — для снижения его воздействия на мозг, сердце и другие жизненно важные органы;
  • снизить до возможного минимума контакт с гаджетом, в идеале — оставить его только для звонков родителям и экстренных ситуаций;
  • не подносить телефон к голове, а использовать гарнитуру или наушники;
  • выключать Wi-Fi, если сеть не нужна именно в данный момент;
  • не пытаться звонить или выходить в интернет при неустойчивом или прерывистом сигнале;
  • убирать на ночь телефоны в другую комнату, при отсутствии такой возможности — откладывать не менее, чем на 2 метра от головы и груди.

Исполнение всех рекомендаций позволит снизить негативное воздействие гаджетов как на физическое, так и на психическое здоровье школьников.

Запрет телефонов в школе — закон или произвол?

Смартфон, если кратко, – это умный телефон. Со многими возможностями (игры, выход в Интернет, снять фото и видео). Да и многое другое, в том числе разные игры. Вот исходя из таких широких возможностей этого устройства и стоит вопрос, довольно долго дискутируется, можно ли его разрешить иметь ученикам в школах. Есть небезосновательное опасение, что ребята будут отвлекаться, мешать другим и учебному процессу.

Родительский довод весом: постоянная связь с ребенком, обеспечение его безопасности. Если смартфоны мешают, то пусть ребята их сдают на хранение на время уроков, а уходя домой забирают. Должны же родители иметь связь с детьми. Вопрос только, как наладить сдачу, хранение и получение смартфона в школе. Если учесть стоимость некоторых смартфонов, дело это серьезное и непростое.

«Мы не можем запретить детям в принципе приходить в школу с телефонами. Мы можем лишь запретить их использование во время занятий и перемен. Значит, необходима какая-то система сбора, хранения и выдачи гаджетов. И здесь, пожалуй, кроется самый опасный момент – кто-то должен этим заниматься, следить, создать условия (ящики, шкафчики, замки, ключи) и отвечать, если телефон пропадет или сломается. И это, очевидно, станет большой головной болью для директоров и администрации школ».

Да, головной болью для администрации школы это станет.

Звучат некоторые доводы, что, мол, на уроке ученики могут воспользоваться смартфоном для выхода в Интернет при решении каких-то вопросов с разрешения учителя. Логично, конечно, как мы когда-то пользовались логарифмической линейкой. Слабое сравнение, но тоже «техника» была. А вот помешать учебному процессу телефоны могут запросто. Другое дело, если бы они полностью заменили учебники, чтобы не носить тяжеленные ранцы с толстыми книгами.

В одних странах запрет на пользование телефонами в школах введен давно, в других запретов нет. В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях. Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено. Однако ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно. В одних странах уже давно действует подобный запрет, в других – попытки лишить детей телефонов воспринимаются как посягательства на их права и свободы – так считает Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России – 2018», учитель обществознания, общественный советник министра просвещения РФ. Он также отмечает, что дети на перемене в ущерб своему здоровью проводят время, уткнувшись в экраны гаджетов. В целом учитывая все за и против, он пришел к выводу о вреде использования смартфонов в школах.

Российским школьникам запретили учиться на MacBook Air

Конституция РФ и ст. 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве.

А вот здесь ответ – однозначно да. Ст. 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Все материалы автора

Количество подписчиков: 17

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.

Как быть со смартфонами в школах? Решение принято

Закон об образовании в России предусматривает в своём составе п. 1 ст. 43. По нему школьники обязуются блюсти устав школы. Он един для всех начальных и средних школ. Как только в нём повсеместно обозначат запрет на использование мобильников, то последний будет соблюдаться неукоснительно.

Роспотребнадзор, о котором речь позади, разработал рекомендательные требования об использовании сотовых телефонов в пределах школ. Это свод ограниченно действующих правил, поправки в которые были внесены 14 августа 2019 года.

В итоге выходит, что открытое обсуждение данного вопроса с пед- и соцработниками, действующими также в интересах обучения в школах, не позволило в данный момент законодателям принять «соломоново» решение, превращающее мобильный телефон из относительно опасного средства в относительно безопасное.

Несмотря на то, что тот же Роспотребнадзор не приветствует использование сотового телефона в школах, напрямую лишать учащихся мобильников вряд ли будут. Тем не менее, ситуация с сотовыми телефонами в школе будет меняться. Возможно, текущие условия и положения об использовании мобильников в школах пересмотрят повторно.

Кирилл (имя он попросил написать выдуманное с формулировкой «у меня ребенку еще учиться») состоит в школьном чате. Говорит, там появилось сообщение о сборе денег на ящик для мобильников. Чья это инициатива — поди теперь угадай, все шмыгнули в кусты. (В самой школе воздержались от комментариев.) Но факт остается фактом: происходит какая-то важная возня.

На сайтах многих школ можно найти покрытые пылью внутренние правила пользования мобильниками, этим публикациям уже много лет. Текст может различаться, но идея одна: телефон не должен мешать учебе. Везде есть запрет на использование во время уроков (кроме некоторых частных ситуаций).

При этом отсутствует запрет на использование во время перемен. Типовая формулировка разрешает «вне занятий применять мобильный телефон в здании школы как современное средство коммуникации: осуществлять звонки; посылать SMS-сообщения; обмениваться информацией; делать фото- и видеосъемку; слушать радио и музыку через наушники».

В некоторых версиях внутренних правил есть пункт: «Ни в коем случае не передавать [телефон] в чужие руки».

Ответственность за нарушения, по сути, сводится к старому анекдоту: учитель может поставить крестик возле фамилии, а может поставить крестик и обвести кружочком. Точнее, с вариациями декларируются такие ступеньки: запись в дневнике, докладная директору, замечание (с объяснительной), изъятие телефона, вызов родителей, выговор, запрет ношения телефона на какой-то срок…

Чтобы понять, что происходит, мы обратились в Министерство образования. Здесь не отрицают, что правила использования мобильников ужесточились. Причем произошло это за полгода до гомельских событий (как минимум на бумаге).

Существует приказ со страшноватым названием, датированный 11 марта 2019 года: «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Одним из пунктов оговорено введение во внутренние правила школ положения «об ограничении использования средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними».

Российским школам запретили использовать смартфоны для обучения детей

Как относиться ко всем этим ограничениям, мы спросили у юриста Татьяны Ревинской.

— Единого закона, регламентирующего использование мобильных телефонов в школах, нет. Поэтому и однозначного ответа на вопрос о законности запрета на применение мобильных телефонов в школах не существует.

Однако следует отметить, что статья 32 Кодекса об образовании говорит, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения.

Таким образом, если в уставе или правилах внутреннего распорядка предусмотрен запрет (ограничение) на использование мобильных телефонов или иных гаджетов, то школьники должны выполнять такие условия.

Нарушившие установленные в школе правила могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию. Согласно статьям 126—128 Кодекса об образовании, это замечание, выговор или разбирательство с родителями (эта мера хотя и не прописана в Кодексе, но морально устоялась).

Упомянутый 156-й приказ министра образования предписывает учреждениям образования вносить в правила внутреннего распорядка пункт об ограничении использования средств мобильной связи. Как показывает практика, единого подхода к решению данного вопроса нет. Разные учреждения реализуют этот приказ по-разному. Но в любом случае такие требования должны учениками выполняться.

Одна из популярных родительских позиций: телефон — это не только средство связи, но и способ фиксации «беспредела» (с чьей бы стороны он ни исходил). В результате на фоне последних ограничений воспрянула из праха еще одна идея: камеры в классах.

«Наш класс как раз за такое нововведение, — пишет очередной родитель. — Это будет дисциплинировать детей и заодно учителей. Да и в спорной ситуации доказательство. Согласен, не с прямым доступом к записи, но в случае конфликта можно поднять файлы…»

Есть и противоположное мнение. Процитируем учительницу физики Елену Михаленко (которая едва ли не единственная из школьных педагогов открыто высказалась о гомельской истории). Вот что она говорит про камеры: «Наверное, для разрешения конфликтов это выход. Но есть ведь опасность превратить школу в шоу „За стеклом“. Исчезнет нечто очень важное, человеческое. В каждом классе свой микроклимат. В одном надо жестко держаться норм и правил, шаг в сторону — и этот класс ты уже в руках не удержишь. В другом — можно пошутить, отвлечься от темы, увидев, например, что дети возбуждены, — разобраться в ситуации, которая абсолютно не касается твоего урока, поговорить по душам. Рассказать что-то сверх программы. Затронуть спорную проблему. Смогу ли я так работать перед объективом камеры? Не уверена. Превратиться в человека-машину, который всегда действует по инструкции, чтобы не к чему было придраться, не хочется».

Использование телефонов в школах вызывает тревогу у многих учителей и экспертов. Дети используют перемены вместо отдыха для игры в гаджеты. А это дополнительная нагрузка на нервную систему и на зрительные органы. При этом, дети позволяют себе пользоваться смартфонами и на уроках (переписываются, общаются в социальных сетях, играют в игры и даже смотрят мультики). Конечно, от этого страдает образовательный процесс.

В то же время, ситуация не столько однозначная. Если ребёнок играет в телефон на уроке, значит, учитель не смог его заинтересовать. Не надо забывать – в российских школах далеко не все преподаватели блестяще знают свою дисциплину. То же относится и к переменам. Годами в школах боролись за то, чтобы дети не играли в подвижные игры и не бегали по коридору. Когда же этого удалось добиться с помощью гаджетов, вдруг, появилась обратная реакция.

Вместе с тем, даже не все учителя выступают против запрета телефонов. Например, некоторые прогрессивные преподаватели, наоборот, используют гаджеты учеников себе во благо. Например, на уроке литературы просят открыть текст нужного произведения в электронном виде, или же разрешают пользоваться источниками из интернета для написания сочинения. Таким образом, сильные педагоги проблемы в телефонах не видят.

Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная. Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки. Несомненно, нововведения есть положительные стороны. Это:

  • дети не отвлекаются на уроках;
  • сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;
  • устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;
  • отдых зрительных органов во время перемены;
  • уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.

Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:

  • отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;
  • детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;
  • ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);
  • отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.

Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди граждан, как показывают последние новости. Запрет сотовых телефонов в школе имеет как сторонников, так и противников. Причем, опросы разных агентств приводят совершенно разные цифры. Поэтому сложно сказать, как в действительности будет воспринят новый закон родителями школьников. Нельзя исключать вероятность, что родители всё-таки захотят быть на связи со своими детьми, даже если они находятся в школе. Поэтому вполне возможны выступления против данного запрета, например, может быть создана петиция против запрета телефонов.

В какой форме будет создан запрет на использование телефонов, родители школьников узнают ближе к 1 сентября 2019 года. А как он будет работать на практике — покажет новый учебный год.

Вступили в силу новые СанПиНы, которые запрещают телефоны для учебы

21608

20046

33311

33322

В школах России запретили использовать смартфоны для обучения

Фото Видео 26795

Фото 22262

Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.

А вот здесь ответ – однозначно да.

Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.

Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».

А вот здесь ответ – однозначно, да.

Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

Запрет телефонов в школе: закон об образовании в 2019 году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

  • Разработаны:

Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН
«Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова ИИ., Ерофеев Ю.В.);
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.),
Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.);
Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);

Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.);
ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А.,
Малых С.Б.);
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Минздрава России (Шпагина Л.А.);
ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова
Н.Б.).

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.

Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность
сдачи тестов на 6,4 %.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы.

В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально.

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

  1. рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной
    связи;
  2. проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе;
  3. включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде;
  4. разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;
  5. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
  6. предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
  7. информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
  8. предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
  9. ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;
  10. учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
  11. проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
  12. обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
  13. определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;
  14. использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости — использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
  15. осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
  16. распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи.

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания, общественный советник Министра просвещения РФ:

— Ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно. В одних странах уже давно действует подобный запрет, в других — попытки лишить детей телефонов воспринимаются как посягательства на их права и свободы.

Интересно, что в Чеченской республике запрет на использование телефонов в школах действует уже много лет. Скажу честно, я всегда относился к этому скептически. Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, обучающих игр, познавательных онлайн-ресурсов, которые есть в интернете.

Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить

Сторонники принятого решения отмечают тревожные симптомы у подрастающего поколения:

  • большинство детей не умеют в реальной жизни обходиться без гаджетов. У них формируется клиповое мышление, они воспринимают поступающую информацию не как единое целое, а отрывочно;
  • на уроках телефоны отвлекают учащихся от учебного процесса;
  • на переменах дети утыкаются в смартфоны. Они разучились отдыхать от уроков, общаться друг с другом, играть в подвижные игры;
  • электронные устройства и недостаток физического движения отражаются на детском здоровье;
  • смартфоны и прочие устройства усугубляют социальное напряжение между учениками. Нередки случаи, когда ребенок с дорогим новым айфоном вызывает у других зависть и злобу.
  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц

В июле Валентина Матвиенко приняла решение создать рабочую группу с участием Роспотребнадзора для разработки правил, регулирующих использование мобильных телефонов в школе, в том числе в средних и младших классах. Маршал Совета Федерации отметил, что учителя и родители жалуются на воздействие сотовых телефонов. Студенты рассеяны по классу и предпочитают «серфить» в Интернете, чтобы общаться со сверстниками в перерывах.
По данным ВЦИОМ, около 83% россиян против использования мобильных телефонов в вузах.
В 2017 году глава Минобразования Ольга Васильева рассказала о запрете на использование мобильных телефонов в школах, оставив решение администрации школы.
Поэтому совсем не удивительно, что этот вопрос было решено обсудить в законодательном органе, но проект закона о запрете использования телефонов в школах еще не разработан и далеко не основан на заявлениях официальных лиц и докладчика.

Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *