Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о пенсионном обеспечении в рб 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.
В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.
В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.
В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.
— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.
В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).
Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.
Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.
— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.
С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).
Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
- 2016 год – 60 лет и 55 лет:
- 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
- 2018 год – 61 год и 56 лет;
- 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
- 2020 год – 62 года и 57 лет;
- 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
- 2022 год – 63 года и 58 лет.
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | 2020 (февраль-апрель) | ноябрь 2019 – январь 2020 | |
Средняя пенсия по возрасту | 456,81 | 447,55 | 446,84 | 446, 84 | |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 260,82 (64,53 + 196,29) | 260,29 (64,03 + 196,29) | 257,96 (61,70 + 196,26) | 245,12 (59,97 + 185,15) | 243,11 (57,96 + 185,15) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
- паспорт или вид на жительство;
- документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
- документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
- страховое свидетельство государственного страхования.
- Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
- Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
- Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
- Средняя пенсия по возрасту в 2020 году – 456,81 рублей.
- Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2020 года – 64,53 рублей. К ней полагается доплата размером в 196,29 рублей. Итоговая сумма – 260,82 рублей.
18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
В части пенсионного обеспечения Указом предусматривается:
Для многодетных матерей
• Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения,
— с 9 до 12 лет в общей сложности
Справочно:
Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время учитываются в пределах 9 лет.
ВАЖНО!
Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.
Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.
• Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста
— Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Справочно:
Для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» требуется наличие страхового стажа:
• в 2021 году — не менее 18 лет
• в 2022 году — не менее 18 лет 6 месяцев
• в 2023 году — не менее 19 лет
• в 2024 году — не менее 19 лет 6 месяцев
• в 2025 году — не менее 20 лет
Для граждан с инвалидностью
• Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы
Снижение страхового стажа гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы:
более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности
Справочно:
При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:
11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев
12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет
13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев
14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет
15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев
16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет
17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев
18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет
19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев
20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет
более 21 года – до 5 лет.
Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу
для женщин – с 20 до 15 лет,
для мужчин – с 25 до 20 лет.
Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Для назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обращаться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Для родителей детей-инвалидов
• Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы
Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера).
Для других категорий граждан
Какие изменения ждут белорусов с 1 января 2021 года
С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).
Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).
Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.
Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с 1 января 2020 г.
Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).
Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.
Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).
Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.
Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.
Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:
- формирования досрочной профессиональной пенсии.
В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН); - выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
- получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.
В 2017 году в республике началось повышение пенсионного возраста (ежегодно на 6 месяцев). Общеустановленный пенсионный возраст установлен статьёй 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
1. Указом предусмотрено, что в стаж работы для назначения трудовых пенсий засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности.
Таким образом, максимальный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, увеличен с 9 до 12 лет.
Соответственно, периоды, когда матери, родившие 4 и более детей, не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет (сейчас – в пределах 9 лет).
В Указе отмечено, что трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., в связи с изменением стажа работы для назначения трудовой пенсии по предусмотренному основанию перерассчитываются.
Иными словами, норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим 4 и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1.01.2021.
Пенсии будут перерасчитываться с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом.
В органы по труду, занятости и социальной защите необходимо представить заявление и документы, подтверждающие рождение 4 и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела), пояснило Минтруда и соцзащиты.
2. Трудовая пенсия по возрасту женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа работы не менее 20 лет, в т.ч. не менее 10 лет стажа с уплатой страховых взносов в ФСЗН (далее – страховой стаж).
Таким образом, сокращается период страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, т.к. для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях требуется наличие страхового стажа:
- в 2021 г. – не менее 18 лет;
- в 2022 г. – не менее 18 лет 6 месяцев;
- в 2023 г. – не менее 19 лет;
- в 2024 г. – не менее 19 лет 6 месяцев;
- в 2025 г. – не менее 20 лет.
Расширен круг ее получателей.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца одному из родителей или супругу (супруге) либо деду, бабке, брату или сестре умершего кормильца, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, назначается в случаях, когда они:
– находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству и не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются ИП, нотариусами, адвокатами, не осуществляют виды ремесленной деятельности;
– являются ИП, нотариусами, адвокатами, осуществляют виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается также при названных выше условиях бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца, не вступившим в новый брак.
1. Гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет, страховой стаж, требуемыйдля назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности I и (или) II группы.
Справочно: при нахождении на инвалидности I и (или) II группы 11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев; 12 лет – на 6 лет; 13 лет – на 6 лет 6 месяцев; 14 лет – на 7 лет; 15 лет – на 7 лет 6 месяцев; 16 лет – на 8 лет; 17 лет – на 8 лет 6 месяцев; 18 лет – на 9 лет; 19 лет – на 9 лет 6 месяцев; 20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет.
2. Трудовая пенсия по возрасту гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы более 21 года, назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
При этом трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы не менее 20 лет у мужчин (вместо 25 лет) и не менее 15 лет у женщин (вместо 20 лет), т.е. одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу.
3. На 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по ст. 22 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении). Трудовая пенсия по возрасту указанным гражданам назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет и стажа работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Социальная пенсия матерям и (или) отцам детей—инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере130% бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Справочно: БПМ пенсионера составляет 187,22 руб, а 130% БПМ пенсионера – 243,4 руб.
В мае 2020 г. социальная пенсия у родителей детей-инвалидов – 123,4 руб.
То есть реализация данной меры позволит повысить размер такой пенсии в 2 раза, приблизив его к уровню пособия по уходу за инвалидом I группы (246,78 руб.) и минимальной трудовой пенсии по возрасту (246,85 руб.).
В Минтруда разъяснили, что изменится в пенсионном обеспечении граждан стран ЕАЭС
Мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет, не имеющим требуемого страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, при наличии не менее 10 лет страхового стажа назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже.
Важно: при определении размера такой пенсии будет учитываться только страховой стаж.
Размер пенсии – 73% наибольшей величины БПМ пенсионера за 2 последних квартала.
За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3% указанной величины, но не более чем до 100% этой величины.
Таким образом, женщины старше 60 лет и мужчины старше 65 лет приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:
- от 10 до 17 лет – в 2021 г. в размере от 73 до 94% БПМ пенсионера;
- 18 лет – в 2022 г. в размере 97% БПМ пенсионера;
- 19 лет – в 2023 г. в размере 100% БПМ пенсионера.
Соответственно, при 19 годах страхового стажа трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией (в мае 2020 г. – 123,4 руб.).
Супружеским парам, в которых оба супруга являются гражданами РБ и возраст супруги не превышает 40 лет, предоставляется бесплатно одна попытка экстракорпорального оплодотворения (за исключением ЭКО с использованием донорскихполовых клеток).
ЭКО возможно только в государственных организациях здравоохранения при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, определенных Миниздравом.
Порядок и условия бесплатного предоставления ЭКО, перечень государственных организаций здравоохранения, в которых проводится ЭКО за счетбюджетных средств, определит Совмин.
Министерство труда и социальной защиты рассматривает изменения, касающиеся декретного отпуска и семейного капитала в Беларуси.
Глава министерства Ирина Костевич ранее сообщала, что правительство может оставить лишь 2 декретных года для всех, а 3 – для многодетных, либо останутся 3 года для всех, но оплачивать будут только 2 года.
Власти в 2021 году будут создавать проект документа, когда он будет принят, неизвестно.
В 2021 году пенсионный возраст в Беларуси продолжит увеличиваться.
Напомним, в 2017 году правительство приняло закон, согласно которому каждые полгода пенсионный возраст в стране будет увеличиться.
В 2022 году возраст выхода на пенсию должен составить 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В будущем же году он составит 57 лет 6 месяцев для женщин и 62 года 6 месяцев для мужчин.
С 1 января 2021 года в Беларуси увеличится минимальный страховой стаж – он составит 18 лет вместо 17,5 лет.
В последующем страховой стаж будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно. Таким образом в 2025 году нужно иметь 20 лет стажа, чтобы претендовать на трудовую пенсию.
Напомним, страховой стаж – это срок, в течение которого работодатель отчисляет взносы в Фонд социальной защиты.
Если человек не успел наработать страховой стаж, то он будет получать социальную пенсию, а не трудовую. Размер социальной пенсии сейчас составляет чуть более 129 рублей.
С 1 января 2021 года при назначении пенсии будет иначе рассчитываться трудовой стаж для многодетных матерей.
С начала следующего года женщинам, имеющим четверых и более детей, в общий стаж может быть включено дополнительно еще три года. В общей сложности получится 12 лет.
Бесплатное ЭКО можно будет сделать в РНПЦ «Мать и дитя», 2-м роддоме в Минске и Гомельском областном диагностическом медико-генетическом центре с консультацией «Брак и семья».
Закон вступит в силу после 1 января 2021 года, тогда и можно будет ознакомиться со всеми условиями предоставления этой процедуры.
Известно, что сделать ЭКО смогут только замужние женщины возрастом до 40 лет.
Бесплатно будет предоставляться только одна попытка после медицинского обследования при наличии показаний.
С 1 января 2021 года белорусы будут оплачивать зарядку электромобилей на специализированных электрозарядных станциях Malanka.
Стоимость 1 кВт на быстрых ЭЗС составит 39 копеек, на медленных – 29 копеек.
К примеру, чтобы проехать 100 километров, придется заплатить 6 рублей. Это намного дешевле, чем платить за бензин.
В стране с января 2021 года пластика станет меньше.
МАРТ запретит объектам общественного питания продавать пищу и напитки в пластиковых стаканах, посуде, контейнерах.
Пластиковые палочки для размешивания напитков в будущем году также окажутся под запретом.
Пластиковые вилки, ножи и ложки больше нельзя будет встретить в кафе и магазинах.
Изучение отношения к велосипедному спорту
Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.
Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?
Разъяснения по вопросам пенсионного законодательства
Номер документа: | 1596-XII |
Дата принятия: | 17/04/1992 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/1993 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 29/06/2020 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности № 33-З от 29/06/2020
Вступила в силу с: 04/01/2021
Редакция от 10/12/2020, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования № 68-З от 10/12/2020
Вступила в силу с: 01/01/2021
Редакция от 08/01/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь О пенсионном обеспечении № 97-З от 08/01/2018
Вступила в силу с: 26/01/2018
Редакция от 09/01/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь № 14-З от 09/01/2017
Вступила в силу с: 13/01/2017
Редакция от 08/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства… № 238-З от 08/01/2015
Вступила в силу с: 12/07/2015
Редакция от 08/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства… № 238-З от 08/01/2015
Вступила в силу с: 12/07/2015
Редакция от 04/06/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам физической культуры и спорта № 274-З от 04/06/2015
Вступила в силу с: 10/06/2015
Редакция от 14/07/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения № 190-З от 14/07/2014
Вступила в силу с: 01/08/2014
Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности № 105-З от 04/01/2014
Вступила в силу с: 22/01/2014
Редакция от 26/10/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь О пенсионном обеспечении № 434-З от 26/10/2012
Вступила в силу с: 01/12/2012
Редакция от 10/07/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования № 426-З от 10/07/2012
Вступила в силу с: 06/08/2012
Редакция от 13/07/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О пенсионном обеспечении № 404-З от 13/07/2012
Вступила в силу с: 30/07/2012
Редакция от 22/12/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных и налоговых отношений № 328-З от 22/12/2011
Вступила в силу с: 16/01/2012
Редакция от 13/12/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета… № 325-З от 13/12/2011
Вступила в силу с: 01/01/2012
Редакция от 15/10/2010
Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного…»
Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения…»
В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан:
1. Установить, что:
1.1. трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 10 лет:
гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“ (далее – Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин;
гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях)*.
Право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, при отсутствии требуемого страхового стажа, установленного в абзаце втором части первой статьи 5 Закона, и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года ”О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующегои рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований“;
1.2. периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных в пункте ”д“ части второй статьи 51 Закона.
2. Финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных с применением норм, содержащихся в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, в части, не обусловленной имеющимся у пенсионера страховым стажем, производится за счет средств республиканского бюджета.
Финансирование других расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов:
1. Установить, что:
1.1. трудовая пенсия, назначенная в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст.275) (далее – Закон), увеличивается:
мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда (пункт ”а“ части первой статьи 12 и статья 13 Закона) сверх 10 лет – на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы;
женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников, а для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.
Зарегистрировано в НРПА РБ 20 марта 2012 г. N 1/13393
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и оптимизации пенсионных расходов:
1. Установить, что:
1.1. при продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 17, ст. 275) размер пенсии по возрасту увеличивается:
на 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии, — соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка — за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
на 1 процент заработка, принимаемого для исчисления пенсии, — за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии, предусмотренными в абзаце втором настоящего подпункта.
Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии в соответствии с настоящим подпунктом, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты согласно законодательству о государственном социальном страховании;
1.2. при исчислении трудовой пенсии учитываются засчитанные в стаж работы периоды деятельности. При этом в периодах работы и иной деятельности, предусмотренных в части первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов, учитывается фактический заработок, определенный в соответствии с этим Законом. В периодах, предусмотренных в части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», вместо отсутствующего заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
2. Пенсии по возрасту, назначенные с 1 сентября 1998 г. до вступления в силу настоящего Указа, подлежат пересмотру в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа при соблюдении условий, установленных в этом подпункте.
3. Финансирование расходов по реализации настоящего Указа осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.
5. Настоящий Указ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает шестимесячный срок со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Указа.
Беларусь меняет пенсионное законодательство
Президент Беларуси Александр Лукашенко 29 июня подписал Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».
Документ направлен на урегулирование вопроса о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда, требуемый для назначения пенсии по возрасту.
Указом предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой таких взносов для граждан, которые осуществляли уход за инвалидом I группы либо ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста. Данная категория граждан будет иметь право на трудовую пенсию по возрасту при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.
Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
от 29 июня 2017 года №233
О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан
В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан:
1. Установить, что:
1.1. трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — страховой стаж) не менее 10 лет:
гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин;
гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях)*.
Право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, при отсутствии требуемого страхового стажа, установленного в абзаце втором части первой статьи 5 Закона, и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»;
* Для целей абзаца третьего части первой настоящего подпункта под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.
1.2. периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных в пункте «д» части второй статьи 51 Закона.
2. Финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных с применением норм, содержащихся в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, в части, не обусловленной имеющимся у пенсионера страховым стажем, производится за счет средств республиканского бюджета.
Финансирование других расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
3. Признать утратившими силу:
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» |
---|
|
с 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет. Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу. Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей- инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа.
Комментарий к Указу «О совершенствовании пенсионного обеспечения» | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Справочно: В настоящее время предельная величина заработной платы для исчисления пенсии составляет 4 средние заработные платы, что соответствует индивидуальному коэффициенту фактического заработка пенсионера 4,0. Согласно Указу начиная с 1 января 2016 года при исчислении пенсий заработок (второе предложение части второй статьи 56 Закона) в пределах от 130 до 400 процентов (до 500 процентов – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый — третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), — в размере 30 процентов. Справочно: Порядок определения заработка не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, установленный первым предложением части второй статьи 56 Закона, не изменяется. Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., подлежат пересмотру в соответствии с вышеприведенными нормами при соблюдении установленных условий. 2. В целях усиления мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности и ограничения иждивенческих установок с 1 января 2015 года: — увеличивается с 10 до 15 лет минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда, необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет по нормам статей 11, 13, 15,24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», статей 32-33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и статьи 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»; Справочно: Прежние требования по страховому стажу сохранены для назначения пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта (одного дня) уплаты страховых взносов. Также прежние условия по минимальному 5-летнему стажу работы с уплатой обязательных взносов в бюджет фонда сохранятся для назначения пенсий по возрасту для родителей инвалидов с детства, многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). от 29 июня 2017 года №233 О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан: 1. Установить, что: 1.1. трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — страховой стаж) не менее 10 лет: гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин; гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях)*. Статья 11. Условия назначения пенсий на общих основанияхПраво на пенсию по возрасту имеют: мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Статья 12. Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями трудаПраво на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют: В Беларуси изменили подходы к предоставлению досрочной пенсииВ современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений. 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств. Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение). Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:
Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии. По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора. В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется. В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено). При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство. При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени. Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите). При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д. Право на государственное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Законом. Право на государственное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Беларусь имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Законом, если иное не установлено законодательными актами. Государственное пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Республики Беларусь и имеющих стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. — Вашу рекламу увидят более 10 000 посетителей в день — Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь выступает одной из важнейших составляющих системы социальной защиты населения. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на её территории, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. На начало 2016 года в республике пенсию получает почти треть населения (27,1 процента). Большинство граждан пенсионируется по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее-Закон). Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторых других лиц осуществляется согласно специальным законам. Законом предусматривается назначение и выплата трудовых пенсий:
Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях предоставляется: мужчинам — по достижении 60 лет, и наличии стажа работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и наличии не менее 20 лет стажа работы. Кроме того, обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет является уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения Республики Беларусь (далее — страховые взносы) в течение 15 лет, а для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов, многодетным матерям (родившим и воспитавших 5 и более детей), инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам — не менее 5 лет. Для реализации права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу инвалида или кормильца, а продолжительность уплаты страховых взносов значения не имеет (т.е. требуется только факт уплаты инвалидом или умершим кормильцем страховых взносов). Размеры трудовых пенсий определяются с учётом прошлого стажа (до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин) и заработка до назначения пенсии, с которого уплачивались страховые взносы (ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин). Размер пенсии по инвалидности также зависит от группы инвалидности. В стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды работы (иной деятельности) с уплатой страховых взносов, а также иные социально значимые виды деятельности (служба в армии, уход за малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы и т.д.). Трудовые пенсии в 2015 году при назначении исчисляются из заработка за 21 год подряд стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого произведена уплата страховых взносов, а за другие периоды деятельности, которые включены в стаж в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Ежегодно (с 2016 г.) период для исчисления заработка увеличивается на 1 год. Исчисленный размер пенсии не может быть менее установленного законодательством минимального размера пенсии. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. При этом с 1 января 2015 года социальная пенсия гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5-летний) страховой стаж, назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца. В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий:
Пенсионное обеспечение лиц, работавших на территориях государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области социального (пенсионного) обеспечения, осуществляется с учетом положений указанных договоров (соглашений). К таким договорам (соглашениям) относятся:
Право на государственное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом. Право на государственное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Беларусь имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом, если иное не установлено законодательными актами. Государственное пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Республики Беларусь, имеющих стаж работы и уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда, Фонд), осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь. Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. Законом закреплены условия предоставления пенсий и возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.
|