Декларация пожарной безопасности 2021 кто обязан предоставить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация пожарной безопасности 2021 кто обязан предоставить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Произвольная форма декларации пожарной безопасности не допускается, поэтому она должна соответствовать Приказу № 171. Для разработки документа нужно:

  • завершить строительные работы на объекте, подписать приемочный акт с подрядчиком;
  • сделать самостоятельно или заказать расчет пожарных рисков;
  • провести оценку возможного ущерба населению и имуществу, либо оформить добровольную страховку на гражданскую ответственность.

Для определения пожарных рисков и оценки ущерба обычно привлекаются профессиональные специалисты, так как самостоятельно сделать это сложно. Не нужно рассчитывать риски, если объект оснащен средствами автоматической противопожарной защиты и тушения. Такие системы должны обеспечивать своевременное оповещение и полную эвакуацию персонала. посетителей объекта.

Лицензии и аккредитации МЧС требуются только для организаций, осуществляющих монтаж и пуско-наладку систем и оборудования противопожарной защиты. Рассчитать пожарные риски и составить декларацию может сам правообладатель объекта, специалисты предприятия. Однако обычно эти занимаются экспертные организации, состоящие в профильной СРО. Это гарантирует, что документ успешно пройдет регистрацию, а проверки МЧС не повлекут предписаний и штрафов.

Также рекомендуется заказать аудит или экспертизу пож. безопасности, если предстоит плановая или внеочередная инспекция МЧС. такие процедуры будут заключаться в комплексной оценке состояния противопожарной защиты объекта или учреждения, проверке обязательной документации. Если вовремя выявить нарушения и самостоятельно их исправить, у пожарников МЧС не возникнет дополнительных претензий.

Срок действия формы декларации по пожарной безопасности Законом № 123-ФЗ и Приказом № 171 не определен. Если на объекте или предприятии не меняется собственник, либо не проводятся какие-либо строительные работы с изменением характеристик, подавать уточненную декларацию не требуется. Если основания для уточнения данных возникли, документ нужно подать в МЧС в течение одного года.

Разработка документов и сопровождение проверок в сфере пож. безопасности является одним из основных направлений деятельности нашей компании. Мы предлагаем:

  • консультационную поддержку заказчика, подготовка заключений и рекомендаций со ссылками на нормативные акты;
  • оформление любых документов, которые нужны для проведения строительных работ и ввода в эксплуатацию;
  • помощь в устранении предписаний МЧС, вынесенных по итогам проверок.

Если вам нужны услуги по декларированию зданий, сооружений и производственных объектов, обращайтесь к нам! Мы гарантируем качество работы, доступные цены и максимально сжатые сроки выполнения заказа.

Чтобы обеспечить противопожарную безопасность, правообладатель здания или иной законный владелец обязаны оценить риски, снизить их до минимально допустимого предела. Для этого разрабатывается комплекс организационных мероприятий, проектируются и устанавливаются системы защиты, принимаются иные меры. Проверять, что на объекте соблюдены все обязательные нормативы по противопожарной защите, будут специалисты МЧС, либо независимые эксперты в ходе аудита.

Согласно ст. 64 Закона № 123-ФЗ, составить декларацию нужно на любое строение, если его проект обязательно проходил экспертизу. Фактически, это все виды объектов кап. строительства. Также есть ряд специальных правил:

  • не проводится декларирование многоквартирных и одноквартирных жилых домов (для них изначально устанавливаются максимально строгие меры безопасности, которые будут проверять пожарники);
  • нужно оформить декларацию, даже если проект не нуждается в экспертизе, на строения класса Ф1.1. – это детсады, дома инвалидов и престарелых, интернаты, иные заведения со спальными корпусами.

Добровольное декларирование допускается для одноэтажных или двухэтажных строений с площадью до 1500 кв. м. На такие здания проект не проходит экспертизу, но при изготовлении декларации собственник сможет добровольно подтвердить пожарное соответствие.

Также отметим ряд ситуаций, когда в ранее поданную декларацию нужно внести изменения. Это необходимо, если разделы в исходном документе нуждаются в корректировке – по причине смены правообладателя или назначения строения, после реконструкций или капремонта. Срок обновления данных не должен превышать одного года.

Комментарий специалиста. Срок плановых проверок МЧС составляет 1 раз в 3 года. Но для некоторых типов строений и организаций предусмотрены меньшие сроки. Например, больницы, школы и социально значимые объекты пожнадзор будет проверять раз в год или полгода. При каждой инспекции обязательно проверяется документация по пожбезопасности, в том числе декларации. Рекомендуем заказать независимый пожаудит в нашей компании, чтобы проверить соответствие документации фактическому уровню защиты.

№ п/п Формы оценки соответствия по пожарной безопасности Описание
1 Проверка МЧС (федеральный пожарный надзор) Официальная проверка от имени государства. Проводится в отношении объектов, предприятий. оборудования, продукции в соответствии с планом не чаще 1 раза в 3 года.
2 Сертификация Проводится в отношении продукции, включенной в Постановление № 241. Сертификацию могут проводить только органы и центры, аккредитованные МЧС.
3 Пожарная экспертиза Исследование по вопросам, требующим специальных (экспертных) познаний в сфере пожарной безопасности. Проводится независимыми организациями, состоящими в СРО.
4 Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска

Большинство разделов декларации заполняется по данным проекта на строительство или реконструкцию объекта, по технической документации здания. Но есть три специальных раздела, для заполнения которых могут потребоваться дополнительные расчеты и мероприятия – по пожарным рискам, по оценке возможного ущерба, по мероприятиям защиты, которые должны выполнятся на объекте. Для заполнения этих данных нужны познания и квалификация в сфере пожарной безопасности.

Раздел 2 содержит расчетные показатели пож. рисков (если это нужно для объекта), а также описание организационных, технических и инженерных мероприятий по обеспечению допустимых уровней защиты. Рассчитать риски нужно на стадии проектирования. Если при эксплуатации здания меняются характеристики объекта, может потребоваться заново сделать расчеты рисков. Это будет являться основанием для корректировки декларации ПБ.

Кроме расчетных показателей при декларировании нужно описать мероприятия для обеспечения допустимого уровня рисков. Также заполняются сведения о типах и перечне систем защиты, которые позволяют соблюсти допустимые уровни защиты. Это могут быть системы сигнализации, оповещения, тушения и т.д.

После заполнения декларации ее подписывает владелец объекта или руководитель предприятия. Чтобы соблюсти требования Приказа № 171, документ направляется в подразделение МЧС на регистрацию. Сделать это можно путем представления декларации в письменном виде (лично или по почте), либо направлением документа через интернет. На регистрацию дается до 30 дней.

Специалисты МЧС проверят только правильность заполнения данных по всем разделам. После внесения сведений о декларации в реестр, на документе проставляется регистрационный номер. При последующих корректировках декларации на ней будет указана дата и номер каждого изменения.

Если на момент проверки МЧС на объект не будет зарегистрирована декларация, составляется протокол по ст. 20.4 КоАП РФ. В зависимости от статуса нарушителя, штраф составит:

  • на граждан – от 2000 до 3000 руб., либо предупреждение;
  • на должностных лиц – от 6000 до 15 0000 руб.;
  • на ИП – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на предприятия – от 150 000 до 200 000 руб.

Кроме того, в адрес нарушителя будет вынесено предписание об устранении нарушения. Если в установленный срок декларация не будет представлена на регистрацию, будет составлен еще один протокол и назначен дополнительный штраф. Например, для организации размер санкции может достигать 500 000 руб., а эксплуатацию объекта могут приостановить на срок до 90 или 180 суток.

Обязанность по составлению документа возлагается на собственника здания или другого объекта, для которого его разработка будет обязательной. Если его эксплуатация осуществляется другим лицом на законном основании, например, на праве оперативного управления, разработкой этого документа должно заниматься это лицо. Законченная форма направляется органам МЧС в уведомительном порядке, согласование или регистрация этого документа не предусматривается. Контроль информации, которую содержит декларация, осуществляется при проведении регулярных проверок МЧС на объекте защиты. Отдельные проверки для анализа сведений, зафиксированных декларацией, и ее утверждения не предусмотрены.

Правила разработки и предоставления этого документа, а также срок действия декларации пожарной безопасности в школе или другой организации, определены отдельным нормативным документом – приказом МЧС от 16 марта 2020 года N 171. Согласно ему собственник или другое лицо, осуществляющее эксплуатацию сооружения, должно составить и направить декларацию органам МЧС в течение одного года после его ввода в эксплуатацию.

Срок действия декларации пожарной безопасности образовательного учреждения или любого другого объекта не ограничен – до тех пор, пока значимые сведения, содержащиеся в этом документе, не изменились. Если это произошло, его нужно будет откорректировать. Это потребуется в случае, если произошли изменения, касающиеся:

  • смены собственника или другого лица, эксплуатирующего объект на законном основании;
  • функционального предназначения сооружения;
  • проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения здания;
  • другие серьезные изменения.

Также пересмотр текста документа должен осуществляться, если в отношении него изменились установленные законодательством нормативы, например, срок действия декларации пожарной безопасности в ДОУ или другой организации. Внести соответствующие коррективы в ранее разработанный документ и представить органам МЧС его обновленную редакцию нужно в течение одного года после наступления таких событий.

Декларация пожбезопасности составляется по установленному образцу, который зафиксирован приложением № 2 к приказу МЧС № 171. Эта форма содержит данные о собственнике сооружения и общие сведении самом здании, а также информацию, связанную с обеспечением его противопожарной безопасности, сгруппированную в следующие разделы:

  • характеристики объекта;
  • оценка пожарного риска. При этом если объект запроектирован и построен с полным соблюдением действующих норм безопасности для этой категории зданий, расчет пожарного риска не требуется;
  • оценка вероятного ущерба, который может быть причинен третьим лицам в случае пожара на объекте;
  • информация о выполнении мер по обеспечению противопожарной защиты, которые разработаны для данного здания или сооружения.

Если действующим законодательством для данного типа объекта устанавливаются обязательные требования по пожбезопасности, в представляемом документе по пунктам отмечается выполнение или невыполнение этих требований. Например, они могут быть введены федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ, посвященным вопросам технического регулирования, либо другими нормативными актами.

Новая форма пожарной декларации: разъяснения и пример заполнения

В документе содержится оценка соответствия конкретного здания нормам пожарной безопасности и информация о том, какие меры принимаются для ее обеспечения. Требование о разработке и регистрации декларации пожбезопасности (ДПБ) выдвигает ч. 5 ст. 6 123-ФЗ. В Приказе МЧС России №171 от 16.03.2020 перечислено, кому нужна декларация пожарной безопасности (документ заменяет ранее действовавший приказ МЧС №91 от 24.02.2009 и вступил в силу 28.04.2020 года):

  • собственники сооружений;
  • субъекты, владеющие зданием на основании договоров и проч.

Требования закона в отношении зданий, по которым надо заполнять ДПБ, перечислены в пункте 1, ст. 64 №123-ФЗ. Закон исключает здания класса опасности Ф1.3 и Ф1.4:

  • жилые многоквартирные дома;
  • одноквартирные дома (блокированные).

В перечень декларируемых не включены здания, для которых не предусмотрена экспертиза проектной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза и разработка пожарной декларации не проводится в отношении таких объектов:

  • садовых домов, объектов ИЖС;
  • домов не выше 3 этажей, из нескольких блоков (не больше десяти), для одной семьи, которые располагаются на отдельном участке земли и имеют выход на территорию общего пользования. Строительство или реконструкция таких домов производится без привлечения бюджетных средств;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м., не предназначенных для проживания или производственной деятельности. Исключения — особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м. для осуществления производственной деятельности
    • не требующие устройства санитарно-защитных зон;
    • требуются или установлены такие зоны. Исключения — те же, что и в предыдущем пункте;
  • буровых скважин.

Обязанность по разработке и заполнению ДПБ законодатель возложил на собственников объекта защиты (владельцев, арендаторов). Необходимость заполнять документ застройщиком или разработчиком проектной документации возникает в следующих случаях:

  • здание на стадии проектирования, декларация подается до ввода объекта в эксплуатацию;
  • после капитального ремонта в обычном порядке.

Методические рекомендации по разработке ДПБ на сайте МЧС содержат правила заполнения и перечень документов с требованиями, которые надо использовать, заполняя форму. Владелец здания сможет сам оформить документ, если разберется в нормативах. Проблема в том, что тот, кто должен делать декларацию пожарной безопасности, обязан обладать профессиональными знаниями в этой области. А отвечает за правильность и полноту поданных сведений лицо, которое их предоставило. МЧС разрешило привлекать к составлению регламента любого специалиста или организацию. Предъявление лицензий или аккредитаций не требуется. Готовый документ подписывается руководителем и заверяется печатью.

Ответственность за непредоставление или отсутствие ДПБ несет владелец объекта в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ. В случае пожара и наступления ущерба за несданную или не соответствующую действительности ДПБ наступает уголовная ответственность.

Документ регистрируется уполномоченным органом в течение восьми дней после принятия заявления. В этот срок входит:

  • принятие решения о регистрации ДПБ или отказе — пять дней;
  • направление заявителю его экземпляра декларации ПБ или уведомления об отказе — три дня.

Если документ заполнен неверно, его возвращают с указанием на ошибки, после исправления которых его снова подают на регистрацию.

В ходе регистрации проверяется только правильность заполнения разделов. Достоверность данных устанавливается во время объектных проверок.

В 2020-2021 годах многих сфер пожарной безопасности зданий и сооружений коснутся существенные изменения. В том числе нововведения появятся и в правилах подачи пожарной декларации. По обновлённому проекту собственник защищаемого объекта будет обязан предоставить декларацию в органы ГПН (государственного пожарного надзора) до того, как объект будет введён в эксплуатацию. Кроме того, появится возможность подавать документацию в электронном виде.

По действующему законодательству собственники могли подавать декларацию в надзорный орган на протяжении одного года со дня ввода здания или сооружения в эксплуатацию. Если проект будет принят, то новые правила начнут действовать уже с 1 июля 2021 года.

В остальном же изменений не предполагается. Декларировать защищаемый объект также нужно будет только один раз. Но если сведения, включённые в декларацию, подвергнутся изменениям, то соответствующий документ с перечнем этих изменений необходимо будет зарегистрировать надлежащем образом и приложить к существующей декларации или разработать её вновь.

Каждый объект, вне зависимости от его предназначения, должен отвечать актуальным требованиям пожарной защиты, закреплённым на законодательном уровне. Чтобы оценить, насколько здание или сооружение отвечает существующим положениям, проводится процедура декларирования.

Основная её цель – защита зданий и сооружений от чрезвычайных ситуаций, за счёт повышения осведомлённости его собственников о пожарной безопасности и установления ответственности за несоответствие защищаемого объекта минимально необходимым требованиям.

С момента вступления в 2009 году в силу Закона № 123-ФЗ («Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») собственники получили право самостоятельно решать, как они будут выполнять требования законодательства. Однако при этом важно обеспечить абсолютную безопасность людей, имущества, материальных ценностей, находящихся на объекте.

Статья 6 этого закона сообщает, что объект считается безопасным, если реализован один из следующих пунктов:

  • нормы ПБ, закреплённые Законом №184-ФЗ «О техническом регулировании», соблюдены в полном объёме, а риск возникновения пожара находится в рамках допустимых значений, прописанных в Законе №123-ФЗ;
  • нормы ПБ, закреплённые Законом №184-ФЗ, и требования нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности соблюдены в полном объёме.

При этом, если выполнены условия, перечисленные во втором пункте, расчёт пожарного риска производить необязательно. Таким образом, за собственником остаётся законодательно закреплённый выбор. Он либо использует специальные методы расчёта пожарного риска, чтобы обеспечить его допустимый уровень, либо выполняет предписания нормативных документов, которые освобождают его от необходимости проводить расчёты.

В декларацию входит три основных раздела:

  1. Расчёт и итоговая оценка пожарных рисков. В этом разделе всегда описывается методика проведения расчётов и приводится сравнение полученных результатов с допустимыми нормами, которые зафиксированы законом. Здесь же перечисляется перечень действий и мероприятий, направленных на недопущение повышения значения пожарного риска на конкретном объекте защиты.
  2. Вероятность нанесения ущерба имуществу, принадлежащему третьим лицам, в случае возгорания. Процедура оценки может проводиться как самостоятельно, так и по существующим страховым документам. Если для анализа используются страховые полиса, то их копии обязательно должны быть прикреплены к декларации.
  3. Перечень Законов РФ, Технических регламентов и иных нормативных документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности конкретного объекта.

Компания «Ф-метрикс» оказывает услуги по разработке пожарной декларации для объектов любого назначения в соответствии с актуальными нормами и требованиями.

Точная стоимость работ по разработке декларации пожарной безопасности рассчитывается индивидуально. Что бы уточнить расценки и получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на нашем сайте.

Сроки и стоимость на проектные работы зависят от следующих факторов:

  • Функциональное назначение объекта
  • Эксплуатационно-технические свойства объекта
  • Специфические особенности коммуникаций (инженерных систем)

К эксплуатационно-техническим характеристикам относится сложность формы постройки, вид конструкции, общая площадь, число этажей и др.

Подробнее ознакомиться с услугой разработки декларации пожарной безопасности вы можете у нас на сайте.

Федеральный закон содержит перечень объектов, для которых пожарное декларирование осуществляется в обязательном порядке. К ним относятся:

  • детские сады;
  • интернаты для людей с ограниченными возможностями здоровья, престарелых;
  • учреждения здравоохранения, оказывающие услуги стационарного лечения;
  • общежития организаций образования со спальными местами, детские дома;
  • объекты, которые по закону обязаны проходить государственную экспертизу проектной документации.

Стоит также учитывать, что Градостроительный кодекс устанавливает обязательную экспертную оценку для всех объектов капитального строительства кроме:

  • имеющих не больше двух этажей, строящихся отдельно, и имеющих общую площадь не более 1,5 тыс. м², не приспособленных для жизни людей или производственной деятельности (кроме объектов, имеющих особую опасность, технически сложных или уникальных);
  • имеющих не больше двух этажей, строящихся отдельно, и имеющих общую площадь не более 1,5 тыс. м², используемых для производственной деятельности, не требующих организации санитарно-защитных зон (кроме объектов, имеющих особую опасность, технически сложных или уникальных).

Их владельцы освобождаются от необходимости декларирования. Кроме того, законом установлено, что декларирование может осуществляться на объект в целом или на отдельные здания, пристройки, которые к нему относятся.

В 2020 году подача документов будет осуществляться ещё по прежней схеме. Если декларация отсутствует, это не может стать причиной, по которой владельцу будет отказано во вводе объекта в эксплуатацию. Если декларация не является составной частью проектной документации или достроенный/реконструированный объект получил заключение о соответствии нормативным документам, декларация в надзорные органы не предоставляется.

Пожарная декларация подаётся в форме, установленной Приказом МЧС России №91 от 24.02.2009. Этот Приказ определяет, что ответственность за разработку и своевременное предоставление всей необходимой документации в орган ГПН лежит на собственнике защищаемого объекта.

Документацию может составлять застройщик, либо иные лица, занимающиеся составлением проектной документации, в том числе специализирующиеся на этой области деятельности компании. Документы можно подать онлайн с помощью портала Государственных и муниципальных услуг (госуслуги), в классическом бумажном виде «из рук в руки» или посредством почтового сообщения, через сайты МЧС России и его территориальных органов, к письму необходимо будет прикрепить файл, содержащий отсканированные страницы документов. На сайте МЧС РФ это можно сделать, перейдя в раздел «Декларирование пожарной безопасности».

Процесс занимает несколько этапов, в том числе необходимо будет выбрать тип защищаемого объекта для декларирования, субъект России, на территории которого этот объект размещается, его принадлежность (владелец юр. лицо или ИП), перечень индивидуальных данных об объекте и его собственнике.

Если владелец защищаемого объекта юридическое лицо, то также необходимо указать:

  • организационно-правовую форму;
  • государственный регистрационный номер о регистрации юр. лица;
  • фирменное название защищаемого объекта;
  • его полное название;
  • сокращённое название (если оно есть);
  • ИНН;
  • предназначение здания/сооружения;
  • контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты, факс);
  • адрес, по которому зарегистрирован владелец объекта;
  • данные о лице, подготовившем документы (ФИО, занимаемая должность, дата разработки документа).

Подать документацию можно также любым удобным способом: в электронном виде или бумажном (передача непосредственно из рук в руки или почтовое отправление).

Сотрудники ГПН после получения документации рассматривают её в течение пяти рабочих дней. По итогам рассмотрения возможно два варианта развития событий:

  1. Присвоение регистрационного номера в случае, если документация успешно прошла проверку и соответствует всем необходимым требованиям.
  2. Возврат составителю с указанием причин отказа в случае, если во время проверки были обнаружены ошибки или нарушения требований.

Декларация составляется один раз до тех пор, пока не потребуется внести в неё изменения. Причиной для составления новой документации может быть:

  • смена владельца здания/сооружения;
  • смена предназначения объекта;
  • ремонтно-восстановительные работы или реконструкция;
  • техническое перевооружение объекта.

Декларацию необязательно полностью заменять новым документом. Можно составить перечень изменений и прикрепить их к существующему документу. Но этот перечень также необходимо зарегистрировать в органах ГПН.

Перед вводом здания в эксплуатацию многие собственники задумываются: «Нужна ли мне декларация пожарной безопасности, если объект типовой и ничем не отличается от других зданий?» Ответ на этот вопрос указан в соответствующей законодательной базе. В ней сказано, что декларация – обязательный документ для зданий Ф1.1 (категория пожаробезопасности) и сооружений, которые должны пройти экспертизу проектной документации в надзорных структурах. Без нее не разрешается вводить в эксплуатацию технически сложные и уникальные конструкции, сооружение капитального строительства, если это не детские сады и иные дошкольные заведения образовательного профиля, жилые дома и нежилые постройки высотой 1-3 этажа, медицинские центры, дома инвалидов и престарелых.

Необходимость и особенности оформления декларации для разных объектов зависят от класса функциональной пожароопасности. Она определяется профильным назначением здания, сроком его эксплуатации, количеством людей в помещениях, физическим состоянием строительных конструкций, пребыванием посетителей на объекте в состоянии сна. Основные категории:

  • гостиницы, жилые постройки, отели, пансионаты, другие объекты постоянного или временного пребывания людей;
  • театры, кино, опера, музеи, другие объекты зрелищного и культурно-просветительского назначения;
  • организации в сфере обслуживания населения;
  • складские комплексы, заводы, производственные предприятия;
  • объекты научного и образовательного профиля, здания проектных организаций.

Наиболее строгие требования по обеспечению пожаробезопасности и сложная методика расчета предусмотрены для производств, которые используют в ходе технологического процесса опасные (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные смеси) и различные автоматизированные установки (станки, машины, транспортные средства). Один из примеров – нефтегазовый сектор. Данная сфера деятельности отличается высоким риском возникновения внештатных ситуаций.

При декларировании опасных производственных объектов в нефтегазовом комплексе необходимо оценивать риск возникновения аварий разного рода, которые могут стать причиной пожара.Внештатная ситуация может случиться из-за оборудования и материалов, используемых в ходе технологических операций. Наибольшие риски возгорания и взрывов характерны для газонаполнительных станций, магистральных трубопроводов, складских помещений с промышленными взрывчатыми веществами, заводов по переработке нефтяных и газопродуктов.

Документ регистрируется уполномоченным органом в течение восьми дней после принятия заявления. В этот срок входит:

  • принятие решения о регистрации ДПБ или отказе — пять дней;
  • направление заявителю его экземпляра декларации ПБ или уведомления об отказе — три дня.

Если документ заполнен неверно, его возвращают с указанием на ошибки, после исправления которых его снова подают на регистрацию.

В ходе регистрации проверяется только правильность заполнения разделов. Достоверность данных устанавливается во время объектных проверок.

Заполненный документ владелец (собственник) объекта сдает один раз. В новой редакции нет изменений относительно того, на сколько лет делается пожарная декларация, — она действует бессрочно. Есть несколько условий, когда ДПБ необходимо откорректировать:

  • смена собственника;
  • изменения в функциональном назначении объекта;
  • изменения после капремонта, реконструкции.

В этих случаях декларант заполняет уточненную форму, бланк которой дан в приложении 2 к приказу №171.

По введенной в действие приказом 91 МЧС форме декларация пожарной безопасности составляется для:

  • заведений здравоохранения (амбулаторий и стационаров);
  • зданий, которым присвоен класс пожарной опасности на уровне Ф1.1;
  • объектов капстроительства, требующих проведения госэкспертизы по градостроительным нормам. Об исключениях из этого пункта мы поговорим ниже;
  • корпусов интернатов для детей, школ, лагерей отдыха, детских садов, в которых находятся спальни;
  • заведений по уходу за престарелыми гражданами, которые организованы по неквартирному типу.

МЧС установило, что декларация пожарной безопасности (бланк приводится в приказе 91), не нужна для отдельных 1-3-этажных домов:

  • в которых проживает одна семья;
  • состоящих максимум из 10 жилых блоков (блокированная застройка) при условии выполнения таких требований:
    • в каждом отдельном блоке проживает одна семья;
    • у жилых блоков есть общие стены либо они располагаются впритык, между ними нет проемов;
    • здание построено на отдельном участке земли;
    • жильцы беспрепятственно выходят из здания на общую территорию.
  • которые состоят из 1-4 блок-секций, состоящих из нескольких квартир с общими помещениями. При этом все блок-секции должны быть снабжены отдельными подъездами, которые дают возможность жильцам свободно выходить на общую территорию.

и для 1- и 2- этажных отдельно стоящих зданий и сооружений:

  • не приспособленных для жилья и работ по производству какой-либо продукции;
  • предназначенных для ведения производственной деятельности, при этом для них установление границ санитарных зон не требуется вообще, либо эти зоны установлены, а их пределы ограничены границами участков, где располагаются строения;
  • не имеющих особо опасных свойств;
  • не являющихся уникальными;
  • не относящихся к технически сложным;
  • имеют общую площадь до 1,5 тыс. кв. м.

На проверку и обработку полученного документа сотрудникам МЧС выделено 5 рабочих дней. При этом проверяется только соответствие заполнения документа законодательным требованиям. Достоверность внесенной в документ информации проверяется в ходе проверок на объекте.

Правильно заполненной декларации во время регистрации присваивается уникальный 15-значный номер, символы которого разбиваются на 3 части:

  • первые 8 цифр (2+3+3) – это коды населенного пункта, в пределах которого проведено (или планируется) соответствующее капстроительство, и соответствующего субъекта РФ. Когда объекты находятся одновременно в нескольких субъектах РФ, то в начальной части номеров их коды пишутся в колонку;
  • следующие 2 буквы – это индекс органа МЧС, ответственного за регистрацию документа;
  • оставшиеся 5 цифр – это порядковый номер непосредственно декларации в перечне.

Обратите внимание: части номера документа отделяются друг от друга тире, а группы цифр в первой его части – пробелами. Документы регистрируются по «сквозным» номерам, поэтому регистрировать их «задним числом» не получится.

  • При правильном заполнении декларации после присвоения порядкового номера и внесения ее в реестр МЧС в течение 3 дней направляет декларанту 1 экземпляр документа приемлемым для обеих сторон способом.
  • При неправильном заполнении декларации МЧС отправляет ее обратно, перечисляя повлекшие отказ причины в письменном виде. После устранения несоответствий документ можно подавать на регистрацию заново.

Ответственные сотрудники МЧС формируют списки деклараций на бумаге и электронном виде. Они пополняются новыми данными в течение того же рабочего дня, когда документу был присвоен регистрационный номер. Ответственным за ведение реестра лицам разрешается вносить данные только в электронной форме при одновременном выполнении 2 условий:

  1. дубликат информации каждый день сохраняется на внешнем носителе (хранятся данные за последние 5 лет, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года);
  2. информация каждый месяц распечатывается и складируется в архиве (хранится 1 год, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года).

Если на объекте ничего не происходит, его зарегистрированная декларация пожарной безопасности действует бессрочно.

Ее действие останавливается, если:

  • на объекте произошли изменения, из-за которых необходимы корректировка или полное перезаполнение декларации;
  • поменялся владелец объекта (декларант);
  • изменились требования ПБ, в соответствие которыми нужно пересоставить документацию;
  • в ходе проверки МЧС выявляются несоответствия информации, которую подал декларант, фактическому положению вещей, в т. ч. невнесенные изменения параметров построек.

Декларация пожарной безопасности: что такое, кто делает, куда подавать

8. Государственная услуга по регистрации декларации пожарной безопасности (далее — декларация).

9. Государственная услуга предоставляется МЧС России, его территориальными органами, а также территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — подразделения МЧС России, предоставляющие государственную услугу) в зависимости от расположения объектов защиты с учетом требований пункта 38 настоящего Административного регламента.

10. При предоставлении государственной услуги должностные лица подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20 ст. 2829; 2020, N 1, ст. 51.

11. Результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю зарегистрированной декларации.

12. Предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий восьми рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации декларации (далее — заявление), в который входит:

1) принятие решения о регистрации декларации или об отказе в ее регистрации — в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации подразделением МЧС России, предоставляющим государственную услугу, заявления;

2) направление заявителю зарегистрированной декларации или уведомления об отказе в ее регистрации — в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о регистрации декларации или уведомления об отказе в ее регистрации.

13. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещен на официальном сайте МЧС России и на официальных сайтах территориальных органов МЧС России, а также в Федеральном реестре государственных услуг и на Едином портале государственных услуг.

14. Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, заявление, по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту, и декларацию в двух экземплярах по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Приказу. К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, в случае их проведения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и копия страхового полиса (при наличии).

Заявитель представляет декларацию лично или направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью заявителя, через Единый портал государственных услуг.

15. В случае изменения содержащихся в декларации сведений, в том числе в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, а также изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, заявитель представляет в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, уточненную декларацию в двух экземплярах по форме согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

16. На Едином портале государственных услуг заявителю предоставляется возможность заполнения заявления в электронной форме, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью.

Заявители вправе использовать простую электронную подпись в случае, предусмотренном пунктом 2.1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3744; 2018, N 36, ст. 5623.

17. Для предоставления государственной услуги представление документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не требуется.

18. Подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Изменения в декларировании пожарной безопасности

19. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

20. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

21. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:

непредставление документов, указанных в пункте 14 настоящего Административного регламента;

отсутствие в декларации сведений, предусмотренных формой, приведенной в приложении N 2 к настоящему Приказу.

22. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

23. За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

Для направления документов потребуется заявление.

_______________________________________________________________________________

(Наименование подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу)

Заявление

о регистрации

Прошу зарегистрировать ___________________ (наименование предоставляемых документов)

______________________________________________________________

(полное наименование объекта защиты и адрес)

______________________________________________________________

(основной государственный регистрационный номер (за исключением физического лица))

____________________________________________________________

(идентификационный номер налогоплательщика)

____________________________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего право собственности на объект защиты или владения на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором)

______________________ (Ф.И.О., подпись)

Декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон «Технический регламент о требованиях ПБ»).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Декларация пожарной безопасности

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *