Европейский суд по правам человека 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европейский суд по правам человека 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Антон Бибаров-Государев, исполнительный директор — руководитель аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России:

— Постановление суда об отмене условного срока и замены его на реальный вступает в силу через 10 дней с момента его вынесения. Вместе с тем согласно ст. 389.4 УПК РФ в течение этих же 10 дней это постановление можно обжаловать, подав апелляционную жалобу в вышестоящий суд. В данном случае — в Московский городской суд. В случае обжалования оно не вступит в силу до принятия решения апелляционной инстанцией. Рассмотрение самой жалобы в соответствии со статьей 389.10 УПК РФ должно начаться не позднее 30 суток с момента поступления жалобы в суд. Предельных сроков для рассмотрения подобных жалоб законом не предусмотрено. На практике такие жалобы суд рассматривает в одно заседание.

Право на обращение в ЕСПЧ связано с нарушением или ограничением свобод человека и гражданина. Следовательно, подавать жалобу могут следующие категории субъектов:

  1. граждане РФ или иного государства, лица без гражданства, если их права и свободы были нарушены судебными органами России;
  2. группы граждан;
  3. объединения граждан, в том числе юридические лица, некоммерческие организации, иные аналогичные субъекты.

Важно, что в этот круг не включены должностные лица госорганов, а также федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Податель жалобы всегда рассматривается как потенциальная жертва противоправных действий со стороны государства и его уполномоченных ведомств.

Соответственно, жалоба в европейский суд всегда подается против государства, как публичного образования. Россия является участником Конвенции, ратифицировала ее в 1998 году, а значит, отвечает за виновные действия своих официальных ведомств и должностных лиц, равно как и за необеспечение гражданам регламентированных прав и свобод. Государство не может устраниться от участия в деле, если жалоба будет признана допустимой. Однако отказ сотрудничать с ЕСПЧ, в том числе намерение направить для рассмотрения дела своего представителя или представить запрошенные документы, не является препятствием для вердикта.

Обратиться в ЕСПЧ можно лично, либо через представителя по доверенности. Таким доверенным лицом могут выступать юристы и адвокаты, родственники или иные лица. Доверенность на представительство должна быть заверена через нотариат. Правила подачи жалобы предусматривают следующее:

  • хотя Европейская конвенция предусматривает только два официальных языка судопроизводства в ЕСПЧ (английский и французский языки), жалобу можно направить на русском языке;
  • при поступлении документов в Секретариат ЕСПЧ, заявитель уведомляется об этом факте со ссылкой на номер временного досье;
  • еще до предварительной оценки приемлемости жалобы, могут направляться письменные запросы о ее разъяснении, о представлении дополнительных документов и пояснений.

Официальным адресом для направления жалобы и иной корреспонденции является — European Court on Human Rights, Council of Europe, F — 67075 Strasbourg Cedex France. Этот же адрес нужно использовать для направления дополнений к жалобе, запрошенных документов. При переписке с Секретариатом нужно использовать номер досье, указанный в уведомлении.

В тексте жалобы нужно указать следующие пункты:

  1. сведения о заявителе, с указанием реального адреса для переписки;
  2. суть нарушения, на которое жалуется заявитель, в чем оно выразилось;
  3. перечень средств и способов национальной защиты, которые были предприняты до обращения в ЕСПЧ (необходимо приложить заверенные копии заявлений, жалоб, судебных актов и иных документов);
  4. цель обращения – устранение нарушений прав и свобод, отмена дискриминационной нормы закона и т.д.;
  5. финансовые требования – компенсация за нарушение прав, судебные затраты, возмещение материального ущерба и морального вреда;
  6. сведения о доверенном лице;
  7. подпись заявителя или представителя по доверенности.

Чтобы жалобе был дан ход, необходимо заполнить формуляр обращения. Это можно сделать сразу при подаче документов, либо после получения уведомления из Секретариата ЕСПЧ.

Если в тексте жалобы все обстоятельства указываются кратко, то при заполнении формуляра нужно детально изложить все доводы и аргументы. Если срок на обращение в ЕСПЧ близок к завершению, целесообразно сразу заполнить формуляр и подать его вместе с жалобой.

При определении финансовых требований нужно оценить вердикты ЕСПЧ по аналогичным категориям дел. Особенно это касается компенсации морального вреда или выплат за непосредственное нарушение прав. Чрезмерно завышенная сумма компенсации будет отмечена судебной коллегией, а окончательный размер выплат будет установлен с учетом принципов справедливости и разумности.

Приостановление до 15 июня течения срока на обращение в ЕСПЧ

  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

ЕСПЧ не занимается рассмотрением частных жалоб между гражданами, организациями и государственными органами. Также в полномочия ЕСПЧ не входит вынесение или отмена решений по конкретным уголовным, гражданским или административным делам. Чтобы жалоба в ЕСПЧ была признана приемлемой, должны подтверждаться следующие условия:

  • исчерпание всех возможных способов защиты по национальному законодательству (в России это означает, что нужно пройти все стадии обжалования по делу или заявлению, либо получить отказ в процедуре защиты);
  • нарушение должно состояться после ратификации страной Европейской конвенции (для России это позже 5 мая 1998 года);
  • предметом жалобы могут быть события, решения и действия, к которым имеет отношение государство или его органы;
  • документы в ЕСПЧ должны быть поданы не позднее 6 месяцев после исчерпания национальных способов защиты.

Если жалобы не будет признана приемлемой, она даже не передается на рассмотрение коллегии судей. Решение ЕСПЧ обязательно для стран-участников Конвенции, может предусматривать выплату компенсации на нарушение прав и свобод, признавать факт нарушения, толковать нормы национального законодательства.

Предметом жалоб в ЕСПЧ могут быть нарушения прав и свобод, закрепленных в Конвенции и национальном законодательстве, в том числе:

  • право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство, соблюдение сроков судопроизводства;
  • прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • свобода выражения мнений, собраний и объединений;
  • право не подвергаться принудительному труду и рабству;
  • свобода мысли, религии и совести;
  • право на свободные выборы;
  • право на защиту от дискриминации;
  • право на свободу передвижения;
  • множество других прав и свобод, декларированных Конвенцией.

Указанные нарушения должны фактически состояться на момент подать жалобы в ЕСПЧ. Исключение составляет только прямая и реальная угроза возникновения нарушения, которая следует из действий или решений государственных органов. Например, можно подать жалобу, если срок расследования и рассмотрения уголовного дела затягивается вопреки нормам УПК РФ. Однако на отдельные следственные действия и приговор суда подать жалобу нельзя, если они прямо не нарушаются права и свободы подсудимого.

Формуляр (образец) жалобы и других документов можно скачать на сайте ЕСПЧ — https://www.echr.coe.int/ . Жалобы, заполненные в произвольной форме, возвращаются без рассмотрения. Обращаться с жалобами могут граждане, организации, а в ряде случаев и сами государства в лице своих органов.

Срок рассмотрения жалобы по существу зависит от ее типа. При получении документов секретариат ЕСПЧ может признать жалобу срочной и приоритетной. В этом случае можно рассчитывать на разбирательство в течение 6-12 месяцев. Стандартный срок для рассмотрения жалоб составляет от 3-5 лет.

Будет ли теперь Россия выполнять решения ЕСПЧ?

Жалоба заполняется на английском или французском языке, либо на официальном языке любой из стран-участниц Конвенции. ЕСПЧ находится в Страсбурге (Франция). Адрес для отправки жалобы и последующей корреспонденции — The Registrar European Court of Human Rights Council of Europe F-67075 Strasbourg cedex.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека?

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
      1. 1Обвиняли в оскорблении Аллаха, а в итоге причислили к исламистам. Странная история с пропажей чеченцев в Нижнем Новгороде
      2. 2Ответная высылка российских дипломатов и начало суда над Трампом. Главное 9 февраля
      3. 3″Левада-центр»: у 17% россиян, посмотревших фильм Навального, ухудшилось отношение к Путину
      4. 4В Колумбии расплодились «кокаиновые бегемоты». Их уже пытались кастрировать, а теперь предлагают умерщвлять
      5. 5Биткоин поставил новый рекорд стоимости на фоне инвестиций Tesla
      6. 6″Он же никто, просто ребенок, который ушел в лес»: как искали Влада Бахова
      7. 7″Катастрофа и унижение». Европейские комментаторы — о визите Борреля в Москву
      8. 8Представитель ЕС Боррель: Россия не хочет диалога, надо делать выводы
      9. 9″Мы не боги, мы программисты». Ученые научились сохранять информацию напрямую в ДНК
      10. 10″Теперь у них есть Джумаев». Что говорят о чеченце, подравшемся с полицией на митинге в Москве

      Европейский суд: Навальный искажает информацию

      1. Европейский суд по правам человека находится в г. Страсбурге, Франция, Дворец прав человека. Здесь же расположен и Совет Европы.
      2. Суд основан в 1959 году. На первоначальном этапе проверка жалоб на приемлемость относилась к компетенции Европейской комиссии по правам человека, рассмотрение жалоб – к компетенции ЕСПЧ. С 1 ноября 1998 года действует только Европейский суд.
      3. Число судей Европейского суда по правам человека – 47, что равно количеству государств, входящих в Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, который избирается из 3-х предложенных государством кандидатур.
      4. Срок полномочий судьи Европейского суда по правам человека – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.
      5. Официальные языки Европейского суда по правам человека – английский и французский (для делопроизводства).
      6. Финансирование деятельности – бюджет Совета Европы, который формируется за счет вносов государств-участников.
      7. Официальный сайт – echr.coe.int.
      1. Пять секций – основные административные единицы, формируемые на 3-летний срок. В составе каждой секции – президент, вице-президент, судьи.
      2. Комитеты – формируются в каждой секции на срок 12 месяцев, состоят из 3 судей. Основная компетенция – оценка приемлемости жалобы, отбор дел для рассмотрения палатой, принятие решения по существу дела при условии, что это позволяет сделать устойчиво сложившаяся судебная практика.
      3. Палаты Европейского суда – ключевые юридические подразделения, формируются для непосредственного рассмотрения дел, состоят из 7 судей: президент секции, в ведение которой передано дело, судья от государства, против которого подана жалоба, и пять судей, назначаемых в порядке очередности.
      4. Большая палата – юридическое подразделение, формируется на 3 года, рассматривает наиболее сложные и особые дела, состоит из 17 судей: Президент ЕСПЧ, вице-президенты ЕСПЧ, президенты секций, судья от государства, в отношении которого подана жалоба, и судьи, выбранные согласно жребию. Большая палата также является инстанцией для обжалования решений ЕСПЧ.
      5. Секретариат Европейского суда по правам человека – вспомогательное административно-юридическое подразделение ЕСПЧ, состоящее из юристов, технического персонала, переводчиков и других сотрудников.
      6. Судья ad hoc – назначается страной, против которой подана жалоба, участвует в заседаниях по рассмотрению дела, когда национальный судья этого сделать не может, освобожден от участия или отказывается участвовать.

      Право подать заявление в ЕСПЧ имеют граждане стран, которые представлены в Совете Европы (Украина и Россия еще в 1990-х годах вступили в эту парламентскую европейскую организацию) после того, как не смогли отстоять нарушенные права в рамках национальной судебной системы. Также иск может идти от государства. Ответчиком в таком случае выступает другое государство, которое нарушило права гражданина государства — истца.

      До 1 октября 1994 года исковые заявления попадали сначала на рассмотрение комиссии по правам человека. Комиссия принимала дело в производство и в процессе работы решала, можно ли исчерпать проблему на уровне комиссии или стоит передать дело в производство суда. После вышеуказанной даты люди и государства смогли подавать жалобы уже непосредственно в суд, так как комиссия как орган была ликвидирована.

      По статистике, больше всего дел на рассмотрение ЕСПЧ поступает именно из Украины и России. В основном решения суда принимаются в пользу истцов. По делу «Веренцов против Украины» решение было такое:

      • отказано украинскому правительству в изъятии дела из общего реестра;
      • обоснованными приняты нарушения статей 7 и 11 Конвенции прав человека;
      • признано нарушение отдельных пунктов ст. 6 Конвенции;
      • в течение 3 месяцев со дня принятия решения государство Украина должно выплатить истцу компенсацию в размере 6000 евро.

      Стать судьей Европейского суда — мечта многих юристов, потому что такой факт можно расценивать как высшее признание заслуг перед обществом.

      В ЕСПЧ судья от России сегодня — бывший судья Верховного арбитражного суда Дмитрий Дедов (каденция заканчивается 1 ноября 2021 года). Срок пребывания на должности представителя государства Грузия Ноны Цоцории заканчивается скоро — 1 февраля 2017 года. Украину представляет судья Анна Юдковская. С 2012 по 2015 год женщина была в декретном отпуске, поэтому Украина воспользовалась исключительным (лишь для подобных случаев) правом назначить своего представителя без выбора. Им был Станислав Шевчук.

      Беларусь не имеет представителей в ЕСПЧ. «Что это такое за нарушение?» — скажут многие. Дело в том, что Беларусь — единственная страна континента, не входящая в состав Совета Европы.

      Постоянное применение наручников признано пыткой

      • Федеральные суды общей юрисдикции РФ
      • Омбудсмен — кто это? Омбудсмен в России
      • Что такое кассационное производство в гражданском процессе
      • Нарушение прав человека в России и в мире. Нарушение конституционных прав человека: примеры
      • Социальные права человека. Социально-экономические права
      • Виды прав человека. Конституционные права и свободы человека
      • Деятельность международного суда. Международный суд ООН и его решения

      Правозащитник Павел Чиков, руководитель «Агоры», рассказывает, что с начала 2020 года организация подала 250 жалоб. «В основном это дела по летним протестам и обыскам Навального», – пояснил юрист.

      Кирилл Коротеев, руководитель международной практики правозащитной группы «Агора», прогнозирует новые дела, связанные с коронавирусом: «2020 год принесет дела, которые связаны с антиэпидемиологическими мерами. Например, это принудительные госпитализации людей с отрицательным результатом анализов и преследование за попытки обеспечить врачей средствами защиты. В контексте московских мер массовой слежки возможны и жалобы, которые связаны с сохранностью персональных данных».

      Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно. Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

      Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря — Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

      Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

      Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять «нужно». Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли — теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня — будем реалистами — стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят. Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России.

      • 1 История возникновения
      • 2 Условия подачи жалоб
      • 3 Юрисдикция Европейского суда по правам человека
      • 4 ЕСПЧ и Россия
      • 5 Примечания
      • 6 См. также
      • 7 Ссылки

      ЕСПЧ отклонил обвинения Грузии в адрес России из-за Южной Осетии

      Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

      Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

      За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

      В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

      Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 февраля 2018 года

      Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ, Европейский суд, Суд) — это судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее — Конвенция) (ст. 19 Конвенции). Суд контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией. ЕСПЧ работает на постоянной основе (ст. 19 Конвенции), число судей в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 20 Конвенции).

      Согласно ст. 32 Конвенции в ведении ЕСПЧ находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33, 34, и 47:

      — межгосударственные дела (любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной);

      — индивидуальные жалобы (от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней);

      — вынесение консультативных заключений (по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней).

      В случае спора относительно компетенции ЕСПЧ по конкретному делу вопрос решает сам Суд.

      Перечень конвенционных прав весьма разнообразен, однако принято выделять следующие группы.

      — право на жизнь (ст. 2 Конвенции);

      — запрещение смертной казни (ст. 1 Протокола N 6 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 13 к Конвенции);

      — запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказание человека (ст. 3 Конвенции);

      — запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);

      — право на уважение частной жизни (на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность корреспонденции — ст. 8 Конвенции);

      — право на имущество (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции);

      — право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции);

      — право на вступление в брак и создание семьи, равенство супругов (ст. 12 Конвенции);

      — право на образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции);

      — право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции).

      «Идея правильная и своевременная»: зачем Путину суд по правам человека

      — право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);

      — право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);

      — наказание исключительно на основании закона (ст. 7 Конвенции);

      — запрещение лишения свободы за долги (ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции);

      — запрещение применения обратной силы при уголовном преследовании (ст. 7 Конвенции);

      — право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

      — право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право не быть судимым или наказанным дважды (ст. ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции);

      — право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции).

      Следует отметить, что многие из вышеуказанных прав распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.

      Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции гласит, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

      В ст. 6 Конвенции указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

      Кроме того, юридические лица вправе рассчитывать на защиту следующих прав в ЕСПЧ:

      — наказание исключительно на основании закона;

      — право на эффективные средства правовой защиты;

      — право на компенсацию в случае судебной ошибки;

      — запрещение дискриминации в пользовании правами;

      — право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации.

      В Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что ст. 1 Протокола 1 относится к тем правам и обязанностям физических и юридических лиц, которые по своей сути являются частными, носят гражданско-правовой характер.

      Правом на обращение в ЕСПЧ обладают любые физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции прав, гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).

      Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

      При этом к производству не принимаются анонимные жалобы и жалобы, аналогичные тем, которые уже были рассмотрены ЕСПЧ или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов (ч. 2 ст. 35 Конвенции).

      ЕСПЧ неоднократно указывал, что эффективность средств правовой защиты означает, в частности, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или прекращать его, равно как и предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение.

      В ситуации же, при которой правовая система государства позволяет, чтобы окончательное, обязательное судебное решение осталось недействующим к ущербу одной из сторон, право на судебную защиту становится иллюзорным, тогда как, по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть суда (см., например: Постановления ЕСПЧ от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», от 06.10.2005 по делу «Шиляев против России»).

      Данный подход согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, разъясняющего, что исполнение судебного решения, по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (см., например: Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 1485-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Борохова Олега Викторовича, Кауца Вячеслава Артуровича и Федотова Андрея Юрьевича на нарушение их конституционных прав частью 2 статьи 1.7 и пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

      Ранее действовавший в Российской Федерации надзорный порядок обжалования судебных постановлений ЕСПЧ неоднократно признавал неэффективным. В деле «Абрамян и Якубовские против России» (Решение от 12.05.2015) Европейский суд посчитал, что средство правовой защиты в виде новой кассационной процедуры на региональном уровне и в Верховном Суде должно быть исчерпано перед обращением с жалобой в ЕСПЧ.

      Однако в этом же Решении Европейский суд прямо указал, что эффективность кассационной процедуры зависит от строгого соблюдения сроков, установленных в ГПК в отношении этой процедуры, и эффективности доступа к Верховному Суду, который должен быть практическим, а не только теоретическим. Бремя доказывания эффективности этого средства правовой защиты Европейский суд оставил на государстве.

      Подача жалобы в ЕСПЧ не требует уплаты каких-либо пошлин или сборов, поскольку процедура рассмотрения дела является бесплатной.

      Жалоба подается в письменной форме в одном экземпляре, содержащем подлинную подпись заявителя или его представителя. При подписании жалобы представителем к ней должен быть приложен подлинник доверенности на него. Иные документы необходимо представлять в копиях. Какое-либо заверение копий не требуется, равно как и не следует скреплять документы между собой скобами (переплетать, прошивать). К жалобе следует прилагать только те документы, которые действительно имеют непосредственное отношение к жалобе (Постановление ЕСПЧ от 12.07.2001 «Дело «K. и T. против Финляндии» (жалоба N 25702/94)).

      По общему правилу датой подачи жалобы в Европейский суд является дата сдачи жалобы почтовой организации, которая определяется по почтовому штемпелю на конверте. Кроме того, в ЕСПЧ установлена автоматическая многоканальная компьютерная система приема факсов, однако, если в факсимильном сообщении не будет указания о направлении жалобы по почте, Секретариат Суда вышлет заявителю письмо о необходимости направить ему в соответствующий срок оригинал жалобы, даже если заявитель после отправки по факсу уже выслал жалобу по почте (Информация о Решении ЕСПЧ от 25.09.2003 по делу «Кадикис (Kadikis) против Латвии (N 2)» (жалоба N 62393/00), Постановление ЕСПЧ от 27.09.2007; «Дело «Джавадов (Dzhavadov) против Российской Федерации» (жалоба N 30160/04)).

      Порядок подачи жалоб, рассмотрения вопроса об их приемлемости, а также порядок производства в ЕСПЧ регламентированы Правилами процедуры (Регламентом) Европейского суда по правам человека (приняты в г. Страсбурге 04.11.1998).

      По итогам рассмотрения жалоб Европейский суд выносит решения (оформляемые постановлениями), в которых делает вывод о том, имело ли место нарушение государством-ответчиком прав, провозглашенных Конвенцией или Протоколами к ней.

      В случае установления факта такого нарушения Суд может присудить государство-ответчика к выплате пострадавшему лицу материального и нематериального ущерба, а также к возмещению судебных расходов и издержек. Постановления Европейского суда не могут быть пересмотрены какими-либо другими международными судебными инстанциями.

      Вместе с тем надо иметь в виду, что Европейский суд неправомочен обязать государство-ответчика, например принять конкретное судебное решение, изменить сложившуюся административную практику либо пересмотреть внутреннее (национальное) законодательство, он только констатирует нарушение государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней (нарушение государством принятых на себя международных обязательств).

      Помимо вывода относительно факта нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией, Европейский суд в своем постановлении решает вопросы возмещения заявителю ущерба, причиненного нарушением его прав, а также возмещения его судебных расходов, которые в совокупности охватываются термином «справедливая компенсация». При этом государство-ответчик, признанное нарушителем, в случае несвоевременного исполнения обязанности по перечислению заявителю сумм справедливой компенсации будет обязано еще и выплатить проценты (см. об этом заключение к настоящему комментарию, касающееся вопросов выплаты заявителю справедливой компенсации) («Порядок рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека» (книга 2) (Рожкова М.А., Афанасьев Д.В., Тай Ю.В.) («Статут», 2013)).

      Какие-либо санкции (экономические или юридические) за неисполнение актов ЕСПЧ не предусмотрены.

      На законодательном уровне не закреплены возможность и процедура исполнительного производства по актам ЕСПЧ, а также не учрежден (не назначен) государственный орган, ответственный за процедуру исполнения актов ЕСПЧ в РФ.

      Кроме того, помимо вышеозначенных последствий финансового характера, следует отметить процессуальные последствия вынесения ЕСПЧ решения об удовлетворении жалобы.

      Так, ч. 4 ст. 413 УПК РФ закрепляет, что установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, либо иными нарушениями положений Конвенции, является основанием для возобновления производства по делу ввиду новых обстоятельств.

      В п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ также содержится положение о том, что установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека, является основанием для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам. Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.

      Вместе с тем решения Европейского суда по правам человека действуют только при соблюдении условия их подчиненности высшей юридической силе Конституции РФ, что исключает всякую возможность исполнения на территории нашей страны тех решений, которые содержат положения, противоречащие Конституции РФ и игнорирующие тем самым ее высшую юридическую силу как общеобязательный конституционный принцип.

      04.06.2014 был принят Федеральный конституционный закон N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепивший позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 06.12.2013 N 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда». Этот Закон внес изменения в ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми при пересмотре дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона.

      Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» внес дополнения в главу XIV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепляющую полномочия по толкованию Конституции РФ, предусматривающие осуществление толкования в «целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа».

      Вопрос провокационный. Хотя в повседневной жизни, оплачивая счета ЖКХ или совершая покупки в магазине, люди не часто задумываются о таких материях, как международное право и свободы человека, их роль – как и роль ЕКПЧ – переоценить трудно.

      «Аргументов, подтверждающих значение Конвенции, много. Наиболее убедительный, на мой взгляд – это год принятия Конвенции. Это был 1950, всего пять лет после завершения Второй мировой войны. Это неслучайно: конечно, идеи о правах человека оформлялись задолго до этого, но эта война стала наиболее крупной трагедией в истории человечества. Она актуализировала все собранное, возникли идеи и нового формата – что должен существовать некий объем прав человека, который бы не зависел от политического режима, социальной и экономической обстановки, идеологии государства или других внешних факторов. Этот объем было решено закрепить на международном уровне – таким документом и стала Конвенция», – говорит Евгений Фокин.

      Действительно, Европейская конвенция по правам человека – не единственный подобный документ. Так, за два года до ее подписания была принята Всеобщая декларация прав человека. История знает и другие подобные договоры, хартии и соглашения. На этот счет Евгений Фокин приводит два аргумента. Первый: права человека – не та категория, где может быть множество защитных механизмов. Второй: каждый из этих документов выполняет свою функцию, у каждого есть свои особенности.

      «Главной особенностью ЕКПЧ является то, что она предусмотрела особый защитный механизм, применительно к правам человека. Это судебный механизм – Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Другими словами, был создан специальный судебный орган, который призван гарантировать и защищать права человека в европейском пространстве», – считает юрист.

      ЕСПЧ раскрыл вопросы к России после отказа возбудить дело по Навальному

      Шестая статья, предусматривающая право на справедливое судебное разбирательство, стала центральной статьей Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, многолетняя статистика показывает, что она стабильно остается одной из наиболее популярных при обращении в ЕСПЧ. Однако, как отмечает Евгений Фокин, даже несмотря на ее важность, в целом статьи Конвенции не могут существовать в отрыве друг от друга.

      «Они взаимосвязаны и взаимодействуют. Наиболее тесная взаимосвязь статьи 6 со статьей 13 – последняя предусматривает право на эффективное средство правовой защиты. Иными словами, статья 6 конкретизирует механизм, заложенный в статье 13», – уточняет эксперт.

      По его словам, при обращении в ЕСПЧ по статье 6, нужно четко понимать, что это в чистом виде процессуальная статья. То есть те вещи, которые в ней заложены, имеют в первую очередь процессуальное значение и касаются только сферы судебного разбирательства. На практике это означает, что ЕСПЧ не занимается пересмотром решений национальных судов. Орган проверяет справедливость судебной процедуры.

      «Если пытаться заставить ЕСПЧ пересмотреть решение нацсудов, то можно получить отказ с формулировкой: «Местный суд – это более подходящее место для национального права», — подчеркивает Евгений Фокин.

      Сфера действия заложена в самом документе, там отмечается: «В случае спора о гражданских правах и обязанностях». А вот что под этим понимать – вопрос дискуссионный.

      «Изначально была предложена другая формулировка, которая не вошла в текст, звучала она так: «В случаях спора о правах и обязанностях, предусмотренных законом». Резко против выступила Великобритания (страна прецедентного права), значение закона там совсем не такое, как в других государствах. Фраза ставила Великобританию в неравное положение, она была резко против, поэтому был принят компромиссный и более абстрактный вариант», – рассказывает юрист.

      Толковать формулировку пришлось Европейскому суду по правам человека. «Рецепт» по определению спора как гражданско-правового был предложен в деле «Доймеланд против Германии» 1986 года. По его итогам ЕСПЧ сформулировал следующую позицию: чтобы определить спор как гражданско-правовой, надо, чтобы имущественные, экономические интересы преобладали над публично-правовыми, политическими интересами заявителя.

      Статья

      Как меняется российское образование в сфере интеллектуальной собственности

      Ежегодно в России регистрируется более 40 тысяч объектов интеллектуальной собственности, однако коммерциализируются из них лишь 1-2%. Исправить положение может профильное образование. Почему вузам стоит пересмотреть свои программы и какие направления следует разработать, чтобы выпустить ценных специалистов?

      Статья

      Ликбез по образованию в Америке: вебинар LF Академии

      Как получить студенческую визу, как правильно выбрать университет и разобраться в правилах и законах для иностранных студентов, расскажет член Американской Ассоциации Судебных Адвокатов (ATLA), солиситор Верховного суда Англии и Уэльса Евгений Мельцер.

      Статья

      «Ситуация преувеличена»: новое прочтение разъяснения к статье 210 УК РФ

      В апреле 2020 года законодатель выпустил примечание к статье 210 УК РФ о соучастии в преступных сообществах. Как новое разъяснение прочитывается в контексте корпоративного права и почему юристам стоит обратить на него внимание, рассказала кандидат юридических наук, управляющий партнер юридической компании Наталья Шатихина.

      Комментарии 0

      Статья 1. Обязательство соблюдать права человека Статья 2. Право на жизнь Статья 3. Запрещение пыток Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство Статья 7. Наказание исключительно на основании закона Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни Статья 9. Свобода мысли, совести и религии Статья 10. Свобода выражения мнения Статья 11. Свобода собраний и ассоциаций Статья 12. Право на вступление в брак Статья 13. Право на эффективные средства правовой защиты Статья 14. Запрещение дискриминации Статья 15. Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях Статья 17. Запрещение злоупотреблений правами Статья 18. Пределы использования ограничений в отношении прав Статья 25. Секретариат и правовые референты Статья 34*. Индивидуальные жалобы Статья 26 (35)*. Условия приемлемости Статья 37*. Прекращение производства по делу Статья 50 (41)*. Справедливая компенсация Статья 64 (57)*. Оговорки Протокол N 1 Протокол N 7 Статья 4. Право не привлекаться к суду или повторному наказанию _____________________________________________________________

      * В скобках дана нумерация статей Конвенции, измененная в соответствии с Протоколом N 11.

      ЕСПЧ вынес решение по историческому иску Грузии к России

      Заявитель может не подавать жалобу в суд сам, за него это могут сделать представители. Представителем может быть как адвокат, так и человек без юридического образования, например, брат, мать или жена.

      Например, заявитель находится в колонии по незаконному, как он полагает, приговору суда, а его супруга, живущая на свободе, подаёт от его имени жалобу в Страсбургский суд. Или сын подаёт жалобу за отца, состояние здоровья которого не позволяет заниматься судебными делами лично.

      Заявитель вообще не обязан лично участвовать в своём деле. Если он может участвовать, но не хочет, он может пользоваться услугами представителя (родственника, друга или адвоката).

      Если в ЕСПЧ жалуется физическое лицо, то заполнять этот лист не надо. Заполнить лист Dне сложнее, чем заполнить первый лист формуляра. Прикладываем образец заполнения:

      Листы E: изложение сути дела

      Мы добрались до самого главного: раздела Е, где нужно изложить факты относительно произошедшего. То есть что именно случилось, почему заявитель обещается в ЕСПЧ.

      Конкретные рекомендации по заполнению этого раздела дать трудно. Раздел Eпредставляет собой три листа, и на этих листах нужно полностью уместить суть произошедшего.

      Вот что сказано в официальных рекомендациях по заполнению формуляра ЕСПЧ:

      Пишите кратко. Изложите существенную информацию, касающуюся вашей жалобы: перечислите ключевые факты и решения, укажите, каким образом были нарушены ваши права. Не описывайте историю вопроса и малосущественные факты. Не приводите длинные цитаты из решений – достаточно приложить нужный документ и сослаться на него. Факты и жалобы должны быть изложены в отведенных для этого разделах формуляра таким образом, чтобы Суд мог определить суть дела, не обращаясь ни к каким другим материалам. Данная информация в отношении вашего дела имеет первостепенное значение для быстрого и эффективного рассмотрения жалобы.

      Необходимо указывать точные даты и описывать события в хронологическом порядке, то есть в той последовательности, как они происходили.

      Необходимо квалифицировать, какие статьи Конвенции или Протоколов к ней были нарушены и описать, каким образом они были нарушены. Информация в разделе Fбудет отчасти пересекаться с изложением фактов в разделе E.

      Раздел Fсостоят из 2-х страниц. На них нужно уместить всю информацию о нарушениях статей Конвенции.

      Официальные рекомендации по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ приводят такой пример:

      Статья 6 § 1: рассмотрение моего иска по поводу компенсации за телесные повреждения было необоснованно долгим, так как оно заняло 10 лет, с 10 января 2002 по 25 апреля 2012.

      Раздел F поделён на 2 столбца: в левом нужно указать, какая статья Конвенции нарушена, а в правом описать, в чём состояло нарушение.

      • исчерпание средств внутренней защиты;
      • подача жалобы в шестимесячный срок с момента вынесения окончательного решения по делу.

      ЕСПЧ должен быть уверен, где государство-ответчик имело возможности исправить судебные ошибки самостоятельно, но не сделало этого. Поэтому нудно указать:

      • даты всех судебных решения по делу;
      • регистрационный номер дела.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *