План счетов бухгалтерского учета 2021 печать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов бухгалтерского учета 2021 печать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • ИП;
  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

План счетов бухгалтерского учета 2021 года с субсчетами скачать и распечатать

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • НКО;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 10 лет. Так что говорить о том, что в 2020-2021 годах появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в этом материале.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

План счетов бухучета для предприятий, 2021

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО!

Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.

Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.

В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.

ВАЖНО!

Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

План счетов бухгалтерского учета на 2020 — 2021 годы (скачать)

Начало ► ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета 2021 Важно!Задавайте вопросы и читайте обсуждение по Плану счетов в разделе Вашему вниманию предлагается важная информация, без которой бухгалтер не сможет выполнять свою работу.

Бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета 2021 во всех коммерческих организациях всех форм собственности, применяющих бухучет финансово хозяйственной деятельности методом двойной записи.

Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.Примечание: Указанный план счетов не применяют кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.План счетов бухгалтерского учета — это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».

> > > Налог-налог 19 сентября 2021 Активные и пассивные счета бухгалтерского учета — это виды бухсчетов, определяемые исходя из их функции и предназначения.

В нашем материале читатель узнает о том, какие счета называют активными, а какие — пассивными, познакомится с примером записи операций на счетах разных типов. В бухгалтерском учете все хозяйственные операции приходуются в виде бухгалтерских проводок с применением специальных созданных счетов, каждому из которых присвоен уникальный номер.

Однотипные операции группируются на отдельных счетах. Название счета указывает непосредственно на специфику отражаемой на нем операции.

Приложение N 1 изменено с 10 февраля 2021 г.

Все изменения, непосредственно происходящие с хозяйственными средствами и их источниками, приводят к их изменению в денежном выражении. Официально утвержденный в РФ перечень счетов — План счетов подходит для использования для любых отраслей.

— Минфина России от 28 декабря 2021 г.

N 298Н Изменения при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 г. Приложение N 1 Единый план счетов бухгалтерского учетадля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений 12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2021 г., 27 сентября 2021 г., 31 марта, 28 декабря 2021 г.

Наименование БАЛАНСОВОГО СЧЕТА Синтетический счет объекта учета Наименование группы Наименование вида коды счета синтетический аналитический группа вид 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Нефинансовые активы НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0

План счетов бухгалтерского учёта.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

(в ред. Приказов Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н, от 29.08.2014 N 89н, от 06.08.2015 N 124н, от 01.03.2016 N 16н, от 16.11.2016 N 209н, от 27.09.2017 N 148н, от 31.03.2018 N 64н, от 28.12.2018 N 298н, от 14.09.2020 N 198н)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

3.1. Настоящий приказ распространяется на: (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

а) Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством; (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

1. Настоящая Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция) устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, иными организациями в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности, органами Федерального казначейства, осуществляющими операции в системе казначейских платежей в рамках казначейского обслуживания и (или) управления остатками средств на едином казначейском счете (далее — ЕКС), органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции — бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Согласно пунктам 4 и 4.1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2018, N 30, ст. 4557). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

В целях настоящей Инструкции под субъектами учета понимаются: органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, а также органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета (далее — финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание); органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также иные операции в системе казначейских платежей (далее — органы Федерального казначейства). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее — объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

22. Счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23. Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы третий — четвертый. — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

Стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их первоначальной стоимостью. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, а также земельных участков, находящихся у учреждений на праве безвозмездного бессрочного пользования, земельных участков, составляющих государственную (муниципальную) казну, иных земельных участков, признаваемых объектами бухгалтерского учета, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23.1. В целях ведения бюджетного учета драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, составляющие Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее — ценности Госфонда России, Госфонд России) или государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (далее — ценности Госфонда субъекта Российской Федерации, Госфонд субъекта Российской Федерации), учитываются по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации для целей настоящей Инструкции признается их оценочная стоимость. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

38. Счет предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Стандарт Основные средства), а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46518) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 253н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный номер 57424). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

39. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

40-42. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

43. Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

44. Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

45. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы второй — третий — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующих особенностей и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;

надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;

56. Счет предназначен для учета операций с нематериальными активами с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» (далее — Стандарт Нематериальные активы). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2019 г., регистрационный номер 56822). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного актива;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

57. К нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;

незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации).

58. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов признаются сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология и т.п.).

59. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.

Инвентарный номер, присвоенный объекту нематериального актива, сохраняется за ним на весь период его учета.

Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов нематериальных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.

70. К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н, от 14.09.2020 N 198н)

71. Указанные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н)

Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), а также земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке), по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

72. В целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;

суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.

73. Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию (списанию) объекта непроизведенных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции, устанавливающих правила признания доходов (расходов).

74. Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов непроизведенных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.

75. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случаях:

прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передаче (дарению);

прекращения использования объекта непроизведенных активов, вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

84. Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету.

Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата). (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н, от 14.09.2020 N 198н)

85. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

В случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения, расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по принятому к учету праву пользования активом осуществляется с месяца его принятия к учету равномерно (помесячно) в течении срока полезного использования объекта учета аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

86. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

87. Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

В издании приведен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и полный текст Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н.
Издание предназначено для бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых и финансовых служб, студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и колледжей, юристов и руководителей организаций.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

\r\n\r\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\r\n
\r\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\r\n\r\n

Три вида синтетических счетов:

\r\n\r\n

    \r\n\t
  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \r\n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \r\n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \r\n

\r\n\r\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\r\n\r\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\r\n\r\n\r\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\r\n\r\n\r\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\r\n
\r\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Тип

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

  1. Отражение детальной и достоверной информации о работе фирмы.
  2. Предоставление информации об операциях всем заинтересованным лицам: контролирующим органам, управленческому персоналу, руководителю для принятия своевременных решений и внесения коррективов в работу.
  3. Выявление резервов для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Бухгалтерский учет на предприятии позволяет решать множество задач, он необходим в любое время от начала существования фирмы до ее ликвидации. Поэтому появляется особая значимость изучения плана счетов.

Для ознакомления со всеми существующими счетами как при изучении теории бухгалтерского учета, так и при его постановке на предприятии следует:

  1. Скачать и распечатать общий план счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности.
  2. Ознакомиться с инструкцией к приказу Минфина 94н и выучить основные рекомендации по использованию того или иного счета (в инструкции представлена краткая характеристика по каждому элементу схемы группировки).
  3. Рассмотреть и проанализировать использование не только синтетических элементов первого порядка (например, продажи), но и субсчета (себестоимость продаж, выручка и т. д.).
  4. Разработать рабочую схему группировки действий, подходящую для компании, выучить основные параметры.

План счетов бухгалтерского учета 2016 года можно бесплатно скачать в конце статьи (содержит все пояснения).

Инструкцию по использованию плана счетов текущего года также можно бесплатно скачать ниже.

Малое предприятие, занимающееся торговлей, согласно действующему законодательству имеет право относить все расходы по осуществлению своей деятельности, в том числе расчеты с персоналом по оплате труда, на счет 44 («Расходы на продажу»). Соответственно из схемы новой группировки операций данной компании извлекается распределение затрат на такие счета как, например, 20 (основное производство), 25 и 26 (общехозяйственные и общепроизводственные расходы).

Все кредитные учреждения, как и компании, осуществляют коммерческую деятельность. Однако, бух. учет банков имеет свои особенности. Он ведется не на основе приказа Минфина, а в соответствии с Положением Банка России 385-П от 16.07.2012 года.

Внимание! Все сведения о банковской деятельности содержатся на официальном сайте Банка России. Для детального ознакомления и использования Положение можно скачать.

Согласно Положению, план счетов для банков и всех кредитных организаций состоит из следующих разделов:

  1. Балансовые счета:
    • Капитал;
    • Денежные средства и драгоценные металлы;
    • Межбанковские операции;
    • Операции с клиентами;
    • Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
    • Средства и имущество;
    • Финансовые результаты.
  2. Счета доверительного управления.
  3. Внебалансовые.
  4. .
  5. Счета депо.

Придерживаться данного Положения обязаны все кредитные организации, которые осуществляют ведение своего бизнеса на территории Российской Федерации. Аналогично коммерческим фирмам банки и иные кредитные учреждения на основе единого плана счетов разрабатывают и утверждают рабочий, подходящий для деятельности конкретного банка.

Для удобства изучения образец типового плана счетов банков можно скачать ниже и распечатать.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157Н

План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:

  • синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
  • субсчета – используются для получения детализированных данных.

Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:

  • активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
  • пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
  • активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.

Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.

Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.

Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:

  • 001 — арендованные основные средства (ОС);
  • 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
  • 003 — материалы, принятые в переработку;
  • 004 — товары, принятые на комиссию;
  • 005 — оборудование, принятое для монтажа;
  • 006 — бланки строгой отчетности;
  • 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
  • 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
  • 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
  • 010 — износ ОС;
  • 011 — ОС, сданные в аренду;
  • 012 — земельные угодья.

План представлен схемой группировок и регистрации деятельности, носящей хозяйственный характер в бухгалтерском учете. Счета подразделяются на первый и второй порядок. Документ является основой для утверждения рабочего порядка бухучета, включающего в себя аналитические и синтетические разделы, требующиеся для ведения учета.

Субсчета подлежат изменению на уровне локальном, организации вправе вводить дополнительные разновидности, исключать либо объединять некоторые виды.

При рассмотрении документа через нормативную призму, приходят к выводу, что документ занимает место между вторым и третьим уровнем документации нормативного характера. Вследствие этого план не признается актом, носящим нормативно-правовой характер.

Учреждение имеет право использовать не все доступные синтетические счета, а те, которые считаются необходимыми для ее деятельности.

В случае грамотного оформления достигается согласованность показателей действующих и учетных. Субсчета, применяемые по функционирующему документу, необходимы для ведения отчетности, контроля и анализа в организации.

Разработка документа основывается на нормах законодательства. Правила закреплены законом, принятым на федеральном уровне под номером 129. Также на разработку распространяется действие ведомственных актов.

В том числе Министерство финансов разработало приказ №106. Согласно указанным актам организация несет обязанность по утверждению плана, носящего рабочий характер.

Формируется документ казенными, коммерческими, автономными и бюджетными организациями. При формировании документа исходят из нюансов осуществляемой деятельности, структурного строения.

Счета бухгалтерского учета 2021: таблица

Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.

В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.

При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.

В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.

Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.

Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.

Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.

Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.

Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.

Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.

Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.

ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2021. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

План счетов бухгалтерского учета на 2021 год

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бухучета в самой значительной части экономических субъектов. Вот актуальная таблица плана счетов бухгалтерского учета на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО.

Счет бухгалтерского учета

Тип (пассивный/активный)

Наименование

Раздел I

01

А

Основные средства

02

П

Амортизация основных средств

03

А

Доходные вложения в материальные ценности

04

П

Нематериальные активы

05

П

Амортизация нематериальных активов

07

А

Оборудование к установке

08

А

Вложения во внеоборотные активы

09

А

Отложенные налоговые активы

Раздел II

10

А

Материалы

11

А

Животные на выращивании и откорме

14

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

15

А

Заготовление и приобретение материальных ценностей

16

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

19

А

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III

20

А

20 счет бухгалтерского учета — это основное производство

21

А

Полуфабрикаты собственного производства

23

А

Вспомогательные производства

25

А

Общепроизводственные расходы

26

А

Общехозяйственные расходы

28

А

Брак в производстве

29

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40

А-П Выпуск продукции (работ, услуг)

41

А

Товары

42

П

Торговая наценка

43

А

Готовая продукция

44

А

Расходы на продажу

45

А

Товары отгруженные

46

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V

50

А

Касса

51

А

Расчетные счета

52

А

Валютные счета

55

А

Специальные счета в банках

57

А

Переводы в пути

58

А

Финансовые вложения

59

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI

60

А-П

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

А-П

Расчеты с покупателями и заказчиками

63

П

Резервы по сомнительным долгам

66

П

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

П

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68

А-П

Расчеты по налогам и сборам

Единый план счетов дополнен счетами:

Код Наименование Примечание

205 38

Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

207 40

Расчёты по прочим долговым требованиям

208 50

Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

С детализацией по счетам:

  • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

Забалансовый счёт 33

Ценные бумаги по договорам репо

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

Забалансовый счёт 38

Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 39

Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 45

Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

Переименованы следующие счета:

Код счёта Прежнее наименование Наименование с учётом изменений Примечание

104 90

Амортизация имущества в концессии

Амортизация имущества учреждения в концессии

Единый план счетов дополнен счетами:

Счёт Наименование Примечание

Счета для учёта активов

102 90

Нематериальные активы – имущество в концессии

На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:

  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • информационные системы (в т. ч. ГИС);
  • сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
  • совокупность этих объектов;
  • операции, изменяющие эти объекты

104 5I

Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии

104 60

Амортизация прав пользования нематериальными активами

106 50

Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны

С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н

106 60

Вложения в права пользования нематериальными активами

108 9I

Нематериальные активы концедента, составляющие казну

111 60

Права пользования нематериальными активами

С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н

114 60

Обесценение прав пользования нематериальными активами

До внесения изменений на счёте 114 60 учитывалось обесценение непроизведённых активов

114 70

Обесценение непроизведённых активов

С детализацией по видам непроизведённых активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учёта обесценения непроизведённых активов применялся счёт 114 60 (114 61 – 114 63)

114 80

Резерв под снижение стоимости материальных запасов

С детализацией по счетам:

Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).

Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д.

Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота.

Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов.

Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета.

Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на:

  • Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д.
  • Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *