Статистика Трудовой Миграции В России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статистика Трудовой Миграции В России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

Миграция Из России 2021 Статистика По Профессии

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Трудовая миграция в Россию снизилась почти вдвое

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Мигранту не только требуется очень быстро оформить документы и устроиться на работу, но и научиться правилам поведения в обществе и русскому языку.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере. Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

Главный документ, дающий право трудовому мигранту в России работать легально это патент, и он ежегодно дорожает. Наряду с ним часто повышается стоимость и сопутствующих справок, которые необходимо получить для оформления патента.

Правила миграционного учета, или как его еще называют регистрации, в 2021 году изменились и в этом году их необходимо соблюдать.

Теперь иностранный гражданин\трудовой мигрант обязан вставать на миграционный учет только там, где проживает.

При этом сложно стало не только мигрантам, но и работодателям, которые ранее могли поставить на учет иностранного работника по адресу офиса, но сам сотрудник не проживал там.

На одном страхе новую империю не построить. Россия без притока трудовых мигрантов может столкнуться с дефицитом кадров и проблемами нормального развития собственных территорий — ежегодно с карты России и так исчезают десятки населенных пунктов.

Привлекательность российского рынка труда для мигрантов из стран СНГ более четверти века оставалась важнейшим фактором влияния России на постсоветском пространстве. Этот фактор Россия загубила своими руками. И никаким новейшим оружием это не исправить.

Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения.

В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов и затяжного экономического кризиса с падением доходов населения в России вновь стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2021 году в России возобновилась естественная убыль населения и составила 99,7 тысячи человек.

Причем она отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличилась численность населения лишь в 15 регионах.

Рекомендуем прочесть: Повышение Пенсии Детям Инвалидам В 2021

Куда этим людям ехать, как не в Россию? На нефтеносном Ближнем Востоке рабочие места уже заняты мигрантами из Пакистана и Бангладеш, прорваться туда невозможно», — считает Вячеслав Поставнин.

По его словам, данные Росстата отражают не столько количество мигрантов в стране, сколько изменения их правового статуса.

И с учетом жесткости наших законов, большое число мигрантов просто уходит на нелегальное положение, статистика их не учитывает», — говорит Поставнин.

Даже гражданам ЕАЭС хоть и не надо получать никаких разрешительных документов на работу в РФ, все равно приходится решать вопрос с регистрацией по месту жительства, а с этим в России всегда возникают большие проблемы. Но вместе с тем в странах Центральной Азии для большинства трудоспособного населения миграция в РФ все равно остается главным способом заработать и содержать семью.

В 2021 году казалось, что Россия теряет свою привлекательность, а отечественный рынок труда оказался под угрозой из-за внешних и внутренних проблем.

Тогда эксперты Института Гайдара и РАНХиГС фиксировали самый низкий приток мигрантов за всю историю постсоветской России, а из страны стали уезжать в 10 раз больше людей, чем это было в нулевые.

По сравнению с 2014 годом в России на миллион человек сократилась численность мигрантов, приезжающих в страну на временную работу – всего в 2021 году в России работали около 10 млн иностранцев (см. «НГ» от 09.01.19). В связи с резким обвалом рубля поток трудовых мигрантов уменьшился вдвое по сравнению с 2014-м.

Эксперты отмечают «забуксовавший» процесс легализации трудовых мигрантов: общее число оформленных разрешительных документов выросло за первые пять месяцев только на 2%, тогда как в 2021–2021 годах в этот же период показатель увеличивался на 8–10%.

О том, что миграционный прирост населения России резко увеличился в начале 2021 года, сообщили ведущие научные сотрудники РАНХиГС Никита Мкртчян и Юлия Флоринская в июльском выпуске обзора «Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития». Число прибывших в первом квартале 2021 года было наибольшим за все последнее десятилетие, а динамика по сравнению с предыдущими годами выглядит «аномальной», подчеркивали исследователи. Первым на публикацию обратил внимание РБК.

В январе-апреле прирост составил 98 тысяч человек, тогда как в январе-апреле 2021 года — 57,1 тысяч. Рост был полностью обеспечен увеличением числа прибывших в страну — 218,6 тысячи против 177,3 тысячи за соответствующий период прошлого года. При этом число выбывших практически не изменилось, следует из данных Росстата.

Жесткое противодействие государства получает миграция в Испании. По статистике всего 1,1 тыс. человек принято страной из 17 тыс., согласно обязательствам перед ЕС. Низкие темпы приема беженцев испанское правительство объясняет необходимостью их тщательной проверки.

Статистика внутренней миграции показывает, что отток населения в сибирском федеральном округе за 2000–2008 гг. составил более 244 тыс. На Дальнем Востоке за 10 лет – 187 тыс. Создание в этих регионах доступной транспортной инфраструктуры помогло бы в какой-то мере исправить ситуацию.

Этот аномальный рост был полностью обеспечен увеличением числа прибывших в страну — 218,6 тысяч человек против 177,3 тысяч за соответствующий период прошлого года, при этом число выбывших практически не изменилось.

Эта динамика выглядит аномальной, во-первых, потому что число прибывших в I квартале текущего года было наибольшим за все последнее десятилетие, а во-вторых, что, за исключением 2011 года, когда произошло коренное изменение методики статистического учета миграции в России, численность прибывших в I квартале была ниже, чем в последнем квартале предшествующего года — обычно их число увеличивается к концу года.

В докладе отмечается, что, возможно, причина резкого роста прибытий заключается в недоучете их в 2021 году, когда миграционный прирост населения (125 тыс. человек) оказался самым низким за многие годы.

Также резкое изменение показателя может объясняться новой коррекцией методики учета миграции, предпринятой в 2021 году.

В январе-апреле 2021 года миграционный прирост населения России увеличился с подавляющим большинством стран, в том числе со странами СНГ — на 57,4% по сравнению с таким же периодом 2021 года, с другими странами — в 5,2 раза.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Число трудовых мигрантов сокращают: минус 40 тысяч в 2021 году

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

Статистика по трудовой миграции в рф за 2021 год

Главный документ, дающий право трудовому мигранту в России работать легально это патент, и он ежегодно дорожает. Наряду с ним часто повышается стоимость и сопутствующих справок, которые необходимо получить для оформления патента.

Правила миграционного учета, или как его еще называют регистрации, в 2021 году изменились и в этом году их необходимо соблюдать. Теперь иностранный гражданин\трудовой мигрант обязан вставать на миграционный учет только там, где проживает. При этом сложно стало не только мигрантам, но и работодателям, которые ранее могли поставить на учет иностранного работника по адресу офиса, но сам сотрудник не проживал там.

На одном страхе новую империю не построить. Россия без притока трудовых мигрантов может столкнуться с дефицитом кадров и проблемами нормального развития собственных территорий — ежегодно с карты России и так исчезают десятки населенных пунктов. Привлекательность российского рынка труда для мигрантов из стран СНГ более четверти века оставалась важнейшим фактором влияния России на постсоветском пространстве. Этот фактор Россия загубила своими руками. И никаким новейшим оружием это не исправить.

Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения. В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов и затяжного экономического кризиса с падением доходов населения в России вновь стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2021 году в России возобновилась естественная убыль населения и составила 99,7 тысячи человек. Причем она отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличилась численность населения лишь в 15 регионах.

Куда этим людям ехать, как не в Россию? На нефтеносном Ближнем Востоке рабочие места уже заняты мигрантами из Пакистана и Бангладеш, прорваться туда невозможно», — считает Вячеслав Поставнин. По его словам, данные Росстата отражают не столько количество мигрантов в стране, сколько изменения их правового статуса. И с учетом жесткости наших законов, большое число мигрантов просто уходит на нелегальное положение, статистика их не учитывает», — говорит Поставнин.

Даже гражданам ЕАЭС хоть и не надо получать никаких разрешительных документов на работу в РФ, все равно приходится решать вопрос с регистрацией по месту жительства, а с этим в России всегда возникают большие проблемы. Но вместе с тем в странах Центральной Азии для большинства трудоспособного населения миграция в РФ все равно остается главным способом заработать и содержать семью.

В 2021 году казалось, что Россия теряет свою привлекательность, а отечественный рынок труда оказался под угрозой из-за внешних и внутренних проблем. Тогда эксперты Института Гайдара и РАНХиГС фиксировали самый низкий приток мигрантов за всю историю постсоветской России, а из страны стали уезжать в 10 раз больше людей, чем это было в нулевые. По сравнению с 2021 годом в России на миллион человек сократилась численность мигрантов, приезжающих в страну на временную работу – всего в 2021 году в России работали около 10 млн иностранцев (см. «НГ» от 09.01.19). В связи с резким обвалом рубля поток трудовых мигрантов уменьшился вдвое по сравнению с 2021-м.

Эксперты отмечают «забуксовавший» процесс легализации трудовых мигрантов: общее число оформленных разрешительных документов выросло за первые пять месяцев только на 2%, тогда как в 2021–2021 годах в этот же период показатель увеличивался на 8–10%.

Всего за первое полугодие текущего года МВД поставило на учет 1 534 429 человек. Снято с учета 4 758 553 человека.

Сейчас данные о приезжих также собирает Росстат. Информация разнится – не всегда работающие в России иностранные граждане указывают точную цель своего прибытия. Приток мигрантов обеспечивает увеличение населения государства – в среднем 200-220 тысяч человек за год.

Государство Количество оформленных рабочих виз (январь-июнь текущего года)
Абхазия 93
Азербайджан 43 847
Армения 51 366
Киргизия 119 826
Туркмения 2 201
Узбекистан 656 266
Таджикистан 353 763

Задавая вопрос о том, сколько мигрантов в России, нужно уточнить важный момент: кого именно мы так называем? Дело в том, что в российской правовой системе нет четкого определения этого понятия. В Конституции РФ употребляются исключительно термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Однако и в СМИ, и в юридической, и в бюрократической сфере именно слово «мигрант» чаще всего фигурирует для обозначения иностранных работников, длительное время находящихся в России.

Миграция рабочей силы или трудовая миграция населения – это перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться.

Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

О перспективах трудовой миграции можете прочитать по ссылке.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения за рубеж. Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов».

Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту.

Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Стало известно, на сколько сократилось число трудовых мигрантов в России

Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства.

Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания.

Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Миграция (лат. migratio – переселение) – перемещение людей из одного региона (страны) в другой. Переселение может происходить как внутри государства, так и за его пределы. Внутренняя миграция часто наблюдается в странах с обширной территорией, разными природно-климатическими зонами и экономическими условиями. Переселение обычно носит сезонный характер.

Причина миграции – переезд на постоянное место жительства (ПМЖ), временное пребывание в чужой стране с целью учебы или работы. Переселение способствует удовлетворению потребностей граждан в получении работы, жилья, средств к существованию, изменению социального статуса.

Переселенцев, которые покидают пределы государства, называют эмигранты. Тех, кто въезжает в данную страну, называют – иммигранты.

Если посмотреть данные опросов Росстата, самая популярная профессия у мигрантов — продавец. Из 2,5 млн человек, отвечавших на вопросы статистиков, в торговле заняты 240,3 тысячи. Чуть меньше — в промышленной сфере: 237,1 тысячи. На третьем месте — водители: 230,7 тысячи. Интересно, что 165,5 тысячи приезжих занимают руководящие должности.

Число трудовых мигрантов в России снизилось почти на четверть по сравнению с сентябрем прошлого года, сообщили «Известиям» в МВД.

— Согласно данным статистической отчетности МВД России по состоянию на 30 сентября 2020 года, в РФ осуществляют трудовую деятельность более 1,795 млн иностранных граждан (на 30 сентября 2019-го — 2 316 200 человек, -22,5%), — уточнили в ведомстве.

Там добавили, что произошло сокращение по всем категориям иностранных работников. Среди них кадры, трудящиеся на основании патентов: в 2020 году 1 376 100 (на 30 сентября 2019-го — 1 744 100, -21,1%). Почти на 30% сократилось и количество действительных разрешений на работу — 85,7 тыс. вместо 121,8 тыс. в прошлом году.

К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого десятилетия – с 2000 по 2010 г. – доля основных стран – поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ: если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).

Если в 2006 г. из 1 млн полученных разрешений на работу 47% приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53% – на граждан СНГ, то уже в 2007 г. из 1,7 млн разрешений 67% было выдано гражданам СНГ и 33% – работникам из дальнего зарубежья. К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

Существенные изменения за десять лет претерпели и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000-м г. первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30% от всего потока), на втором месте был Китай (13%), затем Турция (9%), Вьетнам (7%) и Молдавия (6%). К 2006 г. лидерами оставались Украина и Китай (хотя доля Китая даже немного превысила долю Украины – 21% против 17%), на третье место поднялся Узбекистан (10,4%), за ним следовала Турция (10%), а пятым оказался Таджикистан (9,7%). Начиная же с 2007 г., лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном (20% в 2007 г., 26% в 2008 г., 30% в 2009 г.), а на втором месте остается Таджикистан (соответственно, 15%, 16,1% и 16,2%). Третье-четвертое место продолжает сохраняться за Китаем (11–12%) и Украиной (около 10%). С 2008 г. пятой среди посылающих стран стала Киргизия (около 7%).

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ [11]. К 2010 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ (рис. 2). По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16% [12], на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально – они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно).

С 2006 г. в России начала уменьшаться численность населения в трудоспособном возрасте. Но если за 2006 г. убыль населения в трудоспособном возрасте была небольшой и составила 176 тыс. чел., то уже за 2009 г. она превысила 900 тыс. чел. – 1% от всей численности российского трудоспособного населения, которая на 1 января 2010 г. равнялась 88360 тыс. чел. В дальнейшем убыль трудоспособного населения будет продолжаться: согласно среднему варианту прогноза Росстата, с 2011 г. по 2025 г. она превысит 10 млн чел. По мнению многих экспертов [15], такую огромную потерю численности трудоспособного населения (более 12%) за такой короткий срок невозможно будет возместить только за счет повышения производительности труда, реструктуризации экономики, вывода на рынок труда части экономически неактивного населения – домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д. Не решит проблемы и более активное использование потенциала внутренней трудовой миграции – ведь дефицит работников постепенно затронет все российские регионы. Таким образом, без использования иностранной рабочей силы, причем во все более возрастающих масштабах, России в ближайшее 10–15 лет не обойтись.

Главным итогом прошедшего десятилетия в области трудовой миграции можно считать достигнутое, наконец, и в экспертном сообществе, и среди лиц, принимающих решения, согласие по поводу необходимости такой миграции для развития российской экономики. Теперь на очереди обсуждение более сложных вопросов. Речь идет, в первую очередь, об оценке численности и состава необходимых России трудовых мигрантов. В условиях отсутствия реальных механизмов определения количественных потребностей российского рынка труда в работниках вообще и в мигрантах, в частности, да еще и в разрезе определенных профессий и квалификаций, эта задача без специальных серьезных исследований решена быть не может.

Кроме того, на сегодняшний день неизвестно общее количество уже находящихся и работающих в России трудовых мигрантов. А получить статистически верные оценки их численности невозможно без существенного сокращения нелегального сегмента трудовой миграции, т.е. нужны будут серьезные законодательные меры по выводу иностранных работников из тени. Отчасти эти меры уже заложены в подготовленной и принятой Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г.

В 2017 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Миграционные Потоки Статистика

Иностранцы, которые приезжают в Российскую Федерацию с целью найти работу, должны указывать это в графе о намерениях приезда. В противном случае они не смогут потом получить официальную должность. Действует такая поправка и относительно безвизового режима. Если гражданин указывает целью приезда туризм, то в получение разрешения на трудовую деятельность или патента ему будет оказано.

Также по приезду в Россию на регистрацию дается 15 дней. В этот срок нужно успеть встать на учет. Изначально этот период должен был составлять неделю, но ее явно было бы недостаточно при таком наплыве мигрантов. Но если человек не успеет зарегистрироваться, то его пребывание в стране является незаконным.

Коснулись перемены и патентов. Напомним, что без такого документа устроиться на официальную работу мигранту невозможно. Однако теперь, для участников безвизового режима стирается грань между таким документом для юридического и физического лица. Достаточно одной общей бумаги для всех видов деятельности. Также размер обязательного взноса при получении теперь назначают региональные власти.

Таким образом, в разных регионах стоимость может отличаться. Но статистика показывает, что в основном, они возросли примерно на 1000-2000 рублей. Раньше для некоторых категорий граждан можно было получить разрешение на работу на три года. Теперь абсолютно для всех этот срок равняется году, после чего нужно переоформление.

Решили власти бороться и с тем, что некоторые иностранцы, которые планируют трудиться в России, банально не могут говорить на русском. Поэтому теперь все граждане сдают экзамены по языку, истории и основам права. Экзамены проходят в виде тестов, и действительно бывали случаи, когда из-за низкой оценки человеку не давали разрешение на работу. Чтобы их сдать, нужно уплатить пошлину (3500 рублей).

Также работники-иностранцы должны выплачивать из своих зарплат 1.8% на страхование. Это гарантирует не только обеспечение медицинской помощи, но и возможность стать на учет в Центр занятости и получать компенсацию за потерю работы. Чтобы оформить ее, необходимо делать взносы минимум 6 месяцев. Если у будущего работника нет медицинского полиса, то его не имеют права брать на работу. Полис оформляется минимум на один год.

Иностранцы, которые закончили любое русское учебное заведение (не только институт, но и колледж), имеют право получить работу в упрощенном режиме. Не требуется в данном случае и опыт работы, а срок получения гражданства может составлять всего 9 месяцев. Таким образом, миграционные пути получают больше систематизации, ведь поток граждан только будет увеличиваться в будущих годах.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Статистические органы, Министерство Внутренних дел и Федеральная служба безопасности прилагают много усилий для отслеживания миграционных потоков и налаживания миграционного учёта.

По данным федеральных статистиков, в 2018 году по Российской Федерации количество прибывших составило 4.911.566 человек, а число выбывших — 4.345.811 человек. Большая часть приходится на внутрирегиональную и межрегиональную миграцию, в том числе и трудовую. Однако, запомнив абсолютные показатели миграции, надо обратить внимание на нюансы.

Показатели прироста и убыли подсчитываются на основании вычитания данных о прибывших и выбывших. Если имеет место положительная цифра, то имеет место миграционный прирост, отрицательная — миграционная убыль.

Так например, за 2018 год прибыло 565685 иностранцев. А выбыло из страны 440831 граждан других государств и лиц без гражданства. Общая величина миграционного прироста была положительной и составила 124.854 человека. Положительный прирост населения не перекрыл отрицательный естественный, благодаря чему число людей в нашей стране в этом году уменьшилось на 99712.

Сколько денег выводят из России трудовые мигранты

Однако, общий миграционный прирост достигается только за счёт приезжих из стран СНГ. Со государствами дальнего зарубежья миграционная убыль для России за 2018 год составила 4222 человека. В Россию из стран этой категории прибыло 54961 человек, а убыло из нашей Родины в государства вышеуказанной категории 58913. Это говорит о том, что россияне продолжают стремиться выехать за рубеж.

Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).

Больше всего в 2018 году в Россию прибыло граждан Таджикистана — 67929, Казахстана — 72141 и Узбекистана — 55378. За последние годы отмечается значительное сокращение прибытия из Узбекистана. В 2014 году оно 131725 человек.

Из дальнего зарубежья в 2018 году больше всего прибыло граждан Китая — 7544, Грузии — 6345, КНДР — 6038, Индии — 5217, Германии — 3247.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *