ФНС: Отчуждение имущества и вывод денежных средств не позволяют избежать уплаты налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС: Отчуждение имущества и вывод денежных средств не позволяют избежать уплаты налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В современном мире на каждом этапе жизни компании, с момента ее создания до момента ее ликвидации, перед менеджментом и владельцами встают задачи, решить которые без привлечения специалистов в области корпоративного права невозможно. Принятие решений при создании компании, при ее реструктуризации, банкротстве, ликвидации требуют от эксперта не только узкоспециализированных знаний, но и практического опыта в данной сфере.

Отчуждение недвижимости без уплаты налогов

При создании общества с ограниченной ответственностью, а также при дальнейшей его работе, происходит формирование его уставного капитала и активов.

Изначально, имущество ООО формируется из вносимых долей участников или учредителей данного предприятия, в общий фонд.

При его переходе, фирма становится собственником переданных активов, а участник утрачивает право собственности на переданные средства и объекты.

Бесплатная юридическая консультация:

Вопрос. Как правильно оформить вывод имущества при ликвидации ООО? Какие налоги придется платить участникам, получившим причитающиеся им деньги или имущество?

Ответ. Вы не указали, кем является участник ООО – физическим лицом или организацией, поэтому опишем ситуацию для обоих вариантов. Однако сначала отметим, что весь раздел можно делать перед сдачей промежуточного баланса, поскольку к этому времени все долги уже погашены и экономическая ситуация ясна.

Имущество ООО является основой для осуществления его деятельности. На начальном этапе создания общества именно с помощью имущества учредители формируют уставной капитал и активы предприятия.

В зависимости от размеров вносимой каждым бенефициаром собственности определяется его доля в будущем управлении фирмой.

К имуществу можно отнести: недвижимость, транспорт, ценные бумаги, депозитные вклады, наличные деньги и т.д.

Проще всего просто продать активы физическому лицу по более или менее заниженной цене. Это самый быстрый вариант. Однако у него есть очевидные минусы.

Прежде всего, какой бы заниженной ни была цена, компании с нее придется уплатить налоги — НДС и налог на прибыль.

И если последний может быть символическим (для этого продавать имущество нужно по цене, лишь немного превышающей его остаточную стоимость в налоговом учете), то про НДС этого не скажешь.

При продаже имущества по заниженной цене могут потребоваться правдоподобные аргументы, обосновывающие ее. Это может быть, например, срочность продажи под давлением кредиторов, обременение залогом по реальному или искусственно созданному долговому обязательству, ссылки на новую волну кризиса, продажа с открытых торгов, рыночные слухи или оценка оценщика.

Однако на практике встречаются варианты, которые позволяют передать физлицу активы более изящно. Например, компания не продает активы ему по собственной воле, а лишается по решению суда (арбитражного или — для ускорения процесса — третейского). Основанием для такого решения будут заранее созданные и намеренно просроченные долги, скажем, по договору займа.

Еще один вариант — наложение взыскания физлицом-кредитором на объект залога.

После получения решения о назначении выездной налоговой проверки, то есть после того, когда «СибЭнергоСтрой» стало известно о назначении проверки, обществом предприняты меры по выводу имущества и денежных средств.

Сумма задолженности погашена 01.07.2013, проценты уплачиваются ежемесячно (не позднее последнего числа месяца).

Помимо размера выявленной недоплаты налогов, критерием признания налогового правонарушения преступлением является умысел. Даже если недоимка превышает указанный выше размер, но произошла по случайной ошибке, то она не повлечет уголовную ответственность.

При этом суд отметил, что денежных средств общества, имевшихся в кассе в вышеуказанный период времени, хватило бы на погашение задолженности, но подсудимые умышленно игнорировали данное обстоятельство, полагая, что, так же как и в предыдущие налоговые периоды, рассчитаются с бюджетом в конце года.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

В письме приводится пример, когда были выявлены сделки, оформленные по дате раньше, чем государственная регистрация юрлица-стороны сделки. Это опровергает доводы о должной осмотрительности налогоплательщика, так как явно свидетельствует о том, что документы оформлялись «задним числом».

Возможно ли на это имущество по долгам учредителя обратить взыскание в судебном порядке или через службу судебных приставов? Или можно только в отношении доли вести речь, т.к. ООО не отвечает по обязательствам учредителя?

В связи с расширением компании с 21 января 2019 года мы переезжаем в новый, более удобный офис в районе м. Красносельская, м. Сокольники. Будем рады встрече на новом месте.

Он не перечислял на расчетный счет и специальный счет наличные деньги, которые использовались им на заработную плату работников, приобретение ГСМ, а на выплату налогов и других обязательных платежей средств не оставалось. При этом подсудимый, по его мнению, действовал в интересах ЗАО.

Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки.

В моём личном примере, где я учредитель и директор. заплатил все налоги, закрыл р/счет, Сдал годовую отчетность, забросил всё в тумбочку. Согласно НК РФ налоговая сама должна вывести ваше предприятие из ЕГРП через год. В моем случае было — до конца марта сдал всю годовую отчетность и в ноябре, через 1,5 года увидел, что предприятие выведено из ЕГРП.

Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

Являюсь единственным собственником ооо , хочу уволить гендиректора, а он не увольняется . Все время то в отпуске , то на Больничном . Документы и печать не отдаёт . Коллектив настраиваете против нововведений . Что делать ?

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление № 64) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты.

В связи с этим ФНС рассказала, чем отличается умышленная неуплата налогов (применение незаконных схем) от невиновной (арифметическая ошибка), как необходимо проводить проверки налогоплательщиков, и каким образом оформлять их результаты.

Нередко случаются ситуации, когда бухгалтерский учет компании ведется некомпетентным специалистом или отсутствует совсем.

В отдельных регионах имеются трудности с определением работниками прокуратуры, сотрудниками налоговых органов и т.д. условий наступления уголовной ответственности за налоговые преступления.

Далее: я отсутствовал 5 месяцев.С момента назначения нового Ген директора прошло 5 месяцев и фирма ушла в убыток 500 тыс. Помещения опечатывают за долги,я узнаю по факту об этом. Теперь он хочет закрывать фирму и долги раскидать между нами 3-мя учредителями. Что делать в этой ситуации? помещение с оборудованием опечатано.

Пришло письмо от налоговой об отчуждении имущества

Оценив сложившуюся в настоящее время судебную практику, можно сделать вывод: налоговые последствия влекут за собой не сами сделки, совершаемые участниками гражданского оборота, а финансовые результаты этих сделок (передача имущества, уплата денежных средств, зачет встречных однородных требований, вытекающих из различных обязательств, пользование вещами и др.).

Итак, вам нужно переоформить что-либо из указанного списка недвижимости на родственника. Ситуация не редкая. Документы на недвижимость у вас в полном порядке. Что же выбрать, с точки зрения уплаты налога, куплю-продажу или дарение?

Дарение будет более предпочтительным вариантом, если родственник близкий, так как именно близкие родственники освобождены от уплаты налога при дарении недвижимого имущества. Для начала давайте определимся, кто именно является близким родственником. Это поможет разобраться в ситуации. Определение близких родственников дает нам Семейный кодекс РФ. Близкие родственники — это супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Если у вас именно такая ситуация, то переоформить вашу недвижимость на кого-либо из приведенного в перечне родственника можно, заключив договор дарения, или как любят говорить в народе – «выдать дарственную». Недвижимость, полученная в результате такого дарения, налогом не облагается.

Дело в том, что согласно пункту 18.1. статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, полученные в порядке дарения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Данное положение закона подкреплено письмом Федеральной налоговой службы РФ от 10 июля 2012 г. N ЕД-4-3/11325@ «О налогообложении доходов физических лиц», которым разъясняется основание освобождения граждан от уплаты налога на доходы физических лиц при дарении недвижимости. Если же вы решили подарить свою недвижимость не родственнику, или родственнику, не указанному в определении, то ему, как одаряемому, придется заплатить государству налог в размере 13% от кадастровой стоимости недвижимости. Хотя, скажу по своему опыту, дарение недвижимости не родственникам – крайне редкая сделка.

И здесь мы переходим к более распространенной практике – продаже недвижимости. Как дело с налогами обстоит здесь. Согласно пункту 1 статьи 224, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ, размер налога с продажи недвижимости (квартиры, дома, комнаты или доли в них, земельный участок), составляет 13% от продажной цены, указанной в договоре купли-продажи. Поговорим о возможности избежать уплаты налога с продажи недвижимости или уменьшить его размер вполне законным путем.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется продавцу недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе) владеющим этим имуществом менее минимальных сроков владения, позволяющих полностью освободить его от уплаты налогов, в размере, не превышающем в целом 1 000 000 рублей. От продажи иного недвижимого имущества — в размере, не превышающем в целом 250 000 рублей.

То есть, от цены недвижимости, указанной в договоре купли-продажи отнимается 1 000 000 рублей или 250 000 рублей, а с оставшейся суммы исчисляется налог в размере 13%. Указанный вычет предоставляется гражданину один раз в год. Им можно пользоваться каждый год. В данном случае идет речь о том, что можно сэкономить на налогах при продаже недвижимости, если она была в собственности продавца менее 3 и 5 лет.

Сразу огорчу желающих занизить продажную стоимость недвижимости, указав в договоре купли-продажи сумму менее миллиона рублей, для того, чтобы избежать уплаты налога. Не так давно в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, направленные на преодоление таких хитростей. Теперь, согласно пункту 5 статьи 217.1. Налогового кодекса РФ, в случае, если продажная цена в договоре купли-продажи будет указана ниже, чем кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимости, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то налоговики при расчете налога будут исходить не из цены договора, а из указанного расчета. Таким образом, вы можете указать в договоре купли-продажи любую стоимость продаваемой недвижимости, налоги придется платить по кадастровой стоимости. Единственное, что еще может спасти в такой ситуации – это неразбериха в государственной системе кадастрового учета, когда кадастровая стоимость продаваемого объекта недвижимости не определена по состоянию на 1 января года, в котором была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимости. В этом случае, налоговики будут исходить из цены договора.

Создание дочернего общества с его последующей продажей также может быть переквалифицировано в куплю-продажу имущества со всеми вытекающими последствиями. Индикаторы, которые могут указывать на притворность сделки, совершенной в новой форме лишь с целью налоговой экономии, те же, что и для модели выделения общества.

Создание дочернего общества должно быть обосновано деловой целью. Например, такую цель может подтвердить необходимость введения нового учредителя. Это может быть соинвестор, который в будущем выкупит долю у второго учредителя и таким образом станет 100% владельцем долей общества, наделенного имуществом. В этом отношении создание дочернего общества при участии другого учредителя является более понятным вариантом с точки зрения обоснования целесообразности.

При этом совершение продажи доли второму учредителю сразу после создания дочернего общества должно быть подтверждено реальной необходимостью и деловой целью.

Кроме того, для дальнейшей передачи долей может использоваться такой корпоративный «прием», как последующий выход участника из общества.

Самым рискованным фактором является обоснование цели создания / появления и функционирования общества, из которого будет осуществляться выход.

Также немаловажным является временной фактор: через какое время учредитель изъявил желание выйти из общества. Такой выход может быть обоснован, например, если общество долго и безуспешно работало без явной прибыли или между участниками возникли корпоративные конфликты, при которых совместный бизнес лучше прекратить.

Если же общество не вело деятельности, то факт его создания и функционирования может заинтересовать проверяющих.


Данный вариант в виде организации нового юрлица с последующим выходом из него участника должен также иметь деловую и разумную предпринимательскую цель. Если налоговый орган докажет, что единственная цель состояла в минимизации налогов, эффект для налогоплательщиков будет противоположным.

Доказать наличие предпринимательской цели можно путем представления ряда аргументов и доказательств, о которых говорилось ранее (кто совершил сделку, по какой цене, в какой период и т. п.).

Также немаловажно доказать реальность деятельности нового юрлица. Об отсутствии фиктивности работы нового общества будут свидетельствовать активная деятельность, тогда как сдача «нулевой» отчетности только обоснованно укрепит сомнения проверяющих.

Прежде всего ни при каких обстоятельствах нельзя уплачивать налог на имущество, которым вы не владеете, предупреждает адвокат Юлия Вербицкая. А в случае технической ошибки налоговиков нужно незамедлительно поставить их об этом в известность.

«Прежде чем обращаться с заявлением в налоговую, необходимо получить соответствующую выписку из ЕГРН, которая подтвердит, что имущество (квартира, земельный участок, дом и т. д.) не числится за вами на праве собственности. Документ можно получить на сайте РОСРЕЕСТРа, направив запрос по кадастровому номеру, либо по адресу места нахождения недвижимости, указанному в уведомлении ФНС. После получения выписки, которая подтверждает, что собственником недвижимости являетесь не вы, необходимо приложить ее к заявлению», — подсказывает адвокат Даханаго Нагоева.

Начислили налог за чужое имущество. Что делать?

По словам Юлии Вербицкой, подобные сбои в работе налоговых органов происходят нередко. Во-первых, возможны технические ошибки при наличии полной тезки (совпадение фамилии, имени, отчества). Во-вторых, уведомления об уплате налога приходят за уже проданную квартиру. «Впоследствии недвижимость была продана, однако данные из ЕГРП в налоговую инспекцию не попали, и налог на имущество продолжает начисляться, хотя обязательства по оплате налога прекратились с момента государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество на иных лиц», — говорит эксперт.

Так произошло с москвичкой Натальей, которая продала квартиру в центре Москвы ещё два года назад, но в 2019-м получила платёжку с налогом на проданную квартиру. Платить за чужую недвижимость она не стала, а в августе 2020-го, когда собралась лететь на отдых в Турцию, её не допустили в самолёт. Наталья обратилась в свою ФНС и выяснила, что в отношении неё инициирована процедура взыскания за неоплату двухлетнего налога за ту самую проданную квартиру. Москвичка предоставила договор, свидетельствующий о том, что квартира уже давно не её, в ФНС пообещали разобраться. При этом Наталье пришлось самой обращаться к приставам и передавать им документы из налоговой, только после этого исполнительное производство в отношении неё было прекращено. Вроде бы всё закончилось хорошо, но отпуск был испорчен.

С похожей ситуацией столкнулся и петербуржец Артём, только ему несколько лет присылают налог на участок в Ленобласти, который Артёму никогда не принадлежал. Петербуржец об этом несколько раз писал обращения в налоговую через свой личный кабинет, ему в положенный срок отвечали, что послали запрос в Росреестр, — и на этом всё. Артём не поленился и навёл справки о якобы принадлежащем ему участке, оказалось, что участка под таким кадастровым номером вообще нет. Он давно поделён на два других, и теперь на этой земле построено два дома, хозяева которых исправно получают налоговые уведомления и их оплачивают. При разбирательстве налоговики объяснили такой казус путаницей в базах данных и предложили Артёму за свой счёт заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), мол, эта выписка выдаётся госорганом, и если в ней будет указано, что данный объект принадлежит другому собственнику, то этого будет достаточно, чтобы ФНС больше не предъявляла претензий. В итоге для того, чтобы снять претензии, петербуржцу пришлось обращаться в суд. Вопрос решился после первого судебного заседания. Артёму позвонили из налоговой и сообщили, что ошибка исправлена.

Особенно если в заявлении гражданин укажет требование предоставить информацию о том, на основании каких документов был начислен ошибочный налог. Как правило, налоговики ссылаются на данные Росреестра, но для этого им надо их запросить. В отличие от граждан, они это делают бесплатно, напоминает Инютин. То есть, получив ответ из ФНС, можно будет понять, где ошибка в данных (в налоговой или в Росреестре), и это поможет быстрее решить вопрос, а в сложных случаях — обратиться в суд и выиграть дело.

Но иногда бывает и по-другому: и адрес правильный, и плательщик указан верно, но начисленный налог чрезмерно большой. Он может даже в разы превышать рыночную стоимость самой недвижимости. Так случилось у ставропольчанки Марины, которая получила налоговое уведомление за унаследованный от бабушки дом. При этом два года после вступления в наследство она платила налог за эту недвижимость порядка семи тысяч, а в 2020-м в извещении от ФНС было указано оплатить 61 тысячу! Обращение Марины в налоговую результатов не дало, там сказали, что налог посчитан верно по данным, которые предоставил Росреестр. А в самом Росреестре посоветовали обратиться в специальную комиссию по спорам о результатах определения кадастровой стоимости, что Марина и сделала. Обращение Марины было рассмотрено, и выяснилось, что в Росреестре ошиблись с размером её участка, отсюда и завышенная кадастровая стоимость и, соответственно, такой большой налог. На сбор всех документов, которые затребовала комиссия при Росреестре, и рассмотрение обращения Марины ушло порядка трёх недель и 600 рублей (выписка из ЕГРН — 400 рублей + кадастровая справка — 200 рублей), но в итоге после предоставления новых документов из Росреестра в ФНС налог, рассчитанный к уплате в 2020 году, снизился для Марины до 7,6 тысячи рублей.

В настоящее время налоговый орган активно борется с проблемой обналичивания денежных средств. И в этой борьбе все средства по мнению налоговиков хороши: это обвинение в сотрудничестве с фирмами-однодневками, и объединение группы компаний в один хозяйственный субъект и признание индивидуальных предпринимателей работниками.

В современной России распространено обналичивание денежных средств с участием индивидуальных предпринимателей, суть которого сводится к переводу денег из безналичной формы в наличную в целях укрытия истинных доходов от органов ФНС и уклонения от уплаты налогов. Такова позиция налоговых органов.

Чужой налог. Как не платить государству налоги за соседа

уплата 6% или патента и снятие средств

Позиция налоговиков: По результатам проведенной за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 выездной налоговой проверки инспекцией принято решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 30.04.2015 № 12-40/4-3 (в редакции от 17.08.2015 № 186), которым заявителю, применяющему упрощенную систему налогообложения с 01.01.2012, доначислены налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций по общей системе налогообложения, начислены соответствующие пени и штрафы. Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о превышении обществом предельно допустимой для применения упрощенной системы налогообложения суммы доходов, предусмотренной п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

уплата 6% или патента и снятие средств

Позиция налоговиков. Общество осуществляло деятельность по строительству зданий и сооружений, продаже собственного жилого и нежилого недвижимого имущества, а также деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

Основанием для доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы по налогу на прибыль в результате необоснованного завышения расходов, используя взаимозависимых лиц, составления фиктивных, притворных договоров подряда на выполнение строительных и отделочных работ с индивидуальными предпринимателями Шиховой Е.Н. и Курдюбовой Н.И., которые никакой реальной предпринимательской деятельности не осуществляли.

неотражение или неполное отражение выручки

Позиция налоговиков. По результатам выездной налоговой проверки заявителя за 2011-2013 годы, предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафов, ему доначислены суммы единого налога по упрощенной системе налогообложения, налога на доходы физических лиц, а также соответствующие суммы пеней.

Основанием для доначисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о занижении полученного в 2011 и 2012 годах дохода в виде денежных средств, поступивших на расчетный счет предпринимателя от общества «Полосатый слон», не включенных в книгу доходов и расходов по УСН; внереализационного дохода от безвозмездного пользования помещением, переданным по договору безвозмездного пользования, заключенного с Абрамовым С.В.; денежных средств, поступивших на расчетный счет предпринимателя от продажи недвижимого имущества, не включенных в состав доходов по УСН.

Инспекцией вопрос о переквалификации сделки — договора займа, в ходе проверки не решался. Доначисление налога инспекцией связано с выводом, что предприниматель необоснованно получал налоговую выгоду, учитывая для целей налогообложения операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом на основании документов, содержащих недостоверные сведения.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ). Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее:

  • до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

1. Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет осуществляется последовательно в отношении:

  • недвижимого имущества;

  • транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

  • иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

  • готовой продукции, сырья и материалов.

Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.

2. Приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер:

  • применяется только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате;

  • допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в одном из названных решений, и стоимостью имущества, в отношении которого принято решение о запрете отчуждения (передачи в залог).

Таким образом, обеспечительные меры, в том числе в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, как ограничивающие хозяйственную самостоятельность налогоплательщика, могут быть приняты только в том случае, если у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решений. В связи с этим решение о принятии обеспечительных мер, как и любое другое решение налогового органа, должно отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, мотивированности и законности, поскольку данное решение затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.

К сведению: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер. Такое решение вступает в силу со дня его вынесения.

Пунктом 11 ст. 101 НК РФ установлено, что по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные п. 10 (то есть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и приостановление операций по банковским счетам), на банковскую гарантию, залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, залог иного имущества или поручительство третьего лица.

Далее поговорим об обеспечительной мере в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

ФНС будет публиковать сведения о залоге и аресте имущества для уплаты налогов

В решении инспекции был наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) здания.

ИП ссылался на то, что объект недвижимости с указанным в решении кадастровым номером не существует. Дело в том, что здание было разделено на два объекта (нежилые помещения), каждому из которых присвоен свой кадастровый номер. Следовательно, решение инспекции невозможно исполнить.

Налоговый орган внес изменения в решение о принятии обеспечительной меры, запретив отчуждение (передачу в залог) нежилых помещений, образованных в результате раздела первоначального объекта недвижимости. При этом стоимость объектов недвижимости осталась неизменной.

Арбитры отметили: с учетом п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» внесение изменений в оспариваемое решение вследствие фактического отсутствия недвижимого имущества в виде здания, а также неизменность стоимости принятого обеспечения не ухудшили положение предпринимателя и не нарушили его права и законные интересы. Внесение изменений направлено на обеспечение возможности реального исполнения решения о принятии обеспечительной меры.

Второй аргумент налогоплательщика: обеспечительная мера препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, ограничивает возможность сдачи недвижимости в аренду, снижает размер получаемой арендной платы. ИП даже представил в суд письма бывшего арендатора, из которых следовало, что причиной досрочного расторжения договора аренды является наложение обременения инспекцией.

Судьи указали:

  • само по себе принятие инспекцией обеспечительной меры не ограничивает сдачу в аренду недвижимого имущества третьим лицам и не влечет уменьшение возможной имущественной выгоды от сдачи его в аренду;

  • досрочно расторгнутый договор аренды был заключен после принятия решения инспекции (то есть в период действия обеспечительной меры);

  • гражданское законодательство связывает наступление неблагоприятных последствий для арендодателя в виде возможного снижения размера арендной платы либо расторжения договора аренды по требованию арендатора с ненадлежащим исполнением арендодателем обязанности по уведомлению арендатора об имеющихся правах третьих лиц на имущество, являющееся предметом договора аренды, но не с самим фактом наличия обременений предмета аренды либо наличия прав третьих лиц на указанное имущество;

  • наличие принятой обеспечительной меры не повлекло невозможность передачи в аренду имущества и не повлияло на возможность осуществления основного вида предпринимательской деятельности (сдача в аренду объектов недвижимости).

Другие доводы физлица:

  • на момент принятия обеспечительной меры он не зарегистрирован в качестве ИП;

  • в силу запрета, установленного п. 1 ст. 77 НК РФ, данная обеспечительная мера не применяется к налогоплательщику, являющемуся физическим лицом;

  • в решении неправомерно указана стоимость объекта недвижимости по данным бухгалтерского учета, в то время как на момент его принятия бухгалтерский учет не осуществлялся.

По этим доводам судьи АС СКО в Постановлении от 30.10.2019 № Ф08-9932/2019 по делу № А63-24687/2018 отметили: суд первой инстанции правомерно учел отсутствие у налогоплательщика при вынесении оспариваемого решения инспекции статуса предпринимателя. Это обстоятельство с учетом предусмотренных налоговым законодательством ограничений исключает возможность использования способов взыскания налоговой недоимки в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ), обеспечивающих более оперативное исполнение решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, нежели предусмотренный ст. 46 НК РФ порядок взыскания недоимки, соответствующих пеней и налоговых санкций с физических лиц, не обладающих статусом предпринимателей.

Обратите внимание: по мнению судов, отсутствие у должника статуса ИП – не основание для признания незаконным решения инспекции о принятии обеспечительной меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (в данном случае – здания).

Особо судьи подчеркнули следующие обстоятельства, препятствующие удовлетворить иск налогоплательщика.

Во-первых, по состоянию на день вынесения постановления задолженность перед бюджетом не погашена, притом что решение инспекции о доначислениях вступило в законную силу, что подтверждено судами. Это свидетельствует о недобросовестности поведения налогоплательщика и подтверждает правомерность вывода инспекции о необходимости принятия обеспечительных мер ввиду наличия оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить исполнение названного решения.

С 2019 года появился так называемый налог на самозанятых. Теперь лица, которые получают доход в результате какой-либо деятельности, могут встать на учет и платить 4 или 6 процентов от дохода в упрощенном порядке и без дополнительных взносов. Но такой эксперимент действует только в четырех регионах (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан), в остальных регионах в большинстве случаев нужно регистрировать ИП, если гражданин занимается предпринимательством.

Таким образом, у налоговой цель одна – выявить доходы граждан, чтобы взыскать налог и пополнить бюджет, ведь чем больше мы погружаемся в экономический кризис, тем яростнее ФНС ищет способы найти и обложить доходы граждан.

И одним из способов такого поиска является проверка граждан, которые приобрели дорогое имущество. К примеру, купил человек квартиру за 4 000 000 руб. Если он предприниматель или имеет хорошие заработки на протяжении длительного времени, то никаких подозрений, скорее всего, не будет. Но если новый собственник в последнее время налоги не платил, доходы не декларировал, то возникает вопрос, откуда у него 4 000 000 руб.? Соответственно, у налоговой появляется повод проверить источники дохода. Уже в этом году такие проверки увеличились в разы, об этом можно судить из различных историй в Интернете и по вопросам от пользователей.

Если гражданин сделал дорогую покупку, например квартиру, не имея при этом больших доходов, с огромной долей вероятности его вызовут в налоговую инспекцию для проверки. Ему будет предложено подтвердить доходы, на которые он приобрел квартиру. Если новый собственник не может подтвердить доход и не имеет документов, обосновывающих происхождение денег, то налоговая инспекция укажет на необходимость заполнить налоговую декларацию, указав сумму покупки, с которой и будет начислен налог в размере 13 %. Стоит квартира 5 000 000 руб., 650 000 руб. придется заплатить в качестве налога.

При этом налоговый инспектор приступает к давлению и угрозам, а именно начисления огромных штрафов, пеней и даже ссылается на статью уголовного кодекса, по которой неплательщика можно привлечь. Многие, находясь в состоянии небольшого шока, соглашаются на условия налоговиков.

Занимается всеми этим вопросами комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Деятельность комиссии отражена в письме Федеральной налоговой службы от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», с которым я рекомендую ознакомиться, особенно если планируете делать дорогостоящие покупки.

Насколько нам известно, рассматриваемая практика взыскания налоговых долгов пока ограничивается пределами Белгородской области. Но кто может гарантировать, что налоговики из других регионов не воспользуются положительным опытом своих коллег?

Поэтому гражданам из «группы риска» нужно быть готовыми к возможным налоговым претензиям. Оптимальный вариант действий зависит от ситуации, в которой они оказались.

Налоговые органы комплексно подходят к планированию выездных налоговых проверок. Анализу подвергаются внутренние и внешние источники информации ФНС России. Сведения о финансовом и имущественном положении налогоплательщика оцениваются в совокупности. Прорабатываются возможные сценарии взыскания налоговой задолженности на случай, если налогоплательщик добровольно не исполнит обязанность по уплате налогов.

  • Данные бухгалтерской отчетности налогоплательщика. Анализируются остаточная стоимость активов, наличие запасов, величина дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Сведения о статусе налогоплательщика (наличие процедур банкротства, ликвидации или реорганизации, смены адреса местонахождения, миграции персонала).
  • Информация о принятых мерах принудительного взыскания в отношении налогоплательщика.
  • Информация о возможности возникновения или наличии налоговой задолженности в период включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
  • Информация о текущих налоговых проверках и предполагаемых суммах доначислений.
  • Информация о нарушениях условий по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате налоговой задолженности, инвестиционного налогового кредита.
  • Информация о наличии имущества у учредителей, акционеров, должностных лиц налогоплательщика.
  • Сведения об отчуждении имущества в пределах трехлетнего срока, предшествующего назначению выездной налоговой проверки, как налогоплательщиком, так и учредителями, акционерами, должностными лицами налогоплательщика.
  • Сведения о финансовых и товарных потоках.
  • Информация о бенефициарных владельцах налогоплательщика, их активах и возможности привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности.
  • Информация о бизнес-процессах налогоплательщика, бизнес-схемах, включая установление взаимозависимых или аффилированных лиц, влияние родственных связей.
  • Информация по обременению имущества из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
  • Информация из реестра уведомлений о залоге движимого имущества из Федеральной нотариальной палаты.
  • Информация об имущественных требованиях третьих лиц вне рамок дела о банкротстве (картотека арбитражных дел).
  • Информация о наличии признаков несостоятельности (банкротства) (картотека арбитражных дел).
  • Информация в СМИ, социальных сетях, интернет-контент.
  • Информация, полученная из федеральных и территориальных ведомств РФ.
  • Информация, полученная из компетентных органов иностранных государств.

Мониторинг финансового и имущественного положения, юридического статуса налогоплательщика не прекращается и во время выездной налоговой проверки. Особенное внимание уделяется:

  • текущим сделкам по выбытию активов;
  • выплате дивидендов;
  • переводам денежных средств в иностранные юрисдикции;
  • предоставлению займов;
  • перераспределению товарных потоков;
  • переоформлению договорных обязательств с поставщиками и покупателями на других юрлиц;
  • массовой миграции персонала.

Налоговые органы акцентируют внимание и на других особенностях, которые могут свидетельствовать о выводе активов, переводе бизнеса на новое юридическое лицо с целью ухода от исполнения налоговых обязательств. В этом случае налоговые органы вправе применить положения подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ о взыскании налоговой задолженности с основных и зависимых с налогоплательщиком лиц. Однако данная норма, как и привлечение к субсидиарной ответственности, применима только в судебном порядке.

В некоторых случаях налогоплательщики рассматривают в качестве способа ухода от уплаты налоговой задолженности ликвидацию юридического лица или инициирование процедуры банкротства. Такие меры могут спровоцировать усиленный налоговый контроль. Если в действиях налогоплательщика будут усматриваться признаки преднамеренности, то в процедуре ликвидации или банкротства может быть отказано.

Дополнительно налоговым органом в целях обеспечения поступлений в бюджет в ходе выездной налоговой проверки может быть проведена инвентаризация имущества и запасов налогоплательщика.

Суд отменил обеспечительные меры ИФНС

В случае уклонения налогоплательщика от уплаты налогов налоговые органы вправе передать материалы проверки в органы МВД1. В связи с этим могут возникнуть уголовно-правовые последствия.

Рассмотрим пример. В отношении организации была проведена выездная налоговая проверка. По ее итогам были доначислены 150 млн руб. Основанием для этого послужило получение необоснованной налоговой выгоды, а именно привлечение в качестве субподрядчиков организаций, обладающих признаками номинальных структур. Одновременно с вынесением решения по итогам проверки инспекция применила обеспечительные меры в виде ограничения на расходные операции по расчетным счетам в банках.

Не согласившись с суммой доначисленных налогов, налогоплательщик в досудебном порядке частично обжаловал решение инспекции в вышестоящем налоговом органе. Но неоспоренная сумма доначислений своевременно не была уплачена.

Несмотря на то что налогоплательщик продолжал оспаривать решение в судебном порядке, в связи с неуплатой налогов материалы проверки были переданы в правоохранительные органы. По результатам их рассмотрения была проведена доследственная проверка и возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ в отношении генерального директора организации.

Таким образом, налоговые органы обладают всей необходимой информацией о перспективах взыскания задолженности уже при планировании проверки, и при этом они наделены полномочиями по принудительному взысканию долга.


1 Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Уклонение от налогов – может не довести до добра. Закон указывает на необходимость оплаты налоговых сборов каждому гражданину, организации поскольку в основе финансовой системы страны лежат налоги. Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо. Наш налоговый адвокат поможет в защите, если преследование Вас фискальных органов уже началось. Налоговое консультирование – гарант защиты прав налогоплательщика.

В случае полного или частичного уклонения от уплаты налогов юридическое лицо может быть привлечено к следующим видам ответственности:

  1. Налоговая, в данном случае ответственность предусмотрена за несвоевременную сдачу декларации по статье 119 НК РФ, за уменьшение налоговой базы и неверное исчисление налога по ст. 122 НК РФ;
  2. Административная, Кодексом об Административных правонарушениях предусмотрена лишь ответственность за несвоевременную сдачу декларации оп ст. 15.5 КоАП РФ;
  3. Уголовная, ст. 199 УК РФ.

Получить полную информацию о том, чем грозит неуплата налогов ООО, можно у нашего юриста по налогам – адвокату по налоговым преступлениям, который не раз участвовал в данных делах и даст совет, как действовать в той или иной ситуации.

Если юридическое лицо совершило мелкие правонарушения в отношении неуплаты налогов, наказание может быть избрано согласно налоговому или административному праву. Данное правило не действует в случаях, когда неуплаченные налоги составили крупную или очень крупную сумму.

Виновными в неуплате налогов юридические лица признаются в том случае, если неуплаченная сумма составила 2 млн. рублей или превысила 10% отчислений за три года. Согласно сумме невыплат выделяют следующие разновидности особо крупного размера:

  • более 6 млн. рублей независимо от периода;
  • не менее 10 млн. рублей или 20% не выплат за 3 года;
  • не менее 30 млн. рублей.

Суд определяет наказание за неуплату налогов юридических лиц с учетом суммы невыплат и ряда других факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, важно не упустить детали, чтобы получить наименьшее из зол.

Если все же в отношении руководителя организации возбуждено уголовное дело ввиду неуплаты налогов и сборов, что в данном случае существуют следующие виды освобождения от уголовной ответственности:

Ликвидация задолженности по налогам и сборам:

Законодательство прямо предусматривает для освобождение от уголовной ответственности в случае первичного привлечения к ответственности и при условии полной выплаты причитающейся государству денежной суммы, включая все пени и штрафы. При этом следует отразит, что данные дела возбуждаются на основании решения налогового органа о доначислении налога или привлечения к налоговой ответственности, в данных решения отражен срок исполнения решения, ввиду чего возможно вовсе избежать возбуждения дела исполнив налоговое бреема в установленным данным решением срок.

Истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности:

В данном случае следует учесть, что руководитель может быть привлечен к ответственности в случае если он не привлечен к уголовной ответственности в течении двух лет с момента совершения преступления. Отдельно стоит отметить, что если данное преступление совершено в особо крупном размере, то срок привлечения увеличивается до десяти лет.

Размер задолженности по налогам и сборам. Следует детально обратить внимание на вменяемый размер неуплаченных налогов, если налоговые и правоохранительные органы допустили ошибку расчетах данной суммы, и вы докажете данную ошибку посредством предоставления соответствующих документов, то также сможете избежать ответственности. Кроме того, вопрос размера доначисления в части случаев удается отстоять при доказывании отсутствия искусственного дробление бизнеса, данное явление часто налоговики видят даже там, где оно отсутствует.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах. Обратитесь к нам, мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

Статья 57 Конституции РФ обязывает уплачивать законно установленные налоги и сборы. Основным законом, регулирующим порядок уплаты фискальных сборов, является Налоговый кодекс. Он регулирует налогообложение и организаций, и простых граждан. В нем же прописана ответственность за уклонение от уплаты налогов. Поскольку все аспекты налоговых правонарушений прописаны в НК РФ, неуплата налогов КОАП РФ не регулируется. Кроме того, неуплата налогов физическим лицом в крупном и особо крупном размерах может повлечь уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом.

Живете не по средствам? ИФНС идет к вам!

Все физлица при получении дохода уплачивают НДФЛ (подоходный налог). Обычно ставка составляет 13 %, а сумму платежа удерживает работодатель. Но в некоторых случаях физлицо должно самостоятельно рассчитать НДФЛ, уплатить его в бюджет и сдать в ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ. Такая обязанность возникает при получении следующих доходов:

  • поступления от продажи или сдачи в аренду имущества;
  • выигрыши и призы;
  • выплаты наследникам авторов произведений литературы, искусства, науки;
  • иные поступления от других физлиц или организаций, не являющихся налоговыми агентами.

Если у гражданина имеется в собственности имущество, то он уплачивает имущественные налоги:

  • на транспорт;
  • на землю;
  • на недвижимость (квартиры, земельные участки, дома).

Уклонение от уплаты налога выражается в осознанном неперечислении налогового платежа в бюджет РФ. НК РФ предусматривает следующие меры воздействия на неплательщика:

  • начисление пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки;
  • начисление штрафа в размере 20 %. Применяется, если налогоплательщик не только не уплатил налог (НДФЛ), но и предоставил искаженные сведения в отчетности (или не предоставил отчетность вовсе);
  • принудительное взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Кроме административной ответственности, за уклонение от уплаты налогов и сборов предусмотрена уголовная ответственность. Она может быть применена в соответствии со статьей 198 УК РФ. Применяется она к физическим лицам (ИП), выплачивающим вознаграждения работникам и обязанным в связи с этим уплачивать НДФЛ и страховые взносы с этих выплат.

Ответственность применяется при неуплате платежей в бюджет посредством непредоставления налоговой декларации или включения в нее заведомо ложных сведений. Для применения статьи 198 УК нарушение должно быть совершено:

  • в крупном — неуплата более 2,7 млн руб. единовременно или более 900 000 руб. в течение трех лет, если сумма неуплаченных сумм превышает 10 % общей суммы исчисленных налоговых платежей;
  • или особо крупном размере — неуплата 13,5 млн руб. единовременно или более 4,5 млн руб. в течение трех лет, если сумма неуплаченных сумм превышает 20 % общей суммы исчисленных налоговых платежей.

Уголовное наказание предусматривает не только штрафы, но и принудительные работы, а также лишение свободы: при крупном размере — до одного года, при особо крупном — до трех лет.

  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *