Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 318 ТК РФ 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действие статьи 318 ТК не ограничивается организациями, финансируемыми из бюджета. Поэтому указанные в ней гарантии предоставляются всем работникам, занятым в организации. Для работников, уволенных работодателями — физическими лицами, подобная гарантия может предоставляться при включении в трудовой договор, на основании части 2 статьи 307 ТК.
Основаниями увольнения, при наличии которых предоставляется гарантия, зафиксированная в статье 318 ТК, являются: ликвидация организации, сокращение численности или штата работников организации.
Ссылка в трудовой книжке увольняемого работника для того, чтобы он мог получить выплаты, указанные в статье 318 ТК, должна быть сделана на один из пунктов статьи 81 ТК.
Для получения гарантии, предусмотренной статьей 318 ТК, не требуется выезда из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Кроме того, статья 318 ТК не связывает предоставление гарантии сохранения заработной платы с обращением в государственную службу занятости и получением от нее каких-либо решений либо документов. Работник имеет право сам решать вопрос о своем трудоустройстве. Подтверждением отсутствия его решения (нетрудоустройства) может служить трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу после увольнения по определенным в статье 318 ТК основаниям. При поступлении на работу в течение второго, третьего, четвертого месяца, выплата производится пропорционально фактическому числу дней нетрудоустройства.
В случае ликвидации организации все выплаты, установленные в статье 318 ТК, производятся при увольнении работника. В соответствии со статьей 318 ТК, установлен длительный период (но не свыше шести месяцев) сохранения заработной платы на период трудоустройства.
Определение среднего заработка должно производиться с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в северных районах (статьи 316 — 318 ТК).
Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку сохранение заработной платы на период трудоустройства является гарантией, совместители права на нее не имеют в силу части 1 статьи 287 ТК.
Ст. 318 ТК РФ: вопросы и ответы
1. В ст. 318 ТК РФ установлен более длительный период (не свыше 3 и 6 месяцев) сохранения среднего заработка после увольнения работника в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата по сравнению с общим правилом, закрепленным в ст. 178 ТК РФ (2 или 3 месяца).
Обусловлено это главных образом тем, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях значительно меньше возможностей для трудоустройства по сравнению с обжитыми территориями страны.
2. Гарантии, предусмотренные в ст. 318, названы государственными. Они должны предоставляться независимо от формы собственности организаций и источников их финансирования.
3. Правила ст. 318 распространяются только на лиц, уволенных из организаций. Для работников, уволенных работодателями — физическими лицами, подобная гарантия может появиться после ее включения в трудовой договор на основании ч. 2 ст. 307.
4. Для получения выплат, предусмотренных в ст. 318 ТК, в трудовой книжке увольняемого работника должна быть сделана ссылка на одно из двух оснований:
— ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
— сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81).
Если в трудовой книжке сделана ссылка на любое другое основание увольнения, указанная гарантия не предоставляется даже в тех случаях, когда увольнение произведено в период срока двухмесячного предупреждения работника об увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата, сделанного работодателем на основании ч. 2 ст. 180 ТК РФ.
Следует иметь в виду, что сокращение численности или штата работников может быть следствием реорганизации, а может происходить и без нее.
5. Для получения гарантий, предусмотренных ст. 318 ТК, не требуется выезда из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
6. Часть 1 ст. 318 не связывает предоставление гарантии сохранения среднего заработка с обращением в государственную службу занятости и получением от нее каких-либо решений либо документов, как это имеет место при сохранении среднего заработка на период трудоустройства по общим правилам (см. ст. 178 ТК РФ) и по правилам ч. 2 ст. 318 ТК РФ.
Таким образом, здесь работник вправе самостоятельно решать вопрос о своем трудоустройстве, а подтверждением отсутствия его решения (нетрудоустройства) может явиться трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу после увольнения по определенным в ст. 318 ТК РФ основаниям.
7. При поступлении на работу в течение второго и третьего месяцев предусмотренная в ч. 1 ст. 318 ТК РФ выплата должна производиться пропорционально фактическому числу дней нетрудоустройства.
8. Сохранение на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ среднего заработка за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях при одновременном наличии трех условий:
— обращении в орган государственной службы занятости не позднее одного месяца после увольнения;
— нетрудоустройстве обратившегося этим органом;
— решении данного органа.
В ч. 2 ст. 318 ТК РФ (как и в ч. 2 ст. 178 ТК РФ) неудачно использован термин «работник» в связи с тем, что таковым уволившийся уже не является. Правильнее здесь говорить о бывшем работнике или уволившемся лице.
В соответствии с п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458, регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по месту жительства гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы, при представлении справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) и предъявлении:
— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
— трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
— документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию.
9. В случае ликвидации организации (о ее понятии и порядке осуществления см. комментарий к п. 1 ст. 82 ТК РФ) все выплаты, установленные в ст. 318 ТК, должны производиться при увольнении работника, т.е. наперед.
10. Определение среднего заработка, о котором говорится в ст. 318 ТК, должно устанавливаться с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в северных районах (см. ст. ст. 316, 317 ТК РФ и комментарий к ним).
Об общих правилах исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК РФ и комментарий к ней.
11. Сохранение заработной платы на период трудоустройства по своей правовой природе является гарантией (см. раздел VII и ст. 178 ТК РФ). В связи с этим совместители права на нее не имеют в силу ч. 1 ст. 287 ТК РФ.
1. Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому ТК предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными ст. 178 ТК (см. коммент. к ней).
2. Решение о сохранении за работником среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев с момента увольнения по указанным основаниям принимает работодатель. Выплата производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя, причем выходное пособие засчитывается в средний заработок, подлежащий выплате на период трудоустройства. Подтверждением того, что работник не трудоустроился после увольнения с прежнего места работы, служит отсутствие в трудовой книжке записи о приеме на новую работу. В случае трудоустройства работника в течение второго или третьего месяца после увольнения с предыдущего места работы по указанным в статье основаниям размер выплат, причитающихся работнику на период трудоустройства, должен рассчитываться пропорционально времени, когда работник не был трудоустроен.
3. При увольнении совместителя из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях, в связи с ее ликвидацией либо сокращением численности или штата работников ему должно быть выплачено выходное пособие, однако средний месячный заработок на период трудоустройства за ним не сохраняется, поскольку он трудоустроен.
4. Условиями сохранения за работниками среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы работы являются, во-первых, обращение работника в органы службы занятости населения в течение одного месяца с момента увольнения по указанным в комментируемой статье основаниям и, во-вторых, отсутствие в данный момент у органов службы занятости населения возможности трудоустроить этого работника.
5. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.
- Решение Верховного суда: Определение N 69-КГ17-10, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях…
- Решение Верховного суда: Определение N 69-КГ17-1, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях…
- Решение Верховного суда: Определение N 89-КГ17-1, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции, что большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал, на то, что статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена…
Статья 178 ТК РФ и Статья 318 ТК РФ
По правилам настоящей статьи при увольнении работника по указанным в настоящей статье основаниям из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможно сохранение за работником среднего месячного заработка в течение более длительного периода времени, чем это предусмотрено ст. 178 ТК (см. комментарий к данной статье).
Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2005 N 53-В05-9
Согласно ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, уволенным из организаций, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата или численности работников, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев средняя заработная плата с учетом выходного пособия.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 05.12.2008
Вопрос 4: Распространяются ли на лиц, уволенных с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, государственные гарантии, установленные ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в указанных районах и местностях?
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 25.02.2009
Вопрос 4: Распространяются ли на лиц, уволенных с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, государственные гарантии, установленные ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в указанных районах и местностях?
Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 N 1651-О-О
Нарушение своих прав Е.А. Русинов усматривает в том, что оспариваемые нормы, примененные судами общей юрисдикции при рассмотрении его дела, препятствуют ему в получении среднего месячного заработка на период трудоустройства за шесть месяцев, как это предусмотрено статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 571-О-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Л.А. Белых, В.К. Войнаровский, А.М. Есоян, В.А. Крутьев, Е.А. Новиков, Н.П. Новикова, В.П. Сидоренко, В.Ю. Чечин, В.И. Цека и представитель заявителей — адвокат К.П. Арестов просят признать не соответствующей статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации часть вторую статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса), в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 476-О
180 И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 318 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Постановление ЦИК России от 03.02.2021 N 282/2072-7 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 243/1509-6 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и работников учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 03.02.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Информация ФСС РФ «С 1 февраля 2021 года в России проиндексирован ряд социальных выплат и пособий»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 59 «О приостановлении действия отдельных положений указов Президента Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 219 (ред. от 30.01.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- «Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2020 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований»(утв. Рострудом)
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.01.2021 N Р-30 «О внесении изменения в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки»
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»
- Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27.01.2021 N ВБ-90/08/27 «О направлении разъяснений об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020 — 2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий в соответствии с приказами Минпросвещения России от 28.04.2020 N 193 и от 11.12.2020 N 713»
Ст. 318 ТК РФ фиксирует некоторые дополнительные гарантии для уволенных против их воли специалистов, местом труда которых является Крайний Север. Как компании, так и работнику нужно четко представлять, что это за гарантии, в каком объеме они должны быть предоставлены и от чего зависит право на их получение. Об этом читайте в нашем материале.
Ст 318 ТК РФ: гарантии работникам уволенным в связи с сокращением
В ст. 318 ТК РФ законодатель на период трудоустройства предусмотрел дополнительные гарантии уволенным работникам, которые трудятся на Крайнем Севере и территориях, приравненных к нему.
В первую очередь, сотруднику следует знать, что рассчитывать на них он может только в 2 случаях:
- если он лишился работы по причине того, что фирма была ликвидирована;
- если он попал под сокращение.
ВНИМАНИЕ! В случае если специалист остался без работы по иному основанию (к примеру, ушел по соглашению сторон, пусть даже в течение 2 месяцев после того, как получил предупреждение о грядущем сокращении), то на гарантии, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, он рассчитывать не сможет.
Итак, если одно из указанных обстоятельств произошло, специалист, лишившийся работы, сможет получить выходное пособие. Также он будет иметь право в течение не 2-х (по общему правилу), а 3-х следующих месяцев (период трудоустройства) получать от бывшего работодателя сумму среднего заработка, которую он получал раньше (ч. 1, 4 ст. 318 ТК РФ).
Кроме того, ст. 318 ТК РФ допускает, что возможны ситуации, когда такой средний заработок фирма будет должна выплачивать уволенному работнику и далее, вплоть до 6 месяцев с момента разрыва трудовых отношений.
ВАЖНО! Для этого необходимо, чтобы не позже чем через 1 месяц после увольнения специалист обратился в службу занятости с просьбой подыскать ему работу, но работу для такого специалиста найти так и не удалось. При этом служба занятости должна вынести решение с указанием фирме выплатить специалисту компенсацию за 4–6 месяцев.
На практике может случиться так, что фактически работник жил и выполнял свои служебные обязанности в северных районах, но компания, в штате которой он состоял, имеет юридический адрес, скажем, в Москве. Может ли специалист, лишившийся работы, в данном случае рассчитывать на среднюю зарплату за 3 месяца (или даже за 4–6 месяцев)?
Ст. 318 ТК РФ на этот счет никаких разъяснений не дает.
В то же время судебные инстанции считают, что неважно, на какой территории «прописана» организация. Значение имеет только то, где фактически трудился специалист и в каком именно районе фирма осуществляла свою деятельность. Ведь ТК РФ предусмотрел дополнительные гарантии именно для лиц, работающих на Крайнем Севере, в организациях, фактически там функционирующих, независимо от «прописки» таких компаний.
ВАЖНО! Поэтому даже если фирма зарегистрирована не на Крайнем Севере, но фактически там вела бизнес, то уволенный в связи с сокращением или ликвидацией штата специалист будет иметь право получить среднюю зарплату за период от 3 до 6 месяцев (при соблюдении выше обозначенных условий).
(в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
По общему правилу при ликвидации организаций работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного зара-ботка и средняя заработная плата на период трудоустройства (с учетом выходного пособия) до двух месяцев, в исключительных случаях — до трех месяцев (см. коммент. к статье 178).
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по ука-занным основаниям средний месячный заработок на период трудоустройства сохраняется за период, не превышающий трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Вместе с тем в исключительных случаях допускается сохранение среднего месячного заработка при увольнении работника по ука-занным в данной статье основаниям в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как и раньше, сохраняемая заработная плата и выходное пособие выплачиваются работодателем по прежнему месту работы за его счет.
При ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним ме-стностях, высвобождаемым работникам, имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет, сверх уста-новленных законодательством РФ льгот и компенсаций за счет средств ликвидируемых организаций предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Кроме того, работникам, имеющим стаж работы под землей не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства, а также дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) (ст. 23 Федерального закона от
20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты ра-ботников организаций угольной промышленности» (в ред. от
19.07.2011) .
——————————— СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3030; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 25. Ст. 2647; 2007. № 31. Ст. 4010; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. №
1. Ст. 17; 2010. № 31. Ст. 4155; 2011. №
19. Ст. 2707; № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
1. Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому ТК предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными ст. 178 ТК (см. комментарий к ней).
2. Решение о сохранении за работником среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев с момента увольнения по указанным основаниям, принимает работодатель. Выплата производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя, причем выходное пособие засчитывается в средний заработок, подлежащий выплате на период трудоустройства. Подтверждением того, что работник не трудоустроился после увольнения с прежнего места работы, служит отсутствие в трудовой книжке записи о приеме на новую работу. В случае трудоустройства работника в течение второго или третьего месяца после увольнения с предыдущего места работы по указанным в статье основаниям размер выплат, причитающихся работнику на период трудоустройства, должен рассчитываться пропорционально времени, когда работник не был трудоустроен.
3. При увольнении совместителя из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях, в связи с ее ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, ему должно быть выплачено выходное пособие, однако средний месячный заработок на период трудоустройства за ним не сохраняется, поскольку он трудоустроен.
4. Условиями сохранения за работниками среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяц работы являются, во-первых, обращение работника в органы службы занятости населения в течение одного месяца с момента увольнения по указанным в комментируемой статье основаниям и, во-вторых, отсутствие в данный момент у органов службы занятости населения возможности трудоустроить этого работника.
5. Согласно Порядку регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 (СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2009), регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства обратившегося.
Теперь, если сотрудник уволен по сокращению или из-за ликвидации организации, то ему полагается выплата в размере среднего месячного заработка.
В случае если сотрудник не может трудоустроиться в течение одного месяца после потери работы, ему также полагается выплата за второй месяц в размере среднего месячного заработка или за часть месяца пропорциональной периоду трудоустройства, но надо обратиться за выплатой в течение 15 дней после второго месяца поиска работы.
В некоторых случаях, служба занятости может продлить выплату выходного пособия работнику, если у него сохраняются проблемы с трудоустройством и в третий месяц. Для этого в течение 15 дней после трех месяцев после увольнения нужно обратиться за выплатой.
Работодатель вправе выплатить выходное пособие за второй и третий месяц сразу после увольнения, если сочтет это правильным.
Это статья касается работников, увольняемых из организаций, расположенных в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с сокращением или ликвидацией организации.
Также, как и в статье 178 ТК РФ, работникам полагается выплата в размере среднего месячного заработка. Если у работника проблемы с трудоустройством в последующие второй и третий месяцы, то работодатель обязан выплатить выходное пособие, за эти месяцы, за выплатой надо обратиться не позднее 15 дней после окончания второго/третьего месяца поиска работы.
Опять же, в исключительных случаях служба занятости может назначить выплаты за четвертый, пятый месяцы, когда работник не может найти работу. Для этого надо обратиться за выплатой в течение 15 дней после четвертого/пятого/шестого месяца со дня увольнения.
Работодатель может выплатить выходное пособие сразу после увольнения в размере пятикратного среднего месячного заработка, взамен выплат во время трудоустройства работника.
Комментируемая статья устанавливает льготный порядок выплаты выходного пособия работникам, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации по сравнению с общим порядком, установленным ст. 178 ТК.
Что по статье 318 ТК РФ означает исключительный случай и что в него входит?
Если специалист лишается работы по сокращению штатов, ему полагаются все государственные гарантии работникам, уволенным в связи с сокращением. О полном перечне этих гарантий говорится в одном из важнейших разделов трудового кодекса, этот раздел называется статья 318 ТК РФ. В соответствии с этой статьей работодатель, который решил уволить работника в связи с сокращением, обязан:
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2020 года)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 29 декабря 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 97-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Задайте вопрос юристу,
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Трудовой кодекс РФ
1 ТК РФ статья: 1 — 14
2 ТК РФ статья: 15 — 22
3 ТК РФ статья: 23 — 28
4 ТК РФ статья: 29 — 34
5 ТК РФ статья: 35 — 35.1
6 ТК РФ статья: 36 — 39
7 ТК РФ статья: 40 — 51
8 ТК РФ статья: 52 — 53
9 ТК РФ статья: 54 — 55
10 ТК РФ статья: 56 — 62
11 ТК РФ статья: 63 — 71
12 ТК РФ статья: 72 — 76
13 ТК РФ статья: 77 — 84.1
13 ТК РФ статья: 85 — 90
14 ТК РФ статья: 91 — 99
16 ТК РФ статья: 100 — 105
17 ТК РФ статья: 106 — 107
18 ТК РФ статья: 108 — 113
19 ТК РФ статья: 114 — 128
20 ТК РФ статья: 129 — 132
21 ТК РФ статья: 133 — 158
22 ТК РФ статья: 159 — 163
23 ТК РФ статья: 164 — 165
24 ТК РФ статья: 166 — 169
25 ТК РФ статья: 170 — 172
26 ТК РФ статья: 173 — 177
27 ТК РФ статья: 178 — 181.1
28 ТК РФ статья: 182 — 188
29 ТК РФ статья: 189 — 190
30 ТК РФ статья: 191 — 195
31 ТК РФ статья: 195.1 — 197
32 ТК РФ статья: 198 — 208
33 ТК РФ статья: 209 — 210
34 ТК РФ статья: 211 — 215
35 ТК РФ статья: 216 — 218
36 ТК РФ статья: 219 — 231
37 ТК РФ статья: 232 — 233
38 ТК РФ статья: 234 — 237
39 ТК РФ статья: 238 — 250
40 ТК РФ статья: 251 — 252
41 ТК РФ статья: 253 — 264
42 ТК РФ статья: 265 — 272
43 ТК РФ статья: 273 — 281
44 ТК РФ статья: 282 — 288
45 ТК РФ статья: 289 — 292
46 ТК РФ статья: 293 — 296
47 ТК РФ статья: 297 — 302
48 ТК РФ статья: 303 — 309
48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2
49 ТК РФ статья: 310 — 312
49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5
50 ТК РФ статья: 313 — 327
50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7
51 ТК РФ статья: 328 — 330
51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5
52 ТК РФ статья: 331 — 336
52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3
53 ТК РФ статья: 337 — 341
53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5
54 ТК РФ статья: 342 — 348
54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12
55 ТК РФ статья: 349 — 351.5
56 ТК РФ статья: 352
57 ТК РФ статья: 353 — 369
58 ТК РФ статья: 370 — 378
59 ТК РФ статья: 379 — 380
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Перечень прямых расходов, приведенный в пункте 1 комментируемой статьи, носит рекомендательный характер. Конкретный же список фирма вправе определить самостоятельно и зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения. Формируется он исходя из специфики деятельности организации и сути самих затрат. Если фирма не предусмотрит перечень прямых расходов в учетной политике, то инспекторы будут руководствоваться тем списком, который приведен в Налоговом кодексе РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 876-О
1. АО «123 авиационный ремонтный завод» оспаривает конституционность пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующего порядок разделения расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные для целей уплаты налога на прибыль организаций.
Как следует из представленных материалов, налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки сделал вывод о том, что заявитель необоснованно отнес к косвенным расходам по налогу на прибыль организаций затраты на оплату труда производственных рабочих и соответствующие суммы страховых взносов. По мнению налогового органа, поскольку данные затраты непосредственно участвуют в формировании стоимости выполняемых работ по ремонту авиационной техники, то их необходимо было учитывать в составе прямых расходов. Вступившим в законную силу постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции подтверждена правомерность выводов налогового органа. При этом, как отметил суд, оспариваемая норма Налогового кодекса Российской Федерации относит к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров.
Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 N 302-КГ18-25167 по делу N А69-1637/2017
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 252, 254, 264, 269, 272, 274, 284, 286, 318, Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), суд апелляционной инстанции частично отменил решение суда первой инстанции, признав решение налогового органа в оспариваемой части законным и обоснованным. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 305-КГ18-26203 по делу N А40-87479/17-115-891
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе учетную политику общества, утвержденную обществом инструкцию по формированию расходов на производство и реализацию товаров, работ, услуг, технологический процесс добычи полезных ископаемых, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 254, пункта 1 статьи 318, пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о неправомерном отнесении обществом в состав косвенных расходов материалов по взрывным работам и необходимости включения их стоимости в состав прямых расходов общества.
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 306-КГ17-304 по делу N А55-7354/2015
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 254, 318 Налогового кодекса, суд апелляционной инстанции установив, что общество продает фуз, разница в стоимости растительного масла и фуза остается на счете 20 «Основное производство» и в составе материальных расходов влияет на формирование себестоимости конечного результата, при этом налогоплательщик себестоимость фуза относил в прочие расходы по цене подсолнечного масла, тем самым искажая себестоимость конкретного вида продукции, исходил из того, что разница между стоимостью растительного масла и фуза должна быть отражена в составе прямых материальных расходов и по мере реализации продукции, работ, услуг, списываться в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль; поскольку возвратные отходы были реализованы на сторону, то они должны быть оценены по цене реализации.
- Информация ФНС России «Суды подтвердили применение налоговой ставки 1,5% для используемых в предпринимательской деятельности участков под ИЖС»
- Письмо ФНС России от 02.02.2021 N БС-4-11/1142@ «По вопросу обложения страховыми взносами стоимости бесплатного питания работников, осуществляемого в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»
- Письмо Минпросвещения России от 02.02.2021 N 02-30 «О предоставлении статистических данных по форме ФСН N ПО за 2020 отчетный год»
- Распоряжение Правительства РФ от 01.02.2021 N 221-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3585-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2020 N 3585-р (ред. от 01.02.2021) Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2021 — 2023 годах из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» бюджетам субъектов Российской Федерации»
- Информация Казначейства России «О размещении актуализированной таблицы соответствия счетов в рамках перехода на систему казначейских платежей»
- Письмо Минфина России от 01.02.2021 N 02-05-10/6258 «О дополнении письма Минфина России от 30.10.2020 N 02-05-10/96380»
- Информация Минэкономразвития России «О средней цене на нефть сорта «Юралс» за январь 2021 года»
- Информация ФСС РФ «С 1 февраля 2021 года в России проиндексирован ряд социальных выплат и пособий»
- Постановление Правительства РФ от 01.02.2021 N 98 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)»
1. Выходное пособие — одна из гарантийных выплат, производимая работнику за время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности в связи с расторжением трудового договора по основаниям, указанным в законе. Размер выходного пособия, как и целого ряда других гарантийных выплат, определяется на основе среднемесячного заработка работника.
Кодекс установил единый порядок исчисления среднего заработка для всех случаев, когда на его основе определяются размеры тех или иных выплат, предусмотренных Кодексом (см. комментарий к ст.
139 ТК РФ). При этом учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Статья 178 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя выплачивать выходное пособие (в размере среднего заработка) в течение двух месяцев уволенному в результате ликвидации организации или сокращения штата сотруднику. Помимо этого, статья дает перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Напомним также, что если работник увольняется, не отгуляв свой основной или дополнительный отпуск полностью, в последний день работы ему надо выплатить компенсацию. Отметим, что это касается и людей, работающих по совместительству.
Компенсацию за неиспользованный отпуск рассчитывают так же, как и отпускные, то есть исходя из среднего заработка работника (ст. 139 Трудового кодекса РФ).
Напомним, что согласно новой редакции статьи 139 Трудового кодекса РФ, теперь средний заработок определяют так. Складывают зарплату за последние двенадцать календарных месяцев.
Полученный результат делят на 12 и на среднемесячное число календарных дней — 29,4. Так получают среднедневной заработок.
Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск эту величину умножают на количество дней неиспользованного отпуска.
Выплачивать женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере 2-месячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР (Приказ Минобороны России от 11 июля 2002 г. N 265 «О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность» // БНА РФ.
2002. N 32).
Исключительные случаи в ст.318 ТК РФ
Как следует из определения ВС РФ от 10 сентября 2010 года N 14-В10-10, поскольку трудовое законодательство не содержит запрета на установление непосредственно в трудовом договоре условий о выплате выходных пособий в повышенном размере, одновременное закрепление данного условия в коллективном договоре не требуется. Равным образом, условие о других случаях выплаты выходного пособия и его повышенных размеров может устанавливаться только коллективным договором.
Примечательно, что установление работодателем дополнительных гарантий для работников накладывает на него обязательства и в том случае, если его имущественное положение со временем существенно изменилось. Так, судом были признаны несостоятельными доводы работодателя о том, что организация не обязана выплачивать выходное пособие, установленное в повышенном размере, поскольку она в последние годы не имеет прибыли (см.
В статье 178 Трудового кодекса РФ указано, что финансовая поддержка может оказываться труженику, который был уволен и по другим основаниям. К таковым отнесены следующие случаи:
1. Работающий отказался от перемены должности и направления на другую работу, согласно требованиям медицинского заключения. Это касается ситуаций, когда труженик перенес заболевание или получил увечье, которое препятствует полноценному исполнению обязанностей по занимаемой должности.
2. Привлечение к исполнению обязанностей по военной службе или альтернативной таковой. Для такой категории увольняемых общими правилами предусмотрен перечень должностей на такие случаи. Не всегда в организации найдется подобная, поэтому работающего увольняют.
3. Восстановление в должности труженика, который был уволен ранее. Такое происходит в случаях, когда:
— человека изначально принимали в компанию, как временного заместителя; — прежний труженик был уволен с нарушением требований действующих норм и в должности восстанавливается по судебному решению.
4. Отказ от продолжения труда в другой местности. Указанное обстоятельство наступает в случае, если компания изменяет свое место фактического нахождения.
5. По результатам специального медицинского обследования человек был признан полностью ограниченным в физических или психических возможностях, то есть он утратил полностью возможность выполнять любую работу.
6. Прекращение дальнейшего сотрудничества из-за существенных перемен подписанной ранее трудовой договоренности.
Во всех указанных случаях размер выплаченных сумм будет равен усредненному заработку, который человек получал за две недели фактической работы.
В любой организации, внутренними правилами могут быть предусмотрены и другие поводы для увольнения, когда такая помощь будет оказана.
Такая причина тоже является поводом для прекращения рабочих отношений и получения пособия.
Указанные обстоятельства отличаются о тех, в которых человек идет служить добровольно, по контракту. В последнем случае имеет место личное намерение человека осуществлять свою профессиональную деятельности в Вооруженных силах. Тогда трудовые отношения прекращаются по личному желанию или взаимному согласию сторон.
В случае призыва в обязательном порядке, работающий выполняет обязательства, которые возложены на него действующими общими правилами, отказаться от которых он не может.
Вариант службы в данном случае значения не имеет. Труженик будет уволен и получит положенную ему финансовую помощь.
1. Общественная опасность предусмотренного комментируемой статьей преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.
Потерпевшими от преступления являются представители власти или их близкие. В примечании к комментируемой статье дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. комментарий к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России, таможенные органы, службу внешней разведки РФ и т.п.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.п.) или иной орган (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) ). Отсутствие названных признаков исключает ответственность по комментируемой статье .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 1. Ст. 16; N 7. Ст. 901; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.