Закон 93 фз с последними изменениями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон 93 фз с последними изменениями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок. Так, для лифтов размер доли составляет 90%.

Санкций за несоблюдение квоты пока не предусмотрено, административная ответственность будет введена с 2022 г.

Основные изменения в законодательстве о госзакупках в 2021 г.

Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г. Однако, если новый закон будет принят после октября, то изменения вступят в силу через год.

Его необходимо использовать при строительстве:

  • объектов связи, телевидения и радиовещания;
  • объектов водоснабжения и канализации;
  • улиц, автомагистралей, транспортных развязок, туннелей;
  • заводов по переработке отходов и иных объектов.

Акционера или учредителя компании, чья доля составляет менее 25%, не внесут в реестр. Но при этом в него будут включены все члены правления. Если полномочия одного из членов передадут другому лицу, его тоже включат в реестр.

В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Так, за недостоверную информацию о товаре при подаче заявки должностных лиц и предпринимателей оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. руб., юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб.

Например, направить жалобу на этапе подачи заявок смогут только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».

Другой информации пока нет, в том числе нет планов ввести плату на жалобы.

  • Сфера применения настоящего Федерального закона

    • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

    • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

    • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    • 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

    • 4) особенностей исполнения контрактов;

    • 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

    • 6)аудитав сфере закупок товаров, работ, услуг;

    • 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

    • 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

    • 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

    • 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

    • 3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

    • 4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

    • 5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”;

    • 6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

    • 8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;

    • 9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

    • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

    • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

  • Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    • 1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

    • 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

    • 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

    • 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

  • Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    • 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    • 1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

    • 2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

    • 3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

    • 4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

    • 5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

    • 6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

    • 7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

    • 8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

    • Информационное обеспечение контрактнойсистемывсфере закупок

      • 1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:

      • 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

      • 2) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также – планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты);

      • 3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

      • 4) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

      • 2. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      • 3. Единая информационная система содержит:

      • 1) утратил силу с 1 октября 2019 года. – Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;

      • 2) планы-графики;

      • 3) информацию о реализации планов-графиков;

      • 4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

      • 5) информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов;

      • 6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

      6.1) единый реестр участников закупок;

      • 7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

      • 8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

      • 9) реестр банковских гарантий;

      • 10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

      10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;

      • 11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

      • 12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

      • 13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

      • 14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

      • 15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

      • 16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;

      • 17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

      • 4. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

      • 5. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      • 6. Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

      • 7. Субъект�� Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.

        Последняя редакция 93 ФЗ о дачной амнистии

        • Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

          • 1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.

          • 2. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

          • 3. Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        • Принципыконтрактнойсистемывсфере закупок

          Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

        Список основных изменений касается ввода в эксплуатацию объектов, оформления собственности и срока, в пределах которого действует эта упрощенная процедура, а именно до 01.03. 2020 (раньше было до той же даты, но до 2020). В силе остались такие правила:

        • не надо разрешений на ввод в эксплуатацию индивидуального жилстроительства (но нужно разрешение на само строительство) и также не требуется предоставление его для техучета (инвентаризации). Это касается и создания техпаспорта объекта;
        • субъекты РФ на местном уровне вправе устанавливать свои расценки на услуги, связанные с кадастровыми работами;
        • до указанной даты основанием для учета и регистрации для объектов ИЖС на участках, выделенных для него или на приусадебных наделах, является только техплан этих объектов и правоустанавливающее свидетельство на землю.

        Итак, изменился лишь период – его продлили до марта 2020, а упрощенная схема осталась и заключается в следующем:

        • все, что нужно для оформления надела – паспорт, документ о пользовании/выделении, его декларация и квитанция о пошлине;
        • облегченное введение в эксплуатацию построек на участках. Если они стоят на учете в Росреестре, то это можно сделать по льготному порядку;
        • льготные цены на регистрацию.

        Вкратце нюансы регистрации:

        • для оформления собственности на дачные домики для начала надо проверить, на основании какой ее разновидности происходит его использование;
        • если это собственность, то можно продолжать процедуру дальше. Но если это иные вещные права (пользования, наследуемого владения), то требуется сначала оформить в собственность сам надел. Два мероприятия можно делать одновременно;
        • при этом потребуются бумаги на землю. Их довольно сложно найти, если их получали родственники в советские времена. Если это не удалось сделать, то необходимо обратиться в местные администрации с запросом на выдачу выписки из хозяйственной книги. Там будет указана вся необходимая информация.

        Процедура выглядит следующим образом: заказ техплана в кадастровой организации – проведение инженером конторы замеров и обозначение им, как строения соотносятся с участком – выдача техплана – оформление регистрации.

        Дачная амнистия касается следующего имущества:

        • домов на выделенных участках для ИЖС;
        • строений на территориях для ведения личных хозяйств;
        • домиков на территориях для садоводства, огородов, дачных хозяйств;
        • других хозпостроек на указанных выше землях и тех, перечень которых есть в п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса.

        ФЗ №171 позволяет увеличивать площадь наделов за счет прилегающих земель, если они того же назначения и их общая площадь находится в границах установленных Земельным кодексом.

        Запрет на приватизацию касается следующих объектов:

        • общего назначения;
        • дорог, коммуникаций;
        • отнесенных в ведение соседнего территориального района;
        • выставленных на аукцион;
        • предназначенных для нужд государства (парковые зоны, заповедники, культурное наследие, принадлежащие силовым структурам).

        Стоит поторопиться с приватизацией данного вида имущества не только в пределах указанных нами в этой статье сроков, но и вообще, так как неизвестно, что могут принять на протяжении последующих месяцев законодатели, чтобы наполнить бюджет страны в условиях экономического кризиса.

        Ситуация остается прежней – с каждым годом расценки на процедуру возрастают, а сама она медленно, но уверено становится все сложнее.

        Итак, для полного ознакомления с темой соискателю необходимо знать, что сроки в ФЗ 93 уже не актуальные. Они продлены до марта 2020 года другим актом под №36, принятым в текущем году. Все остальные изменения, введенные первым, остаются в силе, поэтому данную тему мы рассмотрели, учитывая положения этих двух законов.

        Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

        ☎ Связаться с нами!

        В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

        • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
        • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
        • Запреты и ограничения из-за эпидемии
        • Все изменения по проверкам организаций
        • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
        • Переносы сроков по налогам и сборам
        • Как снизить страховые взносы до 15%
        • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
        • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

        Закон о дачной амнистии регулируют вопросы приватизации участков земли и домов. Само понятие дачной амнистии было введено после утверждения закона федерального уровня под номером 93-ФЗ. Данный акт внес множество изменений в другие документы. Основная причина принятия амнистии заключается в осуществлении контроля так называемого загородного «самостроя» – построек, возведенных без получения соответствующих разрешения. Стоит рассмотреть закон о дачной амнистии 93-ФЗ последняя редакция 2018..

        Что меняется в работе государственных заказчиков и поставщиков с января 2021

        Основное право граждан, зарегистрировавших землю по дачной амнистии, заключается в получение возможности полного распоряжения с участком. Он может быть продан, подарен, передан по наследству и т.д. Помимо этого, регистрация участка позволяет точно определить его границы.

        Обязанности владельцев дач и садовых участков представлены ниже:

        • соблюдение положения Земельного кодекса Российской Федерации;
        • использование участка земли и расположенных на нем ресурсов исключительно на те цели, которые регламентируются имеющимися правами собственности;
        • своевременные оплата налогов на земельный участки и т.д.

        Право приватизации участков и расположенных на них строений доступно для всех физических лиц.

        В собственность могут быть оформлены:

        • жилая недвижимость, расположенные на участках, которые предназначены для индивидуального жилого строительства;
        • постройки, расположенные на участках, которые предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, удовлетворяющие требования, предъявляемые к жилым помещениям;
        • нежилые строения, расположенные на участках ИЖС или ЛПХ;
        • садовые строения, находящиеся на дачных участках, перестроенные под жилые помещения;
        • другие постройки, возведение которых не требует получение специальной разрешительной документации.

        Согласно положениям 93-ФЗ, дачная амнистия может быть применена по отношению участкам земли, приобретенным в пользование до 30 октября 2001 года, то есть до момента утверждения Земельного Кодекса Российской Федерации.

        Сроки действия

        Сроки действий дачной амнистии неоднократно продлевались. Первоначально, она действовала до 2015 года, далее период активности был продлен до 2018 году. По информации, имеющейся на текущий момент, возможность упрощенной приватизации по объектам загородной недвижимости и участком земли была продлена до начала 2021 года.

        Цель введения описываемого в статье закона заключается в предоставлении возможности оформления участком земли и строений, расположенных на них, в собственность в упрощенном порядке.

        Помимо этого, дачная амнистия способна установить границы территории конкретного участка, что в свою очередь искореняет такое понятие, как захват земли.

        Нововведения

        Основным нововведением в последней редакции закона 93-ФЗ является появление возможности осуществления постоянной регистрации в частном доме.

        Для возможности оформления прописки строение должно удовлетворять следующим требованиям:

        • иметь фундамент;
        • быть подключено к основным коммунальным ресурсам (вода, электричество, стоки и отопление);
        • участок земли, на котором расположен дом, должен быть расположен на территории какого-либо населенного пункта;
        • строение должно обладать собственным адресом;
        • у гражданина должны быть оформлены права собственности на дом.

        01/01/2021 г

        Вступил в силу Приказ Росреестра от 23 октября 2020 г. N П/0393
        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
        К ТОЧНОСТИ И МЕТОДАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ТРЕБОВАНИЙ К ТОЧНОСТИ И МЕТОДАМ
        ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК КОНТУРА ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ ИЛИ ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
        НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ, МАШИНО-МЕСТА

        НЕбольшой фрагмент документа:
        10.1. В площадь жилого здания не включаются площади подполья для проветривания жилого
        здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака,
        внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной и горизонтальной (в межэтажном
        пространстве) разводками, тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов.
        10.2. Площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей
        наружных стен. Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте
        от нуля до 1,10 метра от уровня пола (плинтусы, декоративные элементы, кабельные короба,
        системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются).
        10.3. В площадь этажа жилого здания включаются площади балконов, лоджий, террас и
        веранд, внутренних перегородок и стен, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их
        площади в уровне данного этажа.
        10.4. Площадь мансардного этажа жилого здания определяется в пределах внутренних
        поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака, с учетом пункта 13
        настоящих требований.
        11. Площадь нежилого помещения, в том числе расположенного в многоквартирном доме,
        определяется с учетом положений пунктов 2 — 4, 6, 7, 8.6, 11.1, 11.2 настоящих требований.
        11.1. Площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого
        помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между внутренними поверхностями стен
        и (или) перегородок. Расстояния, применяемые для определения площади нежилого помещения,
        измеряются на высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (при этом плинтусы, декоративные
        элементы, кабельные короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не
        учитываются).
        11.2. В площадь нежилого помещения включается площадь лестничных площадок и
        ступеней, расположенных в пределах такого помещения, площадь наружных тамбуров, лоджий,
        террас (в том числе расположенных на эксплуатируемой кровле), веранд, балконов, галерей и
        иных подобных частей помещения или здания.
        12. Площадь жилого помещения определяется с учетом положений пунктов 1 — 4, 6, 12.1 —
        12.4, 13 настоящих требований.
        12.1. Площадь жилого помещения (квартира, комната в квартире) состоит из суммы
        площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного
        использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд,
        связанных с их проживанием в жилом помещении, рассчитанных по их размерам, измеряемым
        между поверхностями стен и перегородок, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас,
        эксплуатируемой кровли.
        12.2. К площади помещений вспомогательного использования в жилом помещении относятся
        площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь,
        занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
        12.3. Расстояния, применяемые для определения площади жилого помещения, измеряются на
        высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (плинтусы, декоративные элементы, кабельные
        короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются).
        12.4. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы на участке с высотой от пола до низа
        выступающих конструкций лестницы 1,6 метра и менее не включается в площадь помещения, в
        котором размещена лестница.
        12.5. Площадь, занимаемая печью, в том числе печью с камином, которые входят в
        отопительную систему здания и не являются декоративными, в площадь жилого помещения не
        включается.
        13. Площадь мансардного этажа жилого здания, площадь жилого помещения мансардного
        этажа жилого здания определяется в пределах высоты наклонного потолка (стены) при наклоне до
        45° — от 1,6 метра, при наклоне от 45° и более — от 1,9 метра. Площадь мансардного этажа жилого
        здания, площадь жилого помещения мансардного этажа жилого здания с высотой потолка менее
        1,6 и 1,9 метра соответственно при соответствующих углах наклона потолка не учитываются (не
        включаются).

        Полный текст можно скачать тут.

        08.12.2020 год

        Внесены изменения в ст. 70 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»
        «Дачная амнистия» продлена и распространяется на жилые дома на землях под индивидуальное жилищное строительство.

        Статья 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 8 декабря 2020 года.

        18.04.2019 года Государственная Дума приняла новые изменения в ст 42 фз-218 «О государственной регистрации недвижимости» ( внесены в Госдуму 12.03.2019 г), которые отменяют нотариальные сделки при отчуждении и ипотеке долей, если все участники долевой собственности проводят сделку одновременно по одному договору

        22.04.2019 года Совет Федераций одобрил поправки

        01.05.2019 года Президент РФ Путин В.В. подписал закон ФЗ- 76.
        (поправки вступят в силу через 90 дней после опубликования — с 31.07.2019 г) .

        Теперь закон требует удостоверять только некоторые сделки у нотариуса, а именно:

        • продажа (или иное отчуждение) недвижимости, принадлежащей — недееспособным, несовершеннолетним
        • в случае отчуждения доли НЕ всеми участниками долевой собственности

        Последнюю правку закон о дачной амнистии претерпел в феврале 2017 года. Тогда отдельные положения, введенные ранее законом 93-ФЗ в гражданское, жилищное, земельное и градостроительное законодательство, утратили силу.

        Надо ли вообще проводить оформление дома? Необходимо понимать, что неоформленный в собственность дом нельзя будет застраховать, передать по наследству или продать в случае такой необходимости.

        Сейчас в Росреестре содержатся сведения о 60 миллионах дачных участков и почти половина из них не оформлена должным образом: не проведено межевание территории, т.е. не определены границы этих дач.

        Внимание! Срок действия Дачной амнистии истекает 1 марта 2018 года.

        Поясним, что данное ограничение актуально для владельцев неоформленных домов, построенных на участках, которые были выделены под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство. Владельцев незарегистрированных домов, находящихся в составе садовых товариществ (дач), закон об амнистии по времени пока не ограничивает.

        По результатам проведения дачной амнистии выяснилось, что порядка трети участников программы владеют более чем одним объектом недвижимости.

        Проведение программы дачной амнистии подразумевало под собой еще одну очень важную цель: реализацию масштабной инвентаризации для выявления бесхозных объектов недвижимости. Особенно это было актуально для крупных областей, в частности, Московской. Несмотря на то, что местная земля стоит баснословных денег, даже здесь существует огромное количество заброшенных дач. По некоторым сообщениям, в 2016 году оно исчислялось десятками тысяч участков.

        1. Жилой дом, имеющий не более трех этажей, включая мансарду, площадь которого не более 300 м2, возведенный на земельному участке, выделенном для индивидуального строительства (ИЖС);
        2. Гараж, построенный на земле, выделенной для гаражного строительства;
        3. Участок земли, выделенный для осуществления на нем
          • садоводства;
          • огородничества;
          • ЛПХ (личного подсобного хозяйства).

        Зарегистрирован закон в качестве документа федерального уровня «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» No 93 – ФЗ от 30.06.2021 года.

        Дачная амнистия объектов, относящихся к категории индивидуального жилищного строительства, расположенных на определенном земельном участке, в соответствии с нынешними нормами также должна осуществляться в упрощенном порядке, и в данном случае нужно будет предоставить следующий перечень документов:

        Для того, чтобы добиться систематизации уже имеющегося фонда, а также ввести в правовое поле процедуру, по которой могло бы осуществляться строительство на садовых и дачных участках, в 2021 году был разработан Федеральный закон №93 или, как его сегодня называют в преимущественном большинстве случаев, «Закон о дачной амнистии».

        Закон об амнистии содержит 13 статей, часть из которых на сегодняшний день утратила силу. Изменения, внесенные законом, затронули Гражданский и Налоговый кодексы РФ, земельное, градостроительное и жилищное законодательство, закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а также закон о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

        • Объект должен являться капитальным строением и иметь фундамент;
        • Должны быть проведены свет, вода, канализация и отопление;
        • Земельный участок, на котором расположен дом, должен находиться на территории населенного пункта, в независимости от того, находится он в черте города или сельской местности. Важно то, чтобы участок, согласно целевому назначению земель, был отведен для садоводства;
        • Дом обязательно должен иметь адрес;
        • Должен быть оформлен в собственность.
        • Здания, возведенные на землях, специально выделяемых для индивидуального строительства (ИЖС).
        • Строения, размещенные на участках, отведенных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и отвечающее требованиям для жилых помещений.
        • Нежилые здания, построенные на землях под ИЖС и ЛПХ.
        • Садовые домики, построенные на дачных участках, но которые со временем превратились по своим размерам в полноценный жилой дом.
        • Иные сооружения, строительство которых не требует специального разрешения, согласно Градостроительному Кодексу РФ.

        В Государственной Думе зарегистрирован законопроект, предусматривающий возможность регистрации прописки на даче. Сейчас такая возможность тоже есть. Но воспользоваться ею можно только по решению суда. Дом должен подходить для круглогодичного проживания и быть привязанным к какому-то населенному пункту. Избушка в чистом поле для этой цели не подходит.

        Плата за регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимости, предусматривается в размере 100 рублей.

        Скачать Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» №93 от 30 июня 2021 года.

        Как отметил один из авторов инициативы – депутат Госдумы Павел Крашенинников, проблема оформления прав обострилась после введения системы уведомлений о начале и об окончании строительства (упрощенный порядок, при котором право на дачные дома регистрировалось только на основании документа на землю, прекратил действие с 1 марта 2021 года). «В результате оформление прав граждан на возведенные дома стало возможным только через суд», – подчеркнул он.

        Поправками до 1 марта 2021 года продлевается срок упрощенного оформления прав на дома, построенные на садовых участках. В этот период для осуществления государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, при наличии правоустанавливающего документа будет достаточно представить только технический план. При этом необходимые документы заявитель сможет сам подать в органы регистрации.

        Такие новшества содержит последняя редакция закона о дачной амнистии 93 ФЗ вступившая в действие с 1 января 2021 года. Законодатели, внесшие поправки, считают, что новые требования никоим образом не повлияют на процедуру учета, ведь она отработана до мелочей. Однако юристы уверены, что дачную амнистию эти новшества осложнят.

        Закон о дачной амнистии регулируют вопросы приватизации участков земли и домов. Само понятие дачной амнистии было введено после утверждения закона федерального уровня под номером 93-ФЗ. Данный акт внес множество изменений в другие документы.

        • отправление почтой с обязательным вложением не только самих документов, но и их описи (письмо необходимо направить с уведомлением, которое вернется к вам с отметкой и том, что оно получено специалистами регистрирующего органа);
        • заполнение электронной заявки на официальном сайте Росреестра с прикреплением отсканированных документов.

        Сегодня земельный участок, находящийся в садоводческом (дачном) товариществе, а также постройки на нем, можно зарегистрировать с предоставлением для этого минимального набора документов. После оформления земли в собственность, жилой дом можно оформить только по следующим бумагам:

        1) в части 11.1 статьи 24 слова «или садового дома подготавливается» заменить словами «или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается», слова «или садового дома и являются его неотъемлемой частью» заменить словами «или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью»;
        Предыдущая редакция:
        11.1. Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.

        Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 93-ФЗ

        А что даст гражданам, жителям многоквартирных домов, решение о том, что органы власти должны проводить все необходимые действия по образованию земельного участка придомовой территории многоквартирных домов?

        Органы власти должны будут уведомлять собственников помещений в многоквартирных домах о проведении работ по образованию земельного участка — не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения. Информация об этом должна размещаться на информационных щитах, расположенных по месту нахождения многоквартирного дома, а также на официальном сайте уполномоченного органа власти.

        Понятие «дачная амнистия» — обиходное название закона, регулирующего вопрос приватизации домов и участков. Дачной амнистией называют облегченный порядок оформления права собственности на отдельные объекты недвижимости.

        Федеральный закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» был принял в июне 2021 года.

      • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 29.01.2021)
      • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
      • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по горнолыжному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0060003611Я
      • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
      • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
      • Приказ Минстроя России от 28.12.2018 N 886/пр (ред. от 22.01.2021)
      • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
      • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по ездовому спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0710005411Я
      • Письмо ФТС России от 24.05.2018 N 14-40/30172 (ред. от 20.01.2021)
      • Письмо ФТС России от 18.05.2016 N 14-40/23636 (ред. от 20.01.2021)

      Дачную амнистию можно определить как упрощенная процедура регистрации в собственность граждан дачных земельных участков, и расположенных на них объектов недвижимости.

      Такая схема оформления действовала далеко не всегда! Ранее для оформления собственности на дачную постройку, нужно было подготавливать большое количество бумаг и заниматься дополнительными вопросами, например, получать акт ввода строения в эксплуатацию.

      Поскольку большинство дачников являются гражданами пожилого возраста, для них такая процедура оформления была достаточно сложной. В результате чего, на участках возводились строения, которые не были оформлены надлежащим образом.

      А значит и право собственности на такие объекты не было зарегистрировано, а у дачников не возникла обязанность уплаты подоходного налога за данное недвижимое имущество.

      Помимо этого, если эти объекты юридически «не существуют», то они и не могут быть застрахованы. Это используют в незаконных целях страховые компании, выдающие страховки на постройки, не прошедшие регистрацию.

      А в случае наступления страхового случая, выходит, что получить страховое возмещение за строение, которое по документам не существует, по действующему законодательству нельзя.

      Для чего и был принят закон, который позволяет владельцам дачных участков получить право собственности на землю и дачные постройки по упрощенной схеме.

      В чем заключается смысл дачной амнистии? Суть закона состоит в том, что владелец участка может оформить собственность на него, а также на дачный домик и другие хозяйственные постройки, по специальной, упрощенной процедуре.

      Такая процедура заключается в оформлении законных прав на строения на дачном участке, без предоставления в службу Росреестра разрешительной документации на строительство, без которой в обычном порядке нельзя оформить право собственности на объект недвижимости.

      При владении участком на правах бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения, дачник имеет право приватизации на безвозмездной основе земли, в соответствии с законом о дачной амнистии.

      Земельные участки выдавались гражданам на основе вышеуказанных прав до 2001 г., т.е. до момента принятия ЗК РФ, отменившего действие указанных двух прав.

      На сегодняшний день физические лица могут выкупить землю или получить их бесплатно как льготники. Но права на участки должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

      Подводя итог, смысл дачной амнистии можно определить как упрощенный порядок оформления пользователями участками земли права собственности на бесплатной основе.

      Закон о дачной амнистии с последними изменениями

      «Дачная амнистия» — это Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». В указанном правовом акте закреплено, что граждане могут воспользоваться упрощенным порядком оформления права собственности на земельный участок и строения на нем.

      Дачная амнистия введена 1 сентября 2006 года. С момента принятия закона в особом порядке соотечественниками оформлено более 12 млн. объектов недвижимого имущества.

      Сначала был установлен срок действия указанного нормативного акта до 1 марта 2015 года. Но в дальнейшем действие закона постоянно продлялось.

      В июле 2019 года Совет Федерации на пленарном заседании одобрил законодательный акт, который продлевает «дачную амнистию» до 1 марта 2021 года.

      До 1.03.2022 года продлили льготный срок бесплатного выделения в собственность участков земли членам садоводческих товариществ, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

      В соответствии с законодательством любой объект недвижимости в РФ подлежит регистрации. Это правило касается и дачного недвижимого имущества – домиков, сараев, бань, гаражей и других вспомогательных строений, имеющих фундамент.

      Сведения относительно таких построек вносятся в кадастр объектов недвижимости и в единый реестр прав недвижимости (ЕГРН).

      Собственность на объект недвижимости не может быть оформлена, если в государственном кадастре не содержатся сведения на этот объект. Подтверждением проведения кадастрового учета на данный объект является кадастровый паспорт на него.

      Для получения кадастрового паспорта нужно выполнить следующие действия:

      Заказать межевание земельного участка в случае оформления права собственности на участок
      Заказать техплан на дачную постройку

      Чтобы получить указанные документы, придется потратить много времени и денег. Но по дачной амнистии оформление права собственности на землю выполняется без проведения ее межевания.

      А в случае дачных домиков, не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

      Для регистрации права собственности на земельный участок нужно установить, на каком основании физическое лицо пользуется им.

      Это можно узнать, посмотрев правоустанавливающую документацию на участок. В документах содержится информация, когда он был предоставлен, каким учреждением и на каком праве.

      При отсутствии данных сведений, считается, что земля была выделена на праве собственности.

      Однако имеются и исключения – предоставление отдельных земельных участков в собственность граждан не допускается. К ним относятся участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте.

      При отсутствии бумаг, необходимо обратиться в орган местного самоуправления за выдачей выписки из похозяйственной книги. Этот документ и будет правовым основанием владения землей.

      После чего нужно обратиться в службу Росреестра (или МФЦ) по месту расположения участка с заявлением о регистрации собственности. Заявление составляется по установленному образцу, к нему прикладываются необходимые документы.

      В частности:

      Ранее выданное свидетельство на землю документ, соответствующий правовым актам прошлых лет
      Акт местной администрации о предоставлении участка выписка из похозяйственной книги
      В случае выделения участка на родственника заявителя и принятия его в качестве наследства, необходимо представить свидетельство о праве на наследство а также свидетельство о смерти члена семьи или завещание
      Договор купли-продажи или дарения прочие основания для законного владения земельным участком

      Кадастровый учет в этом случае будет проведен в то же время, что и государственная регистрация права собственности с включением сведений в реестр недвижимости.

      Строить дачные домики допускается на земельных участках, которые предназначены для ИЖС (индивидуального жилищного строительства) или ЛПХ (личного подсобного хозяйства).

      Чтобы зарегистрировать право собственности следует обратиться в службу Росреестра или в многофункциональный центр и подать заявление вместе с сопутствующими документами.

      Комплект документов включает в себя:


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *