Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные налоги рф и их ставки 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одним из важнейших изменений стала возможность применять льготу по НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК (п. 1 ст. 1 Закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ)). Но освобождение от НДС коснется передачи прав на компьютерные программы и базы данных, которые включены в российский реестр программного обеспечения. Прочие услуги в IT-сфере от НДС не освобождаются.
Помимо этого, законодатели сократили перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Согласно п. 6 ст. 3 Закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20%.
В системе Tax Free также отмечаются нововведения, а именно переход на электронный документооборот. Согласно Закону от 20.07.2020 № 220-ФЗ чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде. Что касается порядка самого документооборота, то его утвердит ФТС.
Действующие в РФ налоги и сборы
В налоге на прибыль появилось важное нововведение. Законодатели закрепили в НК РФ порядок распределения прибыли при обособленных подразделениях и разных ставках налога на прибыль. Данные меры отражены в п. 9 ст. 1 Закона от 13.07.2020 № 195-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ организации с обособленными подразделениями, которые вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должны распределять между обособленными подразделениями. В письме Минфина от 14.05.2020 № 03-03-07/39124 говорится о применении аналогичного порядка.
Наряду с НДС IT-компании получили льготы и по налогу на прибыль. Теперь для данной сферы деятельности установили льготные налоговые ставки: 3% — для налога, поступающего в федеральный бюджет, 0% — для налога, поступающего в региональные бюджеты.
Льготные ставки вправе применять те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты и разработчики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Однако следует обратить внимание, что льготы вправе применять IT-компании, у которых доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере (работ и услуг, связанных с проектированием и разработкой электронных изделий) не менее 90% от общего объема доходов и среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.
Также п. 6 ст. 259 НК РФ, который позволял не амортизировать электронно-вычислительную технику, отменили (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
Одной из главных изменений в сфере бухучета стало объединение отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2021 г. Теперь сведения о доходах физлица будут подаваться в отдельном приложении расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Также законодатели утвердили новые перечни медицинских услуг по медицинской эвакуации, паллиативной помощи и дорогостоящего лечения по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов и услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).
Новые налоги в России с 1 января 2021
Также, как и с транспортным налогом, для земельного установлены новые сроки уплаты — не позднее 1 марта следующего года, а срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. «б» п. 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.
Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.
В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:
- обновление формы декларации по налогу на имущество;
- отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
- новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
- изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.
Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.
Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.
Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.
У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.
О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.
По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.
Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.
Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.
Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.
Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:
- Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
- Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
- Имеют штат не больше ста человек;
- Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
- Занимают площадь меньше 150 кв. метров.
Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).
Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.
Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.
Как изменятся налоговые платежи россиян с 2021 года
Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:
- Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
- Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
- Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.
Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.
Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.
Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.
Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.
Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:
- Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
- Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
- Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
- Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
- Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.
Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.
Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.
Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.
Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.
Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:
- мед. эвакуация;
- ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
- паллиативная помощь.
Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.
С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.
Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.
Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.
Основное изменение, которое касается ставок налога – это увеличение ставки НДФЛ. Конечно, такое нововведение коснется малой части россиян – с 2021 года для граждан нашей страны и резидентов, чьи доходы превысят 5 миллионов рублей в год, НДФЛ будет рассчитываться по ставке 15% вместо 13%.
Порядок расчета следующий: с суммы дохода до 5 миллионов рублей НДФЛ рассчитывается по ставке 13%, а с суммы, превышающей 5 миллионов – по ставке 15%.
Пример: резидент за 6 месяцев 2021 года получил 6,5 миллионов рублей дохода. НДФЛ для уплаты в бюджет составит 875 000 рублей (650 000 рублей + 225 000 рублей).
Второе изменение ставок налога коснется только предприятий, применяющих УСН, при превышении предельных лимитов. То есть организация, которая немного превысит лимиты по средней численности персонала или суммы дохода, с 2021 года автоматически «не слетает» с применения спецрежима (упрощенки), а просто будет платить повышенный налог.
Итак, упрощенцы, численность персонала которых до 100 человек и с доходом до 150 миллионов рублей, платят налог при УСН по ставке 6% при выборе объекта налогообложения «доходы» или 15% – при УСН «Доходы минус расходы».
Если компания превысит эти цифры, но не «выйдет» из ограничений (от 100 до 130 человек, от 150 до 200 миллионов рублей), то ставка налога составит 8% для доходной УСН и 20% для доходно-расходной.
Что изменится в налогах в 2021 году
С 2021 года обновлены 3 формы налоговой отчетности:
- 6-НДФЛ;
- расчет по страховым взносам;
- декларация по налогу на имущество.
Правила применения новых форм отчетности следующие:
- 6-НДФЛ: отчетность за 2020 год сдается по старой форме, а начиная с отчетности за I квартал 2021 года – по новой;
- расчет по страховым взносам и декларация по налогу на имущество организации сдаются в ФНС по новой форме, начиная уже с отчетности за 2020 год.
Согласно изменениям в НК РФ, с 2021 года отменяется 4 формы отчетности. В частности, с отчетности за 2020 год больше не надо сдавать:
- декларацию по транспортному налогу;
- декларацию по земельному налогу;
- сведения о среднесписочной численности.
А вот четвертую форму отчетности надо будет сдать в ИФНС в последний раз до 1 марта 2021 года – это форма 2-НДФЛ за 2020 год. Подавать 2-НДФЛ в 2022 году по отчетности за 2021 год уже не придется.
Декларации по транспортному и земельному налогам представлять в ФНС не требуется, так как с 2021 года такой расчет производят сотрудники налоговых инспекций. Именно они направляют на адрес налогоплательщика декларацию. Если в декларации будут обнаружены ошибки или неточности, то организация должна будет сообщить об этом в ИФНС. Только после этого налог будет пересчитан.
Сведения о среднесписочной численности с 2021 года теперь будет отражаться в расчете по страховым взносам (в новой форме). Поэтому ФНС освободила предприятия от сдачи данного вида отчетности.
ФНС увидят среднесписочную численность работников за 2020 год уже в первом РСВ, который представляется в налоговую инспекцию по новой форме уже с отчетности за 2020 год.
С 2021 года все регионы России переходят на пилотный проект прямых выплат всех пособий и больничных из ФСС.
То есть работодатель должен будет передавать всю информацию, необходимую для расчета выплаты по больничному листку или детских пособий, в ФСС. Единственное, что рассчитывает и перечисляет сам работодатель – это суммы пособия за первые 3 дня болезни работника.
Для путешествий
Запасной аэродром
Для детей
Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года
Разработаем индивидуальное решение, подберем страну и статус, которые решат ваши задачи, сопроводим весь процесс.
Москва, Россия
ул. Охотный Ряд, 2, 109012 +7 (495) 150-40-55
Санкт-Петербург, Россия
Невский проспект, 55, 191025 +7 (812) 425-31-16
Вена, Австрия
Doblhoffgasse 9, 1010
+43 (650) 540-49-79
Лимассол, Кипр
Victory House, 205, Archbishop Makarios Avenue, 3030 Limassol, Cyprus
+357 (22) 232-044
Сент-Джулианс, Мальта
Dragonara Business Centre, Office 506, Dragonara Road, Paceville, St Julian’s, STJ 3141 Malta
+356 (277) 811-04
Для путешествий
Запасной аэродром
Для детей
Для путешествий
Запасной аэродром
Для детей
Необходимым условием достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения инвестиционной активности является обеспечение макроэкономической стабильности – предсказуемости внутренних экономических условий, обеспечение устойчиво низкой инфляции и долгосрочных процентных ставок, стабильной и понятной для экономических агентов налоговой (и квази налоговой) системы.
Внедрение новой конструкции бюджетных правил
В целях формирования предсказуемых экономических условий и снижения зависимости экономики и государственных финансов от цен на энергоносители был осуществлен переход к формированию бюджетной политики на основе долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы – или «бюджетных правил».
Переходные положения новой конструкции бюджетных правил начали реализовываться уже в 2017 году, после принятия решения о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет при превышении цены на нефть отметки 40 долларов США за баррель, и проведении во взаимодействии с Банком России операции на валютном рынке по покупке иностранной валюты в эквивалентных объемах[1].
[1] Новая конструкция бюджетных правил законодательно закреплена Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».
Согласно новой конструкции бюджетных правил предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки «Юралс» (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП.
Такая координация между параметрами «бюджетных правил», ограничивающих использование рентных нефтегазовых доходов и параметрами, регулирующими операции по накоплению/использованию активов в иностранной валюте, позволяет обеспечить снижение зависимости реального эффективного курса рубля от колебаний цен на нефть. Таким образом, механизм «бюджетных правил» по сути фиксирует определенный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики и позволяет нивелировать влияние флуктуации цен на мировых рынках – как краткосрочных, так и долгосрочных сырьевых суперциклов – на внутренние макроэкономические условия.
К ключевым итогам реализации новой конструкции «бюджетных правил» можно отнести:
- Снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть. Проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты в объеме эквивалентном дополнительным/выпадающим нефтегазовым доходам позволяет стерилизовать около 2/3 конъюнктурных потоков валюты по счету текущих операций, связанных с колебаниями нефтяных котировок. В результате при повышенном уровне колебания нефтяных котировок в 2017-18 годах (от 43 до 80 долларов США за баррель, или около 90%), колебания курса рубля по отношению к доллару США сохранились в относительно узком диапазоне (от 56 до 64 рубля, или 14%);
Какие налоги вступят в силу в 2021 году? Краткий обзор
Бюджетная политика в 2017-2018 годах была построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться (1) не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов – «бюджетные правила») и (2) в рамках текущей – не низкой для добросовестных налогоплательщиков – налоговой нагрузки (принцип «фискальной нейтральности»).
Такой подход создавал стимул для выработки мер налоговой и бюджетной политики с ненулевой суммой – таких как повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, повышение отдачи от государственных активов, сокращение неэффективных расходов (как прямых, так и встроенных в структуру налоговой системы). Такие меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений – то есть структурной трансформации экономики
Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора
На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.
При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.
Из ключевых итогов по данному направлению можно отметить:
- Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах на основе применения специальной контрольно-кассовой техники:
Основной этап успешно завершен: более 780 тыс. налогоплательщиков подключили к системе более 2 млн. онлайн-касс (превышает дореформенный парк на 75%), а до 1 июля 2019 года на онлайн-кассы перейдет вся сфера услуг.
Основные результаты:
Постепенная легализация сферы потребления: двукратный рост средней выручки на одну кассу, резкое ускорение роста поступлений НДС по сектору розничной торговли (+38% в 2017 году), увеличение регистрируемой выручки до оценочного уровня розничной торговли, включающего досчеты на не наблюдаемой прямыми статистическими методами объемы.
Снижение административной (контрольной) нагрузки: за счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений было обеспечено снижение количества оперативных проверок более чем в 2 раза в 2017 году и в 6 раз по итогам 1кв’18 (при увеличении количества проверок, выявивших нарушения до 90%).
- Создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, что призвано обеспечить прослеживаемость товара на всех этапах его жизненного цикла – от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до реализации в розничном звене или поставки на экспорт.
На сегодняшний день завершен первый этап работ, связанный с выстраиванием системы взаимодействия между ФТС России и ФНС России, отработкой процедур обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, их налоговой и финансовой отчетности, сведениями о минимизации рисков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательства и результатами правоохранительной деятельности.
- Улучшение администрирования и повышение собираемости страховых взносов. Передача функций администрирования страховых взносов ФНС России позволила снизить общую административную нагрузку на хозяйствующие субъекты за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, и оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности (объем отчетности сокращен почти на 40%).
Поступления страховых взносов в 2017 году составили 6 784,2 млрд. рублей, что на 7,2% (или 455,7 млрд. рублей) выше, чем в 2016 году, а темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы на 1.9 п.п. При этом в результате проведенной налоговыми органами работы по взысканию переданной задолженности в бюджет государственных внебюджетных фондов поступило 100 млрд. рублей.
В 2017 году межбюджетное регулирование со стороны федерального бюджета осуществлялось в целях снижения дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития, обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов за счет бюджетной консолидации и принятия мер по ограничению роста государственного долга.
В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия.
- В сфере повышения эффективности казначейского сопровождения расходов федерального бюджета:
- обеспечено поэтапное внедрение казначейского сопровождения госконтрактов (договоров, соглашений), в том числе начато внедрение казначейского сопровождения расчетов по гособоронзаказу;
- в отношении расчетов по госконтрактам, связанным с реализацией значимых мероприятий или приобретением (созданием) дорогостоящих объектов капитального строительства, в практику вошло «расширенное» казначейское сопровождение (непосредственный контроль факта выполнения обязательств поставщика (подрядчика), в том числе с фото-/видеофиксацией);
- подготовлена нормативная правовая база, необходимая для осуществления операций с применением казначейского обеспечения обязательств, в том числе в сочетании с банковским сопровождением средств.
- В сфере совершенствования государственных инвестиций:
- обеспечен учет в федеральной адресной инвестиционной программе всех субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам на осуществление капитальных вложений, что расширяет возможности контроля эффективности их предоставления как на этапе составления проекта федерального бюджета, так и его исполнения;
- установлены правовые основания для перехода от взносов в уставные капиталы юридических лиц к субсидиям акционерным обществам со стопроцентным государственным участием и передаче полномочий государственного заказчика акционерным обществам с государственным участием при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, передаваемые впоследствии в качестве вклада в их уставные капиталы;
- введены основания для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юрлицам на инвестиционные цели;
- утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий федеральным учреждениям и ФГУПам на осуществление капитальных вложений и о передаче указанным юридическим лицам полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности;
- В сфере повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг:
- подготовлен законопроект, направленный на создание правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций, в том числе на основе государственного (муниципального) социального заказа, конкурсов и аукционов, сертификатов;
- обеспечена апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных проектом вышеупомянутого федерального закона в 8 субъектах Российской Федерации (Красноярском и Пермском краях, Волгоградской, Московской, Мурманской, Тамбовской, Тюменской и Ярославской областях);
- законодательно установлены требования к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств;
- введены федеральные и региональные перечни государственных и муниципальных услуг и работ, не включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования госзадания;
- уточнена правовая база в части критериев признания государственного (муниципального) задания невыполненным и административная ответственность за его невыполнение, а также установлены особенности досрочного прекращения государственного задания.
- В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств подготовлены законодательные инициативы, обеспечивающие:
- расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля;
- формирование федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- совершенствование порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- началась реализация пилотного проекта по добровольной маркировке контрольными (идентификационными) знаками отдельных видов лекарственных препаратов.
- В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок для государственных нужд приняты нормативные правовые акты, направленные на:
- перевод осуществления всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму;
- утверждены правила определения размера штрафа (неустойки, пени) за ненадлежащее исполнение контракта;
- в Единой информационной системе в сфере закупок начал заполняться каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого способствует повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков, формированию референтных цен и повышению эффективности контроля в сфере закупок
- В сфере управления ликвидностью Единого казначейского счета федерал��ного бюджета:
С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Союз, Кодекс Союза), применение положений которого позволит обеспечить ускорение и упрощение перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, сокращение издержек у лиц в связи с облегчением таможенного оформления, а также позволит снизить административное влияние на деятельность предпринимателей. В настоящее время осуществляется работа по приведению законодательства Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с Кодексом Союза.
В рамках Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года реализовывались мероприятия по концентрации декларирования товаров на таможенных постах – центрах электронного декларирования, которые к 2020 году должны стать основными местами электронного декларирования товаров.
Начата работа по подготовке нормативно-правовой и информационно-технической базы для проведения эксперимента по совершенствованию таможенных операций в отношении ввозимых товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами на интернет-площадках и пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых экспресс-перевозчиками в рамках трансграничной интернет-торговли. Данный эксперимент позволит освободить физических лиц от необходимости совершения таможенных операций, в том числе с участием таможенного представителя, а также от необходимости оплаты таможенных платежей непосредственно в месте получения посылок.
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2019-2021
Режимы налогообложения в РФ 2021
Несмотря на нестабильность внешнеэкономических условий, их влияние на ситуацию в российской экономике оценивается как сдержанное. Проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» и проведение сопряженных операций на валютном рынке, переход к плавающему валютному курсу и режиму инфляционного таргетирования привели к существенному снижению зависимости внутренних экономических параметров от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.
Кроме того, в настоящий момент структурные пропорции экономики выгодно отличают Россию от многих стран развивающегося и развитого блока, а структура роста экономики стала более здоровой – она не ведет (как прежде) к накоплению дисбалансов и уязвимости от внешней конъюнктуры, а, напротив, усилена ростом конкурентоспособности и укреплением надежности финансового сектора:
- Снижение нефтяной зависимости – недуга, преследовавшего отечественную экономику на протяжении всей истории современной России и позднего СССР. Несмотря на подвижность нефтяной конъюнктуры, внутренние экономические условия (курс, инфляция, процентные ставки, рост ВВП и благосостояния граждан) стабильны и предсказуемы, в то время как экономика способна динамично развиваться не полагаясь на конъюнктурную ренту.
- Повышение конкурентоспособности и рентабельности отечественной промышленности. Экспорт ненефтегазового сектора в реальном выражении в период 2016-2017 гг. в среднем превышал 8,0% в год, в то время как местные производители выигрывали конкуренцию и за отечественный рынок сбыта. Операционная прибыль ненефтегазового сектора за последние 3 года увеличилась более чем на 2,5 п.п. ВВП в год (до 8,8% ВВП), а рентабельность ненефтегазовой промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 3 п.п. (до 13,2%).
- Устойчивая структура источников капитала. Кардинально сократилась зависимость от ненадежных источников внешнего долгового капитала: внешний долг корпоративного сектора сокращается на 1% ВВП в год, а 4-6 лет назад экономика полагалась на его ежегодное привлечение в объеме 2-3% ВВП в год. В то же время из экономики практически перестал утекать капитал через «серые» схемы, а 4-6 лет назад экономика ежегодно теряла по этому каналу до 2% ВВП в год.
- Оздоровление финансовой системы. В последние годы произошло существенное снижение долговой нагрузки нефинансового сектора и оздоровление структуры финансового сегмента, свидетельствуя о лучшей готовности экономики к трансформации сбережений в здоровые (эффективные) инвестиции. Раньше даже умеренные темпы роста экономики (2013 год – 1,8%; 2014 год – 0,7%) были во многом обеспечены быстрым и нездоровым ростом кредита (обнажившиеся проблемы с качеством активов банков тому свидетельство) – сейчас качественный (хоть и небыстрый) рост кредита генерирует больший вклад в развитие экономики.
Это создает прочный фундамент, на котором, должен стоять каркас современной, эффективной, конкурентоспособной экономики. Для укрепления этого каркаса необходимо преодолеть структурные ограничения, связанные среди прочего с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, демографическими тенденциями и качеством институтов развития человеческого капитала, доступом к современной инфраструктуре.
На протяжении многих лет власти гордились «плоской» шкалой НДФЛ в нашей стране, считая ее оптимальной и парируя все претензии на тему, что граждане с высокими доходами платят налог так же, как и те, что едва сводят концы с концами. Что же изменилось?
Официальное объяснение следующее: необходимы средства на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. Вот эти средства и планируется изъять у имеющих повышенные доходы.
Такими гражданами признаются те, у кого доход за налоговый период (по НДФЛ – это календарный год) составил более 5 млн руб. С 01.01.2021 с превышения указанной суммы будет удерживаться налог по ставке 15%.
Разумеется, можно вспомнить и о некоторых особенных случаях, когда следует применять также особенные ставки по НДФЛ. Эти случаи перечислены в п. 2 – 6 ст. 224 НК РФ. Но мы говорим об обычных доходах, в отношении которых ранее неизменно применялась ставка в размере 13%, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ.
Согласно новой редакции обозначенного пункта названная ставка сохраняется в качестве исходной с начала налогового периода и применяется до тех пор, пока сумма доходов налогоплательщика (физического лица) не превысит 5 млн руб. В эту предельную величину входит определенный перечень доходов, приведенный в новом п. 2.1 ст. 210 НК РФ. Каждый из указанных видов доходов именуется налоговой базой и подчеркивается, что они должны определяться отдельно:
-
по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);
-
по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
-
по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
-
по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
-
по операциям займа ценными бумагами;
-
по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
-
по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
-
по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);
-
по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).
Большая часть перечисленных налоговых баз (за исключением основной) имеет свои особенности расчета, которые отражены в ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ. На это указано в новом п. 2.3 ст. 210 НК РФ.
Налоговая база по доходам от долевого участия определяется с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ.
Кроме того, отмечено, что в отношении трех налоговых баз применяются специальные налоговые вычеты:
Налоговая база |
Норма НК РФ, в которой указан вычет |
По доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами |
Подпункт 1 п. 1 ст. 219.1 и ст. 220.1 |
По операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете |
Подпункт 3 п. 1 ст. 219.1 и ст. 220.1 |
По доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества |
Статья 220.2 |
Данные вычеты не применяются в отношении основной налоговой базы, о чем сказано в новой редакции п. 3 ст. 210 НК РФ. В отношении именно этой базы по-прежнему применяются стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные вычеты, а также вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами, убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 218 – 221 НК РФ).
Сохранилось правило, согласно которому если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы за тот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ. Как и ранее, такой перенос в соответствии с п. 9 ст. 220 НК РФ возможен в отношении имущественного вычета, предусмотренного пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Сохранено и другое принципиальное правило: у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, учитываемых при определении основной налоговой базы, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ. В настоящее время такая возможность установлена только п. 10 ст. 220 НК РФ тоже в отношении имущественного вычета, предусмотренного пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
К основной налоговой базе не применяется вычет, предусмотренный п. 6 ст. 210 НК РФ (в новой редакции). В данном пункте установлены особенности определения налоговой базы:
-
по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем;
-
по доходам в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения (тоже за исключением ценных бумаг);
-
по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.
В этих случаях налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, а также с учетом особенностей, установленных ст. 213, 213.1 и 214.10 НК РФ.
Кроме того, к этим доходам могут быть применены и вычеты, предусмотренные ст. 218 и 219, пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, если они не были полностью учтены при определении основной налоговой базы (то есть если основная налоговая база уже равна нулю, а указанные вычеты исчерпаны не полностью). Они не могут превысить соответствующие налоговые базы, а их остаток не переносится на следующий налоговый период.
Пунктом 1 ст. 224 НК РФ теперь будет установлено, что если сумма всех указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ налоговых баз превысила с начала налогового периода 5 млн руб., то сумма налога (нарастающим итогом с начала налогового периода) составляет 650 тыс. руб. плюс 15% от суммы тех же налоговых баз, превышающей 5 млн руб.
Обратите внимание: в отношении 2021 и 2022 годов установлен переходный период (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). Указанная ставка применяется не к совокупности названных налоговых баз, а отдельно к каждой. То есть может быть так, что общий доход налогоплательщика превысил 5 млн руб., но уплачивать налог он будет по ставке 13%, если по каждой отдельно базе его доход не превысил этой суммы.
Добавим также, что если налоговый агент при расчете НДФЛ по ставке 15% за I квартал 2021 года допустил ошибки, то меры ответственности к нему не применяются, если он исправил эти ошибки и уплатил соответствующий налог в срок до 01.07.2021 (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). К такому доначислению не будет даже применяться п. 9 ст. 226 НК РФ, то есть возможна уплата названной суммы за счет средств налогового агента.
В пункте 3 ст. 224 НК РФ также приведены исключения, когда доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, облагается по иной ставке. В частности, в абз. 3 – 7 и 9 этого пункта перечислены случаи, когда доход, полученный названными физическими лицами, облагается по ставке 13%:
-
от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ;
-
от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
-
от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;
-
от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ;
-
от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»;
-
в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.
Во всех перечисленных случаях если сумма дохода, полученного с начала периода, превысит 5 млн руб., то в отношении нее тоже следует применить ставку в размере 15%. Это указано в новом п. 3.1 ст. 224 НК РФ.
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.
Какие налоги на зарплату есть в России в 2021 году и их ставки
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.
А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:
- рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
- рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
- итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.
Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.
Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Введена «почти дифференцированная» шкала по НДФЛ
Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.
К чему применяется / когда действует ставка |
Размер ставки |
---|---|
Основная ставка (действует, если не оговорено иное) |
20%, которые делятся таким образом:
По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%) |
Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний |
30% |
Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении |
20% полностью в федеральный бюджет |
Некоторые доходы иностранных организаций |
|
Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг |
15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%) |
Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ |
|
Дивиденды российской организации |
13% |
Доходы по депозитарным распискам |
|
Отдельные доходы от аренды иностранных организаций |
10% |
Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ |
0% |
Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:
- если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
- если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.
С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).