Жилье Детям Сиротам 2021 Год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилье Детям Сиротам 2021 Год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

К нему прилагается:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • основание по полученному статусу;
  • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
  • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2021 году

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот.

Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет.

Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.

«Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.

По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства.

Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными.

Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться.

Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года.

При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

Причины долгих очередей:

  • Недостаточное финансирование

Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

  • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

  • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

Все льготы для детей-сирот в России озвучила Госдума. Узнайте полный перечень

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут.

Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

» » 5/5 (8) Принимая решение о предоставлении жилья, специалисты основываются на таких законодательных актах:

  1. Жилищном кодексе РФ.
  2. ФЗ «О доп. гарантиях по соц. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закону присвоен отдельный №159 и принят он был 21 декабря 1996 г.;

До этого сирот и лиц, отнесенных к приравненной к ним категории, обеспечивали жил.

> > Предоставление квартир детям-сиротам по новому закону Наша страна занимает первое место по числу детей, оставшихся без попечения родителей: 76 000 человек.

Большая часть детишек имеют живых родителей (те пьют, сидят в тюрьме, физически не могут воспитывать своих детей). Малая толика действительно относятся к категории «сироты» (родители умерли или погибли). Для удобства, в статье определение «сирота» будет использовано для детей и той, и другой категории.

На 10% из указанного числа матери написали отказ еще в роддоме. Практически всех младенцев до трехлетнего возраста усыновляют, и ребенок становится для усыновителей уже родным.

Реже, но усыновляют и детей постарше. С появлением усыновителей государство снимает с себя заботу об этих детках и о жилье для них начинают беспокоиться родители.

Большую часть (50%) детей забирают к себе родственники.

Но жильем от государства, при определенных условиях, они обеспечиваются. Дедушка с бабушкой забрали внучку после того, как сын с невесткой разбились в аварии. У стариков своя небольшая квартирка.

Анечка была прописана в муниципальной квартире родителей.

Аня выросла. Со стариками спать в одной комнате молодой девушке не годится. Прежнее жилье девочки ветхое и жить в нем невозможно.

Законодательно определен перечень заболеваний, которые исключают возможность проживания с таким человеком посторонних;

  1. факт болезни ребенка тяжелым хроническим заболеванием.
  2. факт подтвержденной непригодности жилья для возможности постоянного в нем проживания, или если нарушаются отдельные установленные законом нормы (требования): санитарные, гигиенические, технические;

При указанных выше обстоятельствах потребуется предоставить вместе с заявлением на использование права на соц. жилье и отдельные подтверждающие указанные факты документы, по которым ясно видно, что в настоящих созданных в жилье условиях ребенок проживать не может.

Новые законы с 1 января 2021 года. Когда сиротам выдают квартиры, читайте тут.

Предоставление жилья для осиротевших детей (или изначально являющихся сиротами) в 2021 году регулируется на основании Федерального закона №159. Поправки в него были внесены 25.12.2018 г., а юридическую силу они обрели сразу же в начале 2021 года.По закону, сиротами считаются дети, лишившиеся родителей (умерли оба или один родитель при любых обстоятельствах). При официальном подтверждении смерти указанных граждан, дети получают этот статус сразу же – те, кому не исполнилось и 18-ти.

С этого момента сирота имеет право получить жильё от государства – в его лице выступают муниципальные службы по месту жительства указанного ребёнка или подростка. выдаётся, если не нарушаются нормы и условия этого самого закона.Правами сирот наделяются также следующие категории детей и подростков, чьи родители:

  1. Лишены права воспитывать детей из-за каких-либо асоциальных действий или иных нарушений;
  2. Не желают забрать их из образовательных, реабилитационных, соцучреждений;
  3. Неустановленные личности.
  4. Страдают заболеваниями, позволяющими им считаться полностью нетрудоспособными;
  5. Сели в тюрьму;
  6. Пропали без вести;

Сиротой также признаётся ребёнок, лишённый попечения родителей по вердикту суда, либо по иной причине, по которой прежние родители не справились с задачами и обязанностями, связанными с надлежащим воспитанием детей.

Все ответные меры предусмотрены законом и ни в коем случае не могут быть использованы для достижении результатов, преследующих какую-либо незаконную цель.Сироты вправе получить квартиру, если:

  1. Конкретному ребёнку исполнилось 14, он уже получил паспорт. До 2021 года обязательным условием для получения квартиры принималось именно совершеннолетие, определяющее полную дееспособность и правомочность лица, воспитывавшегося без родителей. Однако такой закон, скорее, обрёл дополнительный минус: по достижении 18 лет сирота-детдомовец получал квартиру сразу же. Снижение возрастной

> > Для этого заранее подготавливается необходимый пакет документации с целью постановки в очередь на недвижимость. Процедура постановки на учет регламентирована и на региональном уровне (местными законами), и на федеральном – ФЗ №159.

Для постановки сироты на учет ему следует соблюдать такой алгоритм действий:

  1. по прошествии пяти лет действия договора перезаключить соглашение с приобретением права бессрочного использования жил. площади.
  2. подписать отдельный договор о соц. найме;
  3. получить из учебного (в некоторых случаях исправительного) учреждения, военкомата отдельную справку для подтверждения соответствующих фактов: окончания учебы, тюремного срока или службы в армии;
  4. направить заявление в адрес местных органов самоуправления, занимающихся оформлением документации для предоставления сиротам социальной жил. площади;
  5. подождать, пока по поданной заявке будет принято решение. Срок рассмотрения – месяц, не более;
  6. передать копию заявления местным органам опеки и попечительства (в месте фактического проживания);
  7. составить отдельное заявление – в нем нужно обозначить текущие жилищные условия претендента;
  8. провести сбор полного пакета необходимой документации, которая бы удостоверяла отсутствие у претендента какого-либо своего жилья, а также возможности жить совместно с имеющимися родственниками;

В этом случае право на получение жилья не предназначается.

Дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, могут стать студентами вузов двумя путями:

  1. отучиться полгода на бесплатном подготовительном отделении вуза и сдать успешно экзамены.
  2. поступить по квоте;

Вузовская льготная квота составляет 10% из ста.

Чтобы стать студентами, необходимо принести ЕГЭ с минимальными баллами. Так как такая система работала до 2017 года, в 2021 году дети-сироты будут поступать по переходной норме. Подготовительные

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет. И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению. Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов, которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом. C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают разные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы стройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которой можно прогнозировать потребность в таких новых квартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам – это прежде всего обязательство регионов. Но с этим обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета. На 2019 год это приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до 7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём около 25 тысяч детей-сирот. По итогам этого года цифра вырастет приблизительно на полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, это неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две трети федеральной субсидии. Одни и те же регионы три года подряд не полностью используют предоставленные деньги. Надо разобраться, почему так происходит, и, может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы деньги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионы могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качество жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительные очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10 лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такая проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте возникло ещё в советские времена. Надо посмотреть, каким образом его модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают разные. Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё. Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и интересов конкретного гражданина.

Давайте послушаем предложения на эту тему.

  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Законодательство очень точно дает понятие сироты, подчеркивая отсутствие родителей и его несовершеннолетие. Получение квартиры может инициироваться таким человеком вплоть до достижения им 23-летия. Причем подчеркивается, что до этого момента нужно встать в очередь, а очередь до получателя может дойти и позднее. Основанием для снятия с учета становится предоставление человеку:

  • квартиры;
  • дома;
  • целевого жилищного сертификата.

Возраст – не единственный критерий для постановки на учет сироты. Получить жилье он может, подтвердив факт нуждаемости в квадратных метрах. Несоблюдение любого из перечисленных критериев лишает сироту возможности получить свою жилплощадь.

Если до 2014 года на наличие жилого имущества у сироты не смотрели, то сегодня этот фактор влияет на право выдачи квартир. Сотрудники администрации обязательно проверяют:

  • наличие недвижимого имущества, пригодного для проживания, у самого сироты или родственников, с которыми он живет;
  • текущие условия проживания, если недвижимость в собственности все же имеется.

Наличие жилья не означает, что получить квартиру от государства как сироте не получится. Тут власти учитывают:

  1. Нормативы жилой площади. Учитываются показатели региона проживания. Размер их определяется местными НПА. Обычно нормативы составляют порядка 18 м2 на человека.
  2. Санитарные условия проживания. Само по себе наличие у сироты имущества еще не означает, что оно пригодно для проживания. Например, в квартире или доме могут быть созданы условия, приносящие вред физическому или психическому состоянию. Тут возможны разные ситуации. Например, сироте приходится жить с тяжело больным родственником, который не только требует постоянного ухода, но и может навредить окружающим. Достигший совершеннолетия человек может быть вынужден проживать с родителями, ранее лишенными прав. Сюда же относятся и санитарные условия в квартире, ветхость жилья.

Если собственное жилое имущество у сироты есть, то сложность в получении поддержки от государства заключается в необходимости доказать свою нуждаемость справками или иными документами.

Генпрокуратура предлагает выдавать сиротам сертификат для покупки жилья

Доказав нуждаемость и встав в очередь, сирота ждет, когда получит жилье. Законодательство не разрешает передавать в его собственность комнату в общежитии или коммунальной квартире. Важно, чтобы человек имел индивидуальное место для проживания со всеми бытовыми условиями. Он может получить:

  • дом;
  • квартиру.

Выделяются они из средств местного муниципалитета. Однако воспользоваться правом на жилье можно и иначе: получить сертификат на покупку жилья. Выделенные средства тратятся исключительно в этих целях, ни в каких других.

Особого внимания заслуживает программа, направленная на исключение мошеннических действий и продажи жилья. Теперь сирота получает жилье по договору найма на срок 5 лет. По истечении этого периода квартира или дом переходит в его собственность. Это достаточный период для того, чтобы человек осознал важность наличия собственного дома, встал на ноги и определил для себя жизненные ценности.

Предоставление жилья детям-сиротам имеет заявительный характер. То есть, получатель должен собрать все необходимые документы и представить их в местные органы власти. Дополнительно на органы опеки накладываются обязательства по оказанию помощи таким детям в оформлении бумаг и подаче документов.

Когда впоследствии сирота подает заявление, он получает порядковый номер. До 2014 года очередей для сирот не было – они получали жилье сразу. Теперь же им необходимо ждать, когда впереди стоящие люди обзаведутся местом для проживания.

Будьте внимательны! С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в ст. 8 № 159-ФЗ, закрепленные в Федеральном законе № 267-ФЗ от 29 июля 2018 года. Согласно новым правилам, постановка на учет будет производиться не с 18, а с 14 лет. Причем заниматься этим будут не сами дети-сироты, а их законные представители. Если они не сделают этого по истечении 3-х месяцев, обязательства возьмут на себя органы опеки.

Как было отмечено ранее, если дети имеют права на иную жил. площадь, шанса получить недвижимость по системе соц. обеспечения населения у них не будет. Исключением является только случай невозможности проживания в имеющемся жилье по ряду веских оснований, тогда правом на соц. обеспечение можно будет воспользоваться.

К примеру, к таким исключительным уважительным факторам следует отнести:

  • факт проживания ребенка в жилье (доме, квартире) родителей, лишенных через суд родительских прав;
  • факт несоответствия установленным минимальным нормативам площади жилого помещения, определенного на 1 человека. В особенности, если при проживании ребенка по адресу она будет еще меньшей;
  • факт проживания ребенка совместно с гражданами, которые страдают хроническими болезнями в тяжелой форме их проявления. Законодательно определен перечень заболеваний, которые исключают возможность проживания с таким человеком посторонних;
  • факт подтвержденной непригодности жилья для возможности постоянного в нем проживания, или если нарушаются отдельные установленные законом нормы (требования): санитарные, гигиенические, технические;
  • факт болезни ребенка тяжелым хроническим заболеванием.

Обратите внимание! Законодательство РФ расписывает перечень условий, соответствие каждому из которых обязательно для претендентов на получение социальной жил. площади:

  • у претендента не должно иметься другого соц. жилья, полученного на условиях договора найма. Это же правило распространяется и на его родственников, а также семью;
  • претендующий на жилье не должен иметь в собственности недвижимость, ранее полученную на условия договора найма;
  • текущие жилищные условия претендента должны быть неприемлемыми – сирота вынужден находиться в условиях, непригодных для нормального проживания.

Как говорилось выше, ключевым условием должна быть «невозможность претендента находиться в помещении, где он проживает» – ограничивающие его и создающие для него опасность условия.

Еще одно причиной срочного получения недвижимости от государства выступает несоответствие текущей жил. площади минимальным ее показателям на одного человека.

Действующее законодательство требует подготовки конкретного перечня документов, а именно:

  • оригинала паспорта и его копии;
  • документа, подтверждающего приобретение ребенком статуса сироты;
  • оригинала справки, отражающей состав семьи;
  • документа, удостоверяющего отсутствие у претендента какой-либо недвижимости во владении;
  • справки, выданной работодателем или же руководством учебного заведения;
  • свидетельства, подтверждающего регистрацию брачного союза, – если претендент на момент подготовки состоит в браке;
  • свидетельства, подтверждающего факт рождения детей (если есть);
  • двух заявлений – первое направляется органам опеки и попечительства, а второе передается органам самоуправления на месте.

Заявление рассматривается в зависимости от ситуации в разные сроки:

  • для стандартных случаев – 10 дней;
  • если необходимо проверить невозможность проживания ребенка в конкретной занимаемой им жил. площади – 40 дней.

Этот срок отводится для того, чтобы органы, уполномоченные на принятие решения о предоставлении льготной жил. площади, подвели итоги касательно внесения претендента в соответствующий список.

Сроки предоставления социальной жил. площади с точностью обозначить нельзя. По какой причине? Проблема заключается в том, что утверждением социального жилья по регионам занимаются непосредственно местные органы самоуправления.

Обратите внимание! Выделение квартир происходит в том количестве, которое может позволить себе региональный бюджет. Практика показывает, что в некоторых случаях жилье получают намного позже ожидаемого – спустя 10, а иногда 20 лет.

Относительно предоставляемого сироте жилья законодательно определен список требований.

К ним следует относить:

  • расположение. Предоставляемая недвижимость (квартира, дом) должна располагаться по месту, где сирота находился под опекой или жил;
  • состояние. Жилье, в котором проживает сирота, должно соответствовать установленным нормам. Другая недвижимость может предоставляться, если занимаемое ребенком помещение ветхое (аварийное), представляет явную угрозу для проживающих в нем граждан. Подобное жилье не должно располагаться в пределах цокольного (полуподвального) этажа;
  • присутствие коммуникаций. В жилье должна быть необходимая система коммуникаций: электросети, водоснабжение, система водоотведения;
  • соответствие нормы площади. Соц. жилье, предоставляемое сироте, должно соответствовать по площади – минимальные нормы устанавливают органы местного самоуправления. Общая площадь зависит, прежде всего, от количества проживающих граждан. Обычно она такая же, как и при заключении договоров соц. найма.

Предоставляют только отдельную квартиру или дом.

Правила и принципы признания гражданина сиротой изложены в ст. 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. А именно, сиротами признаются:

  • Несовершеннолетние без обоих родителей.
  • Дети, чьи родители пропали без вести, лишены родительских прав, недееспособны или ограниченно дееспособны, объявлены умершими, отбывают наказание в месте лишения свободы и не могут осуществлять попечение.

Не утрачивается право на государственную поддержку и в тех случаях, когда гражданин лишился родителей в возрасте с 18 до 23 лет, находясь на обучении очной формы. Взятие ребенка под опеку или попечительство в приемную семью не лишает его права на бесплатное жилье от государства.

Статус должен быть подтвержден официальным путем. Занимаются этим органы местного самоуправления. Подается заявление и документы. Взамен выдается свидетельство. Оно дает право получить господдержку.

Ограничивающий фактор — постановка гражданина на учет, как нуждающегося в жилье, до исполнения 23 лет. После этого можно сколько угодно долго ожидать реализации права, не утрачивая его. А вот если не стать на учет вовремя, то после 23 лет делать это будет уже поздно.

Прежде, чем будет принято решение о предоставлении жилплощади сироте, муниципалитет обязательно проверяет следующее:

  1. Есть ли у соискателя другие родственники по месту проживания, занимающие квартиру (дом) по договору найма.
  2. Владеет ли сам сирота недвижимостью (принимаются в расчет даже доли).
  3. Имеется ли в собственности жилье у родственников соискателя.
  4. Каковы условия по месту проживания.

Если у сироты имеется недвижимость во владении, то это вовсе не лишает его шанса получить жилье от государства. Все дело в том, что занимаемая жилплощадь обязательно должно быть достаточной (нормативной) площади и соответствовать санитарным условиям. В противном случае гражданин будет поставлен на учет, как нуждающийся в жилплощади.

Есть и дополнительные обстоятельства, которые дают право на государственное жилье, а именно:

  • Вместе с соискателем проживает тяжело больной человек, чье заболевание неизлечимо, а еще требуется регулярный уход (например, онкология, туберкулез и т.д.).
  • Сирота проживает в одной квартире со своими родителями, решением суда лишенными родительских прав.
  • Жилье расположено в доме, определенном к сносу.
  • Не выполнены санитарные нормы по месту жительства.
  • Принадлежащая сироте площадь меньше утвержденного нормативного значения по данному региону.

Недвижимость отдают сиротам не просто так, а на очень жестких условиях. В момент передачи с сиротой подписывается договор найма. Срок действия — 5 лет. После истечения озвученного срока договор признается исполненным. Взамен заключается стандартный договор соцнайма с муниципалитетом, как и с любым другим гражданином. Сделано это специально, чтобы защитить сирот от мошенников.

Прежде всего, жилье не может быть в чьем-либо владении, кроме муниципалитета. Квартиры и дома предоставляются только из муниципальной собственности. Причем коммунальные квартиры не рассматриваются, только изолированное жилье.

Площадь должна отвечать минимальным требованиям:

  • Одинокому — 36 кв.м.;
  • Состоящему в браке — 42 кв.м.;
  • Имеющему супруга и детей — по 18 кв.м. на каждого.

Установленная норма — это минимум, на который имеет право сирота. Местные нормативы и возможности муниципалитета могут допускать передачу жилплощади большего размера, это закону не противоречит.

Деньги на покупку квартиры детям-сиротам выделяются в форме субсидии наряду с другими категориями граждан, имеющими право на помощь государства в решении жилищной проблемы. Данный путь предусмотрен для тех случаев, когда местный муниципалитет не располагает необходимыми фондами жилья для передачи нуждающимся категориям граждан.

Сумма, порядок ее получения определяются органами местного самоуправления. Деньги на эти цели выделяются на федеральном уровне и распределяются между регионами в пределах утвержденных лимитов. Для того чтобы быть включенным в список претендентов на получение субсидии, необходимо обратиться в местный орган самоуправления и подтвердить:

  1. Статус, дающий право на получение субсидии (в данном случае статус сироты).
  2. Нуждаемость в жилье (для этого нужно быть включенным в местный реестр).
  3. Уровень доходов.

Предоставленную субсидию можно потратить только на приобретение жилья. Если размера дотации не хватает для покупки, необходимо подтвердить наличие средств для погашения оставшейся части стоимости. Купить на государственную субсидию можно только такое жилье, которое соответствует санитарным нормам, а также имеет площадь не меньше минимальной нормативной.

Государство гарантирует сиротам получение жилья, если оно им требуется. Путей его получения существует несколько. Можно состоять на учете и ждать, когда освободится жилплощадь и получить ее сначала по договору найма, а затем по договору соцнайма.

Второй путь — подать заявление на участие в федеральной программе «Жилище» и получить субсидию на приобретение жилья. Здесь тоже все зависит от числа претендентов и размеров выделяемых данному региону лимитов на выплату субсидий.

Третий путь — принять участие в федеральной подпрограмме «Жилье для молодой семьи», если семья уже есть. В этом случае субсидия покроет до 35% от стоимости приобретаемой недвижимости.

Анализируя успешные практики, Счетная палата приводит в пример Приморский край. В этом регионе сироты, достигшие 25 лет, могут получить жилищный сертификат. Сертификат позволяет приобрести жилье на территории края исходя из нормы 36 квадратных метров на человека.

Оплата производится по реквизитам продавца при условии, что площадь квартиры не менее 18 квадратных метров. При этом верхний предел площади жилья не ограничен. А значит, человек может использовать собственные средства, чтобы приобрести большее по площади жилье.

По данным Счетной палаты, с начала 2019 года дети-сироты старше 25 лет подали 460 заявок на получение сертификата, из них 294 заявки одобрены. Сертификаты выданы 132 гражданам, а 104 человека уже приобрели жилье в собственность.

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут. Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

Автор: Полина Ужвак Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2021 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

  • Родители лишены родительских прав, по-прежнему ведут асоциальный образ жизни. Жизнь детей под одной крышей с такими родителями признается невозможной (ст.4 гл.8 №159-ФЗ от 21.12.1996 года).
  • В трехкомнатной квартире площадью 71,3 кв.м. уже живут 7 человек. При заселении девчонок получим: 71,3 / (7+2) = 7,9 кв.м. на человека. Напомню, нормативная площадь на человека 12 кв.м. Меньше 12 кв. м. — условия для получения дополнительной площади (ЖК РФ). При делении площади квартиры на прописанных там людей квадратных метров на жильца должно быть не меньше нормы, принятой в данном регионе на одного человека.
  • Из проживающих людей в квартире один человек состоит на учете в туберкулезном диспансере.

Часто жилая площадь предоставляется в непригодном для проживания состоянии. Здесь важно не подписать договор социального найма, не взглянув предварительно на квартиру. Жилье предоставляется однократно, другого не дадут, если документ подписан.

Муниципальные органы власти с целью обеспечения льготников квартирами, приобретают на вторичном рынке жилья. Как показала практика, за период оформления документов физические лица передумывают и продают недвижимость частными претендентам. От этого задерживается очередь.

Практика предыдущих годов показала, что отсутствие централизованной системы учета претендентов на собственность не дает возможность местным органам власти регулировать порядок распределения квартир, поэтому с 2021 года будет формироваться единый список претендентов на собственность. Правила внесения данных о кандидате в перечень:

Для детей-сирот и детей без попечения родителей предоставляется жилье от государства. С 1 января 2021 года вступят в силу некоторые изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот, которые корректируют законодательные акты. Что изменится в обеспечении жильем детей-сирот с 2021 года?

Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор.

Выдача квартир детям-сиротам: как получить

Норма, с помощью которой можно получить материальную помощь взамен жилья, не установлена. Такое решение противоречило бы государственной программе предоставления жилья детям сиротам. Поэтому рассчитывать на реальную денежную компенсацию не стоит.

Государство обеспечивает жильем только сирот в возрасте 18–23 лет. В течение этих 5 лет гражданин имеет право обратиться в государственные органы с соответствующим заявлением. Его ставят в очередь, после чего остается только дожидаться получения жилья. Оно может быть предоставлено и после 23 лет.

Сиротам могут быть предоставлены частные дома, квартиры. Необходимо, чтобы жилье соответствовало актуальным в регионе нормам, действующим в конкретном регионе, и было благоустроенным. Комнаты в коммуналках не предоставляются.

В многоквартирном доме сиротам могут предоставить не более 25% квартир – если таких людей будет много, то это отрицательно скажется на их адаптации в обществе. Но если в доме менее 10 квартир или здание построено в населенном пункте с населением до 10 тысяч человек, то это ограничение отсутствует.

Закон устанавливает, что жилье передается сиротам на основе договора соцнайма, а не в собственность. Срок действия договора – 5 лет, по истечении которого он продлевается, если человек продолжает нуждаться в жилье. Квартира или дом могут предоставляться с соцнайм на бессрочной основе.

Необходимо, чтобы дети соответствовали следующим условиям.

  • Достижение 14-летнего возраста. Если до 1 января 2019 года порогом выступал 18-летний возраст, то с 1 января возрастное ограничение снижено. Это объясняется тем, что раньше сиротам жилье предоставляли сразу после совершеннолетия, и находиться в очереди им не приходилось. А на данный момент власти испытывают проблемы с предоставлением квартир, и многие бывшие воспитанники детдомов остаются без жилья.
  • Постановка на учет до 23 лет. До этого возраста необходимо попасть в очередь, а само жилье могут предоставить и чуть позже.
  • Отсутствие надлежащих условий проживания. Жилье полагается тем сиротам, которые не имеют в собственности квартиры (или жилье которых не соответствует санитарным нормам и требованиям).

При достижении 14-летнего возраста ребенка его законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением. Учреждение, в которое необходимо обращаться, зависит от региона проживания сироты – например, можно отправиться в органы опеки и попечительства.

Процедура получения жилья сиротой состоит из следующих шагов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *