Выплаты по медицинскому полису обязательного страхования 2015 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты по медицинскому полису обязательного страхования 2015 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Это нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 января 2021 года. Исключением является только второй подпункт 4 пункта статьи №1, который начал действовать непосредственно в день публикации законодательного акта.

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается. Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

  • ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
  • сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
  • ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
  • потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.

Выплаты по страховкам от COVID-19 приблизились к миллиарду

Если застрахованное лицо вследствие страхового случая погибает, то если его жизнь была застрахована, получить деньги сможет один из наследников. Тут имеется ряд нюансов и обязательств, которые могут значительно усложнить получение денег.

Начинается получение выплат с оформления свидетельства о смерти. Именно этот документ позволит зафиксировать гибель страхователя. Как только он будет подан, начнется распределение компенсации по медицинской страховке. Подавать свидетельство может абсолютно любой гражданин независимо от того, приходится ли он погибшему родственником или нет. Тут имеется один достаточно важный нюанс – как правило, в страховании жизни компенсацию получает человек, который указан в договоре. Именно он и становится получателем денег независимо от того, как будет распределено остальное имущество. Однако если договор составлялся без учета конкретного получателя (что весьма редко происходит в современном медицинском страховании), то компенсация будет включена в наследство.

Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

ВАЖНО!Это нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 января 2021 года. Исключением является только второй подпункт 4 пункта статьи №1, который начал действовать непосредственно в день публикации законодательного акта.

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается . Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

ИНТЕРЕСНО!Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

ИНТЕРЕСНО!Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.

Как получить выплату по медицинской страховке?

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

ИНТЕРЕСНО!За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.

Ключевым игроком на рынке оказания медицинских услуг является ФФОМС (Федеральный фонд ОМС). Именно в его руки стекается львиная доля средств, перечисленных нанимателями и работниками в качестве страховых взносов. Полученные средства распределяются между медицинскими учреждениями, тратятся на лечение пациентов, расходуются на модернизацию системы.

Масштабная реорганизация системы ОМС проведена в 2010 году. Вместе с федеральными созданы территориальные органы ФОМС, которые отвечали в том числе и за локальную модернизацию здравоохранения. Принято много правильных на первый взгляд решений: универсальность полиса ОМС, право на выбор организации для лечения. Однако в 2021 г. было объявлено о реформах, которые существенно изменят ситуацию.

Топ-менеджеры ФФОМС ещё в сентябре 2020 года высказывались о том, что страховые компании необходимо исключить из системы взаимодействия с медучреждениями федерального уровня. Стремительная подготовка проекта закона и столь же быстрое его принятие заставляет задуматься о том, что идеи в головах чиновников циркулировали уже давно.

В конце ноября 2020 года Госдума приняла проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС в РФ». Несмотря на относительно небольшой объём документа, на первый взгляд трудно понять, в чём заключается реформа? Меняется лишь несколько положений, но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Именно они в ближайшем будущем могут серьёзно перекроить рынок страховой медицины.

Основные тезисы проекта:

  1. Передовые центры для оказания медпомощи будут подчинены федеральным органам власти;
  2. На деятельность таких центров по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи определяются нормативы финансирования, из расчёта на одно застрахованное лицо;
  3. Страховщики, проверяющие качество и объём оказанной помощи, больше не смогут выполнять эту деятельность, их полномочия принимает на себя ФФОМС;
  4. Радикально уменьшен бюджет страховых медорганизаций (сумма, выделяемая на ведение каждого кейса по ОМС).

Итак, предполагается экономия, бережливость и одновременно с этим – централизация финансовых процессов в руках федеральной исполнительной власти. Эксперты бьют тревогу: проблемы, которые решает новый законопроект, не были ключевыми для отрасли.

Снижение норматива на ведение страхового дела порождает два вопроса: присутствие частных организаций (им работать в таких условиях невыгодно) и изыскание средств для «долечивания» пациента. Декларируемая цель – рост доступности помощи. Но повлияет ли на это в положительную сторону сокращение бюджета? Ответ очевиден.

Анонсируя изменения в ФЗ «Об ОМС», Е.Чернякова (глава ФФОМС) заявляла о необходимости изменения порядка включения организаций в систему обязательного медстрахования. В настоящее время действует уведомительный принцип, и его предполагается заменить более строгим – заявительным.

В проекте изменений Закона на этот счёт ничего не сказано, однако новый порядок может быть закреплён Постановлением Правительства РФ. Ещё один вопрос, который интересовал медиков – бюджет страховых медорганизаций. Если сейчас ставки находятся на уровне 1-2%, то планировалось их снижение до 0,5-1%. В окончательной редакции законопроекта указано значение в 0,8-1,1%, то есть снижение произойдёт на существенном уровне.

Выступая перед однодумцами, А.Куринный, депутат от КПРФ, нелицеприятно высказался о страховых организациях в разрезе ОМС. По его мнению, они выполняют лишь сервисные функции и являются «паразитирующими». Страховщики только «щиплют» бюджет, не выполняя серьёзных функций.

Было бы интересно, разумеется, услышать ответное мнение о роли Госдумы со стороны самих «паразитов». Тем более, что его без труда можно найти в интернете. Но и без долгих размышлений очевидно, что функции страховщиков куда шире сервиса. По сути, это единственный контроль за объёмом и правильностью оказанной помощи. Иначе куда жаловаться пациенту, который не согласен с действиями ФОМС?

В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг

Все потуги Е.Черняковой, депутатов и политиков – это попытка примирить эффективную, но архаичную систему оказания медицинской помощи в СССР с современными реалиями. Сама жизнь показывает, что пришло время делать выбор: или социализм, или капитализм. В России достаточно денег для обоих сценариев, но не хватает политической воли для воплощения в жизнь какого-либо из них. А вот совмещение двух моделей приводит к созданию «Франкенштейна», который пугает даже создателей.

«Условно-бесплатная» медицинская помощь требует колоссальных вложений со стороны государства. На 2021 г. на здравоохранение в России запланированы расходы на уровне 1,1 трлн. рублей (около 1% ВВП), что эквивалентно 14,47 млрд. долларов США. Внушительная сумма, но если мы разделим её на количество жителей (144,5 млн.) то получим 100$ на человека. Чтобы радикально изменить ситуацию, денег нужно в 5-10 раз больше (5-10% ВВП).

Выход есть: страховая медицина, которая предполагает покупку полиса на рыночных условиях каждым, кто на это способен. И чем больше вклад человека, тем на больший объём услуг он вправе претендовать. Малоимущих финансирует государство – в строго определенных случаях. Подобная модель много десятилетий работает в США, о валюте которой мы вспоминали в предыдущем абзаце.

Когда человек переходит по ссылке из письма на сайт Единого центра компенсаций, ему надо ввести данные СНИЛС и ФИО в форму. Система как будто проверяет документ и начисленные по нему суммы компенсаций. Проверено на опыте, для мошеннического сайта не имеет значения, что будет введено вместо цифр СНИЛСа: случайный набор знаков или букв.

Инфо

Итог будет примерно одинаковым. Общая сумма выплат обычно превышает 100 тыс. рублей и достигает 400 тыс. рублей. Даже если кто-то еще и сомневался, на этом этапе возникает «отключение разума». Человек жмет на кнопку «Получить деньги». Затем, якобы проводится соединение с еще одним несуществующим объектом — Единой платформой страховщиков.

Обращение от лица оператора с внешностью, вызывающей доверие, содержит просьбу оплатить разовый доступ. Размер платы колеблется от 195 до 250 рублей.

Важно

В странах ближнего и дальнего зарубежья полис ОМС недействителен, так как в настоящее время ни с одной из стран нет договора о сотрудничестве по обязательному медицинскому страхованию. Если лечебное учреждение предлагает вам оплатить услуги, необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС (телефон указан на полисе) и удостовериться, что данная услуга действительно платная. Выплаты по медицинской страховке *Заключение независимой технической экспертизы должно соответствовать требованиям Положения Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», Положения Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

5.1.

что входит в бесплатное обслуживание? Что это и как работает? Технически схема выглядит следующим образом. На мошенническом сайте пользователю предлагается ввести свои ФИО, а потом номер полиса ОМС — 6 цифр, после чего система начинает искать выплаты и компенсации, которые положены пользователю. Стоит добавить, что искать она начинает даже в случае, если вместо ФИО пользователь введет случайный набор букв, а вместо номера полиса — случайное сочетание цифр.

Каждый год мошенники разрабатывают новые схемы по отъему средств доверчивых граждан. С начала 2018 года массово распространилась следующая мошенническая схема.

В социальных сетях, по электронной почте, в разных мессенджерах и просто во всплывающей рекламе на страницах Интернета вас настойчиво убеждают, что каждый россиянин вправе получить компенсацию за неиспользованные медицинские услуги.

Многие граждане в течение года могли ни разу не обратиться в поликлинику или больницу. Доверие к таким сообщениям повышают, ссылаясь на якобы государственную организацию — Единый центр компенсации по страховым случаям. От жертвы требуется только ввести данные СНИЛС.

Предлагаем разобраться, как работает эта схема и какие последствия участия в ней.

В основе всех мошеннических схем — незнание гражданами законов или принципов работы государственных организаций. В этой схеме акцент сделан на непонимании того, как работает полис обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

Система ОМС — государственный механизм, дающий право на бесплатную медпомощь каждому зарегистрированному в ней человеку.

Страховые медицинские компании подчиняются территориальному фонду ОМС (ТФОМС), а он — федеральному фонду ОМС (ФФОМС). Бюджет ФФОМС создается за счет:

  • страховых взносов работодателей за работающих граждан;
  • средств регионального бюджета за неработающих или нетрудоспособных граждан (пенсионеры и дети);
  • субсидий из федерального бюджета;
  • собственных источников дохода.

Все средства ФФОМС аккумулируются на его счета, а потом сверху вниз распределяются до ТФОМС, затем до страховых компаний и от них — до учреждений здравоохранения.

В России действует система получения бесплатной медицинской помощи для граждан страны. Но для получения медицинских услуг безвозмездно, человек должен иметь специальный полис обязательного медицинского страхования. Выдается он бесплатно гражданам и его предъявление является обязательным в случае обращения человека к врачу.

  • Законодательство
  • Возврат денежных средств
  • Порядок оформления возврата

Что изменится в обязательном медицинском страховании

Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

Правила замены полиса ОМС В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. Какие выплаты можно получить по полису омс бесплатно Сложные ситуации При обращении за компенсацией или при требовании выдачи направления в другое медучреждение пациент может столкнуться с отказом или сильной задержкой ответа на обращение. В большинстве случаев ситуацию помогает разрешить звонок специалистам страховой компании, оформившей полис, или жалоба в областной фонд ОМС.

Если назначенные анализы входят в базовый перечень и являются дорогостоящей процедурой, то пациент вправе требовать предоставления данной услуги бесплатно через судебные органы.

Для проверки возможности сдать назначенный врачом анализ бесплатно нужно выполнить перечисленные действия:

  1. Посмотреть наличие предполагаемой врачом патологии в основном перечне, утвержденном Постановлением № 1403.
  2. При отсутствии заболевания в данном перечне выяснить его наличие в перечне услуг, предоставляемых страховщиками данного региона или работодателя пациента.
  3. Выяснить перечень анализов, необходимых для диагностики и лечения данного заболевания из стандартов на сайте Минздрава.

Обращение от лица оператора с внешностью, вызывающей доверие, содержит просьбу оплатить разовый доступ. Размер платы колеблется от 195 до 250 рублей. Логика обмана безукоризненна: что значат 250 рублей по сравнению со 100 тысячами. Это меньше 1%. И все в этом сообщении выглядит таким правильным и понятным.

  • проверку данных клиента — 550 руб.;
  • установление пин-кода — 510 руб.;
  • получение электронной зашифрованной подписи (ключа) — 1250 руб.;
  • перевод НДФЛ в размере 13 % от суммы;
  • оплату услуг оператора — 2750 руб.;
  • разблокировку архивных данных (за последние 3 года)—- 2170 руб.

Многие приходят в себя, когда понимают, что перевели уже более 10-15 тыс.

Изменения в закон о кадастровой оценке

УСН с 2021: изменения

Отмена 2-НДФЛ с 2021 года

Новые правила приема на работу в 2021 году

УСН в 2021 году: изменения

Система обязательного медицинского страхования (ОМС) претерпит значительные изменения в 2021 году после вступления в силу недавно принятых поправок в регулирующее ее законодательство. Ознакомимся с ключевыми новшествами в данной системе.

Новая статья в законе посвящена созданию государственной информационной системы ОМС. Она позволит организовать цифровой учёт застрахованных лиц и оказанной им помощи, сказала Кусайко, а также перейти к цифровому полису ОМС.

О том, что в системе обязательного медицинского страхования необходимо активнее задействовать информационные технологии, чтобы «понимать, куда что уходит», отмечал, выступая 13 мая на пленарном заседании Госдумы, и глава Минздрава Михаил Мурашко. «Информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит», — констатировал министр.

Уменьшается и размер выплат из территориальных фондов ОМС страховым медицинским организации «на ведение дела». Впредь получать они будут не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы, поступившей по дифференцированным подушевым нормативам. В настоящее время им предоставляется от 1% до 2%.

По расчётам кабмина, это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые будут направлены на реализацию территориальных программ ОМС.

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) объект обязательного медицинского страхования — страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;

3) страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

4) страховой случай — совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование — обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

7) застрахованное лицо — физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) базовая программа обязательного медицинского страхования — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

9) территориальная программа обязательного медицинского страхования — составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Принят закон о реформе системы ОМС

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;

2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;

3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;

4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;

8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования;

9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций;

3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;

5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;

6) осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования (далее также — страховой медицинский полис), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;

7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;

8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий:

1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) обеспечивает в установленном порядке:

а) принятие решения о создании в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации некоммерческой организации — территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд);

б) утверждение структуры управления территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд);

в) назначение на должность и освобождение от должности руководителя территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом;

3) обеспечивает в установленном порядке своевременное представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) и Федеральный фонд:

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:

1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

2) осуществляет в установленном им порядке надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

а) об устранении выявленных нарушений;

б) о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;

4) готовит и направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;

5) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий;

6) утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

7) определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

9) устанавливает порядок возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для осуществления соответствующих полномочий;

10) осуществляет иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.

2. Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:

1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий;

2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

Есть ли выплаты по медицинскому полису

Если медработник перенес болезнь в легкой форме и его заболевание не привело к инвалидности или смерти, от него никаких документов не потребуется, кроме тех, которые необходимы при обращении за медицинской помощью (паспорта и полиса ОМС). Справку о наличии COVID-19 выдаст учреждение, в которое он обратился за помощью. Документы, подтверждающие, что он работал с коронавирусными больными, предоставит работодатель. Справку в ФСС направит комиссия самостоятельно. Заразившемуся медработнику необходимо только получить выплату.

Сложнее дело обстоит в случае выплаты, если у медработника обнаружили коронавирус и заболевание привело к инвалидности. В этой ситуации для получения выплаты придется пройти медико-социальную экспертизу и получить ее заключение о назначении определенной группы инвалидности.

Согласно исследованию, различные финансовые и экономические проблемы, которые связаны с пандемией коронавируса, скорее всего будут продолжать оказывать влияние как на потребителей, так и на бизнес. С большой долей вероятности это приведет в конечном итоге к снижению рентабельности страховщиков.

На основе данных опроса потребителей, который провела компания TransUnion, люди видели четыре основных “страховых страха”:

  • оплата автострахования (44%),
  • оплата платежей за автомобиль (26%),
  • оплата очередных платежей по банковской ипотеке (23%)
  • и регулярных взносов по страхованию жизни (22%).

В проведенном анализе также отмечается увеличение в 2020 году числа более рисковых автовладельцев, а также тех клиентов, кто должен был оплатить все взносы в 2020 году. По мнению авторов исследования, это было связано с ростом уровня безработицы и различными финансовыми последствиями из-за пандемии коронавируса.

Отмечается, что страховым компаниям необходимо будет иметь возможность определить, какие клиенты сталкиваются с трудностями COVID-19, чтобы укрепить дальнейшее взаимодействие и не потерять их.

По автострахованию в краткосрочной перспективе TransUnion отметила, что многие страховщики испытали относительную стабильность по показателям убыточности, что было обусловлено карантинными ограничениями, меньшим количеством заявленных убытков на менее перегруженных дорогах и меньшим количеством километров пробега среди прочих факторов.


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Комментарий к статье 1

1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2012 года Федеральным законом от 1 декабря 2012 года N 213-ФЗ.

2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 2

Реформа ОМС в 2021 году


Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Комментарий к статье 4


К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;

2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;

3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;

4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;

8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования;

9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования;

11) финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2021 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 430-ФЗ)


Комментарий к статье 5

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций;

3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;

5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;

6) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 430-ФЗ.

7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;

8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

1. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, могут быть изъяты Правительством Российской Федерации в случае их неисполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выявленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) Федеральным фондом при осуществлении ими контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня выявления указанных в части 1 настоящей статьи нарушений или получения от Федерального фонда информации о выявленных им таких нарушениях направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предписание, содержащее описание выявленных нарушений, срок для их устранения и срок для уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда о принятом по предписанию решении.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в указанный в предписании срок уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Федеральный фонд о принятом по предписанию решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в установленный в предписании срок.

4. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме предписания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в предписании срока для устранения выявленных нарушений направляет повторное предписание высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также предложение об отстранении от должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального фонда. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в указанный в повторном предписании срок уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Федеральный фонд о принятом решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в установленный срок и о результате рассмотрения предложения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отстранении от должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального фонда.

5. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме повторного предписания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в повторном предписании срока вносит в Правительство Российской Федерации предложение об изъятии у органов государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

6. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, изъятые у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а полномочия, установленные пунктами 2-9 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, изъятые у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются Федеральным фондом и (или) территориальным фондом в соответствии с решением Федерального фонда.

Что касается изменений в правилах обязательного медицинского страхования за 2021 год, то их нет. На уровне руководства решаются вопросы об их внесение. Рассмотрим, какие изменения могут появиться к концу 2021 года:

  • Покрытие

Если ранее граждане могли получать бесплатные услуги в государственных клиниках, то теперь Минфин предложил расширить возможности. Суть нововведения заключается в том, чтобы граждане стали пользоваться услугами любых заведений, даже частных. Также не исключается лечение за пределами РФ, совершенно бесплатно.

Это сделано в результате того, что граждане активно обращаются за помощью в платные больницы, в то время как государственные получают средства и фактически их не отрабатывают.

Что касается оплаты, то тут хотят внести частичное погашение со стороны государства. Получается, клиенту придется иногда вносить доплату.

  • Продажа полиса

Также планируют дать больше прав страховым компаниям, которые занимаются продажей бланков обязательного страхования. Список полномочий пока не разглашается.

  • Бюджет

Не обошлось без увеличения бюджета. Важно отметить, что изменения официально опубликованы на сайте Министерства здравоохранения РФ, но не внесены в 158Н правила. Как стало известно, бюджет подняли на 22%, что является существенным преимуществом.

Если в 2017 году на каждого застрахованного медицинским учреждениям выделялось 9 000 рублей, то теперь сумма повысилась на 1980 рублей и составила 10 980 рублей. Такие изменения свидетельствуют исключительно о положительной динамике в отрасли здравоохранения.

  • Расширений покрытия

Ну и, конечно, планируют внести изменения по диспансеризации и постараться увеличить типы высокотехнологической помощи для населения. К примеру, по полису можно будет воспользоваться ЭКО. Благодаря нововведениям планируют поднять рождаемость до более высокого уровня. Все услуги медицинского учреждения будут полностью бесплатными, но вот за хранение яйцеклетки придется оплачивать самостоятельно.

Что изменится в обязательном медицинском страховании

Для перспективного развития в области ОМС планирую провести деятельность по нескольким направлениям:

  1. Увеличить финансирование отрасли;
  2. Пересмотр тарифов отчислений в социальные стороны, а именно их увеличение;
  3. Внедрение нового оборудования и новейших технологий.

Подводя итог, можно отметить, что в правилах последней редакции еще много пунктов, которые требуют доработок. Система обязательного страхования на территории РФ работает, то не сказать, чтобы развита на достойном уровне. Для ее развития необходимо потратить несколько лет, и может тогда граждане смогут пользоваться достойным сервисом и не обращаться в частные клиники.

Предлагаем вам поделиться собственным мнением, о развитии ОМС в РФ и рассказать, чтобы вы внесли в правила и как усовершенствовали закон. Если вы пользовались ОМС не только в поликлинике, то также предлагаем поделиться собственным опытом и рассказать другим читателям какие права есть у каждого.

При необходимости вы всегда можете задать вопрос консультанту на нашем портале, который предоставляет ответы в режиме реального времени.

Здравоохранение в России является бесплатным для граждан по Конституции РФ. Основным законом гарантирована бесплатная медицинская помощь всем нуждающимся, но в бюджете не хватает средств, чтобы покрыть все расходы на это. Для того чтобы обеспечить все больницы и поликлиники необходимым оборудованием и лекарствами, врачей и медсестер заработной платой, а пациентов — равными возможностями на получение лечения, Федеральным законом № 326 была введена система обязательного медицинского страхования. Принцип ее работы достаточно прост:

  1. Абсолютно все организации и индивидуальные предприниматели обязаны платить взносы в Единый фонд ОМС. Взносы платят в зависимости от зарплаты сотрудников, но не за их счет, а в виде дополнительных отчислений. С фонда оплаты труда ежемесячно работодатель обязан направить на ОМС 5,1 %. Индивидуальные предприниматели платят ежегодно в фиксированном размере за себя 5840 рублей в год, а за сотрудников — так же, как и организации.
  2. Средства, собранные на счетах Фонда, распределяются между уполномоченными страховыми организациями.
  3. Все граждане имеют полис ОМС, который получают бесплатно в выбранной страховой компании. Полисы есть не только у работающих граждан, но и у детей, у пенсионеров и инвалидов — за них взносы платят муниципальные власти. Кроме того, полисы, а значит, и право на медпомощь, есть у безработных граждан, за которых взносы никто не платит (если они не стоят на учете в службе занятости).
  4. Если человек обращается к врачу, поликлиника фиксирует это и направляет данные в страховую компанию. Каждый визит, анализ или обследование имеют свою стоимость. На основании отчета медучреждения страховая компания оплачивает деньги. Чем больше человек болеет и нуждается в медицинской помощи, тем больше тратится на него средств. Взносов, уплаченных его работодателем, на это часто не хватает. Поэтому в дело идут деньги из «общего котла», то есть взносы за тех граждан, которые не обращаются к врачам. Если средств не хватает, государство их доплачивает. На это в бюджете заложена специальная статья расходов. Из этих же бюджетных средств финансируется экстренная и плановая высокотехнологичная помощь: дорогостоящие операции и исследования, а также бесплатные лекарства, положенные некоторым группам населения (детям, инвалидам, ветеранам).

Из этого алгоритма очевидно, что лишних денег у страховых компаний оставаться не может. Наоборот, их не хватает на всех, кому необходима помощь. Поэтому никаких выплат гражданам, которые не обращались в поликлиники длительное время, действующим законодательством не предусмотрено. Однако находятся те, кто предлагает свои услуги для получения компенсация за неиспользованные медицинские услуги по полису ОМС. Страховые компании предупреждают, что это мошенничество и уже есть пострадавшие.

Есть ли какой-то способ, как получить деньги за неиспользованные услуги по ОМС? Да, есть – только одно исключение, когда застрахованному по ОМС гражданину страховая компания обязана вернуть деньги: компенсация его расходов на лечение и лекарства, положенные ему по полису. Итак, если гражданин нуждался в медицинской помощи, а при его обращении в поликлинику ему в ней было отказано по причине некомпетентности врача или по иным причинам, он может обратиться за платной помощью, а после постановки диагноза и подтверждения требуемых манипуляций, в которых ему было отказано, получить компенсацию их стоимости. Для этого нужно иметь документы (договор и чеки) и написать заявление.

Также положена выплата, если застрахованный по ОМС человек приобрел лекарственные средства, которые полагались ему бесплатно. В этом случае он также должен обратиться к страховщику, написать заявление и подкрепить его чеками. На этом компенсации от страховой по ОМС заканчиваются. А на вопрос, как вернуть деньги за полис ОМС, если не пользовался им, ответ один: никак. В этом суть страхования – деньги на него тратятся с изначальным пониманием, что они могут и не быть истрачены. Это страховка.

И, конечно, не забывайте про налоговый вычет за лечение – его можно получить по правилам, установленным в Налоговом кодексе. Но он не имеет никакого отношения к возврату средств ОМС.

Реализуя требования статьи сорок первой Конституции России, ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» №326 от 29.11.2010 года, закрепил одинаковые возможности врачебной помощи всем категориям граждан.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – представляет государственную систему право определяющего, экономически значимого и организационного характера, гарантирующую застрахованному предоставление безвозмездных медицинских услуг на территории государства, за счёт средств денежных накоплений ОМС в объёмах условий и размерах соответствующих программ.

Денежные накопления системы включают страховые взносы, представленные погашением социального налога работодателями объемом 3.6% для работающих граждан, на население, не задействованное в трудовой сфере, бюджетными средствами.

Полис ОМС – это документ, подтверждающий возможность гражданина на получение безвозмездных услуг профильными учреждениями медицины в объемах базовых возможностей.

Субъекты государства имеют право расширять базовый список оказываемых медицинских услуг, учитывающий специфику отдельно взятого региона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *